г®----------------------------«за
ЭКОНОМИКА
Н./З. Кузнецова
с}01с&0[1 экономических наук, 2)/ЗТУ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И ЯПОНИИ
Интегральная устойчивость любой национальной системы определяется сбалансированностью трёх основных элементов - уровень жизни населения, эффективность работы хозяйственного механизма региона и его инвестиционная привлекательность (конкурентоспособность рынка капитала). Следовательно, в основе концепции устойчивого развития лежит значимость факторов «качества жизни», которые будут ухудшать экономическую ситуацию в будущем в геометрической пропорции.
В этом смысле человек оказывается «двигателем» всех хозяйственных изменений и одновременно высшей ценностью общества. Так, например, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), введённый ПРООН в 1990 г., несет в себе формулу оценки хозяйственных результатов через благосостояние человека.
Следовательно, уровень жизни населения является важнейшим показателем, отображающим эффективность социально-экономической политики государства. В конвенциях Международной организации труда (МОТ), признающей жизнь человека высшей ценностью, каждый человек имеет право на уровень жизни, обеспечивающий поддержание здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Уровень жизни, его динамика и дифференциация в значительной степени определяются уровнем развития производительных сил, объемом и структурой национального богатства, производством и использованием валового национального продукта, характером распределения и перераспределения доходов. Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства1.
В широком смысле понятие “уровень жизни населения” включает условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания. В таком случае чаще употребляется термин “качество жизни”. Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление благ по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, которые лишь позволяют поддержать жизнеспособность человека).
Зависимость между уровнем жизни и развитием производительных сил страны проявляется через показатели доходов, потребления и стоимости жизни, поэтому материальные составляющие занимают центральное место в определении уровня жизни. В то же время уровень жизни должен оцениваться с точки зрения возможностей обеспечения достойного существования, и с этих позиций наиболее полным является следующее определение: уровень жизни представляет собой «...доходно имущественные возможности населения, обеспечивающие удовлетворение его материальных и духовных потребностей при ограничениях, задаваемых стоимостью жизни»2.
Сложность изучения уровня жизни диктует необходимость формирования системы статистических показателей так называемого «модельного набора социальных индикаторов уровня жизни населения».
На 29 сессии Статистической комиссии ООН в феврале 1997 г. был утвержден минимальный набор национальных данных социальной статистики, рекомендованных Рабочей группой по международным статистическим программам и координации Экономического и социального совета ООН.
В состав набора включены следующие показатели: численность населения с разбивкой по полу, возрасту, по этническим группам; средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении с разбивкой по полу; детская смертность с разбивкой по полу; материнская смертность; доля детей с весом при рождении менее 2,5 кг с разбивкой по полу; средняя продолжительность обучения в школе с разбивкой по полу и, если возможно, имущественному положению; ВВП на душу населения; среднедушевой доход
домашних хозяйств; стоимость минимальной продовольственной корзины, необходимой для удовлетворения потребностей в пище; доля безработных с разбивкой по полу; соотношение занятых и общей численности населения с разбивкой по полу, формальному и неформальному секторам; доступ к питьевой воде; обеспеченность санитарно-гигиеническими условиями; количество человек на одну комнату, исключая кухню и ванную3.
В решении Статкомиссии ООН отмечается, что перечень показателей должен рассматриваться не как исчерпывающий, а как минимальный набор индикаторов. ООН рекомендует также разрабатывать показатели с учетом национальных особенностей стран и обеспечения максимальной сопоставимости данных между странами.
Необходимо отметить, что Госкомстатом России разработана система показателей, отражающих возможности оценки уровня жизни на современном этапе и дающих возможность сопоставить уровень жизни населения России с другими странами. Эти показатели могут быть объединены в следующие разделы:
- интегральные индикаторы уровня жизни (макроэкономические показатели, демографические показатели, показатели экономической активности, показатели пенсионного обеспечения);
- показатели материальной обеспеченности населения (доходы домашних хозяйств и неравенство в распределении доходов между отдельными группами населения);
- показатели личного потребления и питания населения (стоимость минимальной потребительской корзины, величина прожиточного минимума, структура и динамика потребительских расходов домашних хозяйств в текущих и сопоставимых ценах, доля затрат на питание в располагаемых ресурсах и потребительских расходах домашних хозяйств, среднедушевое потребление основных продуктов питания, энергетическая ценность пищевого рациона, содержание в продуктах питания животных белков в расчете на душу населения);
- жилищные условия населения (обеспеченность жильем (общая и жилая площадь в расчете на одного человека); доля расходов на оплату жилья в потребительских расходах населения; число семей, состоящих на учете на получение жилья);
- показатели образования (число государственных дневных образовательных учреждений и численность учащихся в них; число государственных высших учебных заведений; численность студентов государственных высших учебных заведений на 10000 населения; число государственных средних специальных учебных заведений и численность студентов в них в расчете на 10000 населения);
- показатели здравоохранения;
- показатели культуры, туризма и отдыха (число посещений театров и музеев на 1000 человек; количество изданных книг, брошюр и журналов на душу населения, а также число лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных учреждениях и д., и численность российских граждан, выезжавших за границу в туристические поездки);
- индикаторы общественного порядка (число зарегистрированных преступлений, раскрываемость преступлений и коэффициенты смерт-
ности в результате убийств, в том числе по полу и в группировке на городское и сельское население).
Приведенная система показателей имеет структуру, позволяющую согласовать ее с общей системой социально-экономических показателей, и может быть использована для более детальной оценки уровня жизни отдельных групп населения внутри страны, а также для международных сопоставлений уровня жизни населения4.
Последний вариант системы показателей ООН был принят в 1978 г. В 1989 г. в связи с возрастающим интересом статистических служб стран мира был издан справочник по социальным показателям, давший возможность построить системы показателей уровня жизни в соответствии с национальными особенностями и потребностями международных сопоставлений уровня жизни. Система эта, разработанная ООН, включает 12 разделов: демографические характеристики населения; санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продуктов питания; жилищные условия населения; образование и культура; занятость и условия труда; доходы и расходы населения; стоимость жизни и потребительские цены; транспортные средства; организация отдыха; социальное обеспечение; свобода человека. В качестве обобщающей характеристики уровня жизни и человеческого развития используется индекс развития человеческого потенциала. Он был введен вместо ранее применявшегося в этих целях показателя валового национального продукта (ВНП) в расчете на душу населения5.
ИРЧП является комплексным показателем, оценивающим уровень средних достижений страны по трем основным направлениям развития человека: долголетие на основе здорового образа жизни, определяемое уровнем ожидаемой продолжительности жизни при рождении; знания, измеряемые уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения; достойный уровень жизни, оцениваемый по ВВП на душу населения в соответствии с паритетом покупательной способности6.
Отбор направлений для расчета ИРЧП проводился по принципу безусловности выбора, который предполагает, что человек, имеющий возможность выбора, всегда предпочтет более долгую и здоровую жизнь, более высокий уровень образования и больший материальный достаток. Однако необходимо учитывать тот факт, что перечисленные направления человеческого развития отражают более широкий спектр возможностей, поскольку человек может остановить свой выбор, например, не просто на образовании, а на тех перспективах, которые дает более высокий уровень образования.
Прежде чем рассчитывать ИРЧП, необходимо рассчитать показатели по каждому из элементов. Для расчета индексов по этим элементам — продолжительности жизни, образованию и ВВП — для каждого из используемых показателей устанавливаются минимальное и максимальное значения (см. таблицу 1). После этого рассчитывается ИРЧП как среднее арифметическое индексов по элементам.
Достижения по каждому измерению выражаются величиной от 0 до 1, которая рассчитывается по следующей общей формуле:
ЧО
Т1 фактическое значение - минимальное значение
Индекс по элементу---------------------------------------------------
максимальне значение - минимальное значение
Таблица 1.
Пороговые значения для расчета ИРЧП
Показатель Максимальное значение Минимальное значение
Средняя продолжительность жизни (лет) 85 25
Уровень грамотности взрослого населения (в процентах) 100 0
Совокупный валовой коэффициент поступивших в учебные заведения (в процентах) 100 0
ВВП на душу населения (ППС в дол. США) 40000 100
Нами выбран индекс ожидаемой продолжительности жизни. В отличие от коэффициентов младенческой и материнской смертности, очень значимых для развивающихся стран, средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении является универсальным показателем долголетия, так как позволяет наилучшим способом дифференцировать как развивающиеся, так и индустриальные страны, не завышает существующий разрыв между ними и не подвержен влиянию изменений возрастной структуры.
Формула расчета индекса ожидаемой продолжительности жизни выглядит так:
x-min(x)
х-индекс = -----------;-----, [1J
шах (х) - min (х)
где: х - ожидаемая продолжительность жизни7.
Индекс образования измеряет относительные достижения страны как в повышении грамотности взрослого населения, так и в увеличении валовой доли поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения. Сначала рассчитывается индекс грамотности взрослого населения (доля грамотных в возрасте 15 лет и выше) и индекс валовой доли поступивших в учебные заведения (отношение общего числа учащихся на всех ступенях обучения вне зависимости от их возраста к общей численности населении в возрасте от 5 до 24 лет). Затем эти два индекса сводятся в единый индекс образования, причем вес в две трети придается грамотности среди взрослого населения и вес в одну треть — валовой доле поступивших в учебные заведения8.
Расчет индекса образования следующий:
ALI = , [2]
100
У/
GEI = , [3]
100 2 1
Индекс образования = — х ALI + — х GEI, [4]
где: ALI - индекс грамотности взрослого населения; GEI - индекс совокупной доли учащихся; ALR - грамотность взрослого населения страны в процентах; CGER - совокупная доля учащихся.
То есть:
Индекс образования = 2/3 (Индекс грамотности взрослого населения) + 1/3 (Индекс совокупной доли учащихся)9.
Индекс грамотности взрослого населения оказывается самым значимым показателем образованности для развивающихся стран, которые все еще отстают от индустриальных по распространенности более высоких ступеней обучения и в которых особенно велика доля детского населения, даже теоретически еще не имеющего возможности получения среднего и высшего образования.
Для индустриальных стран с рыночной экономикой индекс грамотности априори устанавливается равным 0,99. Уровень грамотности используется в качестве индикатора образованности с 1990 г., при этом уже в первом всемирном Докладе о человеческом развитии подчеркивалось, что для детальной оценки этого измерения должны учитываться показатели более высоких ступеней образования10. Целесообразно дополнять существующие показатели индикаторами, специфическими для различных уровней развития. Странам со средним уровнем развития уровень грамотности рекомендовалось дополнить показателем полноты охвата средним образованием, странам с высоким уровнем развития - ещё и показателем полноты охвата высшим образованием.
Индекс ВВП рассчитывается с использованием скорректированного показателя ВВП на душу населения (1111C в дол. США). Паритет покупательной способности (ППС) характеризует количество денежных единиц страны А, необходимое для покупки определенного стандартного набора товаров и услуг за одну денежную единицу базовой страны В, т. е. ППС представляет собой коэффициент, показывающий соотношение цен для сопоставляемых стран.
Формула расчета Индекса ВВП выглядит следующим образом:
GDP Index = 1°8 (GDPpc) - log ( 100) log(40000)-log (100)
где: GDP Index - индекс ВВП; GDPpc - ВВП на душу населения при ППС в долларах США.
Итак, для численного представления трех элементов человеческого развития используются показатели: средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении (базовый показатель долголетия); доля грамотных в возрасте 15 лет и старше, а также совокупная общая доля уча-
щихся (базовые показатели образованности); скорректированный реальный ВВП на душу населения (специальный индикатор материального благосостояния).
Эти показатели измеряются в различных единицах, а их изменения происходят неравномерно и/или нередко имеют разнонаправленный характер (например, средняя ожидаемая продолжительность жизни может увеличиваться, в то время как скорректированный реальный ВВП на душу населения - сокращаться). Поэтому сведение этих индикаторов воедино, т.е. построение индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), имеет особое значение с точки зрения результирующей оценки уровня человеческого развития, ранжирования стран (регионов), анализа изменений, произошедших за определенный интервал времени11.
После установления значений индексов по элементам производится расчет ИРЧП. Он представляет собой среднее арифметическое трех индексов по элементам.
В наиболее общем виде ИРЧП рассчитывается по следующей формуле:
где: Xj — фактическое значение показателя, описывающего _)-е измерение человеческого развития; ггу и — соответственно минимальное и максимальное значения показателя, описывающего _)-е измерение; aj — весовой коэффициент (весовой коэффициент средней ожидаемой продолжительности жизни составляет 1/3, скорректированного реального ВВП на душу населения — 1/3, уровня грамотности — 2/9, совокупность общей доли учащихся — 1/9; таким образом, вес каждого измерения человеческого развития равен 1/3).
Так, формулу для вычисления ИРЧП можно представить в следующем виде:
ИРЧП= 1/3 (Индекс ожидаемой продолжительности жизни) +
1/3 (Индекс образования) + 1/3 (Индекс ВВП) [7]
ИРЧП используется в качестве критерия группировки стран по уровню человеческого развития. Страны, в которых ИРЧП больше или равен 0,800, считаются странами с высоким уровнем развития человеческого потенциала, страны с ИРЧП 0,500 — 0,799 — со средним уровнем и страны с ИРЧП до 0,500 считаются странами с низким уровнем человеческого развития.
Для определения уровня жизни населения в Японии в процессе исследования было рассчитано среднее значение ИРЧП за последние 11 лет (1996
— 2006 гг.) (таблица 2). Для этого были использованы формулы, указанные выше и необходимые статистические данные.
Таким образом, за данный промежуток времени ИРЧП Японии менялся незначительно, увеличился всего на 0,022, с первоначального значения 0,925 в 1996 г. до значения 0,947 в 2006 г. Причиной роста ИРЧП стало повышение ВВП на душу населения, максимальное значение которого за первые пять лет (1996 - 2000) составило 26755 (ППС в дол. США), что неизменно привело к повышению индекса ВВП со значения 0,914 в 1996 г. до 0,933 в 2000 г. Во второй половине рассматриваемого периода (2000-2006) ВВП на душу населения в Японии продолжал расти, достигнув наивысшего
х. - Ш-
[6]
Расчет ИРЧП для Японии в динамике с 1996 г. по 2006 г.
Показатель для расчета ИРЧП 1996 год 1997 год 1998 год 1999 год 2000 год 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год
Средн. продолжит, жизни (min значение), (лет) 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25
Средн. продолжит, жизни (max значение), (лет) 85 85 85 85 85 85 85 85 85 85 85
Ожидаемая продолжит, жизни (лет) 80 80 80 80,8 81 81,3 81,5 82 82,2 81,9 81,25
Индекс ожидаемой продолжит, жизни 0,917 0,917 0,917 0,930 0,933 0,938 0,942 0,950 0,953 0,948 0,938
Ур-нь грамотности взросл, насел, (max значен.), (%) 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Ур-нь грамотности взросл, насел., (%) 99 99 99 99 99 99 99 99 99 99 99
Совокупи, валов, коэф-т поступивших в учеб. завед. (тах),% 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Валов, доля поступивших в учебн. завед-я, (%) 85 85 85 82 82 83 84 84,1 85 85 85
Индекс грамотности взросл, населения 0,99 0,99 0,99 0,99 0,99 0,99 0,99 0,99 0,99 0,99 0,99
Индекс совокупной доли учащихся 0,85 0,85 0,85 0,82 0,82 0,83 0,84 0,84 0,85 0,85 0,85
Индекс образования 0,943 0,943 0,943 0,933 0,933 0,937 0,940 0,940 0,943 0,943 0,943
ВВП на душу населения (ППС в дол. США) min значение 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
ВВП на душу населения (ППС в дол. США) max значение 40000 40000 40000 40000 40000 40000 40000 40000 40000 40000 40000
ВВП на душу населения (ППС в дол. США) 23950 24070 23257 24898 26755 25130 26940 27967 29251 30850 31600
Индекс ВВП 0,914 0,915 0,909 0,921 0,933 0,922 0,934 0,940 0,948 0,957 0,961
ИРЧП 0,925 0,925 0,923 0,928 0,933 0,932 0,939 0,944 0,948 0,949 0,947
Н .ß. Кузнецова
значения, равного 31600 (ППС в дол. США) в 2006 г., индекс ВВП при этом повысился до 0,961, а сам ИРЧП вырос до 0,947, являясь также максимальным показателем за последние 11 лет.
Важно отметить тенденцию прогрессивного роста ВВП начиная с 2001 г.. В 2006 г. ВВП Японии поднялся до максимального уровня за последние 11 лет, составив 31600 (ППС в дол. США), что говорит о значительном повышении уровня жизни японцев по сравнению с 1996 г.
Если максимальное значение ВВП на душу населения, признанное ООН, составляет 40000 (ППС в дол. США), то можно сделать вывод о том, что разница с максимальным значением составляет внушительную сумму
- 13212 (ППС в дол. США).
Валовая доля поступивших в учебные заведения не оказала значительного влияния на изменение, а точнее на повышение ИРЧП, так как это значение практически не менялось на протяжении последних 11 лет. Максимальное изменение валовой доли поступивших в учебные заведения наблюдалось в 1999 г., когда произошло его снижение с 85% до 82%. Но это не вызвало снижения ИРЧП, так как оно компенсировалось повышением уровня ВВП на душу населения до 24898 (ППС в дол. США), что на 1641 (ППС в дол. США) больше значения ВВП в 1998 г. Такое значение валовой доли поступивших в учебные заведения (82%) оставалось стабильным на протяжении двух лет (1999, 2000), после чего наблюдалось его постепенное повышение, и к 2004 г. валовая доля снова составила 85% и оставалась неизменной до 2006 г.
Уровень грамотности взрослого населения Японии не оказал никакого влияния на повышение ИРЧП, оставаясь неизменным на протяжении всего исследуемого периода, - 99%. Так как известно, что максимальное значение уровня грамотности, определенное ООН, составляет 100%, то можно сделать вывод о том, что средний уровень грамотности в Японии также очень близок к максимальному значению. Этот показатель, несомненно, оказал большое влияние на конечное значение ИРЧП Японии, так как он является одной из составляющих Индекса образования. Второй составляющей является валовая доля учеников, поступивших как в средние школы, так и в высшие учебные заведения. Среднее значение этого элемента не очень высоко: за 11 лет - 84,1% , что на 15,9% меньше максимального значения, которое установлено ООН на уровне 100%.
Значение ожидаемой продолжительности жизни японцев менялось незначительно. Его изменения за 11 лет (1996 - 2006 гг.) составили чуть больше двух лет жизни (2,2 г.). Это достаточно высокий показатель и необходимо заметить, что он является одним из важнейших при учете уровня качества жизни населения страны. Если учесть, что максимальное значение средней продолжительности жизни, определенное ООН, составляет 85 лет, то можно сделать вывод о том, что средняя продолжительность жизни в Японии очень близка к максимальной. Разница между максимальным значением и значением, рассчитанным нами для Японии, составляет всего 4 года.
Таким образом, максимальная продолжительность жизни ожидалась к 2004 г., составив 82,2 года. Это послужило основной причиной увеличения ИРЧП Японии в 2004 г. на 0,008 по сравнению с 2003 г.
Следовательно, Япония является страной с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Такой вывод следует из утверждения о том, что страны, ИРЧП которых больше или равен 0,800, считаются странами с высоким уровнем развития человеческого потенциала, с высоким уровнем жизни. В целом все три составляющих индекса отображают высокий уровень развития человеческого потенциала в Японии и, несомненно, говорят
о высоком уровне качества жизни в этой стране.
В результате исследований статистических данных по России было определено, что с 1996 г. по 2006 г. ИРЧП происходил стремительный рост индекса - за этот период его значение увеличилось на 0,075, с первоначального значения 0,741 в 1996 г. до 0,816 в 2006 г. (таблица 3).
За период 1996 - 2000 гг. наблюдалось постепенное повышение индекса до 0,783, после чего он понизился до 0,781 в 2001 г. и далее снова стал постепенно повышаться. В первую очередь такому росту способствовал значительный рост ВВП на душу населения, который за первые пять лет возрос до значения 8377 (ППС в дол. США) в 2000 г., увеличившись на 4427 (ППС в дол. США) по сравнению с 1996 г. Важно отметить, что самый резкий скачок ВВП произошел в 1998 г., когда его значение увеличилось на 2090 (ППС в дол. США) по отношению к предыдущему году, что привело к росту ИРЧП России на 0,066.
Индекс рос благодаря увеличению уровня грамотности взрослого населения, который в 2006 г. составлял 77%, а к 2006 г. повысился до 89%. Как уже говорилось выше, в 2001 г. происходит незначительное снижение Индекса, причиной чему стало уменьшение ВВП на душу населения на 1277 (ППС в дол. США) по отношению к 2000 г. Но этот спад незначительно сказался на уменьшении ИРЧП, так как в 2001 г. валовая доля поступивших в учебные заведения резко повысилась на 4% , что благоприятно повлияло на Индекс. Следующие 5 лет (2002 - 2006 гг.) наблюдался медленный рост ИРЧП за счет повышения уровня ВВП и, наконец, к 2006 г. он достиг своего максимального значения 0,816 при максимальном значении ВВП на душу населения 11000 (ППС в дол. США).
В 2005 г. Россия вышла на новый уровень развития, так как значение ИРЧП в этом году поднялось выше 0,800. По установленным ООН критериям группировки стран по уровню человеческого развития, с 2005 г. Россия считается страной с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Обобщение полученных ежегодных результатов среднее значение ИРЧП составило 0,783. Так как среднее значение ИРЧП находится в промежутке 0,500 - 0,799, то Россию следует отнести к странам со средним уровнем развития человеческого потенциала. Следовательно, можно утверждать, что уровень жизни россиян невысок.
Мы определили, что средняя ожидаемая продолжительность жизни россиян за последние 11 лет (1996 - 2006) составляет 66 лет. Этот показатель считается низким, что непременно отразилось на невысоких значениях ИРЧП России. Значение средней продолжительности жизни России далеко от максимального. Разница между максимальным значением и средним значением, рассчитанным нами для России, составляет 19 лет. Максимальное значение ожидаемой продолжительности жизни в России за последние
11 лет наблюдалось в 2006 г. и составило чуть больше 67 лет (67,8)
Расчет ИРЧП для России в динамике с 1996 г. по 2006 г.
Показатель для расчета ИРЧП 1996 год 1997 год 1998 год 1999 год 2000 год 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год
Средн. продолжит, жизни (min значение), (лет) 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25
Средн. продолжит, жизни (max значение), (лет) 85 85 85 85 85 85 85 85 85 85 85
Ожидаемая продолжит, жизни (лет) 66,5 66,6 66,7 66,1 66,1 66,6 66,7 65,3 65,2 66,8 67,08
Индекс ожидаемой продолжит, жизни 0,692 0,693 0,695 0,685 0,685 0,693 0,695 0,672 0,670 0,697 0,701
Ур-нь грамотности взросл, насел, (max значен.), (%) 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Ур-нь грамотности взросл, насел., (%) 99 99 99,5 99,5 99,6 99,6 99,6 99,6 99,4 99,6 99,6
Совокупи, валов, коэф-та поступивших в учеб. завед. (тах),% 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Валов, доля поступивших в учебн. завед-я, (%) 77 77 79 78 78 82 88 90 88 89 89
Индекс грамотности взросл, населения 0,99 0,990 0,995 0,995 0,996 0,996 0,996 0,996 0,994 0,996 0,996
Индекс совокупной доли учащихся 0,77 0,77 0,79 0,78 0,78 0,82 0,88 0,90 0,88 0,89 0,89
Индекс образования 0,917 0,917 0,927 0,923 0,924 0,937 0,957 0,964 0,956 0,961 0,961
ВВП на душу насе-ления (ППС в дол. США) min значение 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
ВВП на душу населения (ППС в дол. США) max знач-е 40000 40000 40000 40000 40000 40000 40000 40000 40000 40000 40000
ВВП на душу населения (ППС в дол. США) 3950 4370 6460 7473 8377 7100 8230 9230 9902 10110 11000
Индекс ВВП 0,614 0,630 0,696 0,720 0,739 0,711 0,736 0,755 0,767 0,770 0,785
ИРЧП 0,741 0,747 0,772 0,776 0,783 0,781 0,796 0,797 0,798 0,809 0,816
Н .ß. Кузнецова
Следующей составляющей ИРЧП являются знания, измеряемые уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения. По нашим подсчетам, уровень грамотности взрослого населения России за 11 лет (1996 - 2006) в среднем составляет 99,5%, что соответствует практически максимальному значению уровня грамотности, определенному ООН.
Второй составляющей Индекса образования является валовая доля людей, поступивших в учебные заведения. Среднее значение этой составляющей за 11 лет равно 83,2%, что на 16,8% меньше максимального значения, установленного ООН. Важно также отметить, что в 2003 г. валовая доля поступивших в учебные заведения достигла максимального значения за последние 11 лет, составив 90%, благодаря чему был достигнут самый высокий уровень Индекса образования в России, равный 0,964.
Последней составляющей рассчитанного нами Индекса РЧП является достойный уровень жизни, оцениваемый по уровню ВВП на душу населения в соответствии с паритетом покупательной способности (ППС в дол. США). Среднее значение ВВП на душу населения за 11 лет в России (1996 — 2006) составляет 7837 (ППС в дол. США), что более чем в 4 раза ниже общепринятого уровня и должен быть увеличен на 32163 (ППС в дол. США), чтобы достичь максимального значения.
В целом все три составляющих Индекса отображают средний уровень развития человеческого потенциала в России и, несомненно, говорят о невысоком уровне и качестве жизни в стране.
Для того, чтобы произвести сравнительный анализ уровня жизни в рассматриваемых странах, необходимо было рассчитать для каждой из них Индекс РЧП с 1996 по 2006 г., на основе которого и производился анализ. Ключевыми критериями, которые легли в основу исследования, являются: продолжительность жизни, уровень образования и размер ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности). Данный метод позволяет наиболее объективно определять прогресс в развитии, поскольку ценность имеет не просто размер дохода, а возможность жить полноценной, здоровой и созидательной жизнью (см. таблицу 4).
Исходя из данной таблицы, можно заключить, что наивысшее значение ИРЧП наблюдается у Японии, которое равно 0,936. Это достаточно высокий показатель, поэтому Японию также можно по праву назвать страной с высоким уровнем человеческого развития. За последние 11 лет в Японии наблюдался рост Индекса РЧП, за исключением незначительных колебаний в 1998, 2001 и 2006 гг. (вызванных снижением уровня ВВП на душу населения), что непременно свидетельствует о прогрессивном улучшении уровня жизни населения. Эта страна считается очень благоприятным местом для проживания. По данным нового исследования, проведенного экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), жители Японии имеют самый высокий уровень продолжительности жизни12.
Интересен тот факт, что сегодня в Японии насчитывается 40 млн. рабочих и служащих. Помимо работающих граждан в Японии 24 млн. чел. в возрасте 65 лет и старше. С одной стороны, такое число людей преклонного возраста непременно говорит о высоком уровне жизни, но, с другой стороны, этот фактор отрицательно сказывается на развитии экономики страны.
Так как подавляющее большинство пенсионеров получают пенсии по старости, подобные расходы на социальные нужды становятся неподъемными для государства, особенно с учетом колоссального внутреннего долга. Сегодняшнее благосостояние Японии может быть подорвано чередой финансовых трудностей, которые, вероятнее всего, отразятся на уровне жизни пенсионеров. Трудности с финансированием пенсий объясняются двумя объективными обстоятельствами. С одной стороны, неуклонным старением японского общества, неумолимо увеличивающим с каждым годом численность пенсионеров по старости. А с другой — снижением рождаемости, которое постепенно сокращает численность работоспособного населения, делающего отчисления в пенсионный фонд. В краткосрочной перспективе эти обстоятельства изменить нельзя. Если говорить об уровне ВВП надушу населения, то можно отметить, что его средний уровень в Японии за последние 11 лет достаточно высок, что также является прямым показателем высокого уровня жизни.
В последнем «Докладе о развитии человека» (2006 г.), где исследовались важнейшие показатели уровня жизни населения во всех странах мира, России было присвоено всего 65 место. В этом международном рейтинге она сильно отстает от Японии по всем факторам. Средняя продолжительность жизни в России составляет всего 66 лет. В Японии люди живут в среднем на 15 лет дольше. Более того, по результатам Всероссийской переписи населения 2006 г., в РФ остается самая низкая продолжительность жизни в Европе. Это говорит об очень низком качестве системы здравоохранения, неудовлетворительном состоянии окружающей среды и о низком уровне социального обеспечения, включая пенсионные выплаты. Ведь все эти составляющие оказывают прямое влияние на продолжительность жизни населения.
Если сравнить уровень ВВП на душу населения, то можно отметить большой отрыв России от уровня Японии. Среднее значение ВВП на душу населения в России за последние 11 лет (1996 - 2006) составило чуть меньше 8000 (ППС в дол. США), тогда как ВВП в Японии достиг почти 27000 (ППС в дол. США). Этот критерий очень важен при оценке уровня и качества жизни населения, так как именно уровень ВВП на душу населения говорит о материальном благосостоянии людей.
Важно отметить, что, несмотря на увеличение заработной платы россиян, ее уровень остается намного ниже, чем в Европе и США. Низкие официальные (“белые”) заработки способствуют недекларированным (“серым”) доходам, взяткам, вымогательствам и прочим скрытым доходам, препятствующим нормальной оплате труда и развитию легальных доходов, росту уровня жизни населения, развитию экономики.
Официальная российская статистика зафиксировала значительное снижение к 2000 г. уровня реальной заработной платы лиц, работающих по найму, - более чем наполовину по сравнению с уровнем 1990 г., хотя и с некоторым последующим повышением в 2002 г. Необходимо отметить, что размер прожиточного минимума россиян с 2000 г. повышен. Несмотря на это, обращает на себя внимание тот факт, что свыше четверти всего населения страны нуждается в существенном повышении уровня жизни, и основные доходы этой части населения состоят из заработной платы. Не-
Сравнительный анализ ИРЧП России и Японии в динамике 1996-2006 гг.
Страна ИРЧП Средн. значение ИРЧП за 11 лет
1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Япония 0,925 0,925 0,923 0,928 0,933 0,932 0,939 0,944 0,948 0,949 0,947 0,936
Россия 0,741 0,747 0,772 0,776 0,783 0,781 0,796 0,797 0,798 0,809 0,816 0,783
Таблица 5.
Сравнительная таблица средних значений показателей уровня жизни населения за 1996-2006 гг.
Страна Средн. продолж. жизни (лет) Ур-нь грамот-ти взросл, насел., (%) Валов, доля поступивших в учебн. заведения (%) ВВП на душу насел-я (ППС в дол. США)
Россия 66 99,5 83,2 7837
Япония 81 99 84,1 26788
который рост оплаты труда россиян за 2001 - 2002 гг. несколько ослабил социальную напряженность, но не принципиально, так как в стране сохраняется весьма значительное число рабочих мест с оплатой труда ниже величины прожиточного минимума и даже ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ)13. Таким образом, в большинстве регионов России значение ВВП надушу населения ниже среднероссийского. Это позволяет заключить, что большинство населения России имеет доходы ниже среднемировых.
Интересен тот факт, что обобщенные данные о доходах россиян и жителей других стран выявили тенденцию быстрого роста числа миллионеров и миллиардеров. Их удельный вес, как правило, не превышает 1% от общей численности населения. Но их личные доходы и финансовые активы составляют четвертую-третью часть ВВП страны, а накопления личного капитала зачастую составляют минимум треть национального богатства. Такое явление охватило и Россию, образованию которого препятствует исключительная дифференциация доходов и наличие жителей с доходами ниже величины прожиточного минимума. В этом и состоит причина того, что Россия до сих пор находится в числе стран, где уровень жизни ниже среднемирового значения и ниже уровня жизни населения таких развитых стран, как Япония.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Айвазян С. А. Интегральные показатели уровня жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях. М.: ЦЭМИРАН, 2004. С. 23-25.
2 Уровень жизни населения // Вопросы статистики. 2000. № 8. С. 6.
3 Хомелянский Б.Н. Уровень жизни населения России: современное положение, тенденции развития // ЭКО. 2005. №3. С. 143-150.
4 Доклад о развитии человека 2004. Культурная свобода в современном многообразном мире / пер. с англ. М.: Весь Мир, 2004. С. 26-28.
5 Малаева Т.А. Экономическая и социальная политика в переходный период / Т.А. Малава. М.: Экономика, 1998.222 chttp://pubs.carnegie.ru/books/1998/ lltm/default.asp?n=toc.asp, дата 05.03.07.
6 Пашолок A.B. Государственное регулирование уровня жизни населения
http://www.budgetrf.ru/Publications/Analysis/raznoe/Research_papers/ pasholok. htm, дата 27.11.06.
7 Лаврентьева А.Н. Доклад о развитии человеческого потенциала в России. Год 1998; А.Н. Лаврентьева. М.: Права человека, 1999. 140 с.
8 Саградова A.A. Индекс человеческого развития: Проблемы и перспективы: Сборник статей; A.A. Саградова. М.: МАКС Пресс, 2002. С.81-83.
9 Чурилов В.К. Анализ докладов о развитии человека за 1997-2000 гг.; В.К. Чу-рилов. М.: Экономика, 2002. С. 55-58.
10 Лаврентьева А.Н. Доклад о развитии человеческого потенциала... С. 5.
11 Саградова А.А. Индекс человеческого развития... С.81015083.
12 Human Development Reports http://hdr.undp.org/reports/global/, дата 27.12. 06.
13 Перспективы повышения уровня жизни в России // Вопросы статистики. 2004. №8. С. 71-73.
Natalia V. Kuznetsova
The living standards in Russia and Japan: comparative analysis
Living standards are very important index factor that shows the effectiveness of the social-economic policy of the country. The human being is the ‘engine’ of the economic changes and at the same time is the high priority of the civil society. That means that the standards of living should show the quality of the living in the society, as well as it is the criteria for the economical and social policy of state. The article gives the calculations of the Human Development Index (HDI) for the Russian Federation and lapan, the quality of living in both countries was surveyed and the comparative analysis was made.