Научная статья на тему 'Индекс конкурентоспособности России как Индикатор инновационности ее экономики'

Индекс конкурентоспособности России как Индикатор инновационности ее экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
714
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДЕКС НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ (ИГК) / МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ИГК / КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИК / РЕЙТИНГИ И ОЦЕНКИ ЭЛЕМЕНТОВ ИГК / ИННОВАЦИОННОСТЬ ЭКОНОМИКИ / THE GLOBAL COMPETITIVENESS INDEX (GKI) / METHODOLOGY OF CONSTRUCTION GKI / KEY FACTORS OF GLOBAL COMPETITIVENESS / A STAGE OF DEVELOPMENT OF ECONOMY / RATINGS AND ESTIMATIONS OF ELEMENTS GKI / INNOVATIVENESS OF ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черемисина Татьяна Петровна

На основе анализа динамики рейтинга и оценок индекса конкурентоспособности страны (подход Мирового экономического форума) анализируются возможности инновационного развития экономики России. Методология комплексной оценки ключевых факторов экономического роста и конкурентоспособности страны позволяет, опираясь на внутренние оценки факторов, вычленить те индикаторы, динамика которых отражает инновационный потенциал экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN'S INDEX OF COMPETITIVENESS AS THE INDICATOR OF INNOVATIVENESS OF ITS ECONOMY

On the basis of the analysis of dynamics of a rating and estimations of the Global Competitiveness Index (the approach of the World Economic Forum) possibilities of innovative development of economy of Russia are analyzed. The methodology of a complex estimation of key factors of economic growth and competitiveness of the country allows, leaning against internal estimations of factors, to isolate those indicators which dynamics reflects innovative potential of economy.

Текст научной работы на тему «Индекс конкурентоспособности России как Индикатор инновационности ее экономики»

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

УДК 330

Т. П. Черемисина

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

E-mail: cherem@ieie.nsc.ru

ИНДЕКС КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ КАК ИНДИКАТОР ИННОВАЦИОННОСТИ ЕЕ ЭКОНОМИКИ

На основе анализа динамики рейтинга и оценок индекса конкурентоспособности страны (подход Мирового экономического форума) анализируются возможности инновационного развития экономики России. Методология комплексной оценки ключевых факторов экономического роста и конкурентоспособности страны позволяет, опираясь на внутренние оценки факторов, вычленить те индикаторы, динамика которых отражает инновационный потенциал экономики.

Ключевые слова: индекс национальной конкурентоспособности (ИГК), методология построения ИГК, ключевые факторы национальной конкурентоспособности, стадии развития экономик, рейтинги и оценки элементов ИГК, инновационность экономики.

В XXI в. главными движущими силами развития мировой и национальной экономики становятся информация и инновации, в то время как производственные факторы и торговля уступают свои позиции развитию на основе новых знаний. Это отражается в правительственных программах развитых стран, ориентированных на поддержку конкурентоспособности экономики. Процессы глобализации ведут к тому, что размеры и структуры транснациональных корпораций выходят за рамки компаний, фирм, предприятий, более того, появляются наднациональные образования - Евросоюз, НАФТА, АСЕАН, СНГ и др. Это означает, что инновации превращаются в важнейший фактор конкурентоспособности, причем не только на уровне компании или корпорации, но и на уровне национальной экономики в целом.

В связи с этим представляет интерес известный индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК) Мирового экономического форума (МЭФ), на основе которого строится рейтинг стран. Подход к построению рейтинга МЭФ широко освещается, методология и методика постоянно совершенствуются, что повышает не только интерес, но и общественное доверие к этому рейтингу как к полезному инструменту, позволяющему аналитикам выявлять слабые стороны национальной конкурентоспособности и определять приоритетные направления действий для ее повышения и ускорения роста экономики.

Анализируя множество факторов, определяющих возможности достижения устойчивого экономического роста и долгосрочного процветания национальных экономик, МЭФ ежегодно, начиная с 1979 г., публикует отчеты для широкой общественности. Цель Форума -дать руководителям страны, политикам и лидерам национального бизнеса универсальный инструмент, позволяющий выявлять препятствия на пути роста конкурентоспособности страны и побуждающий к обсуждению возможных стратегий преодоления этих препятствий.

ИГК построен на комплексной оценке факторов, которые признаны ключевыми для запуска продуктивного роста и повышения конкурентоспособности и составляют 12 блоков: институты, инфраструктура, макроэкономика, здоровье и начальное образование, повышение образования и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров, эффективность рынка труда, сложность финансового рынка, технологическая готовность, размер рынка, сложность бизнеса, инновации.

Оценим перечисленные блоки с позиции их влияния на повышение и ускорение роста экономики посредством запуска механизмов, превращающих ее в экономику знаний. Так, институты, как система правил, формируют стимулы и определяют взаимодействующих эко-

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2010. Том 10, выпуск 2 © Т. П. Черемисина, 2010

номических агентов, ускоряя экономический рост через институциональные структуры, а стадии развития институтов в национальной экономике определяют инновационный потенциал ее развития. Именно они определяют способы, которыми общество распределяет блага и несет издержки по реализации стратегий и политик, что оказывает влияние на инвестиционные решения и организацию производства.

Ключевая роль инфраструктуры в развитии экономик сосредоточена на трех жизненно важных компонентах: энергии, транспорте и телекоммуникационном обслуживании, наличие, возможности модернизации и доступность которых снижает операционные издержки бизнеса и увеличивает общую эффективность и продуктивность.

Важнейшим условием устойчивого роста является макроэкономическая стабильность. Блок макроэкономика объединяет множество макроэкономических параметров: темпы инфляции и учетной ставки процента, статус (независимость) центральных банков, состояние госбюджета (дефицит или профицит), уровень государственного долга и возможности страны по переходу на неинфляционные формы его финансирования, состояние внутренних долговых рынков, эффективный курс национальной валюты.

Базовое образование и здоровье населения страны является ключевым блоком для развивающихся стран: недостаток таких базовых навыков, как умение читать и писать, серьезно ограничивает возможности участия граждан в процессе развития, в активизации гражданского общества и профессиональной жизни. Это снижает их занятость, но даже если они работают, их заработная плата низка, что ведет к росту бедности. С позиции бизнеса недоступность работникам базового образования ограничивает производственные возможности компаний ресурсо- или трудозатратными процессами, что снижает возможности роста бизнеса и перемещения по цепочке ценности (добавленной стоимости).

Перечисленные блоки (институты, инфраструктура, макроэкономика, здоровье и начальное образование), являются ключевыми для экономик, находящихся на самой низкой стадии (стадия управления факторами производства), поскольку основное условие их роста - мобилизация основных факторов производства (земля, природные ресурсы, неквалифицированный труд). На этой стадии главный актив страны - цена факторов производства, а локомотивом продвижения на следующий уровень развития является ассимиляция технологий через импорт, прямые иностранные инвестиции и имитацию.

Пятый блок - система повышения образования и профессиональной подготовки принимает во внимание качество образовательной системы. Это очень существенно для экономик, желающих перейти по цепочке ценности от простых производственных процессов и продуктов к более сложным.

Глобализация экономики заставляет страны готовить резерв хорошо образованных работников, способных быстро адаптироваться в меняющейся среде. В индексе МЭФ это основание базируется на показателях доли населения, получившего среднее и высшее образование, а также оценки качества образования бизнес-сообществом. В частности, принимается во внимание национальный уровень науки, математического образования, школ менеджмента, доступность работникам профессионального и непрерывного обучения.

Следующие три блока касаются эффективности рынков и имеют решающее значение для эффективного распределения в экономике товаров, труда и финансов. «Провалы» рынка тормозят развитие и рост экономики и снижают благосостояние потребителей, поэтому основным средством достижения рыночной эффективности на товарном рынке является способность бизнеса поддерживать здоровый уровень конкуренции по продуктам и услугам, удерживая экономические искажения на минимуме. Это достигается через использование мировых технологий во внутреннем производстве и предполагает привлечение прямых иностранных инвестиций, создание совместных предприятий, аутсорсинг, что позволяет интегрировать национальную экономику в мировую производственную систему.

Эффективность товарных рынков зависит от условий спроса, который стимулирует инновационную активность бизнеса и более высокую ориентированность на клиентов, что создает важное конкурентное преимущество. Важными условиями эффективности товарных

рынков являются их открытость, минимум государственного вмешательства и размеры, обеспечивающие доступность всем участникам экономической деятельности \

Эффективность и гибкость рынка труда способствуют наиболее эффективному размещению и использованию работников в экономике, стимулируют их к наилучшему выполнению работы.

Глобальный финансовый кризис выявил большую роль финансовых рынков в межи внутристрановом перераспределении ресурсов. Современные финансовые рынки обеспечивают инвестициями частный сектор из множества источников: займы банковского сектора, рынок ценных бумаг, венчурный капитал и др. Очевидно, что появление новых финансовых институтов влечет за собой развитие и усложнение организации финансовых рынков, чтобы гарантировать инноваторам с хорошими идеями получение финансовых ресурсов для превращения этих идей в коммерчески жизнеспособные продукты и услуги. Чтобы выполнять все эти функции, банковский сектор должен быть надежным и прозрачным.

Технологическая готовность отражает быстроту восприятия экономикой существующих (собственных или зарубежных) технологий для повышения продуктивности производства. Расширение применения высоких технологий, прогресс в распространении знаний и использовании информационных и коммуникационных технологий (1СТ), несомненно, ускоряет рост и развитие страны. Индикаторами технологической готовности стран являются доступность информационно-коммуникационных и других технологий и активность фирм в адаптации этих технологий. 1СТ не только способствуют росту доходности инвестиций в производство и совершенствованию бизнес-процессов, но вызывают множество дополнительных позитивных эффектов, включая улучшение управленческой практики и положительное воздействие на человеческий капитал, поскольку новые технологии стимулируют работников к приобретению новых знаний и навыков. В то же время компании других секторов экономики все больше интересуются преимуществами продвинутых технологий, их положительным воздействием на продуктивность сектора в целом.

Размеры рынка определяют возможности компаний по использованию эффекта масштаба. Традиционно доступные фирмам рынки ограничены национальными границами. В эру глобализации международные рынки стали замещать внутренние рынки, особенно для небольших стран. Практика подтверждает, что торговля и открытость рынка положительно влияет на рост, особенно для стран с небольшими внутренними рынками: экспорт замещает внутренний спрос, исходя из размера рынка для фирм страны. Включение в оценку размеров внутреннего и внешнего рынка позволяет выявить особую роль экспортирующих экономик и географических территорий (например, Европейского Союза), которые разделены на множество стран, но имеют один общий рынок.

Рассмотренные блоки Индекса (повышение образования и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров, эффективность рынка труда, сложность финансового рынка, технологическая готовность, размер рынка) являются ключевыми для экономик, находящихся на следующей - инвестиционной стадии (стадии управления эффективностью), для которой очень значимы качество образования и профессиональной подготовки, эффективность рынков, возможности использования инновационных технологий, а также эффекта масштаба в условиях глобализации. Особую значимость на этой стадии развития экономики имеет физическая инфраструктура - порты, телекоммуникации, дороги, а также институциональная среда, способствующая более полной интеграции экономики в глобальные рынки и предполагающая совершенствование правовой базы (таможенное, налоговое и регулирующее деятельность предприятий законодательство).

Наконец, на третьей, самой высокой, инновационной стадии развития находятся страны, которые перешли от импорта технологий к их созданию. Потенциал их роста напрямую зависит от возможностей повышения профессиональной подготовки и образования, особенно в области точных и естественных наук. Развитие экономики, основанное на инновациях, требует прямого участия государства в поощрении высоких темпов инноваций через инвестиции

1 Открытость внешней торговли и активизация интеграции в глобальную экономику даже для небольших стран могут способствовать достижению благоприятных эффектов. Так, одним из основных стимулов при создании Единого европейского рынка было желание использовать эффект роста размеров рынка.

(как частные, так и государственные) в научные исследования и разработки, в высшее образование, а также через развитие рынков капитала и совершенствование правовой базы для создания и поддержки новых высокотехнологичных предприятий. Факторы инноваций и сложности бизнеса на этой стадии развития экономики улавливаются блоками сложность бизнеса и инновации.

Взаимосвязь экономического роста и его соответствия бизнес-среде, зависимость продуктивности компаний от способности руководителей бизнеса эффективно ими управлять оценивается уровнем сложности бизнеса предприятий страны. Это особенно важно для продуктивности в верхнем конце глобальной цепочки ценности и измеряется количеством и качеством местных поставщиков, вкладом производственных процессов в добавление стоимости и объемами выпуска наиболее сложных продуктов компаниями страны. Влияет на это и государственная политика стимулирования усложнения бизнеса, в том числе поощрение географической концентрации фирм, а также активизация поставщиков и провайдеров услуг в том же секторе (кластере), что, как показывает практика, может значительно улучшить работу компаний.

Блок инновации, оценивающий способность экономики продуцировать новые технологии, особенно важен для стран, которые достигли уровня высоких технологий, поскольку последние сами по себе становятся стимуляторами роста. Пока менее развитые страны имеют возможность повышать свою продуктивность, осваивая существующие технологии или постепенно наращивая улучшения в других областях, страны, достигшие инновационной стадии развития, повышать свою продуктивность таким образом уже не могут. Фирмы в этих странах для поддержания необходимой конкурентоспособности должны изобретать и разрабатывать продукты и процессы, имеющие хотя бы минимальные конкурентные преимущества. Это требует такой бизнес-среды, которая благоприятствует инновационной деятельности и поддерживается как государственным, так и частным сектором. В частности, это означает достаточно серьезные вложения в исследования и разработки (Я & П), особенно со стороны частного сектора, наличие научно-исследовательских учреждений высокого уровня, широкого сотрудничества в исследованиях между университетами и отраслями, защиту интеллектуальной собственности.

Анализ ключевых факторов продуктивного роста и повышения национальной конкурентоспособности показал, что ускорение экономического роста страны связано с запуском механизмов, превращающих ее в экономику знаний, и наблюдается по мере продвижения страны от стадии управления факторами производства к управлению эффективностью (инвестиционная стадия) и управлению инновациями. Уровни развития ключевых факторов конкурентоспособности, существенно различаясь по разным экономикам, коррелируют со стадиями развития этих стран.

Для более четкого отнесения экономики к той или иной стадии развития разработчики Индекса определили критерий (ВВП на душу населения) и его пороговые значения, а также признали попадающие в промежуток между стадиями страны «переходными» (табл. 1).

Таблица 1

Пороговые значения дохода для определения стадии развития

Стадии развития ВВП на душу населения, тыс. долл. США

Стадия 1: Управление факторами производства > 2

Переход от стадии 1 к стадии 2 от 2 до 3

Стадия 2: Управление эффективностью от 3 до 9

Переход от стадии 2 к стадии 3 от 9 до 17

Стадия 3: Управление инновациями > 17

Начиная с 2007 г. Россия признана экономикой на стадии перехода от управления эффективностью к управлению инновациями. До этого времени по критерию ВНП на душу населения РФ относилась к экономикам на стадии управления эффективностью (менее 9 000 долл. США). В табл. 2 представлены базовые индикаторы России, определившие ее ИГК.

Таблица 2

Динамика базовых параметров экономики России в 2007-2008 гг.

Ключевые индикаторы 2007 2008

Численность населения (млн чел.) 141,9 141,8

ВВП (млрд долл. США) 1 289,6 1 676,6

ВВП на душу населения (долл. США) 9 075,1 11 806,9

ВВП как доля (в %) от мирового уровня 3,18 3,3

В последнем отчете МЭФ к переходным экономикам отнесены, кроме России, еще 10 стран: Бахрейн, Барбадос, Венгрия, Латвия, Литва, Оман, Польша, Румыния, Турция, Уругвай. Очевидно, что Россия среди них самая крупная. Заметим, что годом раньше к этой группе стран относились еще три страны - Эстония, Тайвань (Китай) и Тринидад и Тобаго, которые теперь признаны экономиками, достигшими стадии инновационного управления. На этой 3-й стадии находится 36 стран 2.

1

7

»»»«»»»»2008-2009 РФ

Экономики на той же стадии развития ° 2009-2010 РФ

Д Экономики на той же стадии развития Рис. 1. Динамика элементов ИГК России и стран на той же стадии развития

Динамика рейтинга ИГК России в последние 4 года наблюдений (табл. 3) показывает разнонаправленные тенденции: 3 года подряд ее рейтинг рос и в 2008 г., в самый разгар мирового кризиса, Россия поднялась на 51-е место, однако через год спустилась на 63-е место, что говорит о годовом запоздании негативного влияния глобального кризиса на экономику России.

2 Помимо перечисленных к ним относятся США, Канада, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Австрия, Швейцария, Нидерланды, Дания, Норвегия, Германия, Франция, Италия, Финляндия, Швеция, Испания, Португалия, Ирландия, Бельгия, Чехия, Кипр, Греция, Исландия, Мальта, Словения, Израиль, Люксембург, Корея (респ.), Гонконг (SAR), Пуэрто Рико, Япония, Сингапур, ОА Эмираты.

Таблица 3

Динамика места и оценки России в рейтингах МЭФ

Годы Ранг Оценка

2006-2007 59 4,07

2007-2008 58 4,19

2008-2009 51 4,31

2009-2010 63 4,15

В 2009 г. по сравнению с 2008 г. заметно понизился не только рейтинг России, но и оценки практически по всем блокам, составляющим совокупный ИГК (табл. 4). Исключение составляют лишь блоки здоровье и базовое образование и размеры рынка, по которым выросли и рейтинги, и оценки. Однако если проводить сравнение динамики усредненных оценок стран, находящихся на той же, что и Россия переходной стадии, то очевидным становится общее падение уровня конкурентоспособности, что, несомненно, связано с негативным воздействием мирового финансового кризиса.

Таблица 4

Динамика рейтингов и оценок элементов ИГК России за 2 периода

Экономика России Страны на той же стадии

Элементы (блоки) ИГК развития

Рейтинги Оценки Оценки

2008/ 2009/ 2008/ 2009/ 2008/ 2009/

2009 2010 2009 2010 2009 2010

Базовые необходимые условия 56 64 4,5 4,4 4,8 4,8

1-й блок: Институты 110 114 3,3 3,2 4,2 4,2

2-й блок: Инфраструктура 59 71 3,7 3,6 4,1 4,4

3-й блок: Макроэкономическая стабильность 29 36 5,6 5,2 5,2 5

4-й блок: Здоровье и базовое образование 59 51 5,6 5,6 5,8 5,5

Условия эффективности 50 52 4,3 4,2 4,5 4,3

5-й блок: Система повышения образования и профессиональной подготовки 46 51 4,4 4,3 4,5 4,4

6-й блок: Эффективность товарного рынка 99 108 3,9 3,7 4,6 4,4

7-й блок: Эффективность рынка труда 27 43 4,7 4,7 4,5 4,4

8-й блок: Сложность финансового рынка 112 119 3,6 3,3 4,8 4,4

9-й блок: Технологическая подготовленность 67 74 3,4 3,4 4,5 4,1

10-й блок: Размеры рынка 8 7 5,7 5,8 4 4

Факторы инновации и сложности бизнеса 73 73 3,6 3,5 4 3,8

11-й блок: Сложность бизнеса 91 95 3,7 3,6 4,4 4,2

12-й блок: Инновации 48 51 3,4 3,4 3,5 3,4

* Растущие рейтинги и оценки выделены в таблице курсивом, жирным шрифтом и подчеркиванием, падающие - жирным шрифтом. Оценки элементов ИГК варьируют от 1 до 7 баллов.

Наиболее серьезные провалы, вызванные кризисом, затронули инфраструктуру и макроэкономику. В результате по инфраструктуре наше отставание увеличилось на фоне существенного усиления ее другими странами. Кризис заметно ослабил макроэкономическую стабильность российской экономики.

Наиболее негативно кризис отразился на эффективности финансовых рынков, однако оценки показывают, что российский финансовый рынок пострадал меньше, чем другие экономики на той же стадии развития, что объясняется его недостаточными размерами и развитостью. Значительное падение рейтинга нашего рынка труда не сопровождается снижением его относительно высоких оценок, тогда как оценки рынков труда других стран на той же

стадии развития несколько снизились. Но по размерам рынка Россия даже повысила свой рейтинг и оценку. Немного снизился рейтинг и оценки российской экономики по блоку инновации и сложности бизнеса, однако это снижение сопоставимо с общемировым.

На представленной диаграмме (рис. 2) показано, как изменились оценки различных блоков ГКИ России и усредненные оценки переходных экономик от стадии управления эффективностью к стадии управления инновациями (2008-2009 и 2009-2010 гг.).

Рис. 2. Оценки элементов ИГК России, стран на той же стадии (переход от 2 к 3-й) и на инновационной стадии развития

Падение рейтинга России по итогам 2009 г. с 51-го на 63-е место особенно резко проявилось на фоне других стран БРИК, которые заметно отстают от РФ по стадии развития, но в условиях кризиса сумели повысить свои рейтинги (табл. 5). Это тем более удивительно, что российская экономика, имея большой рынок и макроэкономическую стабильность (хотя последнее во многом объясняется исключительно благоприятной конъюнктурой мировых цен на сырьевые ресурсы), по итогам 2008 г., т. е. в разгар мирового кризиса, подняла свой рейтинг с 58 до 51-го места.

Сравнение ИГК 2008, 2009 и 2010 г. по странам БРИК

Таблица 5

Страны

ИГК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2007-2008 2008-2009 2009-2010

Изменение ранга за

предыдущий год

последний год

Бразилия Китай Индия Россия

72 34 48 58

64 30

50

51

56 29 49 63

8

-2

8 1 1

-12

4

7

Если за соответствующий период сравнить рейтинги стран БРИК, выставленные им за макроэкономическую стабильность и размеры рынков, картина выглядит так (табл. 6).

Таблица 6

Сравнение элементов ИГК 2008, 2009 и 2010 г. по странам БРИК

Страны Макроэкономическая стабильность Размеры рынка

2007-2008 2008-2009 2009-2010 2008-2009 2009-2010

Бразилия 126 122 109 10 10

Китай 7 11 8 2 2

Индия 108 109 96 5 4

Россия 37 29 36 8 7

Россия, имевшая неплохие позиции по макроэкономической стабильности, серьезно укрепила ее в 2008 г., но откатилась практически на исходные позиции в 2009 г., зато немного улучшила позиции по рынку. В то же время Бразилия, имевшая самый низкий из стран БРИК рейтинг по макроэкономической стабильности, в течение кризиса успешно наращивала рейтинг и не снижала размеры своего рынка. Китай, сохранив свой рынок, несколько потерял в макроэкономической стабильности в 2008 г., но почти отыграл утраченные позиции в 2009 г.

Очевидно, что соседи России по БРИК, также владеющие большими рынками, сумели извлечь выгоду даже в условиях кризиса, переключив сокращение внешнего спроса на стимулирование внутреннего. Объем и структура российского экспорта, определившие долгосрочный рост ее экономики, сыграли в условиях кризиса против ее экономики, не защитив от резкого падения цен на сырьевые ресурсы. А Бразилия, Китай и Индия благодаря большему разнообразию производимой продукции с высокой долей добавленной стоимости и меньшей зависимости от структуры экспорта с выгодой для себя использовали сложившуюся конъюнктуру.

Отличие экономик Бразилии, Китая и Индии от России проявилось и по другим ключевым факторам, влияющим на размер ИГК: по сложности финансового рынка Россия существенно отстает от уровня других стран-членов БРИК, особенно от Индии и Бразилии, развитие финансовых рынков которых заметно выше среднего уровня. Этим, вероятно, и объясняется, почему их рынки не были столь сильно, как российские, затронуты финансовым кризисом. Бразилия, Китай и Индия обошли Россию также в области инноваций и по степени сложности бизнеса. В этих странах в последние годы укреплялась макроэкономическая стабильность, повышалось качество бизнес-среды, росла конкурентоспособность их промышленности. А в России в эти благоприятные годы так и не были реализованы необходимые структурные реформы, более того, производственный сектор, ориентированный на внутренний спрос, продолжал сокращаться и деградировать.

Более детальное сравнение оценок двух периодов - 2008/2009 и 2009/2010 гг. (см. табл. 6) показывает, что в условиях кризиса российская экономика утратила 3 целый ряд существенных конкурентных преимуществ, а приобрела таковых очень немного и скорее благодаря кризису, а не сознательным усилиям. Это затронуло блок институты и сказалось на эффективности органов корпоративного управления, рейтинг по которому упал катастрофически -с 35 до 74-го места. По блоку здоровье и базовое образование возросло негативное влияние туберкулеза на бизнес (с 47 до 53-го), заметно упало (с 36 до 56-го места) качество системы образования - блок повышение образования и профессиональная подготовка, блок эффективность товарного рынка тормозит рост числа процедур для начала бизнеса (с 44 до 60-го места), блок эффективность рынка труда снизил уверенность в профессионализме менеджмента (с 44 до 53-го места).

По ряду конкурентных преимуществ произошло существенное снижение рейтингов, но они не достигли уровня, когда преимущества превращаются в конкурентные отставания (рейтинг более 50): качество образования с позиции математического и научного мышления (падение с 24-го на 42-е место), практики найма и увольнения (с 23-го на 43-е), оплата и производительность (с 11-го на 35-е место).

3 Падение рейтинга выше 50 означает утрату конкурентного преимущества и превращение его в конкурентное отставание. В таблице утрата преимущества обозначена курсивом, появление - жирным шрифтом.

Таблица 7

Индекс глобальной конкурентоспособности России в деталях

Индикатор Ранги Индикатор Ранги

2008/ 2009 2009/ 2010 2008/ 2009 2009/ 2010

1-й блок: Институты 4-й блок: Здоровье и базовое образование

1.01. Права собственности 122 121 4.01. Влияние малярии на бизнес 36 1

1.02. Защита интеллектуальной собственности 98 102 4.02. Распространенность малярии 1 1

4.03. Влияние туберкулеза на бизнес 47 53

1.03. Расхищение государственных средств 102 106 4.04. Распространенность туберкулеза 90 30

4.05. Влияние ВИЧ/СПИДа на бизнес 28 37

1.04. Доверие общества к политикам 111 80 4.06. Распространенность ВИЧ 103 102

1.05. Независимость судов 109 116 4.07. Детская смертность 51 50

1.06. Фаворитизм в решениях гос. чиновников 88 96 4.08. Ожидаемая продолжительность жизни 96 97

1.07. Расточительность гос. расходов 82 81 4.09. Качество начального образования 31 47

1.08. Расходы на гос. регулирование 118 124 4.10. Обучение в начальной школе 81 2

1.09. Эффективность правовых ограничений 107 109 4.11. Расходы на образование 89 86

1.10. Прозрачность гос. политики 119 114 5-й блок: Повышение образования и профессиональная подготовка

1.11. Издержки бизнеса, связанные с терроризмом 100 80 5.01. Число получающих среднее образование 76 78

5.02. Число получающих высшее образование 16 14

1.12. Затраты бизнеса на преступления и насилие 80 71 5.03. Качество системы образования 36 56

1.13. Организованная преступность 105 96 5.04. Качество образования с позиции математического и научного мышления 24 42

1.14. Надежность полицейских служб 105 112 5.05. Качество школ менеджмента 72 93

1.15. Этичное поведение фирм 112 112 5.06. Доступность интернета в школах 59 63

1.16. Неподкупность аудита и действенность стандартов бухгалтерского учета 108 119 5.07. Доступность на местах исследовательских организаций и обучающих организаций 71 69

5.08. Степень подготовленности кадров 80 91

1.17. Эффективность органов управления компаний 35 74 6-й блок: Эффективность товарного рынка

1.18. Защита интересов миноритарных акционеров 128 127 6.01. Интенсивность локальной конкуренции 108 106

2-й блок: Инфраструктура 6.02. Степень доминирования рынка 79 92

2.01. Качество инфраструктуры в целом 78 6.03. Эффективность антимонопольной политики 95 107

2.02. Качество дорог 104 118 6.04. Степень и влияние налогообложения 97 99

2.03. Качество инфраструктуры железных дорог 32 33 6.05. Общая ставка налогового изъятия 94 87

2.04. Качество инфраструктуры портов 76 87 6.06. Число процедур для начала бизнеса 44 60

2.05. Качество инфраструктуры авиатранспорта 88 92 6.07. Время, необходимое для создания бизнеса 66 80

2.06. Доступность сидячих мест на километр 11 13 6.08. Затраты на аграрную политику 104 108

2.07. Качество электроснабжения 65 73 6.09. Распространенность торговых барьеров 114 125

2.08. Телефонные линии 39 40 6.10. Средневзвешенные торговые тарифные ставки 125 125

3-й блок: Макроэкономическая стабильность 6.11. Распространенность иностр. собственности 127 120

3.01. Профицит / дефицит бюджета 19 17 6.12. Влияние на бизнес правил, регулирующих прямые иностранные инвестиции (гта) 129 124

3.02. Национальные нормы сбережений 27 25

3.03. Инфляция 109 112 6.13. Бремя таможенных процедур 121 130

3.04. Спрэд процентной ставки 62 79 6.14. Степень ориентации на потребителя 79 112

3.05. Государственный долг 11 10 6.15. Изощренность покупателей 74 60

Окончание табл. 7

7-й блок: Эффективность рынка труда 9.06. Пользователи интернетом 67 74

7.01. Кооперация работника и работодателя 82 92 9.07. Персональные компьютеры 58 56

7.02. Гибкость в уровне оплаты труда 56 59 9.08. Пользователи широкополосного интернета 59 68

7.03. Издержки по невыплате заработной платы 112 - 10-й блок: Размеры рынка

7.04. Жесткость (неизменность) занятости 87 89 10.1. Размер отечественного рынка 8 8

7.05. Практики найма и увольнения 23 43 10.2. Размер внешнего рынка 6 6

7.06. Издержки увольнений 28 28 11-й блок: Сложность бизнеса

7.07. Оплата и производительность 11 35 11.01. Количество локальных поставщиков 89 102

7.08. Уверенность в профессионализме управления 58 77 11.02. Качество локальных поставщиков 100 110

7.09. Утечка мозгов 44 53 11.03. Состояние кластера развития 96 90

7.10. Представительство женщин в рабочей силе 21 21 11.04. Природа конкурентного преимущества 109 103

8-й блок: Сложность финансового рынка 11.05. Широта цепочки создания ценности 105 92

8.01. Сложность финансового рынка 89 92 11.06. Контроль международной дистрибуции 98 85

8.02. Финансирование через местный рынок акций 87 96 11.07. Сложность производственного процесса 66 76

8.03. Свободный доступ к ссудам 86 99 11.08. Распространенность маркетинга 90 89

8.04. Доступность венчурного капитала 64 86 11.09. Готовность делегировать власть 85 99

8.05. Ограничение на движение капитала 125 122 12-й блок: Инновации

8.06. Степень защищенности инвестора 67 71 12.01. Возможности для инноваций 45 42

8.07. Устойчивость банковской системы 107 123 12.02. Качество НИИ 45 42

8.08. Регулирование фондовых бирж 110 113 12.03. Расходы компаний на К & Б 46 46

8.09. Индекс правовой законности 93 98 12.04. Сотрудничество в исследованиях между университетами и промышленностью 48 48

9-й блок: Технологическая готовность

9.01. Доступность последних технологий 98 102 12.05. Гос. закупки продукции, произведенной по новым технологиям 66 69

9.02. Уровень фирм для освоения технологий 105 104

9.03. Законы, регулирующие 1СТ 79 93 12.06. Наличие ученых и инженеров 34 48

9.04. FDI и передача технологий 99 103

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9.05. Пользователи мобильными телефонами 25 14 12.07. Использование патентов 41 44

Однако наряду с утратой можно обнаружить и приобретение российской экономикой новых конкурентных преимуществ, два из которых проявились в блоке здоровье и базовое образование - влияние малярии на бизнес (рост с 31 до 1-го места) и обучение в начальной школе (с 81-го на 2-е место). Столь резкое изменение последнего из перечисленных индикаторов объясняется, видимо, изменением форм отчетности, по которым собираются соответствующие сведения.

Сохранение неплохих позиции по блоку инновации, по ряду макроэкономических индикаторов (за исключением уровня инфляции), по отдельным индикаторам рынка труда, размеру рынка позволяет надеяться на то, что инновационный потенциал позволит российской экономике осуществить переход на инновационную стадию развития.

В табл. 7 представлены наиболее острые проблемы российской экономики, препятствующие ее гармоничному и поступательному развитию. На первом месте неизменно стоит коррупция, а второе место, в 2008 г. отданное налоговому регулированию, в 2009 г. сменилось недоступностью финансовых ресурсов и передвинуло налоговое регулирование на 3-е место.

Значимость целого ряда проблем (преступность и воровство, высокая инфляция, регулирование иностранной валюты, политическая нестабильность) в 2009 г. по сравнению с 2008 г. повысилась. Но при этом заметно смягчилась острота других проблем, связанных с инфраструктурой, снизилась бюрократичность управления, несколько улучшилась ситуация с профессиональной подготовленностью рабочей силы и ставками налогов.

Таблица 8

Наиболее острые проблемы, мешающие функционированию бизнеса

Проблемы (факторы) 2008/2009 2009/2010

Коррупция 19,4 19,0

Налоговое регулирование 14,8 11,6

Доступ к финансам 12,8 16,9

Неэффективное управление (бюрократия) 11,5 8,2

Ставки налогов 9,2 8,2

Инфляция 8,4 8,7

Неадекватное предложение инфраструктуры 8,3 3,6

Неадекватное образование рабочей силы 6,7 4,1

Преступность и воровство 3,8 9,0

Неразвитость в стране этики рабочих взаимоотношений 2,0 2,4

Регулирование иностранной валюты 0,9 2,9

Нестабильность власти 0,8 1,4

Ограничительное регулирование трудовых отношений 0,6 1,4

Политическая нестабильность 0,6 1,7

Бедное здравоохранение 0,4 0,9

• Список проблем составлен на основе ответов респондентов, выбиравших 5 из самых острых проблем и присвоивших им ранги от 1 (самый проблемный фактор) до 5. Численные оценки показывают ответы, взвешенные по их рангам.

Таким образом, анализ собранных МЭФ данных, касающихся движения российской экономики в сторону инновационного развития, свидетельствует, что страна только-только вступила на путь перехода, и необходимы энергичные усилия со стороны государства, промышленных и бизнес-организаций, направленных на:

• оздоровление макроэкономических факторов (промышленная, налоговая, денежная политика, социальная инфраструктура, политические институты, равенство перед законом);

• повышение качества микроэкономической бизнес-среды (повышение возможностей менеджмента по освоению и закреплению лучших практик, развитие взаимосвязей бизнеса и академической науки, расширение источников финансирования бизнеса и повышение доступности капитала, усложнение производственных и технологических процессов, многообразие операций компаний, повышение спроса бизнеса на специалистов высокой квалификации, повышение платежной дисциплины и дисциплины поставок);

• ускоренное развитие кластеров как современной формы организации бизнеса;

• совершенствование материальной инфраструктуры и т. п.

Только ускоренное развитие по всем направлениям может дать российской экономике шанс в полной мере использовать весь уникальный потенциал - человеческий и материальный, включая сырьевые ресурсы, размеры страны и рынка, накопленный опыт и знания, и остановить падение рейтингов и снижение оценок в то время, когда другие страны, не

имеющие таких богатств, население которых не столь образованно и имеет меньшие доходы, ушли далеко вперед по пути инновационного развития и догнать их теперь нелегко.

Материал поступил в редколлегию 11.02.2010

T. P. Cheremisina

RUSSIAN'S INDEX OF COMPETITIVENESS AS THE INDICATOR OF INNOVATIVENESS OF ITS ECONOMY

On the basis of the analysis of dynamics of a rating and estimations of the Global Competitiveness Index (the approach of the World Economic Forum) possibilities of innovative development of economy of Russia are analyzed. The methodology of a complex estimation of key factors of economic growth and competitiveness of the country allows, leaning against internal estimations of factors, to isolate those indicators which dynamics reflects innovative potential of economy.

Keywords: the Global Competitiveness Index (GKI), methodology of construction GKI, key factors of global competitiveness, a stage of development of economy, ratings and estimations of elements GKI, innovativeness of economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.