Научная статья на тему '"ИНЬ - ЯН", КАК ДИАЛЕКТИКА ОРНАМЕНТА В ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА'

"ИНЬ - ЯН", КАК ДИАЛЕКТИКА ОРНАМЕНТА В ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
64
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРНАМЕНТ / СИМВОЛ / ДИАЛЕКТИКА / ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / РАВНОВЕСИЕ / ORNAMENT / SYMBOL / DIALECTIC / JEWELRY / BALANCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петросян В.Г., Канокова Ф.Ю., Браев Р.Ф.

Символы «Инь - Ян», характерные для древнекитайского искусства, встречаются повсеместно в ювелирных украшениях Северного Кавказа конца XVIII - начала XX века. Являются ли данные символы основоположниками диалектики орнамента в ювелирном искусстве Северного Кавказа остается загадкой. Для поиска ответа делается попытка, на примере совершенно противоположных по системе формообразования и семантике орнаментальных мотивов ювелирных украшений кабардинцев и ногайцев, провести исследование, которое позволит выявить общий диалектический принцип, как традиционный гармонизирующий фактор, являющийся основополагающим для ювелирного искусства Северного Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"YIN-YAN" AS DIALECTIC OF ORNAMENTE IN JEWELRY ART OF NORTH CAUCAS

The symbols «YIN-YAN» which is typical for an ancient Chinese art finds out in jewelry of North Caucasian people from the end of XVIII and the beginning of XX century. Are these symbols of art the founders of ornamental dialectic in jewelry art of North Caucasus? We attempt to make a research for finding an answer to this question using the examples of Kabardian and Nogai jewelries completely opposite in shaping system and semantic ornamental motives. The result of this study will allow identifying the common dialectical principle as a traditional harmonizing factor, which is fundamental for jewelry art of the North Caucasus.

Текст научной работы на тему «"ИНЬ - ЯН", КАК ДИАЛЕКТИКА ОРНАМЕНТА В ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА»

у

Petrosyan V. G.

Doctor of pedagogical sciences, professor, the director of Lyceum for gifted children at Kabardino-Balkarian State University name after H. M. Berbekov Kanokova F. U.

Candidate of art sciences, associate professor, department of design and decorative-applied art of Kabardino-Balkaria State University named after H. M. Berbekov Braev R. F. Senior teacher,

department of design and decorative-applied art of Kabardino-Balkaria State University named after H. M. Berbekov Петросян В.Г. Доктор педагогических наук, профессор, директор лицея для одаренных детей при Кабардино-Балкарском государственном университете

им. Х. М. Бербекова Канокова Ф.Ю. Кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства, Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х. М. Бербекова Браев Р.Ф.

Старший преподаватель кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства, Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х.М. Бербекова

«YIN-YAN» AS DIALECTIC OF ORNAMENTE IN JEWELRY ART OF NORTH CAUCAS «ИНЬ - ЯН», КАК ДИАЛЕКТИКА ОРНАМЕНТА В ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Summary: The symbols «YIN-YAN» which is typical for an ancient Chinese art finds out in jewelry of North Caucasian people from the end of XVIII and the beginning of XX century. Are these symbols of art the founders of ornamental dialectic in jewelry art of North Caucasus? We attempt to make a research for finding an answer to this question using the examples of Kabardian and Nogai jewelries completely opposite in shaping system and semantic ornamental motives. The result of this study will allow identifying the common dialectical principle as a traditional harmonizing factor, which is fundamental for jewelry art of the North Caucasus.

Key words: ornament, symbol, dialectic, jewelry, balance.

Аннотация: Символы «Инь - Ян», характерные для древнекитайского искусства, встречаются повсеместно в ювелирных украшениях Северного Кавказа конца XVIII - начала XX века. Являются ли данные символы основоположниками диалектики орнамента в ювелирном искусстве Северного Кавказа остается загадкой. Для поиска ответа делается попытка, на примере совершенно противоположных по системе формообразования и семантике орнаментальных мотивов ювелирных украшений кабардинцев и ногайцев, провести исследование, которое позволит выявить общий диалектический принцип, как традиционный гармонизирующий фактор, являющийся основополагающим для ювелирного искусства Северного Кавказа.

Ключевые слова: орнамент, символ, диалектика, ювелирные изделия, равновесие.

Изучение орнаментики ювелирных изделий, бытовавших на территории современного Северного Кавказа, открывает перед исследователями удивительный мир символов и знаков. Среди этого

разнообразия, в декоре и формах изделий многих народов, довольно часто можно встретить символы «Инь - Ян» (Рис. 1).

0

Рис. 1.

Изображение символа Инь - Ян. Изображение в виде круга, образа бесконечности, разделенного волнистой линией на две половины. Верхняя светлая - Ян, нижняя темная - Инь.

Большинство рассматриваемых изделий отвечает диалектическому принципу, характерному для древнекитайского искусства, что приводит к необходимости более глубокого исследования данной проблемы и поиска ответа на вопрос - «Являются ли данные символы основоположниками диалектики орнамента в ювелирном искусстве Северного Кавказа?».

Вопросы формирования орнамента у различных народов Северного Кавказа рассмотрены как в монографических исследованиях, так и в публикациях многих современных авторов, к таковым можно отнести труды Авацатурян Э.Г. [1], Аслановой Л.А. [2], Кузеевой З.З. [5], Мальбахова Б.Х. [6], Накова Ф.Р. [7] и др. Каждый из них рассматривает основы формирования орнамента, касаемо отдельного этноса, в контексте народного искусства многонационального региона, уделяя внимание таким аспектам, как семантика орнамента, сакрально-культовые основы формирования орнамента, они выделяют орнамент как знак, изучают проблемы генезиса орнамента, при этом, не уделяя должного внимания вопросам диалектики. К сожалению, ни в одном исследовании нет ответа на поставленный вопрос, что делает данную проблему открытой для дальнейшего изучения.

Целью данного исследования является нахождение решения для поставленной проблемы, изучение диалектических принципов взаимодействия противоположностей в орнаментике ювелирных изделий народов Северного Кавказа, как гармонизирующего принципа окружающего мира «Инь-Ян».

Инь - Ян - это основные понятия древнекитайской натурфилософии, «универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в

друга силы» (женское - мужское, пассивное - активное, холодное - горячее и т.д.). Учение о силах Инь - Ян систематизировано в приложении к «Книге перемен» («И цзин»), приписываемых Конфуцию, и развито в школе натурфилософов (иньян-цзя). Инь - Ян понимаются как «полярные модальности единого субстанционального начала -пневмы (ци), а этапы их зрелости соотносятся с «пятью стихиями» (дерево, огонь - Ян; земля - нейтральна; металл, вода - Инь)». В неоконфуцианстве Инь - Ян - проявления покоя или движения единой субстанции - Великого Предела (тайцзи) [3, с.304].

Борьба сил Инь и Ян рассматривалась как источник движения и изменения мира, что свидетельствует о наличии в мышлении древних китайцев элементов диалектики. Постоянная смена и чередование Инь и Ян составляют Дао, т.е. закономерный процесс развития мира [8, с.104]. По фэн-шуй, эти два начала должны находиться в совершенной гармонии.

Для поиска решения поставленной проблемы делается попытка, на примере совершенно противоположных по системе формообразования и семантике орнаментальных мотивов ювелирных украшений кабардинцев и ногайцев, провести исследование, которое позволит выявить в них общий диалектический принцип.

Предпосылкой исследования явились обнаруженные на территории современной Кабардино-Балкарии ювелирные изделия кабардинцев, датируемые концом XVIII - началом XIX годов. Характерные древнекитайские символы встречаются здесь на серебряных пуговицах, поясных пряжках, деталях конской сбруи (Рис. 2).

= -У

Рис.2. Древнекитайские символы на серебряных пуговицах, поясных пряжках, деталях конской сбруи. Кабардино-Балкария. концом XVIII - началом XIX годов. Частная коллекция автора.

Развитие рисунка от простейшего к более сложному сохранило сущность и содержание, вложенные в изначальный символ - равновесие: белое и черное (серебро и чернь), полированная и гравированная поверхности, «гравировка под глянец» и дражировка, гравировка и глубокая гравировка и т.д.

Символ Инь - Ян, нашел отражение и в искусстве ногайцев, дисперсно проживающих сего-

дня в различных регионах Северного Кавказа. Ювелирное искусство этого этноса обладает иными чертами - отсутствие, свойственного изделиям кабардинцев, обилия орнаментального декора, проявляется в цельности форм и монументальности. Особенно ярко диалектическая система просматривается в формах нагрудных украшений (Рис. 6), характерных лишь для ногайских женщин [4, с. 86].

Рис. 6. Традиционный женский ногайский костюм. Астраханский музей-заповедник. Начало XIX в.

На примере изучения ювелирных изделий двух народов - кабардинцев и ногайцев, выявлено, что большинство содержат символы идентичные Инь -Ян, не только в мотивах орнамента, но и в формообразовании вещи. Композиционный строй изученных изделий отвечает диалектическому принципу

(на уровне подсознания, без «философской нагрузки»), а основные «противоположности», превращают их в уникальные, гармоничные и самобытные произведения искусства. Для более наглядного примера, данные выводы приведены в таблице.

ИНЬ ЯН

Плавные (кривые, изогнутые) линии Прямые лини и углы

Растительный, зооморфный орнаменты Геометрический орнамент

Темные цвета (чернь) Светлые цвета (цвет серебра)

Приглушенные тона (оксидирование) Яркие тона (позолота)

Неподвижность (ножны, элементы пояса) Подвижность (лезвие, элементы пояса)

Мягкость Твердость

Тупая часть Острая часть

Металл Дерево, кожа, кость

Холод (холод металла «нагрудника») Тепло (тепло бархата одежды)

Асимметрия Симметрия

Отсутствие рисунка на изделии (тыльная сторона ножен кинжала) Наличие рисунка на изделии (лицевая сторона ножен кинжала)

Со временем первоначальный «примитивный» рисунок постепенно дополнялся и видоизменялся

на основе местных традиций и собственных представлений мастеров о прекрасном. При этом терялся исходный философский смысл символа (Рис. 3).

Рис. 3. Варианты рисунков на серебряных изделиях, выполненных в технике кавказской черни с использованием глубокой гравировки и чеканки.

Обнаруженные варианты рисунков на серебряных изделиях, датируемых уже концом XIX - началом XX годов, творчески переработаны, они выполнены в технике кавказской черни с использованием глубокой гравировки и чеканки (Рис. 3; типы 3.3, 3.4, 3.5, 3.6).

Трансформация символа нашла отражение в орнаментике изделий современных мастеров-ювелиров, например, в работах мастера Юсупа Юзба-шева (1890 - 1989 г), много лет проработавшего в г. Нальчике (Рис. 3; типы 3.1, 3.2, 3.7, 3.8). В процессе творческой переработки, изменялось не только «содержание» символа, но и его форма, которая принимала в некоторых случаях вид овала (Рис. 4).

= -У

Рис. 4. Серебряная пуговица, овальной формы с мотивом Инь и Ян

Изделия с нарушением основного принципа славились изделия мастеров Северного Кавказа.

равновесия встречаются в ювелирных изделиях и Для примера рассмотрим два кинжала, перегружен-

современных мастеров, из-за чего они теряют свою ных орнаментом (Рис. 5; Рис. 6). привлекательность, гармонию рисунка, которыми

Рис. 5. Кинжал. Изделие выполнено с нарушением основного принципа равновесия. Работа современного

мастера. XXI век.

На кинжале, изображенном на рис. 5, баланс кинжале, изображенном на рис. 6, фон почти пол-смещён в сторону гравировки, в ущерб черни, на ностью покрыт эмалью, позолоченные детали теряются на фоне мелкого эмалевого рисунка.

Ч ■г щ * V^

S^^^i <Д» £ jQt • < *<- % V ..У. * "<*J<. А ' '* А у '* Л 2- -ж J Ml'

К- ^ ■• г* < #' ¿¡¡¡¡¡^¿¿v'; ' >г / /к г- < У

Рис. 6. Кинжал. Изделие выполнено с нарушением основного принципа равновесия. Работа современного

мастера. XXI век.

Таким образом, на примере изученных юве- они не могут существовать друг без друга. Это вза-лирных изделий раннего периода, можно сказать, имодействие противоположностей и является тра-что в искусстве Северного Кавказа «Инь и Ян» - это диционным гармонизирующим принципом окру-две взаимодополняющие противоположности, при- жающего мира, нашедшем яркое отражение в чем каждая имеет свои атрибуты и «поля энергии», традиционных ювелирных изделиях Северного Кавказа.

Список литературы:

1. Аствацатурян Э. Г. Оружие народов Кавказа. - М., 1995.

2. Асланова-Ханфенова Л.А. Черкесский орнамент. Сакрально-культовые основы формирования. -Черкесск: Ин-т гуманитарных исследований, 2013.

3. Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. / гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: «Советская энциклопедия, 1991. Т.1. 1991.

4. Канокова Ф.Ю. Декоративно-прикладное искусство ногайцев: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Канокова Фатима Юрьевна; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова]. - Москва, 2012.- 192 л.

5. Кузеева З.З. Ногайское народное орнаментальное искусство // Ногайцы: XXI век: История. Язык. Культура. От истоков - к грядущему. Материалы Первой Международной научно-практической конференции г. Черкесск, 14-16 мая 2014. - С.363-366

6. Мальбахов Б.Х. Черкесское (адыгское) декоративно-прикладное искусство. - Нальчик, 2012.

7. Наков Ф.Р. Тхыпхъэ: Адыгская (черкесская) знаковая система. - Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2010.

8. Философская энциклопедия, Т.2, М.: «Советиская энциклопедия», 1962.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.