Научная статья на тему 'Имя собственное как прецедентный феномен поэтического творчества Н. И. Тряпкина'

Имя собственное как прецедентный феномен поэтического творчества Н. И. Тряпкина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
383
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМЯ СОБСТВЕННОЕ / ОНИМ / ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ФЕНОМЕН / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ / СТИХОТВОРНЫЙ ТЕКСТ / PROPER NOUN / ONYM / PRECEDENTIAL PHENOMENON / HISTORIC CHARACTER / POETICAL TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хриптулова Татьяна Николаевна

Статья посвящена исследованию прецедентных имен в лирике Н.И. Тряпкина, отражающих литературные вкусы и пристрастия поэта и играющих важную роль в раскрытии авторского замысла и воссоздании индивидуально-авторской художественной картины мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The proper noun as a precedential phenomenon in Nikolay Tryapkin''s poetry

The article discusses the precedential phenomenon in Nikolay Tryapkin's lyric poetry, reflecting his literary preferences, which are important for discovering of the author's concept and his world picture reconstruction.

Текст научной работы на тему «Имя собственное как прецедентный феномен поэтического творчества Н. И. Тряпкина»

12. Путря Н.В. Д.Л. Мордовцев - многогранность таланта // Наукова молодь: Збірка праць молодих вчених. Матер. 1 регіональної наук.-практ. конф. «Внесок молодих учених у розвиток науки регіону». Луганськ: Знання, 2005. - Т. 4. Соціально-гуманітарні науки. Фізична культура та спорт. -222 с.

13. СкабичевскийА.М. Даниил Мордовцев. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания. - Т. XIII. - СПб., 1903.

14. Скабичевский А.М. Наш исторический роман в его прошлом и настоящем // Скабичевский

А.М. Сочинения: в 2 т. - СПб., 1890. - Т. 2. -С. 654-794.

15. Соколов Н. Петр Великий и Вальтер-Скот-ты-могильщики // Русская старина. - 1894. - Т. 81. -С. 191-209.

16. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. - М.: Правда, 1989. - 768 с.

17. Сорочан А.Ю. «“Квазиисторический” роман в русской литературе. Д.Л. Мордовцев». - Тверь: Марина, 2007.

18. Субботин Н. Историк-беллетрист // Русский вестник. - 1881. - Т. 253. - С. 149-216.

УДК 81'372. 23

Хриптулова Татьяна Николаевна

Смоленский государственный институт искусств [email protected]

ИМЯ СОБСТВЕННОЕ КАК ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ФЕНОМЕН ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Н.И. ТРЯПКИНА

Статья посвящена исследованию прецедентных имен в лирике Н.И. Тряпкина, отражающих литературные вкусы и пристрастия поэта и играющих важную роль в раскрытии авторского замысла и воссоздании индивидуально-авторской художественной картины мира.

Ключевые слова: имя собственное, оним, прецедентный феномен, исторический персонаж, стихотворный текст.

Онимы в лирике Н.И. Тряпкина играют важнейшую роль по созданию богатого ономастического фона, имена собственные (ИС) содержат в себе важные особенности реализации национально-культурного компонента в творчестве поэта. Эта особенность ИС связана с наличием у него лексического фона - комплекса исторических, национально-культурных, социальных и других ассоциаций, соотносимых носителем языка с языковой системой. Онимы в поэзии Тряпкина представлены следующими разрядами: антропонимами, топонимами, гидронимами. Самую многочисленную группу составляют антропонимы, то есть именования людей.

Довольно широкий пласт имен собственных (антропонимов) представлен именами реальных исторических персонажей. Стихотворения, в которых они употребляются, относятся к различным годам и разнородны по тематике. Здесь можно отметить стихи разных лет, которые возвеличивают человека: Святослав Игоревич («Эй, славяне, славяне!», 1960; «Не хватает грома для раската», 1969), Г. Отрепьев («Стихи о Гришке Отрепьеве», 1966), С. Разин («Возвращение Разина», 1945; «Не поляки, не свеи, не фрязи», 1973), Соломон («Песнь о российском храме», 1982), Тимур Тамерлан («Песнь песней», 1970-1973) - и стихотворения, которые призваны обличить исторического персонажа: А. Гитлер («Годовой отчет колхоза», 1946), Ф. Паулюс («Подъезжают казаки», 1944), У Черчилль («Увы, брат, Черчилль Уинстон», 1970) - или показать образ людей искусства несколько упро-

щенно (К. Симонов, М. Шолохов («Стихи о собачьем наследии», 1961-1973), К. Чуковский («Послание старому приятелю», 1973).

Безусловно, имена исторических лиц одновременно имеют и общее значение имени как выделительного знака, и информационный лексический фон, то есть воспроизводят те семы, которые заложены в имени, являющемся отражением и сохранением информации культурно-исторического и специфически-национального характера: Владимир - князь, крестивший Русь; Нестор - монах Киево-Печерского монастыря, древнерусский историк и публицист; Аввакум - глава раскола в русской церкви.

Эти имена относятся к группе прецедентных, то есть имен, связанных с широко известными текстами или с ситуацией, широко известной носителям языка [1, с. 246]. Это имена, указывающие на ключевые концепты национальной культуры, имена, денотаты которых выступают как эталоны времени, пространства, меры [3, с. 142]. Представление обозначаемого этими именами «культурного предмета» (для антропонимов - лица) «являются общим для всех членов лингвокультурного сообщества» [3, с. 146]. В плане содержания имени имеется определенное коллективное представление, которое присутствует в сознании носителей данного языка и актуализируется при употреблении прецедентного имени в речи. Однако, кроме общего, в семантике такого имени присутствует и индивидуальный компонент, субъективный, то есть имеют место индивидуальные представления, ассоци-

© Хриптулова Т.Н., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013

101

ации и коннотации, связанные с теми или иными прецедентными именами в сознании конкретного носителя языка. Причем важно проанализировать восприятие имени автором текста, дать оценку его употреблению в тексте, его роли в создании образа, раскрытии темы произведения, оценить прецедентные ситуации его использования.

В текстах Н.И. Тряпкина больше всего имен исторических деятелей и людей искусства. Такой подбор свидетельствует об отдельных чертах мировоззрения поэта, его литературных пристрастиях.

Так, имена исторических деятелей чаще всего связаны с российской историей, которую Тряпкин хорошо знал, ценил, понимал корни и истоки Руси. Поэтому несколько стихотворений посвящено первым русским князьям, возвеличиванию силы русского духа, борьбе Киевской Руси с татаро-монголами. Князья (Борис, Глеб, Святослав) образно восславлены в стихах «Радость» (1959), «Эй, славяне, славяне!» (1960), «Не хватает грома для раската» (1969), «За речными плесами» (1971), «Где-то звонко стучали зенитки (1971). Например:

Не к векам Святослава Крылья нашей молвы.

Слушай, Дон и Морава,

Слушай, Курск и Варшава,

Голос красной Москвы!

Над весенним туманом -Огнедышаший свет.

По военным курганом -Горечь памятных лет [9, с. 191].

Только имена во многом помогают представить себе величие образа древнерусского князя - мудрого правителя, воина, защитника.

Имеют место и имена более поздних исторических деятелей, в основном это деятели российской истории: протопоп Аввакум («Черная печорская тайга», 1961; «Савелий Пижемский», 1966; «Предание», 1973; «Стихи о Николае Клюеве», 1973), В. Мономах («Стихи о Гришке Отрепьеве», 1966), Б. Годунов («Как сегодня над степью донецкой», 1966), И. Калита («Девки бродят по вечерним скверам», 1967; «Пускай придет он - вечно молодой», 1973), М. Скуратов («Царская часовня»,

1981), Д. Самозванец («Забытые вехи, заглохшие дали», 1965). В перечисленных стихотворениях отражаются эпохальные события в истории России. Зачастую эти стихи не лишены патриотического пафоса.

Имена писателей и поэтов составляют второй важнейший разряд прецедентных имен. Их круг очерчен литературными вкусами и пристрастиями

Н.И. Тряпкина. Несколько стихов связано с именем Пушкина, основоположника русской поэзии (стихотворения «Письмо», 1953; «Вспомним заповедь поэта», 1982; «Стихи о мазуриках», 1987). Для всех указанных стихотворений общим является тезис, сформулированный в статье М.В. Исаковско-

го: «Классический русский стих совсем не устарел. Наоборот, он таит в себе огромные, еще никем не использованные возможности» [4, т. 4, с. 17]:

И прохвоста, и паскуду Взгреть кнутом не постесняюсь.

Пусть я Пушкиным не буду,

За себя же - постараюсь [10, с. 143].

Справедливо писал А.Т. Твардовский: «.. .У каждого из нас свой Пушкин, остающийся одним на всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца» [8, т. 5, с. 17]. Обращение к пушкинской теме для Тряпки-на в какой-то степени испытание. На это указывают В. Котельников [6, с. 139] и В. Кожинов [5, с. 301], так как (по мысли Твардовского) «всего труднее писать о нем человеку, причастному хотя бы в скромнейшей степени, к тому искусству, которому он своим гением сообщил поистине бессмертную силу власти над сердцами людей» [8, т. 5, с. 17]. Всматриваясь в судьбу Пушкина, преклоняясь перед своим старшим собратом, поэт верит в то, что он «не рухнет в пропасть и не сгорит». На помощь писателю приходит его удивительный, тонкий юмор. Тряпкин остер на язык, и происходит это в тех случаях, когда поэт пытается поэтическими средствами расправиться с ненавистными ему столичными «мазуриками», «халтурщиками», с «критиками-перевертышами»:

Эй вы, бубны и ухваты!

Грохнем, что ли, для бравура?

Чтобы ахнули кастраты От веселого прикура [ 10, с. 143].

В сонме литературных имен разных лет - имена мастеров слова, оказавших влияние на формирование Тряпкина-поэта, на что указывают эпиграфы целого ряда стихотворений: В.А. Жуковский -«К востоку, все к востоку / Стремление земли» («Бабочка белая! Бабочка белая! 1960), «Вон в стороне божий храм / Виден одинокий» («Песнь о российском храме», 1982), М.Ю. Лермонтов - «В минуту жизни трудную» («Стихи в трудную минуту», 19721975), Н.А. Некрасов «Сгорело ты, гнездо моих отцов» («Элегии старому пепелищу», 1957), А.К. Толстой - «Колокольчики мои, / Цветики степные!» («Проселки», 1957), Ф.И. Тютчев - «Здесь дым один, как пятая стихия, / Дым безотрадный, бесконечный дым!» - («Дым», 1984), «Когда пробьет последний час природы / Состав частей разрушится земных, / Все зримое опять покроют воды, / И божий лик изобразится в них» («Курильская песня», 1978), М. Горький - «Господи - помилуй! / Мы - твои рабы!» («Сухмень», 1982), А. Блок - «С одною думой непостижимой / Смотрю на твой спокойный лик» («Русь», 1973), В. Брюсов - «И дальше тропой неизбежной, / Сквозь годы и бедствий и смут.» («Песнь песней», 1970-1973). Безусловно, это объяснятся тем, что Тряпкин в своем творчестве продолжил и развивал литературные традиции, которые укрепились в истории русской

литературы. Так слагались стихи о Николае Клюеве (1973), о Федоре Панферове (1979), шуточное стихотворение-подражание К. Бальмонту (1987). Здесь же нельзя не сказать об употреблении в эпиграфах онимов поэтов - представителей «крестьянской поэзии»: А. Кольцова («Колхозная новогодняя пирушка», 1948-1958), С. Есенина («Голубень», 1982), А. Прокофьева («Поход», 1981), П. Орешина («Рассказ про одно странствие», 1982). Разными сторонами своего творчества Тряпкин всегда соприкасался с широким кругом поэтов. Что касается осмысления деревенской темы, «крестьянского уклада, просторечия и песенного обихода», поэт на протяжении всего творческого пути обращался к поэтическому наследию своих великих предшественников и современников.

В некоторых случаях Н.Тряпкин включал несколько фамилий в одно стихотворение, объединенное общей идеей (стихотворения «Письмо», «Послание старому приятелю», «Стихи о собачьем наследии»). Например:

Ты пред Шолоховым - ниц:

Ваше благородие!

И со всех твоих страниц -Райская рапсодия.

Ты пред Симоновым - ах!

Ваше, мол, сиятельство!

И во всех твоих статьях

Столько пресмыкательства! [11, с. 23].

Это стихотворение - важная веха в творчестве Тряпкина. Употребление в нем имен собственных является закономерным. Тряпкин всегда был отверженным поэтом. В каком-то смысле он культивировал свою отверженность от литературной элиты (в данном случае - К. Симонова и М. Шолохова) и не тянулся к особо избранным, так как понимал: там, в их миру, он будет лишен поэтической свободы [2, с. 18].

Имена зарубежных мастеров слова в лирике Тряпкина немногочисленны: Гомер («Душа моя бьется в каких-то силках непонятных», 1962; «А ты проснись на рубеже какой-то смутной веры», 1970; «Ода к морю», 1981; «Вспомним заповедь поэта»,

1982); Шекспир («Реквием», 1962); Вольтер («А ты проснись на рубеже какой-то смутной веры», 1970); Шиллер («Я родился при Советской власти», 1987). Эпиграфами к стихотворениям «Фауст» (1957), «Мелодия высотных пустынь» (1961), «Лира священная! Звук Филомены!» (1982) были взяты стоки из произведений Гете, Шелли, Сафо. Все названные имена - имена первого уровня фоновых знаний.

Интересно, что в лирике Тряпкина дважды упоминаются имена поэтов Смоленской поэтической школы: А. Твардовского («Послание старому приятелю»), М. Исаковского (строки из стихотворения Исаковского «Спой мне, спой, Прокошина, / Что луга не скошены» стали эпиграфом к стихотворе-

нию Тряпкина «Истопил камелек. Хорошо!», 1961). В работах, посвященных анализу лирики Тряпки-на, не раз обращалось внимание на сходство его поэтической системы с творчеством поэтов М. Исаковского, А. Твардовского, Н. Рыленкова (В. Бараков, В. Бондаренко, В. Котельников, С. Куняев, Е. Лебедев, О.Панченко и др.). Безусловно, в использовании имен Твардовского, Исаковского в лирике Тряпкина эта близость подчеркивается: всех трех поэтов объединяет любовь к родному краю, чувство гордости за историю родной земли, почтение к своим корням и истокам.

Если обратиться к именам литературных героев и проанализировать ИС собственные, составляющие эту группу, то здесь определяющую роль в выборе онимов играют литературные приоритеты Тряпкина. В творчестве поэта представлены следующие литературные имена: князь Игорь и Ярославна. Имена литературных героев нередко ассоциируются с литературными произведениями. Например, стихотворение «Я искал твой след неповторимый» (1970):

Только дым от песни многославной,

Да и жизнь растаяла, как дым.

Да куда ж ты скрылась, Ярославна,

Перед родом-племенем моим?

И пускай все так же надо мною Пролетают годы и века.

Под какой искать тебя стеною?

У какого камня-соловка? [9, с. 399].

Так, воспроизводя устоявшиеся образы древнерусской литературы, в своих стихотворениях поэт наполняет их особым смыслом, связанным с личными переживаниями поэта.

Еще один микропласт составляют имена героев, принадлежавших к «мифологическим»: Берендей («За синие своды.», 1957; «Кострома», 1958; «Колхозная новогодняя пирушка», 1948-1958), Лель («За синие своды.», 1957; «То градом драит клевера», 1956; «Мелодия высотных пустынь», 1961; «Сухмень», 1982), Вий («Дорога», 1979), Зигфрид («Узкие русла, крутые обрывы», 1981), Дон Жуан («Посиделки», 1966), Мефистофель («Фауст», 1957) Шехерезада («Стихи о Востоке», 1961). Как отмечает В. Котельников, язык мифа, на котором поэт рассказывает о вполне реальных событиях, современных жизненных явлениях, заново создается в стихе специально для выражения современного мироощущения [6, с. 144]:

Свищут века полевой чернобылью,

Кони взметают песок.

Свищут, гремят за спиной твоей крылья, Зигфрид с мечом на восток.

Вот она - крепость: и гроты и стены!

Вот он - готический стих!

Шел ты отсюда, сквозь эти морены,

В сторону предков моих [12, с. 346].

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013

103

Мифологическое преображение мира не оттесняет реалистических картин, однако в ряде стихотворений отдается предпочтение многозначности, иносказательности, свойственным художественному мышлению автора.

Необходимо подчеркнуть, что Тряпкин к истории русского государства обращался постоянно. Однако деятели советской эпохи практически единично упомянуты в текстах (В.И. Ленин - Ильич -«Я родился при Советской власти»), С.М. Буденный («Как сегодня над степью донецкой»). Любовь к России у поэта не ассоциируется с именами ее вождей, что сближает лирику Тряпкина, в первую очередь, с лирикой Рыленкова, нежели Твардовского и Исаковского [7, с. 49].

Итак, Н.И. Тряпкин активно использует прецедентные имена. Наиболее часто в стихах встречаются имена исторических деятелей (разные виды антропонимов), имена поэтов и писателей, что отражает пристальное внимание поэта к истории народа, его литературные вкусы и пристрастия, характеризует языковую личность Тряпкина как духовно богатую, мыслящую, обладающую индивидуальным видением мира.

Библиографический список

1. Бобылева Е.В. Прецедентное имя. Вопросы прецедентности религиозного дискурса // Ономастическое пространство и национальная культура: Материалы научно-практической конференции, 1416 сентября 2006 г. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского

ун-та, 2006. - С. 244-248.

2. Бондаренко В.Г. Последние годы империи. -М.: Мол. гвардия. - 2005. - 667 с.

3. Гудков Б.Д. Теория и практика межкультурной коммуникации. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 189 с.

4. Исаковский М.В. Опираясь на могучий авторитет великих классиков // Исаковский М.В. Собр соч.: в 5 т. - Т. 4. - М.: Худ лит-ра, 1982. - 399 с.

5. Кожинов В. Два пласта // Молодая гвардия. -1969. - № 9. - С. 298-302.

6. Котельников В. Перуново древо поэта // Литературная учеба. - 1985. - № 5. - С. 136-146.

7. Сивцова А.А. Прецедентные имена в лирике Н.И. Рыленкова // Язык и стиль Н.И. Рыленкова: Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения одного из основоположников Смоленской поэтической школы. 2 февраля 2009 года / отв. ред. И.А. Королёва. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2009. - С. 43-49.

8. Твардовский А. Т. Пушкин // Твардовский А.Т. Собр. соч.: в 6 т. - Т. 5. - М.: Худ. лит-ра, 1980. -463 с.

9. Тряпкин Н.И. Избранное: стихотворения. -М.: Худож. лит-ра, 1984. - 560 с.

10. Тряпкин Н.И. Излуки: стихотворения. - М.: Мол. гвардия, 1987. - 159 с.

11. Тряпкин Н.И. Разговор по душам. - М.: Современник, 1989. - 175 с.

12. Тряпкин Н.И. Стихотворения (1940-1982). -М.: Современник, 1983. - 382 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.