Научная статья на тему 'Имя числительное в курсе сопоставительной грамматики русского и китайского языков'

Имя числительное в курсе сопоставительной грамматики русского и китайского языков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
687
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сопоставительное языкознание / счетная система / имя числительное / грамматическая категория / порівняльне мовознавство / лічильна система / числівник / граматична категорія

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Половинко Е. А.

Сопоставляются особенности русской и китайской счетных систем, специфика имени числительного как части речи в соответствующих языках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Числівник у курсі порівняльної граматики російської та китайської мов

Порівнюються особливості російської та китайської лічильних систем, специфіка числівника як частини мови у відповідних мовах.

Текст научной работы на тему «Имя числительное в курсе сопоставительной грамматики русского и китайского языков»

Учет записки ТаврШського нацгонального университету \м. В. I. Вернадського Сер1я «Фыолог^я. Сощальт комушкацИ». Том 24 (63), №1 Ч.2. 2011 р. С. 99 - 105.

УДК 81 '[.161.1+581]'36'367.627

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ В КУРСЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОЙ ГРАММАТИКИ РУССКОГО И КИТАЙСКОГО ЯЗЫКОВ

ПоловинкоЕ. А.

Днепропетровский национальный университетим Олеся Гончара, Днепропетровск, Украина

Сопоставляются особенности русской и китайской счетных систем, специфика имени числительного как части речи в соответствующих языках.

Ключевые слова: сопоставительное языкознание, счетная система, имя числительное, грамматическая категория.

Все увеличивающийся в последние десятилетия интерес к сопоставительному и типологическому языкознанию объясняется, на наш взгляд, не только возросшей коммуникацией и взаимодействием языков, стремлением лингвистов улучшить преподавание и изучение иностранных языков, но и необходимостью в разработке методики преподавания неродного языка с учетом характерных особенностей родного. Актуально это как для носителей близкородственных языков, так и для студентов, для которых изучаемый иностранный язык далек по своему строю от их родного.

Сопоставительная лингвистика, предметом которой является, как известно, сравнение двух и более языков, помогает решить целый спектр задач, отмеченных языковедами и методистами. Сопоставительные исследования призваны определить сходства и различия между сопоставляемыми языками, выявить те признаки, которые остались незамеченными при изучении одного языка; обозначить характерные для данных языков тенденции; определить системные соответствия и несоответствия между языками; определить их точки взаимодействия и взаимообогащения; установить причины сходств и различий; определить методическую релевантность сходств и различий между сопоставляемыми языками; установить характер межъязыковых интерференций; определить трудности изучения неродного языка, возникающие в результате межъязыковых различий; определить границы применения межъязыкового сравнения как приема обучения неродному языку.

Сопоставление русского и китайского языков проводилось на разных уровнях, есть целый ряд работ, в которых описаны те или иные вопросы, касающиеся фонетики, лексики, грамматической структуры языков, языковых стереотипов русских и китайцев, перевода. В лингвистической литературе отмечены такие отличия между данными языками, как: свободный порядок слов в русском языке и строгий в китайском; многочисленные заимствования в русском языке и «пуристичность» китайской лексики; фонетическая основа русской письменности и идеографическая китайской; сложная система форм слова и словообразования в русском языке и своеобразный принцип конструктора в китайском и т. д. Следует

отметить, что сопоставительные исследования такого рода важны прежде всего для преподавателя. Очевидно, что если бы преподаватель иностранного языка не только свободно владел этим языком, глубоко понимал его структуру, но и отчетливо представлял себе релевантные сходства и различия между родным языком студентов и преподаваемым им иностранным, он бы с легкостью предвидел интерференцию, знал пути ее преодоления и эффективно предотвращал непонимание или разного рода трудности в освоении иностранного языка. Но воспользоваться такой возможностью можно лишь на занятиях в однонациональной аудитории, например, на занятиях по сопоставительной грамматике русского и китайского языка со студентами-китайцами. Одним из самых сложных, требующих детального рассмотрения и разъяснения многих аспектов вопросов в данном курсе является вопрос об имени числительном. Рассмотрим данный вопрос, основываясь на разработанных к настоящему моменту соответствующих принципах сравнения языков, благодаря которым сопоставительная лингвистика стала лингвистической основой обучения неродному языку.

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы выявить и описать сходные и отличительные свойства имени числительного как части речи в русском и китайском языках. Для достижения поставленной цели предполагается решить несколько задач: 1) дать оптимальное определение имени числительного как части речи в русском и китайском языках; 2) выявить особенности русской и китайской счетных систем, которые лежат в основе числовых номинаций; 3) установить набор грамматических категорий, которыми обладает данная часть речи в соответствующих языках; 4) описать принципы употребления отдельных разрядов числительных в русском и китайском языках.

Прежде всего рассмотрим определения имени числительного.

В грамматике китайского языка «числительное - часть речи, обозначающая отвлеченные числа, количество предметов или порядок предметов при счете» [1, с. 15].

В русском языке числительное определяют как часть речи, выражающую лексическое значение количества, сочетающееся с грамматической категорией падежа, а иногда и рода [3, с. 159].

Несколько иначе расставлены акценты в определении Л. Д. Чесноковой:

Имя числительное - это знаменательная часть речи, которая выражает всей совокупностью входящих в нее слов, расположенных в строгой последовательности, существующую в данном языковом обществе счетную систему, а каждое числительное выражает элемент этой системы - числовое понятие (число, количество предметов, порядок их при счете - место в счетном ряду) [2, с. 120]. Сама автор отмечает, что данное определение отличается от традиционного указанием на то, что числительные всей совокупностью входящих в этот класс слов выражают существующую в данном языковом обществе счетную систему - ряд натуральных чисел, где каждый элемент занимает строго определенное место в этой системе и отличается от рядом стоящих элементов на определенную одинаковую величину - единицу: ... три, четыре, пять... и т. д.

Данное определение, на наш взгляд, оптимально и универсально в том смысле, что может быть использовано и для определения числительного в других языках, в частности китайского, так как не актуализирует грамматические категории данной части речи в определенном языке. При этом данная дефиниция учитывает отличия счетных систем в рассматриваемых языках, что важно, поскольку китайская грамматическая система существенно отличается от русской набором грамматических категорий, в которых выражается значение той или иной части речи.

При изучении имени числительного необходимо сопоставить счетные системы в соответствующих языках, обратить внимание на некоторые несоответствия в них. Так, в китайской системе счета по сравнению с системой счета, принятой в русском языке, имеется разряд wán десятки тысяч и, соответственно, специальное наименование; при этом нет такого разряда, как миллионы. Сотни миллионов обозначаются словом yi или wánwán. Слова bái сто, qian тысяча, wán десять тысяч, yi сотни миллионов употребляются как названия разрядов и не являются обозначениями соответствующих чисел. Поэтому сто будетyíbái, а не bái, тысяча -yíqian, а не qian, десять тысяч - yíwán, а не wán, сто миллионов - yíyi, а не yi. В русском языке использование различных форм, которые составляют подобные числительные, позволяет употреблять данные лексемы без числительного один, так как форма единственного числа именительного падежа подразумевает соответствующее значение. Во всех остальных случаях используются формы родительного единственного (две тысячи, три миллиона) или множественного числа (пять тысяч, восемь миллионов). Что касается слова shí, то оно является обозначением числа. Поэтому десять будет shí, а не yíshí. В многозначных же числах shí употребляется как название разряда десятков: sanbáiyíshí san триста тринадцать.

Интересно, что числительное два обозначается в китайском языке двояко: émliáng. Основное различие между ërиliángзaключaется в том, что ёгупотребляется при абстрактном счете, sJiáng- при конкретном, т. е. при указании числа предметов: yí, ёг, san один, два, три; liánggerén два человека. Но в сложных числительных в пределах до ста употребляется только ёг: ërshí ёг двадцать два, shí ërgerén двенадцать человек. С названиями разрядов bái сотни, qian тысячи, wán десятки тысяч, а также с некоторыми именами существительными, обозначающими единицы измерения (nián год, máo гривенник) употребляется как ёг, так и1iáng.

Если говорить о разрядах числительных, то традиционно в русском языке, как и в китайском, выделяются прежде всего числительные количественные и порядковые. Количественные в свою очередь подразделяются на числительные, обозначающие целые числа и дробные. При этом среди русских количественных числительных выделяется также особая по значению и употреблению группа слов -собирательные числительные. Рассмотрим подробнее каждый из разрядов и подразрядов, опираясь на их значение и морфологические признаки.

В русском языке количественное числительное, как известно, совмещает признаки трех частей речи - числительного, существительного и прилагательного. Это находит отражение в категориальном значении числительных и в их

грамматических признаках. Говоря о категориальном значении числительного, следует исходить из того, что числительные, независимо от их принадлежности к тому или иному разряду, обозначают количествов его самом широком понимании.

Значение числа - это значение элемента счетной системы, представляющей собой ряд натуральных чисел, в этом значении числительное содержит, наряду с количественной семантикой, и определенную долю семантики предметности и признаковости.

Количественные числительныеназывают число или количество предметов в виде целых величин, изменяются по падежам, рода не имеют (кроме слов один, два, тысяча, миллион, миллиард и др.). Разновидности количественных числительных также различаются по количественному значению, морфологическим и функциональным особенностям.

Количественные числительные,называющие определенное число или количество предметов в виде целых величин, могут быть простыми, сложными и составными. Они изменяются по падежам, при склонении сложных и составных числительных изменяется каждая часть слова или составного образования. Количественные числительные не могут сочетаться с прилагательными и причастиями, а также с числительными. Они не имеют категории числа и рода (кроме слов один, два, тысяча, миллион и т. п.) и являются средствами выражения счета (три плюс два - пять).

При анализе следует обратить внимание студентов на необходимость отличать такие числительные в сочетании с существительными от счетных существительных типа двойка, десяток, сотня. Счетные существительные в отличие от числительных изменяются по числам (четверка - четверки), имеют постоянный признак рода (четверка - ж. р., десяток - м. р.), могут иметь согласованные с ними определения (отважная четверка, последний десяток), сочетаются с числительными (две четверки, пять десятков).

Своеобразную группу как в русском, так и в китайском языке представляют слова и сочетания слов, обозначающие дробные и смешанные величины: полтора, восемь сотых, три четверти, две целых три десятых и т. п. По своему значению эти единицы тесно связаны с количественными числительными, но по грамматическим особенностям они являются пестрой группой: 1) слово полтора -типичное количественное числительное; оно образовалось путем сложения слов пол (половина) и втора (второго) или вторы (второй) с выпадением звука в; 2) сочетания восемьсотых, одна вторая, четыре десятых и т. п. состоят из количественного и прибавленного к нему порядкового числительного (собственно, восемь сотых долей единицы, одна вторая доля единицы, четыре десятых доли единицы и т. д., но существительные долей единицы, доля единицы, и долиединицы опускаются) - это самая большая группа словосочетаний, обозначающих дробные величины; 3) сочетания две трети, три четверти состоят из количественного числительного и прибавленного к нему существительного в родительном падеже; 4) сочетание две целых три сотых состоит из количественных (две, три) и порядкового (сотых) числительных и прилагательного (целых), употреблённого в значении существительного.

Собирательные числительные (двое, десятеро) обозначают определенное количество предметов как единое целое, как совокупность. По структуре все они простые, в состав дробных входить не могут, имеют суффиксы -о- [-о]-], -ер-, помогающие разграничивать собирательные и определенно-количественные числительные в косвенных падежах: двух и дво(])их, пяти и пятерых. Собирательные числительные не имеют категории рода и числа, изменяются только по падежам. В счете не участвуют, имеют ограниченную сочетаемость с именами существительными: сочетаются только с названиями лиц мужского пола (двое мужей), с названиями детенышей (трое котят) и со словами р1игаПа1ап1;ит (трое суток, двое ножниц), а также с названиями парных предметов (двое носков, трое чулок). На занятиях по русскому языку как иностранному изучение данного разряда числительных требует особого внимания и отработки навыков с помощью практических заданий. Материал, который не соотносится с аналогичным явлением в родном языке студентов, рассматривается не в сопоставлении, а как особый факт изучаемого языка.

Порядковые числительные, в своей совокупности отражая счетную порядковую систему, каждым отдельным словом обозначают количественный признак предмета по его месту в этой системе при счете однотипных предметов. Числительные этого разряда не имеют значения отвлеченного числа, поэтому они не используются при вычислениях. Они, в отличие от количественных, имеют только значение количественной характеристики предмета по его месту в ряду считаемых предметов.

Порядковые числительные в научной и учебной литературе нередко относят к группе относительных прилагательных. Действительно, у слов типа второй, тридцатый есть сходство с относительными прилагательными: они имеют окончание - ой или - ый, изменяются по родам и числам, склоняются как прилагательные и обозначают признак предмета по порядковому номеру при счете. Но в то же время порядковые числительные имеют ряд признаков, которые отличают их от прилагательных. Они могут, наряду с количественными, входить в состав составных числительных, образуя составные порядковые числительные, имеющие свою особенность в склонении (у них изменяется только последнее слово). Вместе с количественными они входят в состав дробных числительных.

Специфической особенностью русских порядковых числительных является наличие у них категории числа. Взятое вне текста, порядковое числительное свободно образует формы единственного и множественного числа: пятый - пятые. Однако в отличие от прилагательных оно во множественном числе свободно употребляться не может: нельзя сказать «пятые студенты», «сорок вторые дни», «пятидесятые рубли» и т. д. Порядковые числительные в форме множественного числа имеют ограничения в употреблении. Они употребляются: 1) в сочетании с существительными р1игаПа1ап1;ит: восьмые сутки, пятые ворота; 2) в составе дробных числительных: две пятых, три десятых; 3) для обозначения десятилетий: двадцатые годы, восьмидесяте годы; 4) в сочетаниях типа десятые классы (Десяте классы сдали экзамены), третьи этажи (Третьи этажи имеют балконы) - в значении неопределенного количества (все десяте классы, все третьи этажи - но,

сколько этих классов и этажей, не известно). В таком же неопределенном значении они потребляются и при перечислении - одни, другие, третьи...; 5) в сочетаниях первые блюда, вторте блюда, третьи блюда.

Главная особенность числительных в китайском языке - это то, что они не изменяются по числам, родам и падежам. Как и в других языках, числительные бывают количественными и порядковыми.

Количественные числительные обозначают отвлеченные числа или количество предметов: wü пять, shí wü пятнадцать, wüshí пятьдесят, yi gerén один человек, liu geyué шесть месяцев, ershí nián двадцать лет. В китайском языке оперировать количественными числительными сложнее, чем порядковыми, для связки с исчисляемым словом есть такое явление как счетные слова. Если его не вставить, числительное получится не количественным, а порядковым. В русском языке подобные слова встречаются в таких сочетания, как один рулон бумаги, десять буханок хлеба, однако чаще всего они не нужны. К наиболее употребляемым китайским счетным словам можно отнести около 15 единиц, использование которых зависит от того, с каким существительным в данном случае сочетается числительное. Например, слово zhangлист используется для счета предметов, имеющих плоскую поверхность: столов, стен, писем, листов бумаги (yi zhangzhuozi один стол); счетное слово wé/'употребляется при счете важных персон, а также для выражения уважения (yi weilaoshi один преподаватель).

Если при образовании русских порядковых числительных возникают сложности, ведь они образуются (за исключением один - первый, два - второй) путем прибавления окончаний, имеющих как и для других слов сложную грамматическую систему и иногда изменения в оформлении корня слова (вместо четыретый - четвертый), то в китайском языке все очень просто: показателем китайских порядковых числительных является префикс di: di'er второй, diwü пятый, dishí десятый и т. д.

Дробив китайском языке выражаются следующими способами: 1) простая дробь выражается определительным словосочетанием: определение - знаменатель дроби плюс слово jen часть, определяемое - числитель дроби. Определение соединяется с определяемым посредством служебного слова zhi: sanfenzhi er две третьих (дословно: две от трех частей); 2) в смешанной дроби между целым числом и дробью ставится частица yóu: sanyóusanjenzhi yi три целых и одна третья; 3) в десятичной дроби между целым числом и дробью ставится dién точка или xiéoshüdién точка, указывающая на дробь (последнее употребляется в разговорной речи): liU diénsanshí wü шесть целых тридцать пять сотых.

Подводя итог, можно отметить, что универсальным определением числительного для русского и китайского языка можно считать лишь то, которое актуализирует семантику и функции соответствующих единиц, без указания на набор грамматических категорий, так как в китайском языке числительные не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам; специфика китайской счетной системы по сравнению с русской, состоит в том, что в ней есть разряды wánдесятки тысяч и сотни миллионовyi или wánwán, но нет такого разряда, как миллионы; среди особенностей употребления числительных в соответствующих

языковых системах отметим наличие ограниченных по своей сочетаемости собирательных числительных в русском языке и обязательное, четко регламентированное использование классификаторов в китайском.

Список литературы

1. ГореловВ.И. Грамматика китайского языка / В.И. Горелов. - М.: Просвещение, 1982. - 280 с.

2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. - Ч.2: Морфология. Синтаксис / Под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 704 с.

3. Столярова Л.П. Базовый словарь лингвистических терминов / Л.П. Столярова, Т.С. Пристайко, Л.П. Попко. - К.: Изд-во ГАРККиИ, 2003. - 192.

Половинко Е.А. Чи^вник у Kypci поpiвняльноl граматики росшсько!' та китайсько1 мов /Е.А. Половинко// Учешзаписки Тавршського нащонального унiвеpcитетуiм. В.1. Вернадського. Сеpiя: Фшолопя. Сощальш комушкацп. - 2011. - Т. 24 (63), №1 Ч.2. - С. 99-105

Порiвнюються особливост росшсько! та китайсько! лiчильних систем, специфжа чи^вника як частини мови у вщповщних мовах.

Ключовi слова: порiвняльне мовознавство, лiчильна система, чи^вник, граматична категорiя.

Polovynko E.A. Numeral in comparative philology of Russian and Chinese / E.A.Polovynko// Scientific Notes of Taurida National V.I.Vernadsky University. - Series: Phylology. Social communications.-2011. - V.24 (63), №1 P.2. - P. 99-105

Peculiarities of Russian and Chinese countable systems and specificity of numeral as a part of speech are comparing.

Key words:comparative philology, countable system, numeral, grammatical category.

Стаття надшшла доредакци 6 грудня 2010року

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.