Научная статья на тему 'ИМТТАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ИМТТАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
16
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИТАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко Сергей Иванович, Богачев Сергей Валентинович

В статье представлены результаты исследования эволюции ключевых паттернов научных публикаций, посвященных использованию имитационных стратегий субъектами предпринимательства. Достижение поставленной цели обеспечено решением двух взаимосвязанных задач: формированием релевантной выборки научных статей (2302 публикации по выбранной проблематике, индексируемые наукометрической базой данных Scopus, за период 1992-2022 годов) и анализом совпадения ключевых слов для характеристики текущего состояния сферы исследований и современных тенденций. В качестве ключевых слов выбраны сочетания «имитационная стратегия, инновации» или «инновация, имитация, стратегия». Библиометрический анализ и визуализация его результатов осуществлены с использованием программного продукта VOSviewer. На основе визуализационных карт выявлены пять кластеров по содержательному совпадению ключевых слов в статьях и пять этапов эволюционного развития проблематики инновационного поведения предприятий. Полученные результаты могут использоваться при исследовании различных аспектов реализации имитационных стратегий субъектами хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кравченко Сергей Иванович, Богачев Сергей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMITATION STRATEGIES IN ENTREPRENEURSHIP: BIBLIOMETRIC ANALYSIS

The article presents the research results on the evolution of key patterns of scientific publications devoted to the use of imitation strategies by business entities. End of purpose was ensured by solving two interrelated tasks: first, to form a relevant sample of scientific articles (2,302 publications on selected topic, indexed by the Scopus scientometric database, for the period from 1992 to 2022); secondly, to analyse the cooccurrence of keywords to characterise the current state of the research field and determining the perspective of its development. The terms “imitation strategy, innovation” or “innovation, imitation, strategy” were chosen as keywords. The bibliometric analysis and visualisation of its results were performed using the VOSviewer software product. On the basis of visualisation maps, five clusters of the content matching of keywords in articles and five stages of the evolutionary development of innovative behavior of enterprises were identified. The results of the research can be used in studying various aspects of the implementation the imitation strategies by business entities.

Текст научной работы на тему «ИМТТАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

Имитационные стратегии в предпринимательской деятельности: библиометрический анализ

Кравченко С.И., Богачев С.В. Kravchenko S.I., Bogachov S.V.

lip: Bibliometric analysis

DOI: 10.17747/2618-947X-2023-1-40-47

<cc)

Имитационные стратегии

в предпринимательской деятельности: библиометрический анализ

С.И. Кравченко1 С.В. Богачев1

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия)

Аннотация

В статье представлены результаты исследования эволюции ключевых паттернов научных публикаций, посвященных использованию имитационных стратегий субъектами предпринимательства. Достижение поставленной цели обеспечено решением двух взаимосвязанных задач: формированием релевантной выборки научных статей (2302 публикации по выбранной проблематике, индексируемые наукометрической базой данных Scopus, за период 1992-2022 годов) и анализом совпадения ключевых слов для характеристики текущего состояния сферы исследований и современных тенденций. В качестве ключевых слов выбраны сочетания «имитационная стратегия, инновации» или «инновация, имитация, стратегия». Библиометрический анализ и визуализация его результатов осуществлены с использованием программного продукта VOSviewer. На основе визуализационных карт выявлены пять кластеров по содержательному совпадению ключевых слов в статьях и пять этапов эволюционного развития проблематики инновационного поведения предприятий. Полученные результаты могут использоваться при исследовании различных аспектов реализации имитационных стратегий субъектами хозяйствования.

Ключевые слова: имитация, инновация, стратегия, предпринимательство, библиометрический анализ.

Для цитирования:

Кравченко С.И., Богачев С.В. (2023). Имитационные стратегии в предпринимательской деятельности: библиометрический анализ. Стратегические решения и риск-менеджмент, 14(1): 40-47. БО!: 10.17747/2618-947Х-2023-1-40-47.

The article presents the research results on the evolution of key patterns of scientific publications devoted to the use of imitation strategies by business entities. End of purpose was ensured by solving two interrelated tasks: first, to form a relevant sample of scientific articles (2,302 publications on selected topic, indexed by the Scopus scientometric database, for the period from 1992 to 2022); secondly, to analyse the co-occurrence of keywords to characterise the current state of the research field and determining the perspective of its development. The terms "imitation strategy, innovation" or "innovation, imitation, strategy" were chosen as keywords. The bibliometric analysis and visualisation of its results were performed using the VOSviewer software product. On the basis of visualisation maps, five clusters of the content matching of keywords in articles and five stages of the evolutionary development of innovative behavior of enterprises were identified. The results of the research can be used in studying various aspects of the implementation the imitation strategies by business entities. Keywords: imitation, innovation, strategy, entrepreneurship, bibliometric analysis.

For citation:

Kravchenko S.I., Bogachov S.V. (2023). Imitation strategies in entrepreneurship: Bibliometric analysis. Strategic Decisions and Risk Management, 14(1): 40-47. DOI: 10.17747/2618-947X-2023-1-40-47. (In Russ.)

Imitation Bibliome"

S.I. Kravchenko1 S.V. Bogachov1

1 Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia)

Abstract

© Кравченко С.И., Богачев С.В., 2023

Кравченко С.И., Богачев С.В. Kravchenko S.I., Bogachov S.V.

Имитационные стратегии в предпринимательской деятельности: библиометрический анализ Imitation strategies in entrepreneurship: Bibliometric analysis

S.I. Kravchenko1 S.V. Bogachov1

1 ш^дашдайш^сш^шм;

ÍÉW

,£,®ш7Ш;№4¥Я:*#*(1992-2022 « Scopus ?КЖ®^1Й2302ШЖКШ

VOSviewer

Kravchenko S.I., Bogachov S.V (2023). Й^ФМШЙАЙ^ЙШ+шлЧЯ.да^ШМдаШ!» 14(T);40-47„ DOI: 10.17747/2618-947X-2023-1-40-47.

Введение

Стратегическое воздействие инновационной активности как на отдельные компании, отрасли, так и экономику в целом является безусловным, что подтверждается постоянно растущим объемом разного рода публикаций. Сегодня учеными и практиками [ Мешков и др., 2021; Инновационная среда для бизнеса.., 2022; Кравченко, 2022a; 2022b] инновации рассматриваются как важный источник конкурентного преимущества, обеспечивающий не только, а порой и не столько, устойчивое развитие субъектов хозяйствования, сколько качество и возможность дальнейшего их существования. При этом в последнее десятилетие все чаще появляются исследования, которые свидетельствуют, что имитации как попытка воспроизведения части или целого также эффективно позволяют субъектам хозяйствования получать ценные и достаточно устойчивые возможности для конкурентного преимущества [Rivkin, 2000; Линдер, 2020; Трачук, Линдер, 2022]. Очевидно, что со временем меняются акценты в научных публикациях, происходит трансформация и переплетение содержательных характеристик инноваций и имитаций, однако их сплаву (взаимосвязи) в одной формуле успеха, который некоторыми исследователями называется «имовация» [Шенкар, 2015; Wu et al., 2020; Scuotto et al., 2022], не уделяется особого внимания.

С учетом важности обеспечения устойчивых конкурентных преимуществ в агрессивно турбулентных условиях современной внешней среды вопросы анализа особенностей развития инновационного поведения в предпринимательской деятельности являются актуальными и заслуживают отдельного внимания. Цель статьи - характеристика эволюции ключевых паттернов научных публикаций, посвященных использованию имитационных стратегий субъектами предпринимательства.

1. Методология исследования

Анализ научных статей, посвященных инновационному поведению в предпринимательстве, проводился в несколько этапов. На первом этапе для формирования релевантной выборки данных определены периоды высокой публикационной активности по изучаемой тематике в наукометрической базе Scopus. В качестве базовых паттернов научных

публикаций были выбраны название, аннотация и ключевые слова. В свою очередь, поисковый запрос содержал следующие сочетания: «имитационная стратегия, инновация» или «инновация, имитация, стратегия» (с варьированием их окончаний). Настоящим исследованием охвачены публикации, вошедшие в базу данных Scopus, начиная с 1992 года и завершая 10 декабря 2022-го. По результатам первого этапа отобрано 3397 публикаций.

На втором этапе предметная область первоначальной выборки была уточнена - для дальнейшего анализа отобраны научные работы в следующих публикационных сферах изданий Scopus: бизнес, управление и бухгалтерский учет; социальные и гуманитарные науки; экономика, эконометрика и финансы; наука о принятии решений. Таким образом, размер выборки был усечен до 2302 публикаций, при этом был соблюден принцип репрезентативности анализируемых данных.

Третий этап - библиометрический анализ сформированной выборки публикаций с использованием программного продукта VOSviewer v.1.6.18 для выявления существующих перспективных направлений исследования проблем инноваций и имитаций. Использование этого инструмента позволило сформировать нейросетевые визуализационные карты совпадения ключевых слов, идентифицирующих направления исследований инновационного поведения в предпринимательской деятельности. Отметим, что размер круга на визу-ализационной карте отвечает за частоту встречаемости элемента в рассматриваемых публикациях, в то время как его цвет - за принадлежность определенному кластеру. Сила связи между элементами характеризуется длиной линии между ними (более длинная линия свидетельствует о слабой связи между двумя элементами).

2. Результаты исследования

В последние тридцать лет - начиная с 1992 года - наблюдается устойчивый рост публикационной активности по использованию имитационных стратегий при осуществлении инновационной деятельности компаниями (рис. 1). С января по первую декаду декабря 2022 года в базе Scopus по изучаемой тематике опубликовано 137 статей, что свидетельствует о ее актуальности и, соответственно, росте заинтересованно-

Имитационные стратегии в предпринимательской деятельности: библиометрический анализ ^mmi^ta3',on^strfateigzeeôèn^ntr^ Bibliometric analysis

сти исследователей этим направлением. Соответствующая тенденция обусловлена важностью для экономики любой страны устойчивого научно-технологического и инновационного развития, особенно в условиях агрессивной конкуренции, разрыва логистических цепочек и партнерских отношений, в том числе в сфере НИОКР. Последнее в значительной мере актуализировало и вывело на новый уровень вопросы активного использования имитационных стратегий.

2.1. Наиболее цитируемые публикации

На основании метаданных научных работ, входящих в сгенерированную выборку, с использованием программного продукта VOSviewer сформирован рейтинг - топ-5 наиболее цитируемых в наукометрической базе данных Scopus публикаций за период с 1992 по декабрь 2022 года (табл. 1).

Так, наиболее цитируемой (более 17 тыс. цитирований) является публикация «Динамические возможности и стратегическое управление», представленная Д. Тисом, Г. Пизано и Э. Шуэн [Teece et al., 1997]. В этой работе внимание акцентировано на том, что создание частного капитала в режимах быстрых технологических изменений в значительной степени зависит от оттачивания внутренних технологических, организационных и управленческих процессов фирмы, в том числе от способности воспроизводить и имитировать инновации, выходящие на рынок и пользующиеся спросом. Авторы делают заключение о необходимости синтеза исследований в области стратегии, инноваций, производства, организационного поведения и истории бизнеса для изучения факторов, лежащих в основе корпоративных и национальных конкурентных преимуществ.

Второй по количеству цитирований стала работа «Локальное обучение и промышленная конкурентоспособность» [Maskell, Malmberg, 1999], в которой указывается, что изменения в международной экономике постепенно смещают основу промышленной конкурентоспособности от статической ценовой конкуренции к динамичному совершенствованию, что приносит пользу фирмам, способ-

Кравченко С.И., Богачев С.В. Kravchenko S.I., Bogachov S.V.

Рис. 1. Динамика количества публикаций, посвященных имитационным стратегиям в предпринимательской деятельности Fig. 1. Dynamics of publications devoted to the imitation strategies in entrepreneurial activity

Источник: построено авторами по материалам базы данных Scopus.

ным создавать знания быстрее, чем их конкуренты. В названной публикации авторы утверждают, что близость между фирмами играет важную роль в интерактивных процессах обучения и что создание знаний поддерживается институциональным воплощением неявных знаний, полезных для определенных видов деятельности. Устойчивая конкурентоспособность требует постоянной замены ветхих ресурсов, восстановления устаревших структур и обновления экономически важных национальных или региональных институтов, когда имитация постепенно превращает локальные возможности в глобальные повсеместные способности.

Следующей по цитируемости является публикация «Конкуренция возможностями: новые правила корпоративной стратегии» [Stalk et al., 1992], где авторы пишут, что успех предприятия на рынке зависит от предвидения тенденций и быстрого реагирования на изменяющиеся потребности клиентов. В такой среде суть стратегии заключается не в структуре продуктов и рынков компании, а в динамике

Таблица 1

Топ-5 наиболее цитируемых публикаций в наукометрической базе данных Scopus (в границах исследуемой выборки за 1992-2022 годы) Table 1

Top-5 most cited publications in the Scopus scientometric database (within the study sample for 1992-2022)

№ п/п Авторы, год Название Количество цитирований Журнал

1 Teece D.J., Pisano G., Shuen A., 1997 Dynamic capabilities and strategic management 17 029 Strategic Management Journal

2 Maskell P., Malmberg A., 1999 Localised learning and industrial competitiveness 1457 Cambridge Journal of Economics

3 Stalk G., Evans P., Shulman L.E., 1992 Competing on capabilities: The new rules of corporate strategy 1143 Harvard Business Review

4 Zhu K., Kraemer K.L., 2005 Post-adoption variations in usage and value of e-business by organizations: Cross-country evidence from the retail industry 1059 Information Systems Research

5 Kim L., 1998 Crisis construction and organizational learning: Capability building in catching-up at Hyundai Motor 675 Organization Science

Источник: составлено авторами по материалам базы данных Scopus.

42 О^те-версия журнала www.jsdrm.ru

Кравченко С.И., Богачев С.В. Kravchenko S.I., Bogachov S.V

ее поведения. Ученые приходят к заключению, что для достижения успеха компания должна превратить свои ключевые бизнес-процессы в трудно имитируемые стратегические возможности, которые отличают ее от конкурентов в глазах клиентов.

Объемом цитирования в размере 1059 ссылок характеризуется работа К. Чжу и К. Л. Кремера [Zhu, Kraemer, 2005]. Результаты этого исследования показывают, что технологическая компетентность, размер фирмы, финансовые обязательства, конкурентное давление и нормативная поддержка являются важными предпосылками функционирования электронного бизнеса. Кроме того, авторы утверждают, что внутренняя интеграция оказывает наиболее сильное влияние на ценность электронного бизнеса. Это согласуется с ресурсной теорией организации, поскольку внутренняя интеграция обладает характеристиками ресурсов, создающими ценность (например, специфичными для фирмы, трудно имитируемыми конкурентами).

Завершающая публикация в указанном в табл. 1 рейтинге - статья «Кризисное строительство и организационное обучение: наращивание потенциала в догоняющем Hyundai Motor» [Kim, 1998]. Автор заявляет, что эффективное организационное обучение требует высокой поглощающей способности, которая состоит из двух основных элементов: базы предварительных знаний и интенсивности усилий. Описывая опыт внедрения стратегии независимости в развитии поглощающей способности Hyundai Motor Company, ученый приходит к выводу, что в процессе перехода от одного этапа к другому путем подготовки и приобретения, освоения и совершенствования иностранных технологий компания получила мигрирующие знания, что позволило ей расширить свою базу предыдущих знаний, и активно создавала кризисы как стратегическое средство интенсификации своих усилий по обучению. Автор заключает, что в отличие от внешних кризисов упреждающе сконструированные внутренние кризисы смещают ориентацию обучения с имитации на инновации и увеличивают интенсивность усилий в организационном обучении.

2.2. Анализ совпадения ключевых слов публикаций

По результатам библиометрического анализа, выполненного с использованием программного продукта VOSviewer, была сформирована терминологическая карта, отображающая существующие связи между ключевыми словами и словосочетаниями, используемыми в публикациях. Полученная карта позволяет выявить основные кластеры, по которым можно распределить публикации, посвященные использованию имитационных стратегий субъектами предпринимательской деятельности. В целом на основе анализа совпадения ключевых слов в работе определены пять кластеров (рис. 2).

Первый кластер (красный цвет) содержит наибольшее количество терминов - 68 элементов, среди которых можно выделить следующие: «промышленность», «торговля», «устойчивое развитие», «конкурентное преимущество», «технологическая инновация», «разработка продукта», «продуктовая инновация», «стратегия», «динамические возмож-

Имитационные стратегии в предпринимательской деятельности: библиометрический анализ Imitation strategies in entrepreneurship: Bibliometric analysis

ности», «промышленный менеджмент», «промышленная экономика», «имитационная стратегия», «производство», «эффективность». Отдельно следует упомянуть ключевое слово «конкуренция», частота совместного использования которого в исследуемой выборке составляет 104, а сила связи - 444. Следовательно, этот кластер в основном охватывает аспекты технологического обеспечения стратегии имоваций (взаимосвязь инноваций и имитаций) для достижения конкурентных преимуществ организации. Учитывая это, кластер может иметь название «Технологические инновации и имитационная стратегия в контексте повышения конкурентоспособности предприятия».

Второй кластер (зеленый цвет, 51 элемент) сочетает в себе такие термины, как «инновация», «исследования и разработки», «знание», «экономический рост», «эндогенный рост», «моделирование», «заимствование технологий», «развивающийся мир», «глобализация», «предпринимательство», «конвергенция», «рыночные условия». В этом кластере наибольшую частоту совместного использования имеет ключевое слово «инновация» - 634, при этом сила связи -2000. Таким образом, содержание сформированного кластера можно охарактеризовать названием «Имовации как способ конвергенции экономик мира».

Третий кластер (синий цвет, 19 элементов) описывает взаимосвязи имитационных стратегий и инноваций в деятельности предприятия в разрезе следующих терминов: «патент», «права интеллектуальной собственности», «прямые иностранные инвестиции», «государственная политика», «инвестиции» и другие. Основной ключевой термин в этом кластере - «права интеллектуальной собственности», частота совместного использования которого в исследуемой вы-

Рис. 2. Терминологическая карта категорий, имеющих наибольшую частоту встречаемости в публикациях по проблематике имитационных стратегий в деятельности предприятий Fig. 2. A terminological map of catégories with the highest frequency of occurrence in publications on imitation strategies in the activity of enterprises

Источник: построено авторами по материалам базы данных Scopus с помощью VOSviewer v.1.6.18.

Имитационные стратегии в предпринимательской деятельности: библиометрический анализ Inmi^taiti^on^stratecgies^in^ent _Bibliometric analysis

борке научных публикаций составляет 88, а сила связи - 326. Логичным представляется название кластера «Правовые аспекты обеспечения реализации имитационных стратегий при внедрении новшеств».

Четвертый кластер (желтый цвет, 19 элементов) связан со следующими терминами: «распространение инноваций», «модель диффузии Басса», «регрессионный анализ», «принятие решений», «компьютерное моделирование», «теория игр», «прогнозирование», «социальная сеть». Наибольшую частоту совместного использования - 72 - имеет ключевое слово «диффузия», при этом сила связи составляет 268. Содержание данного кластера может быть охарактеризовано названием «Информационно-коммуникационные аспекты распространения инноваций».

Пятый кластер (фиолетовый цвет, 16 элементов) охватывает следующие категории: «имитация», «технология», «креативность», «человек», «приспособление», «обучение», «имитационное поведение», «культура» и др. Частота совместного использования основного в кластере ключевого слова «имитация» составляет 279, а сила связи - 821. Название, отражающее содержание данного кластера, может быть сформулировано как «Кадровые аспекты реализации стратегии имоваций в деятельности компании».

Полученные результаты свидетельствуют, с одной стороны, об актуальности и многоаспектности вопросов формирования эффективного инновационного поведения субъектов предпринимательства, поскольку наблюдается их высокая встречаемость в разноплановых исследованиях, а с другой - об их взаимозависимости ввиду наличия многочисленных связей между ключевыми терминами.

Кравченко С.И., Богачев C.B. Kravchenko S.I., Bogachov S.V.

висимости от ориентации (быть первой компанией, выходящей на новые рынки, или разрабатывающей новые продукты для рынка, или следующей за пионером) субъекты хозяйствования должны продвигать в своих организациях разные ценности и нормы.

С 2012 по 2014 год, то есть на третьем этапе из выделенных, доминирующими ключевыми терминами были «интеллектуальная собственность», «права интеллектуальной собственности», «инновационный менеджмент», «патентная защита», «управление знаниями», «предпринимательство», «технологические инновации». Популярным (высокоцитируемым) трудом этого периода является работа [Агйпе8, Раета, 2013], раскрывающая влияние патентования на лицензирование, инновации и финансовые результаты как для малых и средних предприятий, так и для крупных. В качестве гипотезы выдвинут тезис, что малые и средние предприятия (МСП) получат меньше преимуществ от патентной деятельности с точки зрения защиты от подражателей, чем крупные. В то же время склонность и способность МСП лицензировать свои патенты и генерировать дополнительные потоки доходов могут быть относительно выше, чем крупных фирм. Вопреки ожиданиям, исследование указанных авторов показывает, что не только крупные компании, но и МСП выигрывают от патентования с точки зрения коммерциализации инновационных продуктов.

Четвертый этап - с 2014 по 2016 год - характеризуется преобладанием терминов «устойчивое развитие», «заимствование технологий», «жизненный цикл», «эмпирический анализ», «социальное обучение», «наверстывание (догонять)», «поведенческие исследования», «открытые иннова-

2.3. Эволюция тематических направлений исследований

По результатам библиометрического анализа в эволюци-онно-временном измерении можно отметить наличие пяти наиболее значимых этапов развития научных исследований, посвященных реализации имитационных стратегий при внедрении новшеств на предприятии (рис. 3).

Первый этап развития наблюдается до 2010 года, при этом доминирующими ключевыми терминами в публикациях исследователей были «трансфер технологий», «промышленный менеджмент», «разработка продукта», «стратегия», «маркетинг», «рост». Например, в тот период была опубликована описанная выше работа [Teece et al., 1997], которая акцентирует внимание на необходимости синтеза исследований в области стратегии, инноваций и имитаций, производства, организационного поведения и истории бизнеса для изучения факторов, лежащих в основе корпоративных и национальных конкурентных преимуществ.

На втором этапе - с 2010 по 2012 год - акценты в исследованиях ученых сместились к терминам «инновация», «имитация», «исследования и разработки», «диффузия технологий», «конкуренция», «экономический рост», «патенты и изобретения», «глобализация». Так, значительное количество цитирований имеет публикация [Naranjo-Valencia et al., 2011], посвященная анализу организационной культуры с точки зрения ее благоприятствования или препятствования организационным инновациям и стратегии имитации. Авторы приходят к выводу, что в за-

Рис. 3. Визуализационная карта эволюции взаимосвязи между основными аспектами реализации имитационных стратегий Fig. 3. A visualisation map of the evolving relationship between the main aspects of the implementing imitation strategies

Источник: построено авторами по материалам базы данных Scopus с помощью VOSviewer v. 1.6.18.

Кравченко С.И., Богачев С.В. Kravchenko S.I., Bogachov S.V.

ции». Например, Э. Ревилла и Д. Кноппен в своей работе [Revilla, Knoppen, 2015] исследуют влияние интеграции знаний с точки зрения совместного принятия решений и совместного осмысления на эффективность отношений, включая операционную эффективность и инновации. Авторами подчеркивается необходимость создания способности к динамической интеграции знаний (ценных, редких и трудно имитируемых).

Заключительный, пятый, этап начался после 2016 года. Основными терминами в исследованиях стали «развивающиеся экономики», «бизнес-модель инноваций», «имитационные инновации», «креативность», «подход к управлению», «малые и средние предприятия», «определение политики». Так, одной из наиболее цитируемых работ является публикация коллектива авторов во главе с Ю. Чжао [Zhao et al., 2020], посвященная анализу эволюции платформ бизнес-моделей. Авторы резюмируют, что успех в битвах платформ правдоподобно объясняется сочетанием сложности дизайна бизнес-модели и одновременным использованием инноваций и имитаций для создания сложных систем действий. В другой характерной для данного периода публикации [Chen, Dimitrov, 2017] авторы исследуют сущность экоинноваций, аспекты их лицензирования и имитации. Полученные результаты позволяют авторам сформировать вывод, что эко-инноватор может потерять свое конкурентное преимущество при лицензировании инновационного продукта; кроме того, лицензирование может привести к увеличению количества имитаций.

Обобщая результаты библиометрического анализа в эво-люционно-временном измерении, следует указать на выраженное смещение акцентов в научных публикациях - трансформацию и переплетение содержательных характеристик инноваций и имитаций.

Имитационные стратегии в предпринимательской деятельности: библиометрический анализ Imitation strategies in entrepreneurship: Bibliometric analysis

Заключение

Библиометрический анализ ключевых паттернов научных публикаций по вопросам имовационного стратегиро-вания в предпринимательской деятельности за последние тридцать лет позволил выявить и охарактеризовать пять кластеров по содержательному совпадению ключевых слов исследуемой выборки статей, а также пять наиболее значимых этапов развития научных исследований по рассматриваемой тематике.

Результаты исследования анализируемой выборки научных статей, индексируемых наукометрической базой данных Scopus, а также построенных терминологических карт категорий и выявленных наиболее значимых ключевых слов, связанных с проблематикой имоваций, позволяют: с одной стороны, отметить актуальность и многоаспектность изучаемой сферы (поскольку имеются многочисленные связи между терминами, а также наблюдается их высокая встречаемость в разноплановых исследованиях), с другой - проследить смещение акцентов в научных публикациях от традиционных подходов использования имитационных стратегий при реализации инновационных проектов предприятиями (первый - третий этапы) к росту значимости экологически и антропоцентрически ориентированного развития субъектов хозяйствования и повышению важности инструментов, технологий, бизнес-моделей внедрения новшеств (четвертый - пятый этапы).

Полученные результаты характеризуют текущее состояние и направленность сферы исследования проблем имова-ционного поведения предприятий, что позволяет определить ключевые аспекты обеспечения их эффективного функционирования в современных условиях хозяйствования, а также получить более полное представление о формировании новых тенденций.

Литература

Инновационная среда для бизнеса: проблемы формирования в современной России: монография. Под общ. ред. Г.В. Колодней. М.: Кнорус, 2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кравченко С.И. (2022а). Особенности регулирования развития национальных инновационных систем. Самоуправление, 1(129): 344-347.

Кравченко С.И. (2022b). Особенности формирования современной теории инноваций. Самоуправление, 4(132): 425-428.

Линдер Н.В. (2020). Формирование инновационных режимов в промышленности. Стратегические решения и риск-менеджмент, 11(3): 272-285.

Мешков А.В., Кравченко С.И., Киселeва А.И. (2021). Инструментарий выбора технологии как объекта трансфера в условиях многокритериальности. Стратегические решения и риск-менеджмент, 12(3): 202-211. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2021-3-202-211.

Трачук А.В., Линдер Н.В. (2022). Влияние межфирменных отношений на результативность инновационной деятельности: эмпирическое исследование российских промышленных компаний. Стратегические решения и риск-менеджмент, 13(2): 108-115.

Шенкар О. (2015). Имитаторы. Как компании заимствуют и перерабатывают чужие идеи. М.: Альпина Паблишер, 2015. Andries P., Faems D. (2013). Patenting activities and firm performance: Does firm size matter? Journal of Product Innovation Management, 30(6): 1089-1098. DOI: 10.1111/jpim.12047.

Chen J., Dimitrov S. (2017). Eco-innovation with opportunity of licensing and threat of imitation. Journal of Cleaner Production, 147: 306-318. DOI: 10.1016/j.jclepro.2017.01.052.

Kim L. (1998). Crisis construction and organizational learning: Capability building in catching-up at Hyundai Motor. Organization Science, 9(4): 506-521. DOI: 10.1287/orsc.9.4.506.

Имитационные стратегии в предпринимательской деятельности: библиометрический анализ Кравченко С.И., Богачев С.В.

l^it^i^on^trjî|i|g[e^inentrepr|!ne^rshij):Bibliometric analysis Kravchenko S.I., Bogachov S.V.

Maskell P., Malmberg A. (1999). Localised learning and industrial competitiveness. Cambridge Journal of Economics, 23(2): 167-185. DOI: 10.1093/cje/23.2.167.

Naranjo-Valencia J.C., Jiménez-Jiménez D., Sanz-Valle R. (2011). Innovation or imitation? The role of organizational culture. Management Decision, 49(1): 55-72. DOI: 10.1108/00251741111094437.

Revilla E., Knoppen D. (2015). Building knowledge integration in buyer-supplier relationships: The critical role of strategic supply management and trust. International Journal of Operations and Production Management, 35(10): 1408-1436. DOI: 10.1108/ IJ0PM-01-2014-0030.

Rivkin J.W. (2000). Imitation of complex strategies. Management Science, 46(6), 824-844. DOI: 10.1287/mnsc.46.6.824.11940.

Scuotto V., Garcia-Perez A., Kalisz D.E., Dhir A. (2022). Responsible I(m)ovation in Asia pacific regions. Asia Pacific Journal of Management. DOI: 10.1007/s10490-022-09803-2.

Stalk G., Evans P., Shulman L.E. (1992). Competing on capabilities: The new rules of corporate strategy. Harvard Business Review, 70(2): 57-69.

Teece D.J., Pisano G., Shuen A. (1997). Dynamic capabilities and strategic management. Strategic Management Journal, 18(7): 509533. DOI: 10.1002/(SICI)1097-0266(199708)18:7<509::AID-SMJ882>3.0.œ;2-Z.

Wu J., Zhang X., Zhuo S., Meyer M., Li B., Yan H. (2020). The imitation-innovation link, external knowledge search and China's innovation system. Journal of Intellectual Capital, 21(5): 727-752.

Zhao Y., Von Delft S., Morgan-Thomas A., Buck T. (2020). The evolution of platform business models: Exploring competitive battles in the world of platforms. Long Range Planning, 53(4). DOI: 10.1016/j.lrp.2019.101892.

Zhu K., Kraemer K.L. (2005). Post-adoption variations in usage and value of e-business by organizations: Cross-country evidence from the retail industry. Information Systems Research, 16(1): 61-84. DOI: 10.1287/isre.1050.0045.

References

Kolodnaya G.V. (ed.) (2022). Innovative environment for business: Problems of formation in modern Russia. Moscow, Knorus. (In Russ.)

Kravchenko S.I. (2022a). Features of regulating the national innovation systems development. Samoupravlenie, 1(129): 344-347. (In Russ.)

Kravchenko S.I. (2022b). Features of formation of the modern innovation theory. Samoupravlenie, 4(132), 425-428. (In Russ.) Linder N.V. (2020). Exploring innovation modes of Russian industrial companies. Strategic Decisions and Risk Management, 11(3): 272-285. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2020-3-272-285. (In Russ.)

Meshkov A.V., Kravchenko S.I., Kiseleva A.I. (2021). Toolkit for selecting technology as a transfer object under multi-criteria conditions. Strategic Decisions and Risk Management, 12(3), 202-211. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2021-3-202-211 (In Russ.) Trachuk A.V., Linder N.V. (2022). The influence of intercompany relations on the innovation performance: An empirical study of Russian industrial companies. Strategic Decisions and Risk Management, 13(2): 108-115. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2022-2-108-115. (In Russ.)

Shenkar О. (2015). Copycats. How smart companies use imitation to gain a strategic edge. Moscow, Alpina Publisher. (In Russ.)

Andries P., Faems D. (2013). Patenting activities and firm performance: Does firm size matter? Journal of Product Innovation Management, 30(6): 1089-1098. DOI: 10.1111/jpim.12047.

Chen J., Dimitrov S. (2017). Eco-innovation with opportunity of licensing and threat of imitation. Journal of Cleaner Production, 147: 306-318. DOI: 10.1016/j.jclepro.2017.01.052.

Kim L. (1998). Crisis construction and organizational learning: Capability building in catching-up at Hyundai Motor. Organization Science, 9(4): 506-521. DOI: 10.1287/orsc.9.4.506.

Maskell P., Malmberg A. (1999). Localised learning and industrial competitiveness. Cambridge Journal of Economics, 23(2): 167-185. DOI: 10.1093/cje/23.2.167.

Naranjo-Valencia J.C., Jiménez-Jiménez D., Sanz-Valle R. (2011). Innovation or imitation? The role of organizational culture. Management Decision, 49(1): 55-72. DOI: 10.1108/00251741111094437.

Revilla E., Knoppen D. (2015). Building knowledge integration in buyer-supplier relationships: The critical role of strategic supply management and trust. International Journal of Operations and Production Management, 35(10): 1408-1436. DOI: 10.1108/ IJOPM-01-2014-0030.

Rivkin J.W. (2000). Imitation of complex strategies. Management Science, 46(6), 824-844. DOI:10.1287/mnsc.46.6.824.11940. Scuotto V., Garcia-Perez A., Kalisz D.E., Dhir A. (2022). Responsible I(m)ovation in Asia pacific regions. Asia Pacific Journal of Management. DOI:10.1007/s10490-022-09803-2.

Кравченко С.И., Богачев С.В. Имитационные стратегии в предпринимательской деятельности: библиометрический анализ

Kravchenko S.I., Bogachov S.V. Imitation strategies in entrepreneurship: Bibliometric analysis

Stalk G., Evans P., Shulman L.E. (1992). Competing on capabilities: The new rules of corporate strategy. Harvard Business Review, 70(2): 57-69.

Teece D.J., Pisano G., Shuen A. (1997). Dynamic capabilities and strategic management. Strategic Management Journal, 18(7): 509533. DOI: i0.i002/(SICI)i097-0266(i99708)i8:7<509::AID-SMJ882>3.0.CO;2-Z.

Wu J., Zhang X., Zhuo S., Meyer M., Li B., Yan H. (2020). The imitation-innovation link, external knowledge search and China's innovation system. Journal of Intellectual Capital, 21(5): 727-752.

Zhao Y., Von Delft S., Morgan-Thomas A., Buck T. (2020). The evolution of platform business models: Exploring competitive battles in the world of platforms. Long Range Planning, 53(4). DOI: 10.1016/^.2019.101892.

Zhu K., Kraemer K.L. (2005). Post-adoption variations in usage and value of e-business by organizations: Cross-country evidence from the retail industry. Information Systems Research, 16(1): 61-84. DOI: 10Л287^геЛ050.0045.

Информация об авторах

Сергей Иванович Кравченко

Доктор экономических наук, профессор, профессор департамента менеджмента и инноваций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия). ORCID: 0000-0001-8391-0445.

Область научных интересов: инвестиционная и инновационная деятельность, национальные инновационные системы, управление наукой и образованием, управление изменениями. SKravchenko@fa.ru

Сергей Валентинович Богачев

Доктор экономических наук, профессор, профессор департамента налогов и налогового администрирования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия). ORCID: 0000-0002-8938-0315.

Область научных интересов: налоги и налоговые системы, городская экономика, муниципальное управление, менеджмент. SergeyBogachov@yandex.ru

About the authors

Sergey I. Kravchenko

Doctor of economic sciences, professor, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia). ORCID: 0000-0001-8391-0445.

Research interests: investment and innovation, national innovation systems, science and education management, change management. SKravchenko@fa.ru

Sergey V. Bogachov

Doctor of economic sciences, professor, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia). ORCID: 0000-0002-8938-0315.

Research interests: taxes and tax systems, urban economy, municipal government, management. SergeyBogachov@yandex.ru

Атш

Sergey I. Kravchenko

SKravchenko@fa.ru Sergey V. Bogachov

тшЖ'.штпштт'Ж^кт'ткта-тт"

SergeyBogachov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.01.2023; после рецензирования 03.02.2023 принята к публикации 27.02.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 20.01.2023; revised on 03.02.2023 and accepted for publication on 27.02.2023. The authors read and approved the final version of the manuscript.

20.01.2023 IS^ü-ífT 03.02.2023 ВФ^.^ЙТ 27.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.