Научная статья на тему 'Импульсное радиоизлучение при кристаллизации воды'

Импульсное радиоизлучение при кристаллизации воды Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
132
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Головин Юрий Иванович, Шибков Александр Анатольевич, Желтов Михаил Александрович, Татарко М. А.

Electromagnetic waves emission in frequency range 10-103 Hz during the crystallization of water is found and investigated. It is shown that electromagnetic pulses are caused by front cristallization instabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Головин Юрий Иванович, Шибков Александр Анатольевич, Желтов Михаил Александрович, Татарко М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RADIOWAVE EMMISION DURING THE CRYSTALLIZATION OF WATER

Electromagnetic waves emission in frequency range 10-103 Hz during the crystallization of water is found and investigated. It is shown that electromagnetic pulses are caused by front cristallization instabilities.

Текст научной работы на тему «Импульсное радиоизлучение при кристаллизации воды»

УДК 539.37:537.221

ИМПУЛЬСНОЕ РАДИОИЗЛУЧЕНИЕ ПРИ КРИСТАЛЛИЗАЦИИ ВОДЫ © Ю.И. Головин, А.А. Шибков, М.А. Желтое, М.А. Татарко

Golovin Y.I., Shibkov АЛ., Zheltov МА, Tatarico МА Radiowave Emmision During the Crystallization of Water. Electromagnetic waves emission in frequency range 10-103 Hz during the crystallization of water is found and investigated. It is shown that electromagnetic pulses are caused by front cristallization instabilities.

Известно, что кристаллизация льда и некоторых диэлектриков сопровождается возникновением межфазной разности потенциалов, определяемой, в основном, содержанием примесей и скоростью фронта кристаллизации и достигающей, при определённых условиях, сотен вольт [1-4]. В [5] обнаружено импульсное радиоизлучение кристаллизующейся воды в полосе 105-107 Гц, которое гипотетически связывалось авторами с электрическими разрядами между берегами микротрещин, периодически возникающими во льду вблизи межфазной границы. Целью настоящей работы является установление взаимосвязи параметров радиоизлучения с собственно кинетикой фазового превращения в системе вода-лед. С одной стороны, такая информация может быть полезна в исследованиях динамики фронта кристаллизации, а с другой - в прогнозировании поведения больших масс льда в природных условиях (состояние и вероятность разрушения, торошения ледяных полей в северных акваториях, схода ледников и снежных лавин в горах и т.п. [6]).

Нестационарное электрическое поле вблизи поверхности кристаллизующейся дистиллированной воды измерялось зондовым электрическим методом (7). Сигнал с плоского зонда площадью 30 см2 , установленного на расстоянии 1 см от поверхности воды, подавался на вход высокоомного предусилителя (входной импеданс Л = 1012 Ом, С = 20 пФ, полоса пропускания 10'1 - 106 Гц) и регистрировался осциллографом, самописцем и амплитудным анализатором импульсов (см. врезку к рис. 1). Одновременно процесс кристаллизации контролировался термическим и оптическим методами. Исследовался квазистационарный режим кристаллизации, реализуемый медленным, в течение десятков минут, охлаждением до полного замерзания небольшого объема (30 мл) воды при температуре термостата -5° С.

На фоне слабой непрерывной составляющей в виде шума в диапазоне частот 10-105 Гц обнаружена дискретная электромагнитная эмиссия

(ЭМЭ) в виде отдельных импульсов, сопровождающих весь процесс кристаллизации (рис. 1). По «частотным свойствам импульсы можно разделить на две основные группы: низкочастотные (НЧ) в полосе частот 10 - 300 Гц и высокочастотные (ВЧ) - в полосе 102 - 105 Гц. Установлено, что первые НЧ импульсы генерируются при появлении на поверхности воды пластинок льда размером ~ 1 мм и являются индикаторами начала кристаллизации. На долю НЧ импульсов приходится более 90 96 полного количества импульсов.

Ym,MB

Рис. 1. Временные зависимости скорости генерирования дискретных НЧ импульсов N (1), их средних амплитуд фт (2) и температуры Т (3) в ходе кристаллизации 30 мл дистиллированной воды. На врезке показана схема измерения: 4 - кювета с кристаллизующейся водой, 5 - зонд, 6 - предусилитель, 7 - анализатор импульсов, 8 - осциллограф С8-13, 9 - самописец Р303.

Функция распределения импульсов по амплитудам имеет максимум при 100 мВ, причем мелкие импульсы с амплитудой срт ( 20 мВ наиболее вероятны на начальной стадии кристаллизации. С ростом объема твердой фазы растет их средняя амплитуда и скважность. Последние стадии кристаллизации характеризуются возобновлением генерирования малоамплитудных импульсов, на фоне которых наблюдаются высокоамплитудные - с фт ~ (300 - 500) мВ ВЧ импульсы. Временная зависимость просуммированного по всем каналам потенциала ср(0 = 2 ФМ (фI и Л/ - средняя амплитуда и число импульсов в /-том канале) хорошо согласуется с экспериментальной зависимостью доли твёрдой фазы от времени (рис. 2). Можно заключить поэтому, что НЧ импульсы спектра ЭМЭ связаны с кинетикой кристаллизации и отражают её нестационарный характер. По оценкам, средний объём льда, приходящийся на один НЧ импульс ~ 1 мм3, что совпадает с размерами первых пластинок льда, а также соответствует характерным размерам развитой дендритной структуры льда.

Обсудим возможные механизмы электромагнитной эмиссии, сопровождающей кристаллизацию воды.

1. Электрические явления во льду и воде контролируются, как известно, протонными носителями заряда: молекулярными ионами НзО+ и ОН* и ориентационными дефектами Бъёррума и типа [8]. В процессе кристаллизации происходит нейтрализация ионов НзО+ и ОН*, так как их концентрация в твёрдой фазе на три порядка меньше, чем в жидкой. В результате на межфазной границе формируется двойной электрический слой толщиной ~ 1000 А, а между твёрдой и жидкой фазой возникает разность потенциалов - эффект Воркмана-Рейнольдса (11. Изменение геометрии межфазной границы в ходе превращения могут вызвать изменение дальнодействующего электрического поля, регистрируемого в виде ЭМЭ.

2. Диэлектрическая проницаемость е у льда выше, чем у воды, а их отношение определяется концентрацией примесей, температурой и частотой поля. Вблизи межфазной границы 8 возрастает до величины ~ 103 - 104 [6]. Поэтому кристаллизующаяся вода - система с сильно неоднородной проницаемостью е(х, у, г, 0, временные изменения которой в ходе превращения должны приводить к изменению ёмкостной связи с зондом и вызывать появление электрических сигналов.

3. Электрическое сопротивление межфазной границы при замерзании дистиллированной воды достигает 109 - 1010 Ом [3]. В сочетании с аномально высокой диэлектрической проницаемостью можно ожидать значительные, до 10'3 - 10’2 с, времена электрической релаксации на фронте кристаллизации, соизмеримые с длительностью НЧ импульсов.

4. Неоднородное распределение температуры ледяной корки приводит к её поляризации вследствие термоэлектрического эффекта [8]. Временные изменения дипольного момента твёрдой фазы в ходе кристаллизации способны вызвать ЭМЭ.

5. Кристаллизация, как известно, сопровождается акустической эмиссией (АЭ) (91. Последняя может возбуждать нормальные моды колебаний системы, частью которой является заряженный и поляризованный слой льда, и провоцировать появление ЭМЭ.

6. В результате дилатации вероятны явления локального отслаивания льда от стенок, трение и образование трещин. Каждое из них способно вызвать появление импульсов ЭМЭ.

Качественный анализ показывает, что тер-моэдс и АЭ не могут объяснить всей совокупности экспериментальных данных. Так, например, с ростом толщины ледяной корки температурный градиент падает, что должно приводить к уменьшению амплитуды импульсов ЭМЭ, а это противоречит опытным данным. Форма дискретных импульсов ЭМЭ значительно отличается от типичных для АЭ слабозатухающих колебаний; структура серии НЧ импульсов с возрастающей амплитудой и скважностью больше 10 трудно объяснима с точки зрения акустического механизма ЭМЭ. Установлено, что по частотному спектру и форме ВЧ импульсы при кристаллизации близки к импульсам ЭМЭ, возникающим при раскалывании поликристаллов льда, которое производили в серии независимых опытов при той же температуре и методике измерения. При кристал-

<Р.

100

мВ

.*•-

V,/V

1.0

50

•-1

о-2

— •

Л

0.5

5

10

15 I,,

Рис. 2. Временная зависимость потенциала НЧ импульсов, просуммированного по всем каналам анализатора <р (I) = (1) и кинетическая кривая

кристаллизации У^/О/У (2). На врезке показана типичная осциллограмма НЧ импульса ЭМЭ.

лизации они наблюдались, в основном, на последних стадиях, что свидетельствует об образовании и развитии дилатационных и термических трещин в твердой фазе, растущей в стесненных условиях. Из вышеперечисленного следует, что существуют, по меньшей мере, три возможные причины НЧ импульсов, интенсивность которых хорошо согласуется с кинетической кривой превращения: а) нестационарные изменения геометрии электрически активной межфазной границы, например, в результате прорастания дендритов, б) рост электрической ёмкости системы лёд-вода в ходе кристаллизации и в) скачкообразные изменения времени электрической релаксации льда на фронте кристаллизации. Во всех перечисленных случаях НЧ импульсы отражают кинетику кристаллизации льда и обнаруживают её прерывистый и ступенчатый характер.

Таким образом, в работе проанализированы характеристики спектра дискретной ЭМЭ, сопровождающей кристаллизацию льда. Впервые показано, что большая часть импульсов ЭМЭ (НЧ импульсы) непосредственно связаны с кинетикой фазового превращения, а другая

часть (ВЧ импульсы) - с процессами развития трещин в ходе кристаллизации. Результаты работы позволяют использовать метод анализа спектра ЭМЭ в качестве нового быстродействующего in situ метода исследования фазовых переходов первого рода и сопутствующих им процессов трещинообразования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Workman E.J., Reynolds S.E. // Phys. Rev. 1950. V. 78. P. 254.

2 Качурин Л.Г., Бекряев В.И. // Докл. АН СССР. 1960. Т. 130. С. 57.

. 3. Качурин Л.Г., Бекряев В.И., Псаломщиков В.Ф. // Докл. АН СССР. 1967. Т. 174. С. 1122

4. Качурин Л.Г. Поверхностные явления в жидкостях. Д.: Изд-во ЛГУ, 1975. С. 137.

5. Качурин Л.Г., Колее С.А., Псаломщиков В.Ф. // Докл. АН СССР. 1982 Т. 267. С. 347.

6. Берри Б.Г., Григоров И.О., Качурин Л.Г. и др. // Проблемы технической гляциологии. Новосибирск: Наука, 1986. С. 24.

7. Головин Ю.И., Шибкое АЛ. // Физика тверд, тела. 1986. Т. 28. С. 3492

8. Hobbs P. V. Ice physics // Clarendon Press. Oxford, 1974. 854 p.

9. Голубев И.И., Павлов И.Ю., Потапов А.И. // Ж. физ. химии. 1992 Т. 66. С. 555.

Поступила в редакцию 1 октября 1996 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.