Научная статья на тему 'Импортозамещение. Статус Торп'

Импортозамещение. Статус Торп Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2634
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТУС ТОРП / STATUS OF TERO

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новиков Олег Юрьевич

Для обеспечения экономической, технологической и информационной безопасности государства необходима систематизированная и комплексная поддержка российских производителей телекоммуникационного оборудования. Рассмотрены особенности присвоения статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Import substitution. The status of TERO

To ensure the economic, technological and information security requires a systematic and complex support of the Russian manufacturers of telecommunications equipment. Features of the status of telecommunication equipment of Russian origin (TERO).

Текст научной работы на тему «Импортозамещение. Статус Торп»

УДК 004.032

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ. СТАТУС ТОРП

Олег Юрьевич Новиков, начальник отдела продаж [email protected] ФГУП ЭЗАН (г. Черноголовка) http://www.ezan.ac.ru/

Для обеспечения экономической, технологической и информационной безопасности государства необходима систематизированная и комплексная поддержка российских производителей телекоммуникационного оборудования. Рассмотрены особенности присвоения статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП).

Ключевые слова: Статус ТОРП.

Введение

Импортозамещение - это процесс в национальной экономике, в ходе которого в стране производится необходимая продукция силами производителей данного государства. Простыми словами, российские производители из российского сырья производят

продукты как общего назначения, так и специализированные, пытаясь, таким образом, вытеснить иностранных игроков рынка или возместить растущий спрос на товары, которые раньше поставлялись из-за границы (https://zimport.ru/chto-takoe-importo zameshhenie/).

Правительство особое внимание уделяет системам телекоммуникаций и оборудованию сетей связи. Для стимулирования производства телекоммуникационного оборудования в России в мае 2010 года распоряжением правительства Минпром-торгу (МПТ) России совместно с Минэкономразвития России

новиков о.ю. (МЭР) поручено разработать и утвердить: параметры, в соответствии со значениями которых телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения; разработать методики определения значений параметров, в соответствии с которыми телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения;

Совместным приказом МПТ и МЭР №1032/397[1] определён порядок и методика присвоения статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения.

В январе 2012 г. приказом Минпромторга создан Межведомственный Экспертный Совет (МЭС), задачи которого определили как:

- экспертиза заявок,

- принятие решения о присвоении статуса,

- выработка мер поддержки и стимулирования Российских предприятий.

Совет состоит из двадцати девяти членов и включает представителей трех министерств, представителей профильных ассоциаций и госкорпораций.

Решения принимаются коллегиально - открытым голосованием.

Создано 6 рабочих групп экспертов:

- Группа «Системы связи, выполняющие функции систем коммутации».

- Группа «Системы связи, выполняющие функции цифровых транспортных систем».

- Группа «Радиоэлектронные средства связи».

- Группа «Оборудование широкополосного радиодоступа и связи».

Группа «Оборудование телерадиовещания».

Группа «Системы связи, выполняющие функции систем управления и монито-

ринга».

Председатель МЭС

Директор департамента радиоэлектронной промышленности

Экспертный совет:

ДРЭП Минсвязи ! ! Ростелеком ! ! Воентелеком ¡1 Россвязь Госкорпорации ; ! Профильные ассоциации < ! ФСБ

Р . 6 о ч и е группы по направления 1/1 '

Статус ТОРП

Основные критерии для получения статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП) [2].

1. Производитель телекоммуникационного оборудования является налоговым резидентом Российской Федерации, не менее 50% акций (50% долей в уставном капитале в случае, если производителем является общество с ограниченной ответственностью) которого должно принадлежать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственным корпорациям или гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и не имеющим двойного гражданства, или производитель является унитарным предприятием.

2. Производитель обладает правами на конструкторскую документацию и программное обеспечение, используемые в телекоммуникационном оборудовании, в объеме, достаточном для его производства, модернизации и развития.

3. Производитель имеет научно-производственную базу, необходимую для организации производства, гарантийного и послегарантийного обслуживания телекоммуникационного оборудования, или договорные отношения с организациями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, которые имеют данную базу, по ее использованию.

4. Производитель или его российские партнеры (при размещении заказа на контрактном производстве) осуществляют на территории Российской Федерации полный цикл сборки печатных плат и финишную сборку телекоммуникационного оборудования.

Сразу надо отметить, что здесь не требуется применение электронных компонентов, произведённых только в России.

Для получения статуса ТОРП производитель должен обратиться в МЭС с заявлением и предоставить определенную конструкторскую документацию и справки.

Рабочие группы МЭС внимательно изучают конструкторскую, программную и технологическую документацию. При необходимости эксперты посещают предприятие заявителя для проверки процесса изготовления оборудования.

МЭС разработал методику проверок [2] предприятий, исключающую предвзятое отношение к заявителям.

Основной акцент проверок сделан на наличие конструкторской документации, владение и модификации программного обеспечения, на технологические возможности производства.

Требования ЕСКД (Единая система конструкторской документации), ЕСПД (Единая система программной документации) и ЕСТД (Единая система технологической документации) к документам достаточны серьезные, и если предприятие способно работать в соответствие этими стандартами, то с большой долей вероятности оно легко получит статус ТОРП.

Из богатого опыта проверок у экспертов сформировались основные замечания заявителю:

- технические условия (ТУ) на телекоммуникационное оборудование не соответствуют ГОСТ и ЕСКД. - встречаются ТУ, где не указываются технические требования и

методы их проверки;

- отсутствуют обязательные документы на программное обеспечение;

- формальное описаны технологии производства, нет привязки к конкретному производству.

Особое внимание уделяется проверке технологических возможностей предприятия. Не все компании, претендующие на получение статуса, имеют собственное производство. Часто оборудование и его составные части производится по договорам с Российскими предприятиями. Это значительно затрудняет экспертизу.

В чем проблема? К примеру, сегодня оборудование по КД (конструкторская документация) производится на Российском предприятии, а завтра оборудование будет изготавливаться в Китае по той же конструкторской документации.

Не менее важным вопросом является проблема с производством оборудования по лицензионным соглашениям с зарубежными компаниями. В этом случаи получение статуса ТОРП не предполагает каких-либо проблем. Производимое по лицензии оборудование, как правило, имеет одно и то же наименование и обозначение как произведённое в России, так и за рубежом. После получения статуса предприятие может изготавливать оборудование в России или покупать (готовое) у лицензиара. Для исключения поставки оборудования, не произведенного в России, МЭС требует наличие разных наименований и обозначений на подобное оборудование. Российский покупатель при заказе оборудования должен точно знать, какое из них имеет статус ТОРП.

К сожалению, небольшим предприятиям (в России) затруднительно получить статус ТОРП, так как они не обладают полным комплектом конструкторской документации, хотя производят оборудование и даже получают сертификаты соответствия. Разработка КД в строгом соответствии с ГОСТ требует значительных затрат, в том числе финансовых, и квалифицированных специалистов, способных разработать и сопровождать КД.

Все-таки надо отметить что, за последние годы заработали преференции для оборудования, имеющего статус ТОРП, и небольшие предприятия находят возможность разрабатывать КД по ГОСТ и выпускать по ним оборудование высокого качества.

Об иностранных компаниях

В постановлении Правительства (1111) № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации» [3] - конкретизируются критерии отнесения продукции к продукции, произведённой в РФ.

Обращаю внимание, что произведённой, а не разработанной.

Базовые критерии в ПП 719 для компаний - это набор технологических операций, владение конструкторской документацией, владение правами на ПО (программное обеспечение).

Заявителем может быть компания налоговый резидент одной из стран Содружества Независимых Государств. В том числе и 100% дочки транснациональных корпораций. В этом случае права на технологию и исходные коды остаются у иностранной компании. Что противоречит статусу ТОРП.

На этапе проведения конкурсов наличие статуса ТОРП на телекоммуникационное оборудование дает значительные преимущества и приоритеты участнику.

Основные приоритеты определены в ПП № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» [4]. Ограничения наложены постановлением правительства № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [5].

Ограничения, введённые данным Постановлением, распространяются до 01 сентября 2018 года на радиоэлектронику, происходящую из любого иностранного государства, включая государства - члены Евразийского экономического союза (далее - Евра-зАЭС). К последним относятся такие государства, как Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия.

В связи с этими постановлениями правительства многие западные и «Российские компании» (здесь -Российские компании - это компании, продающие иностранное оборудование под своим брендом) стараются получить статус ТОРП. Задачи экспертного совета не допустить получения статуса на такое оборудование.

За несколько лет работы МЕС проделал большую работу по уточнению базовых требований предприятиям. Тем не менее, все ещё находятся лазейки в требованиях, позволяющие обойти обязательные условия получения статуса.

Есть проблема в вопросах владения программным обеспечением. В методиках конкретно не определено, о каком программном обеспечении идет речь: о программном обеспечении «Прикладного» уровня или о программном обеспечении микроконтроллеров и ПЛИС (Базовое ПО).

Например, можно написать ПО для удалённого управления оборудованием «Прикладного уровня» или простое служебное программное обеспечение «Служебного уровня», а также изготовить в России детали корпуса оборудования. При этом формально требования ТОРП на минимальном (достаточном) уровне будут выполнены. Хотя само оборудование может работать без него.

Конечно, существуют и другие способы и трюки обойти требования к ТОРП. Они известны экспертам.

Лицензионные соглашения на передачу исходного текста программ Российским компаниям зачастую не разрешают модификацию исходного кода, хотя это одно из основных требований статуса ТОРП. А все ограничения регулируются законами страны лицензиара.

Санкционные ограничения также присутствуют.

Подведём итог

Программы импортозамещения продолжают работать. В области телекоммуникационного оборудования система получения статуса «Телекоммуникационное оборудование российского происхождения» работает и развивается. В ближайшее время ожидается корректировка требований и критериев инспекции.

Все больше российских компаний переносят современные технологии в Россию. Производится, реально производятся, самое современное телекоммуникационное оборудование. Создаются новые рабочие места. Начался трансфер технологий. В результате действия государственной программы импортозамещения покупателям требуется оборудование российского происхождения.

Сейчас более 280 продуктов получили статус «Телекоммуникационное оборудование российского происхождения».

Оборудование, получившее статус ТОРП, закрывает почти всю линейку инфраструктурного оборудования за исключением коммутаторов и маршрутизаторов ядра сети и оборудования сотовой связи.

Желающие купить телекоммуникационное оборудование со статусом ТОРП могут посмотреть на сайте МЭС реестр телекоммуникационного оборудования российского происхождения [6].

Литература

1. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ и Министерства экономического развития РФ. № 1032/397 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/55172357 (дата обращения 15.12.2017)

2. Методика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkb-electron.ru/wp-content/uploads/2016/02/Методика.pdf (дата обращения 15.12.2017)

3. Постановление правительства № 719 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56621185/ (дата обращения 15.12.2017)

4. Постановление правительства. № 925 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71392106/

(дата обращения 15.12.2017)

5. Постановление правительства № 968 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71400660/ (дата обращения 15.12.2017)

6. Реестр телекоммуникационного оборудования российского происхождения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkb-electron.ru/prisvoenie-telekommunikacionnomu-oborudo-vaniyu-statusa-oborudovaniya-rossijskogo-proisxozhdeniya/ (дата обращения 15.12.2017)

В данной статье использовались материалы презентации «Телекоммуникационное оборудование российского происхождения» на научно-технической конференции «Современное состояние и перспективы развития транспортных сетей связи специального назначения» 2017г.- доклад Апполоновой С. А. (Ассоциация производителей электронной аппаратуры и приборов).

Import substitution. The status of TERO

Oleg Novikov, Head of sales department, FSUE EZAN (Chernogolovka)

To ensure the economic, technological and information security requires a systematic and complex support of the Russian manufacturers of telecommunications equipment. Features of the status of telecommunication equipment of Russian origin (TERO). Keywords: Status of TERO

УДК 004.421+004.4'2+004.771

МИКРОСЕРВИСЫ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА РАСПРЕДЕЛЕННОГО СБОРОЧНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Геннадий Анатольевич Опарин, д-р техн. наук, проф., гл. науч. сотр.

E-mail: [email protected] Вера Геннадьевна Богданова, канд. техн. наук, ст. науч. сотр.,

E-mail: [email protected] , мл. науч. сотр., E-mail: [email protected] Институт динамики систем и теории управления им. В.М. Матросова СО РАН,

http://www.idstu.irk.ru

Рассматриваются вопросы применения микросервисного подхода для конструирования и поддержки функционирования распределенных решателей вычислительных задач на модели предметной области.

Ключевые слова: распределенные вычисления, вычислительная модель, микросервисы, мультиагентная система, децентрализованное управление.

Работа подготовлена при поддержке Программы Президиума РАН№27 «Фундаментальные проблемы решения сложных практических задач с помощью суперкомпьютеров»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.