УДК 338.23
Е.П. Гусакова*
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ АПК
В статье изучены нормативно-правовые, административные и экономические условия для импортозамещения в России, дана оценка перспектив импортозамеще-ния основных видов продовольствия в Самарской области.
Ключевые слова: импортозамещение, агропромышленная политика, экономические санкции, экспортные возможности, продовольственная безопасность.
Импортозамещение и наращивание экспортных возможностей сельского хозяйства в качестве приоритетных целей развития АПК были провозглашены в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. и 2013—2020 гг. Эта цель зафиксирована в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 2008—2020 гг.», а Доктрина национальной продовольственной безопасности придает импортозамещению на рынке продовольствия статус стратегической задачи.
Перечисленные документы способствовали формированию условий для импортозамещения в России. Одним из результатов происходившего в последние годы импортозамещения стало то, что производство кондитерских изделий, безалкогольных напитков для внутреннего рынка было в России практически полностью обеспечено.
В настоящее время проблема импортозамеще-ния приобрела новую актуальность в связи с введением Россией ответных санкций в виде запрета сроком на один год ввоза в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны ЕС, Канада, Австралия и Королевство Норвегия. В число запрещенных к ввозу продуктов вошли мясо, рыба, молоко, молочные продукты, овощи, фрукты.
Премьер-министр Дмитрий Медведев 2 октября 2014 года подписал Распоряжение от №1948-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014—2015 годы» [7].
Утвержденная «дорожная карта» содержит комплекс мероприятий (в том числе по разработке нормативных правовых актов), направленных на достижение показателей импортозамещения, установленных в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия на 2013—2020 годы и госпрограмме «Развитие рыбохозяйственного комплекса».
Планом предусмотрено совершенствование механизмов таможенно-тарифного регулирования импорта основных видов сельскохозяйственной, рыбной и другой продукции из водных биологических ресурсов с учетом членства России в ВТО и Таможенном союзе.
В «дорожную карту» включены мероприятия по повышению эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и совершенствованию государственного ветеринарного и фитосанитарного контроля (надзора), в том числе по созданию государственной автоматизированной информационной системы раннего оповещения о случаях выявления опасных в ветери-нарно-санитарном отношении товаров.
Принятые решения направлены на активизацию участия России в международном сотрудничестве в области сельского и рыбного хозяйства, а также продовольственной безопасности.
Реализация мероприятий плана позволит обеспечить к 2020 году увеличение производства сельхозпродукции, сырья и продовольствия и снижение зависимости внутреннего продовольственного рынка от импортных поставок мяса с 21,6 до 7,7 %, молока и молочной продукции с 23,6 до 16,6 %, овощей с 14,6 до 10,1 %.
Сельскохозяйственная продукция, произведенная в Самарской области, обладает экспортным потенциалом (табл. 1).
Общая динамика экспорта продовольствия указывает на то, что после присоединения России к ВТО произошло резкое увеличение в 2012 г., а затем снижение объемов поставок за рубеж.
Вместе с тем динамика экспорта и импорта продовольственных товаров не позволяет делать однозначного вывода об их влиянии на состояние продовольственного рынка Самарской области. В представленных данных отражены сведения об экспорте и импорте продовольственных товаров, прошедших таможенные процедуры в Приволж-
* © Гусакова Е. П., 2014
Гусакова Елена Павловна ([email protected]), кафедра экономики и организации агропромышленного производства, Самарский государственный экономический университет, 443090, Российская Федерация, г. Самара, ул. Советской Армии, 141.
Таблица 1
Экспорт и импорт товаров Самарской области [8]
Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
ч ¡3 < 4 Э ¡3 о 2 \0 о4 ч ¡3 < 4 Э ¡3 о 2 Хр ч ¡3 < 4 Э ¡3 о 2 Хр ч ¡3 < 4 Э ¡3 о 2 Хр ч § < 4 э ¡3 о 2 Хр ч 4 э ¡3 о 2 Хр ч ¡3 < 4 Э ¡3 о 2 Хр О4
Экспорт
Всего 6909,5 100 9726,2 100 5220,6 100 7934,4 100 6893,0 100 6596,9 100 7887,4 100
из него продово-
льственные товары
и сельскохозяиствен-
ное сырье (кроме текстильного) 195,3 2,8 182,3 1,9 114,6 2,2 80,1 1,0 97,5 1,4 206,4 3,1 176,3 2,2
Импорт
Всего 1627,9 100 1969,3 100 1191,5 100 1630,8 100 2314,1 100 2603,7 100 3281,5 100
из него продовольст-
венные товары и
сельскохозяйствен-
ное сырье (кроме текстильного) 139,9 8,6 150,0 7,6 109,5 9,2 124,9 7,6 122,3 5,3 125,6 4,8 153,3 4,7
ском таможенном управлении Федеральной таможенной службы. Тогда как подавляющее количество экспортно-импортных грузов проходят эти процедуры в крупнейших таможенных терминалах Москвы, Брянска и Ярославля и поступают на территорию региона растаможенными.
По данным Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы, экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2013 году составил 176,3 млн долларов США, основные объемы поставок направлялись в Республику Казахстан (28 %) и в Кыргызстан (18 %).
Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2000—2013 гг. демонстрировал нестабильную динамику: снизился к 2009 г. под влиянием мирового экономического кризиса, возрос в 2010 г. и оставался относительно стабильным до 2012 г. В 2013 г. импорт вырос на 22 % к уровню 2012 г., что, возможно, вызвано вступлением в ВТО. Но на фоне снижения удельного веса импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья это скорее вызвано ростом контрактных цен.
Анализ соотношения экспорта и импорта доказывает наличие благоприятных условий внешнеэкономической деятельности. Сальдо внешнеторгового баланса по продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью преимущественно положительное, т. к. экспорт чаще всего превышает импорт. Это подтверждает ранее сделанный вывод о наличии экспортного потенциала в АПК Самарской области (табл. 2).
Экспортируются из Самарской области кондитерские изделия, кофе, алкогольные и безалко-
гольные напитки, шоколад и др. Импортируются соки фруктовые и овощные, кондитерские, макаронные изделия, какао-бобы, фрукты и орехи, продукты переработки овощей и т. д.
Большое влияние на состояние и структуру продовольственного рынка оказывает ввоз/вывоз продукции из соседних регионов (табл. 3).
Заслуживает внимания тот факт, что статистические данные не подтверждают существующего мнения о росте импорта продовольственных товаров в регионе и большой зависимости от него. При этом мясоперерабатывающие предприятия не скрывают, что активно используют импортное сырье, которое дешевле отечественного и часто качественнее [1]. Ввоз импортного мяса под видом других продуктов, ввоз готовых колбасных изделий из других регионов с высокой долей используемого импортного сырья, ввоз мясных консервов — все это позволяет скрыть истинные объемы ввоза и использования импортного мяса в регионе.
Областной целевой программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2014—2020 годы предусмотрены меры поддержки и создание условий для увеличения производства мяса крупного рогатого скота и птицы. Это позволит увеличить самообеспеченность региона мясом до 80 % (в 2013 г. — 50,9 %), а потребление мяса на душу населения возрастет до 70 кг (в 2013 г. — 64 кг).
Молочная отрасль — одна из наиболее чувствительных к импорту. Если объем ввоза цельномолочной продукции относительно небольшой, то, например, по сырам он доходит до половины, по сливочному маслу — до 40 % [3].
Таблица 2
Экспорт и импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья [5]
Показатель 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г.
экс- им- экс- им- экс- им- экс- им- экс- им- экс- им- экс- им-
порт порт порт порт порт порт порт порт порт порт порт порт порт порт
Продовольствие
и сельскохозяйственное
сырье (кроме текстильного), млн долл. 195,3 139,9 182,3 195,3 139,9 182,3 80,1 124,9 97,5 122,3 206,4 125,6 176,3 153,3
Молоко и молочные
продукты, яйца, мед, тыс. тонн 2,7 0,14 1,4 2,7 0,14 1,4 0,8 0,2 0,7 0,0 0,9 0,2 0,9 1,7
Овощи и некоторые съедобные корнеплоды, тыс. тонн 2,8 6,6 6,9 2,8 6,6 6,9 13,2 5,5 0,6 4,5 0,8 2,3 13,6 1,9
Фрукты и орехи, тыс.тонн 1,1 27,5 3,0 1,1 27,5 3,0 0,2 9,7 - 0,7 - 2,6 - 1,6
Чай, кофе, пряности, тонн 422,7 22,1 304,0 422,7 22,1 304,0 - 17,7 - - 80,0 0,1 791,1 24,0
Зерновые, тыс. тонн. 161,6 - 26,3 161,6 - 26,3 - - 37,7 - 0,1 - - -
Сахар, тонн 21,8 3538,4 - 21,8 3538,4 - 0,1 - - - - 0,1 - -
Какао-бобы, тыс. тонн - 19,8 - - 19,8 - - 15,6 - 15,9 - 16,5 - 16,2
Кондитерские изделия, тонн 662,1 21,2 773,7 662,1 21,2 773,7 566,1 7,5 868,5 46,5 225,5 40,2 205,2 8,5
Шоколад, пищевые
продукты, содержащие какао, тыс. тонн 9,6 0,8 7,8 9,6 0,8 7,8 5,4 0,1 4,3 0,3 3,8 0,2 5,0 0,6
Макаронные изделия, тонн 121,9 119,8 121,9 119,8 245,0 20,1 0,2 100,1 0,1 166,7
Соки фруктовые и овощные, тонн 48,0 67,9 34,2 48,0 67,9 34,2 3737,8 1,0 487,5 0,5 1391,7 1083,2 11,4
Алкогольные и
безалкогольные напитки, тыс. тонн 156,5 0,7 127,4 156,5 0,7 127,4 45,3 0,2 55,0 81,7 63,0 2,7 81,8 6,3
Таблица 3
Ввоз и вывоз продукции сельского хозяйства и продуктов питания по Самарской области за 2012—2013 гг. [5]
2012г. 2013г.
Показатель Ввоз Вывоз Ввоз Вывоз
Тыс. Млн. Тыс. Млн. Тыс. Млн. Тыс. Млн.
тонн ру& тонн ру& тонн ру& тонн руб-
Кондитерские изделия 106,9 13819,3 26,2 2460,8 50,3 6708,6 80,2 20198
Мука 191,2 2101,2 42,2 599,6 163,5 2170,4 90,9 1300,7
Мясо, включая мясо птицы 92,6 8673,9 0,6 48,1 104,2 9172,2 4,8 329,8
Колбасные изделия и копчености 46,4 7538,3 4,3 750,9 46,1 7478,3 3,7 648,3
Консервы мясные (тыс.условных банок) 3706,8 158,5 12,6 1,1 7002,9 296,0 1) 1)
Масло сливочное 8,9 1181,6 1,4 178,3 9,0 1634,4 1,3 238,2
Сыры и продукты сырные 11,4 1735,3 2,1 232,2 11,1 2071,5 4,7 784,9
Молоко и сливки в твердых формах 2,6 535,1 5,1 713,5
Молоко жидкое 100,3 1906,5 4,4 137,5 84,4 1960,5 7,4 221,7
Продовольственное молоко сгущенное (тыс.условных банок) 4075,6 86,9 295,4 10,3 3046,2 72,5
Крупа 8,2 177,5 1,0 10,4 8,5 185,4 - -
Сок, пюре, кетчупы, соусы томатные (тыс.условных банок) 53261,6 893,8 2112,9 16,0 52650,5 1010,3
Масла растительные 50,8 1810,2 138,2 4673,3 73,9 1705,7 115,5 3560,8
Сахар 17,7 392,8 - - 22,1 531,6 - -
Консервы рыбные (тыс.условных банок) 4733,8 238,8 152,9 5,7
Соль 36,6 101,7 - - 27,5 83,9 - -
Макаронные изделия 17,2 541,9 2,6 53,9 17,4 543,5 4,0 148,9
Маргариновая продукция 14,4 735,6 25,9 816,0 6,4 264,6 1) 1)
Примечание. Данные не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (ст. 4 п. 5, ст. 9 п. 1).
Рис. Производство молока, цельномолочной продукции (в пересчете на молоко), масла сливочного, сыров и сырных продуктов
|-1 Молоко, тонн. I-1 Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тонн
—й— Масло сливочное и пасты масляные, тонн и Сыры и продукты сырные, тонн
В последние годы производство сырого молока в Самарской области имеет отрицательную динамику, тренд которого пока не смогли изменить положительные тенденции 2012—2013 гг. Рынок молочных продуктов демонстрирует отрицательную динамику по цельномолочной продукции и положительную по маслу сливочному и сырам и сырным продуктам (см. рис.).
Из-за нехватки сырого молока переработчики используют импортное сухое, рост поставок которого планомерно наблюдался последние годы (табл. 2). Значительная доля питьевого молока низких ценовых категорий, которое россияне видят на полках, сделана из восстановленного сухого молока.
Главный секрет, объясняющий рост производства молочных продуктов в России, в замене молочного жира растительным, в частности пальмовым маслом, которое стало идеальным ингредиентом в процессе фальсификации молочных продуктов питания в настоящее время [6, с. 135— 152].
Эксперты обнаруживают пальмовое масло в сыре, сгущенном молоке, йогуртах, сметане, сливочном масле, плавленых сырках [4].
Результаты проведенного редакцией «АПК&-Пищепром» в апреле 2014 г. лабораторного исследования качества молочных продуктов, продающихся в самарских магазинах, доказывают, что под видом одного товара покупателям нередко продают совершенно другой [2].
По результатам проверки только на содержание животных жиров, которые в обязательном порядке должны присутствовать в коровьем молоке, три продукта, изготовленные за пределами региона, оказались не соответствующими своему наименованию. Так, в продукции, заявленной как «молоко 3,2 %», продающейся под торговыми марками «Молокофф» (от ООО «Молочная компания «Молокофф плюс»») и «Моя Маруся» (от ОАО «Фотида»), содержалось 97,1 % растительного жира. Это значит, что вместо заявленной жирности в 3,2 % на пакете было бы честнее написать «молоко 0,09 %». В «молоке 3,2%», изготовленном ЗАО «Алев» под торговой маркой «Заволжский», молочного жира не было обнаружено вовсе.
Местные производители, напротив, порадовали полным соответствием техрегламенту. А именно: молоко 3,5 %, изготовленное молочным комбинатом «Самаралакто», молоко 3,2 %, изготовленное ООО «Маслозавод «Пестравский»», молоко 2,5 %, изготовленное ООО «Красноярское молоко», показали одинаковый результат — состав и соотношение жирных кислот жировой фазы соответствуют соотношению жирных кислот молочного жира.
Проблема фальсификации молочных продуктов непосредственно затрагивает интересы большинства российского населения (71 % населения ежедневно включает молочные продукты в свой рацион) и позволяет сделать ошибочный вывод о
благополучии ресурсной базы молочной промышленности. Тогда как в России объемы производства сырого молока снижаются, как и до 2012 г. в Самарской области.
Широкое использование импортного сухого молока и тропических масел в промышленном производстве молочной продукции маскирует серьезные проблемы в отрасли молочного животноводства. Переориентация на синтезированные сырьевые компоненты, а именно на заменители молочного жира, произведенные путем химического синтеза пальмового масла или его фракций, влияет на качество молочных продуктов питания, снижая их пищевую ценность. Производимая молочная продукция теряет свою аутентичность. А невостребованность сырого молока лишает сельских жителей мотивации к увеличению его производства и становится одним из факторов сокращения сельского экономического пространства.
Молочная отрасль — одна из наиболее чувствительных к импорту. Если объем ввоза цельномолочной продукции относительно небольшой, то, например, по сырам он доходит до половины, по сливочному маслу — до 40 % [3].
С введением ответных санкций молочная отрасль на всех правительственных заседаниях по импортозамещению — в центре внимания. Однако ситуация в кратчайшие сроки, скорее всего, не изменится, т. к. на увеличение продуктивного стада молочных коров необходимо время. Поэтому, несмотря на все оптимистичные заявления о том, что российские производители смогут быстро заполнить рынок собственной продукцией, все же в ближайшее время придется воспользоваться импортом из стран, не включенных в запретный список.
В Самарской области развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока выделено в отдельную подпрограмму, которая предусматривает ряд мероприятий по развитию отрасли. Прирост производства молока в хозяйствах всех категорий послужит основой для импорто-замещения. Это позволит увеличить самообеспеченность региона молоком до 60 % (в 2013 г. — 54,2 %), а потребление молока на душу населения возрастет до 250 кг в год (в 2013 г. — 242 кг).
Анализ динамики развития АПК Самарской области показал, что необходимость в импортоза-мещении присутствует в мясной и молочной промышленности, тогда как в производстве зерновых, подсолнечника и растительного масла, в производстве кондитерских изделий сформированы условия для экспорта.
Таким образом, импортозамещение как тип экономической стратегии и агропромышленной политики государства направлен на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемый продовольственных товаров товарами национального производства. Результатом импор-тозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.
Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, применяемых на предприятиях технологий, развитие инноваций. И это особенно актуально для страны, чей уровень производственных отраслей отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует.
Библиографический список
1. Виталий Геворкян. Колбаса по правилам и без // Московский комсомолец. 31 января 2013 г. URL: http:// www.mk.ru/social/2013/01/31/805482-kolbasa-po-pravilam-i-bez. html.
2. Как защитить потребителя от поддельных молочных продуктов // Информационный портал «Вол-га-Ньюс». URL: http://vninform.ru/297837/article/kak-zashitit-potrebitelya-ot-poddelnyh-molochnyh-produktov.html.
3. Кострова Анна. Проживем без импорта? // Невское время. 2014. 22 августа. URL: http://nvspb.ru/tops/ projivem-bez-importa-55174.
4. Официальный сайт Национального союза производителей молока. URL: http://www.souzmoloko.ru/ falsifikat.
5. Сельское хозяйство Самарской области. Внешнеэкономическая деятельность. Самара: Самарастат, 2013.
6. Усенко Н.И., Позняковский В.М., Отмахова Ю.С. «Пальмовый рай» или «пальмовый спрут»? Современные тренды и угрозы продовольственного рынка // ЭКО. 2014. № 9. С. 135-152.
7. Утверждена «дорожная карта» по импортозаме-щению в сельском хозяйстве. Информационное агентство ТПП-ИНФОРМ. 9 октября 2014 г. URL: http:// www.tpp-inform.ru/news/17114.html.
8. Федеральная таможенная служба. Приволжское таможенное управление. URL: http://ptu.customs.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=202& Itemid=75.
E.P. Gusakova*
IMPORT SUBSTITUTION - PRIORITY PURPOSE OF DEVELOPMENT OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX
Normative and legal, administrative and economic conditions for import substitution in Russia are studied, assessment of prospects of import substitution of main types of food in the Samara Region is given.
Key words: import substitution, agro industrial policy, economic sanctions, export capacity, food security.
* Gusakova Elena Pavlovna ([email protected]), the Dept. of Economics and Organization of Agro Industrial Production, Samara State University of Economics, Samara, 443090, Russian Federation.