УДК 336.748
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.Ж. Горлачев, М.А. Муравьева Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
Реализация концепции импортозамещения в российской промышленности становится первоочередной задачей в связи с экономическими и политическими трудностями. Поскольку фармацевтическая промышленность является одной из основных отраслей, требующая защиты, задача повышения её эффективности и конкурентоспособности требует скорейшего разрешения. В данной статье приводятся основные положения стратегии импортозамещения фармацевтической продукции, с целью её реализации на практике. Детально проанализированы ключевые проблемы и недостатки фармацевтической промышленности и особенностей её реализации. Ключевые слова: импортозамещение, конкурентоспособность, фармацевтическая промышленность, высокие технологии, инновация, лекарственная безопасность.
В настоящих условиях, которые переполнены экономическими и политическими факторами сдерживания, вопросы экономической безопасности выносятся на первоочередное место. Ведь фармацевтическая промышленность является одной из высоко маржинальных секторов экономики не только нашего государства, но и международной экономики в целом.
Сегодня, промышленное импортозамещение является результатом планомерной деятельности всех участников фармацевтической отрасли, направленной на замещение продукции потребительского и производственного характера. Конкретно, под импортозамещением понимается концепция правильного распределения взглядов государственной промышленной политики, нацеленной на отказ от продукции, в производстве которой отечественный производитель имеет преимущественное положение. Данная система основывается на стимулировании качественных изменений отраслевой структуры экономики, с целью получения современной, инновационной продукции, с высокими показателями добавленной стоимости, и с обоснованными экспортными возможностями страны [3, 5].
Проблема, которая нависла над нашей страной, выражающаяся в отсталости фармацевтической промышленности, которую преследуют опасные проблемы, несущие в себе реальную угрозу государству. К числу таких проблем можно отнести зависимость российских производителей от иностранной продукции наряду с снижением объемов собственного производства; невозможность обеспечить медицинский рынок необходимыми лекарственными препаратами; наличие устаревших категорий лекарственных изделий, с их низкой рентабельностью; слабое инвестирование в медицинскую, научно-исследовательскую деятельность; сильная истощенность промышленных ресурсов, обеспечивающих производство продукции; большое количество фальсифицированной продукции; отсталость программ подготовки кадров. Поэтому, для того, чтобы разрешить данную ситуацию, необходимо обеспечить полную модернизацию и совершенствование всей фармацевтической промышленности. Именно поэтому Правительство РФ разработало собственную стратегию, направленную на обеспечение импортозамещения основных отраслей экономики, в основе которой заложен принцип постепенного и планомерного перехода к развитию и совершенствованию новых, современных, инновационных подходов разработки продукции.
Результатом проведенной стратегии являются показатели, которые удалось достигнуть в 2017 году, представленные в таблице 1.
В данной таблице приведены основные результаты деятельности государственной стратегии, направленной на совершенствование фармацевтической промышленности, улучшение которых наблюдаются из года в год.
При этом нормативно-правовая база данной стратегии основывается на Стратегии развития фармацевтической промышленности РФ до 2020 года, ключевыми направлениями которой являются обеспечение лекарственной безопасности, повышение объемов качествен-
ной лекарственной продукции на отечественном рынке, создание и выход на мировые рынки современных, технологичных препаратов, финансирование которой планируется на уровне 177 млрд. рублей. При этом предусматривается осуществление трех основных планов, а именно локализацию производства и процесса создания медицинских препаратов на территории нашего государства, формирование фармацевтической области на российской рынке, развитие и совершенствование фармацевтической промышленности на международных рынках.
Таблица 1 - Совершенствование фармацевтической промышленности по государственной программе Правительства РФ__
Показатели Количество
Произведено и выдвинуто на рынок импортозамещающих препаратов, способных конкурировать с иностранными аналогами. 44
Произведено и выдвинуто на рынок инновационных лекарственных средств, российскими учеными. 2
Открыто фармацевтических предприятий и организаций, способных осуществлять производство медицинской продукции. 16
Зарегистрировано импортозамещающих медицинских новшеств, которые готовы к использованию на отечественном рынке. 36
Проведены проверки фармацевтических компаний. 160
Мероприятия, направленные на поддержку российского экспорта химической промышленности. 463
Также ключевым положением является Государственная программа Развития фармацевтической и медицинской промышленности до 2020 года, где основными моментами является обеспечение импортозамещеия в медицинской сфере, улучшение инвестиционного климата, повышение объема лекарственных средств отечественных производителей, создание новых рабочих мест. Поэтому, высоко значимая роль данных концептуальных документов в целях усовершенствования фармацевтической промышленности бесспорна [2]. Однако, упомянутые стратегии импортозамещения должны дополнятся целенаправленными практическими мерами поддержки конкретных отраслей медицинской промышленности и производств, которые затрагивают не только изменения в структуре нормативно-правовых актов, но и разумное распределение финансовых средств.
Таким образом ключевыми направлениями государственной политики в сфере обеспечения импортозамщения можно выделить;
1. Сокращение импортной зависимости в наиболее значимых отраслях экономики
2. Создание устойчивой налоговой, бюджетной среды
3. Формирование условий, способствующих скорейшему внедрению в практику инновационных продуктов
4. Техническое и технологическое переоснащение
5. Усиление экспортных возможностей
Изучая показатели и результаты экспортно-импортных отношений России, можно сделать вывод, причем печальный, что общая стоимостная доля импорта лекарственных средств почти в 7 раз больше показателей экспорта фармацевтической продукции. Так, по результатам 2017 гг. наблюдается повышение показателей импорта, который составил 8,92 млрд. долларов США и напротив снижение экспортного потенциала нашей страны в стоимостном выражении, объем которого составил 1,32 млрд. долларов США. Именно здесь кроется основная угроза безопасности, требующая скорейшего и эффективного вмешательства со стороны государства, в целях обеспечения стратегии импортозамещения.
При этом общая доля жизненно важных лекарственных средств российского производства на отечественном рынке по итогам 2017 года достигла 84%, что является высочайшим показателем за всю историю проводимых измерений. На рисунке 1 представлена общая динамика объемов фармацевтической продукции на отечественном рынке за период с 2008 по 2018 год.
50,00
20,00 10,00 0,00
10,00 20.Q0 30,00
40,00
о Изменение в % USD billion
Рисунок 1 - Динамика изменений фармацевтического рынка РФ
На рисунке 1 отражается характер изменений российского рынка, который выражается в отчетливой его нестабильности в период с 2008 по 2013 гг. Однако, после цикла скачкообразных изменений произошел резкий спад вплоть до 2015 года, который сменился высокими показателями роста до конца 2017 года, однако в настоящее время прогнозируется его дальнейший рост, что говорит нам о повышении эффективности отечественного продукта наряду с его конкурентоспособностью.
Программа импортозамешения в сфере фармацевтики рассматривается как обеспечение национальной и экономической безопасности, ведь своевременное обнаружение проблемных сфер и импортозамещение в них способствуют развитию, формированию человеческого потенциала нашего государства. Данная система реализуется путем производства высокотехнологичной продукции, наряду с инновационными подходами к их разработке.
Параллельно поддерживается экспорт лекарственных средств, препаратов, выделяются значительные финансовые средства из государственного бюджета на развитие фармацевтической отрасли, привлекаются прямые инвестиции, в том числе коммерческих и иностранных компаний.
Однако, все это невозможно без формирования инновационного развития экономики РФ, которое предполагает инновационную перестройку компаний, предприятий, создание современного медицинского и фармацевтического оборудования, строительство собственных заводов, приобретение уже имеющихся заводов с целью их усовершенствования, передача прав интеллектуальной собственности, технологий разработок, создание объединений в рамках ЕАЭС [4, 6]. Также, чрезвычайно важно понимать, что гарантом реализации данных мер на практике в инновационной сфере, являются технологические инновации и приобретение передовых, современных технологий.
Чрезвычайно важно понимать, что эффективность импортозамещения фармацевтической продукции обеспечивается за счет информационной поддержки и продвижения нового препарата, без которой спрос на продукцию будет минимален. Поэтому, нужно обеспечить реализацию мер, связанных с продвижением производителем своей продукции, используя
уже зарекомендовавшие себя способы:
1. Проведение лекционных занятий с докторами и пациентами;
2. Спонсирование методических рекомендаций по правилам применения современного лекарственного изделия;
3. Проведение курсов переподготовки медицинского персонала;
4. Осуществление рекламных выступлений в СМИ;
5. Организация конференций на уровне региона, страны;
6. Публикация и тиражирование научных статей;
7. Обеспечение доступной информацией, заинтересованных пациентов;
8. Написание наукоемких рефератов и докладов на отечественных, а также зарубежных форумах;
В связи с тем, что все вышеупомянутые меры требуют немалых финансовых затрат, то при оптовой закупке государством современного фармацевтического препарата должны приниматься во внимание затраты производителя на внедрение данного изделия в медицинскую практику [1].
На наш взгляд, ключевым компонентом роста российского фармацевтического рынка является государственная поддержка, которая реализуется через повышение государственных закупок, стимулирование инвестиционной активности, активизация применений целевых программ, что положительно скажется на общей конъюнктуре отечественного рынка медицинской промышленности.
Таким образом, ключевыми факторами, которые способны оправдать стратегию им-портозамещения в фармацевтической отрасли, являются резкий скачок конкуренции со стороны иностранных компаний с их импортной продукцией, потребность в активизации российских производителей в области инновационных, современных разработок, увеличение доли отечественных современных препаратов на внутреннем рынке страны и на международной арене, а также экономические ограничения со стороны зарубежных государств. Всё это дает сильный стимул инновационному прорыву, в целях повышения конкурентоспособности нашей страны. Воплощение на практике данной стратегии может быть реализована благодаря планомерному изменению отрасли, наличию структурного плана действий, заинтересованности всех участников экономической деятельности рынка, совместному решению спорных вопросов.
Список литературы
1. Белова Н.Н. Особенности политики импортозамещения в фармацевтической отрасли // Отраслевая и региональная экономика. 2017. № 1. С. 9-13.
2. Комарова А.В. Стратегия импортозамещения как фактор повышения конкурентоспособности фармацевтических компаний // Внешнеторговая деятельность. 2016. №4. С. 5162.
3. Мантуров Д.В. Промышленная политика в Российской фармацевтической отрасли // Экономика промышленности. 2018. №2. С. 64-77.
4. Муравьева М.А., Назарова О.Г., Силаева В.В. Обеспечение экономической безопасности России в условиях современной геополитической нестабильности // Управление социально-экономическими системами и правовые исследования: теория, методология и практика Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 340-343.
5. Силаева В.В., Муравьева М.А., Назарова О.Г. Проблемы и перспективы управления развитием экспортного потенциала Российской Федерации // Современный стиль управления сборник научных статей. Ответственный редактор Е. А. Ильина. 2016. С. 154-172.
6. Угольников В.В., Петров А.А. Импортозамещение фармацевтической продукции: экономические аспекты // Технико-технологические проблемы сервиса. 2017. №3. С. 51-55.
Сведения об авторах
Горлачев М.Ж. - студент 5 курса специальности «Таможенное дело» Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, e-mail: gorlachevmark@gmail.com
Муравьева М.А. - доцент, кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, e-mail: mary.zhm@yandex.ru
UDC 336.748
IMPORT SUBSTITUTION OF PHARMACEUTICAL PRODUCTS AS FACTOR OF ENSURING ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
M. Zh. Gorlachev, M.A. Muraviova Bryansk state University named after Academician I. G. Petrovsky
Implementation of the concept of import substitution in the Russian industry-news becomes a priority in connection with economic and political difficulties. Since the pharmaceutical industry is a major industry requiring protection, the task of improving its efficiency and competitiveness requires early resolution. This article presents the main provisions of the strategy of import substitution of pharmaceutical products, in order to implement it in practice. The key problems and shortcomings of the pharmaceutical industry and the peculiarities of its implementation are analyzed in detail. Key words: import substitution, competitiveness, pharmaceutical industry, high technologies, innovation, drug safety.
References
1. Belova N.N. Osobennosti politiki importozameshcheniya v farmacevticheskoj otrasli // Otraslevaya i regional'naya ekonomika. 2017. № 1. S. 9-13.
2. Komarova A.V. Strategiya importozameshcheniya kak faktor povysheniya konkuren-tosposobnosti farmacevticheskih kompanij // Vneshnetorgovaya deyatel'nost'. 2016. №4. S. 51-62.
3. Manturov D.V. Promyshlennaya politika v Rossijskoj farmacevticheskoj otrasli // Ekonomika promyshlennosti. 2018. №2. S. 64-77.
4. Murav'eva M.A., Nazarova O.G., Silaeva V.V. Obespechenie ekonomicheskoj bezopas-nosti Rossii v usloviyah sovremennoj geopoliticheskoj nestabil'nosti // Upravlenie social'no-ekonomicheskimi sistemami i pravovye issledovaniya: teoriya, metodologiya i praktika Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. S. 340-343.
5. Silaeva V.V., Murav'eva M.A., Nazarova O.G. Problemy i perspektivy upravleniya razvi-tiem eksportnogo potenciala Rossijskoj Federacii // Sovremennyj stil' upravleniya sbornik nauchnyh statej. Otvetstvennyj redaktor E. A. Il'ina. 2016. S. 154-172.
6. Ugol'nikov V.V., Petrov A.A. Importozameshchenie farmacevticheskoj produkcii: ekonomicheskie aspekty // Tekhniko-tekhnologicheskie problemy servisa. 2017. №3. S. 51-55.
About the authors
Gorlachev M.Zh. - Fifth-year student of the specialty "Customs" of Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky. E-mail: gorlachevmark@gmail.com
Muravyova M.A. - Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky. E-mail: mary.zhm@yandex.ru