Научная статья на тему 'ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ'

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
импортозамещение / фактор / модернизация / система / управление / import substitution / factor / modernization / system / management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.П. Зорин

В данной статье рассматривается импортозамещение как фактор модернизации системы управления предприятиями к нефтегазовой отрасли. Установлено, что одним из весомых факторов влияния на внедрение стратегий диверсификации производства в нефтегазовой отрасли является уменьшение зависимости от поставок узлов, деталей из других стран и улучшение торгового баланса отечественной экономики. Доказано, что главными этапами процесса стратегического управления являются определение бизнеса и миссии предприятия нефтегазовой отрасли, разработка долгосрочной краткосрочной и краткосрочной цели, разработка стратегии, реализация стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии, корректировка предыдущих этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORT SUBSTITUTION AS A FACTOR OF MODERNIZATION OF THE ENTERPRISE MANAGEMENT SYSTEM IN THE OIL AND GAS INDUSTRY

This article examines import substitution as a factor in the modernization of the enterprise management system for the oil and gas industry. It has been established that one of the significant factors influencing the implementation of production diversification strategies in the oil and gas industry is to reduce dependence on the supply of components and parts from other countries and improve the trade balance of the domestic economy. It is proved that the main stages of the strategic management process are the definition of the business and mission of an oil and gas industry enterprise, the development of a long-term short-term and short-term goal, strategy development, strategy implementation, evaluation and control of strategy implementation, and adjustment of previous stages.

Текст научной работы на тему «ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ»

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

А.П. Зорин, аспирант

Московская международная академия

(Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-2-62-64

Аннотация. В данной статье рассматривается импортозамещение как фактор модернизации системы управления предприятиями к нефтегазовой отрасли. Установлено, что одним из весомых факторов влияния на внедрение стратегий диверсификации производства в нефтегазовой отрасли является уменьшение зависимости от поставок узлов, деталей из других стран и улучшение торгового баланса отечественной экономики. Доказано, что главными этапами процесса стратегического управления являются определение бизнеса и миссии предприятия нефтегазовой отрасли, разработка долгосрочной краткосрочной и краткосрочной цели, разработка стратегии, реализация стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии, корректировка предыдущих этапов.

Ключевые слова: импортозамещение, фактор, модернизация, система, управление.

Одним из весомых факторов влияния на внедрение стратегий диверсификации производства в нефтегазовой отрасли является уменьшение зависимости от поставок узлов, деталей таковых из других стран и улучшение торгового баланса отечественной экономики. Главными этапами процесса стратегического управления можно выделить:

- определение бизнеса и миссии предприятия нефтегазовой отрасли;

- разработка долгосрочной краткосрочной и краткосрочной цели;

- разработка стратегии;

- реализация стратегии;

- оценка и контроль выполнения стратегии, корректировка предыдущих этапов.

В этом случае стратегия представляет собой направление, в котором движется предприятие нефтегазовой отрасли. Стратегия также определяет направленность процесса планирования, его ориентацию на долгосрочную перспективу [3]. Необходимо понимать, что импортозамещение - это экономический процесс ограничения импорта вследствие увеличения производства и потребления не менее качественных товаров отечественного производства в рамка нефтегазовой отрасли.

Стратегия импортозамещения предприятия нефтегазовой отрасли - это системный подход, который направлен на

уменьшение удельного веса импортных материалов, сырья, комплектующих в составе готовой продукции, снизить степень риска, обеспечить более полную загрузку собственных мощностей и повысить эффективность добычи и переработки нефтегазового сырья.

Уже давно определены базовые стратегические направления развития предприятия нефтегазовой отрасли. Широко известными являются стратегии, которые зависят от места, занимаемого предприятием нефтегазовой отрасли на рынке (ценовое лидерство, продуктовое лидерство и лидерство в нише) и стратегии на основе матрицы «товар-рынок», в зависимости от степени новизны рынка и товара (проникновение, развитие продукции, развитие рынка и диверсификации) [1].

Преимущества маркетингового стратегического планирования в нефтегазовой отрасли проявляются в том, что оно позволяет: изменить деловое направление предприятия по пассивному реагированию относительно влияния рыночных факторов на активные действия; координировать основные сферы деятельности предприятия нефтегазовой отрасли (научные и конструкторские разработки, производство, сбыт), нацеливая их на изучение и удовлетворение потребностей потребителей с конечной целью максимизации прибыли

(превращать потребности потребителей предприятия нефтегазовой отрасли в ее прибыль); предоставлять количественную и качественную оценку деятельности предприятия нефтегазовой отрасли; давать возможности сосредоточить внимание на перспективных направлениях развития.

К задачам и функциям маркетингового стратегического планирования можно отнести: анализ конкурентной среды предприятия нефтегазовой отрасли; оценку маркетинговых возможностей и маркетинговых рисков предприятия нефтегазовой отрасли; оценку сильных и слабых позиций предприятия нефтегазовой отрасли; управление портфелем бизнеса предприятия нефтегазовой отрасли в направлении определения маркетинговых стратегий.

Каждое стратегическое подразделение имеет разный потенциал прибыли за счет разницы в конкурентном положении и направлениях развития рынков сбыта [2]. Поэтому нецелесообразно: вкладывать средства пропорционально во все подраз-деления-необходимые приоритеты - которые и определяют стратегическое планирование; разрабатывать маркетинговую концепцию предприятия нефтегазовой отрасли - выбор долгосрочных направлений деятельности; осуществлять трансформацию маркетинговых целей; осуществлять выбор маркетинговой стратегии; адаптировать существующую маркетинговую стратегию в окружающей среде предприятия нефтегазовой отрасли.

К принципам маркетингового стратегического планирования в нефтегазовой отрасли можно отнести: взаимосогласованность - поскольку стратегическое планирование может выступать составляющей общефирменного плана, то оно не может ему противоречить; базирование на анализе маркетинговой среды; цикличность; гибкость. В то же время классические модели стратегического планирования в жестких условиях конкуренции и при изменчивости внешней среды не дают век-

расли, двигаясь по которым оно сможет достичь необходимых результатов. Поэтому, важной стала доработка базовых стратегий с учетом современных процессов. В настоящее время известно значительное количество признаков, по которым осуществляется участие в инновационной стратегии в рамках импортозамещения.

Современная продукция предприятий нефтегазовой отрасли характеризуется жесткими требованиями к качеству, как со стороны потребителей, так и со стороны международных нормативных требований [4]. Реалии настоящего таковы, что достичь соответствия продукции строгим стандартам при применении устаревшего производственного оборудования практически невозможно, или это повлечет за собой высокую себестоимость продукции. Поэтому для достижения конкурентного паритета с импортной продукцией, отечественным предприятиям нефтегазовой отрасли следует модернизировать и производственные мощности, что кроме повышения качества, обеспечит уменьшение производственных затрат, сокращение сроков добычи и переработки нефтегазового сырья и приведет к уменьшению себестоимости конечной продукции.

Следовательно, производственно-

техническая база должна соответствовать уровню продукции, которая на нем вырабатывается. Поэтому, предприятия нефтегазовой отрасли для достижения конкурентоспособного положения на мировом рынке должны изготавливать соответствующий продукт, а для этого они должны иметь соответствующее производственное оснащение. При таких условиях выполняется условие инновационного баланса развития предприятия нефтегазовой отрасли. В случае внедрения стратегий инновационного развития на базе устаревшего производственно-технического оснащения предприятие нефтегазовой отрасли сможет получить лишь незначительный и кратковременный эффект.

торов для предприятия нефтегазовой от-

Библиографический список

1. Ёлохова, И.В. Создание системы управления знаниями как ключевой фактор обеспечения импортозамещения в нефтегазовой отрасли / И.В. Ёлохова, А.В. Крутова // Инновационное развитие экономики: тенденции и перспективы. - 2015. - Т. 1. - С. 244-251.

2. Зонова, А.В. Совершенствование бухгалтерского учета средств целевого финансирования в соответствии с требованиями ВТО и МСФО / А.В. Зонова, Р.В. Ливанова, А.А. Перепелица // Международный бухгалтерский учет. - 2012. - № 42 (240). - С. 2-6.

3. Кузнецов, Ю.Л. Импортозамещение и передовые решения для нефтегазовой отрасли от ООО «КОМПРЕССОР ГАЗ» / Ю.Л. Кузнецов, Л.Г. Кузнецов // Экспозиция Нефть Газ. - 2015. - № 7 (46). - С. 57-59.

4. Пайтаева, К.Т. Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: анализ проблемы и перспективы развития / К.Т. Пайтаева // Новая наука: Проблемы и перспективы. - 2016. -№ 115-1. - С. 176-178.

IMPORT SUBSTITUTION AS A FACTOR OF MODERNIZATION OF THE ENTERPRISE MANAGEMENT SYSTEM IN THE OIL AND GAS INDUSTRY

A.P. Zorin, Postgraduate Student The Moscow International Academy (Russia, Moscow)

Abstract. This article examines import substitution as a factor in the modernization of the enterprise management system for the oil and gas industry. It has been established that one of the significant factors influencing the implementation of production diversification strategies in the oil and gas industry is to reduce dependence on the supply of components and parts from other countries and improve the trade balance of the domestic economy. It is proved that the main stages of the strategic management process are the definition of the business and mission of an oil and gas industry enterprise, the development of a long-term short-term and short-term goal, strategy development, strategy implementation, evaluation and control of strategy implementation, and adjustment of previous stages.

Keywords: import substitution, factor, modernization, system, management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.