НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ
УПРАВЛЕНИЕ
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 396-405
Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2022, vol. 22, iss. 4, pp. 396-405 https://eup.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1994-2540-2022-22-4-396-405
EDN: LFNUSZ
Научная статья УДК 338.23
Импортозамещение как фактор инновационного развития экономики России
Ю. Р. Туманян, М. А. Индустриев к
Южный федеральный университет, Россия, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д.105/42
Туманян Юрий Рафаэлович, доктор экономических наук, профессор кафедры политэкономии и экономической политики, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0520-139X
Индустриев Максим Алексеевич, преподаватель кафедры политэкономии и экономической политики, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3816-9085
Аннотация. Введение. В современном мире внедрение инноваций становится одним из основных путей экономического развития на уровне как организаций, так и страны. В связи с этим особую актуальность приобретает процесс перехода экономики России на инновационный путь развития. Еще в 2011 г. Правительством РФ была утверждена Стратегия инновационного развития России до 2020 года: в ней сформулированы цели долгосрочного развития страны и показатели, характеризующие их выполнение. В качестве одного из ключевых факторов, способствующих достижению поставленных целей, было выделено импортозамещение. Цель статьи состоит в рассмотрении влияния импортоза-мещения на результативность реализации Стратегии инновационного развития России. Теоретический анализ. Процессы импортозамещения в экономике России начались с конца 1990-х годов. Основной причиной на тот момент являлась девальвация рубля, вследствие которой объем импорта в 1998-1999 гг. снизился более чем на 30%. Заместить импорт удалось за счет увеличения объема поставок отечественных производителей, возобновивших использование ранее законсервированных мощностей. По мнению ряда российских экономистов, в данный период импортозамещение выступило одним из ключевых стимулов роста ВВП и промышленного производства в стране. В 2000-х гг. процессы импортозамещения стали обретать скорее точечный, чем массовый фактор: они происходили в тех отраслях, где российские предприятия имели явные конкурентные преимущества. В 2014 г. в связи с введением экономических санкций против России правительством был принят ряд мер, направленных на активизацию импортозамещения в стране. Эмпирический анализ. В работе рассмотрено влияние проводимой политики импортозамещения на достижение стратегических целей инновационного развития России. Проведен статистический анализ показателей, характеризующих результативность проводимых мероприятий в области импортозамещения и стимулирования инновационного развития. Результаты. По результатам статистического анализа данных получен вывод о том, что целевые показатели в области импортозамещения в целом не достигнуты: по ключевым отраслям экономики продолжает наблюдаться высокая зависимость от поставок зарубежной продукции. Инновационные технологии, используемые отечественными организациями, по-прежнему имеют преимущественно импортное происхождение. При этом показатели инновационной активности в России продолжают оставаться существен-
но ниже, чем в зарубежных странах. Во многом это связано с действием таких факторов, как недостаток или дефицит денежных средств у организаций, большие сроки окупаемости инвестиций в инновации, недостаток квалифицированных кадров, а также сокращение возможностей в области кооперации с другими предприятиями и научными организациями.
Ключевые слова: импортозамещение, перспективы импортозамещения, развитие технологий, отечественное производство, инновационное развитие, инновации в России, экономика России
Для цитирования: Туманян Ю. Р., Индустриев М. А. Импортозамещение как фактор инновационного развития экономики России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 396-405. https://doi. org/10.18500/1994-2540-2022-22-4-396-405, EDN: LFNUSZ
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article
Import substitution as a factor of Russian economy innovative development Yu. R. Tumanyan, M. A. Industriev ■
Southern Federal University, 105/42 Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don 344006, Russia
Yuri R. Tumanyan, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0520-139X Maksim A. Industriev, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3816-9085
Abstract. Introduction. In the modern world, the introduction of innovations is becoming one of the main ways of economic development of both organizations and states. In this regard, the process of switching Russian economy to the innovative way of development acquires special importance. Still in 2011, the Government approved the Strategy for Innovative Development of Russia until 2020: it formulates the goals of the country's long-term development and indicators that characterize their implementation. Import substitution was identified as one of the key factors contributing to the achievement of these goals. The aim of the work is to study the impact of import substitution on the effectiveness of the implementation of the Strategy for Innovative Development of Russia. Theoretical analysis. Import substitution processes in Russian economy began in the late 1990s. The main reason at that time was the ruble devaluation, due to which the volume of imports in 1998-1999 decreased by more than 30%. Imports replacement became possible by increasing the supply of domestic producers who resumed the use of previously mothballed facilities. According to a number of Russian economists, during this period import substitution was one of the key drivers of GDP and industrial production growth in the country. In the 2000s, import substitution processes began to take on a point-by-point rather than a mass factor: they took place in those industries where Russian enterprises had clear competitive advantages. In 2014, following the implementation of economic sanctions against Russia, the Government adopted a number of measures aimed at intensifying import substitution in the country. Empirical analysis. The text of the strategy identifies import substitution as one of the key factors in the innovative development of the domestic economy. The paper considers the impact of the ongoing policy of import substitution on the achievement of the strategic goals of Russia's innovative development. A statistical analysis of indicators characterizing the effectiveness of ongoing measures in the field of import substitution and stimulation of innovative development was carried out. Results. According to the results of data statistical analysis, a conclusion is obtained that the target indicators in the field of import substitution have not been achieved: in key sectors of the economy there is still a high dependence on supplies of foreign products. Innovative technologies used by domestic organizations are still mainly of import origin. At the same time, indicators of innovation activity in Russia remain significantly lower than in foreign countries. This situation relates mainly to such factors as lack or shortage of organizations funds, long payback period of investments in innovation, lack of qualified personnel, as well as reduction of opportunities in cooperation with other enterprises and scientific organizations. Keywords: import substitution, prospects for import substitution, technology development, domestic production, innovative development, innovations in Russia, Russian economy
For citation: Tumanyan Yu. R., Industriev M. A. Import substitution as a factor of Russian economy innovative development. Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2022, vol. 22, iss. 4, pp. 396-405 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1994-2540-2022-22-4-396-405, EDN: LFNUSZ
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)
Введение
На современном этапе развития мировая экономика продолжает находиться на стадии постиндустриального развития, где традиционная товарная продукция уступает место нематериальным активам, создаваемым на основе знаний и новых технологий. Развитые страны, находящиеся на передовых позициях в данном направлении, уже сегодня обладают конкурентными преимуществами, дающими возможность оказывать влияние на динамику мирового экономического процесса. Таким об-
разом, в обеспечении динамически устойчивого развития экономики на первый план выходят инновации и их внедрение в процесс инновационной деятельности.
Активное обсуждение в научном сообществе, а также на уровне субъектов государственной власти о целесообразности перехода экономики России на инновационный путь развития началось в начале 2000-х гг. Так, в феврале 2008 г. на заседании Госсовета было заявлено, что переход на инновационный путь развития выступает одной из ключевых задач
России, без реализации которой «страна не сможет решить ни одну из стратегических задач для своих граждан и в конечном итоге окажется перед перспективой утери национального суверенитета» [1].
Во время мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. основные усилия экономической политики в стране были направлены на минимизацию отрицательных последствий внутренних и внешних шоков для национальной экономики страны. Финансовый кризис привел к более глубокому пониманию необходимости ускорения перехода национальной экономики к инновационному пути развития. В связи с этим правительство страны в дополнение к Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны начало разработку стратегии внедрения инноваций в экономике. В декабре 2011 г. была принята Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия).
В качестве основной цели долгосрочного развития в Стратегии обозначено «обеспечение высокого уровня благосостояния населения и закрепление геополитической роли России как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня» [2]. По мнению авторов Стратегии, способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития [2].
Одним из целевых направлений в рамках Стратегии является участие России в мировой
инновационной системе. В качестве одного из инструментов достижения этой цели рассматривается реализация мер по развитию международного научно-технического партнерства, поддержке российских компаний на внешних рынках и осуществлению замещения высокотехнологичного импорта продукцией, производимой в России.
Таким образом, сформулированная еще в 2011 г. Стратегия инновационного развития России справедливо отмечала импортозамещение в качестве одного из факторов инновационного развития отечественной экономики.
Теоретический анализ
В последние годы процесс импортозаме-щения значительно активизировался в связи с обострением международной обстановки и продолжением применения санкционной политики в отношении Российской Федерации западными странами. В 2022 г. Россия стала мировым лидером по количеству введенных против нее ограничительных мер. Число российских физических и юридических лиц, находящихся под санкциями, по данным аналитического портала СаБ1е11иш, превышает 11 тыс. [3].
Данная тенденция отразилась также и на повышении интереса российских ученых к исследованиям в этой области: в 2014-2016 гг. зафиксирован многократный рост количества публикаций, посвященных проблемам импор-тозамещения [4] (рис. 1).
'5 си н га н
о u
и к
3000 2500 2000 1500 1000 500 0
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Рис. 1. Динамика количества опубликованных в электронной библиотеке «Elibrary» статей,
содержащих ключевое слово «импортозамещение» Fig 1. Dynamics of the number of articles published in the Elibrary electronic library that contain the key word "import substitution"
Как видно из рисунка, после 2016 г. количество публикаций по теме импортозаме-щения начало несколько снижаться. На наш взгляд, это может быть связано с тем, что после всплеска интереса, связанного с введе-
нием санкций и запуском государственных программ в области импортозамещения, авторы начали постепенно возвращаться к исследованию других насущных проблем экономики.
В ряде современных работ проблема импор-тозамещения в России рассматривается в тесной связи с глобальными тенденциями развития мировой экономики, а данный процесс определяется как этап инновационного процесса развития и преобразования экономики для перехода к следующим технологическим укладам. Так, В. К. Фальцман определяет импортозамещение как «естественный процесс развития и экономического роста, модернизации, преодоления накопленного научно-технического отставания и повышения конкурентоспособности отечественной продукции» [5, с. 23]. В свою очередь, в работе А. Ф. Суховея и И. М. Головы отмечается, что импортозамещение выступает как «одно из направлений неоиндустриализации, которая подразумевает развитие экономики, основанной на знаниях, эффективном использовании человеческих ресурсов, коммуникационных, компьютерных и иных новых технологий» [6, с. 3].
Стоит отметить, что импортозамещение в России получило свое развитие еще до введения санкций. Так, в 1998-1999 гг. объем импорта сократился более чем на 30% из-за девальвации рубля. Заместить импорт удалось за счет увеличения объема поставок отечественных производителей, возобновивших использование ранее законсервированных производственных мощностей. По мнению ряда российских экономистов, существенный вклад в рост ВВП и промышленного производства России в 19982000 гг. внесли именно импортозамещающие технологии и продукты [7, с. 356]. В 2000-х гг. роль импортозамещения в экономическом росте несколько сократилась, так как оно продолжалось в основном в отраслях, где российские предприятия имели явные преимущества перед конкурентами [8, с. 149].
Реализация политики импортозамещения в наши дни имеет тесную связь с геополитической обстановкой. Ужесточение санкций и лишение организаций возможностей доступа к зарубежным технологиям и финансовым ресурсам ведет к увеличению отставания России от технологически передовых стран. Для его преодоления потребуется создать и внедрить новые механизмы стимулирования технологической модернизации, развивать инструменты финансирования производств наукоемкой и высокотехнологичной продукции, а также привлечь университетское сообщество к созданию и развитию инновационных стартапов. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить формированию институциональной среды, способствующей повышению привлекательности инновационной деятельности в стране.
В целях активизации импортозамещения осенью 2014 г. Правительство Российской Федерации своим распоряжением утвердило План содействия импортозамещению в промышленности. План предусматривал разработку «дорожной карты» мероприятий на ближайшие шесть лет, реализация которых позволит сократить зависимость страны от импорта критически важных видов товаров. На основе дорожной карты Министерством промышленности и торговли были введены целевые ориентиры и перечень приоритетных «критических» видов продукции, услуг и программного обеспечения, по которым к концу 2020 г. планировалось сократить зависимость от зарубежных поставок. Список приоритетов включил в себя 23 отрасли и сегмента, более 800 видов продукции и технологий [9, с. 44].
Для достижения целей были предприняты такие меры поддержки импортозамещения, как субсидирование процентной ставки и предоставление госгарантий по кредитам, субсидирование расходов на НИОКР, финансирование через институты развития, а также инструменты налогового и таможенно-тарифного регулирования.
Итак, по прошествии отведенного срока можем подвести некоторые промежуточные итоги предпринятых для достижения поставленных целей мер.
Эмпирический анализ
В ходе представления отчета главы Правительства РФ за 2020 г. было отмечено, что в стране продолжается последовательное расширение импортозамещения в промышленности, прежде всего - в обрабатывающей. Так, согласно представленным данным, «доля отечественной продукции в этих отраслях в прошлом году выросла достаточно серьёзно и составляет сейчас порядка 60%» [10]. При этом конкретных статистических данных, позволяющих оценить достижение целевых показателей дорожной карты содействия им-портозамещению озвучено не было.
На сайте Федеральной службы государственной статистики в разделе «Показатели, характеризующие импортозамещение в России» представлены данные только по продуктам питания и сфере торговли [11], при этом данные статистических изданий не дают возможности оценить зависимость от импорта в отраслевом разрезе.
Таким образом, провести комплексный и объективный анализ итогов реализации по-
литики импортозамещения за последние годы не представляется возможным. В связи с этим рассмотрим данные аналитических исследований, имеющихся в открытом доступе.
Наиболее впечатляющие результаты из всех секторов продемонстрировал агропромышленный - с 2013 по 2020 г. импорт продуктов снизился на 31,2% до 29,7 млрд долл., при этом впервые в новейшей истории России объем экспорта сельскохозяйственной продукции превысил объем импорта [12].
Однако по другим секторам экономики многие цели и задачи не были выполнены. Так, в 2019 г. редакция газеты «Новые известия» провела анализ опубликованных в Государственной информационной системе правительства [13] планов по импортозамещению в 22 отраслях. Журналисты рассчитали запланированные и фактические средние уровни импортозависи-мости по основным отраслям промышленности по итогам 2015-2018 гг. [14]. Результаты данных расчетов приведены на рис. 2.
У ' //
//
План
Факт
Рис. 2. Планируемые и фактические уровни импортозависимости по основным отраслям промышленности Fig. 2. Planned and actual levels of import dependence by major industries
Как видно из диаграммы, во всех представленных отраслях уровни импортозависи-мости выше запланированных, следовательно, целевые уровни импортозамещения не были достигнуты.
В целом, ситуация с импортозамещением в промышленности оставляет желать лучшего. Так, доля машин и оборудования в структуре импорта сокращается крайне медленными темпами: по данным государственной статистики, в 2015 г. она составляла 48,6%, а в 2020-м -47,6% [11]. При этом руководители отечественных компаний сталкиваются с большим количеством факторов, ограничивающих возможности по отказу от импортного сырья и оборудования. Так, по данным проведенного в 2021 г. исследования Института им. Е. Т. Гайдара, основным препятствием к снижению импортозависимости промышленных предприятий является отсутствие отечественных аналогов. Эту причину в 2015 г. называли 62% руководителей российских предприятий, в 2021 г. - 81% [15]. На втором
месте среди ограничивающих процесс импорто-замещения выступает фактор низкого качества отечественного оборудования и сырья - об этом сообщили более половины участников опроса. Остальные факторы упоминаются значительно реже (рис. 3) [15].
Помимо сложностей с реализацией им-портозамещения в промышленности, не удалось в полной мере реализовать и задачу перехода федеральных и региональных органов власти на использование отечественного программного обеспечения (ПО). К 2020 г. доля импорта используемых бизнес-приложений и антивирусного ПО должна была сократиться до 50%, импортных серверных операционных систем - до 60%, систем управления базами данных (СУБД) - до 70%. На сегодняшний день доля отечественного ПО в представленных направлениях составляет менее 20%, в связи с чем в 2021 г. корпорации Ростех и Росатом разработали дорожную карту «Новые производственные технологии».
100
75
50
25
Оттягивание самим предприятием перехода на отечественное оборудование и сырье
Недостаточные административные запреты (санкции) на импорт оборудование и сырье
Все еще приемлемые цены на импортное оборудование и сырье
-Завышенные цены на отечественное оборудование и сырье
Недостаточная поддержка властями выпуска отечественного оборудования и сырья
- Низкое качество отечественного оборудования и сырья
j-or^SS -Отсутствие отечественных аналогов
20 2 01 2 01 01 20 21
™ tN <n <n 3 любого качества
Рис. 3. Помехи импортозамещению для российских промышленных предприятий в 2015-2021 гг., % Fig. 3. Impediments to import substitution for Russian industrial enterprises in 2015-2021, %
0
В документе обозначена цель по увеличению к 2024 г. доли отечественного ПО в промышленности с 15 до 60% [16].
Не были достигнуты целевые уровни и по локализации производства в сфере медицины. Согласно данным Счетной палаты, по базовым видам оборудования и изделий доля российской продукции по итогам 2020 г. составила 28,8% вместо запланированных 40,0% [17].
Таким образом, импортозамещение на сегодняшний день не выступило как фактор, оказавший существенное положительное влияние на протекание процессов инновационного развития в экономике России.
Впрочем, и цели, обозначенные в Стратегии инновационного развития, были выполнены далеко не полностью. В России продолжает
оставаться крайне низкой степень развития инновационных технологий. Это обусловлено использованием старых технологий в производстве, высокой степенью износа производственных фондов, недостаточным уровнем обеспечения безопасности труда. От этого ухудшается качество продукции, что в свою очередь делает ее неконкурентоспособной не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.
Так, по данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности, в 2021 г. в России было выдано менее 24 тыс. патентов, что является минимальным показателем за последние пятнадцать лет [18]. В целом, за последнее десятилетие количество выдаваемых патентов не демонстрирует повышательной динамики (рис. 4).
Рис. 4. Динамика количества выданных в России патентов Fig. 4. Dynamics of the amount of patents issued in Russia
Подобная динамика является еще одним подтверждением низкого уровня инновационной активности в стране. Стоит также отметить, что многие научные разработки не реализуются в России, а продаются в зарубежные страны, что связано с неготовностью управленческого аппарата организаций к внедрению инноваций и изменениям технологий производства [19, с. 362], так как руководство таких предприятий ориентировано не столько на проведение модернизации с целью выхода на новые рынки и поддержание
конкурентоспособности, сколько на выживание и получение прибыли «здесь и сейчас».
Такая политика ведет к тому, что отечественные предприятия продолжают значительно отставать в сфере разработки и внедрения научно-технических достижений от организаций, ведущих деятельность в государствах-лидерах. Наглядным свидетельством данного отставания выступает сопоставление индикаторов инновационной активности отечественных и зарубежных организаций (таблица).
Показатели инновационного развития СССР, России и зарубежных стран Table. Indicators of innovative development of the USSR, Russia and foreign countries
Показатель Отечественная экономика Зарубежные страны (2018)
СССР Россия
1988 2015 2020
Внутренние затраты на исследования и разработки, в % от ВВП 6,0 1,1 1,1 Республика Корея - 4,5 Япония - 3,3 Германия - 3,1 США - 2,8 Финляндия - 2,8 Франция - 2,2 Великобритания - 1,7
Количество отечественных заявок на выдачу патентов на изобретения, поданных в стране (на 10 тысяч человек населения) 4,0 2,0 1,6 Республика Корея - 33,2 Япония - 19,4 США - 8,7 Германия - 5,6 Финляндия - 2,4 Франция - 2,1 Великобритания - 1,8
Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе обследованных организаций, % 67,0 9,5 23,0* Финляндия - 58,2 Германия - 55,0 Великобритания - 44,5 Франция - 43,2 Япония - 40,6 Республика Корея - 26,4
Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % 15,0 8,4 5,7 Великобритания - 15,5 Германия - 14,0 Япония - 12,2 Финляндия - 11,3 Франция - 9,9
*С 2017 г. показатель начал рассчитываться по новой методологии (произведен переход от 3 к 4 редакции Руководства Осло), в связи с чем данные несопоставимы. Сост. по: [11; 20, с. 261; 21].
Итак, как видно из данных таблицы, после распада СССР показатели инновационной деятельности в России многократно сократились. При этом, несмотря на предпринимаемые меры по улучшению ситуации, за последние годы показатели инновационного развития не демонстрируют устойчивого восстановления. В случае сохранения имеющихся тенденций России не удастся преодолеть разрыв со странами-лидерами.
С учетом имевшихся до распада СССР показателей инновационного развития, а также зарубежного опыта можно сделать вывод, что потенциал предприятий промышленности не используется в полной мере для достижения целей инновационного развития страны. Таким образом, ситуацию в данной сфере можно охарактеризовать как кризисную.
Во многом именно кризисная ситуация в реализации инновационной политики является
причиной замедления темпов экономического роста России. На сегодняшний день на государственном уровне сложилось понимание значимости перехода экономики страны на инновационный путь развития, предпринимаются меры по стимулированию инновационной активности. Тем не менее показатели инновационного развития на сегодняшний день не демонстрируют тенденции к повышению. Соответственно, необходима корректировка мер государственной поддержки в сфере разработки и внедрения инноваций в различные отрасли экономики.
Результаты
В стратегии инновационного развития, принятой в Российской Федерации в 2011 г., была отмечена высокая значимость импор-тозамещения. Особенно актуальной данная проблема стала во многом по причине обострения внешнеполитической ситуации. На протяжении уже восьми лет российская экономика находится в условиях экономических санкций. В списке организаций, против которых введены ограничения, находятся крупнейшие компании нефтегазового, финансового, оборонного секторов экономики. В первую очередь санкции направлены на ограничение доступа данных организаций к европейскому рынку капитала, а также сокращение торгово-производственного взаимодействия с рядом инновационных отраслей российской экономики, к которым относятся авиастроение, энергетическая, оборонная и космическая отрасли. Таким образом, введенные санкции выступают существенным барьером для инновационного развития России.
В связи с этим наряду со Стратегией инновационного развития России была также принята дорожная карта по импортозамещению до 2020 г., в которой были обозначены целевые показатели сокращения зависимости от импорта по ключевым отраслям экономики. Как показал анализ статистических данных, достигнуть поставленных целей не удалось: по ключевым отраслям экономики продолжает наблюдаться высокая зависимость от поставок зарубежной продукции. Следовательно, можно сделать вывод, что в настоящее время импортозамещение не оказывает существенного положительного влияния на инновационное развитие страны.
Впрочем, и показатели инновационной активности в России по истечению срока реализации Стратегии не продемонстрировали явной положительной динамики. Во многом это связано с действием таких факторов, как недо-
статок или дефицит денежных средств у организаций, большие сроки окупаемости инвестиций в инновации, недостаток квалифицированных кадров, а также сокращение возможностей в области кооперации с другими предприятиями и научными организациями.
Мировой опыт показывает, что инновационное развитие экономики во многом основывается на секторе фундаментальных исследований в сочетании с эффективной системой образования, развитой национальной инновационной структурой и качественным уровнем нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности.
Список литературы
1. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года», 8 февраля 2008 г., Москва. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/transcripts/24825 (дата обращения: 13.03.2022).
2. О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
3. Advanced Global Watchlist Search // Castellum.Al. URL: https://search.castellum.ai/search (дата обращения: 10.09.2022).
4. Электронная библиотека «Elibrary». URL: https:// www.elibrary.ru/ (дата обращения: 18.03.2022).
5. Фальцман В. К. Форсирование импортозамещения в новой геополитической обстановке // Проблемы прогнозирования. 2015. № 1. С. 22-32.
6. Суховей А. Ф., Голова И. М. Формирование политики импортозамещения в старопромышленных регионах // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 42. С. 2-13.
7. Фертикова Ю. В., Нехорошее Ю. С. Современное состояние процессов диверсификации и импортоза-мещения как основы эффективности и независимости российской экономики // Экономика России в XXI веке : сб. науч. тр. XII Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 т. / под ред. Г. А. Барышевой, Л. М. Борисовой. Томск : Изд-во ТПУ, 2015. Т. 1. С. 354-360.
8. Ушакова О. А. Стратегическое планирование импортозамещения в регионе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 8 (183). С. 148-153.
9. Мантуров Г. С., Никитин В. С. Планирование импортозамещения в российской промышленности: практика российского государственного управления // Вопросы экономики. 2016. № 9. С. 40-49.
10. Ежегодный отчет Правительства в Госдуме - 2021 год // Парламентская газета. URL: https://www.pnp. ru/politics/ezhegodnyy-otchet-pravitelstva-v-gosdume-polnyy-tekst.html (дата обращения: 27.03.2022).
11. Федеральная служба государственной статистики России : [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 27.03.2022).
12. Россия в 2020 году показала рекорд по поставкам продовольствия за рубеж // РБК. URL: https://www. rbc.ru/business/09/03/2021/604217269a79471196c113 1b (дата обращения: 25.03.2022).
13. Государственная информационная система промышленности Минпромторга России : [сайт]. URL: https:// gisp.gov.ru/plan-import-change/ (дата обращения: 16.03.2022).
14. Аналитическое исследование «Свое вместо чужого: как Россия избавляется от импорта» // Новые известия. URL: https://newizv.ru/article/tilda/06-11-2018/ svoe-vmesto-chuzhogo-kak-rossiya-izbavlyaetsya-ot-importa (дата обращения: 09.03.2022).
15. Доклад о результатах мониторинга развития российской промышленности // Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара. URL: https://www.iep.ru/ ru/sobytiya/sergey-tsukhlo-vystupil-na-seminare-po-ekonomike-i-energetiki-i-okruzhayushchey-sredy-v-mshe-mgu-im-m-v-lomonosova.html (дата обращения: 28.03.2022).
16. Утверждена разработанная Росатомом и Ростехом дорожная карта «Новые производственные технологии» // Ростех. URL: https:// rostec.ru/news/ utverzhdena-razrabotannaya-rosatomom-i-rostekhom-dorozhnaya-karta-novye-proizvodstvennye-tekhnologii/ (дата обращения: 26.03.2022).
17. Медицину не отключают от импорта // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4899714 (дата обращения: 27.03.2022).
18. Федеральная служба по интеллектуальной собственности России (Роспатент) : [сайт]. URL: https:// rospatent.gov.ru/ru/about/reports (дата обращения: 30.04.2022).
19. Шалаев И. А. Основные направления стратегического управления инновационными проектами // Инновации, качество и сервис в технике и технологиях : сб. науч. тр. 4-й Междунар. науч.-практ. конф. : в 3 т. / отв. ред. А. А. Горохов. Курск, 2014. Т. 3. С. 361-365.
20. Индикаторы инновационной деятельности: 2021 : стат. сб. М. : НИУ ВШЭ. 2021. 280 с.
21. World and regional statistics, national data, maps, rankings : [site]. URL: https://knoema.com/atlas (дата обращения: 31.03.2022).
References
1. Vystuplenie na rasshirennom zasedanii Gosudarstven-nogo soveta «O strategii razvitiya Rossii do 2020 goda» (Speech at the enlarged meeting of the State Council "About the development strategy of Russia until 2020"), February 8, 2008, Moscow. Available at: http://www. kremlin.ru/events/president/transcripts/24825 (accessed 13 March 2022) (in Russian).
2. About the Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020. Decree of the Government of the Russian Federation no. 2227-p of December 8, 2011. ATP «Garant» [electronic resource] (in Russian).
3. Advanced Global Watchlist Search. Castellum.Al. Available at: https://search.castellum.ai/search (accessed 10 September 2022).
4. Electronic library «Elibrary». Available at: https://www. elibrary.ru (accessed 18 March 2022) (in Russian).
5. Falcman V. K. Forcing import substitution in a new geopolitical situation. Problemy progrozirovaniya [Problems of Forecasting], 2015, no. 1, pp. 22-32 (in Russian).
6. Suhovej A. F., Golova I. M. Formation of import substitution policy in old industrial regions. Economic Analysis: Theory and Practice, 2015, no. 42, pp. 2-13 (in Russian).
7. Fertikova Yu. V., Nekhoroshev Yu. S. The current state of the processes of diversification and import substitution as the basis of the efficiency and independence of the Russian economy. In: Barysheva G. A., Boriso-va L. M. (eds.) Ekonomika Rossii v XXI veke. Sbornik nauchnykh trudov XII Vserossiiskoi nauchno-prak-ticheskoi konferentsii [The Russian economy in the XXI century. Collection of scientific papers of the XII All-Russian scientific and practical conference]. Tomsk, Tomsk Polytechnic University Publ., 2015, vol. 1, pp. 354-360 (in Russian).
8. Ushakova O. A. Strategic planning of import substitution in the region. Vestnik of the Orenburg State University, 2015, no. 8 (183), pp. 148-153 (in Russian).
9. Manturov G. S., Nikitin V. S. Import substitution planning in Russian industry: The practice of Russian public administration. Voprosy Ekonomiki, 2016, no. 9, pp. 40-49 (in Russian).
10. The annual report of the Government in the State Duma - 2021. Parlamentskaya gazeta [Parliamentary Newspaper]. Available at: https://www.pnp.ru/ politics/ezhegodnyy-otchet-pravitelstva-v-gosdume-polnyy-tekst.html (accessed 27 March 2022) (in Russian).
11. Federal'naia sluzhba gosudarstvennoi statistiki Rossii (The Federal Service of State Statictics of Russia. Site). Available at: https://rosstat.gov.ru/ (accessed 27 March 2022) (in Russian).
12. Russia in 2020 showed a record for food supplies abroad. RBC. Available at: https://www.rbc.ru/busines s/09/03/2021/604217269a79471196c1131b (accessed 25 March 2022) (in Russian).
13. Gosudarstvennaya informatsionnaya sistema promysh-lennosti Minpromtorga Rossii (The State information system of industry of the Ministry of Industry and Trade of Russia. Site). Available at: https://gisp.gov.ru/plan-import-change/ (accessed 16 March 2022) (in Russian).
14. Analytical study "Your own instead of someone else's: how Russia gets rid of imports". Novye izvestiya
(New News). Available at: https://newizv.ru/article/ tilda/06-11-2018/svoe-vmesto-chuzhogo-kak-rossiya-izbavlyaetsya-ot-importa (accessed 09 March 2022) (in Russian).
15. Report on the results of monitoring the development of Russian industry. Institut ekonomicheskoi politiki im. E. T. Gajdara (E.T. Gaidar Institute of Economic Policy). Available at: https://www.iep.ru/ru/sobytiya/ sergey-tsukhlo-vystupil-na-seminare-po-ekonomike-i-energetiki-i-okruzhayushchey-sredy-v-mshe-mgu-im-m-v-lomonosova.html (accessed 28 March 2022) (in Russian).
16. The roadmap «New production Technologies» developed by Rosatom and Rostec has been approved. Rostekh (Rostec). Available at: https://rostec.ru/news/ utverzhdena-razrabotannaya-rosatomom-i-rostekhom-dorozhnaya-karta-novye-proizvodstvennye-tekh-nologii/ (accessed 26 March 2022) (in Russian).
17. Medicine is not disconnected from imports. Kom-mersant. Available at: https://www.kommersant.ru/
doc/4899714 (accessed 27 March 2022) (in Russian).
18. Federalnaya sluzhba po intellektualnoi sobstvennosti Rossii (Rospatent) (Federal Service for Intellectual Property of Russia (Rospatent)). Available at: https:// rospatent.gov.ru/ru/about/reports (accessed 30 April 2022) (in Russian).
19. Shalaev I. A. The main directions of strategic management of innovative projects. In: A. A. Gorokhov (ed.) Innovatsii, kachestvo i servis v tekhnike i tekhnologi-yakh [Innovations, quality and service in engineering and technology. Collection of scientific papers of the 4th Int. Sci. and Pract. Conf.]. Kursk, 2014, vol 3, pp. 361-365 (in Russian).
20. Indikatory innovatsionnoy deyatel'nosti: 2021 [Indicators of innovation activity: 2021]. Moscoiw, HSE Publ., 2021. 280 p. (in Russian).
21. World and regional statistics, national data, maps, rankings. Site. Available at: https://knoema.com/atlas (accessed 31 March 2022).
Поступила в редакцию 10.10.2022; одобрена после рецензирования 12.10.2022; принята к публикации 13.10.2022 The article was submitted 10.10.2022; approved after reviewing 12.10.2022; accepted for publication 13.10.2022