Научная статья на тему 'Импортозамещение и формирование новой модели экономического роста российской экономики'

Импортозамещение и формирование новой модели экономического роста российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
446
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ECONOMIC GROWTH / СТРУКТУРНАЯ И ПРОМЫШЛЕН-НАЯ ПОЛИТИКА / STRUCTURAL AND INDUSTRIAL POLICY / МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатов В. И.

Развитие импортозамещения рассматривается в качестве одного из основных приори-тетов формирования новой модели устойчивого экономического роста в условиях дей-ствующих санкций. Анализируются различные аспекты формирования новой модели устойчивого экономического роста структурный, воспроизводственный, ресурсный, институциональный. Обосновываются цели и задачи развития импортозамещения для получения мультипликативного эффекта в виде расширения ресурсных возмож-ностей для ускорения экономического роста на основе широкомасштабной модерни-зации основных отраслей российской экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Import substitution and formation of a new economic growth model in the Russian economy

The task of forming a new model of the sustainable economic growth has different as-pects the structural, re-production, institutional ones and the one related to economic resources. Import substitution is one of the main structural priorities of the transition to the non-resource model of the Russian economy. The encouragement of the import substitution in the mechanical engineering for investment purposes is justified by the subsequent mul-tiplier effect in form of an extension of the resource potential, which will lead to speeding up the economic growth supported by a large-scale modernization of the main economic segments in Russia

Текст научной работы на тему «Импортозамещение и формирование новой модели экономического роста российской экономики»

Вестник Института экономики Российской академии наук

2/2015

В .И. ФИЛАТОВ кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ1

Развитие импортозамещения рассматривается в качестве одного из основных приоритетов формирования новой модели устойчивого экономического роста в условиях действующих санкций. Анализируются различные аспекты формирования новой модели устойчивого экономического роста - структурный, воспроизводственный, ресурсный, институциональный. Обосновываются цели и задачи развития импортозамещения для получения мультипликативного эффекта в виде расширения ресурсных возможностей для ускорения экономического роста на основе широкомасштабной модернизации основных отраслей российской экономики.

Ключевые слова: импортозамещение, экономический рост, структурная и промышленная политика, экономические санкции, модернизация российской экономики.

1БЬ: О140, О320, ОЗЗО, О380.

Введенные западными странами экономические санкции против России еще более осложнили внешние условия для экономического роста российской экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Санкции нацелены на ограничение внешних источников экономического роста, как за счет снижения экспортных доходов, так и доступа к мировым финансовым рынкам для системообразующих российских банков, оборонных и энергодобывающих компаний. В результате произошло существенное ограничение валютных поступлений в страну, ослабление рубля и раскрутка инфляционной спирали, что в свою очередь, вызовет падение популярности действующей власти. Именно поэтому главный удар наносится по экспортно ориентированному нефтяному, и финансовому секторам, которые являются основными источниками валютных поступлений в страну. Вместе с тем санкции формируют общий неблагоприятный фон и для инвестиций в другие сектора российской экономики, что будет сдерживать

1 Статья подготовлена при поддержке РФФИ, грант №13-06-00583.

возможности ее модернизации, а также приведет к падению темпов экономического роста и конкурентоспособности. Введенные экономические санкции формально носят краткосрочный характер - они могут быть отменены или смягчены, в зависимости от развития ситуации на Украине. Однако маловероятно, что это произойдет: украинские события стали поводом для начала открытой кампании по «сдерживанию России» как самостоятельного субъекта мировой политики.

Ситуация осложняется тем обстоятельством, что санкции вводятся на общем неблагоприятном тренде развития российской экономики. Еще экономические итоги 2012 г. обозначили тенденцию к замедлению темпов экономической динамики в России, которая продолжилась в 2013 и 2014 гг. Объем ВВП страны за 2012 г. возрос лишь на 3,4% (против 4,4% в 2011 г.), масштабы промышленного производства увеличился лишь на 2,6% (против 4,7% в предшествующем году), а рост инвестиций в основной капитал сократился до 6,7% против 8,3% за 2011 г.2 По результатам 2013 г. темп прироста ВВП составил только 1,3%, а промышленного производства - лишь 0,4%. В результате, несмотря на то что масштабы кризисной рецессии (2008-2009 гг.) российской экономики были преодолены, темпы докризисной (2000-2008 гг.) динамики экономического роста (которая составляла 6,9% среднегодового прироста ВВП) достичь не удалось. В 2014 г. прирост ВВП ожидается всего на уровне 0,5%.

Затухание темпов экономической динамики происходило на фоне снижения инвестиционной активности. Так, после падения в кризисном 2009 г. инвестиций в основной капитал на 13,5% их прирост в следующем, 2010, году составил 6,3%, соответственно в 2011 г. - 10,8%; в 2012 г. - 6,8%. В 2013 г. объем инвестиций снизился к предшествующему году на 0,2%, а в 2014 г. ожидается их дальнейшее снижение еще на 2,4%3.

По оценкам Минэкономразвития, заметного ускорения экономической динамики не следует ожидать и в будущем среднесрочном периоде (2015-2017 гг.), о чем свидетельствуют параметры разработанного трехлетнего бюджета на 2015-2017 гг. При этом темпы экономического роста в период 2015-2017 гг. ожидаются ниже среднемировых, что, естественно, не будет способствовать сокращению разрыва в уровне экономического развития с лидерами мировой экономики, для преодоления которого (как минимум удвоение ВВП на душу населения за десятилетие) потребуется 7% среднегодового прироста экономики.

2 http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts.

3 Россия в цифрах 2014. Росстат. М., 2014. С. 455.

Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что посткризисное восстановление (2010-2012 гг.), как и восстановление 2000-2008 гг., проходило на фоне роста экспортных цен на топливно-энергетические товары, составляющие более половины стоимости российского экспорта. Устойчивый рост экспортных цен приводил к стабильно нарастающему потоку финансовых поступлений в российскую экономику, что стимулировало спрос, который в значительной степени удовлетворялся за счет импорта. Наибольшего значения средние экспортные цены достигли в 2012 г., показав тенденцию к снижению в 2013 г.4 При этом обозначился рад факторов фундаментального характера, не позволяющих рассчитывать на возобновление стабильного роста мировых цен на энергоресурсы: прежде всего это увеличение добычи сланцевых углеводородов, которые влияют на общий мировой баланс энергоресурсов, расширяя их предложение, а также результаты активного энергосбережения, сдерживающие рост спроса на такие ресурсы. Данные обстоятельства усиливают актуальность перехода России на новую модель экономического роста, необходимость которого неоднократно провозглашалась руководством страны с середины двухтысячных годов, а в развернутом виде нашла отражение в утвержденной Правительством РФ в ноябре 2008 г. «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.». В концепции в качестве важнейшей задачи национального развития провозглашался переход к 2020 г. на инновационную модель экономического роста. Собственно в развитие этой стратегической установки Президентом РФ Д. Медведевым была выдвинута задача модернизации страны и сформулированы приоритеты технологической модернизации российской экономики, которые нашли отражение в целом ряде секторальных программ технологического и отраслевого развития. Наконец, основные цели и задачи, решение которых необходимо для обеспечения успешного развития страны в среднесрочной перспективе, были сформулированы в одиннадцати Указах Президента РФ В. Путина от 7 мая 2012 г., среди которых определяющее значение, по нашему мнению, имеет Указ № 569 «О долгосрочной государственной экономической политике». От успешности его реализации зависит формирование ресурсной базы для достижения намеченных целей не только в области роста благосостояния и социального развития широких слоев российских граждан, но и оборонной и внешней политики. Таким образом, в сложившейся ситуации проблема замещения товарного импорта продукцией национальных производителей может рассматриваться не только в антисанкционном аспекте, но и в

4 Там же. С. 544.

более фундаментальном контексте выбора новой модели экономического роста российской экономики.

Важно отметить, что проблема ускорения темпов экономической динамики является комплексной и должна рассматриваться в разрезе целого ряда аспектов: макроэкономического; структурного; технологического; ресурсного; внешнеэкономического; институционального. Отмеченные аспекты обладают внутренней связью и взаимозависимостью, которые должны учитываться при формировании практической политики. Вместе с тем структурный аспект, формируя отраслевое (продуктовое) наполнение экономического роста, имеет первостепенное значение в контексте обеспечения технологической, экономической и геополитической конкурентоспособности национального хозяйства.

Ключевая проблема структурного аспекта экономического роста -выбор приоритетов для формирования перспективной отраслевой (производственной) структуры национального хозяйства, формирующей ВВП страны. В свою очередь выбор таких приоритетов должен учитывать целый ряд факторов: емкость перспективных товарных рынков для различных секторов национального хозяйства; потенциал роста конкурентоспособности разных секторов национального производства; необходимую степень самообеспеченности по различным товарам стратегического значения; социальную значимость развития тех или иных секторов национального хозяйства и промышленности. Выход на устойчивый и динамичный экономический рост предполагает масштабное расширение рынков для продукции национальных производителей и нахождение производственных, технологических и инвестиционных возможностей для их освоения. Собственно выявление перспективных рынков с учетом национальных возможностей и конкурентных преимуществ и должно составлять основное содержание деятельности по определению долгосрочных структурных приоритетов экономического роста.

Если рассматривать общемировую тенденцию, то расширение спроса на основе формирования новых продуктовых глобальных рынков и новых индустрий будет связано с развитием прорывных технологий нового технологического уклада, так называемых НБИК (нано-био- информационных-когнитивных) технологий, промышленное освоение которых определяет наполнение так называемой «новой индустриализации» [1].

В таком контексте долгосрочные перспективы роста конкурентоспособности российской экономики связаны с динамичным формированием новых индустрий (ядра производств), связанных с внедрением НБИК технологий и продвижением на внешние рынки прорывной инновационной продукции, что должно способствовать диверсифика-

ции экспортной базы национальных экономик. Реализации стратегии «догоняй, опережая» с опорой на новую технологическую волну предполагает, во-первых, концентрацию ресурсов на активизации научно-технологической деятельности в отмеченных сферах, во-вторых, масштабную инвестиционную поддержку проектов по освоению выпуска наукоемкой инновационной продукции, конкурентоспособной на внешних рынках.

Вместе с тем, при всей важности наращивания потенциала в отраслях перспективного технологического уклада, вряд ли стоит рассчитывать на то, что рынки новой инновационной продукции смогут обеспечить высокие темпы экономического роста. Во-первых, произошедшая в постсоветский период общая деградация машиностроительного потенциала накладывает серьезные ограничения на возможности самостоятельной (т.е. без импорта технологического оборудования) реализации технологических инноваций в разных секторах российской экономики. Во-вторых, как показывает опыт развитых экономик, перешедших в 1980-е годы на инновационную модель экономического роста, его темпы составляли порядка 2-3% среднегодового прироста ВВП, что недостаточно для решения задачи преодоления общеэкономического отставания России от лидеров мировой экономики [2]. Для существенного ускорения темпов экономической динамики необходим выход на новые масштабные рынки для национальных производителей. Такие рынки могут быть внешними или внутренними. Выбор модели, по большому счету, зависит от конкретных условий для формирования устойчивого воспроизводственного процесса -имеющегося набора конкурентных ресурсов и потенциальной емкости платежеспособных рынков. Если рассматривать успешную так называемую «восточную модель» догоняющей модернизации» (Япония, Республика Корея, Тайвань, КНР), то формирование сильной экспортной ориентации экономик этих стран была связано с ресурсными ограничениями (энергия, сырье, капиталы) и невозможностью их преодоления в рамках национального рынка. Обеспечение экономического роста за счет внешнего рынка, сырья и энергетических товаров естественно, требовало наращивания экспортных возможностей для получения валютных ресурсов. В качестве конкурентного преимущества выступала дешевая рабочая сила с достаточно высокими качественными характеристиками (уровень образования, трудовая этика). Важным элементом успешности такой «догоняющей модернизации» стала трансформация экспортных доходов в наращивание собственного технологического и производственного потенциала в широком спектре промышленных отраслей.

Если рассматривать сценарий роста на основе импортозамеще-ния, то такой сценарий снижает риски неопределенности со стороны

спроса, поскольку его товарная структура и масштабы достаточно несложно оцениваются на основе анализа внешнеторговой статистики. Вместе с тем при выборе конкретной товарной номенклатуры импортозамещения необходимо учитывать не столько влияние, которое такой процесс может оказывать на перспективное состояние платежного баланса (что вне всякого сомнения должно рассматриваться одним из основных критериев), сколько мультипликативный эффект на изменение потенциала экономического роста и конкурентоспособности национального хозяйства в целом.

В России основным ограничением для развития и ускорения экономического роста выступает фактор капитала (прежде всего в вещественной форме инвестиционного оборудования), при высоком уровне обеспеченности энергетическими и сырьевыми ресурсами и достаточно емком внутреннем рынке Евразийского экономического пространства и СНГ.

Другим ограничением выступают трудовые ресурсы, как в отношении их наращивания, так и эффективности использования. В то же время важнейшим ресурсом повышения производительности труда и преодоления на этой основе ограничений трудового фактора для экономического роста является технологическая модернизация производства, в ходе которой происходит замещение труда капиталом. Таким образом, капитальные ресурсы становятся для России основным фактором изменения сложившейся модели экономического роста и преодоления на этой основе стагнационного тренда.

Преодоление ресурсных ограничений капитала может осущест-вляяться за счет импорта машин и оборудования с внешнего рынка, либо на основе наращивания собственных возможностей его воспроизводства, поскольку, в отличие от невоспроизводимых природных факторов, капитал в вещественно-материальной форме может воспроизводиться на национальных рынках при соответствующей структурной и технологической политике. Однако, как отмечалось выше, в России сложился иной тип воспроизводства. Экспорт сырьевых и топливно-энергетических ресурсов формирует финансовую основу для наращивания потребительского импорта, а поступающий с внешнего рынка в вещественной форме капитал не воспроизводится на национальной основе в силу отсутствия адекватной промышленной политики, нацеленной на наращивание собственного потенциала по выпуску технологического оборудования для разных секторов национальной экономики. В результате рост ВВП (доходов граждан и государства) не основывается на адекватном увеличении технологической и производственной конкурентоспособности национальной экономики, не усиливает внутренний потенциал развития, сохраняя его зависимость от внешних коньюн-

ктурных факторов. Таким образом, импортозамещение капитала становится важнейшим условием для формирования новой модели устойчивого экономического роста и перехода на инновационный путь развития.

По данным Росстата, в 2013 г. импорт в Россию машин, оборудования и транспортных средств из стран дальнего зарубежья составил 140 млрд долл. США, или 50,8% от общего объема импорта по данной группе стран. Это на 2 млрд долл. меньше чем в предшествующем 2012 г., когда доля машин, оборудования и транспортных средств составила 52,1% от объема импорта из стран дальнего зарубежья.

Отметим, что российский экспорт машин, оборудования и транспортных средств в страны дальнего зарубежья составил в 2013 г. лишь 16,4 млрд долл. США или 3,6% от общего объема российского экспорта в отмеченную группу стран. Таким образом, Россия остается чистым импортером машин и оборудования различного назначения из стран дальнего зарубежья с отрицательным сальдо в размере порядка 125 млрд долл. США5.

Другими важнейшими статьями импорта оставались продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, а также продукция химической промышленности. Доля этих товарных групп в 2013 г. составила в импорте из развитых стран 13,4% (36,9 млрд долл. США) и 16,6% (46 млрд долл . США ) соответственно 6.

Если сравнивать объемы импорта машин и оборудования из стран дальнего зарубежья с объемами национального производства аналогичных видов продукции (машины и оборудование, электрооборудование, электронное и оптическое оборудование, транспортные средства и оборудование), то в 2013 г. импорт по стоимости составлял 79% от внутреннего производства (объемы отгруженной продукции), а с учетом импорта машин и оборудования из стран СНГ - 87%7.

Важно отметить, что не весь объем импорта, отражаемый Рос-статом в рассматриваемой товарной позиции (машины, оборудование и транспортные средства, может относиться к инвестиционным товарам. Анализ таможенной статистики, с определенной долей погрешности, позволяет определить масштабы неинвестиционного импорта из стран дальнего зарубежья. По рассматриваемой группе товаров в 2013 г. он составил в общем объеме не менее 40 млрд долл. США. Это был импорт как готовой продукции, так и узлов и деталей для ее сборки внутри страны. Соответственно, порядка 100 млрд долл. США составлял импорт из стран дальнего

5 Там же. С. 531.

6 Там же. С. 532.

7 Рассчитано на основе данных: Россия в цифрах 2014. С. 264, 266, 268.

зарубежья продукции инвестиционного назначения (включая узлы и запчасти для такой продукции)8.

Следует учитывать, что в 2013 г. российская экономика фактически находилась в стадии стагнации. Если рассматривать сценарий перехода на устойчивый экономический рост, то он потребует прежде всего увеличения инвестиционной активности минимум до 30% ВВП, т.е. прироста объема инвестиций на 6,6 трлн руб. в год, в ценах 2013 г., из которых порядка 3 трлн руб. (или 94,3 млрд долл. США) должны составлять машины и оборудование. Отметим, что при реализации такого сценария экономического развития общая потребность в машинах и оборудовании инвестиционного назначения может быть оценена в 8,91 трлн руб., что в 3,9 раз превышало объем их национального производства в 2013 г., а потенциал импортозамещения по оборудованию инвестиционного назначения - 7,6 трлн руб. Кроме того, не менее 1,3 трлн руб. может составлять потенциал импортозамещения от локализации производства комплектации для автомобильной промышленности и производства бытовой техники длительного пользования.

Таким образом, на основе импортозамещения инвестиционного оборудования может быть сформирован достаточно емкий рынок (спрос) на широкую номенклатуру промышленной продукции, удовлетворение которого должно способствовать росту общей экономической динамики. Важно также иметь в виду, что реализация широкомасштабного импортозамещения в секторе инвестиционного оборудования придаст новый импульс развитию старопромышленных районов, в которых сосредоточен основной промышленный потенциал страны, и позволит существенно повысить эффективность имеющегося в них трудового и инфраструктурного потенциала [3].

Наконец, импортозамещение инвестиционного оборудования вызовет масштабный мультипликативный эффект в экономике, расширив внутренние инвестиционные возможности для развития основных отраслей национального хозяйства, включая такие приоритетные для экономического роста отрасли, как сельское хозяйство и строительство. Российский рубль получит дополнительное товарное обеспечение в важнейшем для экономического роста секторе экономики, что расширит его эмиссионную базу, сократив зависимость динамики развития от внешних источников финансирования.

Отметим, что в принятой в 2012 г. Государственной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года» ставилась задача «создания устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, способной к эффек-

8 Рассчитано на основе данных бюллетеня «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации в 2013 г.», М.: ФТС, 2014. С. 276-313.

тивному саморазвитию, на основе интеграции в мировую технологическую среду, и разработки передовых промышленных технологий, нацеленных на формирование новых рынков инновационной продукции, а также эффективно решающей задачи обеспечения обороноспособности страны» [4]. В то же время намечаемая в Госпрограмме динамика роста промышленного производства позволит поднять долю включенных в нее отраслей промышленности лишь с 5,5% ВВП до 5,7% в 2020 г., что вряд ли сможет заметно изменить промышленный статус России. Более того, реализация намеченных в Госпрограмме параметров промышленного развития не позволяет достигнуть необходимого уровня самообеспеченности по важнейшим видам продукции общепромышленного назначения. Сохраняется и высокая импортная зависимость в таких важнейших для экономического роста и экспортного потенциала России секторах, как оборудование для нефтегазодобычи, горном и металлургическом оборудовании, строительной и сельскохозяйственной техники (см. табл.)9.

Таблица

Уровень самообеспеченности отечественного рынка отдельными видами промышленной продукции (%)

Виды продукции 2011 2020

Автомобили легковые (шт) 68,3 80

Автомобили грузовые (шт) 65,5 85

Легкие коммерческие (шт) 81,2 90

Автобусы (шт) 69,2 99

Трактора с/х (шт) 18,9 60

Комбайны зерно и кормоуборочные (шт) 43,7 68,9

Бульдозеры (шт) 30 70

Экскаваторы (шт) 15 45

Автогрейдеры (шт) 65 85

Погрузчики фронтальные (шт) 4 30

Станки металлорежущие (шт) 6 12

Кузнечно-прессовые машины (шт) 6,7 7

Горное оборудование (т) 30 45

Металлургическое оборудование (т) 25 35

Подъемно-транспортное оборудование 35 45

Оборудование для нефте-газодобычи (т) 30 40

9 Составлено на основе данных Госпрограммы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Особую тревогу вызывает ситуация в отечественном станкостроении, без восстановления технологического и производственного потенциала которого трудно рассчитывать на преодоление технологического отставания в машиностроительном комплексе в целом. Соответственно, будет оставаться излишне высокая импортная зависимость важнейших секторов национального хозяйства (оборонного, нефтегазодобычи, металлургического, энергетического), которая подрывает собственные инвестиционные возможности развития национальной экономики, усиливая ее зависимость от внешних экономических (доступ к валютным кредитам) и внешнеполитических условий. Санкции Запада достаточно убедительно иллюстрирует такие угрозы.

Таким образом, масштабное импортозамещение в обрабатывающих отраслях промышленности выступает важнейшим направлением широкомасштабной новой индустриализации и диверсификации промышленного потенциала России. Такое импортозамещение может осуществляться в направлении структурной вертикальной и горизонтальной «достройки» сложившихся отраслей национальной экономики России с учетом потребностей других государств формируемого Евразийского экономического Союза (ЕАЭС), способствуя их структурной сбалансированности и устойчивости развития. В свою очередь приоритетами структурной модернизации российской экономики должны стать как новые индустрии перспективного технологического уклада (на основе НБИК- технологий), призванные обеспечить технологическую конкурентоспособность на длительную перспективу, так и широкомасштабная диверсификация и технологическая модернизация основных секторов национальной экономики, которая должна кардинально снизить импортную зависимость важнейших секторов национального хозяйства.

Литература

1. Казанцев А.К., Киселев В.Н., Рубвальтер Д.А., Руденский О.В. NBIC-технологии: Инновационная цивилизация XXI века. М.: ИНФРА-М. 2012.

2. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А., Филатов В.И. Новая индустриализация как условие формирования инновационной модели развития российской экономики // Федерализм. 2014. № 1.

3. Татаркин А., Романова О. О возможностях и механизме неоиндустриализации старопромышленных регионов // Экономист. 2013. № 1.

4. Государственная программа РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». http://www.minpromtorg. gov.ru/reposit/minprom/ministry/fcp/8/Gos._programma_RF.pdf.

V.I. FILATOV

PhD in economics, leading research fellow of the Institute of economics of the Russian Academy of sciences, Moscow, Russia, vladimir_filatov@mtu-net.ru

IMPORT SUBSTITUTION AND FORMATION OF A NEW ECONOMIC GROWTH MODEL IN THE RUSSIAN ECONOMY

The task of forming a new model of the sustainable economic growth has different aspects - the structural, re-production, institutional ones and the one related to economic resources. Import substitution is one of the main structural priorities of the transition to the non-resource model of the Russian economy. The encouragement of the import substitution in the mechanical engineering for investment purposes is justified by the subsequent multiplier effect in form of an extension of the resource potential, which will lead to speeding up the economic growth supported by a large-scale modernization of the main economic segments in Russia.

Keywords: import substitution, economic growth, structural and industrial policy. JEL: 0140, 0320, 0330, 0380.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.