И.Н. ОЛЕЙНИКОВА, Н.С. ХОЛОДКОВСКАЯ
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ МЕХАНИЗМОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Целью статьи является обобщение теоретико-методологических подходов к понятию импор-тозамещения в системе механизмов устойчивого развития регионов. В работе проанализированы научные подходы к трактовке механизма импор-тозамещения в его функциональной значимости в системе экономической политики государства; на
Внешнеторговый оборот, товарная структура импорта, имортозамещение, экономический механизм, устойчивое развитие, региональная экономика, модели импортозамещения, реиндустриалазация.
основе анализа территориальных особенностей внешнеторгового оборота и товарной структуры импорта выявлена специфика реализации механизма импортозамещения в контексте стимулирования регионального развития в современных макроэкономических условиях.
Современное развитие экономики России формируется в условиях жестких внешнеполитических отношений со странами Запада. В сложившейся ситуации на фоне введенных санкций вопросы импортозамещения становятся наиболее актуальными и рассматриваются на государственном уровне. Импортозамещение выступает средством, способным вывести страну из стагнации, и является важным фактором повышения безопасности национальной экономики и её устойчивости как в контексте сбалансированности структуры, так и адаптации к нестабильным условиям внешнеэкономической среды. В этой связи политика импортозамещения обозначена в качестве приоритетного направления развития экономики России на долгосрочную перспективу.
Целью данного исследования является теоретико-методологическое обоснование импортозамещения, рассматриваемого как один из механизмов устойчивого развития национальной экономики с учетом ее региональной структуры.
В соответствии с целью исследования задачами выступают:
- обобщение научных подходов к трактовке механизма импортозамещения в его функциональной значимости в системе экономической политики государства;
- выявление специфики реализации данного механизма в контексте стимулирования регионального развития.
Вопросы развития механизмов импортозамещения лежат в плоскости теории экономической трансформации, поскольку являются основой ее первичной модели, характерной, в соответствии с постулатами экономической теории, в большей мере для развивающихся стран. Вместе с тем глобализация экономических связей, расширение международного товарооборота и агрессивные экспортные стратегии ряда стран обусловливают актуализацию политики импортозамещения как объективной составляющей экономической политики, реализуемой на национальном уровне не только развивающихся стран. Значимость стратегий импортозамещения определяется рядом обстоятельств:
- сокращение межстранового уровня дифференциации социально-экономического развития;
- защита экономики от внешнеторговой экспансии;
- аллокация финансовых ресурсов для структурной перестройки экономики;
- стимулирование процессов создания новых рабочих мест.
Общепринятым подходом в определении целесообразности политики импортозамещения является тезис о формировании дополнительных импульсов экономического роста. Вместе с тем, как показывают исследования [1-2], длительная ориентация экономики на механизмы импортозамещения формирует негативные экономические последствия:
- относительное снижение доходов населения;
- укрепление рыночной власти региональных монополистов и госкорпораций;
- низкая конкурентоспособность отечественной продукции;
- повышение возможностей коррупции при бюджетном распределении проектного финансирования и субсидирования;
- формирование устойчивых тенденций сопротивления выходу из протекционизма и снижение уровня диверсификации экономической системы. Впервые термин «импортозамещение» появился в
середине XX в. для обозначения экономической политики развивающихся стран, стимулирующих индустриализацию своей экономики с помощью протекционистских мер, направленных на защиту от конкуренции со стороны импортеров. В настоящее время существует более десятка различных подходов к определению понятия «импортозамещение».
Российские исследователи достаточно широко определили понятие «импортозамещение». На рубеже XX-XXI вв. ученые Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева, Т.М. Калашникова, Л.Н.Азоев, Д.Н. Зайцев под импортозамещением понимали сокращение или прекращение ввоза в страну определенного товара или группы товаров посредством производства, выпуска в стране их аналогов. В середине первого десятилетия XXI в. П.А. Кадочников, E.H. Назарчук акцентировали сущность импортозамещения на увеличении производства и внутреннего потребления отечественных товаров при снижении потребления импортных товаров. H.A. Сучкова, Е.В.Волкодавова, О.В. Старовойтова, Д.А. Смирнов определяют импортозамещение как часть государ-
ственной политики или стратегии экономического развития [3].
В просанкционный период (2013-2015) трактовка импортозамещения дополнена целью сокращения или прекращения импорта отдельных товаров и замещение их на внутреннем рынке страны аналогичными отечественными товарами и продуктами (российские ученые Э.Ф.Баранов, Н.Н Волкова, А.Ф.Лоб-занова, В.К. Фальцман, О.Б. Березинская, А.Л. Ведев)
[4-6]. Обобщая подходы различных авторов к трактовке импортозамещения, представим его сущностную характеристику в виде рис. 1.
Импортозамещение как определенный тренд в развитии национальной экономики характеризуется как определенными положительными эффектами, так и явлениями, способными в определенной мере снизить ее эффективность (табл. 1).
Сущностная трактовка импортозамещения
Элементы сущности
экономическим процесс
экономическая категория
государственная -экономическая политика
- догоняющая стратегия
Цели реализации
модель интеграции страны в систему мирохозяйственных связей, ориентированная на экономический рост
уменьшение
(прекращение)
импорта
определенного
товара
рационализация импорта
вытеснение импортных предметов труда на более низкие
производственные уровни
Механизмы
_ ограничение
доступа в страну отдельных товаров
субсидии —предприяти ям, реализующим проекты
импортозамещения модернизация существующих производств "создание новых импортозамещающих производств
_ ограничения и
запреты в системе госзакупок
регулирование ввозных таможенных ПОШЛИН
проектное _ финансирование новых производств
Результаты
увеличение производства и внутреннего потребления отечественных товаров
рационализация импорта
модернизация, преодоление - накопленного научно-технического отставания и повышение
конкурентоспособности
повышение уровня экономической безопасности страны
Рис. 1. Системная характеристика сущности импортозамещения
Таблица 1
Позитивные и негативные аспекты политики импортозамещения
Преимущества Недостатки
- Повышение уровня экономической безопасности; - рост темпов экономического развития; - со здание но вых рабо чих мест; - ограничение оттока капитала; - рост уровня валютных резервов; - увеличение технологического потенциала за счет модернизации старых производств и создание высокотехнологичных новых; - общее повышение устойчивости социально-экономического развития - Снижение темпов международной экономической интеграции; - рост цен на товары внутреннего производства; - снижение общего уровня конкуренции за счет ограничения импорта конкурентоспособных товаров; - ограничение свободы международной торговли; - создание прецедентов для коррупционных схем товародвижения; - увеличение финансовой нагрузки на бюджет за счет введения дополнительных субсидий и льгот
В практике реализации импортозамещения выделяют две основные модели, различающиеся ядром применяемых механизмов: 1) модель, основанную на протекционизме во внешней торговле; 2) модель, базирующуюся на механизмах повышения конкурентоспособности национальной экономики в сложившихся координатах международного разделения труда. Выбор конкретной модели зависит от совокупности следующих факторов:
- общего уровня социально-экономического развития и фазы цикла макроэкономической динамики;
- состояния платежного баланса (сальдо счета текущих операций);
- сложившейся структуры внешнеторгового оборота;
- уровня индустриализации экономики и типа индустриализации, определяемого наличием либо отсутствием развитой технологической базы в промышленности, аграрном секторе и других ведущих отраслях;
- наличием внутреннего инвестиционного потенциала, создающего финансовую базу и определяющего масштабность «амбиций» по реализации программ импортозамещения без расширения внешней долговой зависимости. Учет данного фактора особенно важен с учетом опыта России и ряда зарубежных стран, ориентировавшихся на
структурное реформирование экономики преимущественно за счет внешних источников финансирования.
В зависимости от направленности политики импортозамещения выделяют три модели, охарактеризованные на рис. 2.
На макроуровне доказательной базой целесообразности внедрения и развития импортозамещающих механизмов является анализ торгового баланса и внешнеторгового оборота на основе статистики внешнего сектора, публикуемый на сайте Банка России [7]. Анализ целесообразно провести за период 2010-2016 гг., чтобы отразить изменения в структуре внешнеторгового товарооборота до введения экономических санкций (но после пика последствий финансового кризиса) и в просанкционный период. Для целей анализа используем баланс товаров, определив следующие показатели:
- сальдо балансатоваров;
- импортную квоту;
- товарную структуру импорта;
- коэффициент несбалансированности баланса товаров;
- коэффициент асимметрии импорта товаров. Исходные данные для расчета показателей и
результаты расчетов представим в табл. 2.
Направленность моделей импортозамещения
Импортозамещние, ориентированное на внутреннюю экономику
Цель- развитие -внутреннего рынка
Результат -
консервация технологического отставания, отсутствие стимулов для формирования отраслевых точек роста
И мпортозамещен ие, ориентированное на внешнюю экономику
Цель - структурная диверсификация экономики посредством замещения импортных комплектующих и деталей в экспортных изделиях
Результат - развитие производства национальных товаров на достаточно емком внутреннем рынке с последующим продвижением их на мировой рынок
_ Цель-сочетание развития менее ресурсоемких производств для импортозамещения на внутреннем рынке и освоения внешних рынков в зависимости от располагаемых экономикой ресурсов Результат-возможность — диверсифицированного развития экономики страны по разным направлениям на основе рационального распределения располагаемых ресурсов
Рис. 2. Специфика разнонаправленных моделей импортозамещения и системная характеристика сущности
импортозамещения
Смешанное импотрозамещен и е
Таблица 2
Анализ баланса товаров по платежному балансу РФ [7; 8]
Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Показатели внешнеторгового оборота
Экспорт товаров, млн долл. 392 674 515 409 527 434 521 835 496 806 341 467 199 147
Импорт товаров, млн долл. 245 680 318 555 335 771 341 269 307 875 192 954 136 303
Внешнеторговый оборот товаров, млн долл. 638 354 833 964 863 205 863 104 804 681 534 421 335 450
Сальдо балансатоваров, млн долл. 146 995 196 854 191 663 180 566 188 931 148 513 62 845
Структура импорта товаров - всего, %
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 15,9 13,9 12,8 13,7 13,9 14,5 13,7
Минеральные продукты 2,3 3,2 2,4 2,2 2,5 2,7 2,6
Продукция химической промышленности, каучук 16,1 15,1 15,3 15,9 16,2 18,6 18,5
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,5 0,5 0,5 0,5 0,4 0,4 0,4
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 2,6 2,2 2,0 2,1 2,1 2,0 1,9
Текстиль, текстильные изделия и обувь 6,2 5,5 5,7 5,7 5,7 5,9 6,0
Металлы, драгоценные камни и изделия из них 7,3 7,5 7,3 7,2 7,1 6,7 6,5
Машины, оборудование и транспортные средства 44,4 48,4 49,9 48,5 47,6 44,8 47,4
Прочие 3,7 4,1 4,2 4,5 4,2 3,9
Аналитические показатели
Импортная квота 0,39 0,38 0,39 0,40 0,38 0,36 0,41
Коэффициент несбалансированности торгового оборота 0,23 0,24 0,22 0,21 0,23 0,28 0,19
Коэффициент асимметрии импорта товаров 0,40 0,45 0,41 0,45 0,44 0,44 0,41
Анализ демонстрирует сокращение внешнеторгового оборота при относительной стабильности коэффициента несбалансированности, демонстрирующего снижение только по итогам 2016 г., очевидна устойчивость внешнеторгового товарооборота. Структура импорта на протяжении рассматриваемого 0,5
0,4 0,3 0,2 0,1 0
периода остается практически неизменной. Россия стабильно зависима от поставок продукции с высокой степенью переработки (и соответственно, с высокой степенью добавленной стоимости), о чем свидетельствует коэффициент асимметрии структуры импорта (рис. 3).
2010
2013
2014
2015
2011 2012 ")*Импортаая квота
Коэффициент несбалансированности торгового оборота
^^Коэффициент асимметрии импорта товаров
Рис. 3. Динамика аналитических показателей внешнеторгового оборота
2016
Рассчитанные показатели свидетельствуют о стабильном уровне импортной квоты во внешнеторговом обороте, составляющей около 40%, коэффициент несбалансированности торгового оборота демонстрирует абсолютное и относительное сокращение положительного сальдо в 2016 г. Коэффициент асимметрии импорта указывает на структуру, характерную для экономических систем, специализирующихся на ресурсоемких технологиях и находящихся на недостаточно высоком уровне экономического развития. Наиболее существенные изменения в динамике и «качестве» импорта наблюдаются по итогам 2016 г.
Падение общих объемов импорта, как и годом ранее, стало результатом действия нетарифных методов регулирования, вводившихся в 2016 г. С 1 января 2016 г. Россия ввела запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции из Турции (около 60% продовольственного экспорта Турции в Россию), который спустя 9 месяцев был частично снят. Аналогичный запрет распространился на плодоовощную продукцию из Египта, ввоз кормов из Украины, поставки свинины из Молдавии. Высокие ставки ввозных пошлин в совокупности с утилизационным сбором стали барьером для импорта транспортных средств. При этом увеличился импорт лабораторного и промышленного оборудования, электронных схем и автомобильных запчастей, грузовых автомобилей [6].
В этой связи можно сделать вывод, что актуализация проблем импортозамещения - это в большей мере вынужденный вираж, чем стратегически выверенное действие. Основная проблема заключается в неблагоприятной для России экспортной конъюнктуре, а принятые антисанкции в совокупности с девальвацией рубля позволили сохранить положительное сальдо торгового баланса. В частности, в 2014 г. сдерживание импорта и повышение ценовой конкурентоспособности российского экспорта посредством ослабления рубля привело к улучшению состояния текущего счета платежного баланса, а также обусловило положительный вклад чистого экспорта товаров и услуг в прирост ВВП. Снижение экспорта по итогам 2015 г., по оценкам Банка России, составило около 30%. Однако стоимостный объем импорта сокращался более высокими темпами под влиянием замедления экономического роста и произошедшего ослабления рубля в реальном выражении, а также в условиях действия международных торговых санкций [9]. Исчерпание потенциала сокращения импорта в регулировании торгового баланса продемонстрировал 2016 г., когда темпы роста экспорта составили 58,3% (сокращение на 41,7%), а темпы роста импорта -70,6%, т.е. сокращение, - на 29,4%. Барьером на пути использования данного инструментария поддержания положительного сальдо торгового баланса выступает риск сокращения потребления, когда данный фактор начинает кумулятивно сокращать экономический рост. Банком России официально признано, что снижение расходов домашних хозяйств на конечное потребление происходит за счет сжатия импорта.
Следует учитывать еще один существенный аспект, оказывающий влияние на цели и механизмы импортозамещения. В посткризисный период «наблюдается рост производственной зависимости рос-
сийской экономики от импорта: значительно увеличился импорт товаров промежуточного спроса, возросла доля импорта в затратах предприятий на сырье, материалы, комплектующие и полуфабрикаты. ... Поэтому производственная зависимость российской экономики от импорта при ослаблении национальной валюты может стать существенным ограничением экономического роста» [6].
Специфика современного уровня развития национальной экономики и ее отраслевой структуры позво-ляет утверждать, что внедрение механизмов импортозамещения должно базироваться на принципах масштабной реиндустриалазации, т.е. комплексном развитии индустриального сектора, основанном на внедрении ведущих технологических укладов, позволяющем преодолеть не только продуктовую, но и технологическую зависимость национальной эконо -мики от импорта. Специфика российского уровня индустриализации заключается в практически повсеместном вовлечении в производственно-технологический процесс импортного сырья, материалов и комплектующих, что усложняет и углубляет проблему импортозамещения, связанную не только с сокращением импорта вообще, а решаемую посредством проведения модернизации производства. По справедливому утверждению С.Ю. Глазьева, «в российской экономике сложилась достаточно специфическая индустриальная модель развития, связанная, с одной стороны, с усилением экспортно-сырьевой ориентации, а с другой - с достаточно бессистемным импор-тозамещением в ряде секторов экономики, которое осуществлялось под влиянием макроэкономических регуляторов, и прежде всего, курса национальной валюты, а в меньшей степени в рамках промышленной политики» [11].
В этих условиях реализация программ импортозамещения должна проходить с учетом следующих основополагающих принципов:
- наличие условий для осуществления структурных изменений экономики;
- рост конкурентоспособности отечественных производств и реструктуризация национальной экономики в пользу производств с высоким уровнем добавленной стоимости.
Таким образом, импортозамещение следует трактовать как специфическое направление государственной экономической политики, ориентированное на структурную постепенную замену импортируемых товаров аналогами отечественного производства и диверсификацию национальной экономики посредством технологической модернизации приоритетных индустриальных производств с целью увеличения уровня промышленного самообеспечения, объемов выпуска продукции внутри страны и стимулирования темпов экономического роста.
Определяя для России в качестве основного приоритета защиту и стимулирование развития собственного производства на основе реиндустриализации, рассмотрим программные аспекты реализации данного направления. В рамках реализации промышленной политики в РФ предусмотрены следующие меры:
- стимулирование и поддержка деятельности в сфере промышленности, приоритет отечественной
промышленной продукции при осуществлении закупоктоваров, работ, услуг;
- определен порядок предоставления субсидий на компенсацию части затрат на проведение НИОКР организациям, реализующим новые комплексные инвестиционные проекты по приоритетным направлениям гражданской промышленности;
- установлены критерии отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в РФ;
- установлен перечень перспективных потребностей в продукции машиностроения, необходимой для реализации инвестиционных проектов в сфере импортозамещения;
- определен перечень отдельных видов продукции машиностроения, которая включается в перечни перспективных потребностей в продукции машиностроения, необходимой для реализации инвестиционных проектов, и закупки которой не могут быть осуществлены заказчиками или юридическими лицами за пределами территории РФ;
- в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.09.2014 № 1936-р «Об утверждении плана импортозамещения в промышленности» утверждены отраслевые планы мероприятий по импорто-замещению, направленные на разработку технологий нового поколения и серийное производство высокотехнологичного оборудования. Основанием для данных мероприятий стали перечни приоритетных и критических для импортозамещения технологических направлений (видов продукции и технологий) по гражданским отраслям промышленности;
- в совокупность финансовых механизмов содействия импортозамещению включен Фонд развития промышленности, финансирующий на льготных условиях предпроизводственную стадию соответствующих проектов;
- начата разработка комплекса национальных стандартов, обеспечивающих производство приоритетных и критических для импортозамещения видов промышленной продукции (работ и услуг), что позволит повысить конкурентоспособность промышленной продукции за счет применения при её производстве национальных стандартов, разработанных с учетом наилучших практик в сфере международной стандартизации. Стратегия импортозамещения объективно предполагает вовлечение регионов в данный процесс, в том числе в ходе реализации отраслевых планов. В территориальном аспекте импортозамещение рассматривается как стимулирующая политика регионального развития, направленная на реализацию общегосударственных стратегий и задач посредством создания региональных производственных комплексов. Регионам импортозамещение позволяет решить следующие задачи:
- технологическое обновление регионального экономического пространства;
- интеграция пространственной экономики региона в единой среде совокупности производственных комплексов;
- формирование региональных точек роста в соответствии с отраслевыми приоритетами промышленной политики.
Региональные программы импортозамещения в настоящее время создаются в рамках сформированных национальных приоритетов:
- оборудование для нефтегазового комплекса (доля импорта по отдельным сегментам - до 70%);
- химический комплекс (производство редкоземельных металлов, композиционных материалов, красок и лаков, пластиков, а также изделий из резины и пластмасс) (доля импорта по важнейшим сегментам - от 22 до 66%);
- наукоемкое станкостроение и станкоинструмен-тальная промышленность (доля импорта - около 90%);
- электронно-компонентная база (доля импорта по отдельным сегментам - 80-90 %);
- arpo про мышленный комплекс (основная мясная, рыбная и молочная продукция) (доля импорта составляет от 23 до 32%).
В современных условиях реализация политики импортозамещения является одним из возможных направлений обеспечения промышленного развития и устойчивого экономического роста регионов. Общим механизмом устойчивого развития региональной экономики в современных экономических условиях является импортозамещение, которое обеспечивает выбор наиболее приоритетных векторов развития в соответствии с общегосударственной экономической стратегией, с одной стороны, и наличием в экономическом пространстве регионов перспективных точек экономического роста - с другой стороны.
Механизм импортозамещения в масштабе региона должен реализовываться в рамках региональной промышленной политики, направленной на решение конкретных задач регионального развития.
Импортозамещение, являясь механизмом устойчивого территориального развития регионов, выступает инструментом:
- технологического обновления регионального экономического пространства;
- интеграции пространственных экономик отдельных регионов РФ и внутри них;
- структурной настройки региональных социально-экономических систем на общественные потребности территорий;
- активизации региональных точек экономического роста в соответствии с отраслевыми приоритетами промышленной политики. Востребованность инструментария импортозамещения подтверждают сложившиеся территориальные пропорции внешнеторгового оборота (табл. 3, рис. 4).
Таблица 3
Сальдо общего внешнеторгового баланса по федеральным округам (в фактически действовавших
ценах; млн долл. США)*
Наименование федерального округа 2005 2010 2012 2013 2014 2015
Центральный 46275 29902 44576 63189,3 81531,5 60078,4
Северо-Западный 1117 -2967 -2192 -4828,4 1219,3 5688,9
Южный 1474 661 8825 6944,9 9167,5 6123,1
Северо -Кавказский 930 -310 -724 -908,1 -791,4 35,6
Приволжский 26166 35990,1 52834 49888,4 46087,5 30646,1
Уральский 37829,4 51005,9 68422 53541,5 29051,4 20195,7
Сибирский 21652,7 30340,3 25014 26777 26897,5 23366,3
Дальневосточный 3296,4 10906 15410,1 16082,5 18028,2 14750,6
Крымский -30,4 -40,9
* Составлено авторами по материалам Росстата [12].
90000 80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0
-10000
2015
<и
со
-
о а
<и «
<и О
«
-
о а
<и «
<и О
« «
§
о и 1 о
* Ч О « « -с 1 ! & о
а
С
-а
К V о н о
о «
<и
и
Л
Рис. 4. Сальдо общего внешнеторгового баланса по федеральным округам (в фактически действовавших ценах; млн долл. США)
По данным табл. 3 и рис. 4 очевидно, что основными участниками внешнеторгового оборота являются регионы Центрального, Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов. Стабильно положительное сальдо внешнеторгового баланса в рассматриваемом периоде наблюдается в следующих федеральных округах: Центральном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном. Выраженной тенденцией анализируемого временного интервала является сокращение сальдо внешнеторгового оборота в 2015 г. Эта тенденция, исходя из данных платежного баланса, будет наблюдаться и в 2017 г., однако региональные данные пока не представлены в официальной статистике. Большая часть внешнеторгового оборота территорий приходится на страны дальнего зарубежья, исключение составляют регионы Северо-Кавказского и Крымского федеральных округов.
Стабильно положительное сальдо внешнеторгового баланса в Центральном ФО обеспечено внешнеторговым оборотом четырех регионов: г. Москвы (продукция топливно-энергетического комплекса,
машины, оборудование и транспортные средства) и Московской обл. (нефть и нефтепродукты, машины, оборудование, транспортные средства, Липецкой обл. (металлургические производство, производство готовых металлических изделий), Тульской обл. (продукция химической промышленности, металлы и изделия из них).
В Приволжском ФО основной вклад во внешнеторговый оборот вносят Республика Татарстан (экспорт минеральных продуктов, продукции химического и нефтехимического комплекса), Пермский край (продукция химической промышленности, каучук, минеральные продукты), Республика Башкортостан (топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки), Самарская область (топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, органические химические соединения).
В Уральском ФО внешнеторговый оборот был сформирован под воздействием внешнеэкономической деятельности Ханты-Мансийского АО (экспорт сырой нефти), Свердловской обл. (экспорт металлов и изделий из них, продукция химической промышленности).
120
100
80
60
40
20
0
/ / / / / * / * / У/ '/У ' V '
СГ Т
м Машины, оборудование и транспортные средства
И Металлы и изделия из них
■ Древесина и целлюлозно-бумажные изделия
м Продукция химической промышленности, каучук
-' Продукция топливно-энергетического комплекса
ч Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
Рис. 5. Товарная структура импорта по федеральным округам, % (рассчитано авторами по [12])
В рамках используемого в данной статье подхода проанализируем показатели импорта в разрезе федеральных округов. Товарная структура импорта, рассчитанная по данным 2015 г., представлена на рис. 5. В регионах большинства федеральных округов преобладающей статьей импорта являются машины, оборудование и транспортные средства (Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Дальневосточный федеральные округа). Именно для данных регионов особенно актуальными являются вопросы технологического импортозамещения. Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё преобладают в импорте Южного, Северо-Кавказского и Крымского федеральных округов, где в настоящее время реализуются программы импортозамещения в аграрном секторе в контексте развития его индустриальной составляющей. В этой связи становится очевидным, что реализация региональных планов и программ по импортозамещению должна быть увязана со сложившимися пропорциями регионального внешнеторгового оборота и встроена в общую стратегию структурного развития экономики региона, т.е. не должна иметь «сиюминутный» характер.
Опыт регионов показывает, что за последние два года реализации программы импортозамещения пройдено два этапа:
- срочное импортозамещение - решение проблем дефицита продовольствия и медикаментов, когда многие продукты были достаточно быстро заменены либо аналогами отечественного производства, либо товарами, ввозимыми в рамках Таможенного союза;
- стратегическое импортозамещение, направленное на решение вопросов инвестирования, организации новых производств, кооперации, логистики торговых процессов с целью производства качественных отечественных продуктов на основе формирования импортонезависимой технологической базы отечественных производств. Этот этап лишь начат и связан с решением целого комплекса проблем. Именно разработка новых технологий должна стать очередным этапом перехода с импортного оборудования на отечественное, а направление технологического импортозамещения должно стать отдельным разделом региональных стратегий социально-экономического развития. Импортозамещение в регионах невозможно без технологической модернизации базовых отраслей промышленности, развития обрабатывающих производств. Создание импортозамещающих производств увеличивает спектр факторов регионального развития, позволяет более эффективно использовать ресурсный, научно-технический и производственный потенциал региона, придав новый импульс развитию рынков сбыта продукции, диверсифицировать структуру производства региона, расширить возможности привлечения новых инвестиций, увеличить потенциал обрабатывающей промышленности, что в итоге даст толчок развитию новой индустриализации.
Организация импортозамещающих производств в регионе способствует не только созданию новых предприятий, но и дозагрузке имеющихся производственных мощностей на основе использования специализированных ресурсов и услуг соответствующих отраслей и видов деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Самусева Л.А., Петушкова E.H. Генезис теории импортозамещения [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.eom/12_KPSN_2012/Economic s/16_108769.doc.htm (дата обращения: 20.10.2016).
2. Папахчян H.A., Лисоеская Р.Н., Шамров К.Н. К вопросу последствий импортозамещения // Региональное развитие. 2015. №5 (9) [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-vopro su-posledstviy-importozamescheniya (дата обращения: 23.10.2016).
3. Федосеева Г.А. Сущность и развитие теории импортозамещения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. №3 (93) [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-razvitie-teorii-importozamescheniya (дата обращения: 09.03.2017).
4. Баранов Э.Ф., Волкова H.H., Лобзанова А.Ф. Импортозамещение в динамике внешней торговли товарами в Российской Федерации // Экономические науки. 2013. № 7 (104) [Электронный ресурс]. URL: http://ecsn.ru/files/pdf/201307/2013 07_7 .pdf (дата обращения: 09.03.2017).
5. Фалъцман В.К. Форсирование импортозамещения в новой геополитической обстановке // Проблемы прогнозирования. 2015. №1 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/forsiro vanie-importozamescheniya-v-novoy-geopolitichesk oy-obstanovke (дата обращения: 09.03.2017).
6. Березинская О.Б., Ведев А.Л. Производственная зависимость российской промышленности от им-
порта и механизм стратегического импортозамещения // Вопросы экономики. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://iep.ru/files/text/nauc hnie_jurnali/berezinskaya1-15.pdf (дата обращения: 09.03.2017).
7. Статистика внешнего сектора [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs (дата обращения: 13.03.2017).
8. Внешняя торговля РФ по данным таможенной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ros stat/ru/statistics/ftrade/# (дата обращения: 27.03.2017).
9. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и на период 2017 и 2018 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2016(2017-2018).pdf (дата обращения: 29.03.2017).
10. Внешняя торговля России в 2016 году: цифры и факты [Электронный ресурс]. URL: http://xn--b 1 ae2adf4f.xn--p1 ai/analytics/researc h/40407-vneshnyaya-topgovlya-possii-v-2016-godu-tsifpy-i-fakty.html (дата обращения: 29.03.2017).
11. Глазьев С.Ю. Санкции США и политика Банка России: двойной удар по национальной экономике // Вопросы экономики. 2014. № 9.
12. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2016 г. Внешняя торговля. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b 16_ 14p/Main.htm (дата обращения: 4.04.2017).