ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Устойчивое развитие регионов
ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ*
Виталий Валентинович ПЕЧАТКИН"*, Виктор Александрович ПЕРФИЛОВь
а кандидат экономических наук, доцент, заведующий сектором экономической безопасности, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН, Уфа, Российская Федерация Pechatkin08 @гатЫег.ги
ь соискатель сектора экономической безопасности, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного
центра РАН, Уфа, Российская Федерация
Ответственный автор
Аннотация
Тема. Статья посвящена выработке и реализации импортозамещающей кластерной политики, направленной на повышение устойчивости регионов Российской Федерации. Это связано с новыми угрозами социально-экономическому развитию, геополитической неопределенностью, санкциями западных стран, высоким уровнем зависимости экономики страны от конъюнктуры мировых цен на углеводородное сырье.
Цели и задачи. Целью статьи является обоснование необходимости реализации импортозамещающей кластерной политики в регионах Российской Федерации как направления повышения устойчивости их развития. Ключевыми задачами являются анализ сущности импортозамещающей кластерной политики и ее места в системе типов региональной политики, оценка возможного эффекта от ее реализации, разработка этапов реализации импортозамещающей кластерной политики в регионах.
Методология. В работе применялись диалектический метод, системный подход, табличная и графическая интерпретация эмпирико-фактологической информации и др. Результаты. Конкретизирована сущность нового типа региональной экономической политики - импортозамещающей кластерной политики. Дано авторское определение импортозамещающего кластера и импортозамещающей кластерной политики, показано ее место в системе типов региональной политики. Разработаны этапы реализации импортозамещающей кластерной политики в регионах Российской Федерации. Обсуждение. Основные положения и результаты исследования обсуждены на XXIV Всероссийской научно-практической конференции «Стратегия устойчивого развития регионов России» (Новосибирск, 2014 г.) и Международной научно-практической конференции «Развитие экономики и менеджмента в современном мире» (Воронеж, 2014 г.). Выводы. Сделан вывод о необходимости реализации в регионах Российской Федерации импортозамещающей кластерной политики, которая будет способствовать повышению устойчивости их развития в условиях геополитической неопределенности, в том числе экономической, социальной, финансовой и экологической устойчивости.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
История статьи:
Принята 14.01.2015 Одобрена 20.01.2015
УДК 332.025
Ключевые слова:
импортозамещение, кластер, геополитическая неопределенность, санкции, устойчивость, регион
Повышение устойчивости развития регионов Российской Федерации является одной из ключевых задач, от решения которой зависит успешность достижения основополагающей цели - повышения качества жизни населения
* Авторы выражают глубокую признательность за детальное рассмотрение рукописи и ценные замечания. Авторы выражают благодарность доктору экономических наук, профессору Гатауллину Ринату Фазлтдиновичу за ценные советы и замечания при подготовке статьи.
не только нынешнего поколения, но и будущих [1]. Сложность решения данной задачи связана с необходимостью нивелирования и предотвращения разнообразного спектра внутренних и внешних угроз, характеризуемых негативным и разрушающим воздействием на экономику регионов. К важнейшим угрозам, влияющим на устойчивое развитие регионов Российской Федерации, можно отнести:
высокую зависимость от конъюнктуры мировых
цен на углеводородное сырье;
низкий уровень конкурентоспособности экономики, вследствие технологической отсталости и низкой эффективности использования научного и инновационного потенциалов;
высокую зависимость от влияния глобальных финансово-экономических кризисов;
- демографическую угрозу, связанную с сокращением трудоспособного населения;
экологическую угрозу, связанную с нарушением функционирования экологических систем и высоким уровнем истощенности невозобновляемых источников сырья в ряде регионов и др.
Возникновение современных угроз во многом связано с экономической трансформацией мирового сообщества и формированием новых территорий, выполняющих функцию экономических центров, а также с экологизацией сознания и переходом к постиндустриальному типу развития и др. [2].
В числе таких угроз устойчивости развития регионов отдельно можно выделить негативное влияние финансово-экономических кризисов. Немаловажным представляется тот факт, что способность региональной экономики адаптироваться и противостоять кризисным условиям является одним из критериев эффективности проводимой экономической политики.
Кризис 2009-2011 гг. показал, что Российская Федерация интегрирована в мировую экономику и подвержена негативному влиянию глобальных кризисных явлений. Более того, учитывая более чем 7%-е сокращение валового национального продукта в этот период, можно сделать вывод о том, что страна недостаточно адаптирована к таким угрозам [3].
Уроки мирового финансово-экономического кризиса 2009-2011 гг. обострили проблему формирования механизмов повышения устойчивости развития региональных социально-экономических систем. Региональные системы, функционирование которых зависит от конъюнктуры внешних финансово-экономических параметров (валютный курс, динамика фондового рынка, жизненный цикл какой-либо одной отрасли или нескольких), столкнулись с гораздо более существенными социально-экономическими проблемами по сравнению с регионами, имеющими диверсифицированную структуру экономики, определенные финансовые резервы, необходимые для противодействия негативным внешним факторам.
События на Украине 2014 г., способствующие обострению геополитической нестабильности в мире, привнесли целый спектр новых угроз устойчивости социально-экономическому развитию регионов Российской Федерации. Связано это с санкциями США, Евросоюза и ряда других зарубежных стран как в отношении отдельных физических и юридических лиц страны, которые, по мнению международных организаций и отдельных государств, причастны к дестабилизации ситуации на Украине, так и в отношении отдельных секторов экономики.
В числе наиболее ощутимых санкций можно выделить:
запрет на инвестиции в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические секторы, а также на добычу нефти, газа и минералов. Запрещены поставка оборудования для этих секторов и оказание для них финансовых и страховых услуг;
- ужесточение предоставления займов и инвестиционных услуг для пяти российских банков: Сбербанка России, ВТБ, Газпромбанка, Внешэкономбанка, Россельхозбанка. Запрещена выдача им кредитов сроком более 30 дней, приобретение и торговля их новыми облигациями, акциями и подобными финансовыми инструментами сроком обращения более 30 дней;
запрет на экспорт товаров двойного назначения и технологий для военного использования в Российскую Федерацию или российским конечным военным пользователям;
- ограничения экспорта определенных видов энергетического оборудования и технологий;
запрет на поставки высокотехнологичного оборудования для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и сланцевой нефти и др.
Безусловно, это отрицательно скажется в кратко-и среднесрочной перспективе на устойчивости социально-экономического развития регионов не только Российской Федерации, но и стран, принимавших против нее санкции. Однако уже сейчас очевидно, что нельзя недооценивать негативного влияния новых угроз устойчивому развитию регионов Российской Федерации, и необходимы системные меры для снижения их негативного влияния.
Учитывая сложившуюся обстановку в связи с введением санкций западных стран в отношении
отдельных ключевых секторов экономики, очевиден высокий уровень влияния западных стран на социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации. По мнению авторов, дестабилизирующее влияние санкций на экономику страны возрастет уже в ближайшем будущем, если не воспользоваться ситуацией и не реализовать комплекс мер по повышению устойчивости развития регионов Российской Федерации.
Проблемам устойчивости развития регионов посвящены труды: М.К. Бандмана [1], С.Ю. Глазьева [2], Н. Биггарта [4], Х.Н. Гизатуллина [5], А.Г. Гранберга [6], В.И. Данилов-Данильяна [7], В.Н. Лаженцева [8], Д.С. Львова [9], П.А. Минакира [10], В В. Попкова [11], А.И. Татаркина [12], Т.В. Усковой [13] и др.
Проблемам формирования и развития кластеров посредством реализации кластерной политики посвящены труды основоположника кластерной теории экономического развития М. Портера [14], а также труды отечественных и зарубежных ученых Ю.Г. Лавриковой [15], А.А. Миграняна [16], Е. Дахмена [17], В. Далума [18], М. Энрайта [19], Е. Фесера [20] и др.
Однако, несмотря на значительное внимание ученых к данной проблеме, теоретические и прикладные вопросы повышения устойчивости социально-экономического развития страны и регионов Российской Федерации на основе реализации импортозамещающей кластерной политики фактически не изучены.
В регионах России необходима реализация импортозамещающей кластерной политики, т.е. совмещение отдельных элементов кластерной политики и политики импортозамещения.
Объектом импортозамещающей кластерной политики может выступать импоротозамещающие кластеры.
По мнению авторов, импортозамещающий кластер
- это кластер, развивающий и использующий импортозамещающие технологии, ориентированный на производство импоротозамещающих товаров и услуг, которые бы пользовались спросом на внутреннем рынке с перспективами выхода на внешние рынки.
Создание импортозамещающего кластера, в частности, позволяет связать воедино разрозненные элементы экономического пространства региона на основе концентрации производителей и поставщиков, научно-образовательных учреждений
в рамках ограниченной территории и системы, способствующей ускоренному внедрению инноваций.
Формирование и развитие импортозамещающих кластеров оказывает положительное влияние на устойчивость и конкурентоспособность функционирования предприятий и организаций, входящих в кластер, и на экономику региона в целом [4].
Наличие импортозамещающего кластера позволяет повысить устойчивость в сфере снабжения материалами и комплектующими, а также частично в области сбыта производимой ядром кластера продукции. Неопределенность в указанных сферах снижается за счет поддержания устойчивых хозяйственных связей, снижения вероятности неоплаты по договорам и т.п. Кроме того, функционирование импортозамещающего кластера снижает неопределенность в финансово-инвестиционной сфере. Так, предприятия, входящие в кластер, могут выступать в качестве взаимных гарантов по обязательствам друг друга. Объединившись, предприятия кластера могут привлекать более масштабные заемные инвестиционные ресурсы.
Н а ко н е ц , в а ж н ы м ко н к у р е н т н ы м преимуществом создания и функционирования импортозамещающего кластера является снижение кадровой неопределенности. За счет устойчивых связей с профильными учреждениями высшего, среднего и начального специального образования предприятия импортозамещающего кластера имеют возможность гарантированного удовлетворения потребности в молодых специалистах. Кроме того, нескольким предприятиям импортозамещающего кластера, объединив свои организационные и финансовые усилия, легче реализовывать масштабные программы развития персонала, например ипотеки, что также в долгосрочной перспективе положительно влияет на текучесть кадров и снижает уровень неопределенности в области управления персоналом.
Влияние формирования импортозамещающих кластеров на устойчивость развития региона имеет свою специфику в разрезе видов устойчивого развития, которые представлены в таблице.
Необходимо отметить, что положительное влияние импоротозамещающего кластера на его участников более очевидно, нежели на устойчивость развития региона в целом. Добиться максимизации
Влияние формирования импортозамещающих кластеров на устойчивость развития региона
Вид устойчивости Влияние
Экономическая Увеличение доли собственной продукции региона на внутреннем рынке. Прирост ВРП от реализаций импортозамещающих кластерных проектов. Увеличение объема инвестиций в основной капитал. Повышение производительности труда за счет активизации инновационной деятельности предприятий кластера
Социальная Создание новых рабочих мест. Увеличение средней заработной платы. Снижение уровня безработицы в регионе. Рост индекса развития человеческого капитала
Финансовая Прирост поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Увеличение бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации.
Экологическая Снижение вредных выбросов в атмосферу. Увеличение инвестиций в природоохранные мероприятия
Источник: авторская разработка.
положительного эффекта от формирования и развития импортозамещающих кластеров на устойчивое развитие региона можно лишь посредством реализации импоротозамещающей кластерной политики.
За счет реализации импортозамещающих кластерных инициатив можно добиться прироста основных макроэкономических показателей и услуг, валового регионального продукта, инвестиций в основной капитал, а также доли собственной продукции на рынке товаров и услуг, что создаст предпосылки для увеличения производительности труда на основе использования инновационных технологий и оборудования.
Благодаря расширению номенклатуры выпускаемой продукции импортозамещающего кластера могут быть созданы новые высокопроизводительные места, что позволит повысить социальную устойчивость в регионе.
Вследствие более высокой рентабельности производства относительно конкурентов импортозамещающие кластеры могут вытеснить с рынка предприятия с устаревшими, экологически опасными производствами, а также повлиять на обновление основных производственных предприятий уже функционирующих кластеров. Тем самым создаются предпосылки для улучшения экологических показателей производства и повышения экологической устойчивости регионов. При этом увеличиваются возможности инвестирования в природоохранные мероприятия и очистные сооружения.
При реализации импоротозамещающей кластерной политики должны быть определены четкие рамки отбора приоритетных кластерных проектов с последующей государственной поддержкой тех кластеров, которые способствуют повышению устойчивости развития регионов и страны по сравнению с конкурентами. Однако все же существуют риски снижения экологической устойчивости, если процессы кластерообразования соответствующим образом не будут контролироваться федеральными и региональными органами управления в части соблюдения участниками кластерных проектов экологических стандартов и возмещения возможного экологического ущерба. В целях успешного функционирования и развития импортозамещающих кластеров необходима реализация импортозамещающей кластерной политики в Российской Федерации.
Р азум е е тс я , п о лн о с ть ю о бе с п е ч ить импортозамещение невозможно и неперспективно, поскольку у страны по ряду таких товаров отсутствуют конкурентные преимущества, относительно иностранных конкурентов. Однако по тем видам продукции, в которых Российская Федерация традиционно занимала ведущие позиции в мире и имеется для этого соответствующий научный и производственный потенциал, вернуть конкурентные позиции и отвоевать ниши на внутреннем рынке, воспользовавшись ситуацией, вполне по силам.
В научной литературе и нормативных правовых документах Российской Федерации и регионов встречается ряд толкований сущности кластерной политики, в частности:
- кластерная политика - это государственная политика повышения конкурентоспособности страны и региона через стимулирование развития кластеров [7];
кластерная политика - это система отношений между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами по поводу повышения их конкурентоспособности на основе формирования и развития кластеров [13].
В методических рекомендациях, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации, кластерная политика - это мероприятия, проводимые муниципальными и государственными органами власти по созданию и поддержке развития кластеров на территориях.
В данных определениях обоснованно указывается основная целевая установка кластерной политики - повышение конкурентоспособности страны, регионов, хозяйствующих субъектов. Однако и другие типы экономической политики (институциональная, структурная, инвестиционная, денежно-кредитная, внешнеэкономическая, промышленная, научно-техническая, налоговая, бюджетная, инновационная) направлены на решение той же самой глобальной задачи. Отличительным признаком выступают меры (система мероприятий) по формированию и развитию импортозамещающих кластеров. Рассматривая данные определения, можно заметить, что в них не определено место кластерной политики в государственной политике, а также не конкретизируются виды мероприятий для ее реализации, поэтому требуются соответствующие дополнения. Боле того, в части импортозамещающей кластерной политики определения фактически отсутствуют.
На взгляд авторов, импортозамещающая кластерная политика региона может рассматриваться как составная часть экономической политики территории, которая включает законодательные, административные, экономические и иные мероприятия, направленные на создание и развитие территориальных импортозамещающих кластеров в целях повышения устойчивости развития регионов и страны в целом.
Импортозамещающая кластерная политика региона может быть рассмотрена как элемент экономической политики, наиболее тесно связанной с промышленной, инновационной и импортозамещающей политикой региона. Место импортозамещающей кластерной политики в государственной политике регионов Российской Федерации для наглядности представлено на рисунке.
Политика импортозамещения впервые была использована странами Латинской Америки в 1940-х гг., чтобы перейти от экспорта сырья к производству готовой промышленной продукции. В первую очередь были поддержаны легкая и пищевая промышленность. Следует отметить, что этот опыт был на первом этапе весьма успешным. Это же можно сказать и о странах Юго-восточной Азии (Тайвань, Южная Корея и др.), которые использовали политику импортозамещения с последующей ее переориентацией в экспортно ориентированную. Программы по импортозамещению имеют в настоящее время большинство стран восточной Европы.
Опыт стран, применявших импортозамещающую политику, показывает, что можно добиться успехов в снижении зависимости от импорта конечной продукции от других стран. Однако протекционистская защита внутреннего рынка и субсидирование импортозамещающих предприятий часто противоречит международным нормам торговли, в частности правилам ВТО. Тем не менее в том или ином виде практически все страны мира оказывают поддержку внутреннему товаропроизводителю, поскольку от этого зависит уровень конкурентоспособности страны в целом.
Учитывая современные реалии, по мнению авторов, бесперспективно оказывать поддержку отдельным импортозамещающим предприятиям, поскольку без государственной поддержки они будут неконкурентоспособными даже на внутреннем рынке, поскольку за счет эффекта масштаба транснациональные корпорации и вертикально интегрированные компании будут иметь большие конкурентные преимущества, чем более мелкие компании. В связи с этим необходимо образовывать и развивать импортозамещающие кластеры по всей цепочке создания добавленной стоимости, что возможно на основе использования импортозамещающей кластерной политики, ключевым механизмом которой является частно-государственное партнерство. Это будет содействовать:
снижению зависимости экономики от импортных товаров и услуг, а также повышению уровня экономической безопасности;
повышению устойчивости развития местных товаропроизводителей и региональной экономики в целом.
При этом в ходе формирования импортозамещающей кластерной политики в регионах Российской
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Источник: авторская разработка.
Федерации необходимо учитывать зарубежный опыт. Вследствие того, что каждая страна привносила свои специфические особенности впроцессы формирования и развития кластеров, использовались различные типы кластерных политик.
Для достижения целей импортозамещения
в условиях Российской Федерации наиболее перспективным является смешанный тип импортозамещающей кластернойполитики, включающий элементы поддерживающей политики в отношении предприятий частной собственности, где практически невозможно
прямое воздействие на хозяйствующие субъекты (с помощью стимулирования формирования и реализации кластерных инициатив), а также элементы директивной (регулирующей) политики в отношении объектов федеральной, региональной и муниципальной собственности, где возможно прямое воздействие на хозяйствующие субъекты.
За федеральным уровнем закрепляется функция выработки приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации. Разрабатываются принципы импортозамещающей кластерной политики, методика выделения импортозамещающих кластеров в субъектах страны. Осуществляется поддержка формирования импоротозамещающих кластеров, имеющих стратегическое значение для государства. Это, как правило, крупные кластерные проекты, призванные обеспечить экономическую безопасность Российской Федерации в долгосрочной перспективе.
На уровне субъектов на основе анализа структуры импорта товаров и услуг, прогнозов тенденций мировых и региональных рынков, ресурсной обеспеченности потенциальных импортозамещающих кластеров выявляются предпосылки формирования импортозамещающих кластеров. Затем осуществляется поддержка импортозамещающих кластерных инициатив, как правило, среднего масштаба, имеющих национальное и региональное значение. Реализуются пилотные импортозамещающие кластерные проекты в приоритетных направлениях развития Российской Федерации в соответствии с едиными принципами.
На уровне муниципальных образований осуществляется поддержка, как правило, малых импортозамещающих кластерных инициатив, имеющих либо региональное, либо местное значение. При этом государственная поддержка осуществляется не путем прямого
субсидирования отдельных предприятий кластера, а за счет инвестиций в недостающие элементы инфраструктуры кластеров.
Реализация импортозамещающей кластерной политики, на взгляд авторов, целесообразна в шесть этапов.
1-й этап (подготовительный) - обоснование н е о б х о д и м о с т и ф о р м и р о в а н и я импортозамещающих кластеров в регионах Российской Федерации;
2-й этап - выделение потенциальных и идентификация существующих импортозамещающих кластеров в регионах;
- 3-й этап - конкурсный отбор импортозамещающих кластерных проектов, имеющих наиболее важное значение в повышении устойчивости экономики Российской Федерации;
- 4-й этап - создание организационных, правовых и экономических условий для формирования и развития импортозамещающих кластеров. Принятие решения о реализации импортозамещающих региональных кластерных проектов;
5-й этап - мониторинг развития импортозамещающих кластеров в регионах Российской Федерации;
6-й этап - корректировка импротозамещающей кластерной политики в регионах.
Таким образом, в сложившейся ситуации в стране в целях повышения устойчивости развития регионов необходимо в короткие сроки реализовать импортозамещающую кластерную политику. Возможности для этого имеются, несмотря на высокий уровень конкуренции со стороны мировых транснациональных корпораций, которая может снизиться вследствие ослабления курса рубля.
Список литературы
1. Бандман М.К. Государственная региональная экономическая политика: вехи, задачи и пути ее реализации в Сибири // Регион: экономика и социология. 1996. № 2. С. 34-58.
2. Глазьев С. Фетисов Г. О стратегии устойчивого развития экономики России // Экономист. 2013. № 1. С. 5-10.
3. Печаткин В.В., Перфилов В.А. Теоретические и методические аспекты оценки конкурентоспособности регионов России // Проблемы современной экономики. 2010. № 3. С. 285-290.
4. Бигарт Н. Социальная организация и экономическое развитие // Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 5. С. 49-58.
5. Гизатуллин Х.Н., Ризванов Д.А. Проблемы управления сложными социально-экономическими системами. М.: Экономика, 2005. 218 с.
6. Гранберг А.Г., Зайцева Ю.С. Межрегиональные экономические сопоставления: макроиндикаторы и комплексные оценки // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2007. № 1. С. 41-57.
7. Данилов-Данильян В.И. Глобальный кризис как следствие структурных сдвигов в экономике // Вопросы экономики. 2009. № 7. С. 31-41.
8. Лаженцев В.Н. Методологические подходы к стратегическому планированию устойчивого развития территориальных хозяйственных систем // Известия Коми научного центра УрО РАН. 2013. № 13. С. 107-113.
9. Львов Д. С. Путь в XXI век: стратегия, проблемы, перспективы российской экономики. М.: Экономика, 1999. 168 с.
10. Минакир П.А. О пространственной экономике и пространственном развитии // Экономист. 2011. № 9. С. 37-41.
11. Попков В.В. Устойчивое экономическое развитие в условиях глобализации и экономики знаний: концептуальные основы теории и практики управления. М.: Экономика, 2007. 141 с.
12. Татаркин А.И. Конкурентное позиционирование регионов и территорий в пространственном развитии России // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 8. С. 148-158.
13. Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. 355 с.
14. ПортерМ. Конкуренция. М.: Вильямс, 2006. 418 с.
15. ЛавриковаЮ.Г. Кластеры: стратегия формирования и развития в экономическом пространстве региона. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2008. 232 с.
16. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой // Вестник КРСУ. 2002. № 3. С. 34-40.
17. Dahmen E. Entrepreneurial activity and the development of Swedish industry, 1919-1939. The American Economic Association. Homewood. IL. 1970.
18. Dalum, B., Pedersen, C., Villumsen, G. Technological Life Cycles: Regional Clusters Facing Disruption. DRUID Working Paper 02-10. Copenhagen Business School, Department of Industrial Economics and Strategy / Aalborg University, Department of Business Studies, 2002.
19. EnrightM.J. Survey on the Characterization of Regional Clusters: Initial Results. Working Paper, Institute of Economic Policy and Business Strategy: Competitiveness Program, University of Hong Kong, 2000.
20. Feser, E.J. Old and New Theories of Industry Clusters, in Steiner, M. (Ed.) Clusters and Regional Specialisation: On Geography, Technology and Networks, London: Pion, 1998. P. 18-40.
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Sustainable Development of Regions
IMPORT-SUBSTITUTION CLUSTER POLICY AS A DIRECTION TO ENHANCE THE STABILITY OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN REGIONS IN TERMS OF THE GEOPOLITICAL UNCERTAINTY
Vitalii V. PECHATKINa*, Viktor A. PERFILOVb
a Institute of Socio-Economic Research, Ufa Science Centre of RAS, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russian Federation Pechatkin08 @rambler.ru
b Institute of Socio-Economic Research, Ufa Science Centre of RAS, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russian Federation [email protected]
"Corresponding author
Article history:
Received 14 January 2015 Accepted 20 January 2015
Keywords: import substitution, cluster, geopolitical uncertainty, sanctions, sustainability, region
Abstract
Importance The article considers the issues of formulation and implementation of importsubstitution cluster policies aimed at enhancing the sustainability of regions of the Russian Federation.
Objectives The purpose of the article is substantiation of the necessity of realization of importsubstitution cluster policy in regions of the Russian Federation as the direction of improving the sustainability of their development. The key objectives are to analyze the essence of cluster policy of import substitution and its place in the regional policy, assessment of the possible effects of its implementation, the development of stages of the import-substituting cluster policy in the regions.
Methods We applied the dialectic method, system approach, table and graphical interpretation of empirical-factual information, etc.
Results We clarified the essence of a new type of regional economic policies, i.e. import-substituting cluster policy. We give our own definition of an import-substituting cluster and cluster policy of import substitution, show its place in the system of regional policy types. We developed stages of realization of import-substitution cluster policy in regions of the Russian Federation. Discussion The basic results of the study were discussed at the 14th all-Russian Scientific-Practical Conference Strategy of Sustainable Development of the Regions of Russia (Novosibirsk, 2014) and International Scientific-Practical Conference Development of Economy and Management in the Modern World (Voronezh, 2014).
Conclusions and Relevance We concluded on the need for the implementation of importsubstitution cluster policy in the regions of the Russian Federation that will enhance the sustainability of the regions' development in the context of geopolitical uncertainty, including the economic, social, financial and environmental sustainability.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
Acknowledgments
We express our deep appreciation to all experts for a detailed examination of the manuscript and valuable comments. We are also much grateful to Professor Rinat F. GATAULLIN, Doctor of Economics, for valuable advice and comments during our writing the article.
References
1. Bandman M.K. Gosudarstvennaya regional'naya ekonomicheskaya politika: vekhi, zadachi i puti ee realizatsii v Sibiri [State regional economic policy: milestones, tasks and ways for its realization in Siberia]. Region: еkonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 1996, no. 2, pp. 34-58.
2. Glaz'ev S., Fetisov G. O strategii ustoichivogo razvitiya ekonomiki Rossii [On sustainable development strategy of the Russian economy]. Ekonomist = Economist, 2013, no. 1, pp. 5-10.
3. Pechatkin V.V., Perfilov V.A. Teoreticheskie i metodicheskie aspekty otsenki konkurentosposobnosti regionov Rossii [Theoretical and methodological aspects of assessing the competitiveness of the regions of Russia].
Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2010, no. 3, pp. 285-290.
4. Bigart N. Sotsial'naya organizatsiya i ekonomicheskoe razvitie [Social organization and economic development]. Ekonomicheskaya sotsiologiya = Economic Sociology, 2001, vol. 2, no. 5, pp. 49-58.
5. Gizatullin Kh.N., Rizvanov D.A. Problemy upravleniya slozhnymi sotsial'no-ekonomicheskimi sistemami [Issues of management of complex socio-economic systems]. Moscow, Ekonomika Publ., 2005, 218 p.
6. Granberg A.G., Zaitseva Yu.S. Mezhregional'nye ekonomicheskie sopostavleniya: makroindikatory i kompleksnye otsenki [Interregional economic comparison: macroindicators and integrated assessments].
Vestnik Rossiiskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda = Bulletin of Russian Foundation for Humanities, 2007, no. 1, pp. 41-57.
7. Danilov-Danil'yan V.I. Global'nyi krizis kak sledstvie strukturnykh sdvigov v ekonomike [Global crisis as a consequence of structural changes in the economy]. Voprosy Economiki, 2009, no. 7, pp. 31-41.
8. Lazhentsev V.N. Metodologicheskie podkhody k strategicheskomu planirovaniyu ustoichivogo razvitiya territorial'nykh khozyaistvennykh system [Methodological approaches to the strategic planning of sustainable development of territorial economic systems]. Izvestiya Komi nauchnogo tsentra UrO RAN = Proceedings of Komi Science Centre of Ural Branch of RAS, 2013, no. 13, pp. 107-113.
9. L'vov D.S. Put'v XXIvek: strategiya, problemy, perspektivy rossiiskoi ekonomiki [The way to the twenty-first century: strategy, problems and prospects of the Russian economy]. Moscow, Ekonomika Publ., 1999, 168 p.
10. Minakir P.A. O prostranstvennoi ekonomike i prostranstvennom razvitii [Spatial economics and spatial development]. Ekonomist = Economist, 2011, no. 9, pp. 37-41.
11. Popkov V.V. Ustoichivoe ekonomicheskoe razvitie v usloviyakh globalizatsii i ekonomiki znanii: kontseptual'nye osnovy teorii i praktiki upravleniya [Sustainable economic development in the context of globalization and the knowledge economy: conceptual foundations of management theory and practice]. Moscow, Ekonomika Publ., 2007, 141 p.
12. Tatarkin A.I. Konkurentnoe pozitsionirovanie regionov i territorii v prostranstvennom razvitii Rossii [Competitive positioning of regions and territories in the spatial development of Russia]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Orenburg State University, 2013, no. 8, pp.148-158.
13. Uskova T.V. Upravlenie ustoichivym razvitiem regiona [Managing the sustainable development of a region]. Vologda, ISEDT RAS Publ., 2009, 355 p.
14. Porter M.E. Konkurentsiya [On Competition]. Moscow, Vil'yams Publ., 2006, 418 p.
15. Lavrikova Yu.G. Klastery: strategiya formirovaniya i razvitiya v ekonomicheskom prostranstve regiona [Clusters: a strategy of formation and development of the economy of a region]. Yekaterinburg, IE of UrB of RAS Publ., 2008, 232 p.
16. Migranyan A.A. Teoreticheskie aspekty formirovaniya konkurentosposobnykh klasterov v stranakh s perekhodnoi ekonomikoi [Theoretical aspects of the formation of competitive clusters in countries with economies in transition]. VestnikKRSU = Bulletin of KRSU, 2002, no. 3, pp. 34-40.
17. Dahmén E. Entrepreneurial Activity and the Development of Swedish Industry, 1919-1939. Homewood, IL, The American Economic Association, 1970.
18. Dalum B., Pedersen C., Villumsen G. Technological Life Cycles: Regional Clusters Facing Disruption. Copenhagen Business School, Department of Industrial Economics and Strategy, Aalborg University, Department of Business Studies, DRUID Working Paper 02-10, 2002.
19. Enright M.J. Survey on the Characterization of Regional Clusters: Initial Results. Institute of Economic Policy and Business Strategy: Competitiveness Program, University of Hong Kong, Working Paper, 2000.
20. Feser E.J. Old and New Theories of Industry Clusters. In Steiner M. (Ed.): Clusters and Regional Specialisation: On Geography, Technology and Networks. London, Pion, 1998, pp. 18-40.