УДК 631.152.2:631.171
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ СЕРВИСЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ
Соловьев С.А., доктор технических наук Соловьев Р.Ю., кандидат технических наук Горячев С.А., научный сотрудник ФГБНУ ГОСНИТИ, Москва, Россия E-mail: gosniti1@mail.ru, +7 (495) 371-01-59
АННОТАЦИЯ
Выводы, представленные в статье, основываются на показателях итогов реализации в 2013 году Госпрограммы развития сельского хозяйства России на 2013-2020 годы. Среднее ежегодное сокращение парка тракторов в период после 2000 года составляет 25,0 тыс. шт., в то время как в 2013 году сельскохозяйственные товаропроизводители пробрели только 15,3 тыс. тракторов, около 6 тыс. ед. зерноуборочных комбайнов. В сельском хозяйстве сохраняются недостаточные темпы обновления техники, а учитывая реальную опасность действия экономических санкций на импорт сельскохозяйственной техники со стороны США и Евросоюза, можно констатировать, что последствия с техническим обеспечением села могут быть крайне неблагоприятным. Это может реализоваться в сокращении или вообще прекращении импорта запчастей для ремонта ранее поставленной техники. Анализ затрат на ремонт импортной техники показывает, что стоимость оригинальных запасных частей может достигать 85% от общей стоимости ремонта, включая затраты на переезд механика к месту работы машины. Сегодня многие поставщики импортной техники активно занимаются продвижением восстановленных в заводских условиях деталей и агрегатов. Стоимость таких деталей существенно (до 30%) отличается от цены новой, а по некоторым агрегатам, например, трансмиссия, и еще больше - до 50%. При этом таким запасным частям и агрегатам заводы дают гарантию как на новую запчасть или агрегат. Емкость рынка запасных частей с учетом указанных предприятий и организаций оценивается в 80 млрд. рублей. Обосновываются меры по минимизации возможных экономических санкций со стороны США и ЕС в поставках в Россию техники, запчастей и ремонтно-технологического оборудования.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Государственная программа, запчасти, санкции, ремонтно-технологическое оборудование, инвестиции.
В настоящее время, основываясь на показателях итогов реализации в 2013 году Госпрограммы развития сельского хозяйства России на 2013-2020 годы, необходимо отметить, что реальные объемы поставок с.-х. техники не обеспечивают возмещение объемов списания машин. Так, среднее ежегодное сокращение парка тракторов в период после 2000 года составляет 25,0 тыс. шт., в то время как в 2013 году сельскохозяйственные товаропроизводители пробрели только 15,3 тыс. тракторов, причем (по данным за январь-сентябрь) российских моделей только 585 шт. По зерноуборочным комбайнам картина лучше, при среднегодовом сокращении парка около 6 тыс. ед. в 2013 году селяне приобрели 5,5 тыс. ед.
В рамках основного мероприятия Госпрограммы - субсидирования приобретения техники с участием заводов - было реализовано лишь 37 тракторов (3% к заданию), 515 зерноуборочных комбайнов (50,7%) и 293 единицы другой техники. В 32 субъектах России реализация техники по субсидированию от заводов вообще не осуществлялась [1].
Таким образом, в сельском хозяйстве сохраняются недостаточные темпы обновления техники, а учитывая реальную опасность действия экономических санкций
на импорт сельскохозяйственной техники со стороны США и Евросоюза, можно констатировать, что последствия с техническим обеспечением села могут быть крайне неблагоприятными. Они могут выразиться, наряду с прекращением поставок полнокомплектной техники, в сокращении или вообще прекращении импорта запчастей для ремонта ранее поставленной техники. Анализ затрат на ремонт импортной техники показывает, что стоимость оригинальных запасных частей может достигать 85% от общей стоимости ремонта, включая затраты на переезд механика к месту работы машины.
Сегодня многие поставщики импортной техники активно занимаются продвижением восстановленных в заводских условиях деталей и агрегатов. Стоимость таких деталей существенно (до 30%) отличается от цены новой, а по некоторым агрегатам, например, трансмиссия, и еще больше - до 50%. При этом таким запасным частям и агрегатам заводы дают гарантию как на новую запчасть или агрегат.
Активно действуют и альтернативные поставщики из стран, которые продолжают сотрудничество с Россией, например, Турция. Но низкое качество произведенных запасных частей не позволяет их сопоставить с запчастями от производителя.
Уже в настоящее время возникают случаи, когда машина простаивает в ожидании запчастей и эти запчасти не могут быть ввезены, так как поставщики находятся под влиянием санкций в отношении России. Многие дилеры имеют, но держат как закрытую документацию о требованиях к восстановлению (технологии, допуски и т.п.) и к проведению испытаний после проведения капитального ремонта.
Без принятия экстренных мер по импортозамещению, в перспективе 1-2 года, парк техники начнет резко сокращаться, а через 3-4 года машины могут быть вообще списаны, так как их восстановлением практически не будет заниматься ни один поставщик техники.
По оценке ГОСНИТИ в настоящее время средняя доля импортной техники в общем парке МТП составляет 20%, но учитывая, что это наиболее надежная и высокопроизводительная техника, суммарные потери производства сельскохозяйственной продукции из-за простоев и нехватки машин могут оцениваться в 30-35% от общих объемов производства сельхозпродукции.
В этих условиях становится экономически необходимо срочно организовать на наших предприятиях ремонт, изготовление и восстановление деталей к импортной технике [2].
По данным Росстата степень износа основных фондов в большинстве таких предприятий превышает 50%, а доля полностью изношенных находится в пределах 1825%.
В таблице 1 дается выборка и сравнительная оценка цены новых оригинальных запасных частей (по данным дилерских компаний) и таких же деталей, восстановленных по технологиям ГОСНИТИ. В сегодняшних условиях это наиболее экономичный и быстрый способ решения проблемы по импортным запасным частям. Для его реализации целесообразно создать в ряде регионов с наибольшей концентрацией импортной техники специализированные центры по высокоресурсному ремонту, сбору, восстановлению и изготовлению деталей [3].
Таблица 1 - Выборка стоимости новых и восстановленных запасных частей к импортной сельскохозяйственной технике (на примере комбайна «Ягуар-696Б1)
п/п Наименование деталей Стоимость деталей, руб.
новая (ориг.) восстановленная
1 Шкив ОШВ 4210350012 16766,9 7030,0
2 Кронштейн ОЮВ 4032000339 18364,9 8509,5
3 Валец С1_ 980 5704 42448,4 12734,5
4 Крышка С1_ 980 7721 36279,4 10883,4
5 Вал С1_ 980 6360 10516,0 5154,8
6 Ролик натяжной С1_ 0723651 17415,3 7224,6
7 Рычаг угловой С1_ 980 06182 9813,5 4944,0
8 Шкив натяжной СЮВ 4032001170 27771,5 10331,4
Таблица 2 - Виды необходимого ремонтно-технологического оборудования для импортозамещения в среднесрочной перспективе 2015-2020 гг.
п/п Оборудование Выпускаемый аналог Назначение Потребители и потребность в оборудовании в РФ
отечественный зарубежный
1 2 3 4 5 6
Ремонтно-технологическое оборудование
1 Обкаточно-тормозной стенд КИ-35503 КИ-28249 Выпускается единично. Требуется разработка для соответствия зарубежным аналогам SuperFlow (США) Power Test, Inc. Dynamometers (США) Определение характеристик автотракторных двигателей (мощностью 300, 500 л.с.) после проведенного капитального ремонта в стационарных условиях Ремонтные заводы, дилерские центры, сервисные службы Необходимо: 3000 шт. в год.
2 Передвижная мощностная установка (стенд) Нет аналогов. Требуется разработка для соответствия зарубежным аналогам МАХА ZW500 (Германия) Определение мощностных характеристик двигателей тракторов через ВОМ в полевых условиях Машиноиспытательные станции, Службы гостехнадзора, сервисные центры Необходимо: 1000 шт. в год
3 Стенд для проверки форсунок автотракторных дизелей М-106 (устарел) Требуется разработка для соответствия зарубежным аналогам Стенд для проверки форсунок BOSCH EPS 200 (Германия) Определение технического состояния, настройка производительности подачи, регулировка Дилерские центры, сервисные службы Необходимо: 40000 шт. в год
4 Стенд для испытания агрегатов гидропривода мощностью до 15, 55, 75, 110 кВт КИ-28297М (01,02,03) Мощность 30, 45 кВт. Выпускаются с программой до 20 шт. в год Требуется разработка для соответствия зарубежным аналогам MARUMA MH-125D (Япония) AIDCO серии 850, 900 (США) Derby DIGIT-PC. Chiarlone (Италия) Оценка характеристик гидравлических насосов, моторов, цилиндров, клапанов, трансмиссии и гидротрансформаторов Дилерские центры, сервисные службы Необходимо: 800 шт. в год
5 Стенд для испытания агрегатов гидроусилителя руля автомобилей Нет аналогов. Требуется разработка для соответствия зарубежным аналогам SIM-STER 3 DIGIT-PC. Chiarlone (Италия) Определение функциональных характеристик агрегатов в стационарных условиях Дилерские центры, сервисные службы Необходимо: 1000 шт. в год
6 Стенд для испытания и сборки гидроцилиндров СТИГ-10 СТИГ-100 Выпускается единично. Требуется разработка для соответствия зарубежным аналогам EH&0902 MARUMA (Япония) Определение функциональных характеристик в стационарных условиях Дилерские центры, сервисные службы Необходимо: 500 шт. в год
Здесь же могли бы отрабатываться технологии по изготовлению большой номенклатуры резинотехнических, пластмассовых деталей, сальников, фильтров,
рукавов высокого давления, шкивов, быстроизнашиваемых дисков борон, лап культиваторов и других деталей. Сейчас более 40,0 тыс. наименований запчастей и других комплектующих для сельскохозяйственной техники поступает в Россию из-за рубежа [4-9].
ГОСНИТИ разработал и имеет в своем фонде более 50 инновационных технологических процессов по восстановлению и упрочнению изношенных деталей, включая нанопроцессы, электроимпульсную, лазерную обработки и другие инновационные методы. Стоимость восстановленных деталей по освоенным технологиям находится в пределах 40-65% от цены новой запасной части.
Указанная проблема не менее актуальна и для хозяйствующих субъектов других отраслей: предприятий обрабатывающих производств, строительных и дорожных организаций, предприятий машиностроения транспорта, жилищно-коммунального и бытового обслуживания.
Наиболее фондоемкими организациями и потенциальными потребителями восстановленных деталей являются предприятия транспорта, обрабатывающие и горнодобывающие производства. Емкость рынка запасных частей с учетом указанных предприятий и организаций оценивается в 80 млрд. рублей.
Это позволит обеспечить загрузку порядка 15 специализированных центров в регионах с наибольшей концентрацией техники, в первую очередь, Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская, Белгородская, Курская, Тамбовская, Воронежская, Орловская области.
Инвестиционное обеспечение создания указанных центров может осуществляться в рамках реализации экономически значимых региональных программ развития сельскохозяйственного производства при включении в эти программы создания центров высокоресурсного ремонта.
Вторая возможность инвестиционного обеспечения создания центров может быть реализована через Минпромторг России в рамках постановления Правительства России от 30.12.2013 г. № 1312 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат на проведение НИР и ОКР по приоритетным направлениям гражданской промышленности».
Кроме того, центры целесообразно создавать в форме малого предпринимательства, получающего в последнее время финансовые и налоговые льготы.
Вторая не менее серьезная проблема - прекращение поставок по импорту высокоточного станочного, диагностического и ремонтно-технологического оборудования (РТО). Анализ опыта ремонта и используемого при этом оборудования показал, что ранее выпускавшееся и еще сохранившееся в ряде мастерских РТО, не адаптируется с новой техникой, а российские заводы прекратили выпуск приборов, оснастки, стендов для ремонта и обслуживания, косвенно переложив функции по техническому сервису на дилеров, которые с учетом санкций могут сами прекратить свою деятельность или урезать свои функции. Таким образом, проблема импортозамещения незамедлительно должна решаться и в сфере разработки и производства ремонтной оснастки. ГОСНИТИ провел анализ используемого и потребного РТО и составил реестр первоочередных разработок. Он включает 35 наименований РТО, в том числе 4 установки для восстановления деталей.
В таблице 2 приведена выборка из указанного реестра необходимого РТО по двигателям и гидроагрегатам, которое должно быть разработано в самое ближайшее время. Инвестиционное обеспечение разработок может осуществляться по линии госзакупок через Минпромторг России. Общий объем инвестиций на 2015-2020 г.г. на разработку импортозамещающего РТО и установок оценивается в 487 млн. руб.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Заключение экспертной комиссии по результатам реализации в 2013 г.
Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы (в соответствии с п.
6 статьи 10 № 264-ФЗ от 29.12.2006 г.).
2. Лялякин, В. П. Об инновационных ресурсосберегающих центрах восстановления и упрочнения деталей / В. П. Лялякин, С. А. Горячев // Техника и оборудование для села. - 2011. - № 10 - С. 14-16.
3. Соловьев, Р. Ю. Современная концепция обслуживания и ремонта машин / Р. Ю. Соловьев, В. М. Михлин, А. В. Колчин // Техника в сельском хозяйстве. - 2008. - № 1. - С. 12-15.
4. Коломейченко, А. В. Упрочнение электроискровой обработкой режущих кромок зерноуборочных машин / А. В. Коломейченко, И. С. Кузнецов // Вестник Орел ГАУ. -2013. - № 1 (40). - С. 187-190.
5. Titov, N. V. Innovative method of tillage tool hardening / N. V. Titov, A. V. Kolomeichenko, N. N. Litovchenko // Vestnik Orel GAU. - 2014. - № 2 (47). - С. 42-48.
6. Коломейченко, А. В. Комбинированные способы восстановления и упрочнения деталей машин с использованием МДО - покрытий / А. В. Коломейченко, В. Н. Логачев, Н. В. Титов // Труды ГОСНИТИ. - 2014. - Т. 115. - С. 150-157.
7. Пузряков, А. Ф. Новые подходы к повышению ресурса деталей машиностроения методами затермического напыления наноструктурированных материалов / А. Ф. Пузряков, И. Н. Кравченко, А. В. Коломейченко, М. Ю. Пустырская, А. С. Осипков, А. А. Пузряков // Ремонт, восстановление, модернизация. - 2014. - № 6. - С. 36-39.
8. Черноиванов, В. И. Перспективы применения нанотехнологий как прорывного фактора повышения качества обслуживания и ремонта машин / В. И. Черноиванов // Труды ГОСНИТИ. - 2010. - Т. 105. - С. 4-12.
9. Мазалов, Ю. А. О продлении ресурса дизелей тракторов и экономии топлива применением наноматериалов / Ю. А. Мазалов, А. К. Ольховацкий, Р. Ю. Соловьев // Труды ГОСНИТИ. - 2010. - Т. 105. - С. 111-115.