Научная статья на тему 'Import substitution in Technical service of agricultural machinery'

Import substitution in Technical service of agricultural machinery Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
197
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STATE PROGRAM / SPARE PARTS / SANCTIONS / REPAIR AND TECHNOLOGICAL EQUIPMENT / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Solovyev S. A., Solovyev R. Yu, Goryachev S. A.

The conclusions presented in the article are based on the indicators results of realization in 2013 State program of Russia agriculture development for 2013-2020. Average annual reduction of tractor fleet in the period after 2000 is 25,0 thous. pcs., while in 2013 agricultural goods producers purchased 15,3 thous. tractors, about 6 thous. pcs. of combine harvesters. Insufficient rates of machinery renewal remain unchanged, and taking into consideration real risk of economic sanctions impact on agricultural machinery import from the USA and the EU it can be stated that consequent effects of rural areas technical assistance might be extremely unfavorable. It can be realized in the reduction or even in cancellation of spare parts import for repair of previously supplied machinery. Analysis of foreign machinery repair expenses demonstrates that original spare parts cost can reach 85% from total repair cost including costs on engineer relocation to machine operation place. Today many suppliers of foreign machinery are actively involved into promotion of elements and aggregates being reconditioned in factory conditions. These elements cost sufficiently differs (to 30%) from new price, and from price of some aggregates, for example, transmission more to 50%. At that plants provide a guarantee on these spare parts and aggregates as on new spare part or aggregate. Capacity of spare parts market with consideration of the mentioned enterprises and organizations is estimated 80 bln. rubles. Measures on minimization of possible economic sanctions from the USA and the EU side on supply of machinery, spare parts and repair and technological equipment to Russia are justified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Import substitution in Technical service of agricultural machinery»

УДК 631.152.2:631.171

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ СЕРВИСЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

Соловьев С.А., доктор технических наук Соловьев Р.Ю., кандидат технических наук Горячев С.А., научный сотрудник ФГБНУ ГОСНИТИ, Москва, Россия E-mail: gosniti1@mail.ru, +7 (495) 371-01-59

АННОТАЦИЯ

Выводы, представленные в статье, основываются на показателях итогов реализации в 2013 году Госпрограммы развития сельского хозяйства России на 2013-2020 годы. Среднее ежегодное сокращение парка тракторов в период после 2000 года составляет 25,0 тыс. шт., в то время как в 2013 году сельскохозяйственные товаропроизводители пробрели только 15,3 тыс. тракторов, около 6 тыс. ед. зерноуборочных комбайнов. В сельском хозяйстве сохраняются недостаточные темпы обновления техники, а учитывая реальную опасность действия экономических санкций на импорт сельскохозяйственной техники со стороны США и Евросоюза, можно констатировать, что последствия с техническим обеспечением села могут быть крайне неблагоприятным. Это может реализоваться в сокращении или вообще прекращении импорта запчастей для ремонта ранее поставленной техники. Анализ затрат на ремонт импортной техники показывает, что стоимость оригинальных запасных частей может достигать 85% от общей стоимости ремонта, включая затраты на переезд механика к месту работы машины. Сегодня многие поставщики импортной техники активно занимаются продвижением восстановленных в заводских условиях деталей и агрегатов. Стоимость таких деталей существенно (до 30%) отличается от цены новой, а по некоторым агрегатам, например, трансмиссия, и еще больше - до 50%. При этом таким запасным частям и агрегатам заводы дают гарантию как на новую запчасть или агрегат. Емкость рынка запасных частей с учетом указанных предприятий и организаций оценивается в 80 млрд. рублей. Обосновываются меры по минимизации возможных экономических санкций со стороны США и ЕС в поставках в Россию техники, запчастей и ремонтно-технологического оборудования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Государственная программа, запчасти, санкции, ремонтно-технологическое оборудование, инвестиции.

В настоящее время, основываясь на показателях итогов реализации в 2013 году Госпрограммы развития сельского хозяйства России на 2013-2020 годы, необходимо отметить, что реальные объемы поставок с.-х. техники не обеспечивают возмещение объемов списания машин. Так, среднее ежегодное сокращение парка тракторов в период после 2000 года составляет 25,0 тыс. шт., в то время как в 2013 году сельскохозяйственные товаропроизводители пробрели только 15,3 тыс. тракторов, причем (по данным за январь-сентябрь) российских моделей только 585 шт. По зерноуборочным комбайнам картина лучше, при среднегодовом сокращении парка около 6 тыс. ед. в 2013 году селяне приобрели 5,5 тыс. ед.

В рамках основного мероприятия Госпрограммы - субсидирования приобретения техники с участием заводов - было реализовано лишь 37 тракторов (3% к заданию), 515 зерноуборочных комбайнов (50,7%) и 293 единицы другой техники. В 32 субъектах России реализация техники по субсидированию от заводов вообще не осуществлялась [1].

Таким образом, в сельском хозяйстве сохраняются недостаточные темпы обновления техники, а учитывая реальную опасность действия экономических санкций

на импорт сельскохозяйственной техники со стороны США и Евросоюза, можно констатировать, что последствия с техническим обеспечением села могут быть крайне неблагоприятными. Они могут выразиться, наряду с прекращением поставок полнокомплектной техники, в сокращении или вообще прекращении импорта запчастей для ремонта ранее поставленной техники. Анализ затрат на ремонт импортной техники показывает, что стоимость оригинальных запасных частей может достигать 85% от общей стоимости ремонта, включая затраты на переезд механика к месту работы машины.

Сегодня многие поставщики импортной техники активно занимаются продвижением восстановленных в заводских условиях деталей и агрегатов. Стоимость таких деталей существенно (до 30%) отличается от цены новой, а по некоторым агрегатам, например, трансмиссия, и еще больше - до 50%. При этом таким запасным частям и агрегатам заводы дают гарантию как на новую запчасть или агрегат.

Активно действуют и альтернативные поставщики из стран, которые продолжают сотрудничество с Россией, например, Турция. Но низкое качество произведенных запасных частей не позволяет их сопоставить с запчастями от производителя.

Уже в настоящее время возникают случаи, когда машина простаивает в ожидании запчастей и эти запчасти не могут быть ввезены, так как поставщики находятся под влиянием санкций в отношении России. Многие дилеры имеют, но держат как закрытую документацию о требованиях к восстановлению (технологии, допуски и т.п.) и к проведению испытаний после проведения капитального ремонта.

Без принятия экстренных мер по импортозамещению, в перспективе 1-2 года, парк техники начнет резко сокращаться, а через 3-4 года машины могут быть вообще списаны, так как их восстановлением практически не будет заниматься ни один поставщик техники.

По оценке ГОСНИТИ в настоящее время средняя доля импортной техники в общем парке МТП составляет 20%, но учитывая, что это наиболее надежная и высокопроизводительная техника, суммарные потери производства сельскохозяйственной продукции из-за простоев и нехватки машин могут оцениваться в 30-35% от общих объемов производства сельхозпродукции.

В этих условиях становится экономически необходимо срочно организовать на наших предприятиях ремонт, изготовление и восстановление деталей к импортной технике [2].

По данным Росстата степень износа основных фондов в большинстве таких предприятий превышает 50%, а доля полностью изношенных находится в пределах 1825%.

В таблице 1 дается выборка и сравнительная оценка цены новых оригинальных запасных частей (по данным дилерских компаний) и таких же деталей, восстановленных по технологиям ГОСНИТИ. В сегодняшних условиях это наиболее экономичный и быстрый способ решения проблемы по импортным запасным частям. Для его реализации целесообразно создать в ряде регионов с наибольшей концентрацией импортной техники специализированные центры по высокоресурсному ремонту, сбору, восстановлению и изготовлению деталей [3].

Таблица 1 - Выборка стоимости новых и восстановленных запасных частей к импортной сельскохозяйственной технике (на примере комбайна «Ягуар-696Б1)

п/п Наименование деталей Стоимость деталей, руб.

новая (ориг.) восстановленная

1 Шкив ОШВ 4210350012 16766,9 7030,0

2 Кронштейн ОЮВ 4032000339 18364,9 8509,5

3 Валец С1_ 980 5704 42448,4 12734,5

4 Крышка С1_ 980 7721 36279,4 10883,4

5 Вал С1_ 980 6360 10516,0 5154,8

6 Ролик натяжной С1_ 0723651 17415,3 7224,6

7 Рычаг угловой С1_ 980 06182 9813,5 4944,0

8 Шкив натяжной СЮВ 4032001170 27771,5 10331,4

Таблица 2 - Виды необходимого ремонтно-технологического оборудования для импортозамещения в среднесрочной перспективе 2015-2020 гг.

п/п Оборудование Выпускаемый аналог Назначение Потребители и потребность в оборудовании в РФ

отечественный зарубежный

1 2 3 4 5 6

Ремонтно-технологическое оборудование

1 Обкаточно-тормозной стенд КИ-35503 КИ-28249 Выпускается единично. Требуется разработка для соответствия зарубежным аналогам SuperFlow (США) Power Test, Inc. Dynamometers (США) Определение характеристик автотракторных двигателей (мощностью 300, 500 л.с.) после проведенного капитального ремонта в стационарных условиях Ремонтные заводы, дилерские центры, сервисные службы Необходимо: 3000 шт. в год.

2 Передвижная мощностная установка (стенд) Нет аналогов. Требуется разработка для соответствия зарубежным аналогам МАХА ZW500 (Германия) Определение мощностных характеристик двигателей тракторов через ВОМ в полевых условиях Машиноиспытательные станции, Службы гостехнадзора, сервисные центры Необходимо: 1000 шт. в год

3 Стенд для проверки форсунок автотракторных дизелей М-106 (устарел) Требуется разработка для соответствия зарубежным аналогам Стенд для проверки форсунок BOSCH EPS 200 (Германия) Определение технического состояния, настройка производительности подачи, регулировка Дилерские центры, сервисные службы Необходимо: 40000 шт. в год

4 Стенд для испытания агрегатов гидропривода мощностью до 15, 55, 75, 110 кВт КИ-28297М (01,02,03) Мощность 30, 45 кВт. Выпускаются с программой до 20 шт. в год Требуется разработка для соответствия зарубежным аналогам MARUMA MH-125D (Япония) AIDCO серии 850, 900 (США) Derby DIGIT-PC. Chiarlone (Италия) Оценка характеристик гидравлических насосов, моторов, цилиндров, клапанов, трансмиссии и гидротрансформаторов Дилерские центры, сервисные службы Необходимо: 800 шт. в год

5 Стенд для испытания агрегатов гидроусилителя руля автомобилей Нет аналогов. Требуется разработка для соответствия зарубежным аналогам SIM-STER 3 DIGIT-PC. Chiarlone (Италия) Определение функциональных характеристик агрегатов в стационарных условиях Дилерские центры, сервисные службы Необходимо: 1000 шт. в год

6 Стенд для испытания и сборки гидроцилиндров СТИГ-10 СТИГ-100 Выпускается единично. Требуется разработка для соответствия зарубежным аналогам EH&0902 MARUMA (Япония) Определение функциональных характеристик в стационарных условиях Дилерские центры, сервисные службы Необходимо: 500 шт. в год

Здесь же могли бы отрабатываться технологии по изготовлению большой номенклатуры резинотехнических, пластмассовых деталей, сальников, фильтров,

рукавов высокого давления, шкивов, быстроизнашиваемых дисков борон, лап культиваторов и других деталей. Сейчас более 40,0 тыс. наименований запчастей и других комплектующих для сельскохозяйственной техники поступает в Россию из-за рубежа [4-9].

ГОСНИТИ разработал и имеет в своем фонде более 50 инновационных технологических процессов по восстановлению и упрочнению изношенных деталей, включая нанопроцессы, электроимпульсную, лазерную обработки и другие инновационные методы. Стоимость восстановленных деталей по освоенным технологиям находится в пределах 40-65% от цены новой запасной части.

Указанная проблема не менее актуальна и для хозяйствующих субъектов других отраслей: предприятий обрабатывающих производств, строительных и дорожных организаций, предприятий машиностроения транспорта, жилищно-коммунального и бытового обслуживания.

Наиболее фондоемкими организациями и потенциальными потребителями восстановленных деталей являются предприятия транспорта, обрабатывающие и горнодобывающие производства. Емкость рынка запасных частей с учетом указанных предприятий и организаций оценивается в 80 млрд. рублей.

Это позволит обеспечить загрузку порядка 15 специализированных центров в регионах с наибольшей концентрацией техники, в первую очередь, Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская, Белгородская, Курская, Тамбовская, Воронежская, Орловская области.

Инвестиционное обеспечение создания указанных центров может осуществляться в рамках реализации экономически значимых региональных программ развития сельскохозяйственного производства при включении в эти программы создания центров высокоресурсного ремонта.

Вторая возможность инвестиционного обеспечения создания центров может быть реализована через Минпромторг России в рамках постановления Правительства России от 30.12.2013 г. № 1312 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат на проведение НИР и ОКР по приоритетным направлениям гражданской промышленности».

Кроме того, центры целесообразно создавать в форме малого предпринимательства, получающего в последнее время финансовые и налоговые льготы.

Вторая не менее серьезная проблема - прекращение поставок по импорту высокоточного станочного, диагностического и ремонтно-технологического оборудования (РТО). Анализ опыта ремонта и используемого при этом оборудования показал, что ранее выпускавшееся и еще сохранившееся в ряде мастерских РТО, не адаптируется с новой техникой, а российские заводы прекратили выпуск приборов, оснастки, стендов для ремонта и обслуживания, косвенно переложив функции по техническому сервису на дилеров, которые с учетом санкций могут сами прекратить свою деятельность или урезать свои функции. Таким образом, проблема импортозамещения незамедлительно должна решаться и в сфере разработки и производства ремонтной оснастки. ГОСНИТИ провел анализ используемого и потребного РТО и составил реестр первоочередных разработок. Он включает 35 наименований РТО, в том числе 4 установки для восстановления деталей.

В таблице 2 приведена выборка из указанного реестра необходимого РТО по двигателям и гидроагрегатам, которое должно быть разработано в самое ближайшее время. Инвестиционное обеспечение разработок может осуществляться по линии госзакупок через Минпромторг России. Общий объем инвестиций на 2015-2020 г.г. на разработку импортозамещающего РТО и установок оценивается в 487 млн. руб.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Заключение экспертной комиссии по результатам реализации в 2013 г.

Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы (в соответствии с п.

6 статьи 10 № 264-ФЗ от 29.12.2006 г.).

2. Лялякин, В. П. Об инновационных ресурсосберегающих центрах восстановления и упрочнения деталей / В. П. Лялякин, С. А. Горячев // Техника и оборудование для села. - 2011. - № 10 - С. 14-16.

3. Соловьев, Р. Ю. Современная концепция обслуживания и ремонта машин / Р. Ю. Соловьев, В. М. Михлин, А. В. Колчин // Техника в сельском хозяйстве. - 2008. - № 1. - С. 12-15.

4. Коломейченко, А. В. Упрочнение электроискровой обработкой режущих кромок зерноуборочных машин / А. В. Коломейченко, И. С. Кузнецов // Вестник Орел ГАУ. -2013. - № 1 (40). - С. 187-190.

5. Titov, N. V. Innovative method of tillage tool hardening / N. V. Titov, A. V. Kolomeichenko, N. N. Litovchenko // Vestnik Orel GAU. - 2014. - № 2 (47). - С. 42-48.

6. Коломейченко, А. В. Комбинированные способы восстановления и упрочнения деталей машин с использованием МДО - покрытий / А. В. Коломейченко, В. Н. Логачев, Н. В. Титов // Труды ГОСНИТИ. - 2014. - Т. 115. - С. 150-157.

7. Пузряков, А. Ф. Новые подходы к повышению ресурса деталей машиностроения методами затермического напыления наноструктурированных материалов / А. Ф. Пузряков, И. Н. Кравченко, А. В. Коломейченко, М. Ю. Пустырская, А. С. Осипков, А. А. Пузряков // Ремонт, восстановление, модернизация. - 2014. - № 6. - С. 36-39.

8. Черноиванов, В. И. Перспективы применения нанотехнологий как прорывного фактора повышения качества обслуживания и ремонта машин / В. И. Черноиванов // Труды ГОСНИТИ. - 2010. - Т. 105. - С. 4-12.

9. Мазалов, Ю. А. О продлении ресурса дизелей тракторов и экономии топлива применением наноматериалов / Ю. А. Мазалов, А. К. Ольховацкий, Р. Ю. Соловьев // Труды ГОСНИТИ. - 2010. - Т. 105. - С. 111-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.