V.N. BELIK
IMPLEMENTATION OF THE NORMS OF INTERNATIONAL LAW IN PENAL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: статья посвящена феномену имплементации международных правовых норм в уголовно-исполнительное законодательство России. Особое внимание автор уделяет защите прав осужденных.
Ключевые слова: международное право, права и обязанности осужденных, защита прав и свобод, уголовно-исполнительное законодательство России.
В Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., закреплены выработанные мировым сообществом права и свободы человека и гражданина (ст. 17). Они являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательнойи исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Лица, отбывающие наказания, обладают правами и свободами человека и гражданина, которые в правовом государстве признаются высшей ценностью. Это отражено в ч. 1 ст. 10 УИК РФ. Ограничение прав и свобод осужденных обусловливаетналичие особых требований к нормативным правовым актам, закрепляющим правовое положение указанных лиц. В то же время это является гарантией соблюдения законности в деятельности учреждений и органов уголовноисполнительной системы.
В юридической науке принято выделять три вида правовых статусов личности: общий, специальный и индивидуальное правовое положение личности.
Как указывает видный российский юрист И. Л. Трунов, под правовым статусом осужденного понимается совокупность прав и обязанностей, которыми он наделен на период отбывания определенного вида уголовного наказания. Правовой статус осужденного зависит от конкретного вида уголовного наказания, назна-
ченного ему приговором суда. В науке уголовноисполнительного права принято выделять два вида правового положения лиц, отбывающих наказание, в зависимости от того, связано оно с лишением или ограничением свободы или нет.
В гл. 2 УИК РФ закреплена целая система субъективных прав и юридических обязанностей осужденных. Статьи 11 и 12 УИК РФ названы соответственно «Основные обязанности осужденных» и «Основные права осужденных».
За невыполнение обязанностей осужденные несут специальную ответственность. В дисциплинарном порядке могут быть применены такие меры воздействия, как водворение в штрафной или дисциплинарный изолятор, помещение камерного типа, одиночную камеру. В случае их неэффективности может быть изменен вид наказания или исправительного учреждения.
Права осужденных регламентированы в УИК РФ более детально. Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, порядке и условиях отбывания наказания, обращение с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в различные органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека; осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицин-
В.Н. БЕЛИК,
кандидат юридических наук, доцент (Московскаяколлегия адвокатов)
ским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье.
Вследствие вступления России в мировое сообщество в качестве цивилизованного и равноправного партнера, признающего юрисдикцию его специальных судебных органов, у осужденных появилась возможность обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека1.
В ст. 13, 14 и 15 отдельно закреплены права осужденных на личную безопасность, свободу совести и свободу вероисповедания, порядок обращения с заявлениями и их рассмотрения, которые являются составляющими элементами основных прав осужденных и имеют важное значение для выполнения международноправовых обязательств России.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в УИК РФ была включена ст. 3, устанавливающая, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Тем самым закрепляется приоритет действия международных норм перед национальными. К тому же наличие данной нормы в уголовно-исполнительном законодательстве России являлось одним из условий принятия нашей страны в Совет Европы.
Г осударственная Дума в 2008 г. внесла изменения в ст. 3 УИК РФ, приведя ее текст в соответствие с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. В данной норме УИК РФ действует правило, в соответствии с которым уголовно-исполнительное законодательство РФ основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах России, являющихся составной частью ее правовой системы.
В систему действующих международных актов, затрагивающих в той или иной степени правовое положение осужденных, можно включить следующие международные нормативные акты:
I. Акты общего характера:
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
- Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
- Международный пакт об экономических, социальных и культурныхправах (1966 г.);
- Декларация прав ребенка (1959 г.);
- Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963 г.);
- Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.);
- Декларация о правах инвалидов (1975 г.);
- Декларация Всемирной медицинской ассоциации (1975 г.);
- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.).
II. Специализированные акты:
- Конвенция Международной организации труда относительно принудительного или обязательного труда (1930 г.);
- Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.);
- Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 г.);
- Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.);
- Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982 г.);
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.);
- Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.);
- Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несо-вершеннолетних(Пекинские правила) (1985 г.);
- Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.);
- Основные принципы обращения с заключенными (1990 г.);
- Минимальные стандартные правила в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (1990 г.);
- Правила, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (ООН, 1990 г.);
- Руководящие принципы предупреждения преступности среди несовершеннолетних
( Эр-Риядские руководящие принципы) (1990 г.).
В связи со вступлением в 1996 г. России в Совет Европы важное значение приобретает практическая реализация европейских стандар -тов организации и правового регулирования исполнения уголовных наказаний.
К документам, содержащим европейские стандарты рассматриваемого профиля, относятся:
- Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);
- Европейская Конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями (1964 г.);
- Европейская Конвенция по предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.);
- Европейские пенитенциарные правила, объявленные Рекомендацией № Я (87) 3 Комитета министров Совета Европы (1987 г.);
- Резолюция Комитета министров Совета Европы относительно избирательных, гражданских и социальных прав заключенных (1962 г.);
- Резолюция Комитета министров Совета Европы о труде заключенных (1975 г.);
- Резолюция Комитета министров Совета Европы «О некоторых мерах наказания, альтернативных лишению свободы» (1976 г.);
- Рекомендация Комитета министров Совета Европы относительно системы заключения и обращения с опасными преступниками (1982 г.);
- Рекомендация Комитета министров Совета Европы относительно предоставления краткосрочных отпусков заключенным (1982 г.);
- Резолюция Комитета министров Совета Европы об образовании в тюрьмах (1989 г.).
Европейские стандарты развивают и детализируют универсальные стандарты ООН, рассмотренные выше, учитывая особенности отдельных стран.
Следует отметить, что осужденные, несмотря на совершенные ими преступления, находятся под правовой и социальной защитой органов государственной власти, которым законодателем предоставлен приоритет в деле защиты прав и свобод личности.
На Всемирной конференции по правам человека (Вена, июнь 1993 г.) было отмечено, что система отправления правосудия, которая включает в себя правоохранительные органы и органы прокуратуры, и особенно работников независимых судебных органов и адвокатуры, соответствующая стандартам, содержащимся в международных договорах о правах человека, имеет исключительно важное значение для всесторонней и недискриминационной реализации прав человека и является неотъемлемым элементом процессов демократизации и устойчивого развития.
В условиях затянувшейся реформы правовой системы Российского государства актуальным является сближение с международным сообществом посредством дальнейшего внедрения норм международногоправа в законодательствоРоссийской Федерации.
1 См.: Карташкин В.А. Международные механизмы защиты прав человека. Как подать жалобу в международные органы. М., 2003.