13. Ugolovnyy kodeks Federativnoy Respubliki Germaniya (The Criminal Code of the Federal Republic of Germany). St. Petersburg, Yuridicheskiy tsentr Press, 2003.
14. Ugolovnyy kodeks Respubliki San-Marino (The Criminal Code of the Republic of San Marino). St. Petersburg, Yuridicheskiy tsentr Press, 2003.
15. 1Ugolovnyy kodeks Bel'gii (The Criminal Code of Belgium). St. Petersburg, Yuridicheskiy tsentr Press, 2003.
16. Ugolovnoye zakonodatel'stvo Norvegii (The criminal legislation of Norway). St. Petersburg, Yuridicheskiy tsentr Press, 2003.
17. Barshinov V.I. Pravovoye regulirovaniye stimulirovaniya okhrany okruzhayushchey sredy (Legal regulation of the stimulation of environmental protection), avtoref. dis. .. .kand. yurid. nauk. Moscow, 2009.
18. Sobraniye zakonodatel'stva RF (Collection oflegislation of the Russian Federation). 2002. No. 2. St. 133.
19. Sobraniye zakonodatel'stva RF (Collection of legislation of the Russian Federation). 1995. No. 17. St. 1462.
Дата поступления: 20.06.2018 Received: 20.06.2018
УДК 341+349.6
ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМУ РОССИЙСКОГО ПРАВА
МУСТАФИН Ильмир Ралифович
ассистент кафедры теории государства и права Института права ФГБОУВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия.
E-mail: [email protected]
Развитие России по пути формирования правового и демократического государства невозможно без изучения государственного строительства за рубежом, а также специфики национальных правовых систем. Сегодня правовые системы различных государств тесное взаимодействуют и одним из средств такого взаимодействия выступает категория «имплементация». 2017 г. в России в соответствии с Указом Президента РФ объявлен Годом экологии. Проблемы экологии и охраны окружающей среды носят глобальный характер, так как природная среда является основой жизни на Земле. В связи с данным обстоятельством, вопрос имплементации международных норм охраны окружающей среды в российской правовой системе становится актуальным. Раскрываются отдельные аспекты механизма имплементации международных норм в российскую правовую систему, а так-
IMPLEMENTATION OF THE NORMS OF INTERNATIONAL ENVIRONMENTAL LAW IN THE SYSTEM OF RUSSIAN LAW
MUSTAFIN Ilmir Ralifovich
Teaching Assistant of the Chair of Theory of State and Law of the Institute of Law of the Federal State Educational Institution of Higher Education "Bashkir State University", Ufa, Russia. E-mail: [email protected]
The development of the Russian Federation towards forming the rule-of-law, democratic and social state is impossible without the study of state construction in foreign countries, as well as the functioning of national legal systems. Currently there is a close interaction of legal systems of different states, one of the means of such interaction is the category "implementation". 2017 in the Russian Federation in accordance with the Decree of the President of Russia is declared the Year of Ecology. The problems of ecology and environmental protection are of a global nature, since the environment is the basis of life on Earth. In connection with this circumstance, the issue of the implementation of international environmental standards in the Russian legal system becomes topical. Some aspects of the mechanism of the implementation of international norms in the Russian legal system are revealed, and some
же предлагаются пути дальнейшего развития законодательства Российской Федерации в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды.
Ключевые слова: юриспруденция, правовая система Российской Федерации, рецепция права, национальная правовая система, имплемен-тация международных норм, охрана окружающей среды, экологическая безопасность.
ways of further development of the legislation of the Russian Federation in the field of ensuring environmental safety and environmental protection are suggested.
Key words: jurisprudence, legal system of the Russian Federation, legal reception, national legal system, implementation of international norms, environmental protection, environmental safety.
Российская Федерация Конституцией Российской Федерации провозглашена демократическим федеративным и правовым государством с республиканской формой правления, в котором делается акцент на права и свободы человека и гражданина, признание, соблюдение и защита которых признается основной обязанностью государства. Охрана окружающей среды является одним из важнейших составляющих элементов пути развития Российской Федерации к демократическому и правовому государству, немаловажным является отношение государства, общества и отдельно взятого индивида к проблемам охраны окружающей среды. Окружающая среда и проблемы, связанные с охраной окружающей среды, являются актуальными и начинают приобретать значительное влияние на реализацию функций государства. Это можно увидеть в ст. 42 Конституции Российской Федерации где, указывается, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии, а также на возмещение вреда причиненного, как здоровью, так и имуществу, в результате совершения экологического правонарушения [1]. Право человека на благоприятную окружающую среду, закрепленное в Конституции Российской Федерации, отнесено к естественным правам человека. Как отмечает М.М. Бринчук, «Право на благоприятную окружающую среду вытекает из статуса человека, являющегося одновременно существом природным и социальным» [2, с. 5].
Для всего мира существенная угроза и опасность кроется в природных и экологических катаклизмах, а также в постоянном причинении вреда окружающей среде. Данная опасность связана, прежде всего, с активной деятельностью человека по использованию природных ресурсов. Вопросы экологии, обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды носят глобальный характер, так как отношения, которые регулируются экологическим правом, чаще всего, отражают взаимосвязь государства, общества, человека, природы и окружающей среды, для которых не важны правовые системы различных государств, формы правления, формы политических режимов и другие факторы. Глобальный характер управления вопросами охраны окружающей среды предполагает планирование, прогнозирование, мониторинг и контроль протекающих процессов в состоянии окружающей среды.
Правовое регулирование охраны окружающей среды на международном уровне и в Российской Федерации осуществляется с помощью механизмов, закрепленных в многочисленных нормативных правовых актах. Международные нормативные правовые акты по вопросам охраны окружающей среды оказывают определенное воздействие на национальную правовую систему. Однако на правовую систему России влияние может быть оказано не только в рамках принятия определенного нормативного правового акта по охране окружающей среды, но они могут носить рекомендательный характер и служить неким ориентиром для модернизации существующего механизма правового регулирования охраны окружающей среды. В этой связи особый интерес приобретает вопрос имплементации международных норм охраны окружающей среды в российской правовой системе. Российская Федерация является федеративным государством, и поэтому, «современная правовая система Российской Федерации представляет собой сложное образование, состоящее из взаимосвязанных, но автономных правовых систем субъектов Федерации» [3, с. 7]. Согласно пп. «д» п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и
обеспечения экологической безопасности относятся к предмету совместного ведения субъектов Российской Федерации и Российской Федерации. Таким образом, вопросы правового регулирования охраны окружающей среды относятся к предмету совместного ведения федерации и ее субъектов, в которых в роли связующего звена выступает федеральное законодательство. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной экологической политики, которая обеспечивает сбалансированное решение социально-экономических задач, а также сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правового порядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности [4]. Данный федеральный закон распространяет свое действие на отношения в сфере взаимодействия общества и природы, которые возникают при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, связанные с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле.
Проблемы охраны окружающей среды являются прерогативой международных и межгосударственных отношений на уровне крупнейших международных организаций. Методы управления по проблемам охраны окружающей среды включают в себя принятие международных нормативных правовых актов по вопросам охраны окружающей среды, реализацию определенных международных экологических программ и доктрин, и др. «Влияние, которое оказывает международное право на развитие национальной правовой системы, обнаруживается в основном на уровне имплементации норм международного права в действующее законодательство» [5, с. 39]. Такая имплементация норм международного права не связана с необходимостью изменения правосознания и правовой практики. Механизм имплементации международно-правовых норм, предполагает «определенную систему правовых и организационных средств, создаваемых государствами совместными усилиями, а также используемых ими индивидуально для полного и своевременного выполнения обязательств, принятых в соответствии с международным правом» [6, с. 89].
Механизм имплементации международного права охраны окружающей среды в правовые системы зарубежных государств несомненно представляет определенный интерес для российской правовой системы в части использования данной практики в целях исполнения международно-правовых обязательств в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. Интересным представляется тот момент, когда Российская Федерация в том или ином случае, хоть и не является страной-участницей соглашения или конвенции, воспринимает постулаты и положения международного нормативного правового акта. Как отмечает О.Л. Дубовик «Наглядным примером служит Орхусская конвенция, к которой Россия не присоединилась, но, тем не менее, ввела подавляющее большинство ее положений в федеральное законодательство и в законодательство субъектов Российской Федерации» [7, с. 26].
Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами. Как отмечалось выше, Российская Федерация есть демократическое и правовое государство, которое должно обеспечить достойный уровень жизни своих граждан. С.А. Боголюбов отмечает, «Такие государства, не могут не заботиться о включении экологических прав и принципов - общечеловеческих ценностей, в свое законодательство, и в определенный механизм реализации экологических прав и принципов» [8, с. 22]. Международные договоры в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности применяются на территории Российской Федерации непосредственно, в том случае, если для этого не требуется издание внутригосударственных нормативных правовых актов.
Как пример имплементации международных норм в области охраны окружающей среды, Рио-де-Жанейрскую декларацию по окружающей среде и развитию, а именно принцип 3, которой гласит, что данное право на развитие должно соблюдаться так, чтобы адекватно удо-
влетворить потребности нынешнего и будущих поколений в областях развития и охраны окружающей среды [9]. В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указывается, что все решения для сохранения благоприятной окружающей среды, природных ресурсов и др., принимаются в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений. Российская Федерация уделяет особое внимание вопросам сотрудничества с другими государствами и международными организациями с целью решения трансграничных проблем охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также рационального использования природных ресурсов. Для достижения целей по охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности отдельно взятым государствам и международному сообществу в целом необходимо координировать проводимую политику в данной области.
Таким образом, законодательство Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности достаточно развито, однако его необходимо постоянно и непрерывно совершенствовать. Необходимо также оперативно реагировать на изменение состояния окружающей среды и приводить законодательство в соответствие с международными договорами, принципами и нормами международного права, действующими в данной сфере. Таким средством как раз может выступать имплементация - как правовой и организационный инструмент.
Библиографические ссылки
1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Бринчук М.М. Право на благоприятную окружающую среду как фактор национальной безопасности // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27). С. 4-16.
3. Азнагулова Г.М. Диалектика взаимосвязи правовой системы и государства // Юриспруденция. 2010. № 3. С. 5-14.
4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с посл. изм. и доп. от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
5. Малахов В.П., Лановая Г.М. Роль международного права в модернизации отечественной правовой системы // Международное публичное и частное право. 2017. № 2. С. 37-40.
6. Азнагулова Г.М. Взаимодействие международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации // Lex russica. 2015. № 8. С. 84-95.
7. Дубовик О.Л. Механизм имплементации экологического права Европейского союза в национальное законодательство об охране окружающей среды стран-участниц // Экологическое право. 2014. № 4. С. 25-31.
8. Боголюбов С.А. Роль права и государства в реализации экологической политики // Социально-экологические технологии. 2012. № 1. С. 19-27.
9. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в г. Рио-де-Жанейро 14 июня 1992 г. // Организация объединенных наций : сайт. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl (дата обращения: 07.11.2017).
References
1. Konstitutsiya RF. Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. (s uchetom popra-vok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30 dekabrya 2008 g. № 6-FKZ, ot 30 dekabrya 2008 g. № 7-FKZ, ot 5 fevralya 2014 g. № 2-FKZ, ot 21 iyulya 2014 g. № 11-FKZ) (The Constitution of the Russian Federation. Adopted by Popular Vote on December 12, 1993 (taking into account the amendments introduced by the Rf Laws on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of December 30, 2008 No. 6-FKZ, dated December 30, 2008 No. 7-FKZ, dated Febru-
ary 5, 2014 No. 2-FKZ, dated July 21, 2014 No. 11-FKZ), Rossiiskayagazeta, 1993, 25 dekabrya.
2. Brinchuk M.M. Pravo na blagopriyatnuyu okruzhayushchuyu sredu kak faktor natsional'noi be-zopasnosti (The Right to a Favorable Environment as a Factor of National Security), Astrakhanskii vestnik ekologicheskogo obrazovaniya, 2014, No. 1 (27), pp. 4-16.
3. Aznagulova G.M. Dialektika vzaimosvyazi pravovoi sistemy i gosudarstva (Dialectics of The Relationship between the Legal System and the State), Yurisprudentsiya, 2010, No. 3, pp. 5-14.
4. Federal'nyi zakon ot 10 yanvarya 2002 g. № 7-FZ «Ob okhrane okruzhayushchei sredy» (s posl. izm. i dop. ot 29 iyulya 2017 g. № 280-FZ) (The Federal Law of January 10, 2002 No. 7-FZ "On Environmental Protection" (last amended and supplemented from July 29, 2017, No. 280-FZ), So-branie zakonodatel'stva RF, 2002, No. 2, st. 133.
5. Malakhov V.P., Lanovaya G.M. Rol' mezhdunarodnogo prava v modernizatsii otechestvennoi pravovoi sistemy (The Role of International Law in Modernizing the National Legal System), Mezhdunarodnoepublichnoe i chastnoepravo, 2017, No. 2, pp. 37-40.
6. Aznagulova G.M. Vzaimodeistvie mezhdunarodnogo i vnutrigosudarstvennogo prava i Konstitut-siya Rossiiskoi Federatsii (Interaction of International and National Law and the Constitution of the Russian Federation), Lex russica, 2015, No. 8, pp. 84-95.
7. Dubovik O.L. Mekhanizm implementatsii ekologicheskogo prava Evropeiskogo soyuza v natsional'noe zakonodatel'stvo ob okhrane okruzhayushchei sredy stran-uchastnits (The Mechanism for the Implementation of The European Union's Environmental Law in the National Environmental Legislation of Participating Countries), Ekologicheskoe pravo, 2014, No. 4, pp. 25-31.
8. Bogolyubov S.A. Rol' prava i gosudarstva v realizatsii ekologicheskoi politiki (The Role of Law and State in the Implementation of Environmental Policy), Sotsial'no-ekologicheskie tekhnologii, 2012, No. 1, pp. 19-27.
9. Deklaratsiya Rio-de-Zhaneiro po okruzhayushchei srede i razvitiyu. Prinyata Konferentsiei OON po okruzhayushchei srede i razvitiyu v g. Rio-de-Zhaneiro 14 iyunya 1992 g. (The Rio Declaration on Environment and Development. Adopted by the United Nations Conference on Environment and Development in Rio de Janeiro on June 14, 1992), Organizatsiya ob"edinennykh natsii, sait. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl (reference date: 07.11.2017).
Дата поступления: 12.02.2018 Received: 12.02.2018