Научная статья на тему 'Имплементация международного гуманитарного права на национальном уровне. Новая информация, поступившая в период с июля по декабрь 2007 г. относительно национального законодательства и прецедентного права'

Имплементация международного гуманитарного права на национальном уровне. Новая информация, поступившая в период с июля по декабрь 2007 г. относительно национального законодательства и прецедентного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имплементация международного гуманитарного права на национальном уровне. Новая информация, поступившая в период с июля по декабрь 2007 г. относительно национального законодательства и прецедентного права»

Имплементация международного гуманитарного права на национальном уровне

Новая информация, поступившая в период с июля по декабрь 2007 г. относительно национального законодательства и прецедентного права

А. Законодательство

Азербайджан

Закон об Обществе Красного Полумесяца Азербайджана1 был принят 8 мая 2007 г. и вступил в силу 22 мая 2007 г. Закон устанавливает статус и правовую основу Общества Красного Полумесяца Азербайджана и определяет сферу деятельности Общества. Он наделяет Общество правами и полномочиями, предусматриваемыми в национальном законодательстве для неправительственных организаций. Закон наделяет Общество полномочиями для заключения соглашений с государствен-

1 Закон об Обществе Красного Полумесяца Азербайджана. Официально опубликован в газете «Азербайджан», 2007. № 111 (4628), 23 мая. Указ Президента, касающийся имплементации Закона об Обществе Красного Полумесяца Азербайджана, был принят 22 мая 2007 г.

405

Доклады и документы

ными учреждениями на центральном и местном уровнях, использования эмблемы красного полумесяца в соответствии с национальным законодательством и выполнения его гуманитарного мандата в соответствии с законами Азербайджана. В дополнение к закону 22 мая 2007 г. был принят указ Президента, уполномочивающий кабинет министров принимать необходимые исполнительные распоряжения по применению закона.

Венгрия

Приказ № 6/2007 министра обороны Венгрии, вносящий поправку в Воинский устав Вооруженных сил Венгрии2, был принят 14 февраля 2007 г. и вступил в силу 1 марта 2007 г. Приказ вносит поправку в Воинский устав Вооруженных сил Венгрии и устанавливает новые правила, отражающие обязательства Венгрии в соответствии с договорами по МГП. Конкретные поправки в Воинском уставе касаются, в частности, погребения и уважения умерших, защиты культурных ценностей, находящихся под усиленной защитой, и обозначения, удаления и уничтожения пережитков войны. И наконец, глава Воинского устава «О знаках идентификации» пересмотрена с тем, чтобы включить упоминание красного кристалла наряду с другими отличительными эмблемами и знаками, предусматриваемыми Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительными протоколами к ним 1977 г.

Доминиканская Республика

Закон № 220-07 о защите и использовании эмблем и названий Красного Креста и Красного Полумесяца3 был принят 2 августа 2007 г. и вступил в силу18 августа 2007 г. Цель закона заключается в том, чтобы предоставить защиту эмблемам и наименованиям «Красный Крест и Красный Полумесяц» и другим «эмблемам, знакам и сигналам» признанным в МГП, и регламентировать их использование. Он предоставляет Государственному департаменту Вооруженных сил полномочия по осуществлению контроля над использованием эмблемы

2 Приказ министра обороны № 6/2007 о внесении поправки в приказ министра обороны № 24/2005 (VI.30) о принятии Воинского устава. Опубликован в официальном печатном органе «Официальные ведомости» № 2007/17 (II.14).

3 Ley No. 220-07 sobre la protección y uso de los emblemas y de las denominaciones de Cruz Roja y de la Media Luna Roja. Опубликован в официальном печатном органе «Gaceta Oficial», Year CXLVI, No. 10434, 18 августа 2007 г.

406

Том 90 Номер 871 Сентябрь 2008 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

в защитных целях и соответствующего мониторинга. Закон предусматривает использование эмблемы в качестве отличительного знака Доминиканского Красного Креста и поручает национальному обществу применять Правила по использованию эмблем красного креста и красного полумесяца национальными обществами. Закон устанавливает санкции, включая тюремное заключение и штрафы или и то и другое вместе, за неправомерное использование эмблем и указывает, что вероломное использование является военным преступлением, подлежащим наказанию в соответствии с уголовным законодательством Доминиканской Республики.

Испания

Закон № 52/2007 о признании и расширении прав тех, кто пострадал от преследований или насилия во время Гражданской войны и диктатуры, и принимаемых в связи с этим мерах4 был принят 26 декабря 2007 г. и вступил в силу 28 декабря 2007 г. Законом признается и имплементируется право на реабилитацию, персональное признание и возмещение ущерба для лиц, которые пострадали от преследований или насилия по причинам политического, религиозного или идеологического характера во время Гражданской войны в Испании и военной диктатуры. Законом провозглашается незаконность судов и любых других уголовных или административных органов, учрежденных во время Гражданской войны или диктатуры для вынесения приговоров и наложения санкций по причинам идеологического, политического или религиозного характера. Закон признает право жертв Гражданской войны и диктатуры и их родственников на возмещение ущерба и признание их пострадавшими, решение об этом должно приниматься независимым Советом. Закон также предусматривает выплату компенсации и льготы для родственников граждан Испании, которые погибли во время Гражданской войны, или лиц, задержанных во время диктатуры. И наконец, законом даются указания соответствующим органам государственной власти содействовать установлению местонахождения и идентификации лиц, пропавших без вести в результате Гражданской войны и диктатуры, а также обнаружению и перезахоронению останков семьями умерших.

4 Ley 52/2007 de 26 de diciembre, por la que se reconocen y amplían derechos y se establecen medidas en favor de quienes padecieron persecución o violencia durante la guerra civil y la dictadura. Опубликован 27 декабря 2007 г. в газете «Boletín Oficial del Estado» (BOE), No. 310, www.boe.es/g/es/.

407

Доклады и документы

Кипр

Закон о Дополнительном протоколе (Протоколе III) к Женевским конвенциям (ратификация) № 39 (III) 2007 г.5 вступил в силу 2 ноября 2007 г. Закон вводит в действие Дополнительный протокол III к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся принятия дополнительной отличительной эмблемы, и запрещает использование в Республике Кипр без соответствующего разрешения любой из отличительных эмблем или знаков, определенных в Протоколе. Такое разрешение должно предоставляться Советом министров и вступает в силу после его публикации в «Официальных ведомостях». Законом предусматриваются административные штрафы для лиц, которые на территории Республики Кипр неправомерно используют отличительные эмблемы или знаки, определенные в Протоколе.

Колумбия

Директива № 10/2007 Вооруженных сил Колумбии о подтверждении обязанностей правоохранительных органов по предотвращению убийств покровительствуемых лиц6 была принята и вступила в силу 6 июня 2007 г. Цель Директивы заключается в том, чтобы подтвердить обязанность вооруженных сил Колумбии соблюдать принцип законности и уважать принципы необходимости, соразмерности и проведения различия в ходе военных действий. Директива подтверждает применимость в Колумбии положений общей для Женевских конвенций 1949 г. статьи 3 и Дополнительного протокола II 1977 г. Также Директива напоминает, что определенные преступления могут подпадать под юрисдикцию Международного уголовного суда (МУС), и учреждает, по распоряжению Главнокомандующего Вооруженными силами Колумбии, временный комитет для оказания помощи при проведении расследований преступлений, совершенных в отношении покровительствуемых лиц. Директивой также вменяется в обязанность Главнокомандующему Вооруженными силами издать распоряжения о включении норм международного гума-

5 Закон о Дополнительном протоколе (Протоколе III) к Женевским конвенциям (ратификация) 2007 г. касается ратификации Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. и принятия дополнительной отличительной эмблемы (Протокол III), в нем находят отражение связанные с этим вопросы. Опубликован в официальном органе печати Кипра, Дополнение I (III), 2 ноября 2007 г.

6 Directiva Permanente No. 10/2007, Reiteración obligaciones para autoridades encargadas de hacer cumplir la ley y evitar homicidios en persona protegida, available at www.mindefensa.gov.co.

408

Том 90 Номер 871 Сентябрь 2008 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

нитарного права (МГП) в планирование и осуществление военных операций, формулировании правил применения силы и необходимости консультации с юридическими советниками перед каждым сражением.

Острова Кука

Закон Островов Кука № 36 от 2007 г. о Химическом оружии (запрет)7 был принят и вступил в силу 30 ноября 2007 г. Закон вводит в действие положения Конвенции 1993 г. о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Он налагает на Министерство иностранных дел и иммиграции обязанность действовать в качестве национального органа власти, отвечающего за контроль над соблюдением закона, мониторинг и обеспечение его уважения. Действия, предпринимаемые в нарушение запретов Конвенции о химическом оружии, составляют, в соответствии с этим законом, уголовные преступления, наказуемые штрафом или тюремным заключением либо и тем и другим. Если нарушение присваивается юридическому лицу, наказание должно применяться как по отношению к этой корпорации, так и к любому должностному лицу или лицам этой корпорации, которые либо совершили, либо приказали совершить правонарушение или которые способствовали совершению преступления из-за неподобающего отношения к своим обязанностям.

Закон Островов Кука № 35 от 2007 г. о противопехотных минах8 принят и вступил в силу 30 ноября 2007 г. Цель закона заключается в том, чтобы предусмотреть имплементацию Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении. Закон излагает запреты в соответствии с Конвенцией, предусматривает административные и уголовные санкции в случае нарушений ее положений и включает подробные положения, касающиеся деятельности миссии по установлению фактов согласно статье 8 Конвенции.

7 Закон о химическом оружии (запрет) вводит в действие положения Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и связанные с этим положения.

8 Закон 2007 г. о противопехотных минах является законом, принятым для обеспечения имплементации Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении на Островах Кука.

409

Доклады и документы

Республика Корея

Закон Республики Корея о Международном уголовном суде (преступления и наказание), или Закон о наказании и т. д. за преступления, находящиеся в сфере юрисдикции Международного уголовного суда № 8719 от 2007 г., был принят Национальной ассамблеей в ноябре 2007 г. Закон вводит в действие обязательства Республики Корея в соответствии с Римским статутом Международного уголовного суда и устанавливает процедуры сотрудничества с МУС. Закон предусматривает юрисдикцию национальных судов в отношении преступлений, подпадающих под юрисдикцию МУС, и определяет диапазон наказаний, применимых в случае совершения этих преступлений, в том числе смертную казнь, пожизненное тюремное заключение или менее суровые приговоры, в зависимости от тяжести преступлений. Закон также предусматривает применимость законов Республики Корея «О выдаче преступников» и «О правовой взаимопомощи в вопросах уголовного преследования» в отношении сотрудничества с МУС. Закон также предусматривает наказание за совершение преступлений против осуществления правосудия, упоминаемых в Статуте МУС.

Самоа

Закон о Международном уголовном суде № 26 от 2007 г.9 был принят 9 ноября 2007 г. и вступил в силу 1 июля 2008 г. Закон вводит в действие Римский статут Международного уголовного суда для Самоа и устанавливает процедуры сотрудничества с МУС. К ним относятся правила исполнительного производства и отбывания сроков приговора в Самоа. Далее закон включает в право Самоа преступления, определенные в Римском статуте, и устанавливает наказания — от пожизненного заключения до менее длительных сроков тюремного заключения, применимые в отношении любого лица, которое, находясь в Самоа или за границей, совершает любое из преступлений, определенных в законе. Закон также включает положения об ответственности командования и о недопустимости ссылки на приказ вышестоящего начальства в качестве оправдания и исключает ссылку на должностное положение лица в качестве препятствие для его ареста, судебного преследования или передачи МУС. Закон далее предусматривает наказание за совер-

9 Закон, дающий возможность Самоа выполнять и ввести в действие его обязательства в соответствии с Римским статутом Международного уголовного суда и касающийся связанных с этим вопросов. См.: www.parliament.gov.ws/documents/acts/International%20Criminal%20Court%20Act%

202007%20-%20%20English%20Version.pdf.

410

Том 90 Номер 871 Сентябрь 2008 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

шение преступлений в отношении отправления правосудия, упоминаемых в Статуте МУС.

Сингапур

Закон № 55 от 2007 г. о Женевских конвенциях (поправка)10 был принят 12 ноября 2007 г. и вступил в силу 15 января 2008 г. Закон вносит поправку в Закон о Женевских конвенциях, чтобы ввести в действие Дополнительный протокол III к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся принятия дополнительной отличительной эмблемы. Закон включает определения эмблем красного креста, красного полумесяца, красного льва и солнца и красного кристалла и запрещает несанкционированное использование этих эмблем и названий «красный крест» или «женевский крест».

Словакия

Закон № 218 О запрещении биологического оружия и о поправках и добавлениях к некоторым законам был принят 28 марта 2007 г. и вступил в силу 1 июня 2007 г. Закон дополняет существующее словацкое законодательство, имплементирующее Конвенцию 1972 г. о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Законом устанавливаются новые правовые и административные основания для контроля над соответствующими биологическими агентами с тем, чтобы предотвратить их использование для деятельности, запрещенной Конвенцией. В частности, закон определяет биологические агенты и токсины высокой степени риска, которые могут использоваться в нарушение Конвенции, и регулирует права и обязанности отдельных лиц, физических лиц, занимающихся предпринимательством, и юридических лиц в том, что касается запретов на биологическое оружие. Закон подтверждает, что Министерство здравоохранения является тем органом власти на национальном уровне, который отвечает за общий надзор за соблюдением запрета на биологическое оружие. Закон также устанавливает условия обра-

10 Закон вносит поправку в Закон о Женевских конвенциях (глава 117 пересмотренной версии 1985 г.) и вносит соответствующие различные поправки в Закон об Обществе Красного Креста Сингапура (глава 304 пересмотренной версии 1985 г.) Официально опубликован в «GN» No. S6/2008.

411

Доклады и документы

щения с крайне опасными биологическими агентами и токсинами и предоставления лицензий; кроме того, он предусматривает уголовные и административные санкции в случае нарушений запретов, предусматриваемых законом.

Соединенные Штаты

Объединенный закон об ассигнованиях, 2008 г.11 был принят 26 декабря 2007 г. Раздел 646 закона касается противопехотных мин и кассетных боеприпасов. Он объявляет о моратории сроком на один год в течение текущего финансового года на предоставление военной помощи, связанной с кассетными боеприпасами, и на выдачу экспортных лицензий на продажу или передачу кассетных боеприпасов и связанных с ними технологий. Мораторий не применяется по отношению к кассетным боеприпасам, положительные результаты при испытании которых достигают 99 % или более и если соглашение о помощи, передаче или продаже кассетных боеприпасов или технологий, связанных с ними, предусматривает, что кассетные боеприпасы будут применяться только против точно определенных военных целей и не будут использоваться там, где, как известно, находятся гражданские лица.

Правительственное распоряжение о толковании статьи 3, общей для Женевских конвенций, в применении к Правилам содержания под стражей и ведения допросов для Центрального разведывательного управления12 было издано президентом Джорджем Бушем 20 июля 2007 г. Правительственное распоряжение вновь подтверждает утверждение, что члены «Аль-Каиды», Талибана и связанных с ними сил являются «незаконными комбатантами противника» и как таковые не имеют права на защиту, предоставляемую военнопленным в соответствии с Женевской конвенцией III 1949 г. Что касается статьи 3, общей для Женевских конвенций, то Распоряжение подтверждает, что ее действие для всех целей является вопросом права США, и определяет, что правила Центрального разведывательного управления (ЦРУ), касающиеся содержания под стражей и ведения допросов, должны

11 Consolidated Appropriations Act, 2008. Закон, предусматривающий для Государственного департамента ассигнования операций, проводимых за границей, и связанных с этим программ на финансовый год, заканчивающийся 30 сентября 2008 г., и для других целей. HR 2764, см.: http://thomas.loc.gov/cgi-bin/bdquery/z?d110: h. r.02764.

12 См.: www.whitehouse.gov/news/releases/2007/07/20070720-4.html.

412

Том 90 Номер 871 Сентябрь 2008 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

полностью соответствовать обязательствам Соединенных Штатов по статье 3 и соответствуют им при условии, что они не включают деяния, которые, среди прочего, можно приравнять к убийству, пыткам, нанесению увечий или жестокому или бесчеловечному обращению. Кроме того, Распоряжение предусматривает, что в отношении задержанных иностранцев должны соблюдаться условия содержания под стражей и ведения допросов, изложенные в нем, если директор ЦРУ определит, что они являются членами «Аль-Каиды», Талибана или связанных с ними организаций или поддерживают их и могут располагать информацией, которая могла бы помочь определить местонахождение других таких членов или предотвратить террористические нападения. И наконец, Распоряжение содержит указания Директору ЦРУ об издании инструкций, касающихся программ ведения допросов, в том числе в отношении подготовки лиц, производящих допрос.

Судан

Закон о Вооруженных силах 2007 г.13 был принят 17 декабря 2007 г. Национальным советом Судана. Закон определяет статус лиц из состава вооруженных сил и связанных с ними лиц и персонала и предусматривает создание и функционирование системы военного уголовного правосудия и установление военной юрисдикции. Закон предусматривает, что военные суды компетентны вести судопроизводство в отношении преступлений, совершенных лицами из состава вооруженных сил в ходе выполнения ими своих обязанностей. Он объявляет преступными целый ряд деяний, совершенных во время или после военных действий, в том числе это преступления против лиц, пользующихся особой защитой, и военнопленных, нападения на гражданских лиц или объекты, находящиеся под защитой, нападения на гуманитарные и международные организации, вероломное использование флага перемирия или эмблем, находящихся под международной защитой, а также использование запрещенного оружия. Закон предусматривает юрисдикцию суданских военных судов в отношении таких преступлений на основании принципа универсальной юрисдикции при условии, что лицо, обвиняемое в совершении преступления, находится в Судане.

13 Закон о Вооруженных силах 2007 г. был принят Национальным советом Судана в соответствии с Конституцией переходного периода Республики Судан 2005 г.

413

Доклады и документы

Черногория

Решение № 03-2160 правительства Республики Черногория о создании Комиссии по решению вопросов, связанных с лицами, пропавшими без вести14, было принято 29 марта 2007 г. и вступило в силу 19 мая 2007 г. Решением учреждается Комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с лицами, пропавшими без вести, которая будет отвечать за осуществление мониторинга, внесение рекомендаций и рассмотрение вопросов, связанных с лицами, о которых нет никаких сведений в результате вооруженных конфликтов в бывшей Югославии. Задача Комиссии состоит в том, чтобы координировать работу соответствующих государственных органов власти и других организаций, участвующих в розыске лиц, пропавших без вести, сотрудничать с ассоциациями семей и другими заинтересованными сторонами и оказывать помощь в удовлетворении конкретных потребностей семей. Комиссия состоит из представителей различных министерств, ведомств и организаций, в число которых входят министерства обороны, внутренних дел и государственной администрации, юстиции, здравоохранения, трудовых отношений и социального страхования, Бюро по делам беженцев и Красный Крест Черногории. Правительство Республики Черногория назначает председателя и членов Комиссии.

Эквадор

Закон № 2007-84 об использовании и защите эмблем красного креста и красного полумесяца15 был принят 28 августа 2007 г. и вступил в силу 10 сентября 2007 г. Цель закона заключается в том, чтобы предоставить защиту эмблемам красного креста и красного полумесяца и их наименованиям, а также отличительным знакам и сигналам для опознавания медицинских транспортных средств и формирований в соответствии с четырьмя Женевскими конвенциями 1949 г., Дополнительными протоколами к ним и Приложением I к Дополнительному протоколу I. Законом определяется санкционированное использование эмблемы в качестве защитного и отли-

14 Принято в соответствии со статьей 12 (3) Указа правительства Республики Черногория («Official Gazette», выпуски 15/94 и 4/97) и официально опубликовано в официальном печатном органе Республики Черногория «Official Gazette of the Republic of Montenegro», 2007. Выпуск 25/07, 11 мая.

15 Ley No. 2007-84 Sobre el Uso y Protección del Emblema de la Cruz Roja y de la Media Luna Roja. Опубликован в официальном печатном органе «Registro Oficial», No. 166, 10 сентября 2007 г.

414

Том 90 Номер 871 Сентябрь 2008 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

чительного знака. Он устанавливает санкции административного характера, которые применяются в случае неправомерного использования эмблем, без ущерба для уголовного преследования и наказаний в соответствии с применимым уголовным правом. Он наделяет Министерство национальной обороны и Министерство здравоохранения полномочиями по осуществлению мониторинга в отношении имплементации закона. И наконец, он предусматривает широкое распространение знаний и информации о его содержании в вооруженных силах, гражданских органах власти и среди населения в целом и дает указание Министерству образования включить в образовательные программы информацию о Международном движении Красного Креста и Красного Полумесяца, его истории и принципах, а также об эмблемах.

Южная Африка

Закон об Обществе Красного Креста Южной Африки и о защите определенных эмблем16 был принят 9 августа 2007 г. и вступил в силу 16 августа 2007 г. На основании Закона официально признается Общество Красного Креста Южной Африки. Закон подтверждает цели деятельности Общества по предотвращению и облегчению страданий и защите человеческого достоинства во всех общинах в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и Конституцией, а также подтверждает право Общества, если к нему обращаются с соответствующей просьбой, предоставить свой медицинский персонал и ресурсы в распоряжение государства. Затем закон регулирует использование и защиту эмблем красного креста и красного полумесяца и предусматривает как уголовные, так и административные санкции за неправомерное использование отличительных эмблем любым лицом или юридическими лицами.

Япония

Закон № 32/2007', касающийся защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, был принят 27 апреля 2007 г. и всту-

16 Закон № 10. Закон о предусмотренном законом признании Общества Красного Креста Южной Африки и предоставлении предусмотренной законом защиты определенным эмблемам, а также о других связанных с этим вопросах. Официально опубликован 16 августа 2007 г. в правительственных ведомостях («Gover nment Gazette», No. 30178, Vol. 506).

415

Доклады и документы

пил в силу 10 сентября 2007 г. Закон вводит в действие Конвенцию 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и Первый и Второй протоколы к ней 1954 г. и 1999 г. Закон устанавливает процедуры идентификации культурных ценностей и охраны культурных ценностей в случае оккупации. Закон также определяет использование отличительной эмблемы Конвенции в случае вооруженных нападений и предусматривает наказания от штрафа до тюремного заключения с принудительным трудом для лиц, которые нарушают Конвенцию и Протоколы к ней. Наказания могут применяться по отношению к лицам, совершившим определенные правонарушения за пределами Японии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Закон №37/2007, касающийся сотрудничества с Международнымуго-ловным судом, был принят 27 апреля 2007 г. и вступил в силу 1 октября 2007 г.17 Закон направлен на обеспечение имплементации Римского Статута Международного уголовного суда 1998 г. и устанавливает нормы и процедуры для сотрудничества с МУС, в том числе касающиеся передачи подозреваемых Суду. Кроме того, закон предусматривает наказание за преступления против отправления правосудия, упоминаемые в Статуте МУС.

Б. Национальные комитеты по международному гуманитарному праву

Исландия

Национальный комитет по международному гуманитарному праву Исландии был учрежден 24 октября 2007 г. решением Министерства иностранных дел. В мандат Комитета входит консультирование правительства по вопросам толкования, имплементации на национальном уровне и содействия соблюдению МГП. Председателем Комитета является представитель Министерства иностранных дел, состоит он из представителей министерств иностранных дел, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения и Красного Креста Исландии.

17 Официально опубликован 11 мая 2007 г.

416

Том 90 Номер 871 Сентябрь 2008 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

Испания

Национальный комитет Испании по международному гуманитарному праву был учрежден Королевским указом 1513/2007 от 16 ноября 2007 г.18 Мандат Комитета заключается в том, чтобы предоставлять консультации правительству Испании относительно ратификации и имплементации на национальном уровне договоров по МГП, а также вносить предложения о новом законодательстве, формулировать рекомендации, касающиеся распространения знаний о МГП и подготовки вооруженных сил и сил безопасности и государственных должностных лиц, и проявлять инициативу по содействию применению МГП в других государствах. Кроме того, Комитет должен подготавливать участие Испании в Международных конференциях Красного Креста и Красного Полумесяца и осуществлять связь с обществами Красного Креста и Красного Полумесяца и МККК. Комитет состоит из представителей министерств иностранных дел и сотрудничества, юстиции, обороны, внутренних дел, экономики, образования и науки, трудовых отношений и социального обеспечения, государственного управления, культуры, здравоохранения и окружающей среды, а также Генеральной прокуратуры и членов независимых сообществ, независимых экспертов и Красного Креста Испании. Председатель Комитета назначается Министерством иностранных дел и сотрудничества.

Китайская Народная Республика

Китайский межведомственный комитет по международному гуманитарному праву был учрежден решением правительства Китая 24 ноября 2007 г. Полномочия Комитета заключаются в распространении знаний и информации о МГП, оказании поддержки национальным мерам по имплементации этого права и содействии тематическим исследованиям и международному сотрудничеству в этой области. Должности председателя Комитета и его секретаря занимают представители Общества Красного Креста Китая. В состав Комитета входят представители министерств иностранных дел, обороны, образования, юстиции и управления культурным наследием, а также Народноосвободительной армии Китая и Общества Красного Креста.

18 Real Decreto 1513/2007 de 16 Noviembre, por el cual se crea y regula la Comisión Española de Derecho Internacional Humanitario, принят 16 ноября 2007 г. и официально опубликован в газете «Boletin Oficial del Estado», № 283, 26 ноября 2007 г., www.boe.es/boe/dias/2007/11/26/pdfs/ A48303-48305.pdf. Вступил в силу 27 ноября 2007 г.

417

Доклады и документы

Малайзия

Национальный комитет по международному гуманитарному праву Малайзии19 был учрежден в соответствии с решением кабинета министров, принятым в декабре 2007 г. Мандат Комитета состоит в том, чтобы осуществлять контроль за имплементацией МГП на национальном уровне и распространять знания и информацию об этом праве и связанных с ним обязательствах среди населения в целом. Комитет должен принимать меры, необходимые для того, чтобы Малайзия выполняла свои обязательства в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и Законом Малайзии 1962 г. о Женевских конвенциях. Комитет определяет также обязанности правительственных учреждений в деле имплементации и применения МГП в случае вооруженного конфликта. Министерство иностранных дел назначает председателя и секретаря Комитета. Комитет состоит из представителей министерств обороны, внутренних дел, информации, министерства по делам женщин, семьи и социального развития, вооруженных сил и полиции.

Непал

Национальный комитет Непала по имплементации международного гуманитарного права был учрежден 26 февраля 2007 г. решением правительства Непала. В сферу обязанностей Комитета входит оказание поддержки при развитии национального законодательства по имплементации договоров по МГП, участником которых является Непал, и пересмотр существующего права. Комитет осуществляет деятельность, направленную на распространение знаний в области МГП. Назначение на должности председателя и секретаря осуществляется Министерством права, юстиции и по вопросам парламентаризма. В состав Комитета входят представители администрации премьер-министра и Совета министров, а также министерств права, юстиции и по вопросам парламентаризма, иностранных дел, обороны, внутренних дел, здравоохранения и населения, образования и спорта, культуры, туризма и гражданской авиации и по вопросам женщин, детей и социального обеспечения. 19

19 Jawatankuasa Undang-undang Kemanusiaan Antarabangsa Malaysia (JUKAM).

418

Том 90 Номер 871 Сентябрь 2008 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

Эквадор

Решение о создании Национального комитета Эквадора по применению международного гуманитарного права20 было принято Правительственным указом № 1741, изданным Президентом 16 августа 2006 г., а учрежден Комитет был 9 марта 2007 г. Указом № 0000074, изданным Министерством иностранных дел. Задачи Комитета заключаются в облегчении доступа к инструментам МГП, подготовке проектов законов, постановлений и инструкций по имплементации МГП на национальном уровне и в содействии включению МГП в военную подготовку и гражданское образование на всех уровнях. Комитету также поручается составление «национального плана действий» и координация деятельности по обеспечению соблюдения и эффективного применения МГП и организация сотрудничества между правительством и заинтересованными международными организациями с целью обеспечения более эффективного соблюдения МГП. Председательство в Комитете осуществляется Министерством иностранных дел, а работа секретариата обеспечивается Красным Крестом Эквадора. Комитет состоит из представителей министерств иностранных дел, торговли и интеграции, национальной обороны, полиции и местного управления и социального обеспечения, а также комиссий Конгресса по законодательству и кодификации и по правам человека, Верховного суда и Красного Креста Эквадора.

В. Прецедентное право

Босния и Герцеговина

Суд Боснии и Герцеговины, дело Момчило Мандича21

18 июля 2007 г. Суд Боснии и Герцеговины вынес вердикт суда первой инстанции, оправдав обвиняемого в совершении военных преступлений против гражданских лиц и преступлений против человечности, которые, как утверждалось, имели место в апреле 1992 г.

20 Comisión Nacional para la aplicación del Derecho Internacional Humanitario.

21 Суд Боснии и Герцеговины, Momcilo Mandic, No. X-KR-05/58, 18 июля 2007, www.sudbih.gov.ba/

files/docs/presude/2007/Momcilo_Mandic_-_VERDICT_-_ENG.pdf.

419

Доклады и документы

Мандичу было предъявлено обвинение в том, что он, будучи заместителем министра внутренних дел Республики Сербска, планировал и приказал совершить нападение на учебный центр Министерства внутренних дел Республики Босния и Герцеговина, а также в том, что он поощрял последующее бесчеловечное обращение с персоналом центра и содействовал этому. Суд определил, что не было установлено, что в день нападения обвиняемый занимал de jure или de facto должность заместителя министра внутренних дел и что он действовал в качестве начальника тех сотрудников полиции, которые задержали, вели допрос и совершали противоправные физические действия в отношении жертв. Суд также пришел к выводу, что во время нападения 4 апреля 1992 г. еще не имел места вооруженный конфликт по смыслу статьи 3, общей для Женевских конвенций 1949 г., присяжные посчитали доказанным фактом, что вооруженный конфликт начался после признания Республики Сербска 6 апреля 1992 г.

Мандич был оправдан и по обвинению в совершении преступлений против человечности. Будучи министром юстиции Республики Сербска, он обвинялся как в личном качестве, так и в качестве начальника, облеченного ответственностью, в преступлениях, совершенных в исправительных учреждениях, находящихся под контролем Республики Сербска. Судьи пришли к выводу, что не было доказано, при отсутствии разумных сомнений, что он лично совершал противоправные деяния, в которых его непосредственно обвиняли, или что он осуществлял эффективный контроль над подчиненными, которые совершали преступления или собирались совершить их.

Суд Боснии и Герцеговина, дело Крешо Лючича 22

19 сентября 2007 г. судьи Отдела военных преступлений Суда Боснии и Герцеговины приговорили местного командира военной полиции Хорватского совета обороны к шести годам тюремного заключения за преступления против человечности, включая незаконное лишение свободы, пытки и другие бесчеловечные деяния, совершенные в отношении боснийских гражданских лиц. При установлении элементов преступлений суд ссылался на статью 1, общую для Женевских кон-

22 Суд Боснии и Герцеговины, Kreso Lucie, No. X-KR-05/68, 19 сентября 2007 г., www.sudbih.gov.ba/ files/docs/presude/2007/Kreso_Lucic_-_Verdict_-_redigovana.pdf.

420

Том 90 Номер 871 Сентябрь 2008 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

венций 1949 г,. и абсолютное обязательство «при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать настоящую Конвенцию» без каких-либо условий взаимности. Суд считал, что незаконное поведение стороны, подвергнувшейся нападению, не оправдывает широкомасштабных и систематических нападений на гражданское население, что является составным элементом преступлений против человечности.

В ходе судебного рассмотрения судьи решили ex officio отклонить ходатайство вызвать в качестве свидетеля представителя Международного Комитета Красного Креста, учитывая характер его деятельности в качестве делегата МККК во время вооруженного конфликта. Суд определил, что обнародование конфиденциальной информации МККК в ходе судопроизводства без предварительного согласия организации поставит в опасность деятельность Красного Креста и его способность выполнять свой мандат в соответствии с международным правом.

Суд Боснии и Герцеговины, Состав судей Апелляционного суда, дело Нисета Рамича23

21 ноября 2007 г. Апелляционный суд Отдела военных преступлений Суда Боснии и Герцеговины подтвердил решение суда первой инстанции от 17 июля 2007 г., которым лицо из состава сил территориальной обороны Республики Босния и Герцеговина было приговорено по совокупности к 30 годам тюремного заключения за военные преступления, совершенные против гражданских лиц, включая убийство и серьезные повреждения. Апелляционный суд отклонил возражения защиты, в соответствии с которыми в решении суда первой инстанции были неправильно или не полностью установлены факты. Он также определил, что признание некоторых фактов из описания уголовного преступления обвиняемым не имело такого же веса, как полное признание, и не могло поэтому рассматриваться для целей смягчения приговора.

23 Суд Боснии и Герцеговины, Niset Ramie, No. X-KRZV -06/197, 21 ноября 2007 г., и No. X-KR-06/197, 17 июля 2007 г., www.sudbih.gov.ba/?opcija=predmeti&id=34&zavrsen=1&jezik=e.

421

Доклады и документы

Молдова

Резолюция № 222 Конституционного суда Республики Молдова о конституционности Римского статута Международного уголовного суда, 2 октября 2007 г.24

Подписав Римский статут Международного уголовного суда 8 сентября 2000 г., правительство Республики Молдова обратилось в июле 2007 г. в Конституционный суд с тем, чтобы он проверил, соответствуют ли Конституции Молдовы несколько статей Статута. Суд постановил, что поскольку МУС не будет заменять национальную уголовную систему правосудия при расследовании наиболее серьезных преступлений и судебном преследовании за их совершение, он не может считаться обладающим чрезвычайной юрисдикцией, которая попадает под запрещение конституцией «специальных трибуналов». Конституционный суд затем рассмотрел соответствие Римского статута иммунитетам, предусматриваемым Конституцией, которыми пользуются Президент Молдовы, члены парламента и судьи. Он пришел к выводу, что иммунитеты, предоставляемые на национальном уровне государственным должностным лицам, касаются только действий, совершенных в ходе выполнения ими их должностных обязанностей, и не могут истолковываться как абсолютное право, освобождающее государственных должностных лиц от судебного преследования и наказания МУС. И наконец, Суд рассмотрел соответствие конституционного запрета на выдачу граждан Молдовы обязательству государства в соответствии с Римским статутом передавать подозреваемых МУС. Суд пришел к выводу, что процедура экстрадиции в другое государство и процедура передачи МУС отличаются друг от друга и не могут быть отнесены к одной категории. В заключение Конституционный суд принял резолюцию, в которой Римский статут объявлялся соответствующим Конституции Молдовы.

24 Резолюция №. 22, Акты Конституционного суда Республики Молдова, No.161-164 (3048-3051). Официально опубликована 12 октября 2007 г. в газете «Monitorul Oficial al Republicii Moldova».

422

Том 90 Номер 871 Сентябрь 2008 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

Непал

Верховный суд Непала, Рабиндра Прасад Дхакал от имени Раджендры Прасада Дхакала (адвокат) против правительства Непала, Министерства внутренних дел и других, 1 июня 1007 г.25

Это дело касается нескольких ходатайств о судебном приказе о доставлении в суд лица, содержащегося под стражей, для выяснения правомерности содержания его под стражей (habeas corpus), которые были поданы в Верховный суд Непала от имени лиц, которые, как сообщалось, были арестованы в период между 1999 и 2004 г. силами безопасности Непала и о которых ничего не известно после их ареста. Внимание суда было привлечено к вопросу, касающемуся здоровья и безопасности лиц, о которых говорилось в ходатайствах, и о характере обязательств государства, когда речь идет о лицах, которые исчезли или о которых нет никаких сведений, особенно во время вооруженного конфликта.

В своем решении, признав, что положение и местонахождение лиц, пропавших без вести, остается неизвестным, суд проанализировал международные обязательства государства в отношении выяснения того, что случилось с лицами, пропавшими без вести, и касательно права лиц, пропавших без вести, и их родственников на соответствующее возмещение ущерба и помощь. В своем определении суд ссылался на Международную конвенцию для защиты всех лиц от насильственных исчезновений, которая, хотя и не была ратифицирована Непалом, устанавливает «основополагающие стандарты», не отличающиеся от стандартов, изложенных в международных инструментах по правам человека, участником которых является Непал, таких как Пакт ООН о гражданских и политических правах. Он также пришел к выводу, что гражданские свободы, находящиеся под защитой конституции, оказываются в более серьезной опасности во время вооруженного конфликта и что ответственность государства должна возрастать, а его обязанности рассматривать вопросы о нарушениях прав человека и международного гуманитарного права должны выполняться более эффективно в таких необычных обстоятельствах. Это должно повлечь за собой, в частности, более серьезные усилия государства, направленные на установление участи лиц, пропавших без вести, судебное преследование лиц, несущих ответственность за правонарушения, и предоставление возмещения жертвам.

25 Nepal Supreme Court, Rabindra Prasad Dhakal on behalf of Rajendra Prasad Dhakal (Advocate) v. Nepal Government, Home Ministry and Others, Writ No. 3775, 1 June 2007, www.supremecourt.gov.np/ nja/disappearance_Case.pdf.

423

Доклады и документы

В настоящем деле суд определил, что правительство не предприняло никаких серьезных шагов ни для расследования исчезновений, ни для совершенствования или укрепления национальной правовой основы, ни для предоставления помощи и правовой защиты семьям жертв. В результате суд сделал несколько предписаний в адрес правительства Непала, указав на необходимость принять новое законодательство, для того чтобы определить насильственное исчезновение в качестве уголовного преступления и предусмотреть право задержанных лиц на гуманное обращение и основные гарантии, а также учредить комиссию по расследованию случаев исчезновения жертв, от имени которых были поданы ходатайства.

Норвегия

Окружной суд Осло, приговор от 9 февраля 2007 г.26

Дело касалось зубоврачебной клиники в Осло, которая использовала знак, представляющий собой красный крест на белом поле, для обозначения своих офисов. В 2004 г. Красный Крест Норвегии, которому стало известно об этом неправомерном использовании эмблемы красного креста, по своей инициативе проинформировал клинику о неправильном использовании эмблемы и призвал ее убрать этот знак. В конце 2004 г. Красный Крест Норвегии сообщил об этом неправомерном использовании эмблемы Вооруженным силам Норвегии, и дело было передано в Окружной суд Осло. Суд счел обвиняемого виновным в нарушении Уголовного кодекса Норвегии и его запрета на незаконное использование любого знака или наименования, предназначенного для использования при оказании помощи раненым и больным во время вооруженного конфликта. Суд подчеркнул, что Норвегия является государством — участником Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним, которые предоставляют защиту эмблеме красного креста на белом поле. Он напомнил, что целью эмблемы красного креста является предоставление защиты во время вооруженного конфликта и что ее неправомерное использование в мирное время могло бы подорвать уважение к ней во время войны. Обвиняемый был приговорен к выплате штрафа и уплате судебных издержек.

26 Case No. 07-002291MED-OTIR/02, 9 February 2007.

424

Том 90 Номер 871 Сентябрь 2008 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

Соединенные Штаты

Приказ Военной комиссии о юрисдикции, Соединенные Штаты Америки против Омара Ахмеда Хадра27, 4 июня 2007 г.

4 июня 2007 г. военная комиссия отклонила обвинения против Омара Ахмеда Хадра. Судьи определили, что военная комиссия не являлась соответствующим органом для решения вопроса о том, был ли обвиняемый «незаконным комбатантом противника» для целей установления первоначальной юрисдикции комиссии, чтобы последняя могла осуществлять судебное рассмотрение. Судьи считали, что военные комиссии являлись, в соответствии с Актом 2006 г. о военных комиссиях, судами с ограниченной юрисдикцией и что они могли осуществлять юрисдикцию в отношении «незаконных комбатантов противника» только после предварительного решения о статусе таких лиц, вынесенного трибуналом по рассмотрению вопроса о статусе комбатанта (или другим компетентным органом). Только после вынесения такого определения вводились в действие положения Акта о военных комиссиях и соответствующему лицу могли быть предъявлены обвинения и оно могло быть передано для суда военной комиссии.

Апелляционный суд четвертого судебного округа Соединенных Штатов, Али Салех Калах аль-Марри, истец - истец по апелляции против капитана третьего ранга

С. Л. Райта, ВМС США, ответчика, 11 июня 2007 г.28

Дело касалось гражданина Катара, который въехал в Соединенные Штаты на законных основаниях со своей женой и детьми 10 сентября 2001 г. и был арестован в качестве важного свидетеля в ходе государственного расследования нападения 11 сентября. Приказом Президента Соединенных Штатов истец был впоследствии определен как «комбатант противника» и содержался с тех пор под стражей без предъявления обвинения.

27 Military Commission Order on Jurisdiction, United States of America v. Omar Ahmed Khadr a/k/a Akhbar Farhad’ a/k/a Akhbar Farnad, a/k/a ‘Ahmed Muhammed Khahi, 4 June 2007, www.icj.org/ IMG/Khadr_Order.pdf.

28 United States Court of Appeals for the Fourth Circuit, Ali Saleh Kahlah al-Marri, Petitioner — Appellant, and Mark A. Berman, as next friend, Petitioner, v. Commander S. L. Wright, USN Commander, Consolidated Naval Brig., Respondent, No. 06-7427, argued 1 February 2007, decided 11 June 2007, http://pacer.ca4.uscourts.gov/opinion.pdf/067427.P-pdf.

425

Доклады и документы

После того как были последовательно отклонены несколько ходатайств о судебном приказе habeas corpus, которые подавались истцом, апелляция от его имени была подана в 2006 г. в Апелляционный суд четвертого судебного округа. Правительство требовало отклонить иск по причине отсутствия юрисдикции, заявляя, что Раздел 7 Акта о военных комиссиях 2006 г. лишил суды юрисдикции для рассмотрения ходатайств о приказе habeas corpus, поданных иностранцами (или от их имени), которые были задержаны Соединенными Штатами и в отношении которых было вынесено определение, что они содержатся под стражей на законных основаниях, будучи «комбатантами противника», или которые ожидают принятия такого определения.

11 июня 2007 г. Апелляционный суд принял, несмотря на аргументы правительства, решение о том, что Акт о военных комиссиях не лишал истца его конституционных прав и подтвердил юрисдикцию для рассмотрения его ходатайства. Он пришел к выводу, что истцу должно быть предоставлено право на habeas corpus, как это гарантируется конституцией США. В своем решении Апелляционный суд вновь рассмотрел Закон о разрешении на использование военной силы и решения по делу Хамди и Падиллы, которые, по мнению правительства США, предоставляли юридическое основание для приказа содержать истца под стражей в качестве «комбатанта противника» в течение неопределенно долгого времени. Суд не обнаружил причин для вывода о том, что Закон о разрешении на использование военной силы давал президенту право задерживать истца в качестве «комбатанта противника». Вместо этого Суд определил, что истец был гражданским лицом и не утратил статуса гражданского лица, даже если совершил серьезные преступления и был связан с тайной организацией противника, участвующей в военных действиях против Соединенных Штатов. Кроме того, президент не обладает полномочиями приостанавливать действие защиты истца в соответствии с конституцией, независимо от его статуса «комбатанта противника».

Апелляционный суд возвратил дело в Окружной суд с указанием издать судебный приказ habeas corpus и предписал министру обороны освободить истца из места содержания под стражей, находящегося в ведении вооруженных сил, в течение разумного периода времени.

426

Том 90 Номер 871 Сентябрь 2008 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

Апелляционный суд Соединенных Штатов по округу Колумбия, Хаджи Бисмулла, истец против Роберта М. Гейтса, министра обороны, ответчика29, 20 июля 2007 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дело касалось ходатайства, поданного лицами, не являющимися гражданами США, которые были задержаны за границей и содержались под стражей на военно-морской базе США в заливе Гуантанамо. Истцы требовали пересмотра определения, вынесенного трибуналом по рассмотрению вопроса о статусе комбатанта о том, что они являются «комбатантами противника» и поэтому подлежат содержанию под стражей на неопределенный период времени. Как истцы, так и правительство просили Апелляционный суд приобщить к делу охранные судебные приказы, касающиеся предоставления доступа к информации и доказательствам, которые должны приниматься во внимание судом при рассмотрении ходатайств истцов и их анализа. Истцы утверждали, что кроме инкриминирующих и реабилитирующих доказательств, представленных трибуналу судебным чиновником, ведающим регистрацией юридических документов, задержанным лицом и его представителем, суд должен рассмотреть все доказательства, имеющиеся в распоряжении правительства. Правительство заявляло, что следует ограничиться доказательствами и показаниями, представленными судебным чиновником, ведающим регистрацией юридических документов.

В своем решении Апелляционный суд подчеркнул, что Закон об обращении с задержанными лицами требует от него рассмотреть вопрос о том, подтверждалось ли определение трибунала по рассмотрению статуса перевесом доказательств. Суд пришел к следующему выводу: чтобы утверждать, что веские доказательства оправдывали определение трибунала о том, что иностранец, содержащийся на базе Гуантанамо, был «комбатантом противника», необходимо иметь доступ ко всей информации, имеющейся в распоряжении правительства. Суд приобщил к делу охранный судебный приказ, в котором презюмировалось, что адвокату истцов «необходимо было знать» всю правительственную информацию, касающуюся дела его клиента, за исключением совершенно секретной информации, которую правительство могло не открывать для адвоката истцов. Апелляционный суд удовлетворил

29 United States Court of Appeals for the District of Columbia Circuit, Haji Bismullah a/k/a Haji Bismillah, and a/k/a Haji Besmella, Haji Mohammad Wali, Next Friend of Haji Bismullah, Petitioners v. Robert M. Gates, Secretary of Defense, Respondent, No. 06-1197, argued 15 May 2007 and decided 20 July 2007. Решение по этому делу принималось вместе с решением по делу Huzaifa Parhat, et al., Petitioners v. Robert M. Gates, Secretary of Defense, et al., Respondents, No. 06-1397, http://caselaw.lp.findlaw.com/data2/circs/dc/061197a.pdf.

427

Доклады и документы

также ходатайство правительства об охранном судебном приказе, дающем ему возможность как проверять переписку задержанного и его адвоката, так и удалять из нее любые сведения, не касающиеся захвата задержанного лица и судопроизводства в трибунале по рассмотрению вопроса о статусе комбатанта.

Суд Соединенных Штатов по рассмотрению решений военных комиссий, Соединенные Штаты против Омара Ахмеда Хадра30,

24 сентября 2007 г.

24 сентября 2007 г. Суд по рассмотрению решений военных комиссий отменил постановление военной комиссии касательно юрисдикции, принятое в деле Омара Ахмеда Хадра31. Он определил, что военная комиссия допустила ошибку, решив, что, вынесенное ранее трибуналом по рассмотрению вопроса о статусе комбатанта определение о статусе лица как «комбатанта противника» является предварительным условием для передачи обвинений в военную комиссию. Суд решил, что формулировки Акта о военных комиссиях 2006 г. (АВК) вместе с четкими прецедентами, касающимися вопроса об установлении юрисдикции в федеральных судах, являются доказательством того, что военная комиссия обладает полномочиями принимать независимое решение об этом предварительном условии, относящимся к юрисдикции. Суд определил, что текст, структура и история принятия АВК явным образом свидетельствуют о том, что военный судья, председательствующий в военной комиссии, может выносить решения как по фактическому вопросу о статусе обвиняемого как «незаконного комбатанта противника», так и по соответствующему правовому вопросу о юрисдикции военной комиссии в отношении конкретного лица. Суд сделал вывод, что военная комиссия может осуществлять юрисдикцию, если статус «комбатанта противника» установлен в силу веских доказательств, и потребовал от военной комиссии вести все необходимое судопроизводство для установления его юрисдикции в отношении обвиняемого лица32.

30 United States Court of Military Commission Review, United States of America v. Omar Ahmed Khadr, 24 September 2007, www.defenselink.mil/news/Sep2007/Khadr%20USCMCR%20Order%20RE%20 Abatement%20 (24%20Sept%2007)%20(6%20pages).pdf.

31 См. примечание 27 выше.

32 6 ноября 2007 г. Апелляционный суд США по округу Колумбия отклонил апелляцию, поданную Омаром Ахмедом Хадром, подтвердив, таким образом, решение Суда по пересмотру решений военной комиссии, который вновь выдвинул обвинения против него.

428

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.