Научная статья на тему 'Имплементация  международного гуманитарного права на национальном уровне  Информационный бюллетень об изменениях во внутреннем законодательстве и прецедентном праве (выходит 2 раза в год).  Июль-декабрь 2004 г.'

Имплементация международного гуманитарного права на национальном уровне Информационный бюллетень об изменениях во внутреннем законодательстве и прецедентном праве (выходит 2 раза в год). Июль-декабрь 2004 г. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имплементация международного гуманитарного права на национальном уровне Информационный бюллетень об изменениях во внутреннем законодательстве и прецедентном праве (выходит 2 раза в год). Июль-декабрь 2004 г.»

Том 87 Номер 857 Март 2005 г.

L МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ttrarriT

расного Креста

Имплементация

международного гуманитарного права на национальном уровне

Информационный бюллетень об изменениях во внутреннем законодательстве и прецедентном праве (выходит 2 раза в год).

Июль-декабрь 2004 г.

А. Законодательные акты

Аргентина

В октябре 2004 г. был принят декрет 1430/20041 об учреждении Национального справочного бюро. Этот документ был опубликован 21 октября 2004 г. Он вступил в силу 29 октября 2004 г., т. е. через 8 дней после опубликования.

В соответствии с декретом правовой департамент министерства иностранных дел, внешней торговли и культа Аргентинской Республики будет функционировать как Национальное справочное бюро в случае возникновения вооруженного конфликта с самого его начала, как это предусматривается в статье 122 Третьей Женевской конвенции об обращении с военнопленными.

287

Доклады и документы - 61-я сессия Комиссии по правам человека ООН, 16 марта 2005 г.

Министерство должно предложить конкретные меры, действия и реформы, направленные на выполнение им обязательств, указанных в статье 122 Третьей Женевской конвенции. С этой целью оно может также получать любую необходимую информацию от официальных органов власти.

Бенин

11 мая 2004 г. Национальное собрание приняло Закон № 2004-06 «Об использовании и защите эмблемы и наименований Красный Крест и Красный Полумесяц в Республике Бенин»2.

В этом законе содержатся положения, регламентирующие использование эмблемы и наименования Красного Креста и Красного Полумесяца как в мирное время, так и во время вооруженного конфликта, а также нормы, касающиеся защиты этой эмблемы и наименования. В документе содержатся положения, ограничивающие использование эмблем и наименований Национального общества Красного Креста Бенина, Международного Комитета Красного Креста, Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и признанных Национальных обществ других стран, а также принципы и определения, зафиксированные в Женевских конвенциях. Кроме того, закон предусматривает санкции, применяемые в случае нарушения устанавливаемых им норм. Во время вооруженного конфликта разрешение на использование эмблемы в защитных целях выдает министерство обороны.

Босния и Герцеговина

21 октября 2004 г. был принят Закон «О Красном Кресте Боснии и Герцеговины»3, его текст был опубликован 2 ноября 2004 г. Закон вступил в силу 10 ноября 2004 г., т. е. через 8 дней после опубликования.

Законом было учреждено Общество Красного Креста Боснии и Герцеговины. Этот правовой акт устанавливает его правовой статус, определяет структуру и полномочия, в нем рассматриваются и другие вопро-

1 Decreto 1430/2004: Asignanse a la Direccion General de Consejerfa Legal del mencionado Ministerio las functiones de Oficina Nacional de Informacion en caso de producirse un conflicto armado, de acuerdo con lo previsto en el articulo 122 del Convenio Relatibvo al Trato Debido a los Prisioneros de Guerra, suscripto en Ginebra, Confederacion Suiza, el 12 de agosto de 1949.

2 Loi no. 2004-06 Portant usage et protection en republique de Benin de l’embleme et du nom de la Croix-Rouge et de Croissant-Rouge, adopte par l’Assemblee Nationale le 11 mai 2004.

3 Law of 21 October 2004, published in the Official Gazette of Bosnia and Herzegovina, No. 49/04 of 2 November 2004.

288

Том 87 Номер 857 Март 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

сы, касающиеся этого национального общества, а также разрешается использовать эмблему Красного Креста.

Национальное общество обладает правосубъектностью и является единственным обществом Красного Креста в Боснии и Герцеговине. Министерству по правам человека и делам беженцев Боснии и Герцеговины поручено контролировать деятельность национального общества.

Этот закон отменяет действие Закона о статусе и полномочиях Красного Креста Республики Босния и Герцеговина4.

21 октября 2004 г. был принят Закон Боснии и Герцеговины «О лицах, пропавших без вести». 9 ноября 2004 г. его текст был опубликован5. Закон вступил в силу 17 ноября, т. е. через 8 дней после опубликования.

В законе дается новое определение понятия «лицо, пропавшее без вести», а также предусматриваются меры, направленные на то, чтобы сделать более эффективными розыск пропавших без вести, обмен информацией, касающейся этих лиц, их централизованный учет и принятие мер по соблюдению социальных и других прав членов их семей. Кроме того, в нем рассматриваются другие вопросы, касающиеся лиц, пропавших без вести в Боснии и Герцеговине.

Закон предусматривает также создание Комитета по делам лиц, пропавших без вести, которому поручается осуществлять розыск лиц, пропавших в Боснии и Герцеговине, а также розыск граждан этой страны, пропавших за ее пределами. Помимо этого, на основании закона создается Центральный архив материалов о лицах, пропавших без вести, где будет храниться вся информация о пропавших без вести, собранная ассоциациями родственников пропавших без вести, другими организациями граждан и подразделениями службы розыска Общества Красного Креста Боснии и Герцеговины, действующими в соответствии со своими полномочиями.

Министерству по правам человека и делам беженцев поручено следить за тем, как будет осуществляться имплементация этого закона.

30 сентября 2004 г. был принят Закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Боснии и Герцеговины», имплементирующий статью 9 Оттавской конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении. 29 декабря 2004 г. текст закона был опубликован в Официальном бюллетене6, в силу он вступил 6 января 2005 г.

В соответствии с законом в Уголовный кодекс включается новая статья 193а «Запрещенные виды оружия и другие средства ведения воен-

4 Official Gazette of RBiH no. 21/92 i 13/94.

5 Official Gazette of RBiH no. 50 of 9 November 2004.

6 Official Gazette no. 61/04 of 29 December 2004.

289

Доклады и документы - 61-я сессия Комиссии по правам человека ООН, 16 марта 2005 г.

ных действий», которая запрещает любое использование, производство, накопление запасов или передачу всех вооружений, запрещенных международным правом.

Камбоджа

27 октября 2004 г. был опубликован текст Закона «О создании особых палат в судах Камбоджи для преследования лиц за преступления, совершенные в период Демократической Кампучии»7. Этот закон предусматривает внесение изменений в закон 2001 г. о создании особых судебных палат для преследования за преступления, совершенные красными кхмерами, что приводит его в соответствие с положениями Соглашения, подписанного

6 июня 2003 г. между Королевством Камбоджа и ООН8.

Закон предусматривает создание в камбоджийских судах особых палат (далее: палат), временная юрисдикция которых распространяется на преступления, совершенные в период с 17 апреля 1975 г. по 6 января 1979 г. Персональная юрисдикция этих палат ограничивается «высшими руководителями Демократической Кампучии», а также лицами, которые несли «наибольшую ответственность» за совершение преступлений и серьезных нарушений, подпадающих под юрисдикцию палат.

Палаты осуществляют юрисдикцию в отношении:

- преступлений по международному праву (включая геноцид, преступления против человечности и серьезные нарушения Женевских конвенций, а также уничтожение культурных ценностей, как оно определено в Гаагской конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, и преступления против лиц, находящихся под международной защитой в соответствии с Венской конвенцией 1961 г. о дипломатических сношениях) и

- преступлений, являющихся таковыми по камбоджийскому законодательству (включая убийство, пытки и преследование по религиозным соображениям, как определено в Уголовном кодексе Камбоджи 1956 г.). Пожизненное заключение является самым суровым наказанием, к которому особые палаты могут приговаривать лиц, виновных в совершении этих преступлений.

7 NS/RKM/1004/006.

8 Resolution AG A/RES/228 B of 6 June 2003. The Law approving the Agreement between the United Nations and the Royal government of Cambodia Concerning the Prosecution under Cambodian Law of Crimes Committed during the Period of Democratic Cambodia (hereinafter the Agreement) was promulgated on 19 October 2004 (MS/RKM/1004/004) <http:/www.cambodia.gov.kh/krt/ English/image%20.doc.htm>.

290

Том 87 Номер 857 Март 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

Закон также устанавливает состав особых палат, в который входит Судебная палата и Палата Верховного суда. Он предусматривает двухуровневую систему, которая обеспечивает большинство камбоджийских судей по отношению к международным судьям, входящим в состав палат, и в то же время требует, чтобы, по крайней мере, один международный судья проголосовал «за», прежде чем будет принято какое-либо решение или вынесен приговор9.

Япония

После вступления в силу в июне 2003 г. основных законов, определяющих сферу применения японского законодательства в чрезвычайных ситуациях, японский парламент принял в июне 2004 г. семь отдельных законодательных актов, регламентирующих действия в таких ситуациях, и одобрил присоединение Японии к соответствующим международным договорам, включая два Дополнительных протокола 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г.

31 августа 2004 г. Япония вручила государству-депозитарию документы, подтверждающие присоединение к двум Дополнительным протоколам 1977 г., и в тот же день сделала заявление о признании компетенции Международной комиссии по установлению фактов. 3 сентября 2004 г. тексты этих документов были опубликованы в Официальном бюллетене. Для Японии два Дополнительных протокола вступили в силу 28 февраля 2005 г., через 6 месяцев после сдачи на хранение депозитарию документов о присоединении.

Эти новые законы10 затрагивают ряд вопросов, касающихся имплементации Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним в национальном законодательстве. Они, в частности, относятся к таким областям, как обращение с военнопленными, усиление защиты эмблем Красного Креста и Красного Полумесяца, а также предусматривают применение новых норм уголовного права, направленных на пресечение некоторых серьезных нарушений Женевских конвенций и Первого Дополнительного протокола к ним.

9 В конце 2004 г. Генеральный секретарь ООН и Королевское правительство Камбоджи обратились к международному сообществу с призывом о предоставлении средств. Ожидается, что будет собрана достаточно большая сумма, которая позволит провести мероприятия по созданию особых палат.

10 Закон о защите гражданского населения (принят 14 июня 2004 г., опубликован 18 июня 2004 г., вступил в силу 17 сентября 2004 г.); Закон об обращении с военнопленными (принят 14 июня 2004 г., опубликован 18 июня 2004 г., вступил в силу 28 февраля 2005 г.); Закон о применении наказаний за серьезные нарушения МГП (принят 14 июня 2004 г., опубликован 18 июня 2004 г., вступил в силу 28 февраля 2005 г.).

291

Доклады и документы - 61-я сессия Комиссии по правам человека ООН, 16 марта 2005 г.

Нигер

8 июня 2004 г. был принят Закон № 2004-044, касающийся выполнения положений Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении11. В тот же день он был обнародован Президентом Республики. Текст закона был опубликован 15 июня 2004 г.

Закон имплементирует статью 9 Оттавской конвенции от 3 декабря 1997 г.12 и предусматривает применение санкций в виде лишения свободы и штрафов в случае нарушения положений Акта о ратификации этой конвенции.

Перу

22 июля 2004 г. был принят Декрет №957 о новом Уголовно-процессуальном кодексе13, этот документ был опубликован 29 июля 2004 г. Как указывается в Разделе 1 Заключительных положений, в различных судебных округах Кодекс будет вступать в силу постепенно, поэтапно в соответствии с официальным графиком, который будет утвержден в законодательном порядке.

Уголовно-процессуальный кодекс состоит из 566 статей. В Раздел 7 «Международное сотрудничество в судебной области» входит часть VII «Сотрудничество с Международным уголовным судом», содержащая, в частности, такие статьи, как «Арест, передача лиц и предварительный арест», «Другие формы сотрудничества» и «Приведение в исполнение приговоров». Часть VII Раздела 7 вступит в силу 1 февраля 2006 г. и позволит Перу сотрудничать с МУС в соответствии с Частью 9 Римского статута.

Португалия

22 июля 2004 г. был принят Закон «О приведении уголовного законодательства Португалии в соответствие со Статутом Международногоуголов-ного суда, определяющего деяния, которые составляют преступления против международного гуманитарного права»14. Текст закона был опуб-

11 Закон «О выполнении Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении» от 8 июня 2004 г, № 2004-044.

12 Акт о ратификации № 99-01 от 24 января 1999 г,

13 Decreto legislativo no. 957 - Codigo Procesal Penal, El Peruano Diario Official, no. 8804, 29 de Julio de 2004.

14 Lei no. 31/2004 de 22 de Julho Adapta a legisla§ao penal portuguesa ao Estatuto do Tribunal Penal Internacional, tipificando as condutas que constituem crimes de viola§ao dо direito internacional humanitario - 17 altera§ao ao Codigo Penal.

292

Том 87 Номер 857 Март 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

ликован в тот же день. Закон вступает в силу через 30 дней после его опубликования, но это не относится к статье 3, аннулирующей некоторые статьи Уголовного кодекса, которая вступила в силу 14 сентября 2004 г.

Первые четыре статьи Закона аннулируют и изменяют некоторые статьи Уголовного кодекса. Статья 2 существенным образом изменяет статью 246 Уголовного кодекса, которая теперь гласит, что любому лицу, виновному в совершении одного из преступлений, предусмотренных Законом, будет запрещено участвовать в выборах Президента Республики, членов Законодательного собрания или местных органов власти и членов Европейского парламента, а также быть избранным в эти органы. Запрет устанавливается сроком от 2 до 10 лет.

В приложении дается определение преступлениям, которые перечисляются в Уголовном кодексе: преступление геноцида; преступление против человечности; военные преступление против личности; военные преступления, совершенные в результате применения запрещенных методов и средств ведения военных действий; военные преступления, совершенные против объектов, находящихся под защитой отличительных знаков и эмблем; неправомерное использование отличительных знаков и эмблем; военные преступления против собственности и иные военные преступления. Подстрекательство к войне и вербовка наемников также относятся к подобного рода преступлениям.

Положения закона применяются также к преступлениям, совершенным за пределами Португалии, когда лицо, их совершившее, арестовывается в Португалии и не может быть выдано, или когда принимается решение не передавать его Международному уголовному суду.

Военные командиры и другие начальники, которым известно или должно быть известно о совершении этих преступлений лицами из личного состава, находящегося под их командованием или контролем, и которые ничего не предпринимают, чтобы предотвратить совершение этих действий или довести эту информацию до сведения компетентных органов, подлежат в соответствии с этим законом такому же наказанию, как и лицо (лица) их совершающее (совершающие). Закон не предусматривает никаких ограничений сферы своего действия в отношении указанных преступлений.

В том случае, если затрагиваются военные интересы, а также иные интересы португальского государства, этот закон будет применяться одновременно с Кодексом военной юстиции.

Руанда

19 июня 2004 г. был принят и опубликован Основной закон № 16/2004 «Об организации, компетенции и функционировании судов Гачача, кото-

293

Доклады и документы - 61-я сессия Комиссии по правам человека ООН, 16 марта 2005 г.

рым поручается преследовать и судить лиц, виновных в совершении преступления геноцида и других преступлений против человечности, имевших место в период с 1 октября 1990 г. по 31 декабря 1994 г». В этот же день закон вступил в силу15.

Закон состоит из 4-х разделов: в Разделе 1 рассматриваются вопросы, касающиеся сферы применения Закона; Раздел 2 посвящен созданию, организации и компетенции судов Гачача и их отношениям с другими учреждениями; Раздел 3 - уголовному преследованию за совершение преступлений и судебным процедурам; Раздел 4 содержит временные правила, заключительные положения и главу «Разное».

В статье 51 Закона дается определение трех категорий правонарушителей и их сообщников, которые должны подвергаться судебному преследованию. К 1-й категории относятся лица, которые планировали, организовывали, осуществляли геноцид и другие преступления против человечности, являлись подстрекателями к нему (ним) или его (их) зачинщиками, а также члены различных политических и религиозных организаций, которые принимали участие в этих действиях или призывали к ним других лиц. В 1-ю категорию входят также лица, которые подвергали пыткам других людей, даже если эти действия и не приводили к их смерти; лица, которые совершали акты изнасилования или пытали других людей, причиняя вред их половым органам, а также лица, совершившие надругательство над телами погибших. Ко 2-й категории относятся лица, которые совершали убийства, иные действия против других лиц или нападения на них, что привело к их смерти; лица, которые наносили ранения другим лицам или совершали нападения на них с целью убить их, но не достигли этой цели, а также лица, которые совершали или помогали совершать иные преступления против других лиц без намерения причинить им смерть. К 3-й категории относятся лица, которые совершили только преступление против собственности, кроме тех случаев, когда лицо, совершившее правонарушение, и его жертва не договорились об урегулирования разногласий полюбовно. Дела лиц, относящихся к 1-й категории, должны рассматривать обычные суды, дела же лиц, подпадающих под категорию 2 и 3, будут рассматриваться судами Гачача.

15 Journal officiel numero special 19/06/2004.

294

Том 87 Номер 857 Март 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЖУРНАЛ

Красного Креста

Б. Национальные комитеты по международному гуманитарному праву

Коста-Рика

21 мая 2004 г. был принят декрет «О создании Комиссии по международному гуманитарному праву», текст которого был опубликован 4 ноября 2004 г. Этот документ вступил в силу в день его опубликования.

В состав Комиссии входят представители различных министерств, законодательных и судебных органов, высших учебных заведений и Общества Красного Креста Коста-Рики.

В ее обязанности входит оказание содействия правительству в решении таких вопросов, как имплементация в национальном законодательстве действующих норм международного гуманитарного права и разработка законопроектов и декретов, дающих возможность Коста-Рике выполнять обязательства, налагаемые на нее договорами по международному гуманитарному праву.

Комиссия будет содействовать распространению знаний о международном гуманитарном праве, принимать участие в совещаниях, семинарах и конференциях и помогать высшим учебным заведениям включать изучение норм этого права в свои учебные программы. Она будет также предлагать определенные виды деятельности, направленные на осуществление имплементации и обеспечение соблюдения международного гуманитарного права.

Комиссия будет работать в составе министерства иностранных дел, которое будет выполнять функции ее правления и секретариата. По вопросам, связанным с международным гуманитарным правом, Комиссия может проводить консультации с Международным Комитетом Красного Креста.

Сенегал

2 июня 2004 г. был принят декрет №2004-657 «Об учреждении, организации и функционировании Комиссии по правам человека и укреплению мира».

В компетенцию Комиссии входят вопросы, связанные с правами человека и международным гуманитарным правом. Она функционирует в составе Администрации Президента Республики, принимая жалобы от корпоративных органов, частных лиц и организаций, работающих в области прав человека и международного гуманитарного права, и проводя по ним расследования. Комиссия также содействует имплементации в национальном законодательстве международных договоров по праву прав человека или международному гуманитарному праву и содействует распространению знаний об этих отраслях права.

295

Доклады и документы - 61-я сессия Комиссии по правам человека ООН, 16 марта 2005 г.

Для того чтобы Комиссия могла выполнять свои задачи, в ее состав включены отдел по правам человека, отдел международного права и отдел документации и распространения информации о праве прав человека и международном гуманитарном праве.

У Комиссии есть свой собственный бюджет, им руководит комиссар в ранге министра.

Сербия и Черногория

9 сентября 2004 г. постановлением Совета министров Сербии и Черногории была учреждена Комиссия по международному гуманитарному праву Сербии и Черногории16. На следующий день текст постановления был опубликован в официальном вестнике № 43/2004, а через 8 дней после опубликования этот документ вступил в силу.

Комиссии поручено следить за тем, как развивается и имплементируется международное гуманитарное право, предлагать меры в области его имплементации на национальном уровне, содействовать распространению знаний об этой отрасли права и изучению его норм, а также сотрудничать с МККК и другими организациями. Комиссия подотчетна Совету министров.

Состав Комиссии отражает федеративное устройство Сербии и Черногории. В нее входят представители федеральных министерств иностранных дел и обороны Сербии и Черногории, министерств внутренних дел и юстиции Сербии и министерств внутренних дел и юстиции Черногории. Кроме того, в состав Комиссии введены по одному представителю от Общества Красного Креста Сербии и Черногории и от Ассоциации международного права, а также три независимых эксперта. При необходимости Комиссия может проводить консультации с другими правительственными органами или организациями, такими, как, например, МККК.

Эта правительственная комиссия была создана в дополнение к уже существующей Комиссии по международному гуманитарному праву Общества Красного Креста Сербии и Черногории, которая была учреждена в 1970 г. Югославским обществом Красного Креста и сыграла важную роль в развитии МГП на национальном и международном уровне.

16 Odluka o obrazovaniju Komisije za medunarodno humanitamo pravo, («Sluzbeni List SCG», br. 43/2004).

296

Том 87 Номер 857 Март 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

В. Прецедентное право

Армения

13 августа 2004 г. Конституционный суд Армении17 вынес постановление относительно соответствия положений Статута Международного уголовного суда 1998 г. Конституции Республики Армения.

По мнению Суда, большинство положений Римского Статута соответствуют Конституции, за исключением части 10 Преамбулы и статьи 1 Статута, в которых говорится, что МУС дополняет национальные системы уголовного правосудия.

Суд решил, что Глава 9 Конституции Армении, содержащая положения об организации судебной системы Республики Армения, не допускает, чтобы национальные органы уголовной юстиции дополнял какой-либо судебный орган, даже если он создан в соответствии с международным договором.

Суд пришел к выводу, что до присоединения к Статуту в текст Конституции необходимо внести поправку, признающую обязательства, предусмотренные Римским Статутом, или юрисдикцию Международного уголовного суда как органа, дополняющего систему национального правосудия.

Соединенные Штаты Америки

8 ноября 2004 г. суд округа Колумбия, США, вынес решение в отношении прав лиц, содержащихся под стражей на военно-морской базе США в Гуантанамо, и законности использования военных комиссий для рассмотрения их дел в судебном порядке18.

Одним из фигурантов этого дела проходил гражданин Йемена, который содержался под стражей в Гуантанамо в качестве «комбатанта неприятельской стороны». Президент США принял решение, что в соответствии с военным приказом19 от 13 ноября 2001 г. этого задержанного может судить военная комиссия. Арестованного обвинили в том, что он «участвовал в заговоре с целью нападения на гражданских лиц и гражданские объекты, совершал убийства и уничтожал имущество, будучи незаконным комбатантом, а также совершал террористические акты».

17 Decision of the Constitutional Court of Armenia on the issue of compatibility of the provisions, stipulated by the Statute of the International Criminal Court, signed in Rome on 17 July 1998 with the Constitution of the Republic of Armenia, Yerevan, 13 August 2004.

18 United States District Court for the District of Columbia, Civil Action no. 04-1519 (JR), 8 November 2004.

19 Military Order of November 13, 2001, Federal Register, November 16, 2001 (Volume 66, Number 222), Presidential Documents, pp. 57831-57836.

297

Доклады и документы - 61-я сессия Комиссии по правам человека ООН, 16 марта 2005 г.

Военные адвокаты, назначенные для защиты задержанного на процессе с участием военной комиссии, подали иск в суд округа Колумбия, оспаривая законный характер деятельности военных комиссий с точки зрения как внутреннего законодательства, так и международного права. Защитники аргументировали свою позицию, исходя из постановления Верховного Суда США по делу Хамди от 28 июня 2004 г.20, в котором говорится, что заключенные имеют право оспаривать факт их содержания под стражей в ходе процесса, организуемого удерживающими властями, а также использовать федеральные суды для того, чтобы опротестовывать вынесенное решение или характер его проведения.

В своем постановлении от 8 ноября 2004 г. суд округа Колумбия сослался на статью 5 Третьей Женевской конвенции, положения которой включены в Устав вооруженных сил США (они требуют, чтобы статус военнопленных устанавливался «компетентным судом»), а также на статью 102 этой же Конвенции, в которой говорится, что приговор в отношении военнопленного будет считаться законным только в том случае, если он выносится теми же судами и в том же порядке, какие установлены для лиц, принадлежащих к составу вооруженных сил держащей в плену державы. В данном случае речь идет о военном суде, учрежденном в соответствии с Единым сводом военных законов США.

Суд постановил, что создание военных комиссий, которые по некоторым важным вопросам отличаются от военных судов, учрежденных в соответствии с Единым сводом военных законов, составляет нарушение прав заключенного до тех пор, пока компетентный суд не отклонит его требование о предоставлении ему статуса военнопленного. Определения, вынесенные президентом США или судом по рассмотрению статуса комбатанта относительно того, что задержанный не является военнопленным, не отвечают критериям Третьей Женевской конвенции.

Суд не согласился с утверждением правительства США о том, что Женевские конвенции не применяются к конфликту против «Аль-Каеды», и высказал мнение, что захват указанных лиц произошел в рамках международного вооруженного конфликта между США и Афганистаном.

20 Supreme Court, Hamdi etal. v. Rumsfeld,Secretary of Defence, et. al., no. 03-6696, 28 June 2004, см. также «National Implementation of International Humanitarian Law - biannual update on national legislation and case law, January-June 2004», International Review of the Red Cross, no. 855, p. 705.

298

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.