Имплементация ключевых постулатов доклада на XX Всекитайском съезде коммунистической партии Китая в рамках российско-китайского сотрудничества
Лю Гэ,
магистр, Институт русского языка Хэйлунцзянского университета
E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены основные цели, задачи и тезисы, представленные в тексте Доклада, озвученного в рамках ХХ Всекитайского съезда Коммунистической партии КНР. Проведен анализ имплементации внешнеполитических целей Китая, зафиксированных в Докладе, в контексте российско-китайского сотрудничества. Выделены такие ключевые сферы взаимодействия, как промышленное развитие, инфраструктура, инновационные технологии, торговля энергоресурсами, усиление национальных валют и увеличение их доли во взаимных расчетах; определены общие геополитические цели двух стран. Отдельно рассмотрено сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс, один путь».
Как показал сравнительный анализ постулатов Доклада, озвученного в рамках ХХ Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая и динамики сотрудничества между Китаем и Россией, партнерство двух стран имеет стратегическое значение. Россия и Китай представляют собой крупные по территориальному охвату государства, обладающие колоссальными ресурсами и ощутимым влиянием на мировой порядок, поэтому крайне важно продвигать сотрудничество между ними в различных областях народного хозяйства и дипломатии.
Ключевые слова: Россия, Китай, всекитайский съезд, инновационное развитие, экономический рост, территориальная целостность, геополитика, товарообмен, экспорт, энергоресурсы.
о
с CJ
со
см
см
<о
Z
154
Общеизвестно, что современный Китай «живет пятилетками» - но это отнюдь не означает, что руководство страны не располагает долгосрочными внутренними и внешними политическими стратегиями. Вектор развития политической и экономической систем Китая определяется правящей Коммунистической партией, которая продолжает играть доминирующую роль в политическом пространстве страны [11, с. 187].
Для того, чтобы обозначить общее направление китайской внешней политики, в официальный дискурс была введена доктрина «человеческое сообщество единой судьбы» (термин, озвученный впервые в докладе Ху Цзиньтао на XVIII съезде КПК) [3, с. 83]. Доктрина стала результатом усилий по выходу Китая «из тени» мировой политики; она, кроме того, выражает ориентированность страны на мировое лидерство. Следует также отметить, что на современном этапе Китай реализует утвержденную еще в 2004 г. (XVII съезд Коммунистической партии Китая) политику «мирного развития и сосуществования» [3, с. 83].
Следует отметить, что стабильность политической жизни современного Китая и высокий уровень одобрения методов политического руководства населением обусловлены, в первую очередь, успешными итогами имплементации стратегий национального развития. Концепция национального развития понимается китайским руководством в качестве сложной системы взаимосвязей и «рычагов», сконцентрированных в рамках централизованной системы управления. Концепция развития - это поиск гармонии между факторами внутренней безопасности и безопасности внешней; сочетание традиционных и нетрадиционных сфер политического воздействия [2, с. 51].
Общая партийная линия формируется и корректируется, как правило, в ходе регулярных съездов Коммунистической партии Китая. Концептуальное ядро внутренней и внешней политики страны содержат в себе выступления Генеральных секретарей Компартии Китая, публикуемые по результатам съездов. Выступление представляет собой открытый документ, обращенный как в адрес граждан Китая, так и в адрес всей мировой общественности [6, с. 157]. Помимо докладов Генеральных секретарей партии на съездах, важными публичными документами, фиксирующими производственные, финансовые, социальные, дипломатические установки, выступают протоколы Центральных рабочих совещаний по вопросам внешней политики (т.н. «белые книги») [6, с. 79].
Съезды Коммунистической партии Китая традиционно привлекают к себе внимание представителей политических элит и СМИ множества стран, так как именно в ходе съездов определяются будущие направления китайской политики (а Китай, как известно, является одним из ключевых акторов глобальной политики и экономики). Особую важность представляет собой произошедший в октябре 2022 г. ХХ Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая [2, с. 50].
В рамках настоящего исследования мы предпримем попытку обозначить взаимосвязь ключевых постулатов Доклада и основных совместных мероприятий России и Китая, направленных на развитие долгосрочного сотрудничества.
Традиционно публикация докладов становится важнейшим инфоповодом в российских СМИ, так как российско-китайское сотрудничество имеет стратегическое значение для России. Это партнерство основано на общих интересах, включающих обеспечение политической стабильности, национальной безопасности, стимулирование экономического развития и научно-технического сотрудничества. Как указано в тексте вышеобозначенного Доклада, приоритетной целью Китая на современном этапе выступает «открытость внешнему миру»: «опираясь на сверхмасштабный внутренний рынок как свое преимущество», Китай стремится «привлекать глобальные ресурсы, повышать эффективность взаимодействия как внутренних, так и внешних рынков» [4].
Вопросы обеспечения территориальной целостности, политика невмешательтва дела суверенных государств и обеспечение равноправия стран - одна из наиболее актуальных тем официального дискурса Китая. Китай, как гласит Доклад, «уважает право народов всех стран самостоятельно выбирать собственный путь развития и социальный строй, категорически выступает против любых форм гегемонизма и политики силы», страна высказывается против «вмешательства во внутренние дела других стран и применения двойных стандартов» [4].
Схожие тезисы можно обнаружить в совместном заявлении представителей России и Китая «Об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия» (март 2023 г.). В ходе визита Си Цзиньпина в Российскую Федерацию (20-22 марта 2023 г.), Председатель Китайской Народной Республики провел встречу с Президентом В.В. Путиным и Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным. По итогам встреч стороны подчеркнули обоюдное стремление к противодействию концепции «высшей демократии» и навязыванию другим государствам собственных ценностей, проведения идеологических линий, создания «ложного нарратива» о демократиях и автократиях [10].
Одним из наиболее болезненных и дискуссионных вопросов китайской внешней политики является так называемый тайваньский вопрос. В До-
кладе указано, что Китай выступает «против вмешательства внешних сил и абсолютного незначительного числа сепаратистов, выступающих за так называемую «независимость Тайваня», а также их сепаратистской деятельности» [4]. Российские партнеры уже достаточно давно осознали важность территориальной целостности для Китая, в связи с чем неоднократно высказывают одобрение политики «одного Китая». В опубликованном в марте 2023 г. совместном заявлении об углублении стратегического взаимодействия РФ и КНР содержится тезис о том, что «Россия считает Тайвань неотъемлемой частью КНР и выступает против его независимости» [9].
Доклад, помимо прочего, акцентирует важность научного вектора внешней политики Китая. В тексте Доклада содержится вывод о том, что Китай сталкивается с некоторыми барьерами в реализации стратегий инновационного развития: «существует множество узких мест и слабых звеньев, тормозящих высококачественное развитие, инновационный потенциал Китая в области науки и техники остается невысоким» [4]. Для того, чтобы преодолеть данные барьеры, Китай и Россия подписали Протокол об укреплении сотрудничества в области фундаментальных научных исследований (март 2023 г.). В Протоколе, помимо прочего, выражено намерение по расширению и интенсификации сотрудничества в проекте класса мегасайенс «NICA» [8]. Главы государств, помимо прочего, выразили намерение по реализации иных международных научных инициатив Объединенного института ядерных исследований. Протокол зафиксировал порядок организации совместной работы: планируется формирование координационного комитета и экспертной рабочей группы, а совместные инновационные проекты будут реализованы усилиями специалистов Объединенного института ядерных исследований и ряда китайских научных центров.
Доклад, опубликованный по результатам ХХ Всекитайского съезда Коммунистической партии, акцентирует внимание на том, чтобы «рассматривать реальный сектор экономики как точку приложения усилий для развития экономики» [4]. Индустриализация уже с начала ХХ в. имела колоссальное значение для Китая, поскольку именно промышленность является ключевым фактором для достижения устойчивого экономического роста, повышения уровня жизни населения и обеспечения конкурентоспособности страны. Индустриализация позволила Китаю превратиться из сельскохозяйственной страны в государство с развитой промышленностью и высокой долей городского населения. Развитие промышленного сектора привело к динамизму экономического роста, позволило создать рабочие места, увеличить производство продуктов и услуг, в том числе направляемых на экспорт. Сегодня, можно сказать, Китай уже практически перешел на новую стадию - стадию неоиндустриализации. В данной связи правительство страны, как указывает-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
ся в Докладе, должно «содействовать индустриализации нового типа, <...> форсировать создание «цифрового Китая» [4].
Российско-китайское партнерство имеет в этом отношении высокую значимость. Страны, в частности, сотрудничают в области гражданского авиастроения, судостроения, автомобильного производства. Российская сторона отмечает, что залогом устойчивости развития обеих стран выступает «обеспечение технологического суверенитета» [7].
Анализ текстов предыдущих докладов позволяет констатировать, что по мере наращивания экономической мощи Китаем экономический аспект международной повестки становится доминирующим [6, с. 159]. Финансовый вектор международного сотрудничества является, согласно Докладу, важнейшей сферой дипломатических усилий страны. Доклад провозглашает цель по со-вершенстованию системы макроэкономического управления, предписывает «усиливать координацию и взаимодействие между финансовой и монетарной политикой», «совершенствовать современную бюджетную систему», «укреплять систему обеспечения финансовой стабильности» [4].
Российские программные документы и стратегии также продвигают идею о важности международного сотрудничества в финансовой сфере. В целях реализации данной установки Россия и Китай утвердили План развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 г. Документ содержит детальное описание мер по взаимодействию рейтинговых агентств и страховых организаций; мер по эффективизации расчетов; а также мер в области инвестирования, кредитования, увеличения доли национальных валют при расчетах [1].
Доклад, в частности, прямо декларирует цель «планомерно продвигать интернационализацию китайского юаня» [4]. Следует отметить, что уже с 2020 г. во внешней торговле Китая с другими странами все чаще используются национальные валюты. Говоря о торговле между Китаем и Россией, следует отметить, что к началу 2023 г. более 70% товарооборота между н странами осуществляется в рублях и юанях [7]. Россия намерена и далее поощрять данную политику и, в рамках имплементации постулатов Доклада и собственных стратегий национального развития, расширять взаимное присутствие финансовых и банковских структур.
Торговля на внешних рынках во многом обеспечивает динамические темпы экономического развития Китая, в связи с чем торговое сотрудничество также включено в перечень общегосударственных приоритетов. Согласно Докладу, Китай выступает важным торговым партнером для 140 5 стран мира и продолжает занимать 1 место в ми-5 ре по совокупному объему товарооборота, что, Я в свою очередь, позволяет ему привлекать ино-° странный капитал и инвестиции из-за рубежа. ав Расширение торгового сотрудничества именуется
в Докладе «архитектоникой внешней открытости» [4].
Россия выступает одним из ключевых торговых партнеров для Китая. Для России торговое сотрудничество с Китаем стало особенно важным в условиях масштабных экспортно-импортных санкций, действующих с начала 2022 г. Тем не менее, отмечается, что «несмотря на последствия пандемии и санкционный прессинг», товарооборот между странами в 2022 г. побил исторический рекорд и составил 185 млрд долл. США. В 2023 г. планируется увеличить данный показатель до 200 млрд долл. США [7].
Глобальный по территориальному охвату и геополитической значимости проект «Один пояс, один путь» также не утрачивает актуальности. Инициатива «Один пояс, один путь» - глобальная стратегия экономического развития, предложенная Китаем в 2013 г. и направленная на укрепление экономической интеграции и сотрудничества между Китаем и странами Евразии и Африки посредством развития транспортной инфраструктурной сети, укрепления торговых связей и привлечения инвестиций в различные отрасли экономики. Акцент в данном проекте локализируется на создании сети транспортных коридоров, включая морские и сухопутные пути, которые потенциально могут улучшить связи между регионами и облегчить циркуляцию товаров, услуг и капитала. Кроме того, «Один пояс, один путь» включает в себя не только экономические меры, но и культурные инициативы, а также совместные мероприятия в области образования, науки и инноваций.
Каждый из официальных Докладов, публикуемых по результатам Всекитайского съезда с 2013 г., подчёркивает важность проекта для Китая. В Докладе от 2022 г., в частности, указывается следующее: «инициатива совместного строительства «Одного пояса и одного пути» стала международным общественным благом и площадкой для международного сотрудничества» [4]. Российская сторона является активным участником мероприятий «Пути». Как указано на официальном сайте Президента РФ, Россия стремится к сопряжению Евразэс и инициативы «Один пояс, один путь». Синергетический эффект, обеспечиваемый за счет сочетания институций Евразэс и инфраструктуры «Пути», позволит в ближайшие 3-5 лет увеличить взаимный товарооборот в несколько раз. Известно, кроме того, что в 2023 г. был сформирован масштабный пакет из 80 значимых и перспективных двусторонних инвестиционных проектов в различных областях на сумму около 165 млрд долл. США [7].
Китай, как известно, стремится к мировому лидерству в области энергетики - как конвенциональной (невозобновляемые ресурсы), так и альтернативной («зеленые» виды энергии). Энергетическая безопасность и развитие энергетического сектора являются важными факторами внешней политики Китая, особенно при учете ускоренного экономического роста, индустриали-
зации и стремления к экологическом устойчивости. Китай - одна из крупнейших экономик в мире, и его энергетические потребности по мере экономического роста многократно увеличиваются. Энергия играет центральную роль в поддержании производства, транспорта, коммуникаций и других отраслей экономики. Обеспечение надежных и доступных источников энергии является необходимым условием для поддержания и стимулирования дальнейшего экономического развития.
Китай, при этом, находится в достаточно уязвимой позиции зависимости от внешнего импорта энергоресурсов, особенно нефти, газа и угля. Следовательно, обеспечение стабильного снабжения энергоресурсами и диверсификация источников поставок - важные стратегические цели. В данной связи Китай активно развивает внутренние и международные энергетические связи, включая строительство межконтинентальных газопроводов и развитие сектора возобновляемых источников энергии. Согласно тексту Доклада, «необходимо ускоренными темпами способствовать регулированию и оптимизации <...> структуры энергетики, <...> претворять в жизнь стратегию экономии ресурсов во всех областях, содействовать экономному и интенсивному использованию разного рода ресурсов [4].
Россия, будучи сырьевой экономикой, уже достаточно долго является стратегическим поставщиком нефти, природного газа, угля, электроэнергии в Китай. Более того, страна стремится к расширению сфер энергетического партнерства. К примеру, по результатам заседания глав государств в марте 2023 г., утверждены проекты по строительству объектов ядерной энергетики. Планируется нарастить объём поставок до 98 млрд м3 газа, и 100 млн т сжиженного природного газа к 2030 г. Кроме того, на стадии согласования на данный момент находится проект газопровода «Сила Сибири - 2» [7].
Таким образом, как показал сравнительный анализ постулатов Доклада, озвученного в рамках ХХ Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая и динамики сотрудничества между Китаем и Россией, партнерство двух стран имеет стратегическое значение. Россия и Китай представляют собой крупные по территориальному охвату государства, обладающие колоссальными ресурсами и ощутимым влиянием на мировой порядок, поэтому крайне важно продвигать сотрудничество между ними в различных областях народного хозяйства и дипломатии. Сотрудничество между Россией и Китаем имеет большой потенциал для развития экономики обеих стран. Россия обладает богатыми природными ресурсами, включая энергетические ресурсы, тогда как Китай является крупнейшим потребителем этих ресурсов. Взаимное сотрудничество в области торговли, инвестиций и технологического сотрудничества способствует укреплению экономических связей и стимулированию взаимного развития. Россия и Китай также сотрудничают в области промыш-
ленности, особенно в высокотехнологичных отраслях. Обмен опытом, технологиями и инновациями способствует развитию обоих стран и повышению их конкурентоспособности на мировом рынке. Кроме того, Россия и Китай активно развивают сотрудничество в области инфраструктуры, включая строительство транспортных магистралей, портов, железных дорог и энергетических объектов. Это способствует улучшению связей между странами, повышает уровень товарооборота и притока инвестиций, а также создает благоприятную среду для развития бизнеса и обеспечения экономического роста.
Литература
1. В МИД рассказали о сотрудничестве России и Китая в финансовой сфере // Агентство экономической информации «Прайм». -2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://1prime.ru/finance/20230327/840202267. html. - Дата доступа: 05.06.2023.
2. Горян, Э.В. Концепция национальной безопасности Китая в «новую эпоху»: предварительные итоги ХХ Всекитайского съезда коммунистической партии Китая // Национальная безопасность / nota bene. - 2022. - № 6. - С. 49-61.
3. Денисов, И.Е. Внешняя политика Китая при Си Цзиньпине: преемственность и новаторство / И.Е. Денисов // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2017. - № 5 (10). - C. 83-98.
4. Полный текст доклада 20-ому Всекитайскому съезду Коммунистической партии Китая // Ministry of Foreign Affairs of China. -2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/202210/ t20221026_10792071.html. - Дата доступа: 05.06.2023.
5. Помозова, Н. Б. «Сообщество единой судьбы»: эволюция внешнеполитической концепции Китая (конец 1990-х гг. - наст. вр.) / Н.Б. По-мозова // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. - 2019. -№ 2. - С. 76-88.
6. Помозова, Н.Б. Отражение внешнеполитического вектора в дискурсе докладов на XV-XIX съездах Коммунистической партии Китая / Н.Б. Помозова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2018. -№ 4. - С. 156-161.
7. Российско-китайские переговоры В Кремле прошли переговоры Владимира Путина с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином // Сайт Президента Российской Федерации. - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/ events/president/news/70748. - Дата доступа: 05.06.2023.
8. Россия и Китай расширят сотрудничество в проекте NICA // Наука.рф - официальный сайт Десятилетия науки и технологий в России
сз о со -а
I=i А —i о
сз т; о
m О
от
З
ы о со
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// xn-80aa3ak5a.xn - p1ai/news/rossiya-i-kitay-rasshiryat-sotrudnichestvo-v-proekte-nica/. - Дата доступа: 05.06.2023.
9. Россия считает Тайвань неотъемлемой частью КНР и выступает против его независимости // ТАСС. - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/politika/17331887. - Дата доступа: 05.06.2023.
10. Совместное заявление РФ и КНР об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху // Интернет-портал «Российской газеты». - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2023/03/21/ sovmestnoe-zaiavlenie-rf-i-knr-ob-uglublenii-otnoshenij-vseobemliushchego-partnerstva-i-strategicheskogo-vzaimodejstviia-vstupaiushchih-v-novuiu-epohu.html. - Дата доступа: 05.06.2023.
11. Трощинский, П.В. Право, политика и идеология современного Китая / П.В. Трощинский // Труды Института государства и права РАН. -2016. - № 4 (56). - С. 187-204.
IMPLEMENTATION OF THE KEY POSTULATES OF THE REPORT AT THE XX ALL-CHINA CONGRESS OF THE COMMUNIST PARTY OF CHINA IN THE FRAMEWORK OF RUSSIAN-CHINESE COOPERATION
Liu Ge
Heilongjiang University
The article considers the main goals, objectives and theses presented in the text of the Report, announced within the framework of the 20th National Congress of the Communist Party of PRC. An analysis was made of the implementation of China's foreign policy goals, as set out in the Report, in the context of Russian-Chinese cooperation. Such key areas of interaction as industrial development, infrastructure, innovative technologies, trade in energy resources, strengthening of national currencies and increasing their share in mutual settlements have been identified; the common geopolitical goals of the two countries were determined. Separately, cooperation within the framework of the "One Belt, One Road" initiative was considered.
As shown by a comparative analysis of the postulates of the Report announced at the 20th National Congress of the Communist Party of China and the dynamics of cooperation between China and Russia, the partnership between the two countries is of strategic importance. Russia and China are large states in terms of territorial coverage, possessing colossal resources and tangible influence on the world order, therefore it is extremely important to promote cooperation between them in various areas of the national economy and diplomacy.
Keywords: Russia, China, all-china congress, innovative development, economic growth, territorial integrity, geopolitics, commodity
exchange, export, energy resources.
References
1. The Ministry of Foreign Affairs spoke about the cooperation between Russia and China in the financial sector // Agency for Economic Information "Prime". - 2023 [Electronic resource]. -Access mode: https://1prime.ru/finance/20230327/840202267. html. - Access date: 06/05/2023.
2. Goryan, E.V. The concept of China's national security in the "new era": preliminary results of the XX National Congress of the Communist Party of China // National Security / nota bene. -2022. - No. 6. - S. 49-61.
3. Denisov, I.E. China's foreign policy under Xi Jinping: continuity and innovation / I.E. Denisov // Outlines of global transformations: politics, economics, law. - 2017. - No. 5 (10). - C. 83-98.
4. Full text of the report to the 20th National Congress of the Communist Party of China // Ministry of Foreign Affairs of China. -2022 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.fmprc. gov.cn/rus/zxxx/202210/t20221026_10792071.html. - Access date: 06/05/2023.
5. Pomozova, N. B. "Community of common destiny": the evolution of China's foreign policy concept (late 1990s - present) / N.B. Pomozova // Bulletin of the Russian State Humanitarian University. Series: Political Science. Story. International relationships. - 2019. - No. 2. - S. 76-88.
6. Pomozova, N.B. Reflection of the foreign policy vector in the discourse of reports at the XV-XIX Congresses of the Communist Party of China / N.B. Pomozova // State and municipal management. Scholars Notes. - 2018. - No. 4. - S. 156-161.
7. Russian-Chinese talks Vladimir Putin held talks with President of the People's Republic of China Xi Jinping in the Kremlin // Website of the President of the Russian Federation. - 2023 [Electronic resource]. - Access mode: http://kremlin.ru/events/ president/news/70748. - Access date: 06/05/2023.
8. Russia and China will expand cooperation in the NICA project // Nauka.rf - the official site of the Decade of Science and Technology in Russia [Electronic resource]. - Access mode: https://xn-80aa3ak5a.xn - p1ai/news/rossiya-i-kitay-rasshiryat-sotrudnichestvo-v-proekte-nica/. - Access date: 06/05/2023.
9. Russia considers Taiwan an integral part of the PRC and opposes its independence // TASS. - 2023 [Electronic resource]. -Access mode: https://tass.ru/politika/17331887. - Access date: 06/05/2023.
10. Joint statement of the Russian Federation and China on the deepening of relations of comprehensive partnership and strategic interaction entering a new era // Internet portal of Rossiyskaya Gazeta. - 2023 [Electronic resource]. - Access mode: https:// rg.ru/2023/03/21/sovmestnoe-zaiavlenie-rf-i-knr-ob-uglublenii-otnoshenij-vseobemliushchego-partnerstva-i-strategicheskogo-vzaimodejstviia-vstupaiushchih-v-novuiu- epohu.html. - Access date: 06/05/2023.
11. Troshchinsky, P.V. Law, politics and ideology of modern China / P.V. Troshchinsky // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. - 2016. - No. 4 (56). - S. 187-204.
о с
u
CM CO