6. Bogaturov A. D. Ocherky teorii i politicheskogo analiza mezhdunarodnih otnosheny / A. D. Bogaturov, N A. Kosolapov, М. А. Hrustalev. М.: NОFМО, 2002. C 45-55.
7. Makarichev А. Proektnie sety, transfert znany i idea «obu-caushego regiona» // Pro et Contra. 2003. ^ 8. № 2. S. 32-49.
8. Mezhdunarodny issledovania v Rossii b SNG. Nauchno-analiticheskie i obrazovatelnie centri, uchenie i specialisty v oblasty mezhdunarodnih otnosheny i bezopasnosty : spravochnik / sost.: U. ^ Abramov [i dr.]; otv. red.: А. D. Bogaturov, А.VВ. Коrtunov. М.: Моsк. rabochiy, 1999. C 67-71.
9. Reshetnikov, Q V. Teoria processa priniatia upravlencheskih resheny. Мinsk: Акаdemia upravlenia pri Presidente Respubl. Belarus, 2003. S. 24-35
10. Abelson, D. E. American think-tanks and their role in US foreign policy. N. Y.: St. Martin’s, 1996.
11. Diana Stone, Co-Editor, Think Tanks Across nations: a Comparative Approach., 1998.
12. Makarichev А. Prostranstvo prozrachnosty : idea-norma-institut? / Makarichev А. - http://www.eurasianhome.org/xml/t7expert. 2006
Сведения об авторах
Лаврик Михаил Владимирович - преподаватель Института социальных наук Иркутского государственного университета, аспирант кафедры Мировой истории и международных отношений исторического факультета, г. Иркутск, e-mail: [email protected]
Data on authors
Lavrik Mihail Vladimirovich - prepodavatel' Instituta social'nyh nauk Irkutskogo gosudarstven-nogo universiteta, aspirant kafedry Mirovoy istorii i mejdunarodnyh otnosheniy istoricheskogo fakulteta, g. Irkutsk, e-mail: [email protected]
УДК 329 (510)
ББК 66.6 (5 кит)
О.Б. Бальчиндоржиева
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МНОГОПАРТИЙНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ В КНР
В статье автор рассматривает проблему модернизации и совершенствования системы многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством Коммунистической партии Китая. Автор проводит анализ ее исторического и теоретического развития.
Ключевые слова: многопартийное сотрудничество, Коммунистическая партия Китая, демократические партии, беспартийные деятели, Народный политический консультативный совет КНР.
O.B. Balchindorzhieva
PERFECTION OF SYSTEM OF MULTI-PARTY COOPERATION AND POLITICAL CONSULTATIONS IN THE PEOPLES REPUBLIC OF CHINA
Annotation: the article is devoted to the problem of modernization of the multi-party cooperation and political consultations under management of the Community party of China. The author gives the analyses of its historical and the theoretical development.
Key words: Multi-party cooperation, Community party of China, democratic parties, non-party figures, the National political advisory council of the Peoples Republic of China.
Основу системы многопартийного сотрудничества и политических консультаций в КНР составляет Единый народно-демократический фронт. Исторически Единый народно-демократический фронт сложился как общественно-политическое движение, которое, «как отмечено в Уставе Народного политического консультативного совета Китая (1954 г.), сплачивает все национальности страны, демократические классы, демократические партии и группы, народные организации, китайских граждан, проживающих за границей, всех патриотических демократических деятелей» [8].
Помимо Коммунистической партии Китая, являющейся ведущей силой, Единый народнодемократический фронт объединяет еще три категории организаций:
1) общественные неполитические организации трудящихся, действующие под непосредственным руководством КПК и связывающие эту партию с широчайшими народными массами (профсоюзы, Коммунистический союз молодежи Китая, Всекитайская федерация кооперативов и т.д.);
2) массовые демократические организации различных слоев населения (Всекитайская демократи-
ческая федерация женщин, Союз беспартийных демократов, Союз студентов и другие общества);
3) некоммунистические политические партии и примыкающие к ним общественные организации нетрудовых слоев населения, которые, однако, признают руководящую роль Компартии в обществе.
Некоммунистическими политическими партиями и примыкающими к ним организациями Компартия не осуществляет непосредственного руководства. Однако объединение их в составе Единого народно-демократического фронта, где, согласно конституции КНР, ведущая роль принадлежит Компартии, обеспечивает такую их деятельность, которая соответствует генеральной линии Компартии, интересам народа [8].
Большинство из этих партий были созданы в 1940-е гг. и прошли уже более чем полувековой путь, а две из них - Партия стремления к справедливости и Крестьянско-рабочая демократическая партия -имеют более давнюю историю. В свое время социальной базой для образования этих партий послужила национальная буржуазия, верхние слои городской мелкой буржуазии, патриотически настроенная ин-
теллигенция, отражавшие интересы промежуточных политических сил.
Все демократические партии участвовали в подготовке Первой сессии Народного политического консультативного совета Китая, состоявшейся в сентябре 1949 г. и выполнившей роль Учредительного собрания Китайской Народной Республики. Из 662 участников этой пленарной сессии НПКСК около 30 % было представлено членами этих организаций.
В апреле 1956 г. в речи Мао Цзэдуна «О десяти важнейших взаимоотношениях» говорилось: «Что, в конце концов, лучше - иметь одну партию или несколько партий? Как мы теперь видим, лучше, пожалуй, иметь несколько партий. То же самое можно сказать не только о прошлом, но и о будущем, а это означает длительное сосуществование и взаимный контроль» [4,354-355]. Эта установка на «длительное сосуществование и взаимный контроль» была принята КПК тогда в качестве основного курса в ее взаимоотношениях с демократическими партиями. В документах VIII съезда КПК (1956) было зафиксировано, что «демократические партии давно уже установили отношения сотрудничества с КПК», что «в дальнейшем необходимо придерживаться курса на длительное сосуществование и взаимный контроль между КПК и всеми демократическими партиями». КПК использовала Единый фронт в целях «сплочения с буржуазией, ее воспитания и перевоспитания, чтобы она своими знаниями служила делу социалистического строительства» [5, 48-49].
Несмотря на официально провозглашенный в 1956 г. на VIII съезде КПК курс на «длительное сосуществование и взаимный контроль», в 1957 г. вслед за развернувшимися кампаниями «за упорядочение стиля», «борьбы против правых» демократические партии попали в опалу и подверглись резкой критике со стороны КПК. Целый ряд руководителей этих партий были отнесены к «правым» элементам.
В результате этой борьбы с «правыми» руководство демократических партий претерпело значительные изменения. С руководящих постов были сняты многие их деятели. Следствием этой борьбы стало снижение политической активности членов демократических партий, боязнь и нежелание высказывать свои политические взгляды, авторитету КПК был нанесен значительный урон так же, как и взаимоотношениям КПК с демократическими партиями в целом, роль демократических партий в общественнополитической жизни страны существенно снизилась.
Новые бедствия на демократические партии обрушились с началом «культурной революции». Уже к концу августа 1966 г. в связи с нападками, обвинениями, требованиями хунвейбинов прекратить работу, арестами руководителей демократические партии были вынуждены свернуть свою деятельность. Демократические партии стали называть «реакционными организациями», их членов - «помещичьими элементами», «контрреволюционными учеными авторитетами», они подвергались травле, гонениям, арестам, у них конфисковывали имущество, некоторые руководящие деятели Демократической лиги Китая, Общества 3 сентября даже погибли в этот период [7, 201-202].
Только в середине 1970-х гг. демократические партии, согласно установкам КПК, стали возвращаться к жизни, для чего был принят ряд мер по восстановлению их деятельности. В отчетном докладе XI съезду КПК прозвучало заявление о «... необходимости развивать Единый фронт... включающий патриотические демократические партии» [1,124]. В том же докладе говорилось о необходимости, «следуя указаниям Мао Цзэдуна, правильно проводить политику сплочения, воспитания и перевоспитания интеллигенции и в полной мере выявлять активность широких масс интеллигенции в строительстве социализма», о необходимости сплочения с интеллигенцией, бережном отношении к ней, «создании могучей армии интеллигенции рабочего класса...» [7].
Как и в других областях политической жизни Китая, точкой отсчета в активизации, возрождении демократических партий и Единого фронта стал 3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва, состоявшийся в декабре 1978 г. Важнейшими и направляющими документами для дальнейшего развития демократических партий стали выступления Дэн Сяопина в 1979 г. В своей вступительной речи на 2-й сессии ВК НПКСК 5-го созыва в июне 1979 г. он отметил славную историю и важные заслуги этих партий, заявил, что «они уже стали политическими союзами, состоящими частью из социалистических тружеников и частью из патриотов, поддерживающих социализм; политической силой, служащей делу социализма под руководством КПК» [3, 224].
В документах XIII съезда КПК (1987 г.) была подтверждена политика сотрудничества с демократическими партиями. В Отчетном докладе XIII съезду говорилось: «. твердо придерживаясь курса на длительное сосуществование, взаимный контроль, искренний обмен мнениями, общее сопереживание радостей и невзгод, совершенствовать систему многопартийного сотрудничества и консультаций под руководством Коммунистической партии, еще более повышать роль демократических партий. » [2,61].
Спустя два года, на 2-й сессии ВК НПКСК 7-го созыва в 1989 г., было заявлено о желании закрепить институт многопартийного сотрудничества в законодательном порядке и внести в связи с этим исправления в Конституцию КНР [6,50]. После многократных обсуждений и консультаций с демократическими партиями ЦК КПК утвердил важный документ «Соображения ЦК КПК об отстаивании и совершенствовании руководимой КПК системы многопартийного сотрудничества и политических консультаций», регламентирующий взаимоотношения между КПК и демократическими партиями.
Этот документ стал основополагающим, программным, комплексным для дальнейшего развития отношений между партиями. Впервые система многопартийного сотрудничества и политических консультаций была названа «одним из основных политических механизмов» Китая, а «отстаивание и совершенствование этой системы» - «важным содержанием реформы политической структуры страны». Демократические партии были названы «важным каналом, отражающим мнения народных масс, выпол-
няющим контролирующую роль». Также в документе были четко определены основные моменты участия демократических партий в политической жизни страны, а именно участие в работе органов государственной власти; в консультациях по вопросам курса и политики государства и выборов руководящих государственных деятелей; в управлении государственными делами, а также в выработке государственного курса, политики, законов и законоположений.
На официальном уровне вопрос о демократизации политической системы по западному образцу не ставится и вряд ли возникнет в обозримом будущем. Все демократические партии и Единый фронт самостоятельной политики не проводят и служат проводниками политики компартии в массы. Проблема демократизации политического строя ставится китайским руководством весьма своеобразно, то есть в соответствии с пониманием демократии с китайской спецификой. В этом понимании есть место учету материальных и отчасти социальных интересов населения, но нет места для его волеизъявления. Система политического участия граждан только начинает развиваться, но все же определенные изменения в этой сфере существуют. Важнейшим результатом этого процесса стало осознание действительных интересов большинства населения и политика реализации этих интересов на практике.
Литература
1. XI Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая (документы). - Пекин, 1977.
2. Документы XIII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая. - Пекин, 1987.
3. Дэн Сяопин. Избранное (1975-1982 гг.) / Сяопин Дэн. -Пекин, 1985.
4. Мао Цзэдун. Избранные произведения / Цзэдун Мао. - Пекин, 1977.
5. Материалы VIII Всекитайского съезда КПК. - М.: Политиздат, 1956.
6. Степанова Г.А. Система многопартийного сотрудничества в КНР / Г.А. Степанова. - М.: ИДВ РАН, 1999.
7. Чжунго чжэнчжи фачжаньюй дуодан хэцзо чжиду (Политическое развитие Китая и система многопартийного сотрудничества). - Пекин, 1991
8. Чиркин В.Е. Основы государственного права КНР. -Сверловск, 1958 г.
9. http://chupanov.narod.ru/index.htm
Literature
1. XI congress of Communist party of China (documents). - Pekin, 1977.
2. Documents of the XIII congress of Communist party of China. - Pekin, 1987.
3. Deng Xiaopin. The selected works (1975-1982) / Xiaopin Deng. - Pekin, 1985.
4. Mao Zedong. The selected products / Zedong Mao. - Pekin,
1977.
5. Materials of the VIII congress of Communist party of China. -М., 1956.
6. Stepanova G.A. System of multi-party cooperation in the Peoples Republic of China / G.A. Stepanova. - М.: IDV the Russian Academy of Science, 1999.
7. Zhongguo zhengzhi fazhan yu duodang hezuo zhidu (Political development of China and system multi-party cooperation). - Pekin, 1991
8. Chirkin V.E. Bas of state law of the Peoples Republic of China. - Sverdlovsk, 1958
9. http: // chupanov.narod.ru/index.htm
Сведения об авторах
Бальчиндоржиева Оюна Баировна - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected] Data on authors
Balchindorzhieva Oyuna Bairovna - candidate of philosophy science, th senior teacher of philosophy chair of the Buryat state university, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]
УДК 316.334.4 ББК 60.561.4
С.Е. Туркулец
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МИФА И ПРАВА: ГОРИЗОНТЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
В статье предпринята попытка комплексного анализа столь сложного социального феномена, как право, через актуализацию его тесной, в определенном смысле генетической, взаимосвязи с одной из первых мировоззренческих форм, успешно эксплуатируемых человечеством и поныне, - мифом. Автор обосновывает положение о том, что миф и право представляют собой способы конструирования моделей социальной реальности. В статье рассмотрены особенности каждого из таких способов моделирования человеческого бытия. Автор утверждает, что когда резервы этих форм духовного освоения и проектирования бытия не противоречат, а дополняют друг друга, они приобретают силу мощного и действенного фактора развития цивилизованных социальных отношений.
Ключевые слова: мир, право, мировоззрение, социальная реальность, социальные отношения, регулятор.
S.E. Turkulets
INTERACTION BETWEEN MYTH AND LAW: VISTAS OF SUCCESSION
The author attempts to make a comprehensive analysis of such complicated social phenomenon as law through actualization of its close, in a sense, genetic relationship with myth as one of the first Weltanschauung forms successfully employed by the humanity to date. The author argues that both myth and law are methods to construct models of social reality. Specific features of these existence modeling methods are analyzed. According to the author, when reserves of spiritual assimilation and design of the existence are complementary rather than contradictory to each other, they gain strength of a powerful and effective factor contributing to the development of civilized social relations.
Key words: the world, right, outlook, social reality, social attitudes, regulator.