Научная статья на тему 'ИМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СТУДЕНТОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ'

ИМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СТУДЕНТОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
82
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / GENDER / ТЕМПЕРАМЕНТ / TEMPERAMENT / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ЮНОШИ / BOYS / ДЕВУШКИ / GIRLS / РАЗЛИЧИЯ / DIFFERENCES / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулакова Татьяна Валдимировна

Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования индивидуально - типологических свойств темперамента студентов в зависимости от половой принадлежности. В результате исследования мы пришли к выводу, что имеются гендерные различия формально - динамических свойств темперамента, которые выражаются в следующем: юноши по сравнению с девушками имеют более высокие значения показателей по шкалам: эргичности, пластичности, скорости в психомоторной и интеллектуальной сферах. У девушек более высокие значения показателей по шкалам: эмоциональности в психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPIRICAL STUDY OF TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS' PERSONALITIES: A GENDER ASPECT

The paper is devoted to the analysis of the results of an empirical study of the typological characteristics of students' temperament depending on gender. The study differentiates formal - dynamic characteristics of temperament, which are demonstrated in the values of indicators on corresponding scales. Boys compared to girls have higher values on sociability, plasticity, speed of the psychomotor and intellectual spheres. Girls have higher values on emotionality in the psychomotor, intellectual, communicative spheres.

Текст научной работы на тему «ИМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СТУДЕНТОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Импирические исследования индивидуально-типологических свойств студентов: тендерный аспект*

Кулакова

Татьяна Валдимировна

Кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Балаковского филиала РАНХиГС

Tatiana V. Kulakova

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Economics and Management, Balakovo branch of RANEPA

e-mail: kulakova-1965@mail.ru УДК 159.922

Empirical study of typological characteristics of students' personalities: a gender aspect

Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования индивидуально - типологических свойств темперамента студентов в зависимости от половой принадлежности. В результате исследования мы пришли к выводу, что имеются гендерные различия формально -динамических свойств темперамента, которые выражаются в следующем: юноши по сравнению с девушками имеют более высокие значения показателей по шкалам: эргичности, пластичности, скорости в психомоторной и интеллектуальной сферах. У девушек более высокие значения показателей по шкалам: эмоциональности в психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной сферах.

Ключевые слова и словосочетания: гендер, темперамент, студенты, юноши, девушки, различия, индивидуально -типологические свойства.

The paper is devoted to the analysis of the results of an empirical study of the typological characteristics of students' temperament depending on gender. The study differentiates formal - dynamic characteristics of temperament, which are demonstrated in the values of indicators on corresponding scales. Boys compared to girls have higher values on sociability, plasticity, speed of the psychomotor and intellectual spheres. Girls have higher values on emotionality in the psychomotor, intellectual, communicative spheres.

Keywords: gender, temperament, students, boys, girls, differences, typological characteristics.

*Статья публикуется в рамках всероссийской конференции, посвященной Дню российской науки, состоявшейся 7 февраля 2020 года в Балаковском филале РАНХиГС

Актуальность исследования определяется тем, что темперамент оказывает существенное влияние на успешность освоения знаний, предметную деятельность индивида и в целом на адаптационные возможности человека, особенно на способность быстро приспосабливаться к новой среде.

Существенный интерес представляет прикладной аспект выбранной темы: изучение темперамента, как фактора успешности обучения и профессиональной деятельности, определение и прогнозирование детерминант социального поведения индивида в условиях учебного заведения.

Гендер - это одна из базовых характеристик личности, обусловливающая психологическое и социальное

развитие человека. Его многокомпонентная структура взаимосвязана с особенностями личности, оказывающими влияние на межличностные отношения индивида [1].

Темперамент - это индивидуальная характеристика со стороны динамических особенностей психической деятельности человека: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Существуют ли гендерные различия темперамента? Если да, то в чем именно они проявляются?

Теоретико - методологическим основанием нашего эмпирического исследования являлась теория формально - динамических свойств темперамента В.М. Русалова.

В.М. Русалов определял темперамент как сложно организованную систему свойств, подструктуру индивидуальности, которая выполняет универсальную регулирующую функцию, определяя формально-динамические характеристики поведения человека на этапах афферентного синтеза, программирования, реализации психического акта, осуществления обратной связи, не зависимо от его содержания [5].

Объект: исследования студенты.

Предмет: исследования гендерные особенности индивидуально - типологических особенностей темперамента

Цель: исследования изучение гендерной специфики индивидуально - типологических свойств темперамента студентов.

Экспериментальное исследование проводилось в г. Балаково Саратовской области на базе (РАНХиГ) среди студентов заочной формы обучения вузов по направлению подготовки «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление» девушки - 68 человек в возрасте от 18 - 29 лет, юноши 46 человек - в возрасте от 20 - 30 лет.

Нами использовались следующие методы исследования:

1 «Опросник формально - динамических свойств индивидуальности» (далее ОФСДИ) В.М. Русалова [6].

48

Эр.м Эр,и Эр.к Ei.ni Ei.ii Пл. к Ск.м Ск.и Ск.к Эм.я Эм.п Эм.к

■ Юноши

Рисунок 1. Средние значения результатов исследования по методике ОФДСИ В.М. Русалова юноши

Качественный анализ результатов исследования по методике ОФДСИ В.М. Русалова для студентов (юношей) позволяет сделать следующие выводы:

У респондентов данной выборки выявлены высокие значения по шкале эргичность психомоторная (35,4), эргичность коммуникативная (39,3), скорость коммуникативная (36,8), скорость интеллектуальная (34,2).

Для студентов (юношей) характерны следующие индивидуально - типологические особенности темперамента: высокие показатели эргичности в моторной сфере (35,4), что свидетельствует о склонности больше заниматься физическим трудом и не уставать длительное время от физических нагрузок. Высокая потребность в движении, «широкая» сфера психомотор-ной активности, жажда психомоторной деятельности, постоянное стремление к физическому труду, избыток физических сил, вы-сокая мышечная работоспособность. Высокий темп психомоторного поведения - высокая «скорость в различных видах двигательной активности».

Высокие показатели эргичности в коммуникативной сфере (39,3) и скорости коммуникативной (36,8). Данным молодым людям нравится общаться, разговаривать, они испытывают от этого удовлетворение и долго не устают, что возможно связано с особенностями профессиональной деятельности - большинство из них работает в сфере «человек- человек» (юристы), где общение с большим количеством клиентов является одним из ведущих направлений в деятельности. Высокая потребность в общении, широкий круг контактов, тяга к людям, «легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе

общения, импульсивность в общении, широкий набор коммуникативных программ», стремление к лидерству. «Легкая и плавная речь. Быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности» [6].

Уровень развития интеллектуальных возможностей в данной выборке имеет средние значения.

Показатели пластичности в целом по выборке имеют средние значение, что свидетельствует о «типичной для человека гибкости при переключении с одной физической работы на другую, с одних форм двигательной активности на другие, о нормальной гибкости мышления, о готовности к общению, о средневыраженном стремление к разнообразным формам интеллектуальной деятельности и к новым социальным контактам» [6].

Показатели скорости также в целом по выборке имеют средние значения, что свидетельствует о том, что данные студенты имеют среднюю скорость моторно-двигательных операций. Средняя скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности. Средняя выраженность эмоциональных переживаний в случае неудач в работе, требующей умственного напряжения. Среднеинтенсивное эмоциональное переживание в случае неудач в общении, типичная для человека чувствительность к оттенкам межличностных отношений: «средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия».

Низкие значения по шкалам эмоциональность коммуникативная (26,9), эмоциональность психомоторная (27,3).

Эмоциональность психомоторная (27,3) - «низкая чувствительность к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия»: «ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения физической работы». Эмоциональность коммуникативная (28,6) низкая чувствительность к неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе процессе взаимодействия с другими людьми. Эргичность интеллектуальная - средний уровень интеллектуальных возможностей, средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжение. Эмоциональность интеллектуальная (28,6) - средняя выраженность эмоциональных переживаний в случае неудач в работе, требующей умственного напряжения [6].

4S

Эр н ?р" Эр.к Пл. w Пл н Пл. к Ск.н Ск.н Ск.к Эн и Эыл Эм.к

_ИДс^жи_

Рисунок 2. Средние значения результатов исследования по методике ОФДСИ В.М. Русалова девушки Для студентов - девушек характерны следующие особенности темперамента:

Высокие значения по шкале скорость коммуникативная (34,8), эргичность коммуникативная (33,5), по остальным шкалам показатели имеют средние значения.Эргичность коммуникативная (33,5) - высокая потребность в общении, широкий круг контактов, тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, стремление к лидерству. Высокий уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты, спонтанность своих поступков и непосредственность в процессе социального взаимодействия, стремление к поддержанию разнооб-разных контактов, широкий набор коммуникативных программ. Скорость коммуникативная (34,8) - легкая и плавная речь. Быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности [6].

Эр.м Эр.и Эр.к Пл. м Пл. и Пл. к Ск_м Ск_и Ск.к Эм.м Эм.и Эм.к ■ Юноши 1Леву111ки

Рисунок 3. Сравнительный анализ результатов исследований по методике ОФСДИ В.М. Русалова юноши и девушки

Сравнительный анализ результатов исследования девушек и юношей по методике ОФДСИ В.М. Русалова зафиксировал некоторые значимые различия между ними по следующим факторам: эргичность в коммуникативной сфере, эргичности в психомоторной сфере, скорость психомоторная, скорость интеллектуальная, скорость коммуникативная.

Юноши по сравнению с девушками обладают более выраженным запасом сил в психомоторной сфере (физический труд) (65,4% и 17,8%) соответственно; более общительны и не устают от общения с разными людьми (76,9% и 39,3%), соответственно быстрее переключаются с одного вида физической деятельности на другой (76,9% и 50%), быстрее выполняют физическую работу (69.3% и 28,6%), быстрее вербализуют свои мысли (57,7% и 46,4%), быстрее выполняют умственную работу (46,2% и 28,6%). А также юноши по сравнению с девушками более эмоционально устойчивые: у них зафиксированы более низкие значения эмоциональности коммуникативной (76,5% и 39,3% соответственно), эмоциональности интеллектуальной (42,2% и 25%), эмоциональности психомоторной (38,5% и 21,4 %) соотвественно.

В то же время у девушек наблюдаются более высокие значения показателей в эмоциональной сфере: у них зафиксированы более высокие значения показателей эмоциональности коммуникативной (35,7% и 11,8%), эмоциональности интеллектуальной (35,7%, и 23,0%).

Таким образом, девушки - студентки более эмоциональны, чем юноши, быстрее устают от физического труда, юноши более общительны и любят заниматься физическим трудом.

Итак, можно сделать следующие выводы:

- Адаптивность студентов во многом определяется психофизиологическими свойствами личности, к которым относиться темперамент.

- Не существует плохих и хороших темпераментов, у каждого темперамента есть положительные и отрицательные характеристик, поэтому необходимо, чтобы преподаватели знали и учитывали психофизиологические особенности темперамента студентов и особенности его проявления в той или иной ситуации учебного или внеучебного взаимодействия при организации наиболее комфортного и помогающего учебного пространства, а также в целом обучающей среды Вуза.

- В данной выборке высок процент студентов, имеющих сангвинистический и холеристический темперамент. Для них характерны следующие поведенческие проявления, которые следует учитывать всем акторам учебного процесса для повышения эффективности взаимодействия с ними:

Студенты обладают высокой адаптационной способностью: быстро приспосабливаются к новым, быстро меняющимся условиям жизнедеятельности. Данные студенты не испытывают трудностей с адаптацией к среде вуза к новым сокурсникам и преподавателям, легко приспосабливаются к новой среде обучения и новым требованиям. В новой для них среде при поступления в вуз являются социально активными, общительными, доброжелательными, открытыми, имеют мотивацию к самовыражению и достижению успеха, но в то же время могут не всегда вовремя выполнять учебные задания, иметь академические задолженности, пропускать занятия, и все это они успешно пытаются компенсировать за счет участия в общественных мероприятиях, при этом у них есть способность создавать видимость знаний за счет хорошего владения речевыми навыки и способностью быстро и четко вербализовать свои мысли, также они склонны провоцировать конфликты с однокурсниками и преподавателями, если чувствуют противодействие с их стороны в удовлетворение их потребностей в лидерстве.

Со стороны преподавателей - обладателей данных типов темперамента необходим контроль за добросовестным и своевременным выполнением домашних заданий, курсовых работ и других видов учебной работ.

- Для студентов же меланхолического и флегматического типа темперамента характерны следующие поведенческие проявления: молчаливость, тревожность, обидчивость, плохо воспринимаю критику в свой адрес, преобладает мотивация избегания неудачи, а не достижение успеха, «предпочитают держаться обособленно, с трудом входят в незнакомую компанию, не проявляют инициативу при вступлении и поддержания контактов, быстро устают от общения с другими людьми». Кроме того, такие студенты быстро истощаются как от физической, так и от интеллектуальной деятельности, предпочитая работу, не требующую интеллектуального напряжения, и постоянно нуждаются в одобрении и поддержке. Им свойственны медленные движения, стандартные приемы выполнения различных заданий. Они медленно переключаются с одного вида деятельности на другой [7].

Менее успешно и в течение более длительного периода могут адаптироваться и самореализоваться в новых для них условиях вузовского образования.

В меньшей степени склонны провоцировать конфликты, проявляют меньшую социальную активность, испытывают трудности при публичных выступлениях на практических занятиях. На конференциях и круглых столах, им необходима поддержка преподавателей и благоприятная социально -психологическая атмосфера для того, чтобы они смогли раскрыть свой потенциал и показать истинные знания, так как при наличии знаний, например на экзамене в силу психологических причин они не всегда могут показать себя с лучшей стороны, им мешает волнение и некоторая заторможенность.

Со стороны преподавателей данные студенты испытывают потребность в поддержке, понимании, иногда могут испытывать прокрастинацию.

Полученные результаты исследования темперамента следует учитывать преподавателям и организаторам внеучебной работы со студентами при организации учебно - воспитательного процесса в вузе.

Библиографический список

1. Бендас Т. В. Гендерная психология: учебное пособие. - Санкт Петербург: Питер, 2006. - 431 с: ил. -(Серия «Учебное пособие»).

2. Грошев И.В. Половые различия в проявлениях свойств темперамента//Вестник Российского университета Дружбы народов.- Серия: Психология и педагогика. - №2. - 2004. - С. 170 -177.

3. Макарова Н.Г. Половые и гендерные различия мужчин и женщин. Особенности их изучении // Вестник Российского университета Дружбы народов.-Серия: Психология и педагогика.-№2.-2007.-С.40- 43.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов на Дону: Феникс, 2003. - 348с.

5. Русалов В.М. Пол и темперамент//Психологический журнал.-1993.-Т.14. - №6. - С.55-64.

6. Русалов В М. Опросник формально - динамических свойств темперамента (ОФДСИ): методическое пособие. - Москва: Российская академия наук Институт психологии,1997. - 50с.

7. Верозуб А.С. Адаптированность и темперамент студентов. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ adaptirovannost-i-temperament -studentov/viewer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.