Научная статья на тему 'Императивы, возможности и проблемы реиндустриализации'

Императивы, возможности и проблемы реиндустриализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ИМПЕРАТИВЫ И ИНВЕСТИЦИИ В РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ / ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОТИВАЦИЯ / REINDUSTRIALIZATION / IMPERATIVES AND INVESTMENT IN REINDUSTRIALIZATION / INNOVATION / INTELLECTUAL PROPERTY MANAGEMENT / HUMAN RESOURCES / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бодрунов Сергей Дмитриевич

Встатье рассматриваются основные направления реиндустриализации российской экономики как пути выхода из рецессии и формированиябазы новой модели экономического роста с учетом мирового опыта. Подчеркивается необходимость увеличения инвестиций в реальный сектор экономики, и прежде всего в машиностроение, в исследования и научные разработки — базовых этапов инновационной деятельности, а так же в человеческий капитал. Важная роль отводится мотивации участников процесса модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Imperatives, possibilities and reindustrialization problems

The main directions of reindustrialization of the Russian economy as a way of the recession recovery and the formation of a new model of economic growth base (taking into account the world experience) are concerned in the article. The necessity of investment increase in the real sector of the economy, especially in engineering, in research and scientific development as well as human capital assets is emphasized. The motivation of the modernization process participants is also very important.

Текст научной работы на тему «Императивы, возможности и проблемы реиндустриализации»

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

С. Д. Бодрунов,

директор Института нового индустриального развития (ИНИР), вице-президент Вольного экономического общества России, доктор экономических наук, профессор

ИМПЕРАТИВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

Для начала взглянем на ситуацию, в которой мы сегодня находимся. Приведем некоторые цифры. Темпы роста ВВП в 2012 г. снизились с 4,5% в I полугодии до 2,4% в III квартале и скатились до мизерных 1,8% — в IV квартале. Далее, темпы роста промышленности в конце 2012 г. составляли 1%, по итогам января нынешнего года — 0,8%. Динамика ВВП в январе текущего года в годовом пересчете к январю прошлого года, по оценке Минэкономразвития,— 1,6% к 5,1%, т.е. падение в 3,2 раза. Налицо устойчиво негативная тенденция, поскольку падение продолжается четвертый год подряд (с 8,2% в 2010 г. до 2,6% в 2012 г.). Как-то странно получается — государство все вкладывает да вкладывает в госкорпорации, прокуроры и контролеры все проверяют, а промышленного роста нет как нет! И роста производительности труда тоже нет. И бизнес наш что-то инвестировать не хочет. И с инновациями по-прежнему беда. Зато инфляция, несмотря на «монетарные усилия» ЦБ, все активнее раскручивается: за два месяца этого года, по оценке Росстата, она составила 1,5% (в январе — феврале 2012 г.— 0,9%), т.е. темпы инфляции выросли в 1,7 раза! Всемирный банк снизил прогноз роста нашей экономики на 2013 г. с 3,6 до 3,3%. Еще пару кварталов в таком «темпе» — и можно говорить о полноценной рецессии.

Президент В. В. Путин заявил, что сохранение подобной ситуации — это угроза нашей национальной безопасности, что ныне действующая экономическая модель российского общества себя исчерпала, необходим переход к новой модели экономического роста и развития российского общества в целом. Комплекс задач, требующих решения, был обозначен президентом одним емким определением — модернизация.

Научное сообщество, политическое руководство страны, наши экономические власти объявили в качестве базового тренда модернизации российской экономики ее реиндустриа-лизацию — новую индустриализацию на основе новейшего технологического уклада.

Реиндустриализация предполагает одновременное решение масштабных задач по нескольким взаимосвязанным направлениям:

1 — восстановление или модернизация производственных мощностей, утраченных или устаревших в процессе деиндустриализации;

2 — реализация программ и проектов инновационной индустриализации;

3 — переход на стадию нового индустриального развития с учетом особенностей и технологических вызовов индустрии грядущих десятилетий, к которым относятся:

• возрастающие темпы создания новых технологий, повышающих производительность труда и удешевляющих производство;

• снижение в промышленности доли затрат труда на производство новых изделий при возрастании затрат на их разработку;

• усиление «индивидуализации» производства, снижение его серийности;

• повышение уровня сложности производства, технологий и выпускаемых изделий;

• ускорение интеллектуализации и роботизации производства;

• усиление тенденций сближения разработчика и производителя, сокращения времени на внедрение новых изделий;

• перманентное повышение темпов трансфера технологий.

Остановимся на нескольких важных моментах.

1. Об императивах реиндустриализации

Реиндустриализация как путь выхода из рецессии и база новой модели экономического роста — это мировой тренд. В Соединенных Штатах Америки осуществляется план реиндустриализации на базе двух основных идей: а) реализация энергетической стратегии по повышению доступности и удешевлению энергоносителей (в первую очередь для промышленности); б) стимулирование «оншоринга» («возврата домой») предприятий обрабатывающей промышленности. Россия, чтобы сократить отставание от США и обеспечить форсированный переход к 5-му (с элементами 6-го) технологическому укладу, должна в рамках новой индустриализации решить две сходные задачи: относительное удешевление ресурсной базы, обновление производственных мощностей обрабатывающей промышленности и модернизация промышленности в целом.

США серьезно обеспокоены тем, что, теряя промышленность, Америка может утратить лидерство в передовых отраслях. Президент США Барак Обама в ежегодных посланиях к Конгрессу дважды заявлял о необходимости вернуть в Америку рабочие места в промышленности и поддержал законодательные инициативы в этой сфере (табл. 1).

Таблица 1

Цели реиндустриализации и механизмы их достижения

США Россия

Повышение уровня самообеспечения энергоносителями и удешевление энергоносителей: льготы для «новой» энергетики, сланцевый газ, развитие СПГ-бизнеса Удешевление и увеличение ресурсной базы (Указ Президента РФ № 596 от 07.05.2012 г.) за счет увеличения объема инвестиций в промышленность (2015 г.— до 25% ВВП, 2018 г.— до 27% ВВП)

«Оншоринг» обрабатывающей промышленности: льготы для «неаутсорсинговой» промышленности, налоговое дестимулирование промышленного «аутсорсинга», перепрофилирование старых производств/ переобучение высвобождающихся рабочих Модернизация производственных мощностей и структуры промышленности: создание/модернизация высокотехнологичных рабочих мест (к 2020 г. — 25 млн), развитие госкорпораций в промышленности, концентрация промышленных активов и капитала

В России целевые ориентиры и задачи реиндустриализации определены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Особенно важная роль отводится решению проблемы увеличения инвестиций в реиндустриализацию и проблемы кадров (см. табл. 1).

2. Об инвестициях в реиндустриализацию

Масштабы поставленных задач впечатляют. Однако зададим один важнейший вопрос — достаточно ли у России финансовых ресурсов для реиндустриализации? Если объем инвестиций в реиндустриализацию в 2015 г. должен составить 25% от ВВП, то с учетом прогноза Минэкономразвития в 2015 г. требуется увеличить объем инвестиций в реальный сектор экономики до 20 трлн рублей. Для сравнения: по утвержденной правительством в конце декабря 2012 г. государственной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» объем финансирования в период до 2020 г. в среднем на год составляет около 440 млрд рублей. Конечно, в госпрограмму Минпрома включены далеко не все инвестиционные проекты, необходимые для проведения реиндустриализации, да и в Указе Президента речь не шла исключительно о госинвестициях. И все же приведенные цифры наглядно показывают, что нам необходимо на порядок увеличить объемы финансирования инвестиционных проектов и программ, связанных с индустриализацией, модернизацией обрабатывающей промышленности и других базовых отраслей реального сектора экономики.

Согласно расчетам, столь масштабное увеличение инвестиций в реальный сектор экономики возможно, но оно требует переориентации денежных и кредитных ресурсов как корпораций, так и государства на решение задач реиндустриализации. Существенного эффекта можно добиться также смягчением монетарной, бюджетной и фискальной политики; снижением стоимости заемного капитала для промышленности; использованием мер, позволяющих переломить тенденцию массированного вывоза капитала из России, и т. д.

3. Инновации

Мировой опыт показывает, что в распространении инноваций важную роль играет политика государства (см. рисунок). Как правило, именно государственные или афили-рованные с государством организации задают тон в формировании спроса на инновации. На следующем этапе государство выступает на рынке инноваций в качестве крупнейшего покупателя и заказчика инноваций; кроме того, оно выполняет функции организатора и финансового протектора рынка инноваций.

Однако в России пока ни государство, ни бизнес не выполняют своих функций по формированию инновационного спроса. Так, при сопоставимом с любой страной-лидером

объеме внутренних затрат государства (в % к ВВП) на исследования и разработки, с которых начинается процесс создания инноваций, затраты российских предпринимателей на эти же цели в разы меньше. В результате у нас существенно меньший в целом (по сравнению со странами-лидерами) объем средств, направляемых на исследования и разработки, и негативные показатели по соответствующим позициям.

Таблица 2

Наукоемкость и наукоотдача национальных экономик некоторых стран в 2004 г.

Страна ВВП на 1 занятого, тыс. долл. Доля расходов на НИОКР в ВВП,% Текущий индекс конкурен-тоспособ-ности Доля высокотехнологичной продукции в экспорте,% Доля в мировом экспорте высокотехнологичного оборудования,%

США 73,1 2,64 2* 28,2 16,3

Китай 7,2 1,0 46 16,7 4,6

Германия 56,0 2,50 13** 15,3 4,8

Франция 56,5 2,20 27 19,4 3,4

Россия 18,0 1,24 70 3,1 0,2

* В 2006 г.— 6-е место, ** В 2006 г.— 8-е место.

Есть и другая сторона этой проблемы — неоптимальность и неразвитость инфраструктуры инновационной деятельности, трансфера технологий, механизмов управления интеллектуальной собственностью (табл. 3).

Таблица 3

Управление интеллектуальной собственностью (ИС)

Китай Россия

Стратегия «К инновационной экономике через рынок интеллектуальной собственности» (принята в середине 1990-х гг.) Начаты работы по формированию механизмов управления ИС (2010 г.)

Система госуправления: единая — комитеты интеллектуальной собственности (вертикаль — от Пекина до райцентра) Нет единого госоргана управления и единой политики; управление на федеральном уровне — более 20 министерств и ведомств; в ряде регионов вопросы управления ИС находятся в ведении «экономических», «промышленных» и/или «научных» комитетов/департаментов

Количество объектов ИС (в год): до 30 тыс. патентов на 1 муниципалитет Количество объектов ИС (в год): 44,6 тыс. патентов (в 2011 г.) на всю РФ

В России вопросами ИС занимаются более 20 министерств и ведомств, при этом единой службы по интеллектуальной собственности как не было, так и нет. Усилия по формированию рыночных отношений в этой сфере несопоставимы с финансовыми вложениями в данное направление. Это — один из стратегических рисков индустриализации.

Обратимся к зарубежному опыту. Успехи Китая во многом объясняются реализуемой государством стратегией «К инновационной экономике через рынок интеллектуальной собственности» и созданием жесткой централизованной системы государственного управления этим процессом через комитеты интеллектуальной собственности (до муниципалитета включительно), которые помогают снижать административные барьеры при формировании и развитии национального рынка ИС (см. табл. 3). Этот опыт использован в Казахстане, где все вопросы ИС переданы в Комитет интеллектуальной собственности в рамках Минюста РК, имеющего подразделения также вплоть до муниципалитета (табл. 4).

Таблица 4

Государственное управление интеллектуальной собственностью в СНГ

Страна СНГ Госструктура

Российская Федерация Роспатент плюс 20 федеральных ведомств (27.03.2013 — МОН поддержал проект создания единого министерства ИС). Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции (подкомиссия по ИС)

Республика Казахстан Комитет по правам интеллектуальной собственности при Минюсте РК — все ОИС, структуры до муниципалитета, Комиссия по охране прав ИС

СНГ Межгоссовет по вопросам правовой охраны и защиты ИС (с 14.08.2011) — все ОИС, Совет по вопросам ИС при Интеграционном комитете ЕврАзЭС

Республика Армения Агентство ИС (с 2002 г.) — все ОИС, МВК по противодействию нарушениям в сфере ИС (2009 г.)

Азербайджанская Республика Агентство по авторским правам, Госкомитет по стандартизации, метрологии и патентам

Республика Беларусь Национальный центр ИС при ГКНТ (с 2004 г.) — все ОИС; Межведомственный НМС по вопросам образования в сфере ИС (с 2005 г.); Комиссия по обеспечению охраны прав и противодействию нарушениям в сфере ИС при СМ РБ

Кыргызская Республика Государственная служба ИС и инноваций при Правительстве КР — все ОИС, МВК по противодействию нарушениям в области ИС, Государственный фонд ИС

Окончание табл. 4

Страна СНГ Госструктура

Республика Молдова ГП «Государственное агентство по ИС» при Правительстве РМ — все ОИС

Республика Таджикистан Национальный патентно-информационный центр (НПИЦ) при Минэкономразвития и торговли

Туркменистан Патентное управление при Минэкономики и развития (1.03.2013 г.— Постановление Правительства о создании Государственной службы ИС — все ОИС)

Республика Узбекистан Агентство по ИС (с 2011 г.) при Кабинете министров РУ — все ОИС, Республиканская комиссия по борьбе с торговлей контрафактной продукцией

Украина Государственная служба ИС при Минобрнауки, молодежи и спорта — все ОИС, Координационный совет по борьбе с правонарушениями в сфере ИС, НИИ ИС Национальной академии правовых наук Украины

На днях Межведомственная рабочая группа по разработке проекта долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности предложила изменить законодательство в целях обеспечения приоритетного права ученых на созданные ими разработки. Это предложение — часть плана по развитию в сфере интеллектуальной собственности до 2020 г., который направлен в Правительство Министерством образования и науки Российской Федерации.

Считаем целесообразным отразить в этой стратегии требование о создании сходной структуры управления интеллектуальной собственностью.

4. Кадры

Одним из императивов реиндустриализации являются инвестиции в человеческий капитал и проведение активной кадровой политики; приоритетными здесь являются создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г.

Среднесписочная численность занятых в экономике России сократилась за 19 лет (с 1990 по 2009 г.) на 8 млн человек, в том числе в промышленности — на 9,5 млн человек. Наибольшее сокращение произошло в машиностроении, где в 1990 г. было занято 9.. .10 млн человек, а в настоящее время — меньше 3 млн человек. Таким образом, при различии ситуации по отраслям число занятых в машиностроении в целом уменьшилось примерно на 7 млн человек, т.е. втрое, в том числе (табл. 5) численность промышленно-производственного персонала уменьшилась в 2,5 раза, а в отдельных видах машиностроения сокращение достигло катастрофических масштабов, и эта тенденция продолжается.

Таблица 5

Сокращение промышленно-производственного персонала (ППП) в промышленности и машиностроении

Вид деятельности 1990 1995 2004 Снижение численности ППП, раз

Вся промышленность, млн чел. 21,0 16,0 11,9 1,8

Машиностроение, млн чел. 8,0 4,9 3,2 2,5

В том числе по видам машиностроения, тыс. чел.:

дизелестроение 68 40 21 3,2

горношахтное и горнорудное машиностроение 75 49 31 2,4

подъемно-транспортное машиностроение 86 70 40 2,2

железнодорожное машиностроение 153 114 85 1,8

электротехническая промышленность 545 346 252 2,2

химическое и нефтяное машиностроение 280 191 241 1,2

станкостроительная и инструментальная промышленность 279 169 88 3,2

приборостроение 748 388 170 4,4

автомобильная промышленность 814 706 566 1,4

подшипниковая промышленность 113 75 47 2,4

тракторное и сельскохозяйственное машиностроение 512 280 86 6,0

строительно-дорожное и коммунальное машиностроение 163 105 87 1,9

машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов 198 139 73 2,7

Необходимо увеличить число занятых в микроэлектронике, современном станкостроении и других видах деятельности по выпуску новых видов и моделей технических средств. Чтобы обеспечить преобладание высокотехнологичных видов деятельности, в целом по машиностроению в ходе реиндустриализации требуется создать 6.7 млн новых высокотехнологичных рабочих мест.

Кроме того, по примеру ЕС следует увеличить долю расходов на научные исследования и разработки до 2,5.3% ВВП; в проектных, конструкторских и других подобных организациях это даст еще более миллиона новых рабочих мест.

Таким образом, в машиностроении и в сфере научных исследований и разработок надо создать 7...8 млн новых рабочих мест (треть от всего количества), остальные 17...18 млн рабочих мест должны появиться при переходе на новые технологии в видах деятельности, потребляющих продукцию машиностроения и информационных технологий.

5. Технологический аспект модернизации промышленности

Состояние отечественной промышленности непосредственно зависит от состояния машиностроения, являющегося главным фактором, определяющим уровень развития всех видов деятельности. В свою очередь, ядром машиностроения является станкостроение. Ситуация здесь, безусловно, очень сложная (табл. 6), но преодолеть технологическое отставание в такой крупной стране, как Россия, без целевого развития станкостроения невозможно.

Таблица 6

Производство металлорежущих станков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Металлорежущие станки 1990 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Всего, тыс. шт. 74,2 18 8,9 4,9 5,1 5,1 4,8 1,9 2,0 -

Высокой и особо высокой точности, шт. 7742 673 223 44 34 19 10 7 - -

С числовым программ-мным управлением, шт. 16741 280 176 279 284 377 430 222 129 195

По оценке «Станкоимпорта», ежегодный объем продаж станков в России составляет 1.1,5 млрд долларов, при этом доля отечественных — не более 1% (табл. 7). Такое положение нетерпимо, в ходе реиндустриализации необходимо постоянно наращивать спрос на продукцию отечественного машиностроения на внутреннем рынке.

Таблица 7

Производство металлорежущих станков, основная группа, шт.

Тип станков Сверлильные и фрезерные Токарные*

Годы 2007 2008 2009 2007 2008 2009

Россия 2 826 2 408 811 1 360 1 412 515

Германия 15 721 45 370 6 574 23 342

США** 9 246 8 139 6 210 7 416

Япония 16 544 14 311 27 761 26 998

Бразилия 9 127 11 799 13 344 15 429

* Автоматические и неавтоматические.

** Отгрузка (за исключением станков стоимостью до 3 тыс. долларов).

6. Мотивация

Выше говорилось о положительном эффекте предлагаемых экономических мер. Но не меньшее, а может быть, и большее значение имеют неэкономические факторы экономического роста, важнейший среди которых — мотивация участников процесса модернизации, прежде всего предпринимательского сектора.

Экономическая политика в этой сфере должна быть направлена на снятие барьеров и создание комфортных условий для предпринимательства в обрабатывающей промышленности и других видах деятельности реального сектора экономики, а также на стимулирование новаторов, инновационных проектов, предпринимательства, связанного с созданием новых рабочих мест. Необходимо ввести жесткие ограничения на получение монопольной прибыли, рентных сверхдоходов и т.п. И, наконец, отдельно подчеркнем, что наиболее важно — добиться изменения характера присвоения результатов экономической деятельности.

Сегодня можно говорить об основной беде — рейдерстве, суть которого — отъем у предпринимателя результата его деятельности, присвоение этого результата (дохода от бизнеса), самого бизнеса и надежд человека, в конце концов.

Если в процессе модернизации нам удастся решить эту проблему, если предприниматель будет уверен в своем будущем, в том, что его труд нужен обществу, а результат останется ему в справедливой доле, и он сможет распоряжаться им по своему усмотрению, тогда (и только тогда!) он станет развивать, вкладывать и оставлять результат своего дела потомкам и обществу здесь, а не «за бугром». Будут и инвестиции, и инновации. Предприниматель — движущая сила модернизации экономики, отсюда главная задача государства и общества — его позитивное мотивирование. Будет предприниматель заинтересован в осуществлении своей деятельности на российской земле — состоится у нас и модернизация экономики. И для этого следует задействовать все факторы — и экономические, и неэкономические, и любые иные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.