Научная статья на тему 'Императивы торговой политики ВТО и их специфика в сфере аграрного бизнеса'

Императивы торговой политики ВТО и их специфика в сфере аграрного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / АГРОБИЗНЕС / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / WTO / TRADE POLICY / AGRIBUSINESS / AGRICULTURE / NATIONAL INTERESTS / FOOD SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисовская К. А.

В статье исследуются императивы торговой политики ВТО применительно к регулированию сферы агробизнеса, выявлено диалектическое противоречие императива ВТО по снижению уровня поддержки сельского хозяйства и принципа обеспечения национальной продовольственной безопасности на основе баланса национальных протекционистских мер и императивов торговой политики ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WTO TRADE POLICY IMPERATIVES AND THEIR SPECIFICITY IN AGRIBUSINESS

The article investigates the WTO Trade Policy imperatives on managing agribusiness, the dialectical contradiction of WTO imperative in reducing agriculture support and the principal ensuring of national food security, based on the balance of national protectionism measures and the WTO Trade Policy imperatives, is observed.

Текст научной работы на тему «Императивы торговой политики ВТО и их специфика в сфере аграрного бизнеса»

ЭКОНОМИКА

К.А. БОРИСОВСКАЯ

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Ростовского государственного экономического университета Е-mail: k.borisovskaya@gmail.com Тел. 8 928 229 62 06

ИМПЕРАТИВЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ВТО И ИХ СПЕЦИФИКА В СФЕРЕ АГРАРНОГО БИЗНЕСА

В статье исследуются императивы торговой политики ВТО применительно к регулированию сферы агробизнеса, выявлено диалектическое противоречие императива ВТО по снижению уровня поддержки сельского хозяйства и принципа обеспечения национальной продовольственной безопасности на основе баланса национальных протекционистских мер и императивов торговой политики ВТО.

Ключевые слова: ВТО, торговая политика, агробизнес, национальные интересы, продовольственная безопасность.

Исследование проблем использования преимуществ, получаемых Россией от официально оформленного в августе 2012 г. полноправного членства страны в ВТО, объективно обусловлено значимостью приобретенного статуса полноправного участника международного торгового процесса. Достижение устойчивой динамики интеграционных внешнеэкономических связей в части решения задач национальной внешнеторговой товарной и услуговой политики, которые обязаны соответствовать изменившимся внешним реалиям и международным нормам, императивам ВТО [5], имеют важную теоретическую и практическую направленность в процессе трансформации российского торгового законодательства.

Возникает необходимость осмысления процессов инкорпорирования внешних норм, императивов, правил и условий международного сотрудничества в национальные законы и правила секторального развития российской экономики, в связи с чем актуализируются научные и прикладные исследования преобразования торговой политики, включая ее особенности с учетом тенденций развития наиболее чувствительных к влиянию ВТО секторов экономики, к числу которых отнесен аграрный бизнес [4, 7, 8, 10].

Базисным этапом данного процесса представляется детальный анализ императивов и принципов функционирования ВТО, поскольку они в комплексе задают стратегический вектор, направления включения российской экономики в мировые внешнеторговые процессы. Задача адаптации экономики к международным правилам ведения бизнеса требует изучения системы императивов трансформации мировой торговой политики, которая расширяется и дополняется результатами двусторонних и групповых договоренностей по отдельным аспектам

© К.А. Борисовская

бизнеса и товарам в рамках существующих процедур ВТО. Тем самым обеспечивается гибкость, адаптационность, эффективность, развитие мировой торговой системы в условиях глобализации.

Национальная рыночная стратегия преобразований как система законодательных актов также подлежит пересмотру, трансформации и реорганизации, несмотря на усилия по приведению ее в соответствие с требованиями ВТО. При этом важен не только внешний аспект эффективного прохождения переходного периода, но и формирование институтов, способных отстаивать интересы российских компаний при доступах на внешние рынки, как справедливо отмечает Медведков М.Ю., директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ: «Нам, безусловно, потребуется какое-то время, чтобы адаптироваться к работе внутри ВТО, понять ее алгоритм, определить свои интересы, встроиться в те структуры, которые занимаются нужными нам вопросами. До сих пор о торговых уступках просили нас, после присоединения сможем просить мы. Это сложный процесс, он требует участия профессиональных специалистов, хороших знаний экономики и международного права.

Наиболее успешны в ВТО страны, которые имеют адекватный, эффективный кадровый потенциал. Отдача, как правило, находится в прямой зависимости от уровня и числа экспертов. ВТО -это условия торговли и доступа на рынки. Доступ на рынки - это рабочие места и доходы бюджетов. Наша первоочередная задача будет связана, прежде всего, со снятием тех торговых барьеров, которые применяются против России в нарушение правил ВТО. За ними - интересы конкретных российских компаний. Собственно, для обеспечения этих интересов мы к ВТО и присоединяемся» [3].

С другой стороны, как в концептуальном плане,

шей

так и в практическом аспекте, предстоит рассмотреть и принять важные решения по изменению внутренних правил и методов ведения бизнеса, в первую очередь, в проблемных отраслевых комплексах, которые испытают воздействие ВТО.

Возможности получения эффекта от членства государства в ВТО представляются как результат иной организации и управления внешнеторговыми (и внутренними) процессами, что подтверждается позитивными примерами других государств на основе применения декларируемых ВТО принципов, часть из которых имеет непосредственное отношение к аграрной сфере: «ВТО может:

- снизить потребительскую корзину и обеспечить повышение уровня стандартов жизни;

- обеспечить разрешение споров и снизить напряженность в торговых отношениях;

- стимулировать экономический рост и занятость;

- сократить затраты по ведению бизнеса на мировых рынках;

- обеспечить поощрение эффективного управления;

- помочь странам в развитии;

- обеспечить учет мнения слабых государств;

- поддерживать окружающую среду и здоровье;

- способствовать миру и стабильности;

- быть эффективным без привлечения излишнего внимания» [13].

Безусловно, возможности ВТО и указанные выше потенциальные результаты базируются на опыте государств-членов ВТО, а также императивах, относимых к характеристикам мировой торговой системы, выстраиваемой в динамике.

Транслирование императивов и принципов функционирования торговой политики ВТО в национальные торговые системы ее стран-членов в российской экономической литературе принято перечислять, во-первых, без выделения императивов; во-вторых, без анализа, раскрытия сути и предложения процедуры их инкорпорирования в российскую экономическую практику. По числу позиций и однозначной трактовке принципов ВТО также пока не достигнуто консенсуса.

Бендиков М.А. и Фролов И.Э. считают: «Основных официально провозглашенных принципов деятельности ВТО, которых все ее члены обязаны неукоснительно придерживаться, всего два: принцип наиболее благоприятствуемой нации и принцип национального режима. Следование этим принципам означает предоставление членам организации равных конкурентных возможностей, а также режима наибольшего благоприятствования в торговле, открытость торговой политики, разре-

шение экономических споров путем консультаций и переговоров и др.

На практике это означает, что в соответствии с первым принципом нельзя предоставлять каким-либо торговым партнерам преимущественный доступ на свой внутренний рынок. В соответствии со вторым принципом импортные товары, ввезенные в страну, не должны дискриминироваться по сравнению с такими же товарами местного производства» [1].

Авторы цитаты не поясняют, каким же образом рассматриваются и увязываются при функционировании ВТО два внутренне противоречивых принципа: «наиболее благоприятствуемой нации и национального режима» и «предоставление членам организации равных конкурентных возможностей, а также режима наибольшего благоприятствования в торговле», поскольку равные конкурентные возможности противоречат использованию «режима наибольшего благоприятствования». Практическое же применение принципов ВТО, как правило, обусловлено конкретными условиями и характеристиками государств, которыми они реализуются в национальной торговой политике.

• Крылатых Э. расширяет число принципов ВТО, которым должны следовать государства-члены организации: «Особое значение имеют следующие шесть принципов организации международной торговли: обеспечение для ее членов режима наибольшего благоприятствования;

• содействие процессу либерализации торговли;

• соблюдение национальных режимов торговли;

• предсказуемость и прозрачность торговых режимов;

• создание условий для справедливой конкуренции;

• предоставление специального и дифференцированного режима для развивающихся стран» [2].

Перечисление автором достаточно абстрактных положений без их изучения в оригинале, с комментариями и путем детального раскрытия каждого из принципов в действительности мало что поясняет для понимания значимости принципов ВТО для мировой и национальной торговых систем. По приведенным положениям сложно понять отличие целевой модели торговой системы ВТО от систем стран, не присоединившихся пока к мировой системе, не встроенной в нее.

Наиболее полно принципы и правила торговой политики ВТО трактуются в нескольких работах, например, И.Петров указывает: «Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:

ЭКОНОМИКА

- взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

- взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

- отказ от использования количественных и иных ограничений;

- транспарентность торговой политики;

- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.» [6].

Однако, все группы перечисленных авторов (более или менее точно и полно) указывают лишь на суть принципов, не касаясь исходного требования, императива, причины заявления того или иного принципа, его значения для развития мировой торговой системы. В теоретическом обосновании динамики и практики преобразований, по нашему мнению, императивы указывают общее, стратегическое направление, в котором развиваются национальные торговые системы в единстве и тождестве с мировой торговой политикой, их объединяющей. Именно императивы ВТО позволяют государствам соизмерить вектор и глубину процесса реформирования национальной торговой системы.

Обратимся к императивам построения мировой торговой системы ВТО, проанализировав оригинал документа, раскрывающего ее основы согласно доктрине и политике ВТО. От однозначного понимания, трактовки, достоверного и адекватного использования положений системы императивов на национальном уровне управления зависит как исполнение принятых государством обязательств, так и эффективность реализации преимуществ членства в ВТО.

«Торговая система должна быть:

- без дискриминации, страна не должна создавать привилегий кому-либо из своих торговых партнеров (предоставляя им в равной мере статус «нации наибольшего благоприятствования», либо «режима наибольшего благоприятствования»), а также не должна разделять собственные и иностранные товары, услуги и граждан (предоставляя им «национальный режим»);

- свободной - содействовать снижению торговых барьеров путем переговоров;

- предсказуемой - иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые барьеры (включая тарифы и нетарифные барьеры) не должны произвольно подниматься; тарифные ставки и обязательства по доступу на рынок «связаны» в рамках ВТО;

- конкурентоспособной - препятствовать «не-

справедливым» методам, таким как экспортные субсидии и демпинг продукции (продажа по цене ниже себестоимости) в целях получения доли рынка;

- привлекательной для менее развитых стран путем предоставления им дополнительного времени для адаптации, большей гибкости и специальных привилегий» [12].

Следовательно, к императивам внешнеторговой политики ВТО в контексте преобразования национальных торговых систем следует отнести: не-дискриминационность, свободу, предсказуемость, содействие конкурентоспособности, привлекательность для экономически наименее развитых стран. Данные императивы применяются, с некоторыми особенностями и изъятиями, ко всем секторам торговли товарами и услугами мира. При этом важность учета специфики состояния и направлений развития торговой политики для отдельных секторов торговли выразилась в разработке системы соответствующих Соглашений, а также проведении перманентного переговорного процесса заинтересованных стран в рамках переговорных раундов ВТО.

Таким образом, анализ подходов, выявление и трактовка императивов стратегии изменения мировой торговой системы ВТО, очерчивание условий их передачи на национальный уровень управления и последующего использования в целевом изменении законодательства позволяют заключить, что в российских научных публикациях императивы ВТО не представлены, а раскрывающие их принципы функционирования торговой системы ВТО изложены недостаточно четко, отличаются по смыслу и сути от оригинала, положения трактуются противоположно тому, как они представлены в учредительных документах ВТО.

Раскрытие и использование императивов ВТО с точки зрения единого методологического принципа позволяют рассматривать национальную торговую систему как интегральную, неотъемлемую часть мировой системы торговли товарами и услугами, включая специфику регулирования отдельных подсистем.

Важнейшей частью национальной торговой системы представляется система организации внешней торговли агропромышленного сектора хозяйства, в первую очередь, сельского хозяйства. При этом текущие императивы функционирования и преобразования действующей внешнеторговой системы обязаны с определенной долей специфики отвечать требованиями к политике в мировом аграрном секторе в целом, регулируемом императивами ВТО.

Соглашение по сельскому хозяйству ВТО, как

шей

результат переговоров по правилам ГАТТ-1994, предусматривает обязательства по четырем основным областям, включая: 1) Соглашение по сельскому хозяйству как таковое; 2) концессии и обязательства участников, которые они должны предпринять по доступу на рынок, внутренней поддержке и экспортным субсидиям; 3) Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам; и 4) Министерское решение относительно наименее развитых стран и развивающихся государств - чистых (нетто) импортеров продовольствия [11]. Вскоре, в 2000 году был начат новый раунд переговоров по сельскому хозяйству.

Соглашение по сельскому хозяйству включает 13 основных разделов, объединяющих 21 статью. В Преамбуле в качестве долгосрочной цели торговой политики провозглашается «установление справедливой и ориентированной на рынок системы торговли в сфере сельского хозяйства, указывается, что процесс реформы должен быть инициирован путем переговоров по обязательствам в области поддержки и защиты, а также путем установления более строгих и эффективных в практическом применении плане норм и правил ГАТТ» (курсив - К.Б.). Уточнение данной долгосрочной цели увязывается с «обеспечением значительного постепенного сокращения поддержки и защиты в аграрном секторе, оказываемых в течение согласованного периода времени, что приведет к корректированию и предупреждению ограничений и искажений на мировых сельскохозяйственных рынках» [9].

Таким образом, ключевым императивом трансформируемой национальной российской торговой системы в сфере сельского хозяйства выступает сокращение поддержки и защиты в аграрном секторе, что, в целом, согласуется с императивами преобразования мировой торговой системы в рамках ВТО. Данный императив выполняется посредством последовательного сокращения уровня прямой финансовой государственной поддержки и субсидирования сельского хозяйства в течение переходного периода. Однако, для мировой аграрной сферы важными инструментальными средствами использования императивов торговой политики в современных условиях выступают неторговые условия и барьеры, порождаемые проблемами продовольственной безопасности и необходимостью охраны окружающей среды.

Таким образом, в сфере регулирования агробизнеса наблюдается диалектическое противоречие обусловленного требованиями ВТО процесса управления сокращением уровня прямой финансовой государственной поддержки и субсидирования сельского хозяйства. Оно заключается, с одной

стороны, в императиве снижения уровня поддержки сельского хозяйства в условиях объективной необходимости и росте затрат на охрану окружающей среды, и обеспечение национальной продовольственной безопасности, с другой стороны. В таком случае исключительно важен баланс национальных протекционистских мер, обусловленных доминированием национальных интересов, и императивов торговой политики ВТО как условия сохранения, стабильности и развития мировой торговой системы в целом.

Следует отметить, что Соглашение ВТО по сельскому хозяйству включает принципиально новый категориальный аппарат - агрегированный показатель внутренней поддержки (статья 1, Приложение 3), тарифный эквивалент (Приложение 4), минимальный уровень доступа на рынок и т.д. Данные нормативно-правовые категории ВТО должны быть инкорпорированы в национальную торговую политику и аграрную торговую систему, обеспечивающие ее нормативно-правовые акты в условиях приоритетности международного права по отношению к национальному.

Таким образом, исследование императивов создания торговой системы ВТО, уточнение и изложение набора принципов ее функционирования, рассмотрение их особенностей для аграрной сферы национальной экономики позволяют утверждать, что российская торговая политика в целом, как и торговая система сельскохозяйственными товарами, подлежит трансформации в связи с необходимостью приведения в соответствие с императивами ВТО. При этом императивы ВТО должны использоваться в новых законодательных документах ведения агробизнеса в России для всех уровней управления.

Принцип функционирования государства как полноправного члена ВТО, предполагающий транспарентность процесса разработки и утверждения нормативно-правовых документов, обязывает российские власти приступить к приведению действующего законодательства в соответствие с условиями ВТО во избежание санкций со стороны других государств-членов. Для сферы агробизнеса разработчики обновленных нормативных документов будут обязаны учитывать императивы национальной продовольственной безопасности и охраны окружающей среды, что осложняет данный процесс.

Следует учитывать, что Соглашение ВТО по сельскому хозяйству предусматривает создание Комитета, уполномоченного проводить мониторинг его выполнения, как и мониторинг последующих решений относительно мер возможного негатив-

ЭКОНОМИКА

ного эффекта программы реформ для наименее развитых государств и развивающихся государств - чистых (нетто) импортеров продовольствия [11].

Таким образом, ВТО формирует институты контроля за соблюдением положений развития мировой торговой системы в сфере сельского хозяйства.

Библиографический список

1. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Некоторые проблемы адаптации российских предприятий к условиям ВТО. Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 1.

2. Крылатских Э. Чем обернется вступление в ВТО для сельского хозяйства страны? Отечественные записки. 2004. № 1.

3. Медведков М.Ю. Долгая дорога в ВТО. РБК daily. № 128. 21 июля 2011 г.

4. Мордюшенко О. Удобрения подгонят к ВТО. Правительство ищет новые способы сдерживания цен. Коммерсантъ, № 114 (4899). 26.06.2012.

5. От лат. imperativus - повелительный, англ. imperative; нем. Imperativ. Требования, правила, выражающие долженствование, т. е. объективное принуждение поступать так, а не иначе.

6. Петров И. ВТО. Благо или зло для России? [Электронный ресурс] / http://kf-news.ru/authors-column/arty zlo-dlya-rossii.html.

7. РБК: Что ждет аграриев после вступления в ВТО [Электронный ресурс] / www//top.rbc.ru/ economics/01/08/2012/662621.Shtml.

8. Сигал Е. Много шума из ВТО. Коммерсантъ Деньги. № 20 (877) 21.05.2012.

9. Соглашение по сельскому хозяйству [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: www.wto.ru/ru/ content/documents/docs/selhozru.doc, свободный.

10. Фомин Д., Ханин Г. Что происходит в продовольственном комплексе: макроэкономический взгляд. Отечественные записки. 2004. № 1.

11. Agreement on Agriculture [Электронный ресурс]:/ www.wto.org/ english/docs_e/legal_e /ursum_e. htm#aAgreement

12. Principles of the trading system [Электронный ресурс] / http://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/ fact2_e.htm.

13. Ten things the WTO can do [Электронный ресурс]: Перевод К.А.Борисовкой / http://www.wto.org/english/ thewto_e/ whatis_e/10thi_e/10thi00_e.htm

K.A. BORISOVSKAYA

WTO TRADE POLICY IMPERATIVES AND THEIR SPECIFICITY IN AGRIBUSINESS

The article investigates the WTO Trade Policy imperatives on managing agribusiness, the dialectical contradiction of WTO imperative in reducing agriculture support and the principal ensuring of national food security, based on the balance of national protectionism measures and the WTO Trade Policy imperatives, is observed.

Key words: WTO, trade policy, agribusiness, agriculture, national interests, food security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.