Научная статья на тему 'Российский рынок продовольствия в условиях ВТО: тенденции и меры минимизации использования нетарифных ограничений'

Российский рынок продовольствия в условиях ВТО: тенденции и меры минимизации использования нетарифных ограничений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ЭКСПОРТА / STRUCTURE OF EXPORTS / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / FOREIGN TRADE / МИРОВОЙ РЫНОК ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / GLOBAL FOOD MARKET / ВТО / WTO / НЕТАРИФНЫЕ БАРЬЕРЫ / TARIFF BARRIERS / ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА / EXPORT RESTRICTIONS / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / PROTECTIONISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисовская К.А.

В статье рассматриваются проблемы начального этапа переходного периода присоединения России к ВТО в сфере агропромышленного экспорта. Показано, что структура российского экспорта сохраняет сырьевую направленность, а к товарам сельскохозяйственного блока применяется существенное количество ограничительных нетарифных мер и торговых барьеров. Установлено, что в мировой практике также растет озабоченность расширением применения нетарифных барьеров в торговле продовольствием. Предложены меры по снижению негативных последствий использования нетарифных ограничений и барьеров для российского экспорта.Структура экспорта, внешняя торговля, мировой рынок продовольствия, ВТО, нетарифные барьеры, ограничения экспорта, протекционизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский рынок продовольствия в условиях ВТО: тенденции и меры минимизации использования нетарифных ограничений»

К. А. Борисовская

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ВТО: ТЕНДЕНЦИИ И МЕРЫ МИНИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТАРИФНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы начального этапа переходного периода присоединения России к ВТО в сфере агропромышленного экспорта. Показано, что структура российского экспорта сохраняет сырьевую направленность, а к товарам сельскохозяйственного блока применяется существенное количество ограничительных нетарифных мер и торговых барьеров. Установлено, что в мировой практике также растет озабоченность расширением применения нетарифных барьеров в торговле продовольствием. Предложены меры по снижению негативных последствий использования нетарифных ограничений и барьеров для российского экспорта.

Ключевые слова

Структура экспорта, внешняя торговля, мировой рынок продовольствия, ВТО, нетарифные барьеры, ограничения экспорта, протекционизм.

K. A. Borisovskaya

RUSSIAN FOOD MARKET IN THE WTO: TRENDS AND MEASURES TO MINIMIZE THE USE OF NON-TARIFF BARRIERS

Annotation

This article discusses the initial phase of the transition period for Russia's accession to the WTO in agro-exports. The structure of Russian exports saves on raw materials, and agricultural products have a significant amount of non-tariff measures and restrictive trade barriers are shown. Found that in the world is also growing concern about the increasing use of non-tariff barriers to food trade. The measures to reduce the negative effects of non-tariff barriers for Russian exports are proposed.

Keywords

Structure of exports, foreign trade, global food market, WTO, tariff barriers, export restrictions, protectionism.

Почти двухлетний период членства России в ВТО (август 2012 г.) позволяет провести анализ первых итогов пребывания в новом статусе полноправного участника мировой торговли, выявить тенденции, способствующие разработке мер использования преимуществ и предотвращения возможных негативных последствий международного сотрудничества для субъектов ВЭД. Переходный период в условиях долговременности процедур присоеди-

нения к ВТО особенно важен для разработки механизмов реагирования на новые условия деятельности национальных предприятий и организаций на внутреннем и внешнем рынках. В числе первоочередных следует назвать: определение сфер позитивного и негативного влияния членства в ВТО (по данным количественных и качественных исследований), выявление наиболее уязвимых отраслей, регионов, отдельных значимых (крупных) производителей

экспортных товаров, для которых в первую очередь возникают риски негативного изменения рыночного положения в результате присутствия в ВТО.

Глобализационные тенденции в мировой внешней торговле показывают, что в среднесрочной перспективе прогнозируется дальнейшее углубление международного разделения труда, инициирующее рост мировой торговли, ускорение информатизации экономики, переход отраслей на очередные технологические уклады. В данных условиях для общей оценки ситуации важен мониторинг динамики изменения внешнеэкономического положения России, структуры ее экспорта как одного из ключевых индикаторов достижения декларируемой цели присоединения к ВТО. Анализ тенденций структурных сдвигов товарной составляющей российского национального экспорта демонстрирует сохранение тренда незначительного усу-

Критериями успеха в современной международной конкурентной борьбе за присутствие на внешних рынках выступают: конкурентоспособность национального производства товаров и услуг, доступные финансовые ресурсы, профессиональный уровень руководителей и исполнителей, степень развития

губления сырьевой специализации на фоне снижения долей групп товаров готовой продукции (продукты с высокой долей добавленной стоимости). По итогам 2011-2013 гг. в экспорте России на долю минеральных продуктов (группы 25-27 ТН ВЭД ТС) приходится более 71,6 %, и данная группа сохраняет восходящий тренд (на 1,3 п. п.). При этом в экспорте заметно снижается доля продукции химической промышленности (6,1-5,8 %), а также группы «металлы и изделия из них» с 9,0 % (2011 г.) до 7,7 % (2013 г.). Одновременно положительной тенденцией представляется рост инновационной группы готовых товаров и товаров с высокой долей добавленной стоимости, среди которых наиболее значимой представляется группа «машины, оборудование и транспортные средства», доля которой постоянно растет, составляя 4,5-5,4 % в совокупном экспорте (табл. 1).

внешнеторговой инфраструктуры, маркетинговая информация о внешних рынках, доступ к иностранным источникам капитала.

В условиях присоединения России к ВТО актуализирует задачу государственного влияния на процесс совершенствования внешнеторговой инфра-

Таблица 1 — Структура экспорта России в 2011-2013 г., %

Наименование товарной группы 2011 г. 2012 г. 2013 г. Место группы

ВСЕГО 100,0 100,0 100,0

Продовольственные товары и сельско-хозяйственное сырье (кроме текстильного) 2,3 3,2 3,1 5

Минеральные продукты 70,3 71,4 71,6 1

Продукция химической промышленности, каучук 6,0 6,1 5,8 3

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,1 0,1 0,1

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 2,1 1,9 2,1

Текстиль, текстильные изделия и обувь 0,1 0,1 0,2

Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них 2,2 2,6 2,7

Металлы и изделия из них 9,0 8,5 7,7 2

Машины, оборудование и транспортные средства 4,5 5,0 5,4 4

Прочие товары 1,0 1,0 1,0

структуры. Проблема заключается в том, что объективно за такой короткий промежуток времени — двадцать с небольшим лет — практически невозможно создать весь комплекс международной инфраструктуры, соответствующий уровню ведущих государств. Данный вывод подтверждается оценками независимых экспертов в рейтинге России «Doing Business-2014»: в числе структурных позиций, влияющих на итоговый показатель, компонента «международная торговля» России заняла лишь 157-е место, существенно более низкое, чем общий рейтинг государства — 92-е место [3, с. 3]. Следовательно, важна эффективная политика выработки государственных приоритетов и преобразования элементов инфраструктуры содействия экспорту, обслуживающей потребности российских участников ВЭД.

Управленческие воздействия со стороны России следует максимально нацеливать на сокращение барьеров для экспорта, в числе которых на 1 марта 2014 г. 19 стран применяли 85 ограничительных мер, в том числе: антидемпинговую пошлину — 42, специальную защитная пошлину — 5, нетарифные меры — 16, технические барьеры — 8, тарифные квоты — 2, дополнительный налог — 1, акциз на дискриминационной основе — 3, ограничение по номенклатуре — 1, запрет на импорт — 2, санитарные и фитосанитарные меры — 5.

Против экспортных поставок России в 2012 г. применялись 95 ограничительных мер по экспорту или торговых барьеров (ТБ), включая 44 антидемпинговые, 12 санкций экономического характера, 5 дискриминационных акцизов, 5 квотных ограничений, 5 технических барьеров, 4 сбора, 3 административных барьера, 2 нетарифные меры, 3 соглашения о приостановлении антидемпинговых расследований, 2 специальные защитные меры, 1 запрет на импорт, 1 ограничение экспорта по номенклатуре, 1 угроза введения технического ба-

рьера [2]. Из приведенных выше списков торговых барьеров следует, что за два года применение ограничительных мер и барьеров несколько снизилось, однако остается существенным фактором препятствий для роста экспорта.

Экспорт продукции агропромышленного комплекса России даже в условиях полноправного членства ВТО подвержен широкому спектру ТБ со стороны государств-членов данной организации, пока не присоединившихся к ВТО государств и стран-членов СНГ и партнеров по Таможенному союзу. Так, в настоящее время для сельскохозяйственного сырья и готовой продукции, экспортируемых из России, действуют ТБ 7 стран и Таможенного союза — ЕС. Это: Узбекистан (дискриминационный акциз, нетарифные меры регулирования), Белоруссия (нетарифные меры регулирования), ЕС (квотное ограничение (режим негласного квотирования), тарифные квоты (запрет на импорт), Туркменистан (дискриминационный акциз), Украина (санитарные и фитосанитарные меры), Молдова (дополнительный сбор), Киргизия (специальная защитная мера), Китай (санитарные и фитосанитарные меры).

Для Юга России и Ростовской области реализация потенциала присоединения к ВТО в аграрной сфере определяется задачами: 1) исполнения доктрины продовольственной безопасности в части организации импортозамещения ключевых товарных позиций продуктов питания, поставляемых на национальный рынок; 2) открытия и освоения новых экспортных рынков; 3) устойчивости и наращивания объемов экспортных поставок товаров и получения доходов от ВЭД.

Очевидно, что традиционное зерновое производство и продажа на мировых рынках пшеницы (экспорт сельскохозяйственного сырья) важно дополнять новыми позициями экспорта, включая максимальную номенклатуру переработки в готовую продукцию, а также

импорт технологий производства. При этом важно учитывать, что экспорт готовых товаров, особенно, продовольственных, значительно более подвержен конкуренции в сравнении с экспортом сырья, требует иных механизмов продвижения и защиты интересов национальных экспортеров. Кроме того, важно учитывать и складывающиеся в соответствии с требованиями ВТО на мировых рынках новые тенденции защиты национальных рынков путем, к примеру, расширения использования нетарифных мер (барьеров экспорта) (НТМ) или нетарифных ограничений во внешней торговле. Данные НТМ расширяют арсенал инструментов протекционистских мер для многих национальных производителей, позволяют избегать согласованных ограничений, нарушая принципы и императивы ВТО.

России предстоит период модернизации действующей аграрной политики на основе учета выводов и анализа тенденций начального периода членства в ВТО, включая: разработку и исполнение мероприятий, позволяющих усилить преимущества и минимизировать негативные последствия присоединения к ВТО для сферы аграрного бизнеса. Актуальность данной задачи подчеркивается тематикой ежегодного доклада «Всемирная торговля в 2012: взгляд за рамки международного сотрудничества, основанного на тарифах», где ключевым объектом анализа и рекомендаций выступают именно нетарифные ограничения во внешней торговле, минимизация их присутствия в мировой торговле [3].

Как справедливо подчеркивается в тематическом докладе, нетарифные меры и барьеры могут служить установленным законом целям государственной политики, таким как защита здоровья потребителей; однако они могут также использоваться и в протекционистских целях. В докладе показано, расширение глобальных производственных и технологических цепей, изменение климата и

растущая значимость потребительского поведения в более богатых странах стимулирует и предопределяет использование НТМ, а также подчеркивается, что такие меры представляют главный источник проблем экспортеров. Учитывая, что для российских экспортеров как (в значительном большинстве) начинающих субъектов внешней торговли, важно не только знать, акие именно торговые барьеры могут быть применены против их товаров, но и уметь эффективно и с минимальными потерями их преодолевать.

Основная часть доклада ВТО (2012 г.) посвящена техническим барьерам в отношении стандартов готовых товаров, санитарным и фитосанитар-ным мерам относительно безопасности пищевых продуктов, здоровья вотных и растений и регулированию предоставления соответствующих услуг на внутреннем рынке. В докладе представлен анализ доступности информации о НТМ и последних тенденциях относительно ее использования, исследовано влияние НТМ на торговлю, а также показано, каким же образом регулирующая гармонизация и/или взаимное признание стандартов могут помочь уменьшению влияния факторов, препятствующих торговле, включая международное сотрудничество в данной сфере. Важно подчеркнуть, что управляющие органы ВТО озабочены не только неконтролируемым развитием и расширением объема применения НТМ (ТБ), но и важностью упорядочения и установления рамок и правил для их дальнейшего использования.

В докладе приведены положения, специфицируемые в контексте мировой торговли продовольствием: «как представляется, в течение последних двух десятилетий регулирующие меры в торговле стали еще более распространенными. За рамками возможностей изменения политики замещения роста числа ограничений существуют причины, поз-

воляющие полагать, что продолжится восходящая тенденция расширения применения нетарифных ограничений. Например, ограничения относительно безопасности пищевых продуктов, как представляется, будут нарастать в силу возрастающих доходов потребителей, медицинских ограничений и прогресса науки» [4]. Для российских производителей продовольствия ситуация может выразиться в росте объема применения торговых технических и технологических барьеров, которые заменят традиционные (запрещенные правилами ВТО) торговые барьеры и согласованные условия доступа на рынки. Дополнительные внешние причины — затраты производителей на сертификацию, маркировку, негласное квотирование, контроль и гарантирование качества пищевкусовых товаров, назначение уполномоченных организаций — специмпортеров — могут снизить уровень эффективности экспорта. А ведь существуют и внутренние факторы, ограничивающие рентабельность ВЭД условия производства, инфляция, рост цен на товары и услуги монополистов, слабая доступность долгосрочных финансовых ресурсов, неразвитость рыночных институтов.

Фокус конкуренции на мировых рынках экспорта-импорта продовольствия объективно остается нацеленным на использование мер нетарифной защиты национального рынка каждой из стран. В 2013 г. Россия уже столкнулась со сложной ситуацией на рынке мяса, особенно негативным оказалось влияние ВТО на отечественный рынок свинины. По оценкам гендиректора Национального союза свиноводов Ю. Ковалева, «снижение таможенных пошлин наложилось на вызванный неурожаем двукратный рост цен на зерно, привело к увеличению стоимости кормов и падению рентабельности производства яиц, мяса бройлера, свинины, молока. В текущих условиях рентабельность производства свинины уже отрицательная,

«отрасли угрожает катастрофа» [5]. С другой стороны, отметим, что цены на свинину в России выше средних цен у основных производящих государств почти вдвое. Относительная закрытость российского рынка производства свинины позволяла ее производителям не учитывать состояние и факторы конкуренции, принятые в мире.

В настоящее время рассматривается и вопрос о поддержке отечественного пищепрома, однако не совсем понятно, каким образом ее возможно реализовать на практике: непосредственное повышение пошлин относится к запрещенной «красной корзине» защитных мер. Россия может в рамках ВТО в одностороннем порядке ввести защитные инструменты для спасения своего рынка, однако меры следует обосновать. Пока самым распространенным инструментом защиты внутреннего рынка остается запрет на ввоз мяса из-за несоответствия ветеринарно-санитарным нормам. Но поскольку данная мера активно используется уже сейчас, в связи с ростом импорта ее будет недостаточно, да и доказать несоответствие — задача непростая. Как уже не раз отмечали чиновники и эксперты, в России практически нет специалистов, которые умеют вести юридические переговоры согласно правилам ВТО [5]. Тем самым еще раз подтверждено, что пока Россия не смогла обеспечить подготовку достаточного числа специалистов, способных отстаивать национальные интересы России в ВТО. В Москве и Санкт-Петербурге приступают в настоящее время к подготовке первых специалистов в данной сфере.

Таким образом, государственной системе управления ВЭД, в функции которой входит обеспечение эффективности продовольственных поставок, контроль за импортом и стимулирование экспорта, соблюдение национальных интересов производителей и потребителей продовольствия, следует формировать

систему минимизации последствий присоединения к ВТО. Ее составляющие должны включать не только исполнение принятых Россией перед ВТО обязательств, но и превентивный учет современных тенденций и направлений потенциального расширения инструментов регулирования поставок продовольствия, применяемых странами-членами ВТО. Практика показывает, что новые формы нетарифных ограничений во внешней торговле постепенно приобретают характер доминирующих ТБ на мировом продовольственном рынке.

Первые результаты (как позитивные, так и негативные) присоединения России к ВТО будут заметны в адаптационном периоде, в течение трех-пяти лет. В целях оперативного мониторинга негативных последствий присоединения следует учитывать трехлетнее окно возможностей, которое имеет каждая страна после присоединения, отведенных на пересмотр некоторых пошлин на товары в случае, если она сможет обосновано доказать необходимость такого пересмотра для секторов экономики, находящихся в сложной экономической ситуации. Для России такими секторами-кандидатами на повторное обсуждение согласованных условий присоединения могут выступить некоторые группы аграрного экспорта.

Таким образом, выделение ключевых групп ограничений в сфере продовольственного обеспечения, принятых Россией в переговорном процессе присоединения к ВТО, позволяет заключить, что аграрный сектор экономики в числе других секторов хозяйства получил существенно более высокий уровень тарифной защиты. Тем не менее мировой опыт и тенденции свидетельствуют, что при разработке программных и иных мер минимизации рисков и негативных последствий членства России в ВТО, следует учитывать тенденции потенциального возможного роста числа нетарифных ограничений в мировой внешней торговле.

Членство России в ВТО автоматически не снижает объема и разнообразия мер противодействия российскому экспорту, что, очевидно, содействует минимизации целевой функции и эффективности присоединения и требует реагирования как в рамках правил и процедур ВТО, так и путем установления допустимых встречных мер защиты внутреннего рынка.

Важно установление обратной связи с участниками ВЭД, реагирование на появление новых видов НТМ и ТБ, а также постоянные управленческие воздействия по устранению препятствий доступа отечественных товаров на рынки. Российские предприятия-экспортеры в короткие сроки могут быть обучены методикам своевременного выявления и реагирования на изменения условий мировой торговли, в т. ч. в сфере торговли продовольствием.

Библиографический список

1. Ведение бизнеса в 2014. Понимание условий регулирования для малых и средних предприятий // Всемирный банк и Группа Международной финансовой корпорации, 2014 г.

2. Против товаров стран ТС в 2012 г. применялось 95 ограничительных мер [Электронный ресурс]. — URL : http://agrobelarus.by/news/.

3. Отчет о мировой торговле 2012. Торговля и государственная политика: пристальный взгляд на нетарифные меры в 21 веке [Электронный ресурс]. — URL : http://www.wto.org/english/res_e/ publications_e/wtr12_forum_e/ article_e.htm?art=1.

4. Басчетта М., Беверелли С. О чем будет отчет о мировой торговле 2012? [Электронный ресурс]. — URL : http://www.wto.org/english/res_e/publicati ons_e/wtr12_forum_e/article_e.htm?art=1.

5. Шохина Е. ВТО или сельское хозяйство. Россия собирается увеличить таможенные пошлины на ввоз свинины и молочной продукции, иначе отрасль

ждет коллапс [Электронный ресурс] // Эксперт-онлайн. — 2013. — Март. — URL : http://expert.ru /2013/ ОЗ/18/vto-ili-sel skoe-hozyaj stvo/?n= 171.

Bibliographic list

1. Doing Business 2014. Understanding Regulations for Small and Medium-Size Enterprises // The World Bank and the International Finance Corporation Group, 2014.

2. Against the goods of the Customs Union in 2012 was applied 95 restrictive measures [Electronic resource], — URL : http://agrobelarus.by/news/.

3. World Trade Report 2012. Trade and public policies: A closer look at non-

tariff measures in the 21st century [Electronic resource], — URL: http://www.wto.org/english/res_e/ publication s_e/wtr 12_forum_e/arti cl e_e. htm?art=l.

4. Bacchetta M., Beverelli C. What will the World Trade Report 2012 be about? [Electronic resource]. — URL: http://www.wto.org/english/res_e/publica tions_e/wtrl2_forum_e /article_e. htm?art=l.

5. Shokhina E. WTO or agriculture. Russia intends to increase customs duties on the import of pork and dairy products; the industry is waiting for another collapse. [Electronic resource] // Expert-online. — 2013. — March. — URL : http://expert.ru/ 2013/03/18/vto-ili-selskoe-hozyaj stvo/?n=l 71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.