Научная статья на тему 'Императивы проектирования международных цепей поставок морепродуктов в условиях глобализации'

Императивы проектирования международных цепей поставок морепродуктов в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ РИСКИ / МОРЕПРОДУКТЫ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ХОЛОДОВЫЕ ЦЕПИ / ЦЕПИ ПОСТАВОК / FOOD SAFETY / LOGISTICS RISKS / SEAFOOD / DESIGN / COLD CHAIN / SUPPLY CHAIN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ли Чэнь

В статье анализируются основания для формирования международных цепей поставок морепродуктов в условиях развития торгового сотрудничества между КНР и РФ. Рассматриваются требования к проектам построения таких цепей в условиях глобализации. Акцентируется внимание на обеспечении безопасности международных цепей поставок морепродуктов на основе международных стандартов качества. Определяются проектные риски, подлежащие учету в рамках обоснования построения этих цепей поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPERATIVES OF DESIGNING INTERNATIONAL SEAFOOD SUPPLY CHAINS IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

The article analyzes the basis for the formation of international seafood supply chains in the context of the development of trade cooperation between China and the Russian Federation. The requirements ^ for the construction of such chains in the context of globalization are considered. Attention is ^ focused on ensuring the safety of international seafood supply chains based on international quality standards. The project risks to be taken into account in the framework of the justification of building these supply chains are determined.

Текст научной работы на тему «Императивы проектирования международных цепей поставок морепродуктов в условиях глобализации»

Ли Чэнь

ИМПЕРАТИВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК МОРЕПРОДУКТОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье анализируются основания для формирования международных цепей поставок морепродуктов в условиях развития торгового сотрудничества между КНР и РФ. Рассматриваются требования к проектам построения таких цепей в условиях глобализации. Акцентируется внимание на обеспечении безопасности международных цепей поставок морепродуктов на основе международных стандартов качества. Определяются проектные риски, подлежащие учету в рамках обоснования построения этих цепей поставок.

Ключевые слова. Безопасность пищевой продукции; логистические риски; морепродукты; проектирование; холодовые цепи; цепи поставок.

Li Chen

IMPERATIVES OF DESIGNING INTERNATIONAL SEAFOOD SUPPLY CHAINS IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

Abstract. The article analyzes the basis for the formation of international seafood supply chains in the context of the development of trade cooperation between China and the Russian Federation. The requirements ^ for the construction of such chains in the context of globalization are considered. Attention is ^ focused on ensuring the safety of international seafood supply chains based on international quality standards. The project risks to be taken into account in the framework of the justification of building these supply chains are determined.

Keywords. Food safety; logistics risks; seafood; design; cold chain; supply chain.

Усиление торгового сотрудничества между КНР и РФ способствует внедрению новых подходов к организации логистических взаимодействий между коммерческими предприятиями обеих стран. Эта тенденция проявляется, в том числе, в замещении краткосрочных хозяйственных связей на более длительные. Однако, прежде всего, она заключается в формировании стремления выстраивать устойчивые международные цепи поставок. Прогресс в достижении предприятиями КНР и РФ этой цели есть, но признать его достаточным нельзя. Изменению ситуации в этой области препятствует ряд факторов. Во-первых, имеются культурные различия как в ведении бизнеса, так и в реализации норм и правил логистического менеджмента. Во-вторых, существуют значительные трансакционые издержки, обусловленные, в том числе, сложностью выбора иностранного контрагента и контроля за выполнением им договорных обязательств. В-третьих, концепция проектирования международных цепей поставок в условиях глобализации пока не обрела целостный вид.

Значение первых двух факторов, благодаря расширению торговых отношений КНР и РФ, в последние годы несколько ослабляется. Потребность в решении проблемы разработки отмеченной выше концепции, наоборот, возрастает. Дело в том, что от качества проектирования международных цепей поставок эффективность внешнеторговой деятельности с каждым годом начинает зависеть все больше. Этот вывод правомерен в отношении всех экспортных и импортных поставок независимо от вида

ГРНТИ 72.75.31 © Ли Чэнь, 2019

Ли Чэнь — аспирантка кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Ли Чэнь): 192007 Санкт-Петербург, ул. Прилукская, д.3. (Russia, St. Petersburg, Prilukskaya str., 3). Тел.: +79110991534. Е-mail: hannahnana0714@yahoo.com.

товара. Однако в большей степени он распространяется на организацию международных цепей поставок, в основе которых лежит принцип функционирования холодовой цепи. В последнем контексте, учитывая специфику структуры товарооборота между КНР и РФ, актуализируется обоснование приоритетов проектирования международных цепей поставок замороженных морепродуктов.

Объективные предпосылки для масштабного формирования цепей поставок с участием предприятий КНР и РФ создает устойчивая тенденция роста внешнеторгового оборота между этими странами (рис. 1). КНР давно является основным торговым партнером для РФ. Однако в соотношении объемов импортных и экспортных поставок из этих стран наблюдается дисбаланс в пользу КНР. Согласно данным Росстата, Россия активно осуществляет экспортные поставки морепродуктов за рубеж (рис. 2). Эта тенденция в первую очередь обусловлена ростом спроса на мировом рынке на нерыбные объекты промысла, в частности, на морепродукты (беспозвоночные), высокой их стоимостью по сравнению с рыбой (почти в 7 раз) и положительной динамикой ее роста (рис. 3).

2015 2016 2017 2018

Рис. 1. Динамика внешнеторгового оборота между РФ и КНР [8, 14]

2015 2016 2017

—■— Импорт —*— Экспорт Рис. 2. Динамика экспорта и импорта морепродуктов РФ [13]

§ В Й 0,0095

Ю 5 ^

^ 2 ^ 0,0075

Рис. 3. Динамика изменения цен экспортных контрактов на поставку морепродуктов из РФ за рубеж [8]

Обращает на себя внимание тот факт, что РФ, наряду с экспортом морепродуктов, также осуществляется их импорт, хотя и в меньшей мере (рис. 2). Динамика вывоза и ввоза этого товара является положительной. Масштаб экспорта морепродуктов из РФ объясняется не только тем, что эта продукция является высокомаржинальной и в ряде зарубежных стран, в том числе в КНР, превращается в товар массового потребления (в КНР, в частности, этому способствует массовый переход фермерских хозяйств от выращивания в искусственных условиях рыбы к разведению креветок). Дело в том, что рыбодобывающие предприятия РФ, в том числе, осуществляют внешнеторговые операции с морепродуктами за пределами ее таможенной территории. Сроки поставки продукции морского рыбного промысла в другие страны в этом случае малы. Это позволяет российским компаниям осуществлять вывоз живых и охлажденных морепродуктов за рубеж, т.е. сконцентрироваться исключительно на их добыче.

Следует отметить, что поставка (транспортировка и хранение) живых и охлажденных морепродуктов связана с высокими логистическими рисками. Например, предельный срок сохранения живых крабов (без использования специального оборудования) в зависимости от вида достигает всего 2-3 суток, причем в процессе их доставки требуется постоянно осуществлять проверку их состояния [4]. Этот срок можно увеличить, но для этого нужны инвестиции. Они должны осуществляться, как минимум, в двух направлениях. Во-первых, предприятия, добывающие морепродукты, должны оснастить свои суда особым видом оборудования (срок сохранения живых крабов в этом случае увели-

2014 2015 2016 2017

чивается до трех недель) [5]. Нельзя не отметить, что плохие погодные условия (штормовая обстановка) значительно снижают этот срок. Кроме того, с увеличением срока хранения такой продукции возрастают ее потери. Во-вторых, в стране, в которую осуществляется ввоз живых морепродуктов должна быть сформирована специальная логистическая инфраструктура. Срок хранения замороженной такой продукции намного выше. Однако это процесс крайне чувствителен к перепадам температуры, что актуализирует необходимость контроля за режимом хранения и транспортировки в рамках всей международной цепи поставок.

Отмеченная нами выше российская практика морского рыбного промысла привела к тому, что на территории КНР, граничащей с РФ, например, в городе Хуньчунь, почти 50% предприятий, осуществляющих переработку морепродуктов, в качестве сырья используют свежих ракообразных (крабов). Кроме того, она, по сути, дала импульс формированию в этом городе кластера по переработке морепродуктов. В результате этого в КНР не только ведется интенсивное строительство новых заводов этой отраслевой направленности, но и наблюдается рост сбытового потенциала китайских производителей замороженных и сушеных морепродуктов. Именно эта тенденция, по нашему мнению, сегодня определяет положительную динамику ввоза в РФ морепродуктов из-за рубежа.

Однако становление упомянутого нами кластера сопряжено с некоторыми трудностями. Одна из них заключается в том, что поиск новых российских поставщиков морепродуктов усложнился. Актуализация этого вопроса связана, в том числе, с активными действиями РФ в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов. РФ, в частности, подписала соответствующее соглашение с Республикой Корея, через которую длительное время проходил контрабандный канал поставок крабов в КНР. Кроме того, в РФ ужесточены меры контроля за внешнеторговыми операциями с морепродуктами за пределами ее таможенной территории. Существует еще одна проблема, которая не позволяет полностью реализовать сбытовой потенциал китайских производителей морепродуктов. Она заключается в том, что эти предприятия отпускают продукцию, как правило, на условиях «франко-склад», т.е. без осуществления таможенных процедур и др. Формирование дистрибьюторских сетей поставок морепродукции за рубежом такими предприятиями также не практикуется (ими также не предоставляются отсрочки платежей). Это означает, что инициаторами построения международных цепей поставок такой пищевой продукции из КНР в РФ могут быть как китайские торговые посредники, так российские предприятия оптовой торговли.

Следует отметить, что в РФ и КНР существуют компании, которые оказывают услуги по поиску поставщиков и потребителей в этих странах и консультированию по вопросам логистики и таможенного оформления грузов. Однако услуги по проектированию международных цепей поставок ими пока оказываются крайне редко, т.е. их нельзя отнести к 4PL логистическим провайдерам [6, 7]. Сектор 5PL таких провайдеров, которые, по нашему мнению, в будущем возьмут на себя исполнение таких услуг, пока находится на ранней стадии развития [3]. Хотя очевидно, что такими операторами станут цифровые торговые платформы. Например, Alibaba Group Holding Ltd делает ощутимые шаги для достижения этой цели.

Отдельного внимания в контексте стратегического планирования организации поставок китайских морепродуктов на российский рынок заслуживают, по крайней мере, еще три положения. Во-первых, согласно данным Росстата, темпы роста объемов розничных продаж живых, охлажденных и замороженных морепродуктов в России значительно превышают темпы возрастания величины аналогичного показателя для консервов из морепродуктов. Во-вторых, сбалансированию взаимоотношений китайских поставщиков морепродуктов с российскими торговыми розничными сетями, доля которых в общем обороте розничной торговли в РФ в отдельных регионах достигает почти 60%, объективно препятствует более сильная рыночная сила таких сетей. В-третьих, в сфере оптовой торговли в РФ просроченная задолженность поставщикам составляет более 10%. Эта оценка распространяется и на дебиторскую задолженность покупателей предприятиям оптовой торговли.

Проекты построения международных цепей поставок китайских морепродуктов, ориентированных на рынок РФ, поэтому необходимо верифицировать на предмет возможности обеспечения логистико-финансового равновесия в таких структурах [12]. При выполнении этого условия необходимо учитывать риск нарушения российскими предприятиями платежной дисциплины, высокую волатильность рубля и особенности трансакционных издержек [9, 10]. Масштабность последних обусловлена взаимодействием контрагентов, дислоцированных в различных странах, и сложностью полного предвиде-

ния препятствий на пути вхождения китайских поставщиков в российские предпринимательские сети. Все это, однако, не умаляет коммерческих преимуществ реализации проектов построения рассматриваемых нами международных цепей поставок китайских морепродуктов.

Одним из главных требований к проектированию подобных логистических структур выступает необходимость учета влияния глобализации на их параметры. Оно, в частности, проявляется в виде двух тенденций. Во-первых, актуализируется экологическая сертификация морского рыболовства. Объективные предпосылки для этого создают усилия многих стран по обеспечению устойчивого воспроизводства биоресурсов, а также повышение культуры потребления рыбы и морепродуктов. Методология такой сертификации формирует Морской попечительский совет. Им, в частности, введен в правой оборот международный стандарт MSC Chain of Custody, который определяет требования к прослеживаемости и сертификации цепей поставок рыбной продукции, в том числе, морепродуктов [13].

В-вторых, рассматриваемые нами цепи поставок должны проектироваться на основе международных стандартов качества ISO, в частности, на тех, которые регламентируют обеспечение безопасности пищевой продукции. Среди них нами выделяется [2], который устанавливает в РФ требования к участникам цепи поставок пищевой продукции. Построенная нами SADT-диаграмма, которая приведена на рис. 4, отражает лишь принципиальные особенности реализации рекомендаций, данных в [2]. Она вследствие этого нуждается в детализации с учетом процессной специфики логистических взаимодействий в международных цепях поставок китайских морепродуктов, а также специфики хранения и транспортировки замороженной такой продукции. В последнем контексте практический и научный интерес представляют достижения в области проектирования холодовых цепей, которые предусматривают комплекс мероприятий, обеспечивающих требуемый температурный режим на всех уровнях товародвижения, и задействование специального оборудования, в том числе, одноразовых термоиндикаторов [11].

Рис. 4. 8ЛЭТ-диаграмма управления безопасностью цепей поставок пищевой продукции [4]

Особое внимание в процессе технико-экономического обоснования построения международных цепей поставок китайских морепродуктов целесообразно уделять проектным логистическим рискам, т.е. таких рисков, наступление которых способно изменить планируемые параметры рассматриваемых множественных организационных структур в негативную сторону. Решение этой задачи, по нашему мнению, должно предусматривать не только имитационное моделирование функционирования цепи поставок, но и разработку карты ее стратегических и операционных уязвимостей. Несомненно, перечень последних постоянно будет меняться. Однако их мониторинг в режиме реального времени должен создать объективные предпосылки для превентивного реагирования на те угрозы цепи поставок, степень опасности которой для нее не является приемлемой.

Особый акцент в рамках проектирования рассматриваемых цепей поставок следует уделять оценке препятствий на пути последовательного сбалансирования логистических взаимодействий в таких структурах. Достижение этой цели является необходимым условием обеспечения устойчивого развития цепей поставок независимо от их вида. Степень достижения такого результата во многом зависит от правильности и полноты идентификации пространственно-временных зависимостей в системе ло-

гистических мощностей, которая служит инфраструктурой для цепей поставок [1]. В международных цепях поставок дополнительно актуализируется качество учета требований к таможенному оформлению грузов в различных странах.

Выполненные нами исследования позволяют сделать вывод о том, что проблема проектирования международных цепей поставок морепродуктов является многосторонней. На первое место в ее решении выходит обоснование отличительных аспектов логистической операционной деятельности в подобных множественных организационных структурах с учетом специфики обеспечения безопасности цепи пищевой продукции. Это означает, что одним из приоритетных направления такого проектирования становится определение специальной функции координации, целеориентированной на вмешательство в управление международными цепями поставок морепродуктов, исходя из степени угрозы их перевода в недопустимое состояние. Выполнение последнего условия требует детального понимания не только специфики хранения и транспортирования, прежде всего, замороженных морепродуктов, но и особенностей поддержания холодовой цепи поставок такой пищевой продукции при заданных температурных режимах.

Вторым по значимости приоритетным направлением решения исследуемой проблемы следует считать выработку позиции по управлению логистическими рисками в международных цепях поставок морепродуктов. Очевидно, что в ее основе должны лежать классические принципы менеджмента риска. Однако последние нуждаются в адаптации, учитывая особенности сбалансирования логистических взаимодействий в международных цепях поставок, ограничения в управлении такими цепями и структуру спроса на морепродукты. На третье место в решении рассматриваемой нами проблемы выходит формирование комплекса ключевых показателей эффективности международных цепей поставок морепродуктов. Его разработка необходима для осуществления логистического контроллинга функционирования таких структур с учетом их протяженности, особенностей их субъектного состава и специфики урегулирования в них логистических конфликтов.

ЛИТЕРАТУРА

1. БауэрсоксД.Дж., КлоссД.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. М.: Олимп-Бизнес, 2001. 640 с.

2. ГОСТ Р ИСО 22000-2007. Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции.

3. ГригорьевМ.Н., Ткач В.В., Уваров С.А. Коммерческая логистика: теория и практика. М.: Юрайт, 2017. 507 с.

4. Иванова Е.Е., Касьянов Г.И., Запорожская С.П. Технология морепродуктов. М.: Юрайт, 2019. 208 с.

5. Моисеев С.И., Моисеева С.А. Проблемы содержания и транспортировки крабов в живом виде на краболовных судах // Труды ВНИРО. 2017. Т.166. С. 22-30.

6. Логистика и управление цепями поставок / под ред. В.В. Щербакова. М.: Юрайт, 2019. 582 с.

7. Основы логистики / под ред. В. Щербакова. СПб.: Питер, 2009. 432 с.

8. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М.: Росстат, 2018. 694 с.

9. Ткач В.В. Контрактная стратегия управления цепями поставок // Журнал правовых и экономических исследований. 2017. № 3. С. 142-145.

10. Ткач В.В., Воробьева О.А. Трансакционные ограничения интегрированного планирования поставок // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2017. № 3. С. 40-46.

11. СП 3.3.2.3332-16. Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17.02.2016 г. № 19.

12. Kubasova T., Tkach V., Tsvigun I. Priorities of the logistics risks management in the resource support of construction projects // MATEC Web of Conferences. 2018. № 212. Р. 08010.

13. MSC Standard Setting Procedure Approved by: MSC Board of Trustees. Version: 5.0 Publication date: 5 July 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.