Научная статья на тему 'Формирование инвестиционного замысла проекта международной цепи поставок чая'

Формирование инвестиционного замысла проекта международной цепи поставок чая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЦЕПИ ПОСТАВОК / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ЗАМЫСЕЛ / КОНФИГУРАЦИЯ ЦЕПИ ПОСТАВОК / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ РИСК / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЦЕПИ ПОСТАВОК / SUPPLY CHAIN SECURITY / INVESTMENT PLAN / SUPPLY CHAIN CONFIGURATION / LOGISTICAL RISK / INTERNATIONAL SUPPLY CHAINS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юань Сяохуэй

В статье обосновываются перспективы организации поставок чая из Китая в Россию. Рассматриваются особенности формирования инвестиционного замысла (идеи) проекта международной цепи поставок чая. Особое внимание уделяется исследованию альтернативных конфигураций таких цепей. Делается акцент на логистических рисках в международных цепях поставок китайского чая на внутреннем рынке России. Определяются приоритеты технико-экономического обоснования построения таких цепей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE INVESTMENT DESIGN OF THE PROJECT OF THE INTERNATIONAL CHAIN OF SUPPLY OF TEA

The article substantiates the prospects for organizing the supply of tea from China to Russia. The features of the formation of the investment idea (idea) of the project of the international tea supply chain are considered. Special attention is paid to the study of alternative configurations of such chains. The ^ focus is on logistical risks in the international supply chains of Chinese tea in the domestic market of Russia. Priorities of the feasibility study for building such chains are determined.

Текст научной работы на тему «Формирование инвестиционного замысла проекта международной цепи поставок чая»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ЗАМЫСЛА ПРОЕКТА МЕЖДУНАРОДНОЙ ЦЕПИ ПОСТАВОК ЧАЯ

Аннотация. В статье обосновываются перспективы организации поставок чая из Китая в Россию. Рассматриваются особенности формирования инвестиционного замысла (идеи) проекта международной цепи поставок чая. Особое внимание уделяется исследованию альтернативных конфигураций таких цепей. Делается акцент на логистических рисках в международных цепях поставок китайского чая на внутреннем рынке России. Определяются приоритеты технико-экономического обоснования построения таких цепей.

Ключевые слова. Безопасность цепи поставок; инвестиционный замысел; конфигурация цепи поставок; логистический риск; международные цепи поставок.

Yuan Xiaohui

FORMATION OF THE INVESTMENT DESIGN OF THE PROJECT OF THE INTERNATIONAL CHAIN OF SUPPLY OF TEA

Abstract. The article substantiates the prospects ^ for organizing the supply of tea ^ from China to Russia. The features of the formation of the investment idea (idea) of the project of the international tea supply chain are considered. Special attention is paid to the study of alternative configurations of such chains. The ^ focus is on logistical risks in the international supply chains of Chinese tea in the domestic market of Russia. Priorities of the feasibility study for building such chains are determined.

Keywords. Supply chain security; investment plan; supply chain configuration; logistical risk; international supply chains.

Результаты аналитической оценки рынка чая в РФ показывают, что премиальная продукция из КНР на нем представлена незначительно. Это обстоятельство только отчасти объясняется тем, что российские домохозяйства достаточно длительное время сталкиваются с жесткими бюджетными ограничениями. Дефицит премиального китайского чая на рынке РФ в первую очередь определяется тем, что поставки этого товара из КНР в РФ преимущественно осуществляются небольшими российскими предпринимательскими структурами. Последние не ставят перед собой задачу организовывать масштабное физическое распределение китайского чая на территории РФ. Они, как правило, реализуют чай маленькими партиями через интернет, устанавливая высокую наценку и ориентируясь на запросы физических лиц или магазинов малых форматов.

В результате такого подхода цена китайского чая в РФ возрастает по сравнению с закупочной ценой в КНР более, чем на два порядка. Аналогичную рыночную позицию занимают и китайские цифровые платформы розничной Интернет-торговли, предлагающие доставку чая из КНР в РФ. Такая практика оборачивается для российских потребителей узким ассортиментом китайского чая, обладающего завышенной стоимостью, риском приобретения некачественной продукции и недооценкой неизвестных в РФ видов чая из КНР. Российским же предпринимателям, которые открывают чайные

ГРНТИ 72.75.31 © Юань Сяохуэй, 2019

Юань Сяохуэй - аспирантка кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 192007, Санкт-Петербург, ул. Прилукская, 3 (Russia, St. Petersburg, Prilukskaya str., 3). Тел.: +7 911 029 66 88. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 10.04.2019.

бутики, в условиях отсутствия налаженного канала поставок китайского чая в РФ очень сложно нередко не только занять устойчивую рыночную позицию, но и выти за пределы точки безубыточности. Несмотря на это спрос на такой чай в РФ растет, вследствие чего открытие чайных магазинов в РФ относится к числу привлекательных инвестиционных проектов, реализуемых, в том числе, на основе франчайзинга.

Все это создает объективные предпосылки для рассмотрения возможности формирования международных цепей поставок китайского чая в РФ под эгидой предпринимателей из КНР. Однако принятие решения по этому вопросу требует разработки технико-экономического обоснования построения таких цепей. В рамках достижения этой цели актуализируется оценка инвестиционного замысла (идеи) проекта их создания, поэтому необходимо уделять особое внимание его формированию.

Центральное место в разработке такого замысла занимает аналитическая оценка перспектив развития спроса на китайский чай на внутреннем продовольственном рынке РФ. Выполненные нами исследования в этой области позволяют сделать следующие выводы. Рынок чая в РФ классифицируется как олигополистический, так как ему свойственна высокая степень консолидации. В РФ выращивается чай, причем по данным официальной статистики валовой сбор чайного листа ежегодно возрастает достаточно высокими темпами. Однако его величина лишь немного больше 3% от общего объема импорта чая в РФ. Динамика изменения объема поставок чая в РФ из-за рубежа в последние годы является отрицательной (данные за 2018 год ФСГС РФ пока не приводит) (рис. 1).

2015 2016 2017

Рис. 1. Характеристика изменения объемов импортных поставок чая в РФ [5]

Причина существования этой тенденции лежат на поверхности, причем волатильность рубля в этом контексте не играет основную роль. Большую часть российского рынка занимает чай, который производится на предприятиях РФ, занимающихся вторичной переработкой чайного листа (закупаемого за рубежом) и упаковкой произведенной из него продукции. В структуре коммерческих предложений по продажам чая в РФ доминирует чай черный (более 90%) и пакетированный (2/3 рынка). Однако, по оценкам специалистов, в последние годы структура спроса на чай постепенно начинает меняться в пользу премиальных видов. Ведущей компонентой этой тенденции следует считать рост культуры потребления чая в РФ и стремление населения к здоровому образу жизни. В последнем контексте уместно отметить, что чай и кофе являются субститутами. Кроме того, РФ по объемам потребления чая на душу населения далеко отстает от ряда стран, например, от Великобритании. Этот факт, по нашему мнению, также следует расценивать в качестве одного из признаков потенциала увеличения в РФ спроса на премиальные виды чая.

Целесообразно заметить, что цена на чай в РФ еще в 2016 году вышла на асимптоту (рис. 2). Эту свидетельствует о том, что российские предприятия торговли теряют возможность увеличить выручку от продажи чая, причем маркетинговые мероприятия по продвижению этой продукции не дают должного результата. Безусловно, эту ситуацию можно связать с тем, что многие российские домохозяйства имеют очень низкие доходы. Их поведение в этом случае автоматически сводится к приспособлению к финансовому дефициту, одной из форм которого, как известно, является сокращение объемов потребления. Однако более подходящим объяснением, по нашему мнению, следует считать отсутствие в РФ должного повсеместного предложения широкого ассортимента элитных сортов чая, в том числе, китайского. Кроме того, нужно принимать в расчет, что китайский чай недостаточно активно рекламируется.

Согласно официальным данным ФТС РФ, объемы импортных поставок чая из КНР в Россию после годичного перерыва в 2017 году значительно выросли (рис. 3). Анализ структуры распределения таких поставок по регионам РФ показывает, что они преимущественно ориентированы лишь на несколько субъектов РФ (Москва, Московская область, Ленинградская область и Санкт-Петербург). Таким образом, адресность поставки китайского чая в первую очередь зависит от масштаба российской

городской агломерации. Косвенную оценку в части изменения соотношения чая и кофе в структуре импорта товаров в РФ, по нашему мнению, можно сделать в результате анализа динамики изменений объемов импорта кофе, чая, мате и др. из стран, входящих в АТЭС, в РФ (рис. 4).

а й * 650

к и

450

2014 2015 2016

Рис. 2. Динамика изменения цены чая в РФ [5]

2017

0,04

2016 2017 2018

Рис. 3. Динамика изменения объемов импорта китайского чая в РФ (данные ФТС)

л

0,39

0,34

2015

2016

2017

2018

Рис. 4. Динамика изменения объемов импорта кофе, чая и мате из АТЭС в РФ (данные Росстата)

Заметим, что удельный вес этих стран в импорте товаров в РФ является наибольшим, причем более половины величины этого показателя приходится на КНР. В результате сопоставления графиков, приведенных на рис. 3 и 4, можно сделать вывод о том, что позиции китайского чая в товарной структуре импорта из АТЭС улучшаются.

Особое место в процессе разработки инвестиционного замысла (идеи) проекта создания международной цепи поставок китайского чая занимает оценка особенностей интеграции китайских поставщиков с российскими логистическими партнерами. В рамках выполнения этой задачи целесообразно уделять внимание ряду вопросов. Во-первых, необходимо выяснить какие преграды стоят на пути вхождения китайских поставщиков на российский внутренний продовольственный рынок. Несомненно, одним из таких препятствий будут являться высокие трансакционные издержки. Такая их величина априори обусловлена тем, что культура ведения бизнеса российскими и китайскими предприятиями существенно различается. Уместно напомнить, что трансакционные издержки включают неявную компоненту, поэтому оценить их достаточно сложно. Кроме того, наличие современных телекоммуникаций не позволяет полностью устранить трансакционную проблему.

Это означает, что необходимо не только делать инвестиции в формирование системы контроллинга логистических процессов в международных цепях поставок чая, но и вырабатывать подходы к координации в них функциональных циклов логистики [2, 3]. Достижение последней цели не исключает возникновения потребности в дополнительных инвестициях в приобретение специализированных программных средств. Разделить эти капиталовложения между участниками международной цепи поставок не всегда представляется возможным.

Другим препятствием нужно считать различия в логистических инфраструктурах КНР и РФ. Эта проблема, принимая во внимание высокую протяженность российской территории и приостановку в РФ ряда логистических проектов после 2014 года, к числу которых относится, прежде всего, идея развития национальной системы логистических центров, достаточно серьезна. Наши исследования показывают, что в РФ, в частности, существует определенный дефицит складов общего пользования. Кроме того, в РФ окончательно еще не сформировался сектор логистических провайдеров. Одной из причин этого положения, по нашему мнению, являются медленные темпы разработки в РФ профессиональных стандартов по логистике (они, в частности, не охватывают сферу оптовой и розничной торговли) [12].

Это означает, что передача части логистических процессов для исполнения третьей стороной в РФ пока еще не всегда возможна. Хотя следует отметить, что РФ в последние годы усилила свою активность в этом направлении. Нужно также вспомнить о сотрудничестве ЕврАзЭС с КНР в рамках проекта «Экономический пояс Шёлкового пути». Кроме того, по оценкам китайских специалистов, не все предприятия КНР готовы в полной мере решать возникающие перед ними проблемы международной логистики [13].

Во-вторых, нужно обосновать каналы распределения китайского чая в РФ. Наиболее перспективным вариантом в нашем случае выступает организация поставок чая напрямую в торговые розничные сети РФ. Последние, несмотря на экономическую рецессию в РФ, активно укрепляют свои позиции в розничной торговле на всей территории страны. Российская практика свидетельствует о том, что такие сети нередко используют свою рыночную силу как инструмент для извлечения квазиренты из взаимодействия с поставщиками, т.е. существует риск установления неправомерной цены на китайский чай, а значит и неоправданности инвестиций в организацию его поставок в РФ. Кроме того, следует учесть, что торговые сети не занимаются продвижением товаров. Эта функцию должны осуществлять поставщики, т.е. ответственность за проведение рекламных и маркетинговых мероприятий целиком ложится на них, а это дополнительные затраты.

Однако интеграция с российскими торговыми розничными сетями имеет свои преимущества. Одно из них заключается в том, что в этом случае нет необходимости выстраивать собственную сеть логистических мощностей на территории РФ. Другой плюс состоит в том, что такая интеграция должна способствовать более быстрой узнаваемости новых видов китайского чая и, соответственно, росту объемов их продаж. В качестве альтернативного варианта канала физического распределения китайского чая в РФ, по нашему мнению, целесообразно рассматривать формирование собственной сети чайных магазинов. Однако стратегия развития этого канала должна быть подкреплена франчайзинго-вой политикой. В ином случае риск того, что инвестиции в построение этой сети будут окупаться неприемлемо долго очень велик.

Наряду с реализацией франчайзинговой политики, по нашему мнению, развитие рассматриваемого нами логистического канала должно предусматривать параллельное открытие интернет-магазина, специализирующегося на продаже китайского чая и сопутствующих ему товаров. Положительной чертой этого канала, прежде всего, следует считать наличие у фокусной компании возможности не только проводить адекватную ассортиментную политику, но и ставить перед участниками международной цепи поставок чая релевантные задачи в области логистического обслуживания потребителей

[8, 9].

Третий по значимости вопрос в процессе формирования инвестиционного замысла проекта такой цепи поставок связан с обоснованием ее конфигурации [6, 7]. Особенности последней, как известно, в первую очередь определяются дислокацией логистических мощностей и спецификой связывающих их транспортных коммуникаций [1, 4]. Поставки чая из КНР в РФ могут осуществляться различными путями. Значительные объемы такой пищевой продукции предпочтительно перевозить морским транспортом. В ином случае, когда осуществляются мелкопартионные отправки китайского чая в РФ, его можно транспортировать авиационным транспортом. Логистические затраты, соответственно, при этом возрастают. Кроме того, в этом случае возникает потребность в хранении чая по обе стороны государственной границы между РФ и КНР, т.е. складские затраты также увеличиваются.

Необходимость иметь два склада объясняется двумя причинами. С одной стороны, китайские производители чая, равно как и многие другие предприятия КНР, ограничиваются отгрузкой товарных партий потребителю с собственного склада. С другой стороны, наличие дополнительного склада на территории КНР, приближенного к государственной границе с РФ, в условиях неопределенности спроса на китайский чай на внутреннем рынке России позволяет осуществить отсрочку логистических и таможенных операций, т.е. избежать непроизводительных затрат.

В-четвертых, в формировании инвестиционного замысла проекта международной цепи поставок чая особое внимание целесообразно уделять обоснованию контрактной стратегии. Необходимость этого шага диктуется, прежде всего, тем, что международный контракт является одним из действенных инструментов координации логистических процессов в цепях поставок [9]. Однако при его составлении нередко возникают ошибки или разночтения, которые приводят не только к разбалансиров-

ке логистических взаимодействий в таких цепях поставок, но и к возникновению угрозы их безопасности. Чай является пищевой продукцией, поэтому обеспечение его безопасности контролируется на институциональном уровне [10].

В-пятых, особый акцент в формировании рассматриваемого нами замысла необходимо делать на идентификации и оценке логистических рисков. В КНР этому вопросу сегодня уделяется много внимания [11, 14]. Однако прогресс здесь происходит недостаточно быстро. Объективные предпосылки для управления логистическими рисками создает использование профильных стандартов ISO. Однако они носят достаточно обобщенный характер. Их поэтому нужно адаптировать к нуждам конкретной (проектируемой) международной цепи поставок с учетом институциональных ограничений КНР и РФ в сфере товародвижения.

Наши исследования показывают, что китайские производители чая заинтересованы в масштабном выходе на российский внутренний рынок. Экономическая рецессия, которая столь длительно продолжается в РФ, препятствием не является. Структура спроса на чай в РФ вследствие роста культуры его потребления постепенно меняется в пользу элитной продукции, в перечень которой входит и китайский чай. Последний при этом является высокомаржинальным товаром, поэтому инвестиции в организацию его продаж на территории РФ следует считать эффективными. Однако этот шаг нуждается в специальном обосновании, в рамках которого актуализируется формирование инвестиционного замысла проекта международной цепи поставок китайского чая.

В рамках выполнения этого условия особое внимание целесообразно уделять определению конкурентоспособного уровня клиентоориентированности международных цепей поставок китайского чая в РФ. Выполнение этой задачи крайне важно для полноценного учета всех логистических затрат, возникающих в процессе организации поставок чая из КНР в РФ (учитывая особенности каналов физического распределения китайского чая в РФ и альтернативные конфигурации международных цепей поставок).

Кроме того, в рамках формирования инвестиционного замысла особое внимание следует уделять анализу и оценке логистических рисков в международных цепях поставок китайского чая, которые обусловлены вероятностью: (1) существования препятствий на пути интеграции таких цепей с российскими розничными торговыми сетями; (2) влияния логистических инфраструктурных ограничений в РФ на эффективность импортных поставок чая; (3) допущения ошибок в преобразовании ассортиментной матрицы магазинов, через которые планируется вести продажу китайского чая, в условия его поставки; (4) осуществления масштабных специфических инвестиций в межфирменные отношения с участниками цепей поставок, т.е. капиталовложений, которые не могут быть использованы в альтернативных целях; (5) сбоев в поставках китайского чая в РФ из-за протяженности международных логистических цепей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок М.: Олимп-Бизнес, 2001. 640 с.

2. ГригорьевМ.Н., Ткач В.В., Уваров С.А. Коммерческая логистика: теория и практика М.: Юрайт, 2017. 507 с.

3. Логистика и управление цепями поставок / под ред. В.В. Щербакова. М.: Юрайт, 2019. 582 с.

4. Основы логистики / под ред. В.В. Щербакова. СПб.: Питер, 2009. 432 с.

5. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М.: Росстат, 2018. 694 с.

6. Ткач В. В. Оценка инвестиционного замысла (идеи) проекта логистической системы // Российское предпринимательство. 2005. № 2. С. 60-65.

7. Ткач В. В. Оценка инвестиционного замысла (идеи) проекта логистической системы // Российское предпринимательство (окончание). 2005. № 4. С. 73-76.

8. Ткач В. В. Сервисные приоритеты управления логистическими цепями // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 3. С. 110-113.

9. Ткач В.В. Логистические приоритеты управления торговым ассортиментом в сетях предприятий розничной торговли // Логистика - евразийский мост: материалы 11-й Международ. науч.-практ. конф. (28-30 апреля 2016 г., Красноярск). Ч. 2. Красноярск: КГАУ, 2016. С. 220-225.

10. Казанцева А.Н. Вопросы разработки и реализации государственной политики в сфере производства и обращения экологически чистой продукции // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 2 (36). С. 16-20.

11. Юань С. Перспективы развития логистики в КНР // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2017. № 3 (33). С. 41-46.

12. Swiekatowski R., Tkac V., Zmich-Mezreb J. Logistics education system in Poland and Russian Federation -comparative study// Modern foreign language learning in logistics area. Poznan: Poznan School of Logistics, 2018. P. 127-138.

13. 2013.

14. aumfimmz., ^ 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.