Научная статья на тему 'Императивы инновационной активности предприятия'

Императивы инновационной активности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION / INNOVATION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппов Вадим Валерьевич

В статье рассматриваются теоретические аспекты инновационной активности и ее воздействие на развитие предприятия. Определены особенности исследования понятия инновационной активности разными авторами, проанализированы основные показатели инновационной активности на стратегическом и тактическом уровнях. Выделены пути активизации инновационной деятельности перерабатывающих предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Imperatives innovative companies

This paper discusses the theoretical aspects of innovation and its impact on the company's development. The features of the concept of the study of innovation activity by different authors analyzed key indicators of innovation activity strategicheskom and tactical levels. Identified ways to enhance innovation refineries

Текст научной работы на тему «Императивы инновационной активности предприятия»

ИМПЕРАТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В.В. Филиппов, директор

Луганская филия Киевского института бизнеса и технологий, г. Луганск

В статье рассматриваются теоретические аспекты инновационной активности и ее воздействие на развитие предприятия. Определены особенности исследования понятия инновационной активности разными авторами, проанализированы основные показатели инновационной активности на стратегическом и тактическом уровнях. Выделены пути активизации инновационной деятельности перерабатывающих предприятий

Специфика задач, стоящих перед современной экономикой и управлением научно-техническими комплексами, определяется постиндустриальным развитием общества, глубокими интеграционными процессами в области науки, производства, рынка и образования, а также интенсивным освоением информационной реальности. В этих условиях возрастает значение философско-методологических исследований, их связи с конкретными проблемами экономики и управления.

Актуальность исследования определяется социально-экономической значимостью решения задачи роста инновационной активности предприятий, недостаточной разработанностью темы исследования, как с позиции научного обоснования, так и с позиций методического обеспечения, необходимостью разработки методики оценки инновационной активности предприятия на рынке мясной продукции, значимостью решения задачи определения механизма управления инновационной активностью, необходимостью разработки инновационного инструментария оценки реальных конкурентных преимуществ предприятий на конкурентном рынке.

Теоретической и методической основой исследования являются труды отечественньк и зарубежных учёных. Проблемам инноваций посвящены труды И.Ансоффа, П.Ф.Дракера, А.Н.Асаула,

И.Т.Балабанова, М.А. Русакова, И.В. Зорина, Г.А.. Карповой, В.А. Квартальнова, БА.Колтынюка, О.П.Коробейникова, Н.К. Моисеевой, В.Д.Попова, А.А.Трифиловой, О.В. Якутиной.

Анализ инновационной активности предусматривает определение внутренних инвестиционных возможностей предприятия в инновационной сфере с использованием экономических критериев. В зависимости от степени текущей обеспеченности предприятия производственно-экономическими ресурсами и наличия опыта внедрения новых технологий в хозяйственный оборот осуществляется планирование направлений инновационного развития.

Успешность инновационной деятельности предприятия зависит от правильного выбора предприятием инновационной стратегии. В современных условиях данный выбор во многом зависит от состояния инновационных ресурсов предприятия и его инновационной активности.

Анализ литературы показывает, что отдельные попытки определения понятия «инновационная активность» неоднократно предпринимались исследова-

телями, однако не позволили выработать общепринятого подхода к трактовке данного понятия.

Большинство авторов сегодня характеризуют инновационную активность с точки зрения интенсивности внедрения инноваций и мобилизации инновационного потенциала территории в условиях нестабильной рыночной среды. Однако под инновацией необходимо понимать уже результат внедренческой деятельности, представляющий собой востребованный рынком и обществом продукт, технологию, а не процесс создания нововведений и внедрения их в производство. Многие исследователи (Абалкин Л.И., Жиц Г.И., Флегонтов А.А.) представляют инновационную активность как целенаправленную деятельность, то есть совокупность определенных мероприятий, направленных на достижение определенного результата (повышение конкурентоспособности, обеспечение роста влияния на рынке и т.д.). Однако данные ученые не уточняют перечень субъектов данной деятельности, что не дает нам возможности получить полное представление о содержании реализуемых действий, их специфике, используемых инструментах. Кроме того, зачастую не указывается и цель данной деятельности. Лишь немногие исследователи связывают в той или иной степени инновационную активность с инновационной восприимчивостью (Янковский К.П., Мухарь И.Ф.). Однако в приведенных работах данные экономические категории рассматриваются применительно к социально-экономическим системам в целом, и не проводится детального исследования сущности данных категорий и их взаимосвязи на мезоуровне. Кроме того, рассмотрение инновационной активности лишь во взаимосвязи с восприимчивостью территории к инновациям не позволяет реализовать комплексный подход к инновационной активности.

Инновационная деятельность должна носить стратегический характер, причём как в долгосрочной перспективе, так и быть стратегической даже в реальном масштабе времени (поскольку резко увеличилась нестабильность внешней среды). Стратегическая сторона обеспечит качественный подход к инновационной деятельности.

Во-вторых, инновационная деятельность должна носить тактический характер, то есть она должна быть определена рационально как по последовательности действий, так и по их своевременности, что обеспечит требуемую по ситуации динамичность инновационной деятельности, определённые темпы про-

Инновации и инвестиции

ведения необходимых действий и изменений. Иначе такая инновационная деятельность может быть просто ненужной и иметь негативные последствия (неэффективно исчерпаны резервы времени и ресурсов).

В стратегическом плане инновационная активность, как правило, характеризуется следующими частными показателями [1]:

- качество инновационной стратегии конкуренции;

- уровень мобилизации инновационного потенциала;

- уровень привлечённых капиталовложений- инвестиций;

- уровень методов, культуры, используемых при проведении инновационных изменений;

- обоснованность реализуемого уровня инновационной активности.

В тактическом плане инновационная активность определяется двумя частными показателями [2]:

• соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации;

• скорость (темп) действий и проведения стратегических инновационных изменений.

Установив соотношение категории «инновационная активность» с категорией «инновационная деятельность», необходимо также определить отношения с другими базовыми категориями инноватики: инновационные цели и инновационные риски, инновационная среда и инновационный климат, инновационная стратегия, инновационный потенциал и, наконец, инновационный механизм.

Среди путей активизации инновационной деятельности перерабатывающих предприятий выделим следующие:

1) обеспечение спроса на инновации со стороны основных отечественных потребителей посредством проведения масштабных "road-show" с целью рекламы отечественных разработок и доведения результатов проводимых научных изысканий до широкой общественности. Полезным может быть соединение инноваторов и представителей бизнеса в рамках различных площадок: экономических форумов, научно -практических конференций.

2) стимулирование инновационного предложения со стороны отечественных производителей по-

средством реструктуризации организационных структур. Необходимо сформировать четкое понимание того, что наука также нуждается в эффективном менеджменте.

3) обеспечение связи между генераторами знаний и их потребителями как на внутреннем, так и на международном рынке.

Только при наличии всех трех составляющих образуется замкнутый инновационный цикл: наука -производство - наука.

В цикле «инновация - производство - рынок» узким местом является не столько финансирование, сколько отсутствие менеджеров инновационных проектов с определенным набором компетенций [3].

Главной проблемой пока остается утрата связей между основными участниками инновационного процесса, информационный вакуум и низкая мотивация, как к разработке, так и к финансированию инноваций с последующим их выводом на рынок.

Литература

1. Трифилова А.А. Оценка инновационной активности предприятия / А.А. Трифилова // Инновации, 2003. - № 10.

2. Капреева Е.Г. Сравнительный анализ инновационной активности стран БРИК / Е.Г. Капреева // Известия Оренбургского государственного аграрного университета, 2011. - № 4 (32). - С. 267-270.

3. Кузьмищев Д.А. Направления повышения инновационной активности предприятий высокотехнологичного сектора / Д.А. Кузьмищев // Транспортное дело России. - Москва, 2010. - № 10 (83). - С. 226.

4. Туровец О.Г. Реинжиниринг производственных процессов с использованием концепции «бережливого производства» / О.Г.Туровец, И.В.Маслова // Организатор производства. - 2006. - № 4.

S +380502542288

E-mail: lgconsalt@mail.ru

Ключевые слова: инновации, инновационная активность, инновационная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.