сколькими стандартными параметрами: сроки лечения (средний и предельный), относительная стоимость и др. Следует отметить, что стандартные параметры подчас корректируются, что объясняется отклонениями в лечении от установленных стандартов (сложность лечения пациентов, что связано с наличием других сопутствующих заболеваний, осложнениями заболеваний и др.). Так, в стационарных условиях имеет место отклонения от установленных стандартов, которые составляют до 6% всей стационарной медицинской помощи.
Размер финансовых средств, выплачиваемых стационарному учреждению здравоохранения за каждого пациента, определяется как произведение стандартной суммы в пересчете на 1 случай госпитализации и относительного поправочного коэффициента, который устанавливается для данной группы КСГ конкретного профиля.
Формирование групп заболеваний позволяет сократить чис-лослучаев искажения диагноза заболевания; упростить систему планирования и финансирования медицинской помощи в условиях стационара. Использование отечественными организациями здравоохранения способов оплаты с применением КСГ болезней позволяет учесть различия в затратах на лечение конкретных заболеваний и обеспечить повышение качества медицинских услуг, оказанных населению.
Поправочный коэффициент стоимости по профилям медицинской помощи и специальностям в разрезе КСГ устанавливается субъектами РФ на основе разработанных рекомендаций Минздрава и Федерального фонда ОМС.
Однако при различных преимуществах использования КСГ в российской практике следует отметить возникающие сложности в процессе формирования КСГ, что объясняется необходимостью регулярно уточнять Систему классификации групп заболеваний, уточнять взвешенные значения поправочных коэффициентов для того, чтобы корректировать тарифы оплаты. Указанные сложности могут быть преодолены в условиях использования компьютерных программ обработки первичной документации и обеспечения информационной емкости первичного учета необходимых для достоверного формирования КСГ.
Литература:
1. Постановление Правительства РФ от 22.10.2012г. №1074 г. Москва «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов»
2. Федеральный закон от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с изменениями от 22.10.2014
3. Федеральный закон от 29.11.2010г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
4. Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 12.10.1995г. №72 «О методических рекомендациях по расчету тарифов на оказание медицинской помощи в стационарах, скорой медицинской помощи»
5. Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14.11.2013г. №229 «Об утверждении «Методических рекомендаций по способам оплаты специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и в дневных стационарах на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистической группы и клинико-профильной группы за счет средств системы ОМС»
6. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.2004г. №70н «Инструкция по бюджетному учету»
7. «Статистический учет и отчетность учреждений здравоохранения» Минздравсоцразвитие РФ, Москва, 2006
8. «Генеральное тарифное соглашение по реализации Московской областной программы обязательного медицинского страхования» г.Москва 08 декабря 2012г.
9. Базовая программа обязательного медицинского страхования. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2014 год и плановый период 2015 и 201 годы. Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 25 декабря 2013г.
10. Вахрушина М.А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учета // Международный бухучет,№33, 2014
11. Бюджетный учет и отчетность. Учебное пособие. Под редакцией М.А.Вахрушиной. ИНФРА-М, 2013 - 282 с.
УДК 330.34
К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РЕГИОНА
Матузова И.В., доцент, к.э.н., член-корреспондент МАНПО Таймырский филиал АОУВПО «ЛГУ имени А.С.Пушкина» Россия, город
Дудинка, e-mail:[email protected]
В статье рассмотрены вопросы определения сущности категории «инновационная активность», основной характеристикой которой является интенсивность осуществляемых действий муниципальных органов власти при наличии соответствующего уровня инновационного потенциала частного капитала и населения.
Предложены основные показатели, характеризующие инновационную активность региона.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная активность, сущность категории, особенности, признаки, характеристика.
ON ASSESSMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE REGION
Matuzova I., docent, Ph.D., MANPO corresponding member, Pushkin Leningrad State University, Taymir branch
The paper deals with the definition of the essence of the category «innovative activity», the main characteristic of which is the intensity of the action undertaken by municipal authorities in the presence of an appropriate level of innovation potential ofprivate capital and population. Proposed main indicators characterizing the innovative activity in the region.
Keywords: innovative activities, innovative activity, essence of the category, features, evidence, characterization.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, и Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, определены основы действующей национальной инновационной системы, сформулирована система мер по развитию сектора исследований и разработок, инновационной инфраструктуры, образовательной среды, а также по технологической модернизации российской экономики [2].
Не вызывает сомнений тот факт, что инновационное развитие региона, непосредственно связанное с быстрым научно-техническим прогрессом и использованием инновационных достижений во всех областях хозяйственной деятельности, невозможно без высокого уровня инновационной активности региона, характеризующей скорость освоения инноваций и состояние инновационного потенциала региональной системы.
В связи с этим вопросы разработки методики оценки инновационной активности для диагностики уровня инновационного развития региона являются актуальными и имеют важное социально-экономическое значение на уровне субъектов федерации в целом и
64 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №5 2014 |
муниципальных образований в частности.
В отечественной и зарубежной литературе приводится множество различных определений категории «инновационная активность» применительно к деятельности промышленных предприятий. Среди авторов, занимающихся исследованием проблем анализа и оценки инновационной активности, можно отметить работы О.В. Никитиной, А.И. Богачева А.И., А.А. Поляковой, Л.И. Абалкина, О.Н. Мельникова, В.Н. Шувалова, В.П. Баранчеева, В.Н. Гунина, А.А. Трифиловой, М.Н. Нечепуренко и других.
По мнению российского академика Л.И. Абалкина, инновационная активность - это динамическая, целенаправленная деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, процессных, организационных и управленческих нововведений с целью получения инновационно-активным предприятием коммерческой выгоды и конкурентных преимуществ [4].
Трифилова А.А. под инновационной активностью понимает интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствующих продуктов в хозяйственный оборот [3].
В стратегическом плане инновационная активность характеризуется следующими частными показателями [3]:
1. качество инновационной стратегии;
2. уровень мобилизации или использования инновационного потенциала;
3. размер привлеченных капиталовложений - инвестиций;
4. качество методов, используемых при проведении инновационных изменений;
5. обоснованность реализуемого уровня инновационной активности.
В тактическом плане инновационная активность определяется двумя частными показателями [3]:
■ соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации;
■ скорость (темп) действий и проведения стратегических инновационных изменений.
По результатам исследования можно сделать вывод, что рассмотренные определения не имеют серьезных, принципиальных различий. Для всех определений характерно представление об инновационной активности как комплексной характеристике инновационной деятельности, в процессе которой реализуется система мероприятий, направленных на создание новых или усовершенствованных продуктов и процессов, имеющих коммерческую ценность.
Анализ понятий, сформулированных отечественными учёными, позволил сформулировать следующие особенности инновационной активности:
■ целенаправленная деятельность субъектов хозяйственной деятельности относительно конструирования, создания, освоения и производства качественно новых видов техники, предметов труда, объектов интеллектуальной собственности (патентов, лицензий и др.), технологий, а также внедрения более совершенных форм организации труда и управления;
Таблица 1. Основные показатели инновационной активности региона
ип Инновационная обеспеченность Кадровая и иител-лектуальноая обеспеченность Уровень экономической активности населения трудоспособного возраста
Численность студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования на 10 ООО человек населения региона
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками на 10 ООО человек населения
ип Инновационная обеспеченность Финансовая оснащенность Внутренние затраты на ИР в расчете на 1 исследователя
Удельный вес бюджетных средств в затратах на ИР
Удельный вес внебюджетных средств в затратах на ИР
Инновационная восприимчивость Спосбоность региона к разработке и освоению инноваций Численность исследователей с учеными степенями
Доля затрат на ИР в ВРИ
Готовность к инновациям Число используемых результатов интеллектуальной деятельности по отношению к общему числу предприятий в регионе
Коэффициент изобретательской активности населения
ПК Инновационное окружение Инфраструктура ИД Число организаций, выполнявших ИР
Число организаций ведущих подготовку научных кадров
Государственная поддержка Наличие государственного софинансирования инновационных проектов
Социально-экономические условия ИД Основные макроэкономические показатели ВРИ в расчете на одного занятого
Удельный вес занятых в высокотехологичных и среднетехнологичных отрасляхнаукоемки
Уровень развития информационного пространства Удельный вес организаций, использующих широкополостный доступ к интернет
Доля организаций, имеющих веб-сайт, в общем количестве организаций
Удельный вес населения, имеющего доступ к интернету в домашних хозяйствах
ИД - инновационная деятельность ИР - исследования и разработки ВРП - валовый региональный продукт
ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБТА | №5 2014 | 65
Рис. 1. Уровень экономической активности населения трудоспособного возраста*
• созидательная деятельность, направленная на улучшение производственных показателей и создание конкурентоспособной продукции, имеющей спрос на рынке;
• инициативная деятельность по реализации инновационного процесса на основе имеющихся внутренних возможностей;
• интенсивная деятельность на приобретение коммерческой выгоды и коммерческих преимуществ.
В современных условиях перехода экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития все большее значение приобретает активизация инновационной деятельности субъектов экономики в рамках развития региональных инновационных систем. Не случайно в настоящее время в России очень активно идет процесс разработки и внедрения региональных инновационных систем, учитывающих территориальные особенности, природно-ресурсный потенциал, социально-экономические характеристики региона, призванных способствовать в конечном итоге развитию инновационной деятельности хозяйствующих субъектов региона, повышение эффективности функционирования и социально-экономического развития городов и приобретение статуса «территория инновационного развития». В связи, с чем актуально стоят вопросы оценки инновационной активности региона, что в конечном итоге определяет степень развития территории в целом.
Автор рассматривает регион как сложную социально-экономическую систему, представляющую собой совокупность следующих основных подсистем [1]:
• местные органы власти (системообразующий комплекс);
• частный капитал (системообслуживающий комплекс);
• население.
Определяя инновационную активность как комплексную характеристику инновационной деятельности, акцентируем внимание на ее основных характеристиках уже на уровне региона. Во-первых, в основе инновационной активности лежит, прежде всего, инновационная деятельность, включающая в себя научно-техническую деятельность по разработке, внедрению и распространению инноваций.
Во-вторых, степень интенсивности инновационной активности напрямую зависит от уровня инновационного потенциала частного капитала и населения.
В-третьих, масштабность и результативность инновационной активности определяется состоянием инновационного климата.
В результате проведенного анализа особенностей, признаков и основных характеристик инновационной активности предлагается следующее определение категории «инновационная активность» ре-
гиона - динамическая характеристика инновационной деятельности муниципальной власти по планированию, организации и реализации инновационного процесса по выпуску конкурентоспособной продукции, интенсивность которой зависит от уровня инновационного потенциала частного капитала и населения, а, результативность определяется наличием благоприятного инновационного климата.
Предложенное определение является универсальным, ввиду его широкой применяемости и направленности внимания на основные факторы экономической системы, оказывающие влияние на результативность процесса активизации инновационной деятельности. Инновационная активность рассматривается не только как характеристика инновационной деятельности, но и как средство выбора стратегии инновационного развития в зависимости от уровня инновационного потенциала и состояния инновационного климата.
На основе сформулированных особенностей и, принимая во внимание, что регион - это сложная система со своими входами и выходами, определяем основные показатели инновационной активности региона (таблица 1), которые складываются из оценки инновационного потенциала (далее ИП) и инновационного климата (далее ИК).
Под инновационным потенциалом понимается возможность осуществления инновационной деятельности, а инновационный климат рассматриваем с точки зрения внешней среда для нее.
Под инновационной обеспеченностью понимается наличие основных видов ресурсов, необходимых для инновационной деятельности. Трудовые ресурсы региона являются основной движущей силой его инновационного развития. Поэтому, такие показатели как: уровень экономической активности трудоспособного населения, численность студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования на 10 000 человек населения региона, численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками на 10 000 человек населения, в наибольшей степени характеризуют кадровую и интеллектуальную обеспеченность региона. Чем больше значение критерия обеспеченности, тем выше степень соответствия негласному стандарту конкурентоспособности населения территории, тем больше возможностей и условий для перехода конечной продукции, технологий, бизнес-процессов и региона в целом в новое качественное состояние. Низкое значение оказывает отрицательное влияние на инновационное развитие региона.
Проведя анализ уровня экономической активности населения трудоспособного возраста по федеральным округам, можно констатировать, что по обеспеченности трудовыми ресурсами субъекты
Рис. 2. Отношение затрат на исследования и разработки к ВРП, %*
* Проанализировано автором по данным ФСГС
* Проанализировано автором по данным ФСГС
66 ТЯЛШРОЯТ БШТКЕЗЗ Ш ЯШБТЛ | №5 2014 |
федерации находятся в практически одинаковых условиях. Уровень населения трудоспособного возраста можно охарактеризовать как средний (рис. 1).
Под инновационной восприимчивостью, во-первых, принято понимать способность региона к быстрому восприятию инновации извне, эффективному ее созданию внутри предприятия, освоению и внедрению ее в целях удовлетворения потребительского спроса. Важным критерием, характеризующим региональную инновационную политику, является доля затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте, высокий уровень которых определяет объем инновационных товаров и услуг, число созданных технологий и выданных патентов. В России в большинстве случаев основным источником покрытия затрат на технологические инновации являются собственные средства организаций, поэтому удельный вес затрат на НИОКР, как правило, отражает все затраты на конкретные НИОКР. Расходование этих средств должно быть эффективным и обеспечивать максимальную отдачу - соответственно, инновационный уровень региона тем выше, чем выше доля его затрат на научные исследования и разработки. Стоит отметить, что политика Запада, наоборот, предполагает большую часть затрат на НИОКР государственных вложений, что позволяет заниматься одновременно прикладными и фундаментальными исследованиями, результаты которых активно используются в научной деятельности.
Отношение затрат на исследования и разработки к валовому региональному продукту по данным Федеральной службы государ-
ственной статистики в 2010 году представлено на рис. 2.
Более детального анализа требуют показатели инновационного климата, которые относятся не к количественным, а скорее к качественным характеристикам региона и оценка которых, в связи с этим, зачастую затруднена. Так как в общей оценке инновационной активности региона инновационному климату трудно сопоставить некоторое числовое значение в отличие от инновационного потенциала.
Поэтому дальнейшая разработка методики оценки инновационной активности региона и выявление проблем ее повышения является актуальной и требует дальнейшего изучения.
Литература:
1. Матузова, И.В. Инновационный потенциал Красноярского края / Транспортное дело России, № 1 (104), 2013.
2. Распоряжение Правительства РФ от 02.05.2013 № 736-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» на 2014-2020 годы» [электронный ресурс] Режим доступа. - Ьйр://Ьаэе^агап1 ги/70375106/ (дата обращения 29.07.2013)
3. Трифилова, А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2005.- 304 с.: ил.
4. Экономическая энциклопедия / Под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Экономика,1999
УДК 338.2.001.76
ДИАГНОСТИКА БЛАГОПРИЯТНОГО ИННОВАЦИОННОГО КЛИМАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
Никоноров Л.В., к.э.н. Таймырский филиал АОУВПО «ЛГУ имени А.С.Пушкина» Россия, город Дудинка, тел. +7 (913)164-80-13,
e-mail:[email protected]
В статье содержится анализ подходов к определению инновационного потенциала промышленных предприятий, в рамках которого предлагается использовать системный подход, позволяющий рассматривать предприятие как сложную экономическую систему, представляющую собой совокупность подсистем, включающих ресурсные, функционально-организационные и результирующие группы элементов. Выделены основные черты и структурированы составляющие инновационного потенциала промышленного предприятия. Представлена модель инновационного развития промышленного предприятия. Рассмотрена система показателей оценки инновационного потенциала с точки зрения диагностики благоприятного инновационного климата деятельности промышленного предприятия. В результате проведенных исследований сделан вывод о том, что для оперативной диагностики благоприятного инновационного климата, показатели оценки инновационного потенциала станут обоснованно эффективным инструментом. Обозначена необходимость разработки алгоритма управления процессом инновационной деятельности предприятия, на основе предложенной системы показателей оценки инновационного потенциала.
Ключевые слова: инновационный потенциал, показатели инновационного потенциала, модель инновационного развития.
DIAGNOSIS FAVORABLE INNOVATION CLIMATE FOR THE ACTIVITY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES ON THE BASIS OF INDICATORS ESTIMATION OF
INNOVATIVE POTENTIAL
Nikonorov L., Ph.D., Taimyr branch of higher education «LSU named after A.S. Pushkin», Russia, Dudinka
The article provides an analysis of approaches to the definition of innovative potential of industrial enterprises, in which proposed to use a systematic approach allows us to consider the company as a complex economic system, which is a set of subsystems, including resource, organizational and functional-group of the resulting elements.
The basic features and structured components of the innovation potential of an industrial enterprise. The model of innovative development of industrial enterprises. The system of indicators to measure the innovation potential in terms of diagnostic favorable climate for innovation activity of industrial enterprise.
The studies concluded that for operational diagnostics favorable climate for innovation, performance evaluation of innovative potential will be reasonably effective tool. Highlighted the need to develop a control algorithm process innovation enterprise, based on the proposed system of indicators to measure innovation capacity.
Keywords: innovative potential, performance innovation capacity, innovative development model
Экономическая теория и практика убеждают, что инновации являются императивом современного экономического развития и, едва ли не единственным фактором, который может обеспечить устойчивый экономический рост. Однако оценка динамики и качества трансформационных процессов в отечественной экономике, которые характеризуются инновационной направленностью, позволяют утверждать: активность субъектов хозяйствования в сфере
выработки нововведений остается низкой, а действенность механизмов активизации такой деятельности, пока, неэффективной. Неиспользование на практике методики оценки инновационного климата предприятий не позволяет достаточно объективно идентифицировать факторы, которые являются определяющими (а следовательно, и регулирующими) в создании на предприятии благоприятной среды для продуцирования нововведений и возможности активизации
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №5 2014 | 67