ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
© ХОБРАКОВА В.Б., АРХИПОВА Э.В. — 2011 УДК615.322
ИММУНОКОРРИГИРУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ СУХОГО ЭКСТРАКТА ЛАПЧАТКИ БЕЛОЙ И КОМПЛЕКСНОГО СРЕДСТВА «ТИРЕОТОН»
Валентина Бимбаевна Хобракова, Эржена Владимировна Архипова (Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН, г. Улан-Удэ, директор — д.б.н., проф. Л.Л. Убугунов)
Резюме. В опытах на мышах линий СВА и Fj (CBAxC57Bl/6) установлено иммунокорригирующее действие сухого экстракта лапчатки белой и созданного на его основе комплексного лекарственного средства «Тиреотон». Показано, что испытуемые средства способны ослаблять супрессивное действие цитостатика азатиоприна на анти-телогенез, клеточноопосредованную иммунную реакцию гиперчувствительности замедленного типа и фагоцитоз макрофагов, что выражается в повышении иммунологических показателей.
Ключевые слова: сухой экстракт лапчатки белой, комплексное лекарственное средство «Тиреотон», иммунитет, иммуномодулятор, иммунодефицит, азатиоприн, антителообразование, гиперчувствительность замедленного типа, фагоцитоз.
IMMUNOCORRECTING EFFECT OF THE DRY EXTRACT FROM POTENTILLA ALBA L. AND COMPLEX REMEDY "TIREOTON"
V.B. Khobrakova, E.V. Arkhipova (Institute of General and Experimental Biology, Siberian Division, Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude)
Summary. The immunocorrecting activity of the dry extract from Potentilla alba L. and complex remedy "Tireoton" created on its base has been established in experiments on the СВА and Fj (CBAxC57Bl/6) mice. The dry extract from Potentilla alba L. and "Tireoton" are capable to decrease suppressive action of cytostatic azatioprin on antibody genesis, cellular indirect immune reaction of hypersensitivity of slow type and phagocytosis of macrophages, that is expressed by the increasing of immune indices.
Key words: the dry extract from Potentilla alba L., complex remedy "Tireoton", immunity, immunomodulator, immunodeficiency, azatioprin, antibody genesis, hypersensitivity of slow type, phagocytosis.
В связи с широким распространением заболеваний щитовидной железы в настоящее время актуальной проблемой является поиск и разработка новых эффективных лекарственных средств, способных предупреждать и корригировать нарушения, вызванные дефицитом йода в организме. Перспективным направлением является поиск средств растительного происхождения, обладающих наряду с широким спектром активности малой токсичностью и безопасностью. Одним из лекарственных растений, применяемых в традиционной и народной медицине для лечения и профилактики заболеваний щитовидной железы, является лапчатка белая (Potentilla alba L., семейство розоцветные — Rosaceae) [2]. Полезные свойства лапчатки белой обусловлены ее уникальным химическим составом, который до настоящего времени мало изучен. Известно, что подземная часть растения (корневища с корнями) содержит углеводы (крахмал), иридоиды, сапонины, фенолкар-боновые кислоты, флавоноиды (кверцетин), дубильные вещества (галлотанин) до 17% (максимум в фазу цветения). Надземная часть (трава) содержит иридои-ды, сапонины, фенолкарбоновые кислоты, флавонои-ды (рутин), дубильные вещества — до 6%. В листьях обнаружены фенолкарбоновые кислоты и их производные (n-кумаровая, эллаговая кислоты), флавоноиды (кверцетин, кемпферол, цианидин) [7]. Установлено, что трава лапчатки белой является концентратором микроэлементов (Mn, Zn, Cu, Se, Co, Fe, Si, Al). Также показано, что лапчатка белая содержит элементарный йод и анион йодистой кислоты [2]. Препараты лапчатки белой издавна применяли в народной медицине для лечения заболеваний щитовидной железы. В Белоруссии благодаря широкому употреблению отвара лапчатки белой практически не было очагов эндемического зоба. Кроме того, в белорусской народной медицине отвар травы лапчатки белой используют для лечения гинекологических и кожных заболеваний. В Болгарии отвар корневищ этого растения используют при диарее, желудочно-кишечных коликах как вяжущее и гемоста-
тическое средство. Экспериментальными исследованиями установлено, что извлечения из травы лапчатки белой оказывают диуретическое и антибактериальное действие, стимулируют функции центральной нервной системы [7]. Особое значение приобретает использование лапчатки белой в зонах с особым социально-экономическим статусом («чернобыльская» и т.п.) с целью выведения из организма человека радионуклидов, а также в йоддефицитных регионах. Как известно, недостаток йода сопровождается развитием вторичных иммунодефицитов. В связи с этим, представляет интерес определение иммунокорригирующего действия сухого экстракта из корневищ лапчатки белой, а также созданного на его основе комплексного лекарственного средства «Тиреотон», состоящего из сухих экстрактов лапчатки белой, шлемника байкальского (Scutellaria baicalensis Georgi), родиолы розовой (Rhodiola rosea L) в соотношении 50, 25, 25%, соответственно, при экспериментальной иммунодепрессии.
Целью настоящего исследования явилось определение влияния сухого экстракта из корневищ лапчатки белой и комплексного лекарственного средства «Тиреотон» на показатели клеточного, гуморального и макрофагального звеньев иммунного ответа при экспериментальной иммунодепрессии, вызванной азатио-прином.
Материалы и методы
Эксперименты проведены на мышах самцах линии СВА и F1 (СВАхС57В1/6) массой 18-20 г. Эксперименты проводили в соответствии с «Правилами проведения работ с использованием экспериментальных животных» (Приложение к приказу Минздрава СССР №755 от 12.08.1977 г.) и «Правилами Европейской конвенции по защите позвоночных животных, используемых для экспериментальных и иных научных целей». Эвтаназию животных осуществляли методом мгновенной декапи-тации под лёгким эфирным наркозом.
Действие исследуемого средства было изучено на животных, находящихся в состоянии иммунодепрес-сии, вызванной цитостатиком азатиоприном, который вводили контрольной группе животных в дозе 50 мг/кг перорально 1 раз в сутки в течение 5 дней [3].
Сухой экстракт лапчатки белой и «Тиреотон» вводили опытным группам мышей на фоне азатиоприна в экспериментально-терапевтических дозах 10 мг/кг и 50 мг/кг перорально 1 раз в сутки в течение 14 дней. Интактная группа животных получала воду очищенную по аналогичной схеме.
Состояние гуморального иммунитета оценивали по количеству антителообразующих клеток (АОК), определяемых методом локального гемолиза по A.J. Cunningham (1965) [10]. Мышей иммунизировали вну-трибрюшинно ЭБ в дозе 2 х108 клеток/мышь. Величину иммунного ответа оценивали по числу АОК на селезенку и на 106 клеток с ядрами на 5-е сутки после иммунизации.
Влияние экстракта лапчатки белой и «Тиреотон» на антителообразование
Таблица 2
Влияние экстракта лапчатки белой и «Тиреотон» на выраженность реакции гиперчувствительности замедленного типа (ГЗТ)
Группы животных ИР ГЗТ, %
Интактная, п=10 32,50±2,58
Контрольная (азатиоприн), п=10 16,22±0,90
Опытная (азатиоприн + экстракт лапчатки белой), п=10 41,57±3,76*
Опытная (азатиоприн+«Тиреотон»), п=10 36,77±3,66*
Группы животных Абсолютное число АОК на селезенку Число АОК на 106 спленоцитов
Интактная, п=10 87524±4114 606±34
Контрольная (азатиоприн), п=10 53013±3691 373±16
Опытная (азатиоприн + экстракт лапчатки белой), п=10 90610±5988* 647±47*
Опытная (азатиоприн+«Тиреотон»), п=10 96657±8130* 619±51*
Примечание: здесь и далее п — количество животных в группе, ' разница статистически значима (р<0,05) по сравнению с контролем.
Состояние клеточного звена иммунного ответа оценивали в реакции гиперчувствительности замедленного типа (ГЗТ) согласно стандартной методике локальной ГЗТ [6]. Мышей сенсибилизировали внутри-брюшинным введением 0,1%-ой взвеси эритроцитов барана (ЭБ) в физиологическом растворе. На 4-е сутки под подошвенный апоневроз задней лапки вводили разрешающую дозу антигена — 50 мкл 50%-ой взвеси ЭБ. В контралатеральную лапку инъецировали физиологический раствор в том же объеме. Оценку реакции ГЗТ проводили спустя 24 часа по разнице массы опытной (Ро) и контрольной (Рк) лапок.
Состояние макрофагального звена иммунного ответа оценивали в реакции фагоцитоза перитонеальных макрофагов в отношении частиц коллоидной туши. Оптическую плотность лизата клеток перитонеального экссудата, отражающую количество туши, поглощенной перитонеальными макрофагами, определяли при длине волны 620 нм [6].
Значимость различий между сравниваемыми группами оценивали по критерию Манна-Уитни с применением пакета программ Вю81а1 6.0. Различия считали значимыми при вероятности 95% (р < 0,05) [5].
Результаты и обсуждение
При исследовании влияния экстракта лапчатки белой и «Тиреотон» на процессы антителообразования установлено, что данные средства восстанавливают показатели гуморального иммунного ответа в условиях азатиоприновой иммуносупрессии. При введении экстракта лапчатки белой и «Тиреотон» на фоне иммуносу-прессии наблюдали достоверное увеличение количества АОК в абсолютных значениях в 1,7 и 1,8 раза, соответственно, и при расчете на 106 спленоцитов — в среднем в 1,7 раза по сравнению с контролем (тогда как введение азатиоприна приводило к снижению как абсолютного
числа АОК, так и числа АОК на 106 спленоцитов на 39% и 38%, соответственно, по сравнению с теми же показателями в интактной группе) (табл. 1).
При исследовании влияния экстракта лапчатки белой и «Тиреотон» на клеточно-опосредованную реакцию ГЗТ установлено, что испытуемые средства восстанавливают индекс данной реакции (ИР ГЗТ) в усло-Таблица 1 виях азатиоприновой иммуносупрессии.
При введении экстракта лапчатки белой и «Тиреотон» на фоне иммунодепрессии наблюдали увеличение ИР ГЗТ в 2,6 и 2,3 раза, соответственно, по сравнению с контролем (тогда как введение азатиоприна приводило к снижению ИР ГЗТ на 50% по сравнению с тем же показателем в интакт-ной группе) (табл.2).
При исследовании влияния сухого экстракта лапчатки белой и «Тиреотон» на фагоцитарную активность перитонеаль-ных макрофагов в отношении частиц коллоидной туши наблюдали увеличение фагоцитарного индекса в 1,6 и 2,2 раза, соответственно, по сравнению с данными в контрольной группе (тогда как введение азатиоприна приводило к снижению фагоцитарного индекса на 32% по сравнению с тем же показателем в интактной группе) (табл.3).
Таблица 3
Влияние экстракта лапчатки белой и «Тиреотон» на фагоцитарную активность перитонеальных макрофагов
означает, что
Группы животных Фагоцитарный индекс, Оптическая плотность, усл.ед.
Интактная, п=10 0,234±0,011
Контрольная (азатиоприн), п=10 0,158±0,004
Опытная (азатиоприн + экстракт лапчатки белой), п=10 0,260±0,010*
Опытная (азатиоприн+«Тиреотон»), п=10 0,340±0,005
Таким образом, сухой экстракт лапчатки белой и созданное на его основе комплексное лекарственное средство «Тиреотон» способны ослаблять супрессивное действие азатиоприна на показатели клеточного, гуморального и макрофагального звеньев иммунного ответа. Эффективность исследуемых средств обусловлена совокупным действием комплекса биологически активных веществ, преимущественно, флавоноидами, фе-нолкарбоновыми кислотами, дубильными веществами, тритерпеновыми сапонинами, обладающими выраженными иммуномодулирующими свойствами [1,4,8,9].
Полученные данные позволяют заключить, что сухой экстракт лапчатки белой и «Тиреотон» являются эффективными иммунокорригирующими средствами, что аргументирует целесообразность их применения в комплексном лечении и профилактике иммунодефи-цитных состояний, в том числе, заболеваний щитовидной железы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакуридзе А.Д., Курцикидзе М.Ш., Писарев В.М. и др. Иммуномодуляторы растительного происхождения // Хим.-
фармац. журн. — 1993. — № 8. — С. 43-47.
2. Гриценко О.М. Фитохимический состав лапчатки бе-
лой // Фармацевтический журнал. — 1977. — № 1. — С. 88-91.
3. Лазарева Д.Н., Алехин Е.К. Стимуляторы иммунитета. — М.,1985. — 256с.
4. Лазарева Д.Н., Плечев В.В., Моругова Т.В., Самигуллина Л.И. Растения, стимулирующие иммунитет. — Уфа, 2005. — 96 с.
5. Лакин Г.Ф. Биометрия. — М., 1990. — 352 с.
6. Руководство по экспериментальному (доклиническому) изучению новых фармакологических веществ / Под ред. Р.У. Хабриева. — М., 2005. — С. 80.
7. Смык Г.К. Лапчатка белая — эффективное средств о для лечения заболеваний щитовидной железы // Фармацевтический журнал. — 1975 — №2. — С.58-62.
8. Токешова Л.Е. Лекарственные растения и их препараты, используемые в качестве иммуномодуляторов // Materials of the II International Conference "Natural Products: Chemistry, Technology and Medicinal Perspectives". — Алматы, 2007. — С. 161.
9. Толкачев О.Н., Шипулина Л.Д., Шейченко О.П. Новые растительные полифенолы — активные противовирусные агенты и иммуномодуляторы // Int. J. Immunorehabil. — 1999. — № 14. — С. 9.
10. Cunningham A.J. A method of increased sensitivity for detecting single antibodyforming cells // Nature. — 1965. — Vol.207. — № 5001. — P.1106-1107.
Информация об авторах: 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6, Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН; тел: (3012) 43-47-43, факс: (3012) 43-30-34, e-mail: [email protected] Хобракова Валентина Бимбаевна — к.б.н., с.н.с., Архипова Эржена Владимировна — аспирант.
© ДАМБИЙНЯМ ЖАМБАНИНЖ, ЦЭВЭЭН ДАВААСУРЭН, ГЭНДЭНЖАМЦ ЭРДЭНЭЦЭЦЭГ, ДОРЖБАЛ ЭНХЖАРГАЛ, ДЭНСМАА ДУНГЭРДОРЖ — 2011
РАЗРАБОТКА СОСТАВА И ТЕХНОЛОГИИ ТАБЛЕТОК ИЗ КАКАЛИИ КОПЬЕВИДНОЙ С ПЛЁНОЧНЫМ ПОКРЫТИЕМ
Дамбийням Жамбанинж, Цэвээн Даваасурэн, Гэндэнжамц Эрдэнэцэцэг, Доржбал Энхжаргал, Дэнсмаа Дунгэрдорж (Фармацевтический Институт, директор — Д. Энхжаргал, Монгольский Государственный Медицинский Университет, ректор -Ц.Лхагвасурэн , Улан-Батор, Монголия)
Резюме. Из густого экстракта Какалии копьевидной (Cacalia hastata L.) получали таблетки с плёночным покрытием, используя различные вспомогательные вещества. Проведена стандартизация качества полученных таблеток с плёночной оболочкой по таким критериям, как внешний вид, средняя масса, отклонение в массе отдельных таблеток, содержание действующих веществ, прочность, распадаемость и растворимость. В результате исследования была установлена возможность производства таблеток из густого экстракта Какалии копьевидной с плёночным покрытием, обладающих гастропротекторным и антиульцерогенным действием для лечения язв желудка и 12-перстной кишки.
Ключевые слова: Какалия копьевидная, таблетка с плёночным покрытиет, густого экстракта, язв желудка DEVELOPMENT OF COMPOSITION AND TECHNOLOGY OF FILM COATED TABLET FROM CACALIA HASTATA L.
Dambiinyam Jambaninj, Tseveen Davaasuren, Gendenjamts Erdenetsetseg, Dorjbal Enkhjargal, Densmaa Dungerdorj (School of Pharmacy, Health Sciences University of Mongolia)
Summary. We developed the film coating tablets from thick extract of Cacalia hastata L., which is widely growing among Mongolian plant flora, by using auxiliary substances. Film coating tablets were determined by quality criteria, such as: appearance characteristics, tablet weight, variation of average weight, dissolution characteristics, firmness, contents uniformity and solubility. The result of this research shows that, it is possible to produce film coating tablet from Cacalia hastata L., the remedy has gastro-protective and anti-ulcer activity for the treatment of gastro-duodenal ulcers.
Key words: Cacalia hastata, thick extract, film coating tablets, gastro-duodenal ulcers.
В связи с особенностями климата Монголии и питания монголов, заболевания органов желудочно-кишечного тракта занимают 2-е место среди пяти болезней, обуславливающих основную заболеваемость и 4-е место среди основных причин смертности населения [9].
Большинство лекарств, используемых для лечения болезней органов системы пищеварения Монголия импортирует из-за границы. Разработка отечественного препарата с гастропротекторным действием для лечения язв желудка и 12-перстной кишки является одной из актуальных задач фармацевтической отрасли страны.
С целью решения вопросов разработки отечественных лекарственных средств гастропротективного действия была поставлена задача создания таблеток из густого экстракта Какалии копьевидной с плёночным покрытием.
Какалия копьевидная (СаеаИа На$1а1а Ь.) — монгольское название — Илдэн игушин — многолетнее травянистое растение семейства Сложноцветных -Л$1етаееае. Распространено, главным образом, в Хэнтее, Хангае, Монгольской Даурии. Встречается по лиственным лесам и опушкам, лугам и луговым склонам, уремам и ивнякам (поемных лесах и кустарниках по берегу речек) [4,6,10].
В Какалии копьевидной обнаружен алкалоид хастацин, обладающий спазмолитическим действием, а также в ней в значительных количествах содержится кремний, способствующий ускорению регенерации тканей [2,6]. Растение содержит дубильные вещества, флавоноиды, винную кислоту, в нем отмечается высокое содержание каротина и аскорбиновой кислоты, которые также вносят значительный вклад в его ранозаживляющее и антиоксидантное действие. В традиционной монгольской медицине надземная часть Какалии копьевидной издавна употреблялась при повышении температуры и простудных заболеваниях, а также при заболеваниях желчевыводящих путей и для лечения различных инфекционных болезней. В Тибетской медицине Какалию копьевидную называют "Королём, лечащим травмы и раны" и используют надземную часть растения при лечении воспалений дыхательных путей и горла, лёгких, гнойных ран, язвенных воспалений и для остановки кровотечения [6].
Фармацевтическими исследованиями было доказано, что листья и цветы Какалии копьевидной снимают воспаление, уничтожают бактерии, интенсифицируют заживление ран, а алкалоид хастацин по силе снятия спазма мускулатуры обладает преимуществом перед платифиллином. Также установлено, что экстракт из