день-1 в контрольной группе, не получавшей ФС. При этом отмечали усиление активности естественных киллеров и продукции фактора некроза опухоли (ФНО) мо-нонуклеарами в организме облученных мышей. Наблюдали также подобный ингибирующий эффект на пролиферацию клеток мислолейкоза человека (К-562) за счет усиления активности естественных киллеров и продукции мононуклеарами ФНО при облучении смешанной культуры клеток К-562 и спленоцитов мышей СВА или мононуклеаров человека. При этом стимуляцию естественных киллеров отмечали при дозе ФС 1мкг/мл, начиная с интенсивности ОИ 0,65 Дж/см, а при дозе 3 мкг/ мл — 0,195 Дж/см.
Изучение воздействия хлорина Р6, или фотосана, на спонтанный синтез ФНО — в том случае, если после инкубации клеток-мишеней и мононуклеаров человека с ФС были облучены только мононуклеары показало, что спонтанная продукция ФНО при облучении “красным” светом усиливается при использовании ФС в дозе 1-3 мкг/мл и интенсивности излучения 0,9359 — 3,1197 Дж/см и 0,312 Дж/см соответственно.
Определение простат-специфического антигена в комплексной диагностике новообразований предстательной железы
Панин А.Г., ГаПковая Л.Б., Ковыршина Л.А.,
Батько А.Б., СтецшсО.В.,Топузов М.Э.,Крапишса Н.А.
Санкт-Петербургская Государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова
Рак предстательной железы (РПЖ) в настоящее время занимает второе место среди причин смерти мужчин от злокачественных новообразований. Уровень смертности от РПЖ колеблется в мировой популяции от 1,3 до 22,1 на 100000 мужчин. В большинстве развитых стран на это заболевание приходится 1% всех смертей среди мужчин и около 13% всей смертей от рака. В России за 1995 год выявлено 7798 больных РПЖ, в том числе в Санкт-Петербурге - 368 (5% всех опухолевых заболеваний мужчин). Сложность диагностики РПЖ обусловлена тем, что на начальных стадиях (Т,,Т2) заболевание имеет скудные клинические проявления, и для установления диагноза требуются специальные исследования. Ранняя диагностика РПЖ включает определение уровня простат-специфического антигена (ПСА).
В клинике урологии СПбГМА им. И.И. Мечникова у всех больных с новообразованиями предстательной железы (ПЖ), наряду с обязательными урологическими исследованиями, производится определение уровня общего ПСА в сыворотке крови. Определение производилось с помощью имуноферментной тест-системы фирмы УЕОАЬАВ (Франция). В период с 1997 по 1998 годы было проведено 118 таких исследований. Ряду
больных (15%) в дальнейшем было выполнено оперативное вмешательство (аденомэктомия, эпицистосто-мия с трансвезикальной биопсией ПЖ) с последующим гистологическим исследованием материала. 5 больным, у которых уровень ПСА превышал показатели нормы, была проведена пункционная биопсия ПЖ при помощи аппарата 11готац, а также исследование соотношения свободного и связанного ПСА. В 3 случаях выявлен РПЖ.
Определенный интерес представляет сравнение уровня ПСА с данными гистологических исследований. При концентрации ПСА в пределах от 0,83 до 7,29 морфологически определяется нодулярная гиперплазия ПЖ. В некоторых случаях повышение уровня ПСА достигало 43,63, однако данных за малипшзацию процесса при гистологическом исследовании выявлено не было. Такое увеличение ПСА связано с сопутствующим воспалительным процессом в ткани ПЖ (гистологически — нодулярная гиперплазия + хронический простатит), с наличием постоянного уретрального катетера или эпицистостомы, а также с проведением исследования после ректального исследования. У больных с уровнем ПСА выше 53,01 гистологически подтверждено наличие РПЖ (лимфоплазмоцитарный и (или) солидный железистый рак). При этом клинических проявлений РПЖ у больных не было.
Таким образом, исследование ПСА позволяет на ранних стадиях выявить РПЖ. С особой осторожч гостью следует подходить к интерпретации анализов у больных с большим объемом остаточной мочи и эпицистостомн-ей, так как наличие хронического воспаления приводит к увеличению ПСА в 2-3 и более раз.
Иммунофенотипическая характеристика лимфоцитов костного мозга при гиперплазии лимфатических узлов различной природы
Пантелеева Е.С., Кузьмина Е.Г.,Непрмна Г.С., Богатырева Т.И..
Медицинский радиологический научный центр РАМН Обнинск, Россия
Цель работы — изучение особенностей фенотипа поверхностных маркеров лимфоидных элементов костного мозга и периферической крови у 26 больных с гиперплазией периферических лимфатических узлов различной природы, поступивших в гематологическое отделение МРНЦРАМН с подозрением на гемобластоз, из них у 12 пациентов установлен окончательный диагноз: лимфаденит (у 7 — реактивный , у 5 — туберкулезный), у 7 выявлены соматические заболевания (пиелонефрит, язвенная болезнь и т.д.), и у 7 — метастазы рака в лимфатические узлы.
Иммунофенотипнрование нативных лимфоидных элементов костного мозга и периферической крови про-
водили на проточном цитофлюориметре FACScan но программе Simulset с автоматическим поиском лимфоцитарного гейта и, при необходимости, — с последующей ручной коррекцией.
Использовали моноклональные антитела фирмы BECTON DICKINSON с двойной флюоресцентной меткой — РЕ и FITC (наборы Simultest IMK Plus, Acute Leukemia) для определения экспрессии и коэкспрессии CD-антигенов: CD14/CD45, CD3/CD19, CD4/CD8, CD3' HLA-DR, CD 16/CD56/CD3, CD 1 О/CD 19, CD20/CD5, CD3/ CD22, CD7/CD33, HLA-DR/CD13, CD3/CD4, CD3/CD8, CD8/HLA-DR, CD57/CD8, антн-лямбда/антн-каппа, CD8/ CD38; антитела к антигенам стволовоклеточному — CD34, пролиферирующих клеток — CD71, ранних этапов активации — CD69.
Показано, что в пуктатс костного мозга у больных обследованных групп уровни экспрессии основных лимфоидных и миелоидных маркеров варьировали незначительно: В-лимфоцитов CD 19, CD20, CD22 — от 15 до 27%, Т-лимфоцитов CD3, CD5, CD7, от 46 до 67%, CD4, CD8— от 31 до 50%, НК-лимфоцитов CD 16*56'— 28-48%, CD 13, CD33 — 19-29%.
По сравнению с соответствующим и показа телями периферической крови в суспензии костного мозга, уровень В- и НК- лимфоцитов соответственно в 2 и 2,5 раза выше, а уровень различных Т-лимфоцитов — в 1,5 раза ниже.
Наиболее информативной оказалась оценка уровня экспрессии активационных маркеров Т-лимфоцитов (CD3, HLA-DR), включая экспрессию маркера ранних этапов активации (CD69).
При реактивном лимфадените для лимфоцитов костного мозга характерен нормальный уровень этих показателей (соответственно 10% и 18%). При соматических заболеваниях и специфических лимфаденитах обнаружен повышенный уровень экспрессии раннего активационного маркера CD69 (27%-33%), но уровень CD3+HLA-DR* - клеток не изменен. Наиболее высокие уровни активации Т-лимфоцитов костного мозга по двум маркерам выявлены у больных с метастазами рака в лимфоузлы (23-31%).
Таким образом, показано, что лимфоидные элементы костного мозга приданных заболеваниях характеризуются различной степенью экспрессии активационных маркеров. Проведено сопоставление уровней экспрессии лимфоидных маркеров костного мозга и периферической крови. Обсуждаются факторы, влияющие на им-мунофенотипическую картину лимфоцитов (способность некоторых моноклональных антител к лимфоидным маркерам реагировать с маркерами гранулоцитов и предшественников эритроидного ростка, а также сход-
ство характеристик светорассеяния у лимфоидных и других ростков кроветворения в костном мозге).
Учитывая трудности получения образцов костного мозга от здоровых доноров, результаты иммуно<|>ено7и-пирования костного мозга при реактивных лимфаденитах можно рассматривать как группу сравнения при иммунодиагностике лимфопролиферативных процессов.
Особенности иммунофенотипа лимфоидного клона при В-хроническом лимфолейкозе и В-клеточной пролимфоцитарной лимфоме в стадии лейкемизации
Пантелеева Е.С., Нсприна Г.С., Кузьмина Е.Г.,
Павлов В.В., Шахтарпна С.В.
Медицинский радиологический научный центр РАМН Обнинск, Россия
В дифференциальной диагностике В-лимфоидных опухолей с “периферическим” фенотипом - В-хрони-ческиП лимфоцитарный лейкоз (В-ХЛЛ) и В-лимфома в стадии лейкемизации, существуют трудности при использовании традиционных методов исследования.
В данной работе предпринята попытка решения данной проблемы сопоставлением иммунофенотипа лимфоцитов костного мозга (КМ) и периферической крови (ПК) при В-опухолях.
Из 38 больных с иммуиофенотипнчески выявленным В-лимфоидным клоном у 23 установлен диагноз В-ХЛЛ и 15 - В- лимфома в стадии лейкемизации (вовлечение в опухолевый процесс КМ с выходом процесса в ПК.
Иммунофеиотипирование лимфоидных элементов КМ и ПК проводили на проточном цитофлюориметре FACScan по программе Simulset с автоматическим поиском лимфоцитарного гейта и, при необходимости, с последующей ручной коррекцией.
Использовали моноклональные антитела фирмы BECTON DICKINSON с двойной флюоресцентной меткой - РЕ и FITC (наборы Simultest IMK Plus, Acute Leukemia) для определения экспрессии и коэкспрессии CD-ачтигенов: CD14/CD45, CD3/CD19, CD4/CD8, CD3/ HLA-DR, CD16+CD56/CD3,CD10/CD19,CD20/CD5,CD3/ CD22, CD7/CD33, HLA-DR/CD13, анти-лямбда/анти-кап-па, CD38, CD71, CD69.
Признаками В-лимфоидного клона в КМ считали увеличение доли лимфоидных клеток в пунктате КМ (>30%) и усиление экспрессии маркеров В-лимфоцитов (выше 40%), в ПК - абсолютный лимфоцитоз (15* 10Ч кле-
Таблица
В-опухоли О о со + CD20+ CD5+CD20* CD22+ О о со со + HLA-DR
В-ХЛЛ 1,20+0,10 0,94±0,25 1,21 ±0,12 1,25±0,25 1,00+0,18 1,23±0,12
В-лимфома с лейкемизацией 1,19*0,13 1,76±0,22* 1,91±0,32* 1,98±0,25* 1,60±0,20* 1,16±0,11