Научная статья на тему 'Иммунный, оксидантный и атиоксидантный статус у больных хроническим простатитом'

Иммунный, оксидантный и атиоксидантный статус у больных хроническим простатитом Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
158
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Серёгин С. П., Конопля А. И., Шестаков С. Г., Долженков С. Д., Новиков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иммунный, оксидантный и атиоксидантный статус у больных хроническим простатитом»

Статья

Материалы и методы. Целью исследования была оценка эффективности сочетания НЭХО крови 0,004% раствора ГН и его местного применения (внутрипузырного) для профилактики инфекционно-воспалительных осложнений после ТУР. Основная группа состояла из 20 больных с ДГПЖ, в возрасте от 58 до 70 лет. 12 из них имели цистостому. В течение 2-3 дней до операции

1 раз в сутки им внутривенно вводили 0,004% раствор ГН из расчета 10 мл на килограмм веса и орошали мочевой пузырь при наличии цистостомы 400 мл ГН в концентрации 0,06%. Антибактериальная терапия не проводилась. В послеоперационном периоде продолжалось сочетанное использование ГН до удаления катетера (патент на изобретение № 2261716 от 10.10.05 г.) Для приготовления ГН использовали аппарат «ЭДО-4». Всем больным выполнили ТУР простаты. Эффект применения ГН в предоперационном периоде оценивается по степени снижения лейко-цитурии и бактериурии, в послеоперационном периоде по частоте инфекционно-воспалительных осложнений и продолжительности послеоперационного койко-дня. Контрольная группа состояла из 100 больных ДГПЖ, которым выполнен тот же вид хирургического лечения с применением антибактериальной терапии.

Результаты. Анализ результатов посева мочи в исследуемой группе показал инфицирование в 96,9% случаев. Степень бактериурии колебалась от 105 до 109 КОЕ/мА. В 72% случаев выявлена лейкоцитурия превышающая 5 в поле зрения. Количество лейкоцитов составляло от 6 до 100. При исследовании мочи после сочетанного применения ГН установлено увеличение количества больных без бактериурии на 47%, а с лейкоцитурией не превышающей 5, на 30%. После ТУР простаты в контрольной группе инфекционно-воспалительные осложнения отмечались в 15,7% случаев. Наиболее частыми из них были: острый уретрит (12%), эпидидимит (5,2%), простатит (4%), пиелонефрит (3%), что увеличило длительность послеоперационного периода на 7,5 дней. В основной группе послеоперационные осложнения воспалительного характера отмечены у 4,7% больных и потребовался меньший срок для их купирования. Средний койко-день в контрольной группе составил 14,1, в основной 9,8.

Заключение. Способ применения гипохлорита натрия в предоперационном и послеоперационном периодах после ТУР простаты у больных с ДГПЖ позволил сократить частоту инфекционно-воспалительных осложнений с 15,7% до 4,7%, что сократило средний послеоперационный койко-день на 4,3 дня. Этот способ профилактики инфекционно-воспалительных осложнений улучшает результаты и снижает затраты на лечение.

Литература

1. Доброкачественная гиперплазия предстательной железы / Под ред. Н. А.Лопаткина.- М., 1997.

2. Koch E., Biber A. // Urologe B.- 1994.-BI34.- Р. 90-95.

3. Трансуретральная резекция предстательной железы и мочевого пузыря / Н.С.Сливковский.- СПб, 2002.

4. Камалов А.А. и др. Непрямое электромеханическое окисление крови в профилактике гнойно-воспалительных осложнений после трансуретральной резекции простаты // Урология.- 2003.

5. Долженко С.Н., Иванов С.В. Гипохлорит натрия в экстренной хирургии.- Курск, 2004.

УДК 616.65-002

ИММУННЫЙ, ОКИДАНТНЫЙ И АТИОКСИДАНТНЫЙ СТАТУС У БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКИМ ПРОСТАТИТОМ

С.П. СЕРЁГИН*, А.И. КОНОПЛЯ**, С.Г. ШЕСТАКОВ**, С.Д. ДОЛЖЕН-КОВ***, А.В. НОВИКОВ#, А.Г. КОЦАРЬ#, С.С. ДЕМЧЕНКО***

Введение. Хронический простатит (ХП) известен с 1850 года. Истекшее столетие ознаменовалось исследованиями по изучению патогенеза, клинических проявлений, диагностических критериев и разработке новых методов лечения. Существующие методы лечения ХП часто оказываются неэффективными, что

305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94, ГОУ ВПО «Курский государст-

венный технический университет»; МУЗ «Городская больница скорой медицинской помощи», урологическое отделение № 2 305004, г. Курск, ул. К.Маркса, 3, Курский государственный медицин-*с*к*ий университет

*** г. Курск, МУЗ «Городская больница скорой медицинской помощи», #урологическое отделение № 1

# г. Курск, МУЗ «Городская больница скорой медицинской помощи», урологическое отделение № 2

объясняется неизученностью ряда аспектов патогенеза заболевания [1, 8]. ХП не смертельная болезнь, но неизлечимая, и в большинстве случаев его этиология, патогенез и патофизиология остаются неизвестными. Мужчина от рождения обречен на возможность заболеть простатитом, а если уже заболеет, то страдает им упорно и длительно. ХП стоит на первом месте среди воспалительных заболеваний мужских половых органов как самое распространенное заболевание мужской репродуктивной системы, которым страдают 30-58% мужчин в возрасте до 50 лет [9]. Решающее значение в развитии воспалительных, дистрофических, дегенеративных состояний в организме, особенно при ишемии органа, принадлежит активации процессов перекисного окисления липидов (ПОЛ), что влечет за собой расход биоантиокислителей, это приводит к снижению способности регулировать липопероксидацию и поддерживает тканевую альтерацию [2, 6]. Это явление считается универсальным и не зависит от этиологии. В его основе лежит структурно-функциональная дезорганизация клеточных мембран. Состояние свободно-радикального окисления (СРО) липидов и антиокислительная активность (АОА) при ХП изучена мало. Встречаются единичные работы, освещающие динамику АОА сыворотки крови и секрета предстательной железы (ПЖ), а также роль ПОЛ в патогенезе мужской инфертильности и нарушений копулятивной функции при ХП. Не понятно, за счет каких субстратов и механизмов изменяется АОА в секрете ПЖ при ХП, т.к. не известна роль антиоксидантов в реализации антиоксидантного статуса и зависимость его от состояния местного иммунитета [3, 5, 7, 10].

Применяемые антибактериальные препараты для профилактики и лечения ХП, далеко не всегда обеспечивают терапевтический эффект. Это объясняется состоянием местного иммунитета в ПЖ и иммунореактивностью организма в целом. Многие антибактериальные препараты обладают иммуносупрессивным действием [9, 14]. Для разработки эффективного патогенетически обоснованного способа лечения изучали состояние иммунного, оксидантного и антиоксидантного статуса у больных ХП,.

Материалы и методы. Выполнено клинико-лабораторное обследование 210 больных ХП. Группа контроля состояла из 30 здоровых мужчин в возрасте от 18 до 54 лет. Содержание молекулярных продуктов СРО секрета ПЖ и сыворотки крови изучали экстракционно-спектрометрическим методом в гептановой и изопропанольной фазах липидного экстракта. АОА определяли по способности биожидкости подавлять переокисление стандартизированного образца биогенных аминов [4]. Изучали антиокис-лительный потенциал секрета ПЖ и сыворотки крови, содержание продуктов ПОЛ и антиоксиданта церулоплазмина (ЦП) по методу Бестужева С.В. и Колба В.Г. (1978). Исследовали фагоцитарную активность лейкоцитов крови и секрета ПЖ. Для оценки активности фагоцитирующих клеток вели спонтанный и индуцированный тест восстановления нитросинего тетразолия (НСТ-тест). Содержание 1§М определяли в иммуноферментной реакции, т. к. из-за малых концентраций иммуноглобулина в секрете ПЖ радиальная иммунодиффузия не пригодна. Использовали моноклональные антитела СН2 в бикарбонатно-карбонатном буфере, в качестве конъюгата - тот же раствор антител на фосфатном буфере. Учет результатов вели на спектрофотометре «МиШвсап Мсс-340» при длине волны 450 нм. Применение одних и тех же моноклональных антител в качестве подложки и конъюгата позволило выявить 1§М чаще в форме пентамера. Уровень бі§А, 1§Д, 1§0, С3- и С4-компонентов комплемента определяли методом радиальной иммунодиффузии, используя диагностические наборы НПЦ «Медицинская иммунология» (Россия).

Результаты. При исследовании установлено, что при ХП происходит нарастание активности ПОЛ в секрете ПЖ на основании достоверного прироста продуктов ПОЛ секрета ПЖ гепта-новой фазы Е 232/220 на 21,4%, изопропанольной фазы Е 278/220 на 14,7%. При этом отмечено снижение АОА секрета ПЖ почти в два раза (49,9%) и уменьшение содержания ЦП на 36,4%.

При анализе СРО липидов и АОА на системном уровне были обнаружены противоположные сдвиги. Если в секрете ПЖ наблюдалось снижение АОА, то в крови - прирост этого показателя на 11,2% с одновременным ростом содержания ЦП на 13,4%. Этот факт представляется закономерным, т.к. ЦП является ведущим антиоксидантом крови и относится к категории интерлейкин-6 зависимых белков «острой фазы» у человека [11, 12]. При ХП почти вдвое (на 45,5%) уменьшается количество ЦП в секрете ПЖ. Отметим разнонаправленность сдвигов АОА и ЦП на ло-

Статья

кальном и системном уровне. Уменьшение этих показателей в секрете ПЖ оценивается как итог локального потребления антиоксидантов в очаге воспаления, а нарастание АОА и концентрации ЦП в сыворотке крови - как компенсаторный процесс, направленный на преодоление местного дефицита антиоксидантов.

Результаты свидетельствуют о перспективности определения АОА и ЦП, как диагностических критериев, позволяющих количественно оценить степень выраженности воспалительного процесса при ХП. Исходя из этого, в контрольной группе оценили распределение лиц с показателями ЦП в секрете ПЖ меньше нижней границы нормы. Из 30 человек такая тенденция выявлена у 5 (16,6%). По данным [7], у 30% мужчин, не предъявляющих жалоб со стороны органов мочеполовой системы, выявляют ХП. При углубленном урологическом обследовании, у этих 5 человек диагностирован ХП. Определение количества ЦП в секрете ПЖ может быть использовано в комплексной диагностике ХП.

Наряду с увеличением АОА отмечается прирост молекулярных продуктов ПОЛ в крови. Отмечено нарастание ПОЛ крови гептановой фазы Е 232/220 на 10,3%, изопропанольной Е 232/220 - на 22,8%. При анализе причин этого несоответствия выявлено, что ХП идет с накоплением активированных нейтро-филов в секрете ПЖ и в крови. У больных ХП по сравнению со здоровыми, лейкоцитоз в секрете ПЖ выше чем в 2 раза, увеличено и число нейтрофилов. При этом активность и завершенность фагоцитоза снижена, отмечено увеличение НСТ-теста.

Характер изменений функционального статуса циркулирующих нейтрофилов оказался идентичным вышеописанным сдвигам для секрета ПЖ. В крови, как и в секрете ПЖ, шло увеличение спонтанного НСТ-теста, снижение показателей индуцированного НСТ-теста, поглотительной способности и завершенности фагоцитоза. Изменения функционального состояния ней-трофилов в крови и секрете ПЖ можно расценивать как причину изменения интенсивности ПОЛ и развития вторичного иммунодефицита при ХП. Это подтверждается исследованием иммунного статуса больных ХП. Содержание иммуноглобулинов у здоровых в секрете ПЖ: 1§О - 16,4±2,5 мг/мл, 1§А - 11,6±1,4 мг/мл,

-1,62±0,24 мкг/мл. У больных ХП: ^О - 20,2±2,4 мг/мл (р<0,05), что выше чем у здоровых мужчин, 1§М - 0,72±0,12 мкг/мл. Этот показатель более чем в 2 раза меньше по сравнению с контролем (р< 0,05). Содержание 1§А у больных ХП - 7,9±1,4 мг/мл, что тоже оказалось ниже, чем в контрольной группе.

Содержание 1§М и 1§А в секрете ПЖ у больных ХП ниже, чем в контрольной группе. Этот факт говорит об изначальной иммунной недостаточности у этой категории больных. Местные факторы естественной резистентности являются важным компонентом механизма защиты мочеполового тракта от инфекции. Одним из непременных участников иммунологических реакций является система комплемента, значимость которой для патогенеза ХП практически не исследовалась. Изучив содержание количества С3- и С4-компонентов комплемента у больных ХП нами отмечено увеличение С3 с 30,84±7,0 мг/л до 40,40±6,01 мг/л, а С4 - с 11,52±2,5 мг/л до 17,10±2,1 мг/л. Исследовав содержание компонентов комплемента С3 и С4 в секрете ПЖ у больных ХП, установили их увеличение, уровень содержания их был выше у больных с выраженными признаками активности воспалительного процесса в ПЖ. Исследования оксидантного, антиоксидантного статуса у больных ХП говорит о локальной интенсификации ПОЛ и снижением АОА, а также уменьшение количества ЦП в очаге воспаления. При этом количество ЦП в крови увеличивается с ростом АОА. Этот процесс можно расценить как компенсаторно-приспособительную реакцию у этой категории больных.

Локальная интенсификация ПОЛ с исчерпанием активности антиокидантов связана с накоплением активированных лейкоцитов и кондиционированием лейкоцитов воспалительного экссудата в сторону роста продукции свободно-радикальных форм кислорода. Снижение фагоцитоза, его незавершенность свидетельствует о вторичном иммунодефицитном состоянии у больных ХП, что ведет к рецидивному течению заболевания. Нерациональная антибактериальная терапия усугубляет системные и местные иммунные нарушения, ведет к усилению перекисных процессов в ткани ПЖ. Образуется т.н. «порочный круг», который при лечении ХП не всегда удается прервать. Необходима коррекция оксидантного, антиоксидантного и иммунного статуса при этом заболевании. Коррекцию необходимо проводить с применением антиоксидантов и иммуномодуляторов на локольном и системном уровнях.

Литература

1. Аполихин О.И. и др. // Мат-лы X Рос. съезда урологов.-М., 2002.- С. 223-227.

2. Биленко М.В. Ишемические и реперфузионные поражения органов.- М.: Медицина, 1989.- 386 с.

3. Волчегорский И.А. Неспецифическая регуляция адаптивных процессов при термических ожогах и некоторых других экстремальных состояниях: Автореф. дис... док. мед. наук.-Челябинск, 1993.- 34 с.

4. Волчегорский И.А. и др. // Вопр. мед. химии - 1996.-№ 5.- С. 127-130.

5. Глузмин М.И. Некоторые особенности этиологии, патогенеза и диагностики хронического уретрогенного простатита: Автореф. дис. канд. мед. наук.- Москва, 1991.- 16 с.

6. Журавлев А.И. Развитие идей Б.Н. Тарусова о роли ценных процессов в биологии.- М.: Наука, 1982.- С. 3-36.

7. Ильин И.И. и др. // Вест. дерматол.- 1991.- № 2.- С. 19.

8. Лоран О.Б. // Урология.- 2001.- №5.- С. 16-19.

9. Руководство по урологии: В 3-х т. / Под ред. Н.А. Лопат-кина.- М.: Медицина, 1998.

10. Серегин С.П. Пути повышения эффективности патогенетически обоснованного лечения хронического простатита: Автореф. дис. док. мед. наук.- Санкт-Петербург, 1997.- 38 с.

11. Bauman H., Gauldia J. // Am. J. Immunol. Tody, 1994.-Vol. 15, № 2 - Р. 74-80.

12. Prostate histopathology and the chronic prostatitis/chronic pelvic pain syndrome: a prospective biopsy study // J. of Urology.-Jul 2000.- Vol. 164, №1.- P. 129.

УДК 615.814.1.03

МЕТОДИКА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ВОЗМОЖНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ АУРИКУЛОЭЛЕКТРОПУНКТУРЫ

Е. А. ЯКОВЛЕВА*

Введение. Электропунктура является признанным, эффективным и доступным методом лечения различных заболеваний. Несмотря на это, её нельзя считать панацеей в терапевтической деятельности. Высокая степень результативности по праву ставит электроаурикулярную диагностику и терапию наравне с другими методами лечения. Одним из факторов, способствующих этому, является успешное комбинирование ЭРТ с другими формами как традиционной, так и нетрадиционной медицины.

Материал и методы. Предлагаем методику аурикулярной электрорефлексотерапии (ЭРТ). Амбулаторный больной находится в устойчивой позе - в положении сидя, ослабленные или стационарные больные - в положении лежа. После анализа жалоб больным проводится визуальная аурикулярная экспресс-диагностика, а затем приборная электропунктурная диагностика. Ставится предварительный диагноз и составляется рецептура акупунктурных точек (АТ) ушной раковины (не более 6-8 АТ). В состав точек входят АТ общего действия и АТ больных органов или систем. Рекомендуем начинать процедуру всегда с АТ общего действия, а затем с АТ зоны пораженного органа. Сначала действуют на АТ ушной раковины с противоположной стороны от больного органа, а затем переходят на АТ другой ушной раковины. Завершается ЭРТ действием на АТ больного органа ушной раковины соименной стороны. Время воздействия на АТ должно соответствовать времени суточного биоритма этого органа.

Организм является колебательной системой, и каждый орган имеет биоритм, наиболее напряженной своей деятельности [1-3]. Именно в это время органы оптимально реагируют на воздействие ЭРТ, эффект воздействия усиливается в десятки раз. Лучшее время ЭРТ (по ходу циркуляции суточной энергии в теле человека): для дневных органов «желудок» - 7.00-9.00, «селезенка, поджелудочная железа» - 9.00-11.00, «сердце» -11.00-13.00, «толстый кишечник» - 13.00-15.00; для дневно-ночных органов «мочевой пузырь» - 15.00-17.00, «легкие» - 3.00-5.00, «тонкий кишечник» - 5.00-7.00; ночные органы «сексуально-сосудистая система» - 19.00-21.00, «тройной обогреватель» - 21.00-23.00, «желчный пузырь» - 23.00-1.00, «печень» -1.00-3.00 часов.

На каждую АТ действуют электрическим током отрицательной полярности силой до 10 мкА в течение 2-3 минут, при этом используют серебряный активный электрод. Подавляющее количество больных во время и после процедуры ощущают чув-

305041, г. Курск, ул. К. Маркса 3, КГМУ, т. (847122) 2-56-12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.