Научная статья на тему 'Иммиграционная политика царской администрации в Поволжье (вторая половина XVIII - первая половина XIX В. )'

Иммиграционная политика царской администрации в Поволжье (вторая половина XVIII - первая половина XIX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
340
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / IMMIGRATION POLICY / НЕМЕЦКИЕ КОЛОНИСТЫ / GERMAN COLONISTS / РУССКИЕ НЕМЦЫ / RUSSIAN GERMANS / САРАТОВСКИЕ КОЛОНИИ / SARATOV COLONY / КАНЦЕЛЯРИЯ ОПЕКУНСТВА ИНОСТРАННЫХ / GUARDIANSHIP OFFICE OF FOREIGN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Киор Виктор Борисович

В статье анализируется работа царской администрации по приглашению и организации перевозок из Европы в Россию семей колонистов, выразивших желание заняться на территории России сельскохозяйственным производством. Рассмотрены вопросы их размещения в Поволжье и организации быта. Подчеркнута роль Екатерины II, принимавшей личное участие в написании именных указов, регламентировавших условия проживания немецких колонистов в Поволжье, предоставлявших им льготы и налоговые послабления. В статье прослеживается процесс постепенной интеграции немцев-колонистов в российское общество, который в основном завершается к началу последней трети ХIХ в. Отмечено, что немцы сохранили свой быт, язык, культуру и религию и приобрели идентичность «русских немцев».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tsar Administration in the Volga region and its Immigration Policy (late XVIII - early XIX centuries)

The article analyses the Tsar administration efforts to invite families of settlers wishing to get engaged in agricultural production in Russia, and its efforts to manage the logistics details of their settling in the Empire. The article specifically considers the Volga region and the process of organizing the settlers' everyday life there. Particular emphasis is made on Catherine II's activity who personally wrote imperial orders regulating conditions of settlers' life in the Volga region, giving them privileges and certain tax exemptions. The article also traces gradual process of integrating the German settlers into the Russian society; the integration almost completes in the late XIX century, with the Germans preserving their everyday life style, language, culture, religion, and acquiring the "Russian German" identity.

Текст научной работы на тему «Иммиграционная политика царской администрации в Поволжье (вторая половина XVIII - первая половина XIX В. )»

В.Б. Киор

ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЦАРСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ПОВОЛЖЬЕ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII -ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX в.)

В статье анализируется работа царской администрации по приглашению и организации перевозок из Европы в Россию семей колонистов, выразивших желание заняться на территории России сельскохозяйственным производством. Рассмотрены вопросы их размещения в Поволжье и организации быта. Подчеркнута роль Екатерины II, принимавшей личное участие в написании именных указов, регламентировавших условия проживания немецких колонистов в Поволжье, предоставлявших им льготы и налоговые послабления. В статье прослеживается процесс постепенной интеграции немцев-колонистов в российское общество, который в основном завершается к началу последней трети XIX в. Отмечено, что немцы сохранили свой быт, язык, культуру и религию и приобрели идентичность «русских немцев».

Ключевые слова: иммиграционная политика, немецкие колонисты, русские немцы, саратовские колонии, Канцелярия опекунства иностранных.

В последние три века в мире сложились определенные традиции привлечения рабочей силы из других стран для решения конкретных задач экономического, хозяйственного развития отдельных регионов, отраслей промышленности или сельского хозяйства.

Привлечение рабочей силы требует от приглашающей страны больших материальных затрат и создания специальных иммиграционных служб как в самой стране, так и за ее пределами - в тех странах, где имелся излишек рабочей силы.

Россия начала накапливать опыт массового приглашения рабочей силы из Европы со второй половины XVIII в.

© Киор В.Б. , 2012

Для России иммиграция рабочей силы - объективный процесс, связанный, во-первых, с тем, что избыточная часть населения, возникавшая с течением времени в крестьянских семьях, должна была искать новые земли для приложения своего труда и, во-вторых, Российское государство постоянно нуждалось в людских ресурсах для освоения необжитых, постоянно расширяющихся территорий.

В условиях России середины XVIII в. приглашение большого числа крестьян и ремесленников из стран Европы, где развитие техники и технологии сельскохозяйственного производства и ремесла было выше российского, способствовало развитию отечественного крестьянского хозяйства и ремесел.

Усилиями правительства России степи к югу от реки Самары стали доступны для массового заселения и хозяйственного освоения с середины XVIII в. Город Саратов постепенно утрачивал значение сторожевой крепости на Волге и усиливал свою роль как административный центр, вокруг которого начинала развиваться рыбная, а затем и соляная промышленность.

До массового прихода колонистов из Европы в саратовские степи для освоения обширных пустующих земель были переселены малороссы из Харьковской и Полтавской губерний.

С 1740 г. саратовскому купечеству было разрешено строить особые дворы для казенного постоя. Купцы, построившие дворы, освобождались от постоев в своих собственных домах и дворах. Эти дворы впоследствии использовались правительством для расселения семей колонистов1.

По приказу императрицы Елизаветы Петровны правительство подготовило в октябре 1752 г. проект Манифеста с перечнем привилегий и условий, которые позволили бы привлечь сельскохозяйственных рабочих, ремесленников на свободные земли в различных регионах России. Переселенцам разрешалось строительство своих церквей, они на 15 лет освобождались от налогов, им выделялись средства на проезд в Россию, оказывалось содействие в строительстве на новых землях домов и хозяйственных построек. Если же переселенцев не устраивали условия и климат нового места, то они могли вернуться на родину2.

Коллегия иностранных дел должна была начать подготовку основного текста Манифеста и затем опубликовать текст в европейских газетах, но началась Семилетняя война, отодвинувшая реализацию проекта на 10 лет.

Большая часть условий проекта Манифеста была реализована Екатериной II при организации немецких поселений на Волге и в других регионах страны. Екатерина II понимала выгоду, которую будет иметь экономика России от привлечения из Европы квали-

фицированной рабочей силы. 14 октября 1762 г. Екатерина II в именном Указе Правительствующему Сенату разрешила иностранцам селиться на пустых землях в России «понеже в России много пустых непоселенных мест, а многие иностранные Нам бьют челом дабы Мы им позволили поселиться на таких пустых местах. Мы надеемся со временем через то умножить славу Божию и благополучие нашей империи»3.

4 декабря 1762 г был издан именной Манифест, в котором содержалось приглашение всем желающим, проживающим на территориях европейских государств, переезжать и селиться в России, «приемлем и всем приходящим на поселение в Россию Наша Монаршия милость и благоволие оказаны будут, поселяясь в России могут пожить спокойно и в благоденствии, в пользу свою и всего общества»4.

Екатерина II приказала генерал-прокурору Сената А.И. Глебову «на всех языках и во всех чужестранных газетах напечатать» Манифест, который был издан на латинском, немецком, французском, польском и турецком языках5. Манифест, приглашавший жителей Европы приезжать в Россию, никаких юридических или материальных привилегий им не обещал.

Несмотря на активную деятельность русских дипломатов в Европе и их помощников из местных жителей - «зазывателей», переезжать в Россию на новые земли жители Европы не торопились.

В связи с этим под руководством Екатерины II и при ее личном участии был подготовлен Манифест «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах», который она подписала 22 июля 1763 г.

Манифест уведомлял колонистов, что в губерниях приехавшие в Россию переселенцы могли явиться в представительство Канцелярии опекунства иностранных или администрацию города, где «имеют объявить в чем их намерение состоит: записаться в купечество или в цехи, или быть мещанином, и в котором городе, или поселиться колониями и местечками. Местной администрацией им будет сообщено, где и в каких местах Империи имеются свободные и удобные для поселения земли»6.

Манифест гарантировал переселенцам, не имевшим средств для переселения в Россию, возможность их получения «у Министров Резидентов наших, находящихся при иностранных дворах». Переселенцы, которые самостоятельно могли доехать до пограничных российских городов, получали средства для дальнейшего передвижения по России «у губернаторов, а где их не было, то у иных городских начальников»7.

Всем прибывшим в Россию на поселение предоставлялось право на свободное вероисповедание по их уставам и обрядам. А тем

общинам, которые пожелали поселиться отдельными колониями и местечками, предоставлялось право строить церкви и колокольни, «иметь необходимое число пасторов и прочих церковнослужителей, исключая одно - построение монастырей»8.

Колонисты, поселившиеся на новых местах, освобождались от всяких «налогов и тягостей в течение 30 лет. Осевшие в Санкт-Петербурге, Москве, Финляндии, Эстляндии не платят налогов 5 лет, а в прочих губерниях, провинциальных городах не платят налогов 10 лет»9.

Колонистам предлагалось внутреннюю жизнь организовывать в соответствии с их юрисдикцией, традициями и бытом. «Наши начальники, - указывалось в Манифесте, - во внутренних их распорядках никакого участия иметь не будут»10. Во время пребывания в России колонисты освобождались от военной и гражданской службы, несли только земские повинности. «Если кто-то из переселенцев пожелал служить в солдатах, то при направлении в полк он получит 30 руб., кроме тех, которые ему положены по службе»11. На строительство домов, приобретение скота, всякого инструмента, припасов и материалов «выдавать беспроцентные ссуды из казны на 10 лет. По истечении срока долг погашается в три года равными частями»12. Тем иностранным капиталистам, которые собственным своим иждивением заводили в России фабрики, мануфактуры и заводы, «позволялось покупать надлежащее число крепостных людей и крестьян»13. Переселенцам, поселившимся колониями или местечками, «позволяем установить по собственному их благорас-суждению торги и ярмарки, без всякого побора и платежа пошлин в казну Нашу»14. Если кто-то из переселенцев, имевших российское подданство, выразил пожелание выехать из России, то он должен был вернуть в казну «из всего благонажитого, а именно, живущие от 1 года до 5 лет - пятую часть, от пяти лет и далее - десятую часть, а потом отъехать кто куда пожелает, беспрепятственно»15.

Текст Манифеста также был переведен на европейские языки и опубликован в европейских газетах. Манифест произвел большое впечатление на местное население европейских государств. Российские дипломаты Мусин-Пушкин в Гамбурге, Смолин в Регенсбурге, Воронцов в Лондоне вначале сами набирали переселенцев. Но отсутствие какой-либо организационной структуры, которая контролировала бы переезд переселенцев в Россию, приводило к тому, что навербованные переселенцы зачастую оставались дома. Нужно было создать специальный орган, который принимал бы колонистов и отправлял их в Россию. Смолин в Регенсбурге предложил учредить должность особого комиссара, к которому должны были приходить все желающие колонисты, и который должен был отправлять их морем в Россию. Предложение было утверждено императрицей16.

Был создан институт «зазывателей» из людей, постоянно проживающих в Германии и других странах Европы. Для заключения договоров «зазыватели» разработали особые формы условий, которые Екатерина утвердила 17 ноября 1764 г.

Но правительство не ограничилось частными «зазывателями» колонистов и в видах большего набора учредило в Швабском и Верхнерейнском округах Германии, в Ульме и Франкфурте-на-Майне казенных комиссаров, которые под надзором резидента Смолина «помогали собирающимся там во множестве выходцам из земледельцев и проезде в Россию советом и делом, и деньгами». Данная резидентам инструкция предписывала: «Отвести им чистую, здоровую квартиру и отправлять их партиями 60-100 человек на двух или трех фурах в Любек к комиссару Шмидту»17.

Один из колонистов в июне 1765 г. сообщал на родину, что «около Саратова основано 5 колоний. Все обещанное манифестом выполняется свято и даже с избытком, земля несравненно лучше <...>, реки изобилуют рыбой, колонистам строят дома и дают инструменты и материалы. Сюда прибыло уже 1 500 семейств»18.

К концу 1766 г. завершилась в основном перевозка в Россию колонистов. Само правительство через своих агентов перевезло в Поволжье с 1763 по 1766 г. 6 542 семьи колонистов и «зазыватели» соответственно - около 22 800 душ19.

Расселить и устроить такую массу людей было задачей сложной и правительство решило прекратить вызов до тех пор, пока «все доныне выехавшие колонисты получат домы, нужные инструменты, скот и все прочие потребности, действительно в работу не вступят и собственного пропитания иметь не будут»20. После 1766 г. прием колонистов значительно сократился и в 1773 г. и вовсе был прекращен21.

Понимая складывающуюся ситуацию с передвижением и расселением колонистов, царская администрация при личном участии Екатерины II начала создавать специальную систему государственных учреждений, которым поручались прием, размещение и организация жизни переселенцев. Появилась необходимость создания центрального государственного органа, который бы сконцентрировал в своих руках всю систему управления переселением, дабы колонисты «не могли долговременно быть без определения по их желаниям»22. 22 июля 1763 г. Екатерина II подписала Указ Сенату об учреждении Канцелярии опекунства иностранных. Президентом Канцелярии определялся генерал-адъютант и действительный камергер граф Г.Г. Орлов: «дабы столь полезное для империи нашей учреждение с наилучшим успехом происходило, то мы, ведая к Отечеству Нашему верность и усердие, определяем Вас на оную президентом»23.

Екатерина II написала инструкцию, в которой были определены основные направления деятельности Канцелярии опекунства ино-странных24.

Задачи Канцелярии были кратко сформулированы ее президентом графом Г.Г. Орловым: «наблюдать как интерес Наш, так и собственную колонистов пользу». Основная задача - заботиться о приезжих поселенцах, способствовать своими действиями созданию благоприятного образа России25. Канцелярия составила подробные планы с описанием удобных к поселению свободных земель. На основании этих планов определялись места поселения колонистов. Количество земли, необходимой для образования колоний, определялось по числу семей, пожелавших поселиться на данной территории. Главной заботой Канцелярии было следить за тем, чтобы «все иностранцы при самом начале их прихода в Россию «никакому изнурению или тягости подвергнуты не были»26.

Приехавшим предоставлялось жилище, для чего Канцелярия могла арендовать дома или снимать квартиры. Деньги на текущие расходы Канцелярия получала в Камер-Коллегии до 200 тыс. руб. в год27. Из этих денег Канцелярия могла предоставлять переселенцам ссуды на покупку необходимого инструмента и тягловой силы для ведения сельскохозяйственных работ, строительства подсобных помещений, а для тех, кто решил обосноваться в городе и заняться ремеслом, выдавала деньги на приобретение жилья, инструментов, материалов.

Инструкция отдавала предпочтение Канцелярии перед другими государственными структурами: «Во всех учреждениях своих Канцелярия опекунства вследствие сей инструкции никому отчету дать не должна как нам самим, а токмо о издержанных деньгах в Реви-зион-Коллегию. Если у Канцелярии возникает какая-либо необходимость, то она должна обратиться с просьбой в Сенат о скорейшем решении возникшей проблемы»28.

Канцелярией опекунства был разработан «Реестр находящихся в России свободных и удобных к населению земель». Российское правительство предложило переселенцам для освоения земли в Центральной России, Малороссии, Архангельской, Московской и других губерниях, в Сибири. В Реестре указывалось географическое название места и количество свободной земли29.

Возникла необходимость издать закон, в котором прописать все условия, которые будут предоставлены колонистам. Основные положения закона были разработаны в правлении Президиума Канцелярии опекунства иностранных графа Г.Г. Орлова. Предложения были переданы Правительствующему Сенату и 19 марта 1764 г. утверждены Екатериной30.

Местом поселения колонистов был указан луговой берег Волги; колонистам было предложено «водворять округами, занимая округу на подобии циркуля, чтобы окружность оной не менее шестидесяти и не более семидесяти верст простиралась и заключала в себе удобий для надела 1 тыс. семей. По округам можно будет, впредь по умножению поселян, способное сделать всякое потребное по обстоятельствам учреждение, а в рассуждении различных разных вер, поселяя каждой религии людей в особой округе, отвратить через то всякую вражду и ненависть, случающиеся обыкновенно между разноверцами, от излишней ревности к вере»31.

Каждой семье выделялось 30 десятин земли, из них - 15 десятин на пашню, 5 - на сенокос, 5 - лесное угодье, 5 - на усадьбу и

огород32.

Царская администрация предложила внутреннюю юрисдикцию оставить на волю самих колонистов, однако с тем, чтобы повиноваться общему гражданскому праву. Для временного решения этой проблемы Екатерина II предложила «заблаговременно сочинить несколько различных учреждений и на которые ныне выезжающие согласятся или от них предложения приняты могут быть, то есть, утвердя письменно, учредить всегдашним той колонии законом, а о содержании этого узаконения при вступлении во владение землею обязывать каждого подпиской»33.

Канцелярия опекунства иностранных не имела постоянного представителя в Поволжье, поэтому делами переселенцев занималась местная воеводская канцелярия. Канцелярия опекунства иностранных предпринимала попытки руководить расселением колонистов через своих представителей. Весной 1764 г. Канцелярия направила в Саратов своего заседателя - комиссара Рейса, который вместе с Саратовской воеводской канцелярией приступил к приготовлениям для приема колонистов34.

Но это не могло кардинально повлиять на складывающуюся в Поволжье ситуацию с расселением и устройством жизни колонистов. Правительство также убедилось, что оставлять колонистов на попечение саратовской воеводской Канцелярии и смотрителей при межевании земель и назначенных на некоторое время опекунами колонистов не представлялось далее возможным. Они не имели инструкций по устройству колонистов и их внутреннего управления.

Поэтому по докладу графа Г.Г. Орлова, утвержденному Екатериной II, 30 апреля 1766 г. была учреждена Саратовская особая Контора опекунства иностранных «с равным преимуществом против прочих коллежских контор, а случившиеся между российскими и чужестранными ссоры и приходящие от них жалобы рассматривать ей обще с тамошней воеводской канцелярией»35. Из

доклада графа Г.Г. Орлова видно, что контора эта назначалась «на то время, пока сие иностранное население вошед во все российские обычаи, сможет уже препоручено быть под общее обыкновенно учрежденных российское управление»36. Контора являлась филиалом Канцелярии опекунства иностранных. Штат Конторы состоял из главного судьи, трех членов, секретаря, бухгалтера, переводчика и канцелярских служителей. Местные смотрители или комиссары были подчинены Конторе.

В 1766 г. президент Канцелярии опекунства иностранных граф Г.Г. Орлов обратился в Сенат с просьбой об увеличении штата Канцелярии и ее аппарата на местах. Это было связано со значительным увеличением количества иммигрантов из Европы, а имеющийся управленческий аппарат на местах не справлялся с приемом, расселением и организацией жизни переселенцев на местах. 28 апреля 1766 г. был Высочайше утвержден доклад Правительствующего Сената, решения которого предусматривали: увеличение числа чиновников и служителей Канцелярии и ее местных служб на то количество служащих, которое потребуется. Созданной в Саратове Конторе опекунства иностранных было указано, что сложные проблемы она должна была разрешать вместе с воеводской канцеля-рией37. Решения руководства Конторы должны были носить коллегиальный характер. Для упрощения связи Конторы с колонистами была введена должность окружного комиссара, кандидатура которого утверждалась Канцелярией в Санкт-Петербурге. Основная тяжесть управления ложилась на старост колоний, в руках которых находилась административно-полицейская власть. По конфессиональной принадлежности колонисты делились в основном на лютеран, католиков и меннонитов. Лютеране составляли большую часть приехавших, католики были вторыми, реформаты - третьими.

Обращает на себя внимание тот факт, что ни в Указе об учреждении Саратовской Конторы, ни в последующих законодательных актах не указано никаких определенных, самостоятельных обязанностей Конторы по устройству колонистов и управлению ими. Обо всех возникающих проблемах Контора должна была докладывать Канцелярии и получать оттуда руководящие указания38.

В 60-80-е годы XVIII в. была заложена структура религиозной организации поволжских колоний. Она включала следующие элементы: избираемые церковные старосты, патеры и пасторы - супер-иоры для католиков. Белорусская епархия возглавляла католиков, Юстиц-коллегия - протестантов. Пастеров и патеров назначала Канцелярия опекунства иностранных и на первых порах оплачивала их работу. Основу церковной структуры в поволжских колониях составляли приходы, ячейками которых были сельские общины во

главе с церковным старостой. К концу XVIII в. в колониях действовали 59 лютеранских, 23 реформатских, 33 католические церкви39.

Создаваемые в Поволжье начальные немецкие школы были конфессиональными. Школы создавались не для получения общего образования, а для подготовки к конфирмации, которую проходили девочки и мальчики в 14 лет. С 7 до 14 лет они должны были посещать школу для усвоения основ религиозного учения. В конце XVIII в. в 102 немецких колониях функционировали 105 школ, занятия в которых велись регулярно40.

Общественность России с интересом наблюдала за ходом расселения колонистов, их обустройством, освоением ими новых, неизвестных земель. В «Трудах Вольного экономического общества» в 1767 г. была опубликована статья «Примечания на лежащие около Саратова места, в рассуждении сельскохозяйственного домостроительства». В статье отмечалось, что на черноземных саратовских землях хорошо растут яровая пшеница, ячмень, рожь, гречиха, можно выращивать виноград, табак и другие сельскохозяйственные культуры. Обращалось внимание читателей на то, что использование немецкого плуга при возделывании почвы резко повышает урожайность и увеличивает продолжительность использования земли. Рост урожайности сельскохозяйственных культур значительно возрастает, - указывалось в статье, - с использованием навоза, который местные жители в сельском хозяйстве не использовали. Автор статьи предлагал переселенцам на первое время строить мазанки, которые не уступают в прочности деревянным строениям41.

Некоторая часть колонистов не смогла приспособиться к сельскохозяйственным работам в российских условиях. У себя на родине они были купцами, фабрикантами, художниками и даже учеными. Однако в России, не имея профессиональных навыков, они должны были заниматься земледелием и поэтому их земли не плодоносили и они разорялись и не могли выплачивать долги государству.

В мае 1775 г. Канцелярия опекунства иностранных совместно с Сенатом подготовили доклад Екатерине II, в котором содержался анализ жизни и трудовой деятельности колонистов. На основании этого доклада был издан Екатериной II именной Указ «О поселении около Саратова колонистов и учинения им ссуды». В Указе Екатерина II отметила, что «неспособным и не получающим одобрение быть хлебопашцам объявить что миновали сроки к платежу казенных долгов, что, заплатя оные, они могут беспрепятственно выехать из России, а в противном случае должны упражняться по городам в разных, по их способностям, работах и получаемыми за то деньгами возвращать казенный долг или вступить в Нашу военную службу», для тех, «кои не желают выехать из России», Ека-

терина II предложила «дать еще пятилетнюю отсрочку в выплате долгов»42.

Этим же указом вводилась в 13 округах должность Комиссара, на которого возлагалась обязанность наблюдать за общественным порядком и оказывать колонистам помощь в разрешении возникавших у них проблем43.

Правительство внимательно следило за выполнением переселенцами финансовых обязательств перед государством. За границу выпускали только тех поселенцев, которые погасили долги и имеют об этом свидетельство, выданное Канцелярией опекунства иностранных. Те, кто не погасил финансовой задолженности, получали паспорт, который позволял им иметь заработок в городах или иных местах для погашения имевшегося долга перед государством44.

20 апреля 1782 г. по высочайшему Указу были упразднены Канцелярия опекунства иностранных и ее Контора в Саратове. Колонии были переданы в общее с государственными крестьянами управление и «находящиеся в ведомстве Конторы селения со всеми производившимися в них делами стали относиться к ведомству Директора экономии или домоводства тамошнего, по судным делам Нижним и Верхним Расправам, а полицейским - капитану-исправнику, и земским судам»45.

Все эти изменения в управлении саратовскими колониями привели к ухудшению финансового и материального положения колонистов. Положение настолько ухудшилось, что колонисты в 1794 г. послали в Петербург «ходоков» с просьбой об облегчении их участи.

Екатерина II поручила Правительствующему Сенату рассмотреть просьбы колонистов Поволжья, Сенат, в свою очередь, предписал Саратовской Казенной палате изыскать средства к удовлетворению просьб колонистов. Решение затягивалось и только с воцарением Павла I проблемы начали решаться.

Именным Указом от 4 марта 1797 г. Павел I подчинил все колонии вновь учрежденной при Сенате «Экспедиции государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства»46.

Указ Павла I от 30 июня 1797 г «О бытии в Саратове Конторы опекунства иностранных» возобновлял деятельность Конторы «для ближайшего и успешного попечения над всеми колониями иностранных в Саратовской губернии находящиеся и вновь поселяемые». Саратовская Контора восстанавливалась с «равным преимуществом против прочих Коллежских Контор и, состоя в ведомстве, учрежденном при Сенате Экспедиции государственного хозяйства опекунства иностранных и сельского домоводства». Это было напрямую связано с реформами в системе управления губерниями47.

Этим же указом была утверждена «Инструкция Саратовской Конторе опекунства иностранных с приложением штата». В инструкции Павел I приказал Конторе «управлять всеми колониями иностранных в Саратовской губернии, иметь надлежащее по опеке попечение и присмотр и заниматься хозяйственными распоряжениями, к их настоящей пользе и к сельскому домоводству относящиеся». Предлагалось перевести Курскую Межевую Контору в Губернию Саратовскую «для генерального размежевания и, чтоб на каждую душу по последней переписи отмежевано было по 20 десятин»48.

Для того, чтобы колонисты были уверены в том, что с них правильно берут налоги и не совершают каких-либо неправомерных действий, со стороны местной администрации было указано, чтобы «все приказы и распоряжения от Конторы им посылаемые» должны писаться на их диалекте49.

Штат Конторы опекунства иностранных состоял: из главного судьи с окладом в 1875 руб., двух товарищей с окладом по 600 руб., секретаря переводчика, бухгалтера с окладом по 400 руб., землемера с окладом в 359 руб., архивиста и прочих чинов и служителей канцелярии. Всего на содержание Конторы выделялось 7750 руб. в год50.

Экспедиция государственного хозяйства составила «Положение для внутреннего управления в колониях», которое было высочайше утверждено 7 августа 1797 г.

Оно сводилось к следующему: «- по неравенству селений соединить их в волости, не более 3 тыс. ревизских душ, каждой волости иметь название по главному в ней селению с учинением в нем волостного правления, в котором быть волостному главе, одному старосте и писарю;

- сверх волостного правления быть во всяком селе или деревне по сельскому выбору старосте, при всяких десяти дворах по одному десятскому;

- волостного голову и писаря выбирать на два года обществами всех сел волости, а сельских старост - погодно из крестьян «добрых поведением, примерных в хозяйстве, дабы собою другим подавали пример;

- волостному голове и сельскому старосте в своих селениях должны обнародовать узаконения, вразумлять и научать поселян добронравию, церковному благочинию;

- волостной голова должен: 1) в маловажных между поселянами ссорах и исках расправу чинить и примирять, в случае их несогласия предоставлять им волю обращаться в суды. 2) иметь над вдовами и сиротами, равномерно над ленивыми и нерадивыми опеку».

Волостной глава вместе с сельскими выборными должен заботиться об исправлении мостов, колодцев, об общественных хлебных магазинах и способствовать пользе селян51.

Начатая Павлом I реформа управления колониями Поволжья была продолжена Александром I. 17 сентября 1800 г. Александр I ввел в действие новую «Инструкцию внутреннего распорядка и управления в Саратовских колониях». Инструкция определила систему самоуправления колоний, права и обязанности колонистов, взаимоотношения колонистов с местной властью, ограничила возможности начальственного произвола в организации хозяйственной деятельности колонистов.

В инструкции подчеркивались роль Церкви в организации общественной жизни колоний и необходимость активного участия колонистов в церковной жизни. «Главная должность всех поселян повиноваться закону своей Церкви, для чего должно, чтобы каждый из них в воскресные и праздничные, от патеров назначаемые праздничные дни, приходил в храм»52.

В правительственных сферах перестали относиться с безграничным доверием к донесениям управляющих колониями чиновников и из Петербурга начали посылать специальных ревизоров для изучения на местах причин ухудшения жизни в колониях.

В 1801 г. Александр I направил в саратовские колонии члена Экспедиции хозяйства, тайного советника К.И. Габлица для выявления имевшихся там злоупотреблений в управлении колониями и подготовки предложений по исправлению существующего положения дел53.

К.И. Габлиц подробно, в течение трех лет, ознакомился с положением дел с выделением земель колонистам для ведения хозяйства и системой местного управления и сделал следующие выводы:

- переселенцы с самого начала были поселены на неудобных землях;

- переселенцы ни к каким промыслам, кроме хлебопашества и скотоводства не склонны;

- местное начальство не вело систематического контроля за работой колонистов и не поощряло их к активной работе54.

Министр внутренних дел на основании доклада тайного советника К.И. Габлица подготовил доклад и последовал Высочайший Указ Правительствующему Сенату от 19 декабря 1802 г. «О правилах наделения поволжских колонистов землей», в котором конкретизировались задачи Министерства внутренних дел, местных органов власти по переустройству жизни колонистов:

- все земли, полученные колонистами от Казенной палаты до проведения отмежевания выключить из оброка, если у кого из

колонистов окажется земли более чем 20 десятин на душу, то эту землю у колониста не отрезать;

- прекратить практику, когда местная администрация выделяла на 3 десятины солончаковой земли одну десятину удобную для хлебопашества и впредь выделять для хлебопашества колонистам только удобную землю, а находящуюся между нею солонцеватую почву отдать колонистам без платежа поземельных денег;

- леса, которые были выданы колонистам по Манифесту 22 июля 1783 г., были присвоены местной администрацией. Эти леса отдать в совершенное владение колонистов;

- за нерадивость в ведении дел, обман и «ложных переводах на российский язык бумаг, переводчика Конторы Гримма и секретаря Баженова предать суду», остальных работников, в связи с недоказанностью по разным делам их злоупотреблений, но не снятым подозрениям, от должностей освободить55.

С 1802 г. создание колоний в Поволжье прекращается на долгое время. С учреждением в 1802 г. Министерства внутренних дел «Экспедиция государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства» вместе с подчиненными ей региональными структурами вошла в его состав и оставалась в нем до 1837 г., когда была включена в состав Министерства государственных имуществ.

С этого времени начинается перестройка управления саратовскими колониями и их постепенное включение в общероссийскую систему государственного управления.

В 1833 г. завершается период создания новых иностранных поселений и запрещается свободный въезд колонистов в Россию56. Император Николай I в июле 1833 г. заложил новые принципы управления колониями:

- Саратовская контора сохраняется, но меняет название и становится Саратовской Конторой иностранных поселенцев;

- ее руководитель - главный судья становится управляющим;

- контора сохраняет попечительные функции над колониями и сочетает высшую административную, полицейскую и судебную власть;

- вводится институт смотрителей колоний, которые практически являются посредниками между попечительными органами и поселениями. Во многом их функции совпадали с функциями окружных комиссаров, существовавших до 1782 г. Саратовской Конторе были подчинены колонии, разместившиеся на землях Воронежской губернии. Министерству внутренних дел было рекомендовано подготовить Устав о колониях. Устав, утвержденный Александром II в 1857 г., приближал управление

саратовскими колониями к местному российскому самоуправлению. По новому Уставу непосредственное управление колониями осуществлялось окружными и сельскими приказами.

Все колонии разделили на округа (волости). В каждом округе учреждался окружной приказ во главе с окружным головой и двумя заседателями. Сельский приказ учреждался в каждой колонии и состоял из старосты и двух помощников. От каждых 10 дворов выбирался десятский. Колонисты каждой колонии составляли мирское общество, в котором устанавливался мирской сход, состоявший из колонистов по одному со двора. Окружной голова избирался колонистами на три, а его заседатели на два года от всех колоний округа. Сельский староста и его помощники избирались на два года. Устав не отменял привилегии и льготы, полученные колонистами по Манифесту 22 июля 1763 г.57

В июне 1871 г. Александр II подписал Указ «О колониях иностранцев в империи», который определял «Правила об устройстве поселян-собственников (бывших колонистов), водворенных на казенных землях...». Указ отменял особую систему управления саратовскими поселениями, а колонисты вошли в состав сельских обывателей и причислялись к разряду крестьян-собственников.

Существовавшие округа преобразовывались в волости. Немецкие волости, округа, села переходили в прямое подчинение органов государственной власти тех уездов, губерний и областей, на которых они располагались. Все делопроизводство в немецких селениях переводилось на русский язык. В «примечаниях» к «Правилам об устройстве...» указывалось, что поселяне на ближайшие 10 лет освобождались от военно-постойной повинности и воинской повинности до издания общего закона о воинской повинности. Тем самым сохранялись некоторые льготы, предоставленные переселенцам по Манифесту 1762 г., вплоть до введения с 1 января 1874 г. всеобщей воинской повинности, по которой немцы-колонисты подлежали призыву в российскую армию.

Освоение Поволжья иммигрантами из Западной Европы, начатое по инициативе и при непосредственном участии Екатерины II, является примером масштабного решения хозяйственных задач с одновременным освоением важного для России региона. Царская администрация стремилась при организации системы управления переселенцами максимально учитывать их интересы.

За более чем столетнее существование на саратовских землях немецкие колонии были постепенно интегрированы в систему государственных учреждений России с учетом их интересов и национальной специфики. При этом немецкие колонисты сохранили свои культуру, язык, религию, образование, что позволило им идентифицировать себя как «русские немцы».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания

Семенов В.Н. От первого воеводы до последнего секретаря // Волга. 1997. № 5-6. С. 4.

История немцев России. М., 2005. С. 27. Немцы-колонисты в Век Екатерины II. М., 2004. С. 9. Там же. С. 10-11.

ПСЗРИ (Полное собрание законов Российской империи). Собрание 1. Т. XXVI. № 11720. С. 126-127.

6 РГАДА (Российский государственный архив древних актов). Ф. 10. Оп. 1. Д. 228. Л. 1.

7 Бартлетт Р.П. Дидро и иностранные колонии Екатерины II // Волга. 1997. № 5-6. С. 51.

8 Там же. С. 51-52. История российских немцев в документах. М., 1993. С. 1. Немцы-колонисты в Век Екатерины II. С. 14-19. История поволжских немцев-колонистов. М., 1997. С. 39-40. ПСЗРИ. Собрание 1. Т. XVII. № 12763. С. 1022-1023. Там же. Т. XVI. № 11880. С. 313-316.

14 Там же.

15 РГАДА. Ф. 248. Кн. 3398. Л. 304 об.

16 Там же. Л. 305-306. ПСЗРИ. Собрание 1. Т. XVI. № 11880. С. 316. Там же. С. 316-317. Там же. С. 318. Там же. № 12793. С. 98. Немцы Поволжья. Саратов, 2002. С. 14. ПСЗРИ. Собрание 1. Т. XVI. С. 241-242. Немцы-колонисты в Век Екатерины II. С. 25. Немцы Поволжья. С. 17-19.

25 РГАДА. Ф. 248. Кн. 3398. П. 243 об.

Немцы-колонисты в Век Екатерины II. С. 26. Там же. С. 26-28. Немцы Поволжья. С. 17. Там же. С. 17-19.

ПСЗРИ. Собрание 1. Т. XVII. № 12630. С. 98-100. Там же. № 12793. С. 1067-1069. Там же. С. 1068.

Дремова С.В. К истории немцев Поволжья // Культура русских и немцев в Поволжском регионе: Сб. статей. Саратов, 1993. С. 5. Там же. С. 5-6.

Немцы-колонисты в Век Екатерины II. С. 22. Там же. С. 29-30.

Немцы в истории России. 1652-1917. Документы. М., 2006. С. 66-69. Там же.

Труды Вольного экономического общества. СПб. Ч. VII. 1767. С. 26-45. ПСЗРИ. Собрание 1. Т. ХХ. № 14302. С. 126. Там же. Там же.

43 Там же. № 14432. С. 346-347.

44 Немцы-колонисты в Век Екатерины II. С. 146-148.

45 ПСЗРИ. Собрание 1. Т. XXIV. № 17865. С. 508.

46 Там же. № 18021. С. 641.

47 Там же. № 18022. С. 642.

48 Там же.

49 Там же. Ч. 2. С. 362.

50 Немцы в истории России. 1652-1917. С. 102-103.

51 Там же. С. 2-4.

52 Там же. С. 4-8.

53 ПСЗРИ. Собрание 2. Отд. 1. Т. 8. № 6298. С. 396-397.

54 Там же.

55 История российских немцев в документах (1763-1992 гг.). М., 1993. С. 22-36.

56 Немцы в истории России. С. 429-430.

57 Там же. С. 437-457.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.