Научная статья на тему 'Имманентные и комплементарные черты творческого процесса в малых инновационных предприятиях'

Имманентные и комплементарные черты творческого процесса в малых инновационных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / ВНЕШНЯЯ СРЕДА МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / CREATIVITY / CREATIVE PROCESS / AN INNOVATIVE SME / CREATIVE INTERNAL ENVIRONMENT / EXTERNAL ENVIRONMENT OF SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красавин Евгений Михайлович, Красавина Раиса Александровна

В статье рассмотрен процесс творчества в малом инновационном предприятии (МИП) в связи с особым состоянием внутренней и внешней среды. Выделены базовые условия имманентной творчеству внутренней среды МИП и определены части творческой атмосферы как непротиворечивое единство. Творческий процесс представлен как самоорганизация с формальными стадиями и синергетическим эффектом. Дана трактовка внешней среды как инициирующего механизма с каналами воздействия. Взаимодействие внутренней и внешней среды МИП представлено схематически. Сделаны выводы о совершенствовании творческого процесса в МИП РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Красавин Евгений Михайлович, Красавина Раиса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMMANENCE AND COMPLEMENTARY FEATURES OF CREATIVE PROCESSES IN SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES

The article describes creation processes in a small innovative enterprise (SIE) in connection with a particular state of internal and external environment. It highlights basic conditions for inherent creativity of the internal environment in the SIE and creative atmosphere is defined as a consistent unity. Creative process is presented as a self-organization with its formal stages and synergic effect. The external environment is interpreted as a triggering mechanism with its channels of influence. The interaction of internal and external environment in SIE is presented schematically. Conclusions are made regarding the improvement of creative processes in SIE of Russia.

Текст научной работы на тему «Имманентные и комплементарные черты творческого процесса в малых инновационных предприятиях»

УДК 36

КРАСАВИН Евгений Михайлович, кандидат экономических наук,

КРАСАВИНА Раиса Александровна, кандидат экономических наук,

ИММАНЕНТНЫЕ И КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧЕРТЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

В статье рассмотрен процесс творчества в малом инновационном предприятии (МИП) в связи с особым состоянием внутренней и внешней среды. Выделены базовые условия имманентной творчеству внутренней среды МИП и определены части творческой атмосферы как непротиворечивое единство. Творческий процесс представлен как самоорганизация с формальными стадиями и синергетическим эффектом. Дана трактовка внешней среды как инициирующего механизма с каналами воздействия. Взаимодействие внутренней и внешней среды МИП представлено схематически. Сделаны выводы о совершенствовании творческого процесса в МИП РФ.

Ключевые слова: творчество, творческий процесс, малое инновационное предприятие, творческая внутренняя среда, внешняя среда малого инновационного предприятия.

KRASAVIN Evgeniy, Candidate in Economics,

KRASAVINA Raisa, Candidate in Economics,

IMMANENCE AND COMPLEMENTARY FEATURES OF CREATIVE PROCESSES IN SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES

The article describes creation processes in a small innovative enterprise (SIE) in connection with a particular state of internal and external environment. It highlights basic conditions for inherent creativity of the internal environment in the SIE and creative atmosphere is defined as a consistent unity. Creative process is presented as a self-organization with its formal stages and synergic effect. The external environment is interpreted as a triggering mechanism with its channels of influence. The interaction of internal and external environment in SIE is presented schematically. Conclusions are made regarding the improvement of creative processes in SIE of Russia.

Keywords: creativity, the creative process, an innovative SME, creative internal environment, external environment of small innovative enterprises.

В глобальной экономике технологии, компании, венчурный капитал перемещаются в места с большей концентрацией талантливых и креативных людей [1], где основными измерениями творчества выступают составляющие феномена «4Р» (process, product, person, place) - процесс, продукт, личность, среда [2]. Для национальной экономики, движимой ресурсами и стремящейся стать инновационной, целью становится введение творческой составляющей в любой производственный процесс. В условиях предельно допустимой концентрации производства и капитала эффективными накопителями и проводниками идей становятся их коллективные носители - малые творческие коллективы, имеющие пионерные разработки или способные их создать в ходе продуктивного внутреннего трансферта.

Модель организации НИОКР (Ротуэлл и Зегвельд, 1994) [3], компонентная теория творчества [4], обмен знаниями и информацией [5] формируют «внутреннюю среду» малого инновационного предприятия (МИП) с блоками «производство», «научные исследования и опытно-конструкторские работы» (НИОКР), «научные идеи и творчество» (НИТ), связанные общим контуром научного знания, информации, опыта (рисунок 1). Современная эволюция «внутренней среды» МИП привела к информационной прозрачности, постоянной генерации нового знания во всех звеньях, быстрому усвоению созданных самостоятельно и заимствованных новаций, «подвижности» ресурсного состава, постоянной нацеленности на успех, идеям «сотворчества», которое является активной стратегией включения фирмами компетенций потребителей [6] и «неявного знания», формируемого из полученного путем передачи информации и самостоятельно созданного [7]. С МИП в США за последние 50 лет связано более 50% всех технических нововведений, при этом 95% были революционными [5, с. 88].

Результат - синергетический эффект продуктивных форм творчества: воздействие на технологию [8]; детализация при обмене знаниями и опытом и неформальный трансферт [9]; преобразующая отрасли идея [10]. Условия эффекта: наличие продуктивного знания; нетривиально мыслящие профессионалы; свобода от централизованного воздействия. Во «внутренней» среде МИП оформляется «ось» творческого процесса путем трансфертов от неявного знания через конструкторский и производственный опыт к специальному знанию и производственной апробации.

Рисунок 1. «Внутренняя» среда малого инновационного предприятия

Примечания: 1 - трансферт «неявное знание, идеи - конструкторский и производственный опыт»; 2 - трансферт «специфическое знание - производственная апробация».

Figure 1. The "internal" Growth of Small innovative enterprise

Notes: 1 - transfer of "tacit knowledge, ideas - Design and production-tion experience"; 2 -transfer "specific knowledge - production testing."

Творческий процесс условно делится на этапы инициации и оценки идеи, доведения ее до проекта с предварительной проработкой оптимальных путей производства и выхода на рынок, предпродажной опытной апробации продукта. Процесс структуризации выделяет подразделение НИОКР, самоорганизация «выстраивает» МИП под ключевую идею. Немецкий опыт структурирования свидетельствует против визуализации границ пространства и личностного обмена [11]. В МИП чаще реализуется вариант самоорганизации трансформационного лидерства при последовательной смене личного и коллективного вклада в общую идею с увеличением объема знаний на индивидуальном уровне, и ростом социального капитала - на уровне организаций [12].

Идеальные деловые черты руководителя-новатора - это нетривиальное мышление и умение ставить задачи с риском выполнения, управленческая гибкость, производственный и жизненный опыт. Работник-новатор - также энергичный и исполнительный человек, обладающий обширными специальными и общими знаниями, способный к самоорганизации и самодисциплине. В результате формируются гармонические взаимоотношения с рациональным разделением труда между исполнителями, объективной оценкой каждого работника как целостной личности, неконфликтностью и взаимной поддержкой, формируется адаптивная корпоративная культура.

«Внешняя среда» МИП понимается как инициирующий механизм, работающий путем создания вызовов (конкуренции) и трансфертов ресурсов и информации (рис. 2). Первоначальное возмущение, требующее творческого разрешения, исходит от проблемного знания, перспективных потребностей и конкурентного давления. Ответная реакция основывается на целенаправленном поиске решений, ретроспективном анализе, инженерной истории [13], формализации и аналогиях и дает творческие результаты в форме неожиданного события, улучшений, адаптивных изменений. Творческий процесс работает как интуитивный сепарирующий механизм сопоставления эффективности множественных аналогов, что создало убедительный успех японских МИП.

О Б

Щ

Е С Т В Е Н Н Ы Е

И Н И

Ц

И А Т И В Ы

ВНЕШНЯЯ СРЕДА МИП

ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИИ ПРОГРЕСС

Материалы

Техника Технологии Информация

Информация Экспертиза Лоббирование Сотрудничество

управление

самоорганизация

Творческий

Процесс: связи и ориентиры

коммуникация

мотивация

N

Политика Законы Программы

Льготы Координация Ресурсы

Г О С

У Д

А Р С Т В Е Н Н Ы Е

И Н С Т И Т У Т Ы

1

4

2

3

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА МИП

Пропорции Прогнозы Собственность Конкуренция

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Рисунок 2. Взаимодействие «внутренней» и «внешней» среды МИП

Примечание: 1,2,3,4 - ориентиры творческого процесса: 1 - прототипы и свойства; 2 -маркеры соответствия; 3 - параметры спроса; 4 - потребности и их развитие.

Составлено: авторами.

Figure 2. Interaction "internal" and "external" environment IIP

Note: 1,2,3,4 - landmarks of the creative process: 1 - prototypes and properties; 2 - markers of conformity; 3 - demand parameters; 4 - needs and their development.

Compiled by: authors.

Среди каналов внешнего воздействия для творчества наиболее значимы: технико-технологический прогресс, макроэкономические процессы, государственные институты, общественные инициативы. Каналы передачи сигналов и ресурсов устроены по типу смены активного и пассивного режимов действия. Критерий - готовность общества к восприятию инновации, ее созданию и коммерческому усвоению. Творческий процесс испытывает воздействие опосредованно, через процессы адаптации, управления, реформирования, определяя ориентиры во «внешней» среде. Рыночный спрос как сотворчество контрагентов информирует о необ-

ходимых качествах товара, прототипах-конкурентах, предпочтениях потребителей и формирует базу собственного творческого поиска МИП.

Прямой эффект «диффузии нововведений» [14, с. 346-347] возникает при нелинейном распространении нового знания на основе обмена идеями, циркуляции рабочей силы, эффективного технологического трансферта [15, с. 368]. Обратный эффект связан с преодолением административных и бюрократических процедур [16]. Внешнее влияние может быть признано позитивным или негативным для творческого процесса лишь при сравнении творческого потенциала и результата [17, с. 133].

В результате анализа структуры и функционирования «внутренней» и «внешней» среды МИП правомерны следующие выводы:

• «внутренняя» среда МИП, имманентная творчеству, создает свободную циркуляцию ресурсов и при аккумуляции достаточных условий создает синергетический эффект в виде «пучка» инноваций;

• «внешняя» среда МИП, комплементарная творчеству, инициирует процесс создания новых ценностей отбора-сопоставления эффективности вариантов-аналогов при ориентации на значимые сигналы социально-экономических процессов.

В итоге МИП следует последовательно выстраивать «внутреннюю» среду, направленную на накопление, перенос и создание нового знания с сочетанием энциклопедичности и специализацией практического применения; поддерживать горизонтальную коммуникацию и ротацию; создавать «ячеистую» организацию процессов со свободой действий и множественными компетенциями; допускать метод проб и ошибок. Во «внешней» среде необходимо активно инициировать и участвовать в процессах сотворчества на основе стратегических альянсов и союзов, изучать и творчески обогащать заимствованный опыт через участие в пилотных проектах и программах.

Развитие темы могло бы пойти по пути исследования рутинных и креативных функций работника малого инновационного предприятия, с условиями раскрытия индивидуального творческого потенциала. Кроме того, необходимо изучить возможности распространения творческого процесса на всю внутреннюю среду МИП с безбарьерным интенсивным информационным обменом и созданием условий для творчества по всей технологической цепочке. Обязательным разделом анализа должен стать поиск точек для развития сотворчества во внешней среде МИП и соответствующая тонкая настройка регуляторов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее. - М.: Классика-XXI, 2007.

2. Марков С. Теории творчества. URL: geniusrevive.com / [Электронный ресурс]. (Дата обращения: 23.11.2012).

3. Rothwell R. Industrial Innovation: Success, Strategy, Trends // The Hand-book of Industrial Innovation / Ed. Dodg-son and Rothwell. Alder-shot: Elrag, 1994.

4. Amabile T. Componential Theory of Creativity. Harvard Business Sdiool, 2012.

5. Экономика США / под ред. В.Б. Супяна. - СПб.: Питер, 2003. - С. 88.

6. Durugbo C, Pawar K. 2014. A unitied model of the co-creation process // Expert Systems with Applications. 41 (9). -PP. 4373-4387.

7. Maruta R. 2014. The creation and management of organizational knowledge // Knowledge-Based Systems. -Vol.67. - September 2014. - PP. 26-34.

8. Портер М. Конкуренция: - М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.

9. Бест М. Новая Конкуренция. Институты промышленного развития - М.: ТЕИС, 2002.

10. Райнерт Э.С. Как богатые страны стали богатыми и почему бедные страны остаются бедными / пер. с англ. Н. Автономовой; под ред. В. Автономова; гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. Дом Гос. ун-та -Высшей школы экономики, 2011. - 384 с.

11. Auernhammer J., Hall H. 2014.Organizational culture in knowledge creation, creativity and innovation: Towards the Freiraum model // Journal of Information Science 40(2). - PP. 154-166.

12. Hsiao C., Lee Y.-H., Li Y.-H. 2014. The role of social capital and knowledge sharing in transformational leadership promoting value co-creation - A-cross-level analysis // Proceedings of the 2014 IEEE 18th International Conference on Computer Supported Cooperative Work in Design CSCWD 2014, 6839905. - PP. 330-335.

13. Suzuki H. 2013. Key for innovation creation based on engineering history research // Journal of the Institute of Electrical Engineers of Japan. - № 133(11). - PP. 727.

14. Хаггетт П. География: синтез современных знаний. - М.: Прогресс, 1979.

15. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

16. Doing Business 2013 / http://russian.doingbusiness.org. [Электронный ресурс].

17. Саймон Г. Скрытые чемпионы / Пер. с нем. - М.: Дело, 2005. - 288 с.

Информация об авторе

Красавин Евгений Михайлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономической теории и эконометрики», Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики.

Красавина Раиса Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономической теории и эконометрики», Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики. Нижний Новгород, Россия Эл. почта: lotos6052@yandex.ru

Получена: 24.12.2014

Information about the author

Krasavin Evgeniy, Candidate in Economics, Associate Professor of the Chair "Economic Theory and Econometrics", National Research University - Higher School of Economics.

Krasavina Raisa, Candidate in Economics, Associate Professor of the Chair "Economic Theory and Econometrics", National Research University - Higher School of Economics.

Nizhniy Novgorod city, Russia, E-mail: lotos6052@yandex.ru

Received: 24.12.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.