Научная статья на тему 'ИМЛИ и академическое литературоведение'

ИМЛИ и академическое литературоведение Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
636
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Курилов Александр Сергеевич

В статье рассматривается история возникновения понятия «академическое литературоведение», содержится обзор основных направлений научной деятельности ученых ИМЛИ за 80 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMLI and the

The article deals with the history of the concept «асademic literary criticism» in Russia and describes the main trends of the scientific activity of the Institute of the world literature during the last 80 years.

Текст научной работы на тему «ИМЛИ и академическое литературоведение»

А.С. Курилов

ИМЛИ И АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Аннотация

В статье рассматривается история возникновения понятия «академическое литературоведение», содержится обзор основных направлений научной деятельности ученых ИМЛИ за 80 лет.

Ключевые слова: академическое литературоведение, история литературы, теория литературы.

Kurilov A.S. IMLI and the academic literary criticism

Summary. The article deals with the history of the concept «^ademic literary criticism» in Russia and describes the main trends of the scientific activity of the Institute of the world literature during the last 80 years.

Понятие академическое литературоведение довольно молодое. Оно возникает в конце 1938 г., когда руководство страны приходит к выводу о необходимости последовательного, планомерного, целенаправленного изучения отечественной и мировой литературы, литературы народов СССР и фольклора, и решение этой задачи возлагает на Академию наук СССР. Постановлением СНК СССР от 4 октября 1938 г. утверждается новая структура Академии, в ней создаются новые Отделения и среди них - Отделение литературы и языка (ОЛЯ)1, в которое входят уже находившийся при Академии с 1930 г. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) и Институт мировой литературы им. А.М. Горького, основанный при ЦИК Союза ССР в 1932 г. и переданный в ведение Академии наук 16 апреля 1938 г. С деятельностью этих

Институтов и связано формирование понятия академическое литературоведение .

Фактически его возникновение началось вместе с появлением в системе АН СССР первого научно-исследовательского учреждения, работающего, как отмечалось в Положении о нем, «в области литературоведения на основе историко-материалистической теории»2. Это учреждение создается как Институт новой русской литературы путем объединения Музея, библиотеки и рукописного собрания Пушкинского Дома (основан в 1905 г., входит в состав Российской Академии наук в 1918 г.), Комиссии по изданию сочинений А.С. Пушкина (образована в 1899 г.) и Толстовского музея (создан в 1911 г.), находившегося в Ленинграде. После слияния в 1931 г. с Комиссией по древнерусской литературе (Комиссией по изданию памятников древнерусской литературы) и Комиссией по составлению библиографии древнерусской литературы, его переименовывают в Институт русской литературы.

Труды Институтов русской и мировой литературы, созданные по планам научной работы, утвержденным в соответствующих государственных и академических структурах, во многом и определили содержание, объем и границы понятия «академическое литературоведение».

До появления этих Институтов наше литературоведение и в XIX, и в первой трети XX в. было исключительно вузовским. Литература исследовалась и изучалась главным образом преподавателями высших учебных заведений, и создаваемые ими труды составляли, как правило, основу курсов, которые они читали своим студентам. Это не значит, что академическое литературоведение пришло на смену вузовскому, что оно «научнее», «глубже», «основательнее». Нет. Они взаимно незаменяемы, и не только равноценны, но и дополняют друг друга, обогащая науку о литературе.

Академическое литературоведение от вузовского отличается лишь одним - возможностью осуществлять масштабные, крупные по объему исследования, требующие для своей реализации значительных усилий, длительного времени и достаточно большого коллектива исполнителей. К ним можно отнести создание основательных, фундаментальных, многотомных историй национальных литератур и мировой литературы, исчерпывающе полных собраний сочинений писателей, для подготовки которых нужна дли-

тельная текстологическая и продолжительная по времени архивная работа, теоретических обобщений многовекового мирового, в том числе и отечественного, литературно-художественного опыта, а также необходимость решения других задач, существенных для познания литературного процесса, но еще не актуальных для процесса учебного и не вошедших в его программу.

На долю вузовского выпадает важнейшая, просветительская функция. Оно призвано осуществлять то, чего не может академическое - делать достоянием будущих литературоведов и преподавателей, доносить до их сознания как свои собственные открытия, так и мировой науки о литературе, в том числе и академического литературоведения, создавая соответствующие учебные пособия.

С появлением понятия «академическое литературоведение» его стали распространять не только на труды, созданные в Институтах АН СССР, но и на работы всех без исключения действительных ее членов и членов-корреспондентов, а также академиков и членов-корреспондентов предшествовавших ей Петербургской (1725-1917) и Российской (1917-1925) Академий наук, начиная с первого у нас академика-филолога В.К. Тредиаковского - «профессора элоквенции (красноречия. - А.К.) и хитростей пиитических» (М.В. Ломоносов был профессором-академиком химии)3.

Академическими стали называть мифологическую, культурно-историческую, сравнительно-историческую и психологическую школы, формирование которых было связано непосредственно с деятельностью литературоведов, чьи заслуги были признаны Академией наук, - академиков Ф.И. Буслаева, А.Н. Пыпина и Н. С. Тихонравова, Александра Н. Веселовского, члена-корреспондента А.А. Потебни и почетного академика Д.Н. Овсянико-Кули-ковского4.

К академическому литературоведению первой трети XX в. стали относить труды по древнерусской литературе академиков В.М. Истрина, Н.К. Никольского, М.Н. Сперанского, А.С. Орлова; по старинной украинской и древнерусской литературе академика В.Н. Перетца; по русской литературе ХУШ-Х1Х вв. и методологии литературоведения академика П. Н. Сакулина; по русской литературе XIX в. академика Н.А. Котляревского; по истории русской критики XIX в. и творчеству революционеров-демократов (В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова) ака-

демика П. И. Лебедева-Полянского; по русской и западноевропейским литературам академика А.В. Луначарского; по западноевропейским литературам академиков М.Н. Розанова и В.М. Фриче; по античным литературам академика М.М. Покровского и члена-корреспондента С.И. Соболевского; по русской литературе XVIII в. члена-корреспондента В.В. Сиповского, по творчеству А.С. Пушкина и его современников члена-корреспондента Б.Л. Модзалевского, по русской литературе XIX в. и текстологии члена-корреспондента Н. К. Пиксанова и др.

Каждый из этих ученых внес свой вклад в отечественную и мировую науку о литературе, что и было отмечено высокими академическими званиями. Однако фактически свои сколько-нибудь заметные труды, послужившие основанием для избрания их членами и членами-корреспондентами, они создавали в периоды своей профессорско-преподавательской деятельности, а потому при всей весомости, фундаментальности и значительности этих трудов они не принадлежат к собственно академическому литературоведению, являясь, безусловно, достоянием всей отечественной науки о литературе.

Если же говорить об академизме как качестве исследования, его фундаментальности, объективности, доскональности, как высшей форме научной добросовестности, то он присущ трудам каждого большого ученого, независимо от того, где он работает - в вузе или академическом институте. Считать академизм чуть ли не главным признаком и главным свойством, даже монополией академического литературоведения как такового, изначально нет никаких оснований: и академическому литературоведению порою недостает академизма, хотя, может, и в меньшей степени, чем другим составляющим науки о литературе.

1

Академическое литературоведение в СССР было многообразным и разнохарактерным, воплощаясь в трудах Институтов литературы, языка и культуры республиканских Академий наук в соответствии с задачами, какие каждая из них ставила перед своей национальной наукой о литературе.

В Советской России академическое литературоведение поначалу формировалось и развивалось в трудах Института русской

литературы (ИРЛИ) и Института мировой литературы им. А.М. Горького (ИМЛИ). Затем к ним присоединились соответствующие Институты Сибирского Отделения АН СССР, Дальневосточного и Уральского научных центров, а также Карельского и других филиалов АН СССР.

До середины 1938 г. в АН СССР единственным литературоведческим учреждением был Институт русской литературы (Пушкинский Дом), которому фактически - так исторически сложилось -пришлось стать первопроходцем на многих направлениях молодой, рождавшейся у нас, академической науки о литературе, академического литературоведения и писателеведения.

Академическая наука о литературе начинается с пушкиноведения, которое становится академическим с 1918 г., с того самого времени, как Пушкинский Дом, где оно было основным, входит в состав Российской АН. ИРЛИ наследует пушкиноведение Пушкинского Дома, делая писателеведение одним из важнейших направлений в своей работе. К пушкиноведению добавляется дос-тоевсковедение («Ф.М. Достоевский: Материалы и исследования» выходят в 1935), гоголеведение («Н.В. Гоголь: Материалы и исследования». Т. I и II, 1936), радищевоведение («А.Н. Радищев: Материалы и исследования», 1936), успенсковедение («Глеб Успенский: Материалы и исследования», 1938) и горьковедение («М. Горький: Материалы и исследования». Вып. 1 и 2, 1934-1936).

Кроме изучения русской литературы с древнейших времен (первые 3 тома «Трудов Отдела древнерусской литературы» (ТОДРЛ) выходят в 1934-1936 гг., а первый том сборников «XVIII век» - в 1935 г.) и подготовки «Истории русской литературы» в 10 тт. («План истории русской литературы» увидит свет в 1938 г., 1-й том - в 1941 г.), ИРЛИ приступает к работе и над «Историей западных литератур». С этой целью в Институте осенью 1935 г. создается Отдел западноевропейских литератур5. В 1937 г. выходит «Западный сборник. I», в 1938 г. - «План истории западных литератур. Т. НИ. Франция. Германия. Испания», а в 1940 -«План истории западных литератур. Итальянская литература». Тогда же начинается работа над 1-м томом 4-томной «Истории французской литературы».

Вместе с тем на изучение западных литератур уже в 1934 г. был нацелен будущий Институт мировой литературы им. А. М. Горь-

кого, находившийся тогда в системе научных учреждений, состоящих при ЦИК Союза ССР6. А горьковедение становится важнейшим направлением в его деятельности только после создания при нем в феврале 1937 г. Архива А.М. Горького и Музея А.М. Горького, хотя о своем стремлении стать центром по изучению жизни и творчества писателя Институт, носящий имя А.М. Горького, заявил еще осенью 1935 г., создав Кабинет по изучению творчества А. М. Горького, ставший первым научно-исследовательским подразделением Института7. Задержка с формированием в ИМЛИ полноценного научно-исследовательского сектора, который начинает функционировать лишь в 1938 г. (что было связано с целым рядом объективных причин8) и приводит к тому, что первые шаги в академическом горьковедении и в подготовке академической «Истории мировой литературы» были сделаны Институтом русской литературы (Пушкинским Домом).

Тогда же в недрах ИРЛИ возникает идея объединения двух литературоведческих Институтов в один научный центр под эгидой ИРЛИ. В конце сентября 1935 г. А.М. Горький, будучи в то время директором ИРЛИ, направляет в Президиум АН СССР письмо, где в преддверии «общей реорганизации ИРЛИ» на основе этой идеи, предлагает включить директора ИМЛИ в качестве одного из заместителей директора «реорганизованного» ИРЛИ9. Однако учреждения, состоящие при ЦИК Союза ССР, а Институт им. А.М. Горького находился там с момента своего основания, не могли быть включены в состав академических учреждений без соответствующего правительственного распоряжения, и Президиум АН СССР принимает решение о создании объединенного директората ИРЛИ, куда на правах заместителя директора ИРЛИ вводится директор Института им. А.М. Горького. Ожидалось, что такое решение поможет скоординировать работу двух литературоведческих Институтов, предотвратить возможное дублирование в их деятельности, неизбежное при наличии ведомственной разобщенности.

Вопрос об объединении, даже слиянии двух Институтов, вновь возникает после проверки Комиссией АН СССР деятельности ИРЛИ весной 1937 г. Было указано на «замкнутое существование» этого Института, «изолированное от других литературоведческих организаций страны», на невыполнение им плана научно-

исследовательских работ и т.п., и 15 апреля Президиум АН СССР постановляет: «Признать необходимым организацию в составе Академии Наук единого для всего СССР литературоведческого центра, для чего войти с ходатайством в Совет Народных Комиссаров СССР о слиянии в 1937 г. Института литературы Академии Наук СССР (б. Пушкинский Дом) с Институтом мировой литературы им. А.М. Горького и Государственным литературным музеем. Организуемый на базе этих учреждений новый Институт Академии Наук СССР должен иметь своей основной задачей научную, марксистскую разработку истории литератур народов СССР и истории мировой литературы. В нем должно быть также сосредоточено издание академических собраний сочинений классиков, собирание, хранение и опубликование рукописных, иконографических и всяких иных важнейших материалов по истории и теории литературы»10. Предполагалось также, что такого рода объединенный Институт должен находиться в Москве.

Идея подобного объединения не получает поддержки Правительства, и Постановление Президиума АН СССР от 15 апреля 1937 г. остается в этой части нереализованным. Однако мысль о целесообразности устранения ведомственной разобщенности между двумя литературоведческими Институтами путем сосредоточения их под эгидой одной организации, направляющей и контролирующей их деятельность, признается верной, и год спустя соответствующее правительственное решение по этому вопросу будет принято. 16 апреля 1938 г. Институт мировой литературы им. А.М. Горького вместе с состоящими при нем Архивом А.М. Горького и Музеем А.М. Горького будут переданы «в ведение Академии наук СССР»11. А в 1938 г. для координации, направления и контроля за деятельностью ИМЛИ и ИРЛИ создается внутри АН СССР Отделение литературы и языка. Тогда же происходит и распределение обязанностей между этими институтами.

Самый широкий круг задач, предназначенных для решения академической наукой о литературе, был поставлен перед ИМЛИ, где основными являлись:

1. Изучение зарубежных литератур, литератур народов СССР, а также русской послеоктябрьской литературы, и создание на этой основе фундаментальной, десятитомной «Истории мировой литературы».

2. Изучение жизни и творчества А.М. Горького, что было естественно для Института, носящего имя писателя, публикация материалов из Архива А. М. Горького, созданного правительством при ИМЛИ еще в 1937 г., где предполагалось собрать все рукописное и эпистолярное наследие писателя; подготовка и издание Полного собрания его сочинений.

3. Изучение фольклора народов СССР и современного народного творчества, фольклора советского времени.

4. Теоретическое обобщение литературно-художественного опыта советских писателей и разработка теории социалистического реализма.

Перед ИРЛИ стояли задачи:

1. Изучение древней и новой (XVIII-XIX) русской литературы и создание 10-томной ее «Истории», начиная с древнейших времен по 1917 г. включительно; 10-й т. предполагалось посвятить молодой советской литературе, готовить который должен был ИМЛИ.

2. Изучение жизни и творчества А. С. Пушкина, естественного для Пушкинского Дома, и завершение издания Полного собрания сочинений поэта в 16 т., работа над которым была начата еще в 1933 г. и первые 5 томов (1, 4, 6, 7, 13) увидели свет в 1937 г. и еще три (т. 8, кн. 1; т. 9, кн. 1. и т. 10) в 1938 г.

3. Продолжение работы по подготовке и изданию Полных собраний сочинений русских классиков: Н.В. Гоголя в 14 т. (т. 2, 1937; т. 3, 1938; т. 1, 1940), А Н. Радищева в 3 т. (т. 1 вышел в 1938) и Г.И. Успенского в 14 т. (т. 1 вышел в 1940).

4. Собирание, изучение и публикация памятников русского фольклора.

ИРЛИ приступал к решению поставленных перед ним задач, уже имея определенные, говоря современным языком, наработки по каждому означенному направлению его деятельности. Это хорошо видно даже из перечисленных выше изданных им к тому времени и готовящихся к изданию трудов12. ИМЛИ, кроме работы по собиранию рукописного и эпистолярного наследия A.M. Горького, подготовки и издания его «Истории русской литературы» (Каприйских лекций) в качестве 1-го тома «Архива А.М. Горького» (1939), и организованных в 1938 и 1939 гг. Горьковских чтений (опубликованы в 1940)13, никаких заделов по порученным ему

правительством в лице ОЛЯ АН СССР заданиям не было. И если ИРЛИ смог сразу же включиться в работу по реализации поставленных перед ним задач, то ИМЛИ практически все нужно было начинать с чистого, как говорится, листа, с нуля.

2

Прежде всего стало ясно, что создать «Историю мировой литературы» невозможно, не изучив литературы ведущих европейских стран и не написав истории этих литератур. Работа в этом направлении начинается в ИМЛИ с разработки схем-планов «Истории греческой литературы» и «Истории английской литературы», которые и будут опубликованы в 1939 г. Первым шагом по пути реализации этих планов явится сборник «Из истории английского реализма» (1941). В 1943 г. выйдет из печати 1-й вып. 1-го т. «Истории английской литературы». Все издание в 5 т. завершится в 1958 г. В 1946 г. выйдет 1-й, а в 1960 г. последний, 3-й т. «Истории греческой литературы». В 1947 г. появится 1-й т. «Истории американской литературы». Продолжения у этого издания не было.

По завершении в 1950-е годы «Истории английской литературы» была возобновлена работа над «Историей французской литературы», 1-й том которой был подготовлен еще ИРЛИ, когда в нем существовал Отдел западноевропейских литератур, и издан в 1946 г. ИМЛИ продолжил работу над этой «Историей» и ее 2-4-й тома вышли из печати в 1956-1963 гг. Дошли руки и до «Истории римской литературы», два тома которой увидели свет в 1959-1962 гг. Тогда же была начата работа и над пятитомной «Историей немецкой литературы» (1962-1976).

Для написания «Истории мировой литературы» недостаточно было изучение только классических литератур Западной Европы. Необходимо было расширять географию исследований. С этой целью в 1957 г. в Отделе зарубежных литератур (создан в ИМЛИ еще в 1937 г.) формируются Сектор литератур социалистических стран, Группа по изучению литературных связей Востока и Запада и Группа по изучению литературы США и Латинской Америки. Начинается освоение новых страниц истории мировой литературы. Появляются сборники статей «Писатели стран народной демократии» (1-4 вып. 1955-1960), «Литература Германской демократиче-

ской республики» (1958), «Национальные традиции и генезис социалистического реализма (в литературах стран народной демократии)» (1965), «Пути реализма в литературах стран народной демократии (20-30-е годы)» (1965), «Взаимодействие литератур Востока и Запада» (1961), «Актуальные проблемы изучения литератур Африки» (1969), и др.

Возрождая традиции отечественной компаративистики

XIX в. ИМЛИ в 1960 г. проводит всесоюзную конференцию, посвященную вопросам литературных взаимосвязей и взаимодействий, а затем совместно с Институтом славяноведения АН СССР и зарубежными академическими учреждениями создает коллективные труды, где освещаются венгерско-русские, румынско-русские, польско-русские, чешско- и словацко-русские и т.д. литературные связи (1964-1971). В это же время Библиотекой ИМЛИ начат выпуск библиографических указателей «Взаимосвязи и взаимодействие литератур мира» (6 вып. в 15 кн., 1962-1988).

Наконец настала очередь и для собственно «Истории мировой литературы». При этом ее название несколько подкорректировали и для работы над ней в 1963 г. создали Сектор уже «Истории всемирной литературы», который в 1975 г. превращается в Отдел. Работа над этим трудом становится основной для многих сотрудников Института в течение целого ряда лет, к ней привлекаются и ученые из других учреждений и вузов страны.

Сразу же обнаружились пробелы в существовавших ранее представлениях и освещении мирового литературного процесса, что потребовало дополнительных исследований и издания трудов, являвшихся по своей теоретической и историко-литературной проблематике подготовительными к различным томам «Истории всемирной литературы», своего рода тома-спутники: «Реализм и его соотношение с другими творческими методами» (1962), охватывающий литературные явления от эпохи Возрождения по начало

XX в., «Проблемы истории литературы США» (1964), «Античный роман», «Литература древнего Китая», «Литература Швейцарии» (все 1969), «Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы» (1967), «XVII век в мировом литературном развитии» (1969), «Проблемы Просвещения в мировой литературе» (1970), «Формирование национальных литератур Латинской Америки» (1970) и др. Их дополнял ряд авторских монографий.

В 1965 г. выходит проспект «Истории всемирной литературы» в 11-ти выпусках с разметкой материала по 10-ти томам. Выпуск первый представлял собою «Введение к проспекту» и включал «Методологические принципы построения "Истории всемирной литературы"», разработанные отв. редактором издания руководителем Сектора И.Г. Неупокоевой. Каждый следующий выпуск являлся проспектом одного тома. Материал по томам распределялся так: Т. 1. Литература древнего мира; Т. 2. Литература Ш-ХШ вв.; Т. 3. Литература XIV - начала XVII века; Т. 4. Литература XVII в.; Т. 5. Литература XVIII в.; Т. 6. Литература XIX в. (до 1848 - начала 60-х годов); Т. 7. Литература XIX в. (50-е - до середины 90-х годов); Т. 8. Литература конца XIX - начала XX в. (90-е года XIX в. - 1917 г.); Т. 9. Литература XX в. (1917-1945); Т. 10. Литература XX в. (1945 - начало 60-х годов).

Одновременно начинается пробная авторская работа по томам и их макетирование, чтобы их можно было вынести на суд научной общественности. Все прекрасно понимали, что работа по созданию «Истории всемирной литературы» намного сложнее и по охвату материала, и его отбору, систематизации, изложению, чем написание истории какой-либо одной национальной литературы. Не говоря уже о стыковке разделов и редактировании, когда предстояло иметь дело почти со ста, если не больше, специалистами не только по самым разным по объему и характеру литературам, но не похожими друг на друга и по уровню знаний, опыту работы, научным и творческим амбициям, а также просто умению владеть языком. Издание макетов открывало возможность для рабочего, в авторском коллективе, обсуждения получившегося труда, чтобы заметить допущенные оплошности, недостатки, недоработки и наметить пути к их исправлению, а также увидеть то, что еще необходимо было сделать.

Макеты появлялись в печати по мере их готовности, с учетом разработанности или неразработанности тех периодов в истории мировой литературы, какие предстояло осветить в данном томе. В 1967 г. выходит макет 1-го т., посвященный литературе древнего мира, уже достаточно проработанной в трудах ИМЛИ. В том же году выходит и макет 9-го тома, охватывающий литературу XX в. от 1917 по 1945 г., а в следующем - 10-й том, где литература ХХ в. доведена до середины 60-х годов. Этот период миро-

вой литературы был почти неисследован, и его изложение могло вызвать наибольшее число нареканий, а значит и более длительное время на доработку тома. В 1973 г. девятью выпусками издается 4-й том, включавший литературу XVII в. Тогда же, также в девяти выпусках, начинает издаваться 3-й том, вобравший в себя литературу второй половины XIII - начала XVII в., завершив издание выпусков в 1974 г. XVII веку был посвящен, как отмечалось выше, том-спутник, эпохе Возрождения тоже, а вот состав 3-го тома претерпел некоторые изменения по сравнению с проспектом: была добавлена литература второй половины XIII в.

При обсуждении макетов 9 и 10-го томов стало ясно, что для написания истории мировой литературы 1945 - середины 60-х годов время еще не настало. Слишком близким было расстояние от событий литературной жизни тех лет, не давая возможности даже для самых предварительных выводов об основных процессах, закономерностях и направлениях в развитии как национальных, так и мировой литературы в послевоенные годы.

От 10-го тома пришлось отказаться, и принимается решение об издании «Истории всемирной литературы» (ИВЛ) в 9 тт. Ее первый том выходит в 1983 г., а в 1994 г. - 8-й. На этом издание прекратилось. И не случайно.

Если для написания истории мировой литературы 1945 - середины 60-х годов время еще не настало, то для освещения ее истории с 1917 по 1945 г. оно уже ушло. В конце 80-х - начале 90-х годов кардинально изменилась политическая ситуация в мире. По другому стали расставляться акценты в представлениях о национальных литературных процессах, имевших место в послеоктябрьский период, и прежде всего в странах Восточной Европы, освободившихся от идеологической опеки СССР. Не говоря уже о вышедших из состава Союза и получивших независимость республиках, где сразу же началась переоценка художественных явлений и творчества своих писателей, всего того, что было навязано им «Очерками» историй национальных литератур, написанных в Советское время (О них разговор впереди). В этих условиях 9-й том в том виде, в каком он был задуман и обозначен в проспекте и макете, доводить до печати и издавать уже было просто невозможно, если не бессмысленно...

В период подготовки томов «ИВЛ» продолжают создаваться и выходить из печати тома-спутники, которые, как и ранее вышедшие подобного рода книги, имели и свою собственную ценность, свое научное значение, дополняя картины соответствующих страниц историй национальных и мировой литератур: «Генезис романа в литературах Азии и Африки: национальные истоки» (1980), «Проблемы литературного развития Италии второй половины XIX - начала XX века» (1982), «Традиционное и новое в литературах Юго-Восточной Азии» (1982), «Массовая литература в странах Азии и Африки» (1985), «Истоки и формирование американской национальной литературы XVП-XVШ вв.» (1985), «Франкоязычные литературы Тропической Африки» (1989), «Взаимодействие и закономерности развития литератур Центральной и Восточной Азии» (1991) и др.

Одновременно создаются труды, появлению которых не препятствовало и не сдерживало отсутствие в «ИВЛ» 10-го тома и которые создавались не как возможные его тома-спутники, а уже в развитие самой идеи «ИВЛ», освещая страницы послевоенной литературной жизни: «История литературы ФРГ» (1980), «История литературы ГДР» (1982), «Развитие литературы в независимых странах Африки (60-70-е годы XX века)» (1980), «Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе: 70-е годы» (1982), «Литература США в 70-е годы XX в.» (1983), «Литература европейских стран социалистического содружества: закономерности развития» (1983), «Вторая мировая война в литературе зарубежных стран» (1985).

3

ИМЛИ не принимал участия в решении второй важнейшей задачи, стоявшей перед академическим литературоведением, - созданием десятитомной «Истории русской литературы», работа над которой была профилирующей для ИРЛИ начиная с конца 1930-х годов. Ее первый том увидел свет в 1941 г., а все издание завершилось в 1956 г. Однако, исходя из того, что русская литература является частью мировой и история русской литературы - заметная составляющая истории мировой литературы, в ИМЛИ уже в довоенные годы ведутся исследования в этом направлении.

В 1940 г. появляется сборник статей «Проблемы реализма в русской литературе XVIII века», затем «Старинная русская повесть: Статьи и исследования» (1941), где, в частности, говорилось о древнерусской переводной литературе, и «Слово о полку Игоре-ве» сравнивалось с «Песней о Роланде». В том же году выйдут из печати «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова: Исследования и материалы», положив начало лермонтоведению и в ИМЛИ. Среди помещенных там исследований была статья «Лермонтов и Байрон», напоминавшая о том, что творчество русского поэта неотрывно от мирового (европейского) литературного процесса. Сборником «Пушкин - родоначальник новой русской литературы» (1941) ИМЛИ подключается и к академическому пушкиноведению, центром которого был ИРЛИ.

В конце 50-х годов, когда в ИРЛИ работы по созданию «Истории русской литературы» практически завершились, была предпринята попытка координации усилий двух Институтов в деле изучения русской литературы. Сначала на паритетных началах пишется «История русской критики», которая под двумя грифами -ИРЛИ и ИМЛИ выходит в двух томах (1958). Потом возникает идея создать принципиально иную «Историю русской литературы», которая состояла бы не из очерков жизни и творчества писателей, как это традиционно имело место в существовавших «Историях» литературы, в том числе и десятитомной «Истории русской литературы», а представала как единый многовековой литературный процесс, где все произведения рассматривались в хронологической последовательности, по мере их появления и включения в этот процесс, и исключительно в ряду с другими произведениями, появившимися одновременно с ними. Проспект такого труда -«Истории русской литературы (конец X в. - 1917) в трех томах» -увидит свет под двумя грифами в 1955 г., а сама «История» - в 1958-1964 гг. И хотя не все получилось так, как задумывалось ее инициаторами, но такого рода поисковый труд был, несомненно, к лицу академическому литературоведению.

Затем исследовательские интересы институтов в области истории русской литературы разошлись. ИРЛИ обратился к изучению жанров русской литературы: создает «Историю русского романа» (2 т., 1962-1964), «Историю русской поэзии» (2 т., 19681969) и «Русскую повесть XIX века» (1973), работает над новой

«Историей русской литературы: В 4-х томах» (1980-1983). В ИМЛИ сосредоточили внимание на литературных движениях: «Проблемы реализма» (1959), «Проблемы типологии русского реализма» (1969), «К истории русского романтизма» (1973), «Развитие реализма в русской литературе» (в 3 т., 4 кн., 1972-1974), «История романтизма в русской литературе» (в 2 кн., 1979), «Литературные взгляды и творчество славянофилов» (1978), «Русский и западноевропейский классицизм: Проза» (1982). ИРЛИ, издав книгу «Русский романтизм» (1978), сосредоточил свое внимание на сентиментализме.

Тогда же в отдельную область познания выделяется русская литература, так называемого переходного периода - от древнерусской литературы к литературе нового времени, литературе XVII -начала XVIII в. Изучение древнерусской литературы и литературы XVIII в. оставалось приоритетным для ИРЛИ. Регулярно выходят «Труды Отдела древнерусской литературы» (ТОДРЛ) (т. XXV, 1970) и сборники «XVIII век» (8-й, 1969), постоянно, с подробными комментариями, издаются памятники литературы Древней Руси. Изучение литературы переходного периода становится делом ИМЛИ. Оно начинается «Исследованиями и материалами по древнерусской литературе» (1961) с участием литературоведов ИРЛИ, затем будут «Русская литература на рубеже двух эпох (XVII - начало XVIII)» (1971), «Ранняя русская драматургия (XVII - первая половина XVIII)» (в 5 кн., 1972-1976), «Русская старопечатная литература (XVI - первая четверть XVIII)» (в 4 т., 1978-1982).

4

С момента основания ИМЛИ важнейшей для него задачей, наряду с созданием «Истории мировой литературы», являлось изучение литературы народов СССР, в том числе, даже в первую очередь - молодой русской советской литературы, и написание соответственно еще двух «Историй» - литературы народов СССР и русской советской литературы.

Уже Постановление Президиума ЦИК Союза ССР от 17 сентября 1932 г., на основании которого и создавался будущий Институт мировой литературы, предусматривало организацию в нем «лаборатории для изучения художественной литературы народов СССР»14. И к работе по созданию «Очерков по истории со-

ветской литературы» Институт приступает в 1938 г. еще до передачи его в АН СССР15. После вхождения в Академию наук деятельность Института в этом направлении конкретизируется. Работа непосредственно над «Очерками» отодвигается на второй план, а на первый выходит написание «Истории русской советской литературы», что должна была стать последним, 10-м, томом «Истории русской литературы», которая готовилась в ИРЛИ.

С этой целью 9 июня 1938 г. в ИМЛИ создается Комиссия «для составления схемы работы» над этим томом16, и разработанная ею схема-план «Истории советской литературы» выходит в 1939 г.

Одновременно ведутся исследования отдельных художественных явлений, как подготовительные для написания «Истории русской советской литературы». Здесь первое место занимает изучение жизни и творчества В.В. Маяковского, кто на то время «был и оставался лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи» (И.В. Сталин. 1935 г.). И уже в 1940 г. из печати выходит «Маяковский: Материалы и исследования».

С началом Великой Отечественной войны многие сотрудники Института ушли на фронт, изучать советскую литературу в рамках академического литературоведения было некому. Идея создания «Истории русской советской литературы» сначала в качестве 10-го, затем 11-го тома «Истории русской литературы» за это время сошла на нет. Издание «Истории русской литературы» завершилось 10-м томом, целиком посвященным дооктябрьской литературе (с 90-х по 1917 г.), который вышел в 1954 г.

В ИМЛИ в послевоенные годы возобновилось изучение истории русской советской литературы, но уже как самостоятельной работы, не связанной с «Историей русской литературы», создаваемой ИРЛИ.

В 1952 г. выходит, подготовленный в ИМЛИ, макет 1-го тома «Очерка русской советской литературы» за период с 1917 по 1941 г. Значительно сокращенный и одновременно доработанный с привлечением новых авторов, этот «Очерк» увидит свет в 19541955 гг. в 2-х частях.

Изучение творчества советских писателей продолжается, и «История русской советской литературы», доведенная до 1955 г., выходит в 3-х томах в 1958-1961 гг. Спустя десять лет, в 1967-

1971 гг. она появляется уже в 4-х томах, где освещение истории русской советской литературы завершается 1966 г. На этом задача, поставленная перед академическим литературоведением по написанию «Истории русской советской литературы», была выполнена.

Конечно, сама история русской советской литературы на том не закончилась, судьба отвела ей еще три с половиной десятилетия, однако немало реальных ее «героев» являлись тогда не только очень щепетильными в признании их заслуг, но к тому же достаточно влиятельной в литературоведческих кругах современностью. В этих условиях дать более или менее объективную оценку их творческих достижений и определить место каждого в процессе исторического развития советской литературы было просто невозможно. И «История русской советской литературы» после 1966 г. осталась ненаписанной.

По ходу создания «Истории русской советской литературы» в ИМЛИ создаются своего рода истории-спутники. Среди них: трехтомная «Русская советская драматургия: Основные проблемы развития. 1917-1966» (1963-1968), двухтомные «Очерки истории русской советской журналистики. 1917-1945» (1966-1968), а также целый ряд монографий, посвященных жизни и творчеству советских писателей.

Естественным для ИМЛИ становится обращение к русской литературе рубежа XIX-XX вв. Именно там начинали свой творческий путь многие писатели, стоявшие у истоков советской литературы, продолжая традиции классической и предреволюционной русской литературы и обозначая новые. Появляется целый корпус соответствующих исследований: «Русская литература конца XIX -начала XX в.» (в 3 т., 1968-1972), «Литературно-эстетические концепции в России конца XIX - начала XX в.» (1975), «Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века. 1890-1904» (в 2 кн., 1981-1982), «Русская литература и журналистика начала XX века» (в 2 кн., 1984).

Не отставляется и идея продолжения «Истории русской советской литературы», четвертый том которой доводил ее только до середины 60-х годов. Идет познание отдельных ее сторон и явлений: «Проблемы историзма в русской советской литературе: 60-80-е годы» (1986), «Положительный герой в современной советской литературе» (1988) и др.

* * *

К изучению литератур народов СССР ИМЛИ приступает в 1949 г. вместе с появлением в его структуре соответствующего Сектора. Его деятельность началась с разработки проспекта «Истории литератур народов СССР», который и был опубликован в 1952 г. Работа над этой «Историей» заняла более 20 лет...

Академическое литературоведение в этой области научного знания сразу же становится многонациональным. Естественно и закономерно.

История литератур народов СССР по своей структуре напоминает историю мировой литературы. И хотя ее составляли истории не сотен национальных литератур, как это имело место в истории мировой литературы, тем не менее историй, объединяемых понятием «История литератур народов СССР», было много. При ее создании пришлось решать те же самые задачи, какие тогда решали и создатели «Истории всемирной литературы».

С 1949 г., когда в ИМЛИ формируется Сектор литератур народов СССР, работа над этими «Историями» велась параллельно. И как первыми шагами на пути к «Истории всемирной литературы» становится создание «Историй» греческой, английской, французской и др. литератур, так и «Историю литератур народов СССР» предваряло создание «Историй» литератур практически всех входящих в СССР республик. С одной только разницей. Если специалисты по ведущим литературам мира, включая и русскую, имелись как в ИМЛИ и ИРЛИ, так и в столичных университетах и учебных заведениях, и они охотно принимали участие в написании «Историй» европейских литератур, то специалисты по литературам народов СССР практически находились только в республиках. И «Истории» литератур народов СССР с самого начала создавались на паритетной основе, совместными усилиями ИМЛИ и Институтов литературы и языка республиканских Академий наук, что и предопределило многонациональный характер этой области академического литературоведения.

Первыми работами здесь стали «Очерки» историй русской и украинской советских литератур, которые были опубликованы в 1954 г. Затем появляются «Очерки» литовской и якутской литератур (1955), мордовской и чувашкой (1956), латышской (1957), казахской (1960), таджикской (1961), азербайджанской и молдавской

(1963), карельской (1969) и эстонской (1971) литератур, «Истории» татарской (1965), армянской (1966), узбекской (1967) и киргизской (1970) литератур. Их дополняли сборники литературных портретов «Писатели народов СССР» (2 вып. 1957-1962).

Одновременно с «Очерками» по истории и «Историями» литератур наших народов создаются труды, посвященные процессам, которые происходили в этих литературах: «Социалистический реализм в литературах народов СССР» (1962), «Проблемы развития литератур народов СССР» (1964), «Пути развития советской многонациональной литературы» (1967), «Национальное и интернациональное в советской литературе» (1971) и др.

Накопленный опыт позволил приступить к осуществлению задания, во многом ради которого и создавался Институт как «лаборатория для изучения художественной литературы народов Союза ССР», что и было отмечено еще в Постановлении от 17 сентября 1932 г. о его организации, - к написанию «Истории литератур народов СССР». В ходе подготовительных работ было скорректировано ее название, и «История советской многонациональной литературы» выходит в 1970-1974 гг. в 6 томах, 7 книгах. В них были обобщены художественные достижения и показано своеобразие более пятидесяти литератур народов СССР, начиная с 1917 по 1967 г. В создании «Истории» участвовали более 200 авторов, представлявших коллективы 38 Институтов союзных и автономных республик, национальных Академий наук и их филиалов, делая ее поистине уникальным трудом.

К этой «Истории» примыкал, а затем продолжал ее цикл исследований, посвященных восприятию русских писателей писателями национальных республик, роли и значению их наследия в жизни и историческом движении литератур народов СССР. Инициатором таких исследований был Ереванский государственный университет, и осуществлялись они совместно с ИМЛИ. Первой в этом цикле становится книга «Горький и литература народов Советского Союза» (1970). Затем выходят книги, посвященные Н.А. Некрасову (1972), М.Ю. Лермонтову (1974), А.С. Пушкину (1975), Л.Н. Толстому (1978), А.П. Чехову (1982), В В. Маяковскому (1983), Н.В. Гоголю (1986), Н.Г. Чернышевскому (1988). Исследования прекратились вместе с распадом СССР. Последняя

из этого цикла книга «Блок и литература народов Советского Союза» (1991) сохранилась лишь в сигнальных экземплярах.

5

Вместе с изучением советской литературы возникает и необходимость теоретического обобщения «творческого опыта литератур народов СССР»17. На решение этой задачи ИМЛИ нацеливается еще будучи в системе научных учреждений при ЦИК Союза ССР. И уже весной 1938 г. при создании Секции советской литературы в ее план включается тема «Социалистический реализм как

18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

художественный метод советской литературы» .

Она становится основной при определении направления теоретико-литературных исследований ИМЛИ и после перехода его в Академию наук: «Организовать разработку проблем социалистического реализма как основного метода советской художественной литературы и критики в свете борьбы с извращениями марксистско-ленинского литературоведения - вульгарным социологизмом, формализмом и т.д.»19. И уже в план Института на 1939 г. включается написание монографии с заглавием, практически дублирующим это задание: «Социалистический реализм как художественный метод советской литературы и борьба с извращениями в литературоведении (вульгарный социологизм, формализм и т.п.)». Задание оказалось неподъемным, и монография выходит в 1941 г. под названием «Проблемы социалистического реализма».

Выпускать сборники под общим заглавием «Вопросы теории литературы» задумывает тогда и ИРЛИ, принимая соответствующее решение в январе 1940 г. Первый сборник из намеченной серии был подготовлен, но его изданию помешала война. И больше к этой идее в Институте не возвращались20.

В ИМЛИ Группа по изучению теории литературы, откуда вышла названная выше монография о социалистическом реализме, существовала внутри Секции советской литературы в 19391941 гг. Работы на этом направлении академической науки возобновились только в 50-е годы, вместе с созданием в ИМЛИ Сектора теории литературы и эстетики (1952), задачей которого являлось обобщение художественного опыта советской литературы. Он начинает свою деятельность с выявления основных проблем современной литературы, что требовали теоретического осмысления.

Это происходило и при разговоре о произведениях А.М. Горького, А.А. Фадеева, историческом романе времен войны («Ученые записки Института мировой литературы имени A.M. Горького». Т. 1, 1952), и при обсуждении текущей литературы («Русская советская литература: 1954-1955. Материалы научных, сессий ИМЛИ им. А.М. Горького». 1956). В результате как бы определились первоочередные проблемы, требующие теоретического осмысления: «мировоззрение и творчество», идеал, характер, комическое и т.п., - что и получило отражение в сборнике «Проблемы теории литературы» (1958).

Тогда же разрабатывается проспект коллективного труда «Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении» (1958).

Одновременно с началом работы над этим трудом стараются разобраться в сущности классического реализма, как он соотносится с романтизмом, критическим и социалистическим реализмом: «Проблемы реализма» (1959), «Реализм и его соотношение с другими творческими методами» (1962), - особое внимание уделяя реализму советских писателей: «Социалистический реализм и классическое наследие: (Проблемы характера)» (1960), «Социалистический реализм в литературах народов СССР» (1962).

Итоговым для этого десятилетия работы Сектора (с 1962 г. он уже Отдел) становится «Теория литературы» (в 3 т.). Впервые эта область знаний была представлена не в виде традиционного учебника, а в свободном разговоре о разных ее составляющих: «Образ. Метод. Характер» (т. 1, 1962), «Роды и жанры литературы» (т. 2, 1964), «Стиль. Произведение. Литературное развитие» (т. 3, 1965).

После выхода этих книг работа теоретико-литературной мысли заметно оживилась. Она шла по нескольким направлениям. Сначала акцентировалось внимание на художественных методах: «Современные проблемы реализма и модернизм» (1965), «Социалистический реализм и художественное развитие человечества» (1966), «Критический реализм XX века и модернизм» (1967). Затем на жанрах: «Проблемы художественной формы социалистического реализма» (2 т., 1971), и стилях: «Смена литературных стилей: На материале русской литературы XIX-XX веков» (1974).

Последний труд становится как бы исходным, предваряющим создание четырехтомной «Теории литературных стилей», которая явится скорее не теорией стилей, а теоретизированной их историей, выстроенной на материале русской и зарубежных литератур (вып. 1 и 2, 1976-1977), а также советской литературы (вып. 3, 1978).

Каждый выпуск имел подзаголовок и свою проблематику: «Типология стилевого развития нового времени: Классический стиль; Соотношение гармонии и дисгармонии в стиле» (вып. 1); «Типология стилевого развития XIX века: Стилевое выражение социальной жизни и народно-поэтическая традиция; Стилевые формы многостороннего изображения человека и действительности; Объективность стиля и поиски гармонии» (вып. 2); «Многообразие стилей советской литературы: Вопросы типологии; Революционная действительность и преобразование стиля; Стилевые открытия и стилевые тенденции современной советской литературы» (вып. 3).

В последнем, 4-м, выпуске (1982) подводились итоги исследования и ставились задачи на будущее: «Современные аспекты изучения: Стиль как предмет литературоведения; Стиль и творческая индивидуальность; Стиль и другие категории поэтики; Стилевая целостность произведения; Развитие стилей и литературный процесс; Задачи и перспективы изучения стиля в современном литературоведении».

В 1970-е годы наблюдается заметный интерес к исследованиям в области методологии литературоведения и критики. И хотя проблемы методологического характера постоянно вставали перед историками, критиками и теоретиками литературы и их приходилось решать как при написании «Историй» мировой, русской и других национальных литератур, так и при изучении самых разнообразных литературных явлений и анализе произведений, созданных в разные эпохи и в разных странах, однако в качестве самостоятельной составляющей науки о литературе и самостоятельного предмета изучения методология литературоведения и критики осознается только в начале 1960-х годов.

Ее существование было обозначено появлением сборника «Вопросы литературоведения» (1966), подготовленного ИРЛИ, который открывался статьей «Методологические задачи литерату-

роведения», и статьей «Методологические вопросы изучения взаимосвязей и взаимообогащения советских литератур», которой открывался сборник «Пути развития советской многонациональной литературы» (1967), изданный ИМЛИ.

Интерес к методологии литературоведения и критики во многом был связан с появлением 25 января 1972 г. Постановления ЦК КПСС «О литературно-художественной критике», где говорилось о задачах критики, ее долге «глубоко анализировать явления, тенденции и закономерности» художественного процесса, бороться «с различного рода немарксистскими взглядами на литературу и искусство»21. А так как критика считалась составной частью литературоведения, то и методология критики рассматривалась в качестве составной части методологии литературоведения.

Самый широкий круг вопросов теории литературы и методологии литературоведения начинает освещаться в сборниках «Контекст: Литературно-теоретические очерки», издаваемых ИМЛИ (Первый выпуск - «Контекст-1972» - вышел в 1973 г.).

Необходимость борьбы «с немарксистскими взглядами на литературу и искусство» стимулирует интерес к методам, каким пользовались при исследовании и анализе произведений зарубежные «буржуазные» литературоведы и критики, что и получает отражение в серии сборников под общим названием «Теории, школы, концепции», выпускаемых ИМЛИ с 1975 г. (в 1986 г. вышел 6-й выпуск).

В это время Сектор теоретических исследований, созданный в ИРЛИ в 1969 г., занимается рассмотрением методологии исторического и аналитического познания литературы: «Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения» (1974), «Анализ литературного произведения» (1976). А Отдел теории литературы ИМЛИ обращается к общим вопросам: «Современная литературная критика: Вопросы теории и методологии» (1977), «Методология современного литературоведения» (1978), «Актуальные проблемы методологии современной литературной критики (Принципы и критерии)» (1980).

6

С первых шагов научной деятельности ИМЛИ в круг его интересов входит и народное творчество. Правда, его изучение, и

прежде всего фольклора советской эпохи, первоначально предполагалось вести в рамках истории литератур народов СССР, рассматривая его исключительно в качестве составной части истории советской литературы, что и было зафиксировано в планах Секции советской литературы на 1938 г.: «... разработка темы... "Современный народный эпос" (поэзия Джамбула, Стальского и других народных певцов)»22. В 1943 г. в ИМЛИ создается Группа по изучению современного фольклора, перед которой стояла задача по сбору и публикации народного творчества периода Великой Отечественной войны. К маю 1945 г. такой сборник «Советский фольклор Великой Отечественной войны» был подготовлен. Однако затем Группа переключилась на исследование отношений литературы и фольклора.

Надо сказать, что академическая фольклористика берет начало в 1931 г., когда по Постановлению Президиума АН СССР от 6 апреля в Институте по изучению народов СССР создается Фольклорная секция, вскоре ее превращают в Фольклорную комиссию, которую в 1933 г. переводят в Институт антропологии, этнографии и этнологии АН СССР. В декабре 1938 г. ее преобразуют в Отдел фольклора народов СССР и через три месяца передают в ИРЛИ.

Продолжая традиции, заложенные еще Фольклорной комиссией, Отдел подготовил и издал в 1941 г. седьмой том «Советского фольклора» (первые шесть томов были изданы Комиссией), «Белорусские народные песни» и первый том «Марийских сказок». В 1945 г. Отдел возобновляет прерванную войной работу уже в качестве Сектора народно-поэтического творчества, переориентирует свою деятельность на собирание и издание памятников русского народного творчества и подготовку многотомного «Свода русского фольклора»23.

В это время ОЛЯ АН СССР, озабоченный наметившимся дублированием в исследованиях Группы по изучению современного фольклора ИМЛИ и Сектора народно-поэтического творчества ИРЛИ: и там, и там изучался русский и советский фольклор, -оставляет исследования по русскому фольклору за Сектором, переориентируя Группу на фольклор народов СССР.

В 1953 г. Группа по изучению современного фольклора преобразуется в Сектор народного творчества (с 1986 г. - Отдел) и

начинает свою деятельность с организации совещаний по узбекскому эпосу «Алпамыш» и нартскому эпосу народов Кавказа. Тезисы докладов были опубликованы в 1956 г.

Два года спустя, в ноябре 1958 г., состоится Всесоюзное совещание, посвященное вопросам изучения и публикации эпоса народов СССР. Одновременно выходят «Вопросы изучения эпоса народов СССР» и «Основные проблемы эпоса восточных славян» (1958). Последний труд был подготовлен ИМЛИ совместно с Институтом искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР. Разрабатывается программа изучения и издания эпоса народов СССР и реабилитации тех памятников, что до того находились под запретом.

Первым исследованием в этом направлении становится «Киргизский эпос "Манас"» (1961), где освещались вопросы его состава, национальных особенностей и подготовки сводного варианта памятника. Проблемы нартоведения рассматриваются в кн. «Сказания о нартах - эпос народов Кавказа» (1969).

В 1965 г. появляются «Эпические песни ненцев» - первая из последовавших в дальнейшем публикаций эпических памятников народов СССР. И уже с 1971 г. ИМЛИ начинает издавать двуязычную серию «Эпос народов СССР» при самом непосредственном и активном участии республиканских академических институтов. Открывал серию «Хурлукга и Хемра; Саят и Хемра: Туркменский романический эпос». В следующем году выходят «Украинские народные думы» и «Рустамхан: Узбекский героико-романический эпос». До 2000 г. увидят свет 25 томов, более 30 книг «Эпоса народов СССР»24.

Одновременно с решением актуальных вопросов публикации памятников («Фольклор: Издание эпоса», 1977), ведется работа в области теории эпоса: «Специфика фольклорных жанров» (1973), «Типология народного эпоса» (1975), «Фольклор. Поэтическая система» (1977), «Фольклор: Поэтика и традиции» (1932) и т.д.

7

С начала 1930-х годов с момента возникновения академической науки о литературе важнейшей ее составляющей является писателеведение, наука о жизни и творчестве отдельно взятых писателей. На его долю выпала, пожалуй, самая трудоемкая и ответ-

ственная работа, связанная с подготовкой и изданием исчерпывающе Полных собраний сочинений писателей, включающих не только все, вышедшее из под их пера, но учитывающих и разные редакции и разночтения, что наблюдались в прижизненных публикациях. Это требовало большой и по времени, и по усилиям работы: по просмотру периодики того времени, поискам в отечественных и зарубежных архивах, тщательной, скрупулезной текстологии, не говоря уже о необходимости досконального изучения почерка писателей, умения читать их рукописи, которые по своему состоянию порою находились, как говорится, в нечитабельном виде. На все это, естественно, уходят годы, если не десятилетия. Но именно полнота таких собраний и текстологическая выверенность помещенных там произведений давало и дает право называть их академическими. И только в институтах Академии наук возможно осуществление таких трудов.

Академическое писателеведение, как уже отмечалось выше, начинается пушкиноведением. Начало ему было положено в Пушкинском Доме - ИРЛИ. Естественно и закономерно, что Пушкин стал первым писателем, Полное собрание сочинений которого (в 16 т., 1937-1949, 2-е в 10 т. - 1949; 4-е - 1977-1979) становится академическим. Одновременно ИРЛИ ведет подготовку Полных собраний сочинений Н.В. Гоголя (в 14 т., 1937-1952) и А.Н. Радищева (в 3 т., 1938-1952).

За ними будут Полные собрания сочинений Гл. Успенского (в 14 т., 1940-1954), В.Г. Белинского (в 13 т., 1953-1959), М.Ю. Лермонтова (в 6 т., 1954-1957), И.С. Тургенева (в 28 т., 1960-1968; 2-е изд. в 30 т. выходит с 1978 г.; не окончено), Ф.М. Достоевского (в 30 т., 1972-1996), Н.А. Некрасова (в 15 т., 1981-2000), Собрание сочинений М.Е. Салтыкова-Щедрина (в 20 т., 1965-1977).

Каждое из этих собраний сопровождалось изданием «Материалов и исследований», а также именных сборников, посвященных жизни и творчеству писателей25.

В ИМЛИ писателеведение возникает и формируется чуть позже, чем в ИРЛИ. И если в ИРЛИ на первом месте, включая и сегодняшний день, остается пушкиноведение, то в ИМЛИ - это горьковедение. И хотя первые шаги в горьковедении делает ИРЛИ, но уже начиная с 1938 г. оно становится центральным в деятельности ИМЛИ.

В 1939 г. выходит 1-й том «Архива А.М. Горького», в следующем - 1-й выпуск «Горьковский чтений», что были проведены в 1938 и в 1939 гг. Тогда же начинается работа по подготовке первого Собрания сочинений Горького в 30 томах, которая была прервана войной, и издание увидело свет в 1949-1956 гг. Вскоре рождается идея Полного собрания сочинений и писем писателя в трех сериях. Первая - Художественные произведения в 25 т. и Вариантов к ним в 10 т. (11 кн.) - выходит в 1966-1982 гг. Вторая -Письма в 24 т. - начинает издаваться в 1977 г. На 2010 г. вышло 14 томов. Третья - Публицистика в 18 т. - находится в стадии собирательской, составительской, текстологической и комментаторской работы.

В те же годы увидят свет подготовленные в ИМЛИ Собрания сочинений А.И. Герцена (в 30 т., 1954-1966), В.В. Маяковского (в 13 т., 1955-1961), А.В. Луначарского (в 8 т., 1963-1967), Полное собрание сочинений и писем А.П. Чехова (в 30 т., 19741982).

Как и в ИРЛИ, каждое это издание сопровождалось сборниками «материалов и исследований», а также коллективными и монографическими трудами, посвященными тому или иному писате-лю26. К ним примыкают «Летопись жизни и творчества А.М. Горького» (в 4 вып., 1958-1950) и «Летопись жизни и творчества А.И. Герцена» (в 5 т., 1971-1990).

При подготовке собраний сочинений возникает целый ряд вопросов, на которые должна была ответить наука - наука о тексте, текстология. В ее формировании самое активное участие принимает ИМЛИ. Начало этой науки у нас восходит к работе Б.В. Томашевского «Писатель и книга. Очерк текстологии» (1928), где она и получила свое наименование «текстология».

Необходимость ее разработки осознается в ИМЛИ в процессе издания Собрания сочинений А.М. Горького в 30 т., которое было завершено в 1956 г. Для завершения этого издания в 1952 г. был создан Сектор текстологии: он просуществовал до 1967 г. Первым шагом в его работе становится проведение совещания по вопросам текстологии, что состоится в Институте в 1954 г. На нем обсуждались два доклада: об установлении канонического текста литературных произведений и о типах советских изданий писате-

лей-классиков. Тезисы докладов в том же году предварительно были опубликованы.

За обсуждением последовало составление инструкции «Основные положения подготовки текстов в научных изданиях классиков художественной литературы, критики и публицистики Х1Х-ХХ вв.», которая была опубликована в 1956 г. и которой стали руководствоваться в ИМЛИ при подготовке и издании собраний сочинений. А уже со следующего года начинают выходить «Вопросы текстологии». Первый выпуск был посвящен проблеме установления и выбора текстов (1957), 2-й - атрибуции произведений (1960), 3-й - принципам издания эпистолярных текстов (1964), 4-й - текстологии произведений советской литературы (1967). Науке о тексте как системе знаний посвящены «Основы текстологии» (1962).

В ИРЛИ выходят «Принципы текстологического изучения фольклора» (1966). А 25-30 мая 1971 г. оба Института вместе с Текстологической комиссией Международного комитета славистов проводят в Ленинграде конференцию «Текстология славянских литератур», и в 1973 г. одноименный сборник с докладами увидит свет.

8

После выхода в начале 70-х годов «Истории советской литературы» (в 4 т.) и «Истории многонациональной советской литературы» (в 6 т.), на создание которых ИМЛИ, как уже говорилось, был нацелен еще при своем основании, исследовательская работа в Институте до середины 80-х годов, до начавшейся «перестройки», продолжалась по этим направлениям в традиционных для советской науки о литературе, идеологически «выверенных» параметрах и границах: «Советская литература и мировой литературный процесс» (в 3 вып., 1972-1982), «Художественные искания советской многонациональной литературы» (2 кн., 1976), «Великий Октябрь и развитие советской многонациональной литературы» (1977), «Идея социализма и литературный процесс на рубеже Х1Х-ХХ вв.» (1977), «Советский роман: Новаторство. Поэтика. Типология» (1978) и др.

Не осталось незамеченным и появление понятия «развитой социализм», на что сразу же откликнулось академическое литера-

туроведение. В ИМЛИ создаются и выходят книги: «Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма» (1977), «Концепция личности в литературе развитого социализма» (1980), «Современная советская литература в духовной жизни общества развитого социализма» (1980), «Фольклорное наследие народов СССР и его роль в художественной культуре развитого социализма» (1981) и снова: «Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма: Проблемы жизни. Теория. Поэтика» (1981).

Активно изучается и то, что не вошло, по отмеченной выше причине, в 9-й и 10-й тома «ИВЛ»: «Общее и особенное в литературах социалистических стран Европы» (1977), «Социалистический реализм на современном этапе его развития» (1977), «Актуальны проблемы сравнительного изучения литератур социалистических стран» (1978), «Великий Октябрь и литературный процесс современной эпохи: 1917-1977» (1979).

Ни на минуту не замирает изучение советской литературы: «Литературное содружество народов СССР» (2 сб., 1982-1983; совместно с Тбилисским гос. ун-том), «Пути художественных исканий современной советской литературы» (1982), «Фольклорное наследие народов СССР и современность» (1984; совместно с Институтом языка и литературы АН Молд. ССР), «Советский многонациональный роман» (1985), «Закономерности развития новописьменных литератур и проблемы социалистического реализма» (1985)и др.

В первые послеперестроечные годы завершаются работы, начатые ранее: «Проблемы историзма в русской советской литературе: 60-80-е годы» (1986), «Революционные демократы и русская литература XIX в.» (1986), «Утверждение коммунистических идеалов и идейно-художественные обогащение социалистических литератур» (1987), «Положительный герой в современной советской литературе» (1988) «Марксистско-ленинские критерии ценности в литературе» (1986) и др.

При изучении русской литературы в ИМЛИ предпочтение стали отдавать писателеведению: «Ломоносов и русская литература» (1987), «Жуковский и русская литература конца XVIII-XIX вв.», «А.В. Кольцов и русская литература», «Лесков и русская

литература» (все - 1988), «Антиох Кантемир и русская литература» (1999).

Первой ласточкой начавшейся «перестройки» в науке о литературе становится Всесоюзная научная конференция, проведенная в ИМЛИ в сентябре 1986 г., по материалам которой выходит сборник тезисов: «Современное состояние и задачи советской фольклористики» (1986), открывавшийся статьей «Работа фольклористов Советского Союза в свете новых требований».

На стыке «старых» и «новых» требований создается книга «В поисках нового содержания: Советская литература 70-х - первой половины 80-х годов» (1989), где наряду с общественными идеалами, активным и положительным героем в современной советской литературе, говорится и о поиске новых решений. Но уже в мае 1989 г. ИМЛИ вместе с Союзом писателей СССР проводит Всесоюзную научно-творческую конференцию: «История советской литературы: Новый взгляд», по материалам которой выходит одноименный, в двух частях, труд (1990), свидетельствуя о необходимости создания новых «Историй» как русской советской, так и народов СССР. Затем появится «Освобождение от догм. История русской литературы: Состояние и пути изучения» (в 2 т., 1997), приглашая к поиску новых подходов и в исследованиях отечественной классической литературы.

Не сразу обозначатся новые реалии и при изучении зарубежных литератур. В 1985 г. выходит 1-й том «Истории литератур Латинской Америки», работа над которой затянется на двадцать лет (5-й том увидит свет в 2005 г.). В 1989 г. появится «Исторический роман в литературах социалистических стран Европы», в 1990 г. - «Взаимообогащение литератур: Социалистические страны Европы». И только в конце 90-х обратят внимание на другие стороны европейских литератур: «Привычное ощущение кризиса: В "соцлагере" и вокруг» (1999).

Сложность и неопределенность происходящих в мире событий, что напрямую сказывалось и на состоянии и характере современных западных литератур, вынудила ученых ИМЛИ уйти в глубину веков и заняться неисследованными страницами истории всемирной литературы. И прежде всего поэтики: «Поэтика древнеримской литературы: Жанры и стиль» (1989), «Античная поэтика: Риторическая теория и литературная практика» (1991), «Поэти-

ка средневековых литератур Востока: Традиция и творческая индивидуальность» (1994) и др. А также литературы Средних веков, Ренессанса и Барокко, создав целый цикл соответствующих тематических трудов: «Проблема жанра в литературе Средневековья» (вып. 1, 1994), «Французский героический эпос» (вып. 2, 1995) и др. Восьмой выпуск выйдет в 2002 г.

Продолжая традиции «ИВЛ», активно изучается литература стран Азии и Африки: «Взаимодействие культур и литератур Востока и Запада» (вып. 1-2, 1992), создается «Французская литература: 1945-1990» (1995), начинается работа над «Историей литературы США» (в 5 т.; т. 1-3 выйдут в 1997-2000 гг.; т. 4 - в 2003 г.).

Перестроечные веяния не проходят и мимо науки о литературе народов СССР. Особенно заметными они становятся с выходом национальных республик из состава Союза. Знаковой статьей «Время перечтений» открывается подготовленный в ИМЛИ труд «Способность к диалогу» (2 ч., 1993), становясь затем лейтмотивом всех последующих исследований в данной области науки: «История национальных литератур: Перечитывая и переосмысливая» (вып. 1-3, 1995-1998; вып. 4, 2005), «Нация. Личность. Литература» (вып. 1, 1996; вып. 2, 2003), «Литературное зарубежье: Проблемы национальной идентичности» (вып. 1, 2000).

Одними из первых, откликнувшись на «новые требования», фольклористы ИМЛИ продолжают заниматься вопросами теории фольклора. В серии «Фольклор» выходят очередные тематические выпуски: «Проблемы историзма» (1988), «Песенное наследие» (1991), «Проблемы тезауруса» (1994). Задачи, стоявшие тогда перед исследователями, получили освещение в книге «Фольклор в современном мире: Аспекты и пути исследования» (1991). Наряду с томами «Эпоса народов СССР» (о них говорилось выше) выходит цикл «Фольклорные сокровища Московской земли»: «Обряды и обрядовый фольклор» (1997), «Традиционные обрядовые песни» (1998), «Сказки и несказочная проза» (1998).

С началом перестройки расширяется география академического писателеведения. На передний план выходит жизнь и творчество писателей, роль и место которых в истории отечественной и мировой литературы долгое время определяли у нас, руководствуясь идеологическими соображениями, а не художественными достоинствами их произведений, что заметно обедняло представ-

ление о литературном процессе XX в. Это - А. Ахматова, А. Белый, Вяч. Иванов, Н.А. Клюев, Е.И. Замятин, А.П. Платонов, М.А. Булгаков и др.

В круг изучаемых входят и те писатели, кто волею судеб оказался за пределами России. Появляются сборники статей, посвященных их жизни и творчеству: «Литература русского зарубежья: 1920-1940» (вып. 1-2, 1993-1999).

В 1995 г. в ИМЛИ начинается издание Полного собрания сочинений С.А. Есенина (в 7 т.), в 1987 - Полного собрания сочинений А.А. Блока (в 20 т.), в 2000 г. - Д.И. Писарева (в 12 т.), Л.Н. Толстого (в 100 т.) и Велемира Хлебникова (в 6 т.). Каждое сопровождается соответствующими сборниками «материалов и исследований» и монографиями.

В ИРЛИ в 1997 г. начинает издаваться Полное собрание сочинений и писем И. А. Гончарова (в 22 т.), в 2000 - К.Н. Леонтьева (в 12 т.), в 2002 г. - А.А. Фета (в 20 т). Готовится собрание сочинений М.А. Волошина.

В ИМЛИ особое место занимает горьковедение. Регулярно выходят тома «Архива A.M. Горького» (т. 16, 2001), «Горьковских чтений» (вып. 12, 1998), «Горький и его эпоха: Исследования и материалы» (вып. 1-5, 1989-2000). А также есениноведение, сопровождавшее собрание сочинений поэта. Набирает силу плато-новедение. Проводятся конференции, по материалам которых издаются сборники «"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества» (вып. 1-7, 1994-2011). Не забывают и науку о тексте: «Современная текстология: Теория и практика» (1997), «Фольклор: Комплексная текстология» (1998).

ИРЛИ остается верен пушкиноведению и достоевсковеде-нию («Достоевский: Материалы и исследования». Т. 1-16, 19742001), развивает блоковедение («А. Блок: Исследования и материалы». Вып. 1-3, 1987-1998), платоноведение («Творчество А. Платонова: Исследования и материалы». Кн. 1-3, 1995-2004), булгаковедение («Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография». Кн. 1-3, 1991-1995)27.

9

Основные направления, по которым развивалась академическая наука о литературе в XX в., сохраняются и в XXI.

Для ИРЛИ - изучение русского фольклора, древнерусской

литературы, литературы XVIII, XIX и XX вв., писателеведение, где

28

важнейшим остается пушкиноведение .

Для ИМЛИ - история мировой литературы с древнейших времен, русской литературы XX в., литератур народов России, теория литературы, фольклор, а также писателеведение во главе с горьковедением.

Завершается издание «Истории литератур Латинской Америки» (5-й т., 2005), создаются «История швейцарской литературы» (в 3 т., 2002-2005) и «История австрийской литературы XX в.» (в 2 т., 2009-2010). Идет работа над «Историей литературы США» (в 5 т.; т. 4 вышел в 2003) и начато издание «Истории итальянской литературы» (т. 1, 2000; т. 2, 2010).

Продолжаются исследования литературы Средних веков и Возрождения: «Пятнадцатый век в европейском литературном развитии» (2001), «Перевод и подражание в литературе Средних веков и Возрождения» (2002), «Жанры и формы в письменной культуре Средневековья» (2005), «Стих и проза в Европейской литературе Средних веков и Возрождения» (2006).

Обращаются к религиозной составляющей художественного творчества: «Буддизм и литература» (2003), «Религии в развитии литератур Азии и Африки XX века» (2006), «Раннехристианская и византийская экзегетика» (2008).

По возрастающей идет изучение литератур Азии и Африки: «Сатира в литературах Азии и Африки» (2000), «История романных форм в литературах Африки», «Поэтологические памятники Востока», «Символика природных стихий в восточной словесности» (все - 2010).

Не остаются без внимания и европейские литературы: «Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века» (2002), «Французская литература 30-40-х годов XIX в.: "Вторая проза"» (2006), «Английская литература от XIX века к XX, и от XX к XIX: Проблема взаимодействия литературных эпох» (2009), «Авангард в культуре XX века (1900-1930): Теория. История. Поэтика» (кн. 1-2, 2010).

Если на изучение мировой литературы «перестройка» повлияла частично: сказалась лишь на характере восприятия литературных явлений XX в. и несколько расширила границы исследо-

вания (религии и литературы), то отношение к русской литературе дооктябрьского и послеоктябрьского времени изменилось кардинальным образом. Практически все «минусы» поменялись на «плюсы», и то, что раньше преподносилось исключительно в негативном свете, приобрело совершенно другие, открыто позитивные оттенки. Палитра истории литературы обогащается новыми красками.

Прежде всего корректируется представление о литературе Серебряного века и первых послереволюционных лет: «Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов)» (в 2 кн., 2000-2001). Освещаются явления, изучение которых в позитивном плане не поощрялось: «Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания» (1999), «Русский имажинизм: История. Теория. Практика» (2005), «Русский экспрессионизм: Теория. Практика. Критика» (2005).

Своеобразным итогом изменившихся представлений о предоктябрьской и послеоктябрьской литературе вплоть до предвоенного времени становятся «Русская литература 1920-1930 гг.: Портреты писателей» (в 2 т., 2008) и «В поисках новой идеологии: Социокультурные аспекты русского литературного процесса 19201930-х годов» (2010).

Полным ходом идет новое осмысление всего созданного литературами народов России и СНГ. Выходит 2-й сборник «Нация. Личность. Литература» (2003), продолжает издаваться серия исследований «Литературное зарубежье»: вып. 2 - "Национальная литература - две или одна?" (2002), вып. 3-5 - "Лица. Книги. Проблемы"» (2005-2008). Выходит словарь «Литературы народов России: XX век» (2005).

Теоретики завершают работы, начатые в 90-е годы. Отдельные теоретико-литературные проблемы рассматривают на материале произведений А. С. Пушкина, приурочив выход книги к 200-летию со дня рождения поэта: «Пушкин и теоретико-литературная мысль» (1999). О взглядах теоретиков и историков литературы, с какими они подошли к концу 90-х годов, известил читателей двухтомный труд «Теоретико-литературные итоги ХХ века» (2003). Откликаясь на упреки, что после выхода трехтомной «Теории литературы» (1962-1965) прошло почти 40 лет, целая эпоха литературной жизни, создают новую «Теорию литера-

туры», но уже в 4 т. (2001-2005; т. 4, подготовленный в основном тогда же, вышел в 2011 г.). В ее основе лежал тот же принцип свободного разговора о разных составляющих этой области знания, что был характерен и для трехтомной.

С большей или меньшей регулярностью издавался «Контекст» («Контекст-2008» - 2009).

Очень продуктивным в ИМЛИ было писателеведение.

Завершены издания ПССП Д.И. Писарева (в 12 т.; т. 10 вышел в 2007, т. 11 третий год находится в «Науке», т. 12 утвержден Ученым Советом Института в 2010 г.), Собрания сочинений В. Хлебникова (в 6 т., 2000-2006) и Ф.И. Тютчева (в 6 т., 20022005). Выходит 2-е изд. Собрания сочинений С.А. Есенина (в 7 т. 9 кн., 2004-2005).

Увидели свет очередные тома серии «Письма» ПССП А.М. Горького (т. 14 - 2009), 100-томного Л.Н. Толстого (три тома Собрания сочинений и три тома Вариантов к ним, 2000-2003),

A.А. Блока (т. 7 - 2003); завершено издание первого научного Собрания сочинений М.М. Бахтина (т. 1-6, 1996-2012).

Начато издание «Собрания сочинений А.С. Пушкина... в хронологическом порядке» (т. 1, 2000; т. 2, 2009), Полного собрания сочинений Н. В. Гоголя (в 23 т.; в 2002-2003 вышли два тома), Л.Н. Андреева (в 23 т.; т. 1, 2007), Собрания сочинений А.П. Платонова (т. 1 в 2-х кн., 2004).

Активно развивается горьковедение, есениноведение, плато-новедение. Выходят сборники, посвященные жизни и творчеству

B.В. Маяковского, М.А. Шолохова, А.Н. Толстого, А.А. Фадеева, Л.М. Леонова и других русских писателей XX в.

Писателеведение остается основным и при изучении литературы XVШ-XIX вв.: «Литературные взгляды и творчество Н.А. Полевого» (2002), «В.К. Тредиаковский и русская литература» (2005), «Г.Р. Державин и русская литература» (2007).

Ведется составление «Летописей жизни и творчества» А.П. Чехова (т. 1-3 вышли в 2000-2009) и С.А. Есенина (т. 1-4 вышли в 2003-2010).

Возродился интерес к вопросам текстологии, что было естественно с растущим числом собраний сочинений, готовящихся в ИМЛИ. Работа в этом направлении начинается с обобщения опыта русских и французских исследователей, собравшихся на «круглом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

столе» 22 марта 2002 г., материалы которого ложатся в основу сборника «Проблемы текстологии и эдиционной практики» (2003). В развитие начавшегося разговора создается книга «Текстология и генетическая критика: Общие проблемы, теоретические перспективы» (2003). В 2009 г. был издан первый выпуск серии «Текстологический временник: Вопросы текстологии и источниковедения» (2009), подготовленный вместе с учеными ИРЛИ29.

Намечается новый подход и к исследованию отечественного историко-литературного процесса. В 2005 г. выходит кн. «Русская литература как форма национального самосознания. XVIII век», вторая кн., посвященная литературе 1801-1825 гг., утверждена к печати.

* * *

История академической науки о литературе показывает, что есть задачи, решение которых возможно только в рамках этой составляющей науки о литературе, в рамках академического литературоведения и писателеведения. Оно реально доказало свою действенность, результативность и незаменимость:

- готовя и издавая собрания сочинений писателей и на их основе развивая науку о тексте;

- изучая мировую и отечественную литературу, включая литературу и фольклор народов нашей страны, создав замечательные, уникальные для своего времени «Истории» всемирной, русской Х1-Х1Х вв., русской советской и многонациональной литератур; сделав достоянием общественности выдающиеся памятники народного эпоса.

И только академической науке под силу:

- готовить и издавать Полные собрания сочинений отечественных писателей;

- изучать мировую литературу, в том числе и особенно истекшего столетия, и написать «Историю всемирной литературы XX в.», восполнив несостоявшиеся по объективным причинам 9-й и 10-й тома «ИВЛ»;

- изучать русскую литературу XX в. и написать ее «Историю», учитывающую и творчество писателей, оказавшихся по воле судеб за рубежом;

- изучать литературу народов России и стать организатором и координатором создания новой ее «Истории» во всем многообразии и разнообразии «перечитанного и переосмысленного»;

- теоретически обобщать (для чего и был создан в свое время в ИМЛИ Отдел теории литературы) художественный опыт современной, в первую очередь отечественной литературы 90-х -начала 2000 гг., и написать «Теорию литературы», основанную на этом опыте, сделав ее подлинным инструментом познания литературных явлений, а не просто сводом суждений и представлений, отстающих от реальной литературной жизни, как это видно из существующих «Теорий», на целое столетие;

- приступить к созданию «Истории мировой науки о литературе», начиная с древних времен по XX в. включительно, опираясь на опыт «Возникновения русской науки о литературе» (1975), «Академических школ в русском литературоведении» (1975) и «Русской науки о литературе в конце XIX - начале XX в.» (1982) и других книг, созданных в ИМЛИ;

- инициировать и возглавить инвентаризацию всего осуществленного отечественной наукой о литературе в ХХ - начале XXI в., и представить это в виде единого библиографического указателя или серии указателей как в электронной, так и в печатной форме.

Решать и решить эти задачи может только академическая наука о литературе. И прежде всего, как один из ее центров, Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, чтобы встретить свое 90-летие новыми научными достижениями.

См.: Вестник АН СССР. - 1938. - № 9-10. - С. 82, 84.

См.: БаскаковВ.Н. Пушкинский Дом. 1905-1930. (Исторический очерк). - Л., 1980. - С. 79.

См.: История Академии наук СССР: В 2 т. - М.; Л., 1959-1964.

См.: Академические школы в русском литературоведении. - М., 1975.

См.: Баскаков В.Н. Пушкинский Дом... - С. 86; Пушкинский Дом: Статьи.

Документы. Библиография. - Л., 1982. - С. 88.

См.: Литературная газета. - 1934. - 26 июля. - С. 1.

Отдел кадров ИМЛИ. Приказы. 1935-1938. Л. 193.

2

3

4

См.: Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН. 1932-2002. -

М., 2002. С. 4-5; Труды Института мировой литературы им. А.М. Горького

РАН: Библиографический указатель. 1939-2000. - М., 2002. - С. 3-4.

Архив А.М. Горького при ИМЛИ. ПГ-коу-62-1-3; Пушкинский Дом: Статьи.

Документы. Библиография. - Л., 1982. - С. 37.

Вестник АН СССР. - 1937. - № 7. - С. 77-78.

ГАРФ. Ф. 7523. Оп. 4. Д. 3. Л. 3.

См.: Пушкинский Дом: Библиография трудов. - Л., 1981. - С. 17-50. См.: Труды Института мировой литературы им. A.M. Горького РАН: Библиографический указатель. 1939-2000. - М., 2002. - С. 12, 15. Правда. - 1932. - 26 сентября. - С. 1. Архив РАН. Ф. 397. Д. 15. Л. 16. Отдел кадров ИМЛИ. Приказы 1938-1939. Л. 245. Архив РАН. Ф. 397. Д. 15. Л. 16. Там же.

Архив РАН. Ф. 397. Д. 12. Л. 3. См.: также: Вестник АН СССР. - 1938. -№ 7-8. - С. 126.

Баскаков В.Н. Пушкинский Дом... - С. 241. Правда. - 1972. - 25 января. - С. 1. Архив РАН. Ф. 397. Д. 15. Л. 15.

См.: Баскаков В.Н. Пушкинский Дом... - С. 222-225; Пушкинский Дом: Материалы к истории. 1905-2005. - СПб., 2005. - С. 213-227. См.: Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН. 1932-2002. -М., 2002. - С. 22-23.

См.: Пушкинский Дом: Библиография трудов. - Л., 1981; Пушкинский Дом: Материалы к истории. - С. 267-311.

См.: Труды Института мировой литературы им. A.M. Горького РАН: Библиографический указатель. 1939-2000. - М., 2002.

См. См. См.

Пушкинский Дом: Материалы к истории. - С. 267-311. Там же. - С. 283-293.

Труды Института мировой литературы им. A.M. Горького РАН: Библио-

графический указатель. 2001-2010. - М., 2012.

8

9

12

13

14

15

16

17

18

19

22

23

24

25

26

27

28

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.