Научная статья на тему 'Имитационные моделирующие технологии в образовательном процессе высшей школы'

Имитационные моделирующие технологии в образовательном процессе высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / SIMULATION MODELING / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL STANDARD OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудинов Илья Викторович, Карунас Екатерина Владимировна, Баринова Наталья Александровна, Яшина Олеся Шамильевна

Рассматриваются особенности организации учебного процесса с элементами имитационных технологий со студентами, обучающимися по педагогическим направлениям и специальностям в соответствии с профессиональными задачами и компетенциями, предусмотренными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, трудовыми действиями и умениями, установленными в профессиональном стандарте педагога.The article considers peculiarities of organization of teaching process with the elements of simulation technologies of students of pedagogical education in accordance with professional tasks and competencies of FSES of HE, work activities and required skills of professional standard of a teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудинов Илья Викторович, Карунас Екатерина Владимировна, Баринова Наталья Александровна, Яшина Олеся Шамильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имитационные моделирующие технологии в образовательном процессе высшей школы»

Э01:10.25586/RNU.HET.18.04.P.19 УДК 378.147

И. В. Кудинов, Е. В. Карунас, Н. А. Баринова,

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы О. Ш. Яшина,

Министерство образования Республики Башкортостан

Имитационные моделирующие технологии в образовательном процессе высшей школы

В высших педагогических учебных заведениях продолжается широкое и заинтересованное обсуждение проблем перехода к активным технологиям обучения, позволяющим готовить будущего педагога, способного работать в условиях неопределенности, принимать решения, касающиеся трансформации существующей образовательной практики.

Известно, что традиционная система образования гарантирует предметную подготовку учителей, но далеко не в полной мере обеспечивает формирование у них всех необходимых компетенций. Как следует из анализа научной литературы и изучения опыта педагогических вузов в сфере организации образовательного процесса, в подготовке будущих специалистов не учитываются прежде всего условия формирования и развития студента как субъекта профессиональной деятельности. Как правило, образовательный процесс строится согласно логике усвоения предметных знаний, тогда как формирование субъектной позиции опирается на диалогичные взаимоотношения участников образовательного процесса, субъект-субъектный характер этих отношений, а также на выполнение практических действий и самостоятельную проектную деятельность и др.

Исследования Р. М. Асадулли-на, А. А. Вербицкого, В. С. Лазарева, И. И. Ибрагимова, В. Д. Шадрико-ва свидетельствуют о том, что де-

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

ятельностный подход к организации профессионального образования создает оптимальные условия для упражнения будущих специалистов в выполнении практических действий, определяющих структуру профессиональной деятельности, но этот процесс должен быть организован соответствующим педагогической среде образом. Поэтому предметная деятельность, особым образом вплетенная в образовательный процесс, становится необходимым условием и предпосылкой для формирования мышления, сознания и субъектности учителя в целом.

Таким образом, перед обновляющейся системой педагогического образования стоит практическая задача обновления содержательных и технологических составляющих образования на основе знаний о существе педагогической деятельности. При этом необходимо сосредоточить усилия на моделировании условий, максимально приближающих педагога к реальным процессам профессиональной деятельности.

Одна из наиболее обсуждаемых в рассматриваемом контексте тем -применение технологии имитаци-

© Кудинов И. В., Карунас Е. В., Баринова Н.А., Яшина О. Ш., 2018

ИЛЬЯ

ВИКТОРОВИЧ КУДИНОВ

кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно-исследовательской и инновационной деятельности. Сфера научных интересов: субъектно-деятельностный подход, деятельность и педагогическая деятельность, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, информационная образовательная среда, си-муляционное обучение, дуальное обучение. Автор 40 опубликованных научных работ

^ ^ jL

гтЛ

НАТАЛЬЯ

АЛЕКСАНДРОВНА

БАРИНОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры программирования и вычислительной математики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Сфера научных интересов: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, методика обучения информатике, мониторинг качества учебного процесса. Автор 20 опубликованных научных работ

ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА КАРУНАС

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, специалист информационно-технического управления Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Сфера научных интересов: теория и технологии обучения, индивидуализация обучения, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальная программа обучения, электронное обучение, симуляционные технологии. Автор 15 опубликованных научных работ

ОЛЕСЯ

ШАМИЛЬЕВНА ЯШИНА

заместитель начальника отдела информационно-аналитической работы Министерства образования Республики Башкортостан. Сфера научных интересов: субъектно-дея-тельностный подход, субъект деятельности, субъект педагогической деятельности, визуализация учебной информации, когнитивная визуализация, графический интерфейс пользователя, виджет, виртуальная образовательная среда, электронное образование, открытое образование. Автор 20 опубликованных научных работ

Рассматриваются особенности организации учебного процесса с элементами имитационных технологий со студентами, обучающимися по педагогическим направлениям и специальностям в соответствии с профессиональными задачами и компетенциями, предусмотренными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, трудовыми действиями и умениями, установленными в профессиональном стандарте педагога.

Ключевые слова: имитационное моделирование, педагогическая деятельность, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, профессиональный стандарт педагога.

The article considers peculiarities of organization of teaching process with the elements of simulation technologies of students of pedagogical education in accordance with professional tasks and competencies of FSES of HE, work activities and required skills of professional standard of a teacher.

Key words: simulation modeling, pedagogical activity, Federal State Educational Standard of Higher Education, professional standard of a teacher.

онного моделирования педагогической деятельности, которая позволяет обучающимся в процессе образования упражняться в выполнении практических педагогических действий. Под имитацией понимается подражание, создание искусственной модели реального процесса [3]. Таким образом, в образовательном процессе можно создавать модели поведения, отдельные этапы педагогического процесса, жизненные ситуации. Образовательный процесс, построенный на основе технологии ими-

тационного моделирования, предполагает совокупность учебного и самообразовательного процессов, направленных на решение задач формирования и развития педагогической деятельности - осмысление (распредмечивание), апробирование(опредмечивание) и рефлексирование в условиях имитации педагогического процесса при помощи искусственной системы [2].

В основу технологии имитационного моделирования закладывается построение и решение под руко-

водством преподавателя усложняющихся педагогических ситуаций. Создаваемая ситуация является виртуальной, обучение проходит в динамике на реальном опыте, максимально приближенном к практике. Виртуальная симуляция по своей сути является условной средой, в которой обучающийся ощущает себя более уверенно и естественно, чем в реальной обстановке. Практика показывает, что этот подход наилучшим образом подходит для формирования у обучаемых заданных педагогических умений, компетенций, которые в дальнейшем легко применяются в реальной жизни. Для реализации процесса погружения студента в педагогические ситуации применяют: алгоритмические упражнения на механическое повторение; тренажеры - модели для формирования компетенций; ситуации, подразумевающие решение усложняющихся педагогических проблем.

Для реализации имитационной моделирующей технологии обучения в Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы были созданы лаборатории - центры развития компетенций бакалавров по направлению «Педагогическое образование». Их цель - повышение качества процесса обучения, подготовка конкурентоспособного педагога к будущей профессиональной деятельности и быстрому вхождению в профессию, снижение числа профессиональных ошибок, разработка и внедрение высокотехнологичных инновационных методов обучения.

Создание специализированных лабораторий происходило в несколько этапов. На первом этапе проводилось техническое оснащение лаборатории. На втором - содержательное наполнение деятельности лаборатории в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и профессионального стандарта педагога.

Таблица

Критерии и показатели сформированности педагогических умений

Критерии Показатели готовности к педагогической деятельности* Индикаторы проявления действий в специализированной лаборатории*

Мотивационно-целевой Наличие познавательного интереса к педагогическим технологиям Оценивает возможности использования различных методик и технологий построения разрабатываемых курсов. Формализует учебный материал для разработки диагностического инструментария

Содержательно-операциональный Высокая степень умения оперировать основными понятиями, категориями в области педагогической деятельности Конструирует урок (различных типов и видов в соответствии с ФГОС ООО). Составляет методические рекомендации. Готовит демонстрационные учебные материалы

Рефлексивно-оценочный Умение анализировать собственную деятельность, способность к самосовершенствованию Осуществляет рефлексию результатов проделанной деятельности. Вносит коррективы в разработанный учебный курс

* Представлены примеры показателей и индикаторов

В соответствии с требованиями стандартов современный выпускник вуза - бакалавр по направлению подготовки «Педагогическое образование» должен быть готов к выполнению профессиональной деятельности: педагогической, проектной, культурно-просветительской и исследовательской. В условиях проводимой работы и в соответствии с техническими возможностями особое внимание уделяется педагогической и научно-исследовательской деятельности и соответствующим им профессиональным задачам, компетенциям и трудовым действиям.

На этапе «Имитация профессиональной деятельности» осуществлялось обучение будущих педагогов, начиная от простых манипуляций, заканчивая отработкой действий в имитированных образовательных ситуациях. Виртуальная образовательная среда, в условиях которой осуществляется имитация педагогической деятельности, должна быть организована следующим образом: стать для участников событием, обладающим эмоциональным воздействием; вызывать у участника потребность осмысления происходящего; стимулировать обучаемых к самостоятельному освоению необходимых знаний, развитию лич-ностно значимых, профессиональных умений; формировать способы деятельности в проблемной ситуации [4].

Почти все традиционные способы взаимодействия между педаго-

гом и обучающимися могут иметь место в имитационном моделировании. Средствами имитационного моделирования могут быть тренажеры, технические устройства, виртуальные аналоги очного взаимодействия, а также симуляторы определенных процессов. Элементами традиционного обучения, которые могут быть отработаны в лаборатории, являются разработка всех видов учебного материала для подготовки к занятиям, конструирование диагностических материалов и разработка методики работы с ними; отработка речевых навыков, ведения дискуссии по изучаемой проблеме; оценивание различных видов работ и многое другое. В ходе эмпирического исследования было доказано, что в искусственно созданной среде практический опыт приобретается так же эффективно, как и в реальности.

С 2015 года в БГПУ им. М. Акмуллы функционирует программа психолого-педагогической диагностики уровня сформированности педагогических умений - компетенций и трудовых умений студентов - с целью подготовки к осуществлению профессиональной педагогической деятельности. Для этого был подобран инструментарий, который с применением различных методик позволяет оценить уровень сформированности у будущих учителей педагогических умений. Оценка уровня сформированности данных умений реализуется путем соотнесения реального

состояния сформированности педагогических умений с образцом, приведенным в профессиональном стандарте педагога (по степени их близости). Оценочно-критериальный инструментарий диагностики представлен в табл.

Для проведения формирующего эксперимента были сформированы контрольная группа в соста-ве170 человек и экспериментальная группа из 168 человек. Для диагностики сформированности педагогических умений использовались следующие методики: вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (А. К. Маркова); методика выявления уровня педагогического мастерства; анкета «Совершенствование профессиональной деятельности педагога»; тест «Каков Ваш творческий потенциал?»; методики оценки готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности В. П. Симонова и Ю. В. Дементьевой, также проводилось наблюдение за деятельностью студентов при выполнении заданий.

На завершающей стадии был произведен замер сформированности педагогических умений, результаты которого были сравнены с первичными данными. В ходе констатирующего эксперимента был выявлен и подтвержден низкий уровень сформированности педагогических умений у обучающихся, получающих высшее образование. Главной целью констатирующего

этапа педагогического эксперимента было определение начального уровня данных умений будущей профессиональной деятельности и их адаптированность к ней. На формирующем этапе исследования было проведено обучение в специализированных лабораториях. На контрольном этапе была проверка гипотезы о влиянии работы при организации имитационного моделирования педагогической деятельности на формирование профессиональных умений.

Опытно-экспериментальная работа показала, что в действительности деятельность в условиях включения обучающегося в моделирование профессиональной деятельности в специализированной лаборатории оказывает положительное влияние на формирование педагогических умений. Развитие профессиональной направленности в ходе погружения обучающего-

ся в образовательный процесс школы с применением имитационного моделирования является важным условием формирования готовности к будущей профессиональной деятельности, в результате чего у студентов усиливается интерес, активизируются необходимые умения и навыки, развиваются способности и профессиональные качества.

В настоящее время нами разрабатывается модель профессиональной деятельности и технологии имитационного моделирования педагогической деятельности в специально созданной сети лабораторий (Студия дуального обучения «Открытый класс», Экспериментально-методический центр формирования компетенций и независимой системы оценки и сертификации квалификаций педагогических работников дошкольных образовательных организаций в Республике Башкортостан, Кабинет подго-

товки к педагогической практике, Центр естественнонаучных исследований и пр.) с целью предоставления возможности каждому будущему педагогу имитировать профессиональную деятельность или ее элемент в соответствии с требованиями стандартов и порядками (правилами) оказания образовательных услуг. Деятельность студентов в данных лабораториях создает условия для выработки и поддержания педагогических умений в стандартных и нестандартных образовательных ситуациях, необходимых каждому учителю; способствует достижению компетентности в условиях, максимально приближенных к реальному образовательному процессу; сокращает количество и последствия педагогических ошибок, которые могут быть определены, обсуждены и исправлены, что повышает эффективность профессиональных действий в реальности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асадуллин Р.М. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. 13.00.08. М., 2000. 389 с.

2. Асадуллин Р. М. Человек в зеркале образования. М.: Наука, 2013. 245 с.

3. Бизнес-словарь: справочно-информационный ресурс поддержки предпринимателей / Национальное Деловое Партнерство «АльянсМедиа». URL: http://busmessvocru/bv/TermWin.asp?theme=&wordJd=25292. (дата обращения: 23.03.2018).

4. Калмыков А.А. Психология виртуальных образовательных пространств // Консультант директора. 1998. № 5. С. 17-22.

5. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учеб. пособие. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. 97 с.

6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» // ГАРАНТ.РУ. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70435556/#ixzz3KFWKwrBU (дата обращения: 10.04.2017).

7. Спирин Л. Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М.: Рос. пед. агентство, 1997. 33 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата). URL: http://минобрнауки.рф/документы/7995/файл/7225/Prikaz_¡_1426_ ot_04.12.2015.pdf (дата обращения: 10.04.2017).

LITERATURA

1. Asadullin R. M. Formirovanie Lichnosti uchiteLya kak sub»ekta pedagogicheskoj deyateL'nosti: dis. ... d-ra ped. nauk. 13.00.08. M., 2000. 389 s.

2. Asadullin R. M. CheLovek v zerkaLe obrazovaniya. M.: Nauka, 2013. 245 c.

3. Biznes-sLovar': spravochno-informacionnyj resurs podderzhki predprinimateLej / NacionaL'noe DeLovoe Partnerstvo «AL'yansMedia». URL: http://businessvoc.ru/bv/TermWin.asp?theme=&word_id=25292. (data obrashcheniya: 23.03.2018).

4. KalmykovA.A. PsihoLogiya virtuaL'nyh obrazovateL'nyh prostranstv // KonsuL'tant direktora. 1998. № 5. S. 17-22.

5. Muhina T. G. Aktivnye i interaktivnye obrazovateL'nye tekhnoLogii (formy provedeniya zanyatij) v vysshej shkoLe: ucheb. posobie. N. Novgorod: NNGASU, 2013. 97 s.

6. ProfessionaL'nyj standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyateL'nost' v doshkoL'nom, nachaL'nom obshchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii) (vospitateL', uchiteL')» // GARANT.RU. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70435556/#ixzz3KFWKwrBU (data obrashcheniya: 10.04.2017).

7. Spirin L.F. Professiogramma obshchepedagogicheskaya. M.: Ros. ped. agentstvo, 1997. 33 s.

8. FederaL'nyj gosudarstvennyj obrazovateL'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravLeniyu podgotovki «Pedagogicheskoe obrazovanie» (uroven' bakaLavriata). URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/7995/fajL/7225/Prikaz_l_1426_ot_04.12.2015.pdf (data obrashcheniya: 10.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.