Научная статья на тему 'Имитационные компьютерные модели как инновационная составляющая образовательного процесса вуза'

Имитационные компьютерные модели как инновационная составляющая образовательного процесса вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИМИТАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ТРЕНАЖЕРНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ КОМПЛЕКСЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIONS IN THE HIGHER EDUCATION / COMPUTER IMITATING MODELS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ACTIVE METHODS OF TRAINING / TRAINING TRAINING COMPLEXES / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бологова А. А.

В статье рассматриваются перспективы введения инновационных составляющих в процесс обучения в высшем учебном заведении. Статья раскрывает сущность активных методов обучения студентов и перспективы использования имитационных компьютерных моделей в качестве тренажерного практикума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMITATING COMPUTER MODELS AS INNOVATIVE COMPONENTE-DUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article prospects of introduction of innovative components in training process in a higher educational institution are considered. Article opens essence of active methods of training of students, and prospects of use of imitating computer models as a training practical work.

Текст научной работы на тему «Имитационные компьютерные модели как инновационная составляющая образовательного процесса вуза»

УДК 378.1

Bologova A.A. IMITATING COMPUTER MODELS AS INNOVATIVE COMPONENTEDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION. In article prospects of introduction of innovative components in training process in a higher educational institution are considered. Article opens essence of active methods of training of students, and prospects of use of imitating computer models as a training practical work.

Key words: Innovations in the higher education, computer imitating models, information and communication technologies, active methods of training, training training complexes, innovative educational technologies.

А.А. Бологова, ст. преп. Филиала ФГБОУ ВПО «Уральский гос. экономический университет»,

г. Нижний Тагил, E-mail: semenovaanna@inbox.ru

ИМИТАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ МОДЕЛИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА

В статье рассматриваются перспективы введения инновационных составляющих в процесс обучения в высшем учебном заведении. Статья раскрывает сущность активных методов обучения студентов и перспективы использования имитационных компьютерных моделей в качестве тренажерного практикума.

Ключевые слова: инновации в высшем образовании, компьютерные имитационные модели, информационно-коммуникационные технологии, активные методы обучения, тренажерные обучающие комплек-

сы, инновационные образовательные технологии.

Великая цель образования - это не знания, а действия.

Г. Спенсер

Термин «инновация» означает некое новшество, модернизацию, нововведение. В последнее время его все чаще применяют в отношении образования. Инновации в образовании внедряются непосредственно в организацию учебного процесса, в программы и методики. Изменения могут коснуться системы финансирования и оценки качества образования. Понятно, что в динамическом мире образование тоже не может быть статичным.

Инновации в высшем образовании - это как введение совершенно новых, не имеющих аналогов и прототипов методик, так и относительная модернизация (основной процесс остается прежним, меняются некие его компоненты или направление) [1]. Как источник новой идеи для образования используется социальный заказ или указ вышестоящих инстанций, зарубежный опыт, успешный опыт других учебных заведений, научные разработки. В зависимости от инноваций, может потребоваться полное техническое и методическое переоснащение учебного заведения, или небольшие изменение в работе учреждения.

Постоянное развитие технологий приводит к тому, что в сферу образования регулярно вводятся новые информационные продукты. Можно отметить, что темпы модернизации образования со временем увеличиваются, и сегодня становится актуальной проблема выбора. Технологий и методик обучения предлагается огромное число, нужно оставлять в образовательной сфере только действительно эффективные и нужные инструменты. Также нельзя отдавать предпочтение одной технологии, современное образование должно строиться на сочетании классических и инновационных приемов.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Компьютерные технологии призваны стать не дополнением в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: О.И. Агапова, В.И. Гриценко, Г.Р Громов, Г. Клейман, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Б. Сендов, Б. Хантер, В.Ф. Шо-лохович и др.

Отметим, что в последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением ком-

пьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов. Расширение образовательного рынка страны за счет экспорта образовательных услуг своих вузов в страны ближнего и дальнего зарубежья будет способствовать интеграции системы образования в мировую образовательную систему и росту престижа образования.

При использовании информационных технологий в учебном процессе необходимо ставить и реализовывать следующие задачи перед студентами вузов:

• вырабатывать навыки рациональной организации учебного труда;

• формировать и поддерживать интерес к изучаемому предмету;

• целенаправленно формировать у учащихся обобщенные приемы умственной деятельности;

• развивать самостоятельность учащихся;

• готовить учащихся к творческой деятельности;

• вырабатывать умение пользоваться полученными знаниями.

Применение информационных технологий в обучении определило важный принцип обучения - принцип индивидуализации. Согласно требованиям нового поколения каждый обучаемый следует индивидуальному ритму обучения, обусловленному именно ему необходимым уровнем и темпом освоения образовательной программы специальности, с заданной глубиной изучаемого материала.

В современном образовании наметилась тенденция, направленная на развитие личности обучаемого, выявление его творческих возможностей с учетом индивидуальных особенностей, сохранение физического и психического здоровья. Образовательный процесс направлен на формирование у обучаемых общекультурных компетенций: самоорганизации, самостоятельной работы, познавательного интереса.

Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения (АМО), также в литературе встречается и другой термин - «метод активного обучения» (МАО) [2]. В сфере информационных технологий обучаемому необходимо уметь ориентироваться в большом количестве ин-

формации, самостоятельно анализировать ее, а затем обоснованно использовать полученные знания при принятии решений в нестандартных ситуациях. Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Использование активных методов обучения выявляет творческие способности личности, позволяет научиться работать в команде, заниматься исследовательской деятельностью во время учебного процесса.

При использовании компьютерных технологий у обучаемых наблюдается высокий уровень мотивации. Данные занятия интересны обучающимся всех уровней, а, значит, у преподавателя и обучающихся создается благоприятная эмоционально-психологическая база для работы; особым образом организован компьютерный класс: у каждого обучающегося есть свое индивидуальное рабочее место и, в то же время, возможен доступ к общим ресурсам.

Применение методов активного обучения имеет гибкую структуру, так как преподаватель сам может выбирать нужный метод в зависимости от времени, значимости учебного материала, состава обучаемых, что предполагает возможность учета индивидуальных и возрастных особенностей каждого учащегося.

По классификации М. Новик активные методы обучения делятся на два типа: имитационные и неимитационные [3]. Неимитационный вид занятий характеризуется отсутствием модели изучаемого процесса, который включает в себя проблемные лекции, проблемно-активные практические занятия и лабораторные работы, семинары и дискуссии, конференции. Имитационный вид занятий предполагает наличие модели изучаемого процесса. В свою очередь, имитационный вид занятий подразделяют на игровые и неигровые. К игровым АМО относятся: деловые игры, метод разыгрывания ролей, ситуационное обучение. К неигровым АМО относятся: метод анализа конкретных ситуаций, тренажеры, имитационные упражнения.

Имитационные модели предоставляют нам ряд возможностей по прогнозированию поведения, выявлению возможных затруднений при работе с нашим проектом и так далее. На данный момент времени среди имитационных моделей наиболее широкое распространение получили имитационные компьютерные модели. Этот факт объясняется грандиозными вычислительными способностями современной компьютерной техники, которая позволяет воспроизводить поведение объекта окружающей среды в реальном масштабе времени с использованием звуковых и графических эффектов. При реализации имитационных моделей с помощью современных компьютеров, оснащенных развитой сетью периферийных устройств отображения информации, исследуемый объект и его количественные характеристики представляются более наглядно, чем при анализе традиционного словесно-формализованного (а значит, не слишком точного) описания.

Сейчас наиболее известными имитационными компьютерными моделями являются компьютерные игры. Однако первыми имитационными компьютерными моделями были тренажерные системы, разработанные для военной отрасли. С появлением персональных компьютеров произошла конверсия, имитационные компьютерные модели появились практически одновременно в сфере развлечения (компьютерные игры), в сфере обучения (компьютерные тренажеры) и в научной сфере (исследовательские системы) [4].

Начнем рассматривать имитационную компьютерную модель как компьютерную игру. Для компьютерных игр как класса программного обеспечения характерно:

• стохастическое поведение игрового окружения;

• четкие критерии эффективности деятельности игрока (очки, секунды, количество выигранных денег и так далее);

• практически стопроцентное использование видео-и аудиовозможностей современной компьютерной техники.

Стохастический характер поведения имитационных компьютерных моделей позволяет с одинаковым интересом проигрывать несколько сеансов с одними и тем же начальным состоянием, отрабатывая алгоритмы успешного поведения. Четкое определение критерия эффективности деятельности позволяет игроку самостоятельно и однозначно определить результат своей работы и, что самое главное, сравнить полученный результат со своей предыдущей работой или работой другого игрока. Стремление получить положительные результаты сравнения является одной из причин, заставляющих игрока быстро осваи-

вать оригинальный интерфейс и правила игры, нередко преодолевая при этом языковый барьер; проводить за игрой громадное количество времени, проявляя при этом завидные усидчивость и внимание.

Все вышеперечисленное позволяет игроку в короткое время освоить имитационные компьютерные модели и приобрести необходимые для игры знания и навыки. Остается открытым вопрос о полезности этих приобретений. Некоторые можно назвать полезными, некоторые вредными, но в любом случае эти знания и навыки были получены как косвенный результат деятельности игрока, а главным результатом для игрока является полученная радость во время и после игры.

Перейдем теперь к рассмотрению имитационных компьютерных моделей как тренажерных комплексов. Все, что было сказано выше про компьютерные игры, нашло свое воплощение в современных тренажерных программах. Единственным отличием является наличие нормативных требований к свойствам тренажера, а именно:

• к адекватности математической модели поведения реальному объекту,

• к набору возможностей тренажерных программ.

Эксплуатация тренажерных программ позволяет выявить

много сходства между сеансом тренажерной подготовки и сеансом компьютерной игры. Многие студенты, используя данные сходства, рассматривают тренажерную подготовку как компьютерную игру и стремятся любыми способами достичь поставленного результата. Предприняв ряд попыток, наиболее грамотные студенты начинают применять имеющиеся в их распоряжении знания и навыки по дисциплине тренажерного практикума, что позволяет им достичь неплохих результатов и дает повод гордиться своими знаниями и навыками. Опыт эксплуатации тренажерных программ показывает, что в самом начале занятий стимулом к работе является желание получить зачет по дисциплине. Впоследствии основным стимулом является желание быть лучшим в группе, а получение зачета относится к второстепенным целям. У наиболее успевающих студентов желание быть лучшим в группе перерастает в желание превзойти самого себя, т.е. в желание самосовершенствования. Другими словами достигается главная цель обучения, а именно формируются условия обучения, порождающие спрос на знания и навыки у студентов, которые, как правило, отсутствуют у большинства в начале занятия.

Выполняя поставленные задания тренажерного практикума, студенты получают полезные знания и навыки, которые впоследствии должны им пригодиться в будущей деятельности по выбранной специальности. Так же, как и в компьютерных играх, процесс получения знаний и навыков происходит в игровой форме. Для большинства студентов этот процесс остается незаметным. Лишь те из них, которые уже успели испытать дефицит собственных знаний и навыков на производстве, начинают рассматривать тренажерную подготовку как средство получения не только радости личного творчества и зачета, но и необходимых им знаний и навыков.

Имитационные возможности тренажерных программ позволяют использовать их как средство проведения научно-исследовательских работ. Грамотно поставленное задание для студентов позволяет им для достижения поставленной цели не только применять имеющиеся знания, но и выявлять неизвестные для них закономерности поведения моделируемых систем. Как правило, эти закономерности являются уже известными науке, но сам процесс исследовательской деятельности приносит студентам большую радость творчества, т.к. для студента поведение имитационных компьютерных моделей начинает становиться прогнозируемым.

Любая обучающая система состоит из трех подсистем: обучаемый, средство обучения (в нашем случае имитационные компьютерные модели) и преподаватель. До сих пор рассматривалось взаимодействие между обучаемым и имитационной компьютерной моделью. Необходимо отметить ряд особенностей эксплуатации имитационных компьютерных моделей преподавателями тренажерного практикума. Качественно меняется структура системы обучения. Как правило, преподаватель находится перед студентами и требует от них проявления знаний и навыков. С применением имитационных компьютерных моделей перед студентами находится тренажер и уже он требует от них знаний и навыков. В этом случае студенты воспринимают преподавателя уже не как препятствие к вожделенному зачету,

а как помощника. Ожидая помощи от преподавателя, студенты становятся более дисциплинированными и восприимчивыми к словам преподавателя, что намного облегчает для преподавателя процесс обучения.

С применением имитационных компьютерных моделей из процесса оценки действий обучаемого и преподавателя в значительней мере уходят субъективные факторы. Появляется возможность воспроизведения действий обучаемого, во время которого студент может попробовать самостоятельно определить свои сшибки. Возможно также коллективное обсуждение работы студента. Студент уже не может взвалить вину за неудачное выполнение работы на негативное отношение к нему препода-

Библиографический список

вателя, так как имитационные компьютерные модели относятся ко всем студентам одинаково. Таким образом, внедрение имитационных компьютерных моделей в систему обучения, самосовершенствования, благотворно влияет не только на работу обучаемого, но и на работу преподавателя.

На данный момент времени имитационные компьютерные модели, реализованные в виде тренажерных комплексов, можно рассматривать как высокоэффективное средство обучения, которое переводит процесс обучения из принудительной формы в творческую деятельность, что позволяет студентам не только сдать необходимые зачеты, но и получить радость от процесса обучения и, как следствие, качественные знания.

1. Кваша, В.П. Управление инновационными процессами в образовании: дис. ... канд. пед. наук. - М.,1994.

2. Абрамова, И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования. - М., 2008.

3. Новик, М. Активные методы обучения. - М., 1999.

4. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе. - М., 2007.

Bibliography

1. Kvasha, V.P. Upravlenie innovacionnihmi processami v obrazovanii: dis. ... kand. ped. nauk. - M.,1994.

2. Abramova, I.G. Aktivnihe metodih obucheniya v sisteme vihsshego obrazovaniya. - M., 2008.

3. Novik, M. Aktivnihe metodih obucheniya. - M., 1999.

4. Verbickiyj, A.A. Aktivnoe obuchenie v vihssheyj shkole. - M., 2007.

Статья поступила в редакцию 16.05.13

УДК 37.013.42

BalakA.M. THE STRUCTURE AND CONTENT OF HERMENEUTICS COMPETENCE OF THE FUTURE LAWYER.

In the article substantiates the importance of the formation in the process of professional preparation of future lawyers of that quality of personality ashermeneutics competence.The article considers the content of hermeneutics competence in the unity of its structural components «I - conception», socio-legal consciousness, awareness-instrumental willingness to hermeneutics activities. The mechanism of hermeneutics interpretation of law knowledge is also presented.

Key words: hermeneutics, hermeneutic competent, interpretation of law knowledge, knowledge, reflection.

А.М. Балак, адвокат московской городской коллегии адвокатов «Юрискон», г. Москва; E-mail: g-gs@mail.ru

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА

В статье обосновывается значимость формирования в процессе профессиональной подготовки будущих юристов такого качества личности как герменевтическая компетентность. Рассмотрено содержание герменевтической компетентности в единстве ее структурных компонентов: «Я-концепции», социально-правового сознания, информационно-инструментальной готовности к герменевтической деятельности. Представлен механизм герменевтической интерпретации правового знания.

Ключевые слова.терменевтика, герменевтическая компетентность, интерпретации правового знания, познание, рефлексия.

В настоящее время эффективность профессиональной деятельности современного юриста предполагает высокий уровень его информированности, наличие навыков работы с информацией, умений ее истолковывать, интерпретировать, понимать и трактовать.

В силу указанной специфики общие принципы организации образовательного процесса в сфере юриспруденции должны быть существенно дополнены развернутым анализом системы знаний конкретных профессиональных информационных ресурсов, отражающих весь комплекс специфических задач, опреде-ляющихбудущее содержание профессиональной правовой деятельности как в специальных вопросах, так и в широком круге общих вопросов. Кроме того, в связи с тем, что работа юриста складывается главным образом из информационных отношений, связанных с оборотом информации, необходимо рассмотреть вопросы оснащения будущих юристов методами, приемами и технологиями по получению, сбору, переработке и хранению информации, ее преобразованию и передаче.

Данные позиции говорят о значимости формирования в процессе профессиональной подготовки будущих юристов такого интегративного качества личности как герменевтическая компетентность, обеспечивающего формирование умений и навыков истолкования и интерпретации правовых знаний.

Анализ научных источников (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской)позволил сделать вывод, что для различных интерпретаций понятия «компетентность» общим является то, что все ученые видят в его основе действие. Понимание компетентности включает: а) помимо общей совокупности знаний еще и знание возможных последствий конкретного способа воздействия, уровень умения и опыт практического использования знаний; б) знания человека, которые выступают потенциалом, научно-практическим багажом, но привести их в действие могут лишь дополнительные факторы. Значит, компетентность - это не только наличие знаний и опыта, но и умение распорядиться ими при реализации своих функций; в) качества личности, позволяющие эффективно и адекватно ситуации осуществить реализацию своих знаний и умений [1].

Следовательно, компетентным будет тот, чья деятельность, действия, поведение адекватны появляющимся проблемам, в чьей деятельности реализуются соответствующие способности, наклонности индивида. Природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта [2]. Такая характеристика компетентности органично связана с понятием «герменевтическая компетентность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.