Научная статья на тему 'Имитационное моделирование сценариев управления экономической динамикой в условиях нарастания внешних рисков'

Имитационное моделирование сценариев управления экономической динамикой в условиях нарастания внешних рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ / EXTERNAL THREATS / ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / DYNAMICS / МОДЕЛИРОВАНИЕ / SIMULATION / ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ГРАФ / ORIENTED GRAPH / КОГНИТИВНЫЕ КАРТЫ / COGNITIVE MAPS / УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / CONTROL ACTIVATION / СЦЕНАРНЫЙ АНАЛИЗ / SCENARIO ANALYSIS / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горидько Н. П., Нижегородцев Р. М.

В настоящее время динамика развития экономики России, как и всей мировой экономики в целом, является нестабильной для нее характерен ряд негативных тенденций. К тому же наша страна находится под влиянием усиливающихся внешних угроз (как военных, так и политических), способных значительно ослабить национальную экономику. Целью настоящей статьи является моделирование сценариев управления экономикой в зависимости от нарастания рисков и применения государством управляющих воздействий. С помощью когнитивных карт, построенных на языке знаковых ориентированных графов, получена модель динамики ВВП страны, учитывающая влияние различных внутренних и внешних макроэкономических показателей. Благодаря применению специализированного программного обеспечения, разработанного в ИПУ РАН, были смоделированы импульсы в определенные вершины графа, которые позволили проследить взаимное влияние факторов, заложенных в данную модель. Авторами выделены пять базовых сценариев развития событий: стагнационный, инерционный, эволюционный, изоляционный и инновационный. Установлено, что два из них, не предусматривающие применения управляющих воздействий государства, являются абсолютно неблагоприятными. Согласно другим сценариям, государственное регулирование позволит в отдельных случаях противодействовать негативному внешнему влиянию, а проведение взвешенной инвестиционной политики приведет к модернизационному прорыву. Сделаны выводы о том, что усиление санкций в отношении отдельных секторов экономики России способно привести к относительной изоляции ее локальных рынков и прервать естественный ход эволюционного развития национальной экономики. Инновационный сценарий является единственным, позволяющим в полной мере достичь целей, стоящих перед экономикой нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Simulation scenarios of economic dynamics management in the context of growing external risks

Importance At present, the Russian economy development dynamics, as well as the entire global economy, in general, is unstable, since it is characterized by a number of the negative trends. In addition, our country is influenced by the growing external threats, both the military and political ones, which could considerably undermine the national economy. Objectives The article aims to model scenarios for control of the economy depending on the growth of risks and managing impacts applied by the State. Methods Using the cognitive maps constructed using the language of symbol-oriented graphs, we have received a model for the country’s GDP dynamics which takes into account the influence of various internal and external macroeconomic indicators. Owing to the specialized software application, developed at the Institute of Control Sciences of the RAS, we have modelled the pulses at certain graph nodes that permitted to trace the mutual influence of factors imbedded in the model. We have identified five basic scenarios: stagnation, inertial, evolutionary, insolating, and the innovative ones. We have determined that two of them, which do not envisage the managing State impacts, are absolutely unfavorable. Results According to other scenarios, the State regulation will permit, in some cases, to counteract the negative external influence, and carrying out a balanced investment policy will lead to a modernization breakthrough. Conclusions and Relevance We conclude that the tightening of sanctions against certain sectors of our economy could lead to relative isolation of its local markets and will disrupt the evolutionary development of the Russian economy. Innovation is the only scenario that would completely reach the goals facing our economy.

Текст научной работы на тему «Имитационное моделирование сценариев управления экономической динамикой в условиях нарастания внешних рисков»

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 330.46:338.22.021.2

имитационное моделирование

сценариев управления

экономической динамикой

в условиях нарастания внешних рисков

н. п. горидько,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики и менеджмента

E-mail: [email protected]

Вятский социально-экономический институт, Киров

р. м. нижегородцев,

доктор экономических наук,

заведующий лабораторией экономической динамики и управления инновациями E-mail: [email protected].

Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова

В настоящее время динамика развития экономики России, как и всей мировой экономики в целом, является нестабильной — для нее характерен ряд негативных тенденций. К тому же наша страна находится под влиянием усиливающихся внешних угроз (как военных, так и политических), способных значительно ослабить национальную экономику.

Целью настоящей статьи является моделирование сценариев управления экономикой в зависимости от нарастания рисков и применения государством управляющих воздействий. С помощью когнитивных карт, построенных на языке знаковых ориентированных графов, получена модель динамики ВВП страны, учитывающая влияние различных внутренних и внешних макроэкономических показателей. Благодаря применению специализированного программного обеспечения, разработанного в ИПУ РАН, были смоделированы импульсы в определенные вершины графа, которые позволили проследить взаимное влияние факторов, заложенных в данную модель.

Авторами выделены пять базовых сценариев развития событий: стагнационный, инерционный,

эволюционный, изоляционный и инновационный. Установлено, что два из них, не предусматривающие применения управляющих воздействий государства, являются абсолютно неблагоприятными. Согласно другим сценариям, государственное регулирование позволит в отдельных случаях противодействовать негативному внешнему влиянию, а проведение взвешенной инвестиционной политики приведет к модернизационному прорыву.

Сделаны выводы о том, что усиление санкций в отношении отдельных секторов экономики России способно привести к относительной изоляции ее локальных рынков и прервать естественный ход эволюционного развития национальной экономики. Инновационный сценарий является единственным, позволяющим в полной мере достичь целей, стоящих перед экономикой нашей страны.

Ключевые слова: внешние угрозы, динамика экономического развития, моделирование, ориентированный граф, когнитивные карты, управляющее воздействие, сценарный анализ

Введение

Современное состояние мировой экономики характеризуется существенным ростом рисков и угроз, вытекающих из характера и направленности происходящих на наших глазах неблагоприятных ее изменений. Этот факт накладывает серьезный отпечаток на макроэкономическую политику отдельных стран, которые отличаются друг от друга как по возможностям своего влияния на ход мировых событий, так и по своим задачам, решаемым на современном этапе развития мирового хозяйства.

В рамках общего тренда, диктуемого, в частности, переходом к эпохе господства информационных технологий, существует множество особенностей, отличающих траектории развития отдельных государств и регионов. Для одних стран первоочередной задачей является поддержание экономики на траектории стабильного, стагнационного роста и недопущение серьезных колебаний ее макродинамики. Другие страны исповедуют принципы догоняющего развития, и их задача заключается в обеспечении значительных темпов экономического роста. Таким образом, не очень осмысленным выглядит сопоставление разных стран по конкретным мерам макроэкономической политики, которые диктуются в значительной степени особенностями их развития, а не общемировыми трендами.

Кратко суммируя основные вызовы, с которыми столкнулась экономика современной России, можно выделить следующие их группы:

1) состояние глобального технологического разрыва, перманентные технологические сдвиги на большинстве отраслевых рынков современного мирового хозяйства;

2) кризисные явления в мировой экономике, связанные с нестабильностью глобальной финансовой системы и зависимостью ее траекторий от интересов и поведения ограниченного количества крупных игроков;

3) углубляющаяся дифференциация социально-экономического развития российских регионов, расширение депрессивных территорий в условиях неблагоприятных изменений внешней среды (экономических и военно-политических);

4) неблагоприятные изменения внешнеэкономической конъюнктуры, связанные с введением ограничений (в мягких или жестких формах) против отдельных отраслей российской экономики, в том числе посредством давления со стороны международных экономических и финансовых организаций.

Внешние угрозы для России на сегодняшний день очевидны. США, выступающие основной ударной силой и орудием мирового транснационального капитала, готовятся к войне с нашей страной. Об этом открыто говорят многочисленные эксперты, а некоторые призывают быть готовыми к началу открытых военных действий [5, 9]. Не случайно Б. Обама, выступая в конце мая 2014 г. в военной академии Вест-Пойнт, отметил, что США должны играть ведущую роль в мире, и основой этого лидерства всегда будут вооруженные силы [11].

В данном контексте весьма показательным является принятое в марте 2014 г. решение американского руководства нарастить в Европе потенциал тактического ядерного оружия. В частности, предполагается оснастить истребители F-16 и Tornado ВВС пяти стран НАТО оборудованием, позволяющим применять ядерные бомбы B61-12. При этом пять стран, о которых идет речь, формально считаются сегодня неядерными — это Бельгия, Нидерланды, Турция, Германия и Италия [6]. Переоборудование самолетов планируется завершить к 2018 г. Таким же оборудованием предполагается оснастить все поступающие на вооружение перспективные истребители F-35. Решение о радикальном усилении потенциала тактического ядерного оружия в Европе — это признак начавшейся подготовки США к войне с Россией, поскольку подобным оружием воевать в Европе больше не с кем.

Естественно, что наступлению «горячей» фазы военных действий должно предшествовать максимально возможное экономическое ослабление России и ее потенциальных союзников. К числу последних можно отнести некоторые страны, недовольные как военно-стратегическим господством США на мировой арене, так и инструментами, при помощи которых это господство поддерживается.

Параллельно с этой задачей достигается и цель переустройства постсоциалистического, а затем и постсоветского пространства по американскому сценарию — переустройства, направленного на окружение России недружественными ей проамериканскими марионеточными режимами. Летом 2008 г. в США был создан так называемый гражданский корпус быстрого реагирования, предназначенный для организации «цветных» революций в странах бывшего СССР [19]. В отсутствие у России наступательной стратегии на постсоветском пространстве нашей стране нечего противопоставить агрессивной стратегии США, направленной на

-46 (283) - 2014-

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:

приоритеты и безопасность priorites and security

организацию государственных переворотов в странах, дружественных по отношению к Российской Федерации.

Современная технология ведения войны изменилась: на первый план выходит не боевая составляющая, а манипулирование массовым сознанием. Именно поэтому работа американского корпуса быстрого реагирования, а также других неправительственных организаций США на постсоветском пространстве означает подготовку и организацию смены режимов вокруг России и, возможно, в некоторых субъектах самой Российской Федерации.

Если задачи экономического ослабления России и создания вокруг нее плотного кольца проамериканских режимов будут решены, то за этим последуют масштабные провокации на территории России, направленные на ее расчленение [7] и на утрату суверенитета федеральной власти в ряде российских территорий. В числе последних следует назвать некоторые районы Дальнего Востока и Сибири, Северного Кавказа, Арктики, а также Калининградскую область.

Борьба за обладание Арктикой имеет серьезную экономическую подоплеку. В недалеком будущем, согласно оценкам многочисленных экспертов, человечество столкнется с дефицитом пресной воды. На сегодняшний день эта угроза стала не только предметом обсуждения ученых-футурологов, но и получила отражение в принятой 16 сентября 2014 г. новой стратегии национальной разведки США, характеризующей взгляды авторитетных представителей спецслужб на основные вызовы и угрозы национальной безопасности страны на ближайшую перспективу. Так, в докладе ЦРУ прямо указывается, что недостаток пресной воды на планете способен спровоцировать новые войны [4].

При этом около 90% запасов пресной воды на Земле находятся в Арктике в виде льда. Общая выгода от квазимонопольного обладания подобным ресурсом для многих стран чрезвычайно высока и способна перекрыть даже весьма значительные предельные издержки, которые влечет за собой борьба за этот ресурс. Сегодня нужно отдавать себе отчет в том, что Россия фактически вступила в предвоенный период, и нашей стране придется решать задачи мобилизационного характера в разных сферах жизни — как в экономической, так и в общественно-политической, а также военно-стратегической [8].

Проявляемый разными странами интерес к ресурсам Арктики усиливается происходящими на наших глазах и ожидаемыми в дальнейшем изме-

нениями климата. Относительно быстрое таяние арктических льдов в перспективе делает добычу энергоносителей в этом регионе более доступной и рентабельной, а также повышает эффективность использования Северного морского пути [20]. Использование морских транспортных путей в арктической зоне и освоение находящихся в ней биоресурсов способны обострить и без того жесткую борьбу за реализацию геополитических интересов ряда стран, нацеленных на освоение соответствующих территорий. В частности, на обострение этой борьбы указывают участившиеся провокации на территории российской части Арктики со стороны различных международных организаций, реализующих интересы США, а также заявления отдельных представителей российской экономической науки о том, что Арктику необходимо отторгнуть от России, поставив под международный контроль [17].

Информационное и экономическое противоборство вокруг арктической зоны способно стать источником глобальных рисков для российских предприятий, функционирующих на соответствующих территориях, и затрудняет стратегическое управление экономической динамикой северных регионов страны [10, 15].

В связи с упомянутыми изменениями геополитической обстановки разумно и правомерно рассматривать любые действия США и их партнеров по НАТО, направленные на ослабление экономики России (в том числе и так называемые санкции), не просто как предлог отказаться от выполнения отдельных обязательств, которые эти страны взяли на себя, в том числе по линии международных экономических организаций. Такие действия можно расценивать как подготовку военного вторжения на территорию Российской Федерации и, следовательно, как своеобразную разновидность наступательных вооружений [12].

В то же время нельзя не заметить, что санкции наших западных партнеров, равно как и ответы на них России, ограничивающие развитие мировой торговли, являются выражением одного и того же глобального тренда, проявившегося в 2012-2013 гг. Тогда впервые за последние несколько лет валовой выпуск всего мирового хозяйства обогнал по темпам прироста объем товарооборота в реальном секторе [13]. Это является косвенным подтверждением того, что глобальный кризис 2008-2009 гг. до сих пор не преодолен, а продолжается и находится в затяжной и отчасти латентной фазе своей динамики. Мировая торговля замирает — такова

реальность, к которой необходимо приспособить меры макроэкономической политики разных стран, и их правительства справляются с этой задачей с разной степенью успешности.

Постановка проблемы

Задачей авторов настоящей работы является имитационное моделирование различных сценариев управления экономикой страны в зависимости от интенсивности нарастания внешних рисков, характера применяемых государственной властью управляющих воздействий и от состояния внешней среды, в которой происходит противоборство России с США и их ближайшими союзниками.

Инструментом моделирования послужили когнитивные карты, построенные на языке знаковых ориентированных графов и допускающие импульсное моделирование, при котором динамика сценариев обусловлена внесением первоначальных импульсов в определенные вершины орграфа. Моделирование производилось при помощи программного продукта Strice, разработанного лабораторией когнитивного моделирования и управления развитием ситуаций (лаборатория N° 51) Института проблем управления РАН.

Описание используемой модели

Вершинами ориентированного графа являются факторы модели, каждый из которых может принимать условное значение в интервале 1 -г -1. Дугами ориентированного графа являются взаимосвязи между факторами модели, причем каждой взаимосвязи можно приписать определенный вес от 1 до -1. При этом положительное значение веса означает, что прирост фактора, из которого исходит дуга, увеличивает значение фактора, в который эта дуга приходит. Отрицательное значение веса, наоборот, означает, что прирост фактора, из которого исходит дуга, снижает значение фактора, в который она приходит. Это влияние тем сильнее, чем больше вес дуги по модулю.

В вершины орграфа на 1-м шаге алгоритма могут быть внесены разовые импульсы в виде так называемых тенденций или в виде управляющих воздействий. Значение вводимых импульсов также может колебаться в пределах от 1 до -1. В соответствии с прохождением импульса по вершинам графа значения факторов изменяются и в силу ограниченности возможного интервала значений,

предусмотренного в модели, процесс, как правило, сходится за конечное число шагов к определенным результирующим значениям факторов.

Некоторая условность применения аппарата когнитивных карт связана с тем, что для работы с такими моделями необходимо задавать значения факторов, приводя их к единому (нормированному) интервалу. При этом не всегда можно однозначно указать, каким значениям в числовых, интервальных или порядковых шкалах (в которых измеряются факторы в реальной жизни) соответствуют значения соответствующих факторов, полученные в результате моделирования. Кроме того, в применяемом алгоритме время является дискретным, оно разбивается на шаги, и не всегда бывает просто понять, каким временным интервалам из реальной жизни соответствует один шаг алгоритма.

Применение аппарата когнитивных карт с эвристической точки зрения интересно тем, что позволяет отследить взаимное влияние отдельных факторов, непосредственно друг с другом не связанных, и просчитать различные сценарии, возникающие при усилении или ослаблении связей между данными факторами, изменениях тенденций в их динамике и (или) целях управления.

Для моделирования сценариев динамики макросистем, позволяющих оценить эффективность управляющих воздействий в условиях нарастания внешних рисков, построим модель, факторы которой представлены в табл. 1, а взаимосвязи между ними описаны в табл. 2. При этом по вертикали располагаются влияющие факторы, по горизонтали — факторы, на которые оказывается влияние. Например, строка табл. 2, соответствующая фактору 1, означает, что увеличение значения данного фактора на 1 на п-м шаге алгоритма увеличивает значение фактора 4 на величину 0,4 и на столько же — значение фактора 5 на (п+1)-м шаге алгоритма.

Таблица 1

Факторы модели

Номер фактора Фактор

1 Бюджет

2 Заемные средства

3 Издержки производства

4 Импорт

5 Инвестиции

6 Курс рубля

7 Объем производства

8 Производительность труда

9 Санкции

10 Технологический прогресс

Таблица 2

Коэффициенты взаимовлияния факторов модели

Номер влияющего фактора Номер зависимого фактора

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 - - - 0,4 0,4

2 - - 0,6 - 0,4 - - - - -

3 - - - - - - -0,4 - - -

4 -0,3 - - - - - - - - -

5 - - - - - - 0,7 - - 0,3

6 - - - 0,3 - - - - - -

7 0,7 - - - - 0,3 - - - -

8 - - - - - - 0,5 - - -

9 - -0,8 - -0,6 - - - - - -

10 - - 0,4 - - - - 0,6 - -

Таблица 3

Описание взаимовлияния факторов модели

Лингвистическое значение переменной Численное значение переменной

Очень слабое усиление (ослабление) влияния на зависимый фактор 0,1 + 0,2 (-0,1 + -0,2)

Слабое усиление (ослабление) влияния на зависимый фактор 0,3 + 0,4 (-0,3 + -0,4)

Умеренное усиление (ослабление) влияния на зависимый фактор 0,5 + 0,6 (-0,5 + -0,6)

Значительное усиление (ослабление) влияния на зависимый фактор 0,7 + 0,8 (-0,7 + -0,8)

Весьма значительное усиление (ослабление) влияния на зависимый фактор 0,9 + 1,0 (-0,9 + -1,0)

Соответствие между лингвистическими и числовыми значениями сил влияния факторов модели представлено в табл. 3.

Когнитивная карта рассматриваемой модели приведена на рис. 1.

В данной модели источниками инвестиций в равной мере выступают «внутренний» бюджет страны или региона и заемные средства, и именно они являются решающим фактором, увеличивающим объем производства, возрастание которого, в свою очередь, пополняет бюджет и укрепляет национальную валюту. Растущий курс рубля выгоден импортерам — тем самым он стимулирует импорт, отнимающий средства из бюджета, который частично расходуется на приращение импорта. Инвестиции частично усиливают технологический прогресс, который предполагается затратным, увеличивающим издержки производства, рост которых, в свою очередь, снижает объем валового выпуска.

Внешние риски в модели сосредоточены в вершине «Санкции», которая сильно затрудняет доступ к заемным средствам и блокирует импорт.

Применяемый программный аппарат предоставляет возможность задания векторов начальных тенденций, целей и желательной динамики отдельных факторов модели (табл. 4). Импульс в вершины графа может быть внесен путем задания начальных тенденций, способных принимать значения от 1 до -1. Исходные цели могут быть заданы аналогичным путем. Взаимосвязь между лингвистическими и числовыми переменными, которыми описываются

+0,-1

Рис. 1. Когнитивная карта модели экономической динамики в условиях нарастания внешних рисков

Таблица 4

Векторы начальных тенденций, целей, желательной динамики факторов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Номер фактора Фактор Тенденции Цели ОДФ

1 Бюджет 0 0 0

2 Заемные средства 0 0 0

3 Издержки производства 0 0 0

4 Импорт 0 0 0

5 Инвестиции 0 0 0

6 Курс рубля 0 0 0

7 Объем производства 0 0 0

8 Производительность труда 0 0 0

9 Санкции 0 0 0

10 Технологический прогресс 0 0 0

Таблица 5

Описание тенденций динамики факторов

Лингвистическое значение переменной Численное значение переменной

Очень слабый рост (падение) 0,1 - - 0,2 (-0,1 - - -0,2)

Слабый рост (падение) 0,3 - - 0,4 (-0,3 - - -0,4)

Умеренный рост (падение) 0,5 - - 0,6 (-0,5 - - -0,6)

Сильный рост (падение) 0,7 - - 0,8 (-0,7 - - -0,8)

Очень сильный рост (падение) 0,9 - - 1,0 (-0,9 - - -1,0)

Таблица 6

Вектор начальных тенденций, целей управления, желательной динамики факторов для сценария 1

Номер фактора Фактор Тенденции Цели ОДФ

1 Бюджет 0 0 1

2 Заемные средства 0 0 0

3 Издержки производства 0 0 0

4 Импорт 0 0 0

5 Инвестиции 0 0 0

6 Курс рубля 0 0 0

7 Объем производства 0 0,7 0

8 Производительность труда 0 0 1

9 Санкции 0,3 0 0

10 Технологический прогресс 0 0 0

Таблица 7

Вектор начальных тенденций, целей управления, желательной динамики факторов для сценария 2

Номер фактора Фактор Тенденции Цели ОДФ

1 Бюджет 0,3 0 1

2 Заемные средства 0 0 0

3 Издержки производства 0,1 0 0

4 Импорт 0,1 0 0

5 Инвестиции 0 0 0

6 Курс рубля -0,2 0 0

7 Объем производства 0 0,7 1

8 Производительность труда 0 0 1

9 Санкции 0,3 0 0

10 Технологический прогресс 0 0 0

начальные тенденции факторов и цели их динамики, приведены в табл. 5.

Последний столбец табл. 4 содержит начальные значения оценки динамики факторов (ОДФ), в частности: ОДФ, равное 1 , — для фактора, итоговый прирост которого для нас желателен, значение -1 — для фактора, рост которого управляющий агент стремится снизить, и нулевое значение — для фактора, итоговое состояние которого относительно безразлично.

В рамках исследования данной модели рассмотрен ряд сценариев, отличающихся друг от друга наличием целей управления, динамикой внутренней среды и степенью нарастания внешних угроз.

Сценарий 1. Неуправляемое развитие при нейтральной внутренней динамике в условиях нарастания внешних рисков. В рамках данного сценария нет управляющих воздействий, а есть лишь тенденция возрастания санкций и цель прироста объема производства до величины 0,7. Кроме того, указывается желательная положительная динамика бюджета и производительности труда (табл. 6).

Графически результат расчетов для этого сценария представлен на рис. 2. Производительность труда, бюджет и объем производства находятся в состоянии стагнации, объем инвестиций даже снижается, поставленная цель (возрастание валового выпуска до значения 0,7), естественно, не достигается. Этого и следовало ожидать в условиях отсутствия управляющих воздействий при наличии возрастающих внешних рисков в виде санкций, принимаемых против российской экономики. Данный сценарий по своим результатам можно охарактеризовать как стагнационный.

Сценарий 2. Неуправляемое развитие при благоприятной внутренней динамике в условиях нарастания внешних рисков. Для данного сценария предполагается близкий к реальности вектор начальных тенденций: наряду с наращиванием санкций бюджет все еще пополняется (в первую очередь его под-

-

1 1

I | 1 1 | | а Курс рубля Объем производства Производитель ность труда Санкции Те<нолоти-ческий прогресс

Бюджет Издержки производства Инвестиции

средства Импорт

Целевыетенденции I 1 Начальныетенденции I I Результирующие тенденции

Рис. 2. Итоговый результат реализации сценария 1

1,0 0,8 0,6 0,4 0,2 0,0 -0,2 -0,4 -0,6 -0,8 -1.0

Целевыетенденции I I Начальныетенденции I I Результирующиетенденции

Рис. 3. Итоговый результат реализации сценария 2

питывают поступления от экспорта), рубль слабеет, слегка возрастают издержки производства и объем импорта. При этом цель управления остается прежней — повышение валового выпуска до значения 0,7, при этом желательна положительная динамика объема производства, производительности труда и бюджета (табл. 7).

Результат для данного сценария будет лишь немногим лучше, чем в предыдущем случае. Инвестиции, объем производства, его издержки, производительность труда и технологический прогресс по-прежнему пребывают в состоянии стагнации, бюджет продолжает возрастать, и цель управления не достигается (рис. 3). Данный сценарий по его итогам можно назвать инерционным.

Сценарий 3. Управляемое эволюционное развитие в условиях нарастания внешних рисков. Для данного сценария матрица начальных тенденций, целей управления и оценки динамики факторов вновь задается значениями, представ-

ленными в табл. 6, однако в модель вводится вектор управления, предполагающий начальный импульс в вершину «Инвестиции», имеющий значение 0,4.

В итоге за счет роста объема инвестиций в данном сценарии достигается приращение валового выпуска, хотя он и не достигает целевой отметки, равной 0,7. Бюджет и производительность труда демонстрируют положительную динамику — в полном соответствии с желательными изменениями факторов модели. При этом импорт продолжает немного расти, а курс рубля демонстрирует слабое падение. Без добавления других управленческих воздействий в данную макросистему эти тенденции не могут быть переломлены (рис. 4). Данный сценарий является эволюционным и демонстрирует умеренное улучшение экономической динамики при условии, что правительство работает над повышением нормы накопления и стимулирует приток инвестиций в производство.

Цел евы е тенден ции

Начальныетенденции I I Результирующие тенденции

Рис. 4. Итоговый результат реализации сценария 3

я

Бюджет

и

Заемные средства

Издержки производства

Импорт

п

Инвестиции

Курс рубля

Объем производства

Производительность труда

Санкции

Технологи ческий прогресс

Целевые тенден ции I I Начальныетенденции I I Результирующиетенденции

Рис. 5. Итоговый результат реализации сценария 4

Сценарий 4. Управляемое эволюционное развитие в условиях активного противоборства и нарастания внешних рисков. В данном сценарии матрица начальных тенденций, целей и желательной динамики факторов вновь представлена значениями табл. 6. В то же время вектор управления отличается от предыдущего сценария тем, что, наряду с импульсом в вершину «Инвестиции», равным 0,4, имеется импульс в вершину «Санкции», вносимый противоборствующей стороной и имеющий значение 0,3.

Смысл данного сценария заключается в попытке подавления экономической активности на территории нашей страны посредством усиления санкций против отдельных секторов российской экономики. Эта угроза, судя по агрессивной риторике лидеров некоторых западных стран, является вполне реальной.

Данный сценарий является более жестким по сравнению с предыдущими (рис. 5). В условиях

наращивания санкций резко снижаются объем импорта и особенно объем располагаемых заемных средств, сжатие которого лишь частично компенсируется приростом внутренних инвестиций. Правительство вынуждено взять курс на активное импортозамещение и некоторое укрепление рубля в условиях дефицита внутренних источников накопления. Режим жесткой экономии и рационализации производства (снижаются издержки производства при росте его объема, слегка растет производительность труда) позволяет в итоге выйти на траекторию сбалансированного роста, однако его темпы не слишком высоки.

Этот сценарий следует охарактеризовать как изоляционный, в ходе его реализации нашим вероятным противникам удается навязать России невыгодный, неравноправный характер участия в мировом разделении труда. В результате лишь жесткая экономическая дисциплина внутри страны спасает ее от окончательного превращения в сырье-

1,0 0,8 0,6 0,4 0,2 0,0 -0,2 -0,4 -0,6 -0,8 -1,0

П

■ гп гп

г—1 1 1 ■ 1 1 1 1 1 1

Бюджет 1_1 Заемные Издержки производства Импорт Инвестиции Курс рубля Объем производства Производительность труда Санкции Технологи -ческий прогресс

Целевые тенденции |_| Начальныетенденции I I Результирующие тенденции

Рис. 6. Итоговый результат реализации сценария 5

вой придаток более развитых стран. В то же время формальная стабилизация траекторий экономической динамики не спасает от необходимости время от времени принимать меры экстренного характера, направленные на оздоровление и упорядочение экономической системы страны.

Сценарий 5. Управляемый инвестиционный прорыв в условиях нарастания внешних рисков. В данном сценарии матрица начальных тенденций, целей управления и оценки динамики факторов вновь представлена в табл. 6. Однако в этом случае при помощи программного аппарата решалась так называемая обратная задача, а именно была сделана попытка определить, какие управляющие воздействия следует внести для того, чтобы достичь целей управления, обозначенных в табл. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответ, данный программой, заключается в том, что на первом шаге алгоритма необходимо увеличить объем привлекаемых заемных средств на величину 0,1 и объем инвестиций — на 0,8. Столь резкое наращивание инвестиций следует охарактеризовать как инвестиционный бум, позволяющий осуществить модернизационный прорыв и достичь серьезных успехов в экономическом развитии страны (рис. 6).

Подобный всплеск инвестиций предполагает широкое развитие системы внутреннего кредитования, о необходимости которой говорят эксперты внутри страны [3] и которая составляет существенную часть так называемого «плана Глазьева» [1, 2] по освобождению российской финансовой системы от закабаления мировым финансовым капиталом. В то же время основная проблема российской экономики — это низкий объем спроса на инвестиции, обусловленный технологической отсталостью мно-

гих производственных процессов и значительным износом оборудования. В этих условиях инвестиции в нашу экономику в основном нерентабельны. Разорвать этот замкнутый круг способно только правительство, увеличивая госрасходы и таким способом стимулируя оздоровление экономической динамики.

Сценарий 5 иллюстрирует так называемую альтернативу Хаавельмо [14, 16]. Согласно данной концепции, приращение ВВП достигается двумя путями: либо ослаблением налогового пресса на экономику и усилением частной инициативы, либо ужесточением вмешательства государства в экономику, повышением налогов и госрасходов, а также государственных инвестиций в виде госзаказа и различных форм государственно-частного партнерства. В нашем случае (в условиях недружественной внешней среды и нарастания внешних рисков) единственно возможным является второй вариант, называемый принципом Хаавельмо.

В результате реализации этого сценария заметно возрастает фактор, условно называемый «технологическим прогрессом», даже при условии того, что наукоемкость инвестиций (влияние инвестиций на технический прогресс) не возрастает по сравнению с другими сценариями. Таким образом, данный сценарий является инновационным, он позволяет коренным образом обновить технологические цепочки, изменить облик производственных процессов. Попутно экономика оздоровляется за счет укрепления рубля, который в настоящее время заметно недооценен [18]. Потребность в заемных средствах, в конечном счете, снижается, незначительно возрастающий импорт «закрывается» за счет растущего бюджета.

-46 (283) - 2014-

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:

приоритеты и безопасность priorites and security

Выводы из анализа модели. Сценарный анализ управления экономической динамикой России в условиях нарастания внешних рисков позволяет сделать некоторые выводы.

1. В зависимости от постановки целей управления, характера управляющих воздействий и динамики недружественной внешней среды, выступающей источником экономических и прочих рисков, представляется возможным выделить пять базовых сценариев развития событий: стагнационный, инерционный, эволюционный, изоляционный и инновационный.

2. Среди этих сценариев первые два, реализующиеся в отсутствие управляющих воздействий, являются недопустимо неблагоприятными для нашей страны. Именно поэтому необходимо предпринимать активные действия, отвечая на противоборство, навязываемое России агрессивными западными странами, в первую очередь США.

3. Усиление санкций в отношении отдельных секторов российской экономики способно привести к относительной изоляции ее локальных рынков и прервать естественный ход эволюционного развития экономики нашей страны.

4. Инновационный сценарий является единственным, позволяющим в полной мере достичь целей, стоящих перед экономикой России. Для этого необходим пересмотр стратегических ориентиров экономической динамики, включающий развитие системы внутреннего кредитования, акцент на точечное импортозамещение, относительное повышение курса рубля и технологическое обновление производственных процессов.

Список литературы

1. Глазьев предложил план по защите экономики России от санкций. URL: http://aif.ru/money/ economy/1157555.

2. Глазьев С.Ю. Отринув догмы. URL: http://me-forum.ru/media/news/3137.

3. Для экономического рывка необходимы инвестиции. URL: http://me-forum.ru/media/news/3305.

4. Доклад ЦРУ: войны ближайшего будущего будут за доступ к пресной воде. URL: http://versia. am/doklad-cru-vojny-blizhajshego-budushhego-budut-za-dostup-k-presnoj-vode.

5. Загоровская К. Курс на третью мировую взят. URL: http://inosmi.ru/world/20120830/197487191. html.

6. Запад готовится к войне с Россией. URL: http://vpk-news.ru/news/19567.

7. Иванов А. Американские эксперты подробно расписали сценарий разрушения РФ. URL: http:// newsland.com/news/detail/id/1261217.

8. Иванченко П. Россия становится супердержавой. URL: http://rosinfonet.ru/politics/139449.

9. Ивашкина Д. Журналист The Guardian: США толкают нас к новой мировой войне. URL: http:// kp.ru/online/news/1735332.

10. Информационное управление в условиях активного противоборства: модели и методы / под ред. В.Л. Шульца. М.: Наука, 2011. 187 с.

11. Лавров: Россию изолировать невозможно, это нереалистичная задача. URL: http://news.mail. ru/politics/18371446/?frommail=1.

12. МИД РФ расценил санкции США как новый вид наступательного оружия. URL: http://interfax. ru/russia/384051.

13. Мировая торговля буксует вместе с глобализацией. URL: http://denegday.ru/review/mirovaya-torgovlya-buksuet-vmeste-s-globalizatsiei.html.

14. Нижегородцев Р.М. Альтернатива Хаавель-мо и точки роста современной экономики России: материалы IX Всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий». Секция 2. Модели и методы разработки стратегии предприятия. М.: ЦЭМИ РАН, 2008. С. 123-125.

15. Нижегородцев Р.М. Идентификация и исследование рисков инновационной деятельности предприятий российского Севера и Арктики // Исследования и инновации. 2013. № 4 (4). С. 66-72.

16. Нижегородцев Р.М., Горидько Н.П. Принцип Хаавельмо: рост государственных расходов как инструмент стимулирования экономического подъема: материалы I Международного политэ-кономического конгресса «Политэкономия: социальные приоритеты». Т. 2. М.: ЛЕНАНД, 2013. С. 109-126.

17. Парламентарии и общественники призвали Медведева ответить за Арктику. URL: http://ridus. ru/news/110987.

18. Помощник Президента РФ Белоусов: рубль «сильно переослаблен». URL: http://bfm. ru/news/274347.

19. ЦарегородцеваИ. США готовят вторжение на постсоветское пространство и в Россию. URL: http://rambler.ru/news/politics/0/564186050.html.

20. Шульц В.Л., Кульба В.В., Шелков А.Б., Чернов И.В. Диагностика и сценарный анализ угроз социально-экономическому развитию Арктической зоны Российской Федерации. М.: ИПУ РАН, 2012. 164 с.

-46 (283) - 2014-

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:

приоритеты и безопасность priorites and security

National interests: priorities and security Threats and security

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

SIMULATION SCENARIOS OF ECONOMIC DYNAMICS MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF GROWING EXTERNAL RISKS

Nina P. GORID'KO,

Robert M. NIZHEGORODTSEV

Abstract

Importance At present, the Russian economy development dynamics, as well as the entire global economy, in general, is unstable, since it is characterized by a number of the negative trends. In addition, our country is influenced by the growing external threats, both the military and political ones, which could considerably undermine the national economy. Objectives The article aims to model scenarios for control of the economy depending on the growth of risks and managing impacts applied by the State. Methods Using the cognitive maps constructed using the language of symbol-oriented graphs, we have received a model for the country's GDP dynamics which takes into account the influence of various internal and external macroeconomic indicators. Owing to the specialized software application, developed at the Institute of Control Sciences of the RAS, we have modelled the pulses at certain graph nodes that permitted to trace the mutual influence of factors imbedded in the model. We have identified five basic scenarios: stagnation, iner-tial, evolutionary, insolating and the innovative ones. We have determined that two of them, which do not envisage the managing State impacts, are absolutely unfavorable.

Results According to other scenarios, the State regulation will permit, in some cases, to counteract the negative external influence, and carrying out a balanced investment policy will lead to a modernization breakthrough.

Conclusions and Relevance We conclude that the tightening of sanctions against certain sectors of our economy could lead to relative isolation of its local markets and will disrupt the evolutionary development of the Russian economy. Innovation is the only scenario that would completely reach the goals facing our economy.

Keywords: external threats, economic development, dynamics, simulation, oriented graph, cognitive maps, control activation, scenario analysis

References

1. Glaz'evpredlozhilplan po zashchite ekonomiki Rossii ot sanktsii [Glaz'ev has proposed a plan to protect the Russian economy from sanctions]. Available at: http://aif.ru/money/economy/1157555. (In Russ.)

2. Glaz'ev S.Yu. Otrinuvdogmy [Rejecting dogmata]. Available at: http://me-forum.ru/media/news/3137. (In Russ.)

3. Dlya ekonomicheskogo ryvka neobkhodimy investitsii [The economic breakthrough needs investment]. Available at: http://me-forum.ru/media/ news/3305. (In Russ.)

4. Doklad TsRU: voiny blizhaishego budushchego budut za dostup k presnoi vode [The CIA report: access to fresh water will cause wars of the near future]. Available at: http://versia.am/doklad-cru-vojny-blizhajshego-budushhego-budut-za-dostup-k-presnoj-vode. (In Russ.)

5. Zagorovskaya K. Kurs na tret'yu mirovuyu vzyat [We have already embarked on the way to the third World War]. Available at: http://inosmi.ru/ world/20120830/197487191.html. (In Russ.)

6. Zapad gotovitsya k voine s Rossiei [The West is preparing for war with Russia]. Available at: http://vpk-news.ru/news/19567. (In Russ.)

7. Ivanov A. Amerikanskie eksperty podrobno raspisali stsenarii razrusheniya RF [The American experts described scenarios of the Russian Federation destruction in detail]. Available at: http://newsland. com/news/detail/id/1261217. (In Russ.)

8. Ivanchenko P. Rossiya stanovitsya superd-erzhavoi [Russia is becoming a superpower]. Available at: http://rosinfonet.ru/politics/139449. (In Russ.)

9. Ivashkina D. Zhurnalist The Guardian: SShA tolkayut nas k novoi mirovoi voine [The Guardian reporter: The USA is pushing us to a new World War]. Available at: http://kp.ru/online/news/1735332. (In Russ.)

10. Informatsionnoe upravlenie v usloviyakh aktivnogo protivoborstva: modeli i metody [Information management in the conditions of ac-

tive confrontation: models and methods]. Moscow, Nauka Publ., 2011, 187 p.

11. Lavrov: Rossiyu izolirovat' nevozmozhno, eto nerealistichnaya zadacha [Lavrov: Russia cannot be isolated, this is an unrealistic task].Available at: http:// news.mail.ru/politics/18371446/?frommail= 1. (In Russ.)

12. MID RF rastsenil sanktsii SShA kak novyi vid nastupatel'nogo oruzhiya [The Russian Foreign Ministry described the sanctions of the United States as a new kind of offensive weapons]. Available at: http://interfax.ru/russia/384051. (In Russ.)

13. Mirovaya torgovlya buksuet vmeste s globali-zatsiei [World trade breaks with globalization]. Available at: http://denegday.ru/review/mirovaya-torgovlya-buksuet-vmeste-s-globalizatsiei.html. (In Russ.)

14. Nizhegorodtsev R.M. [Haavelmo's Alternative and the growing points of the modern Russian economy]. Materialy IX Vserossiiskogo simpoziuma "Strategicheskoe planirovanie i razvitie predpriya-tii". Sektsiya 2. Modeli i metody razrabotki strategii predpriyatiya [Proc. 9th all-Rus. Symposium "Strategic planning and development of enterprises". Section 2. Models and methods for developing business strategy]. Moscow, CEMI of RAS Publ., 2008, pp. 123-125.

15. Nizhegorodtsev R.M. Identifikatsiya i issle-dovanie riskov innovatsionnoi deyatel'nosti predpriya-tii rossiiskogo Severa i Arktiki [Identification and study of the risks of innovation activities of enterprises of Russian North and the Arctic]. Issledovaniya i in-novatsii — Research and innovation, 2013, no. 4 (4), pp. 66-72.

16. Nizhegorodtsev R.M., Gorid'ko N.P. [The Haavelmo principle: the increase of the government expenditures as a tool to stimulate economic upturn].

Materialy IMezhdunarodnogo politekonomicheskogo

kongressa "Politekonomiya: sotsial'nye prioritety" [Proc. Int. Conf. "Political economy: social priorities"]. Moscow, LENAND Publ., 2013, pp. 109-126.

17. Parlamentarii i obshchestvenniki priz-vali Medvedeva otvetit' za Arktiku [Parliamentarians and public activists called on Medvedev to answer for the Arctic]. Available at: http://ridus.ru/ news/110987. (In Russ.)

18. Pomoshchnik prezidenta RF Belousov: rubl' "sil'nopereoslablen" [Presidential aide Belousov: the ruble is weakened too much]. Available at: http://bfm. ru/news/274347. (In Russ.)

19. Tsaregorodtseva I. SShA gotovyat vtorzhenie na postsovetskoeprostranstvo i v Rossiyu [The USA are going to invade the post-Soviet space and Russia]. Available at: http://rambler.ru/news/politics/0/564186050. html. (In Russ.)

20. Shul'ts V.L., Kul'ba V.V., Shelkov A.B., Chernov I.V. Diagnostika i stsenarnyi analiz ugroz sotsial 'no-ekonomicheskomu razvitiyu Arkticheskoi zony Rossiiskoi Federatsii [Diagnostics and the scenario analysis of threats to the socio-economic development of the Russian Arctic]. Moscow, IPM of RAS Publ., 2012, 164 p.

Nina P. GORID'KO

Vyatka Social and Economic Institute, Kirov, Russian Federation [email protected]

Robert M. NIZHEGORODTSEV

Trapeznikov Institute of Control Science of RAS, Moscow, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.