Сравнение двух методов формирования портфеля заказов позволяет сделать вывод, что метод, основанный на использовании математической модели линейного программирования в отличие от метода, основанного на ранжировании заказов по величине удельного маржинального дохода, позволяет получить портфель, маржинальный доход которого почти в два раза превышает маржинальный доход портфеля, полученного по альтернативному и широко используемому на практике методу.
Предложенный метод формирования портфеля заказов может быть использован как математическое обеспечение информационно-
советующей системы в составе корпоративной информационной системы (КИС), что потребует разработки соответствующего программного обеспечения. На малых и средних предприятиях задача формирования портфеля заказов может решаться средствами Microsoft Excel с использованием табличных функций МОБР(), ТРАНСП(), МУМНОЖ() и др., а также надстройки «Поиск решений».
В заключение необходимо отметить, что предложенный метод и соответствующая ему математическая модель актуальны прежде всего для благополучных предприятий, у которых нет проблем с загрузкой производственных мощностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет [Текст] : учебник для вузов / М.А. Вахрушина. - 2-е изд., доп. и пер. - М.: Омега-Л; Высш. шк., 2003. - 528 с.
2. Друри, К. Управленческий учет для бизнес-решений [Текст] : учебник / К. Друри; пер. с англ. -Серия: Зарубежный учебник. - М.: Юнити-Дана,
2003. - 665 с.
3. Данилов, Г.В. Анализ и оптимизация структуры производственных мощностей предприятия [Текст] / Г.В. Данилов, И.Г. Рыжова, Е.С. Войнова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия: Экономические науки. - 2010. - № 4. - С. 87-90.
УДК 330.4(075.8)
Л.В. Долятовский
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
При возрастании сложности принятия решений менеджеру необходимы средства априорного моделирования и поддержки решений. Если у менеджера появилась новая идея, то для проведения анализа «а что если» ему достаточно построить имитационную модель, изменить некоторые параметры имитационной модели и просмотреть развитие событий на мониторе компьютера. Имеются формализованные подходы к построению имитационных моделей [1, 2], примеры их применения для решения сложных задач [2, 3], однако представляет интерес соединение эконометрического моделирования и имитации в современных пакетах. В дан-
ной статье представлено решение задачи обоснования стратегии развития крупного предприятия на этой основе.
Статистический анализ факторов развития
фирмы. ОАО «ГлорияД» является сегодня крупным и успешным предприятием и в перспективе запланировано его стремительное развитие. К 2014 г. планируется увеличить количество розничных магазинов до 600, а с учетом того, что к концу 2010 г. их численность была немногим более 300, это достаточно серьезная задача.
Результаты анализа дохода компании за 2009-2010 гг. представлены на рис. 1.
Млн руб. 1200
0 -!-1-:-I-■-■--:-1-:-1-1-
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
2009
2010
Рис. 1. График изменения дохода компании за 2009-2010 гг.
Анализируя график, можно отметить, что доход компании постоянно растет. Рост дохода, в первую очередь, связан со стремительным развитием компании: растет количество магазинов розничной торговли и их суммарная площадь, совершенствуются применяемые технологии. В осеннее время, как в 2009, так и в 2010 г., наблюдаются локальные минимумы, это можно объяснить сезонным спадом продаж.
В любой организационной структуре знания, которыми обладают сотрудники, очень важны для всей организации в целом. Для оценки уровня знаний воспользуемся экспертными оценками. На рис. 2 показан график, отображающий зависимость балльных оценок знаний персонала от времени (два года с дискретизацией в один месяц). Максимальная оценка уста-
новлена в 100 баллов, что соответствует максимально желаемому уровню знаний.
Как видно из графика, средний уровень знаний персонала нестабилен - наблюдаются резкие колебания. Этот факт можно объяснить достаточно частой сменой персонала среднего и нижнего звена, что приводит к падению среднего уровня знаний и найму высококвалифицированных сотрудников, следовательно, к повышению среднего уровня знаний.
Уровень развития информационной системы можно разложить на три составляющие: средний уровень знаний персонала, средний уровень компетенций, средний уровень информационных технологий.
Рассмотрим средний уровень компетенции и средний уровень информационных технологий.
2009 2010
Рис. 2. График зависимости уровня знаний персонала фирмы от времени
Баллы 88 86 84 82 80 78 76 74 72 70 68
—I-1-1-1-1-1-Г"
I II III IV V VI VIIVIII IX X XI XII I II III IV V VI VIIVIII IX X XI XII 2009 2010
Рис. 3. График зависимости уровня компетенций от времени
Млн. руб. 7
0
-1-1-Г"
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
2009 2010
Рис. 4. График зависимости уровня затрат фирмы на информационные технологии от времени
6
5
4
3
2
Для выявления зависимости уровня компетенций от времени также использовались экспертные оценки, где максимальный балл - 100, что соответствует максимальному уровню компетенций.
Рассматривая график, можно сделать вывод, что уровень компетенций достаточно высок, но так же, как и в уровне знаний, присутствуют колебания.
Для определения среднего уровня информационных технологий (ИТ) применены экспертные оценки, максимальное значение их - 100 баллов, что соответствует максимально возможному уровню на сегодняшний день. Результат показывает линейный рост уровня ИТ с 40 в январе 2009 г. до 62 в декабре 2010 г.
На рис. 4 приведен график зависимости уровня затрат фирмы на информационные технологии от времени за 2009-2010 гг.
Определим силу влияния уровня информационных технологий, уровня знаний и уровня компетенций на общий доход компании. Для нахождения парных коэффициентов корреляции воспользуемся программным пакетом Microsoft Excel; будем использовать инструмент «корреляция», находящийся в блоке «анализ данных». Результаты расчетов сведем в таблицу (см. с. 240).
Анализируя полученную матрицу парных коэффициентов корреляции, можно сделать вывод, что два фактора - уровень ИТ и уровень знаний оказывают существенное воздействие на доход компании. Уравнение связи дохода и этих факторов имеет следующий вид:
Yi = 6,5Xi + 15,06X2 - 573,10,
где Yi - доход; Xi - уровень информационных технологий; X2 - уровень знаний. Из данного уравнения следует, что при увеличении на
1 балл уровня информационных технологий доход компании увеличивается на 6,5 млн р., а при увеличении на 1 балл уровня знаний доход увеличивается на 15,06 млн р.
Матрица парных коэффициентов корреляции
2П-аП
у
Доход Уровень ИТ Уровень знаний Уровень компетенций
Доход 1
Уровень ИТ 0,70 1,00
Уровень знаний 0,74 0,78 1,00
Уровень компетенций 0,28 0,34 0,37 1
И)о1кх1 колфапй \/
Аналогичным образом находим уравнение связи, отображающее зависимость уровня информационных технологий от затрат на них:
Х1 = 11,26Х + 1,58,
где Х1 - уровень информационных технологий; X - затраты на информационные технологии.
Анализ показал, что эти два выделенных фактора существенно влияют на доход компании, поэтому для дальнейшего развития фирмы нужны нововведения в виде повышения уровня знаний персонала и повышения уровня информационных технологий.
Задача повышения уровня знаний связана с текучестью кадров. Ведь уволенный сотрудник «уносит» с собой знания, а только что принятый на работу сотрудник в течение некоторого времени будет обучаться и осваиваться. Такое положение дел понижает уровень средних знаний компании. Для обоснования стратегии развития компании построим имитационную модель в пакете КЫпк, которая будет рассчитывать доход компании в зависимости от изменений уровня знаний и уровня информационных технологий (рис. 5).
Рассмотрим каждый модуль отдельно. Модель Znaniya изображена в терминах системной динамики (рис. 6).
В модели Znaniya отображаются общие знания компании в виде контейнера, у которого имеется приток и отток знаний. Приток символизирует новые знания, полученные при найме квалифицированных сотрудников, а также новые знания, приобретенные неопытными сотрудниками. Отток знаний обусловлен увольнением опытных сотрудников.
Рис. 5. Общий вид модели
Модель 1Т (рис. 7) рассчитывает уровень информационных технологий в зависимости от затрат них. Контейнер zatraty т 1Т отображает денежные средства, потраченные в текущий момент времени; показан приток и отток денежных средств. Уровень информационных технологий рассчитывается по найденной ранее формуле Хх = 11,26Х + 1,58.
Модели Dohod kompanii (рис. 8) реализует зависимость дохода компании от уровня знаний и уровня информационных технологий. Зависимость отражается приведенной ранее формулой ¥1 = 6,5X1 + 15,06X2 - 573,10. Связь осуществляется при помощи коннектора dohod.
Когда структура модели построена и заданы параметры для всех элементов, можно заняться просмотром системы уравнений для нее (система строится в 1Штк автоматически исходя из производимых настроек свойств элементов). Установив модельное время 12 месяцев, проигрывают модельные сценарии. Результаты отображены на рис. 9-11.
Эксперименты с моделью позволили обосновать стратегические действия, направленные на повышение дохода компании: организацию центра корпоративного обучения, что уменьшит текучесть и повысит уровень знаний сотрудников розничной сети, замену стандартных системных блоков РС моноблоками '^пшг NIXDORF, что повысит надежность и отказоустойчивость РОБ-системы, а следовательно, и уровень информационных технологий.
Было подсчитано, что замена оборудования обойдется в 36 млн р. Уровень знаний при этом возрастает практически на 5 баллов по отношению к первоначальному состоянию (рис. 12-14).
Рис. 6. Модель Znaniya
Рис. 7. Модель 1Т
Рис. 9. График изменения уровня знаний персонала (модельный сценарий)
Рис. 10. График изменения уровня информационных технологий (модельный сценарий)
9 ": .Зо1чк
"■КЗп
1000-
Раде 1 ^ 8 ?
НОГ11-5.
д
л/V
V /
■ъ.<я -з.»
"5:31 24 Янв21)11.
Рис. 11. График изменения дохода фирмы (модельный сценарий)
Рис. 12. График изменения уровня знаний персонала (результат)
А ' ьго^п 1Т
Рлде1 Момгг 12:30 21 Я не 2-У1 ...
^ а ?_
Рис. 13. График изменения уровня информационных технологий (результат)
Рис. 14. График изменения дохода фирмы (результат)
После внесения изменений наблюдается существенный рост показателей уровня знаний и информационных технологий, что положительно сказывается и на доходе компании. Суммар-
ный годовой доход компании вследствие этих действий увеличился на 159,84 млн р., что говорит о высокой эффективности разработанных на основе моделирования рекомендаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Емельянов, А.А. Имитационное моделирование экономических процессов [Текст] / А.А.Емельянов, Е.А. Власова, Р.В. Дума. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 368 с.
2. Долятовский, В.А. Имитационное моделирование в управлении экономическими системами [Текст] :
моногр. / В.А. Долятовский, Л.В. Долятовский. -Азов: РГСУ, 2009. - 167 с.
3. Долятовский, Л.В. Оптимизация стратегии развития промышленного предприятия [Текст] / Л.В. Долятовский // Сборник научных работ докторантов и аспирантов. - Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2005. - С. 63-67.
УДК 658.3
А.С. Иванова
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КРУПНОЙ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ
Развитие рыночной экономики ознаменовало глобальные перемены во всех сферах производства и народного хозяйства, потребовало превращения современных предприятий в гибкие системы, где решающую роль играют человеческие ресурсы. Большое значение приобретают знания, квалификация и мотивация персонала, без которых невозможна реализация знаний, идей, инициатив работников. В настоящее время сильнейшим мотивирующим фактором, регулятором и индикатором деятельности персонала на предприятии выступает организационная культура.
Знание особенностей организационной культуры предприятия позволяет оценить степень его стабильности и его конкурентоспособность, возможные направления управленческих решений, а также способность достигать запланированных результатов. Этими факторами обусловлена актуальность изучения организационной культуры предприятия
Особенность ведения бизнеса в сфере страхования заключается в том, что страхование
является имиджевым «видом спорта». Не производя тех или иных продуктов, которые можно ощутить тактильно, страхование предоставляет широкий спектр услуг населению и юридическим лицам. В данном контексте все, что может предложить страховщик своему потребителю, это некая гарантия в случае наступления страхового случая, чувство защищенности и заботы. Поэтому как ни в какой другой сфере предпринимательства гармония и надежность внутри компании не играют такую большую роль. Ведь именно от позиций, взглядов, которых придерживаются сотрудники компании, психологического климата внутри нее напрямую зависит работа с клиентами и, следовательно, успешность предприятия в целом. Сформировать и поддержать правильное отношение к коллегам, клиентам, руководству, идеологической линии, которой придерживается компания, помогает именно корпоративная культура.
Изучение организационной культуры имеет давнюю историю. Зарубежные исследования представлены работами М.Х. Мескона, М. Аль-