Научная статья на тему 'Имитационное моделирование развития предприятия'

Имитационное моделирование развития предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / СИСТЕМНАЯ ДИНАМИКА / СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ / ЭФФЕКТ ВНЕДРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долятовский Леонид Валерьевич

Поставлена и решена задача разработки стратегии развития предприятия на основе построения модели системной динамики, связывающей доход предприятия с уровнем знаний персонала и уровнем информационных технологий. Модель реализована средствами пакета Ithink и позволила моделировать результаты фирмы при разных сценариях изменений знаний персонала и информационной системы фирмыI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t is put and solved problems of working out of strategy of development of the enterprise on the basis of construction of model of the system dynamics connecting the income of the enterprise with level of knowledge of the personnel and level of an information technology. The model is realised by means of package Ithink and has allowed to model results of firm at different scenarios of changes of knowledge of the personnel and information system of firm

Текст научной работы на тему «Имитационное моделирование развития предприятия»

Сравнение двух методов формирования портфеля заказов позволяет сделать вывод, что метод, основанный на использовании математической модели линейного программирования в отличие от метода, основанного на ранжировании заказов по величине удельного маржинального дохода, позволяет получить портфель, маржинальный доход которого почти в два раза превышает маржинальный доход портфеля, полученного по альтернативному и широко используемому на практике методу.

Предложенный метод формирования портфеля заказов может быть использован как математическое обеспечение информационно-

советующей системы в составе корпоративной информационной системы (КИС), что потребует разработки соответствующего программного обеспечения. На малых и средних предприятиях задача формирования портфеля заказов может решаться средствами Microsoft Excel с использованием табличных функций МОБР(), ТРАНСП(), МУМНОЖ() и др., а также надстройки «Поиск решений».

В заключение необходимо отметить, что предложенный метод и соответствующая ему математическая модель актуальны прежде всего для благополучных предприятий, у которых нет проблем с загрузкой производственных мощностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет [Текст] : учебник для вузов / М.А. Вахрушина. - 2-е изд., доп. и пер. - М.: Омега-Л; Высш. шк., 2003. - 528 с.

2. Друри, К. Управленческий учет для бизнес-решений [Текст] : учебник / К. Друри; пер. с англ. -Серия: Зарубежный учебник. - М.: Юнити-Дана,

2003. - 665 с.

3. Данилов, Г.В. Анализ и оптимизация структуры производственных мощностей предприятия [Текст] / Г.В. Данилов, И.Г. Рыжова, Е.С. Войнова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия: Экономические науки. - 2010. - № 4. - С. 87-90.

УДК 330.4(075.8)

Л.В. Долятовский

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

При возрастании сложности принятия решений менеджеру необходимы средства априорного моделирования и поддержки решений. Если у менеджера появилась новая идея, то для проведения анализа «а что если» ему достаточно построить имитационную модель, изменить некоторые параметры имитационной модели и просмотреть развитие событий на мониторе компьютера. Имеются формализованные подходы к построению имитационных моделей [1, 2], примеры их применения для решения сложных задач [2, 3], однако представляет интерес соединение эконометрического моделирования и имитации в современных пакетах. В дан-

ной статье представлено решение задачи обоснования стратегии развития крупного предприятия на этой основе.

Статистический анализ факторов развития

фирмы. ОАО «ГлорияД» является сегодня крупным и успешным предприятием и в перспективе запланировано его стремительное развитие. К 2014 г. планируется увеличить количество розничных магазинов до 600, а с учетом того, что к концу 2010 г. их численность была немногим более 300, это достаточно серьезная задача.

Результаты анализа дохода компании за 2009-2010 гг. представлены на рис. 1.

Млн руб. 1200

0 -!-1-:-I-■-■--:-1-:-1-1-

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

2009

2010

Рис. 1. График изменения дохода компании за 2009-2010 гг.

Анализируя график, можно отметить, что доход компании постоянно растет. Рост дохода, в первую очередь, связан со стремительным развитием компании: растет количество магазинов розничной торговли и их суммарная площадь, совершенствуются применяемые технологии. В осеннее время, как в 2009, так и в 2010 г., наблюдаются локальные минимумы, это можно объяснить сезонным спадом продаж.

В любой организационной структуре знания, которыми обладают сотрудники, очень важны для всей организации в целом. Для оценки уровня знаний воспользуемся экспертными оценками. На рис. 2 показан график, отображающий зависимость балльных оценок знаний персонала от времени (два года с дискретизацией в один месяц). Максимальная оценка уста-

новлена в 100 баллов, что соответствует максимально желаемому уровню знаний.

Как видно из графика, средний уровень знаний персонала нестабилен - наблюдаются резкие колебания. Этот факт можно объяснить достаточно частой сменой персонала среднего и нижнего звена, что приводит к падению среднего уровня знаний и найму высококвалифицированных сотрудников, следовательно, к повышению среднего уровня знаний.

Уровень развития информационной системы можно разложить на три составляющие: средний уровень знаний персонала, средний уровень компетенций, средний уровень информационных технологий.

Рассмотрим средний уровень компетенции и средний уровень информационных технологий.

2009 2010

Рис. 2. График зависимости уровня знаний персонала фирмы от времени

Баллы 88 86 84 82 80 78 76 74 72 70 68

—I-1-1-1-1-1-Г"

I II III IV V VI VIIVIII IX X XI XII I II III IV V VI VIIVIII IX X XI XII 2009 2010

Рис. 3. График зависимости уровня компетенций от времени

Млн. руб. 7

0

-1-1-Г"

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

2009 2010

Рис. 4. График зависимости уровня затрат фирмы на информационные технологии от времени

6

5

4

3

2

Для выявления зависимости уровня компетенций от времени также использовались экспертные оценки, где максимальный балл - 100, что соответствует максимальному уровню компетенций.

Рассматривая график, можно сделать вывод, что уровень компетенций достаточно высок, но так же, как и в уровне знаний, присутствуют колебания.

Для определения среднего уровня информационных технологий (ИТ) применены экспертные оценки, максимальное значение их - 100 баллов, что соответствует максимально возможному уровню на сегодняшний день. Результат показывает линейный рост уровня ИТ с 40 в январе 2009 г. до 62 в декабре 2010 г.

На рис. 4 приведен график зависимости уровня затрат фирмы на информационные технологии от времени за 2009-2010 гг.

Определим силу влияния уровня информационных технологий, уровня знаний и уровня компетенций на общий доход компании. Для нахождения парных коэффициентов корреляции воспользуемся программным пакетом Microsoft Excel; будем использовать инструмент «корреляция», находящийся в блоке «анализ данных». Результаты расчетов сведем в таблицу (см. с. 240).

Анализируя полученную матрицу парных коэффициентов корреляции, можно сделать вывод, что два фактора - уровень ИТ и уровень знаний оказывают существенное воздействие на доход компании. Уравнение связи дохода и этих факторов имеет следующий вид:

Yi = 6,5Xi + 15,06X2 - 573,10,

где Yi - доход; Xi - уровень информационных технологий; X2 - уровень знаний. Из данного уравнения следует, что при увеличении на

1 балл уровня информационных технологий доход компании увеличивается на 6,5 млн р., а при увеличении на 1 балл уровня знаний доход увеличивается на 15,06 млн р.

Матрица парных коэффициентов корреляции

2П-аП

у

Доход Уровень ИТ Уровень знаний Уровень компетенций

Доход 1

Уровень ИТ 0,70 1,00

Уровень знаний 0,74 0,78 1,00

Уровень компетенций 0,28 0,34 0,37 1

И)о1кх1 колфапй \/

Аналогичным образом находим уравнение связи, отображающее зависимость уровня информационных технологий от затрат на них:

Х1 = 11,26Х + 1,58,

где Х1 - уровень информационных технологий; X - затраты на информационные технологии.

Анализ показал, что эти два выделенных фактора существенно влияют на доход компании, поэтому для дальнейшего развития фирмы нужны нововведения в виде повышения уровня знаний персонала и повышения уровня информационных технологий.

Задача повышения уровня знаний связана с текучестью кадров. Ведь уволенный сотрудник «уносит» с собой знания, а только что принятый на работу сотрудник в течение некоторого времени будет обучаться и осваиваться. Такое положение дел понижает уровень средних знаний компании. Для обоснования стратегии развития компании построим имитационную модель в пакете КЫпк, которая будет рассчитывать доход компании в зависимости от изменений уровня знаний и уровня информационных технологий (рис. 5).

Рассмотрим каждый модуль отдельно. Модель Znaniya изображена в терминах системной динамики (рис. 6).

В модели Znaniya отображаются общие знания компании в виде контейнера, у которого имеется приток и отток знаний. Приток символизирует новые знания, полученные при найме квалифицированных сотрудников, а также новые знания, приобретенные неопытными сотрудниками. Отток знаний обусловлен увольнением опытных сотрудников.

Рис. 5. Общий вид модели

Модель 1Т (рис. 7) рассчитывает уровень информационных технологий в зависимости от затрат них. Контейнер zatraty т 1Т отображает денежные средства, потраченные в текущий момент времени; показан приток и отток денежных средств. Уровень информационных технологий рассчитывается по найденной ранее формуле Хх = 11,26Х + 1,58.

Модели Dohod kompanii (рис. 8) реализует зависимость дохода компании от уровня знаний и уровня информационных технологий. Зависимость отражается приведенной ранее формулой ¥1 = 6,5X1 + 15,06X2 - 573,10. Связь осуществляется при помощи коннектора dohod.

Когда структура модели построена и заданы параметры для всех элементов, можно заняться просмотром системы уравнений для нее (система строится в 1Штк автоматически исходя из производимых настроек свойств элементов). Установив модельное время 12 месяцев, проигрывают модельные сценарии. Результаты отображены на рис. 9-11.

Эксперименты с моделью позволили обосновать стратегические действия, направленные на повышение дохода компании: организацию центра корпоративного обучения, что уменьшит текучесть и повысит уровень знаний сотрудников розничной сети, замену стандартных системных блоков РС моноблоками '^пшг NIXDORF, что повысит надежность и отказоустойчивость РОБ-системы, а следовательно, и уровень информационных технологий.

Было подсчитано, что замена оборудования обойдется в 36 млн р. Уровень знаний при этом возрастает практически на 5 баллов по отношению к первоначальному состоянию (рис. 12-14).

Рис. 6. Модель Znaniya

Рис. 7. Модель 1Т

Рис. 9. График изменения уровня знаний персонала (модельный сценарий)

Рис. 10. График изменения уровня информационных технологий (модельный сценарий)

9 ": .Зо1чк

"■КЗп

1000-

Раде 1 ^ 8 ?

НОГ11-5.

д

л/V

V /

■ъ.<я -з.»

"5:31 24 Янв21)11.

Рис. 11. График изменения дохода фирмы (модельный сценарий)

Рис. 12. График изменения уровня знаний персонала (результат)

А ' ьго^п 1Т

Рлде1 Момгг 12:30 21 Я не 2-У1 ...

^ а ?_

Рис. 13. График изменения уровня информационных технологий (результат)

Рис. 14. График изменения дохода фирмы (результат)

После внесения изменений наблюдается существенный рост показателей уровня знаний и информационных технологий, что положительно сказывается и на доходе компании. Суммар-

ный годовой доход компании вследствие этих действий увеличился на 159,84 млн р., что говорит о высокой эффективности разработанных на основе моделирования рекомендаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Емельянов, А.А. Имитационное моделирование экономических процессов [Текст] / А.А.Емельянов, Е.А. Власова, Р.В. Дума. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 368 с.

2. Долятовский, В.А. Имитационное моделирование в управлении экономическими системами [Текст] :

моногр. / В.А. Долятовский, Л.В. Долятовский. -Азов: РГСУ, 2009. - 167 с.

3. Долятовский, Л.В. Оптимизация стратегии развития промышленного предприятия [Текст] / Л.В. Долятовский // Сборник научных работ докторантов и аспирантов. - Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2005. - С. 63-67.

УДК 658.3

А.С. Иванова

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КРУПНОЙ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

Развитие рыночной экономики ознаменовало глобальные перемены во всех сферах производства и народного хозяйства, потребовало превращения современных предприятий в гибкие системы, где решающую роль играют человеческие ресурсы. Большое значение приобретают знания, квалификация и мотивация персонала, без которых невозможна реализация знаний, идей, инициатив работников. В настоящее время сильнейшим мотивирующим фактором, регулятором и индикатором деятельности персонала на предприятии выступает организационная культура.

Знание особенностей организационной культуры предприятия позволяет оценить степень его стабильности и его конкурентоспособность, возможные направления управленческих решений, а также способность достигать запланированных результатов. Этими факторами обусловлена актуальность изучения организационной культуры предприятия

Особенность ведения бизнеса в сфере страхования заключается в том, что страхование

является имиджевым «видом спорта». Не производя тех или иных продуктов, которые можно ощутить тактильно, страхование предоставляет широкий спектр услуг населению и юридическим лицам. В данном контексте все, что может предложить страховщик своему потребителю, это некая гарантия в случае наступления страхового случая, чувство защищенности и заботы. Поэтому как ни в какой другой сфере предпринимательства гармония и надежность внутри компании не играют такую большую роль. Ведь именно от позиций, взглядов, которых придерживаются сотрудники компании, психологического климата внутри нее напрямую зависит работа с клиентами и, следовательно, успешность предприятия в целом. Сформировать и поддержать правильное отношение к коллегам, клиентам, руководству, идеологической линии, которой придерживается компания, помогает именно корпоративная культура.

Изучение организационной культуры имеет давнюю историю. Зарубежные исследования представлены работами М.Х. Мескона, М. Аль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.