Главная страница журнала
Экономические науки
Технические науки О журнале Редакция Общая лента Выпуски
Опубликовать статью. Авторам
Яндекс.Директ
» Техническое перевооружение
Проектирование с сопровождением объекта до ввода в эксплуатацию. Звоните!
Промышленное Гражданское Проектирование сооружений и сетей fkpro.ru Адрес и телефон Нижний Новгород
Имитационное моделирование как элемент управления рискам укрепления финансового положения фирмы
Simulation modeling as part of risk management to strengthen the financial posit company
16.12.1613:23
* 105
Выходные сведения: Бирюков А.Н. Имитационное моделирование как элемент управления рисками для укрепления финансового положения фирмы // Иннов: электронный научный журнал, 2016. №4 (29). URL: http://www.innov.ru/science/economy/imitatsionnoe-modelirovanie-kak-ele/
Авторы:
Бирюков А.Н., д. э. н., доцент, профессор кафедры «Экономической теории и анализа» Стерлитамакский филиал ФГБОУВО «Башкирский государственный университет», Стерлитамак, Российская Федерация (453103, Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, проспект Ленина, 49) e-mail: biryukov_str@mail.ru
Authors:
Biryukov A. N., D. Economics, associate Professor, Professor of Department "Economic theory and analysis" Sterlitamak branch of the "Bashkir state University ", Sterlitamak, Russian Federation (453103, Russia, Respublika Bashkortostan, g. Sterlitamak, Lenin Avenue, 49) e-mail: biryukov_str@mail.ru
Ключевые слова: финансовые риски, чистый денежный поток (ЧДП), предпринимательский риск, имитационное моделирование, экономико-математическая модель (ЭММ), чистая современная стоимость проекта [ЧСС (NPV)], чистый поток платежей (NCF)
Keyword: financial risks, the net cash flow (net cash flow), business risk, simulation modeling, economic-mathematical model (EMM), the net present value of the project [heart rate (NPV)] net cash flows (NCF).
Аннотация: Данная статья посвящена финансовой деятельности транспортной фирмы, работа которой с многочисленными рисками, степень влияния которых на результаты этой деятельности достаточно высоки Методы управления рисками для снижения их вероятности весьма разнообразны. Из сложившейся на настоящ практики достаточно четко видно, что у российских специалистов с одной стороны, и западных исследовате. сложились вполне четкие предпочтения в отношении методов управления рисками. Наличие подобных предпо в первую очередь, характером экономического развития государства и, как следствие, группамирассматрива Средствами разрешения рисков являются их избежание, удержание, передача, снижение степени. Для решения задачи прогнозирования денежных потоков разработана экономико-математическая модель уп применением имитационного моделирования. Разработанная система управления рисками позволит повысит прогнозирования и планирования финансовых потоков, но и обеспечить укрепление финансового положения фи В заключении хочется отметить, что хотя предприятие и подвержено различным видам риска, но при компл* использовании различных методов по снижению риска и комбинируя их друг с другом, в самых различных сочет достичь оптимальной соотносительности между уровнем снижения риска и необходимыми для этого дополн затратами.
Annotation: This article focuses on the financial activities of a transportation company, which is associated with num of influence which the results of this activity are quite high.
Risk management techniques to reduce the probability of their occurrence is very diverse. From the current practice it is the Russian specialists on the one hand, and Western scholars, on the other, have developed quite distinct preferences in management techniques. The existence of such preferences, due primarily to the nature of the economic development of consequence, groups of the risks involved.
By means of the resolution of risk are avoidance, retention, transfer, reduction degree.
To solve the problem of forecasting the cash flows of the developed economic-mathematical model of risk management simulation modeling. Developed risk management system will improve the quality of forecasting and planning of finan strengthen the financial position of the company.
In conclusion, we note that although the enterprise and is exposed to various types of risk, but with the integrated use o reduce the risk and combining them with each other, in various combinations, you can achieve optimal saunasatellite bet reduction and required additional costs.
Функционирование рыночной
экономики невозможно без развития транспортной структуры. Поэтому обеспечение финансово-экономической устойчивости транспортных фирм необходимо для развития отрасли и для поддержания стабильности всей национальной экономики на уровне, соответствующем привлекательному инвестиционному климату,
способствующему выходу России из кризиса и экономическому росту.
Успешное функционирование
транспортной фирмы в современных условиях требует эффективного использования всех имеющихся ресурсов, и тесно связано с различными рисками, присущими предпринимательской деятельности в
условиях рынка (например, риском отсутствия или избытка спроса на транспортную услугу, риском откпо1 значений уровня доходности средств, вложенных в активы транспортной фирмы и т.д.) [1, 8, 9].
Для изучения и анализа основных факторов, влияющих на финансовую активность фирмы, произвс моделирование деятельности транспортной фирмы.
Финансовая модель создавалась как инструмент для прогнозирования финансового результата деятельности Модель реализована в MS Excel [2, 4].
Проблема прогнозирования финансовых потоков на транспорте, изучена недостаточно глубоко, поско разрозненность научных представлений о методах управления рисками, существующий инструментарий полностью охватить проблему управления рисками.
Рис.1 Процесс управления финансовыми рисками На чистое изменение денежных средств (превышение потока над оттоком) влияют следующие причины: -увеличение чистой прибыли за счёт расширения деятельности фирмы; -накопление амортизационных отчислений;
-переоценка основных фондов и увеличение их балансовой стоимости; -увеличение доходов будущих периодов; -увеличение денежных средств фирмы. http://www. i пгео/. ш^аепсе/есопоту/ т itatsi onnoe-model е- как-е1е/
Таким образом, транспортная фирма способна генерировать денежные средства в объёме, достаточном необходимых расходов.
Динамика финансовых потоков показана на рис. 2.
Рис. 2. Динамика чистого денежного потока
Проанализируем некоторые риски в деятельности транспортной фирмы, исходными данными которых служат потоков [7,11,16]:
-кредитные риски, связаны с невыполнением своих обязательств перед клиентами;
-технико-экономические риски (колебания цен на ГСМ и энергоносители, изменения цен на основные и изменение тарифов на транспортные услуги);
-производственные риски.
Проведенный анализ рисков фирмы позволил выявить их взаимосвязь с движением денежных потоков. На ри< изменение чистой прибыли влияет на изменение чистого денежного потока в разной степени, что связано с проя
Рис. 3 Зависимость чистого денежного потока от чистой прибыли
5 1Д0
« 2,0 О
^ 0,0 -I-1-1-1-
0,083 0,064 0,094 0,073 доля постоянных затрат в выручке
Рис. 4. Предпринимательский риск
В результате расчета риска потерь чистого денежного потока были сделаны следующие выводы:
-при увеличении чистой прибыли риск потерь чистого денежного потока уменьшается;
-в начале анализируемого периода наблюдался самый высокий риск потерь денежного потока;
-самым благоприятным оказался конец анализируемого периода, когда фирма получила максимальную приб уровень риска потерь чистого денежного потока.
Оценка совокупного риска транспортной фирмы произведена методом экспертных оценок [5, 6]. Результаты представлены в табл. 1, показывающей, что наиболее значимыми факторами риска являются производственные
Таблица 1
Наиболее существенные факторы риска для транспортной фирмы
Фактор риска Значимость фактора риска Вероятность возникновения,% Риск, (гр.2хгр.3)
1 2 3 4
1. Кредитные риски 0,1 10 1,0
1.1. Невыполнение своих обязательств клиентами 0,03 3 0,09
1.2. Невыполнение своих обязательств поставщиками 0,07 7 0,049
2. Технические риски 0,2 30 6,0
2.1. Колебания цен на ГСМ и энергоресурсы 0,05 10 0,5
2.2. Колебания цен на запчасти и автошины 0,15 20 0,3
3. Производственные риски 0,7 60 42,0
3.1. Поломки транспортных средств 0,4 15 6,0
3.2. Дефицит материалов, запасных частей и ГСМ 0,1 15 1,5
3.3. Отклонения от ожидаемого уровня значений времени простоя при техническом обслуживании 0,05 5 0,25
3.4. Нарушение дисциплины труда и трудового распорядка работниками предприятия 0,08 10 0,8
3.5. Отклонения от ожидаемого уровня значений расстояния перевозки 0,02 5 0,1
3.6. Дорожно-транспортные происшествия 0,05 10 0,5
Итого экономический риск 49,0
Проведенный анализ движения финансовых потоков и рисков деятельности фирмы показал, что риск и доходы две взаимосвязанные финансовые категории, основой управления которыми являются финансовое планирование.
Для решения задачи прогнозирования денежных потоков с учетом рисков разработана экономико-мат управления рисками, с применением имитационного моделирования [12, 14, 17] на примере транспортной фи| на рис. 5.
Имитационное моделирование представляет собой серию численных экспериментов, призванных получить ; степени влияния различных исходных величин на зависящие от них результаты.
В14
А в с 0 Е
1 Исходные условия эксперимента
5
3 Минимум Максимум
4 Переменные расходы 25 35
Количостпо 150 300
Б Цена 40 55
7
В Экс,пернм*нгоЕ= 500 Номер строки = =88+10-2
9
10 Переменные расколы М Колич еетво (СЦ Цена <Р) Поступления (ИСР^ ЧСС (МРУО
11 12 =СПУЧМЕ5КДУ(4ВМ.{С«) =СЛ УЧМВЦДУ(«Б$5; 8С5 5] =СЛУЧМВ*ЩУ,($В$6.$С$6) (В1ПС11.А11). 'Результаты аналюа'|$8$3-"Результаты 'Реэультаты аналиэа'1$0$3)+"Рез упьтэты аналюа'«58$4 ПЗ('Результзты анализа' I! О! 2. 'Результаты анализа'! Ю£4;-,имитация(2)'Ю11)1. 'Результаты анализа'!?8$2
13
и
к ^ м\ исклэ+ыэ /ячтцля Упмтацм! 12>/ Ркугът-аты ¿на^ и / Ы
Рис. 5 Табличная модель имитации
Основные виды рисков, которым подвержена транспортная фирма, имеют ярко выраженный случайный эффективными методами для прогнозирования финансовых потоков в подобных условиях являются имитацис модели.
Проведенный имитационный эксперимент, представленный на рис. 6 и 7 показал, что шанс получения от[ величины NPV (чистая современная стоимость финансового потока), не превышает 5%. Общее число отрицател выборке составляет 14 из 500. Следовательно с вероятностью около 97% можно утверждать, что экономь положительным и составит около 3000 тыс. руб.
Рис. 6 Зависимость величины чистого потока платежей (NCF) и чистой современной стоимости прое
Имитационное моделирование является основой для создания новых перспективных технологий уп | решений в сфере бизнеса. Имитационное моделирование представляет собой серию численных экспер1 получить эмпирические оценки степени влияния различных исходных величин на зависящие от них результаты.
Рис. 7 Зависимость между поступлениями и чистым финансовым потоком
Для прогнозирования критерием эффективности была выбрана чистая современная стоимость проекта деятельности за счёт приобретения новых единиц транспорта для дополнительных транспортных услуг, котора основе имитационного эксперимента, так как имитационное моделирование позволяет учесть максимальн факторов внешней среды для поддержки и принятия управленческих решений и является наиболее мощньп инвестиционных рисков. Результаты имитационного моделирования показали, что риск данного проекта вероятность того, что поступления от проекта будут положительными.
На практике одним из важнейших этапов анализа результата имитационного эксперимента является исслед между ключевыми параметрами. Количественная оценка вариации напрямую зависит от степени корреляци величинами. Визуально исследуя графики зависимостей нетрудно заметить, что в целом вариация значений вс случайный характер, что подтверждает принятую ранее гипотезу об их независимости. Сравнивая г распределений потока платежей NCF и величины NPV, можно отметить, что направления колебаний здесь пр совпадают, а, следовательно, между этими величинами существует сильная корреляционная связь, близкая к фу
Отметим, что в целом применение технологии проведения имитационных экспериментов среде EXCEL - дост но трудоемкий процесс, который в данном случае ограничивается, случаем равномерного распределения исслед
В результате изучения теоретических и методологических аспектов прогнозирования финансовых потоков на ос деятельности транспортной фирмы, а также исследования фактического движения денежных потоков в анали факторов риска и их взаимосвязи с конечным финансовым результатом были разработаны способы сниж деятельности фирмы [19, 20, 21, 22].
Подводя итоги рассматриваемой проблемы, для снижения степени риска деятельности транспортной фирм следующие способы:
- заключать различные договора страхования на всевозможные случаи, связанные с большим риском;
■ создавать резервные производственные запасы, согласно нормативов;
- расширять коммерческую сферу деятельности транспортной фирмы, инвестируя свободные средства в новые эффективность которых можно оценить с помощью имитационного моделирования.
Таким образом, предложенная система мероприятий позволяет сократить риск за счёт увеличения финансового
Проведённые исследования позволяют рассчитать экономическую эффективность предлагаемых мероприятий о целесообразности их реализации и позволяющих сделать вывод, что разработанная система управления р только повысить качество прогнозирования и планирования финансовых потоков, но и обеспечить укреп положения транспортной фирмы.
Практическая значимость проведённого исследования состоит в том, что предложенные мероприятия могут бы решения задач по снижению потерь за счёт управления совокупным риском и повышения эффективно! деятельности фирмы.
Библиографический список
1. Антонова Г. М., Цвиркун А. Д. Оптимизационно-имитационное моделирование для решения пр< современных сложных производственных систем // Проблемы управления. 2005. №5 С.19-27.
2. Бирюков А.Н. Экономико-математические методы исследования проблем общественного транспо образования // Научная жизнь. - 2010. - № 3. - С. 40-42
3. Бирюков А.Н. Нечеткая регрессионная прогнозная многофакторная модель для решения экономической Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 2 (22).
4. Бирюков А.Н. Экономико-математическая модель управления рисками, с применением имитационно Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 3 (23)
5. Бирюков А.Н. Экономико-математическое моделирование дохода бюджета в условиях неопределённости / журнал «Экономика и управление», СПб. - 2009. - № 3. - С. 92-95 (0,56 п.л.).
6. Бирюков А.Н. Прогнозирование финансовых потоков через экономико- математическую модель управления рисками // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - № 9. - С. 78-85 (0,5 п.л.).
7. Бирюков А. Н. Прогнозирование и планирование финансовых потоков на основе риска деятельности транс // Грани познания: Сборник научных трудов молодых учёных. - 2009. - № 13. - С. 15-22 (0,5 п.л.)
8. Бублик Н.Д., Голичев И.И., Горбатков С.А. Стохастическая оптимизация риска как ресурса в экономических во БГУ, 2000.
9. Бублик Н.Д., Попенов С.В., Секерин А.Б. Управление финансами и банковскими рисками. - Уфа: Альтерна" с.
10. Буянов Б. Б., Лубков Н. В., Поляк Г. Л. Система поддержки принятия управленческих решений с примене моделирования // Проблемы управления. 2006. №6 С.43-49.
11. Автотранспорт: учёт и налогообложение / Под.ред. С.Б. Сазонтова. 3-е изд., испр. - 2002.
12. Влацкая И. В., Татжибаева О. А. Применение методов имитационного моделирования в реинжиниринге Вестник ОГУ. 2010. №9 (115) С.98-103.
13. Крупский А. Ю., Монахов А. Д. Инновации в имитационном моделировании // Интернет-журнал Наукове С.28.
14. Макова А. С. Перспективы развития имитационного моделирования // Современные наукоемкие технолог 60.
15. Максимей И. В., Сукач Е. И., Галушко В. Н., Гируц П. В. Применение имитационных моделей для принятия управления на транспорте // ММС. 2010. №1 С.185-192.
16. Неизвестная Д. В. Применение имитационного моделирования при прогнозировании прибыли организаци // ВЭПС. 2014. №3 С.77-80.
17. Полянская Я. В., Егорова Т. Д. Проектирование работы предприятия на основе имитационного моделиров 2007. №4 С.84-86.
18. Садова Кристина Владимировна, Краснов Станислав Сергеевич Имитационное моделирование в уп| экономическими системами // Вестник ВУиТ. 2011. №18 С.65-72.
19. Селиверстов Я. А. Селиверстов Святослав Александрович Применение метода имитационого модели эффективности новых видов городского пассажирского транспорта // Вестник государственного университета флота им. адмирала С.О. Макарова. 2015. №3 (31) С.83-92.
20. Глебова О.В., Мельникова О.Ю. Методы оценки рисков в условиях неопределенности // Иннов: электронн 2015. №1 (22). URL: http://www.innov.ru/science/economv/metodv-otsenki-riskov-v-uslovivakh-/
21. Турпищева М. С. Разработка логистической модели пассажирских перевозок методами имитационно Вестник АГТУ. 2011. №2 С.83-87.
22. Триппель А.А., Ротарь В.Г. Моделирование процесса перевозок пассажиров городским электротранс экономики и менеджмента. 2012. №6 (10) С.68-70.
|< о | Яндекс.Видже-rlNNOV
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления