Научная статья на тему 'Имитационная игра стратегема-1: анализ результатов проведения на базе балансовой модели'

Имитационная игра стратегема-1: анализ результатов проведения на базе балансовой модели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3921
541
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИГРА / БАЛАНСОВАЯ МОДЕЛЬ / АНАЛИЗ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / КРИЗИС / ЭКОНОМИКА / НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАЛАНС НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА / ФОНД НАКОПЛЕНИЯ / ФОНД ПОТРЕБЛЕНИЯ / КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ECONOMIC GAME / BALANCE MODEL / ANALYSIS / EXPORT / IMPORT / CRISIS / ECONOMIC / NATIONAL ECONOMIC LEVEL / FOREIGN TRADE ACTIVITY / NATIONAL WEALTH BALANCE / ACCUMULATION FUND / CONSUMPTION FUND / INVESTMENTS / ENERGY RESOURCES / INDUSTRY / LABOUR PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крюков Михаил Михайлович

Статья посвящена новым элементам в методике проведения эколого-экономических имитационных игр на примере имитационной игры СТРАТЕГЕМА-1, разработанной под руководством проф. Д. Медоуза (США). Эта игра в течение 15 лет применяется в учебном процессе кафедры экономики природопользования экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. В течение этого времени игра проводится по новой методике, включающей балансовую модель, что дает возможность углубленного экономического анализа игры и расчета показателей, не предусмотренных в ее исходном варианте. Балансовая модель позволяет анализировать сценарии развития моделируемой системы, что придает данной игре не только образовательное, но и научное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMITATION GAME STRATEGEMA-1: THE CARRYING OUT ANALYSIS ON THE BALANCE MODEL BASIS

The article is devoted to the new elements in a technique of ecological-economic games carrying at the example of the imitating game STRATEGEMA-1, worked out under the professor D. Medouz (USA) management. This game is applied in educational process at the wildlife management department of the economic faculty of the Moscow State University named by M.V. Lomonosov within 15 years. During this time game is carried out by the new technique including balance model that enables the profound economic analysis of game and calculation of the parameters which have been not stipulated in its initial variant. The balance model allows analyzing different scripts of development of modeled system that attaches to the given game not only educational, but also scientific value.

Текст научной работы на тему «Имитационная игра стратегема-1: анализ результатов проведения на базе балансовой модели»

М.М. КРЮКОВ

ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА СТРАТЕГЕМА-1: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ НА БАЗЕ БАЛАНСОВОЙ МОДЕЛИ

Ключевые слова: экономическая игра, балансовая модель, анализ, экспорт, импорт, кризис, экономика, народнохозяйственный уровень, внешнеэкономическая деятельность, баланс национального богатства, фонд накопления, фонд потребления, капиталовложения, энергетические ресурсы, промышленность, производительность труда.

Статья посвящена новым элементам в методике проведения эколого-экономи-ческих имитационных игр на примере имитационной игры СТРАТЕГЕМА-1, разработанной под руководством проф. Д. Медоуза (США). Эта игра в течение 15 лет применяется в учебном процессе кафедры экономики природопользования экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. В течение этого времени игра проводится по новой методике, включающей балансовую модель, что дает возможность углубленного экономического анализа игры и расчета показателей, не предусмотренных в ее исходном варианте. Балансовая модель позволяет анализировать сценарии развития моделируемой системы, что придает данной игре не только образовательное, но и научное значение.

MM KRYUKOV THE IMITATION GAME STRATEGEMA-1:

THE CARRYING OUT ANALYSIS ON THE BALANCE MODEL BASIS

Key words: economic game, balance model, analysis, export, import, crisis, economic, national economic level, foreign trade activity, national wealth balance, accumulation fund, consumption fund, investments, energy resources, industry, labour productivity.

The article is devoted to the new elements in a technique of ecological-economic games carrying at the example of the imitating game STRATEGEMA-1, worked out under the professor D. Medouz (USA) management. This game is applied in educational process at the wildlife management department of the economic faculty of the Moscow State University named by M.V. Lomonosov within 15 years. During this time game is carried out by the new technique including balance model that enables the profound economic analysis of game and calculation of the parameters which have been not stipulated in its initial variant. The balance model allows analyzing different scripts of development of modeled system that attaches to the given game not only educational, but also scientific value.

С первых проведений игры СТРАТЕГЕМА-1 [2] в нашей стране стало ясно, что требуется расширение экономической интерпретации данной игры. Любая деловая игра имеет свою терминологию, свой язык. В словарном запасе рассматриваемой игры первоначально отсутствовали такие понятия, как «национальное богатство», «валовой общественный продукт», «валовой внутренний продукт», «национальный доход». Между тем макроэкономический характер игры делал применение этих категорий не просто естественным, но крайне желательным. Но при попытках рассчитать их возникли трудности, связанные с отсутствием в игре отчетного баланса. Его отсутствие было тем более удивительным, что практически ни одна из известных нам зарубежных экономических игра не обходилась без такой формы сводной отчетности. На ней базировался анализ деятельности участников. Баланс давал наиболее обобщенное и наглядное представление о положении игрового предприятия. Возможно, мысль о нем не возникла у авторов СТРАТЕГЕМЫ-1, поскольку объектом моделирования была национальная экономика в целом, а не отдельное предприятие. Но и в этом случае завершенную картину игровых

событий можно было получить только из баланса, разумеется, макроэкономического.

Во время одной из первых демонстраций игры СТРАТЕГЕМА-1 в СССР ее автору, Д. Медоузу, был задан вопрос, почему в игре нет баланса и нельзя ли его ввести. Автор отнесся к такой идее достаточно скептически и сказал примерно следующее: «Конечно, можно свести баланс. Это такая же тонкая работа, как разобрать часы, а потом собрать. Стоит ли?» Тогда подумалось: потребителю, конечно, неважно, как устроены часы, лишь бы они ходили. Но, часовщик, безусловно, должен уметь разбирать и собирать самый сложный механизм. Для организатора игры она не должна быть «черным ящиком». Впрочем, и для участников это нежелательно. На наш взгляд, экономическая игра без баланса в той или иной форме - всегда черный ящик.

Опыт проведения многих игр, и, прежде всего, «Гексагона», подсказывал, что баланс мог бы сослужить полезную службу и в этой американской новинке. Какие обстоятельства наводили на подобную мысль?

- Картина материальных потоков на игровом поле не сохранялась. Ее можно было восстановить по игровым документам, но это и была бы работа, аналогичная сборке часов. Почему не выполнить ее один раз, а затем получать картину автоматически? Такая картина ничем не отличается от баланса.

- Картина материальных потоков подсказывала, что самое интересное в игре - воспроизводственные аспекты. Баланс был необходим для их анализа.

- Для Д. Медоуза главным содержанием в игре был постепенный переход от экспорта энергии и импорта товаров к экспорту товаров и импорту энергии с возможным энергетическим кризисом, отделяющим эти два периода. Но сразу обнаружилось, что данные этапы в развитии игровой экономики резко отличаются структурой самой экономики, структурой затрат в ее секторах и распределением общественного продукта. Моменты, которые также требовали балансового представления.

Задачу облегчало наличие отработанной методики составления баланса для имитационной игры «Гексагон-2» [1], поскольку обе игры отражали народнохозяйственный уровень при достаточно близком уровне агрегирования. В СТРАТЕГЕМЕ-1 структура экономики была еще проще, финансовый аспект присутствовал только во внешнеэкономической деятельности. Значит, не было необходимости в шахматной таблице финансовых связей и взаимных обязательств. Главное, что оставалось - баланс национального богатства. В отличие от «Гексагона» в СТРАТЕГЕМЕ-1 не могло быть нескольких транзакций внутри одной и той же пары хозяйственных субъектов в течение одного периода. Это объясняется иным ходом времени. Решение в СТРАТЕГЕМЕ-1 сразу переводит систему в начало следующего периода. В «Гексагоне» в течение периода могло быть несколько решений у каждой хозяйственной единицы. Значит, для СТРАТЕГЕМЫ-1 можно было обойтись без временной развертки каждого периода в балансе - без протяженной промежуточной графы. Остальное, в принципе, было делом техники.

БАЛАНС ИГРЫ

ІАКТИВ

Годы 0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54

В:1 Кап итал энергопроизводства 800 860 1030 1820 2960 4870 6000 6000 6000 6000 6000

В:2 Капитал энергосбережения 0 220 380 800 2040 2180 3340 3790 4230 4700 4900

В:3 Капитал сельского хозяйства 800 840 670 680 940 1050 1540 1930 2240 2490 2590

В:4 Капитал охраны окружающей среды 0 210 170 300 800 1720 3230 3940 4080 4500 4550

В:5 Капитал промышленности 300 590 770 1020 1920 2040 3230 3480 3780 4220 4400

В:6 Капитал социальной сферы 450 700 1020 1060 1840 2640 3850 5920 7860 8590 8800

В:7 ИТОГО (В:1+В:2+В:3+В:4+В:5+В:6) 2350 3420 4040 5680 10500 14500 21190 25060 28190 30500 31240

В:8 Энергоресурсы 15000 14000 16100 18500 22920 25570 34640 38830 46150 49590 52830

В:9 Продовольствие 3300 2200 2450 3450 3250 3950 4400 6350 8600 12000 14400

В:10 Товары 3500 5890 7800 11950 14650 26500 32350 45300 53000 59750 62100

В:11 ИТОГО РЕСУРСОВ В НАЛИЧИИ (В:8+В:9+В:10) 21800 22090 26350 33900 40820 56020 71390 90480 107750 121340 129330

В:12 Сбережения в банках 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Баланс (В:7+В:11+В:12) 24150 25510 30390 39580 51320 70520 92580 115540 135940 151840 160570

І ПАССИВ

Годы 0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54

В:13 Национальное богатство к началу цикла 24150 24150 25510 29860 39080 51320 70520 92580 115540 135940 151840

В:14 Совокупный общественный продукт: 0 19450 24700 32450 37400 52950 63750 81650 91600 101750 106500

В:15 а) Фонд возмещения 0 13430 13960 16060 15080 21200 23460 35090 38800 44690 48320

В:16 б) Национальный доход (В:14 - В:15): 0 6020 10740 16390 22320 31750 40290 46560 52800 57060 58180

В:17 - штраф 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

В:18 - потери от импорта 0 260 50 50 0 0 0 0 0 0 0

В:19 - процент за кредит 0 0 180 170 0 0 0 0 0 0 0

В:20 - фонд потребления 0 4400 6160 6950 10080 12550 18230 23600 32400 41160 49450

В:21 в) Фонд накопления (В:16 - В:17 - В:18 - В:19 - В:20): 0 1360 4350 9220 12240 19200 22060 22960 20400 15900 8730

В:22 Иностранная помощь 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

В:23 Внешний долг 0 0 530 500 0 0 0 0 0 0 0

Баланс (В:13+В:21+В:22+В:23): 24150 25510 30390 39580 51320 70520 92580 115540 135940 151840 160570

Приведем типичный баланс средней страны (Гринписия-2007). Разумеется, он имеет смысл только на фоне остальной информации по игре, которую мы также приводим, как в табличной, так и в графической форме.

| МИНИСТР НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ І С,рана П»»™™

Годы 0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 В. Р.

РЕСУРСЫ СЕКТОРА

РО:1 Население 200 220 250 280 310 340 370 400 420 430 440 500

РО:2 Имеющееся продовольствие (произв. и имп. пр. цикла) 3300 2200 2450 3450 3250 3950 4400 6350 8600 12000 14400 12500

РО:3 Имеющиеся товары ( произв. и импорт пр. цикла ) 3500 5890 7800 11950 14650 26500 32350 45300 53000 59750 62100 68600

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

РО:4 Продовольствие на душу насел, в год, прошлый цикл 2 2 2 1,96 2,4 2,1 2,32 2,38 3 4 5 5

РО:5 Смертность в этом цикле ( на 1000 чел. в год ) 18 18 18 18 16 18 18 17 14 11 10 10

РО:6 Товары на душу населения в год в прошлом цикле 2 2 3 3 4 5 7 8,65 11 13 15 15

РО:7 Капитал соц. сферы на душу насел. в этом цикле 2,25 3,18 4,08 3,79 5,94 7,76 10,41 14,8 18,71 19,98 20 18

РО:8 Рождаемость в этом цикле ( на 1000 чел. в год ) 41 41 40 39 38 35 32 28 20 15 12 10

РЕШЕНИЕ №1 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИМЕЮЩЕГОСЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

Годы 0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49

Р1:1 Продовольствие для населения ( всего на этот цикл ) 2000 2200 2450 3360 3250 3950 4400 6000 8400 10750

Р1:2 Продовольствие на экспорт 1300 0 0 90 0 0 0 350 200 1250

ВСЕГО: Р!:1+Р!:2=РО:2 3300 2200 2450 3450 3250 3950 4400 6350 8600 12000

РЕШЕНИЕ №2 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ ТОВАРОВ

Годы 0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49

Р1:3 Товары для населения ( всего на этот цикл ) 2000 3300 3750 5600 7750 11900 16000 22000 27300 32250

Р1:4 Товары на капиталовложения 1500 1240 2350 5850 5900 9300 7670 7500 7120 5920

Р1:5 Товары на экспорт 0 1350 1700 500 1000 5300 8680 15800 18580 21580

ВСЕГО: Р! :3+Р! :4+Р! :5=РО:3 3500 5890 7800 11950 14650 26500 32350 45300 53000 59750

Годы 0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 В. Р.

РЕСУРСЫ СЕКТОРА

ЕО:1 Выбывающий капитал энергопроизводства 160 170 210 360 590 970 1200 1200 1200 1200 1200 1200

ЕО:2 Остающийся капитал энергопроизводства 640 690 820 1460 2370 3900 4800 4800 4800 4800 4800 4800

ЕО:3 Весь капитал энергопроизводства ( ЕО:1+ЕО:2 ) 800 860 1030 1820 2960 4870 6000 6000 6000 6000 6000 6000

ЕО:4 Выбывающий капитал энергосбережения 0 40 80 160 410 440 670 760 850 940 980 840

ЕО:5 Остающийся капитал энергосбережения 0 180 300 640 1630 1740 2670 3030 3380 3760 3920 3360

ЕО:6 Весь капитал энергосбережения ( ЕО:4+ЕО:5 ) 0 220 380 800 2040 2180 3340 3790 4230 4700 4900 4200

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

ЕО:7 Вся имеющаяся в этом цикле энергия 15000 14000 16100 18500 22920 25570 34640 38830 46150 49590 52830 56000

ЕО:8 Энергия на единицу товаров населению 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2

ЕО:9 Энергия населению в прошлом цикле 400 400 660 750 1120 1550 2380 3200 4400 5460 6450 7500

ЕО:10 Коэффициент энергосбережения 1 0,75 0,62 0,44 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,4

ЕО:11 Энергия, потребляемая единицей с/х капитала 12,5 9,4 7,8 5,5 4,4 4,4 4,4 4,4 4,4 4,4 4,4 5

ЕО:12 Все энергетические потребности сельского хозяйства 10000 7900 5200 3750 4100 4600 6750 8450 9800 10900 11350 12500

ЕО:13Энергия, потребляемая единицей промышл. капитала 20 15 12,4 8,8 7 7 7 7 7 7 7 8

ЕО:14 Все энергетические потребности промышленности 6000 8850 9550 9000 13450 14300 22600 24350 26450 29550 30800 36000

ЕО:15 Общие энергетические потребности производства 16000 16750 14750 12750 17550 18900 29350 32800 36250 40450 42150 48500

ЕО:16 Планируемое произв. энергии на ед. капит. энергопр. 17,5 17,4 17 10,7 7,6 5,5 5 5 5 5 5 5

ЕО:17 Произв.энергии в этом цикле (доступна в следующем) 14000 15000 17500 19500 22500 27000 30000 30000 30000 30000 30000 30000

ЕО:18 Экспорт энергии в прошлом цикле 0 1600 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

ЕО:19 Импорт энергии в прошлом цикле 1000 0 1100 1000 90 1000 5300 8680 16150 18780 22830 26000

РЕШЕНИЕ №3 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВСЕЙ ИМЕЮЩ ЕЙСЯ ЭНЕРГИИ

Е1:1 Энергия на нужды населения ( ЕО:8”Р!:3 ) 400 660 750 1120 1550 2380 3200 4400 5460 6450

Е1:2 Энергия на экспорт 1600 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Е!:3 Энергия, резервируемая на следующий цикл 0 0 0 3330 2070 2340 150 0 810 0

Е!:4 Энергия, направляемая в производственные сектора 13000 13340 15350 14050 19300 20850 31290 34430 39880 43140

ВСЕГО: E!:1+E!:2+E! :3+EI:4=EO:7 15000 14000 16100 18500 22920 25570 34640 38830 46150 49590

РЕШЕНИЕ №4 РАС ПРЕДЕ ПЕНИЕ ЭНЕР ИИ МЕЖДУ РОИ ЗВОДСТ ВЕННЫМИ С ЕКТОРАМИ

Е!:5 Энергия, направляемая в сельское хозяйство 6400 4100 5200 4150 4500 5100 7430 9300 10780 11990

Е!:6 Энергия, направляемая в промышленность 6600 9240 10150 9900 14800 15750 23860 25130 29100 31150

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВСЕГО: Е!:5+Е!:6=В:4 13000 13340 15350 14050 19300 20850 31290 34430 39880 43140

РЕШЕНИЕ №5 РАСПРЕД ЕЛЕНИЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ В ЭНЕРГЕТИКУ

Е!:7 Капиталовложения в энергопроизводство 220 1 340 1000 1500 I 2500 2100 I 1200 I 1200 1200 I 1200

Е!:8 Капиталовложения в энергосбережение 220 | 200 500 1400 | 550 1600 | 1120 | 1200 1320 | 1140

МИНИСТР СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ОХРАНЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ I Страна Грин"исия

Годы 0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 В. Р.

РЕСУРСЫ СЕКТОРА

РО:1 Выбывающий сельскохозяйственный капитал 160 170 130 140 190 210 310 390 450 500 520 500

РО:2 Остающийся сельскохозяйственный капитал 640 670 540 540 750 840 1230 1540 1790 1990 2070 2000

РО:3 Весь сельскохозяйственный капитал ( РО:1+РО:2 ) 800 840 670 680 940 1050 1540 1930 2240 2490 2590 2500

РО:4 Выбывающий природоохранный капитал 0 40 30 50 130 290 540 660 680 750 760 670

РО:5 Остающийся природоохранный капитал 0 170 140 250 670 1430 2690 3280 3400 3750 3790 3330

РО:6 Весь природоохранный капитал ( РО:4+РО:5 ) 0 210 170 300 800 1720 3230 3940 4080 4500 4550 4000

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

РО:7 Качество природной среды в этом цикле 0,69 0,7 0,73 0,7 0,66 0,61 0,6 0,65 0,78 0,84 0,89 0,8

РО:8 Отношение с/х капитала к площади угодий в этом цикле 0,8 0,8 0,7 0,7 0,9 1,1 1,5 1,9 2,2 2,5 2,6 2,5

РО:9 Ожидаемое производство продовольств. в этом цикле 3450 3700 3050 3000 3900 4000 5800 7850 10900 13050 14400 12500

РО:Ю Обеспеченность энергией в прошлом цикле 1 0,64 0,52 1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1

РО:11 Производство продовольствия в прошлом цикле 3300 2200 1900 3000 3250 3950 4400 6350 8600 12000 14400 12500

РО:12 Экспорт продовольствия в прошлом цикле 1550 1300 0 0 90 0 0 0 350 200 1250 0

РО:13 Импорт продовольствия в прошлом цикле 0 0 550 450 0 0 0 0 0 0 0 0

РЕШЕНИЕ №5 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ В С.Х. И ОХРАНУ П.С.

Годы 0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49

|Р!:1 Капиталовложения в сельское хозяйство 200 0 140 400 300 700 700 700 700 600

|р!:2 Капиталовложения в охрану природной среды 210 0 160 550 1050 1800 1250 800 1100 800

МИНИСТР ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ I Страна Грин"исия

Годы 0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 В. Р.

РЕСУРСЫ СЕКТОРА

ЗО:1 Выбывающий промышленный капитал 60 120 150 200 380 410 650 700 760 840 880 900

ЗО:2 Остающийся промышленный капитал 240 470 620 820 1540 1630 2580 2780 3020 3380 3520 3600

ОО:3 Весь промышленный капитал ( ЗО:1+ЗО:2 ) 300 590 770 1020 1920 2040 3230 3480 3780 4220 4400 4500

ЗО:4 Выбывающий капитал социальной сферы 50 80 110 120 200 290 430 660 870 950 980 1000

ЗО:5 Остающийся капитал социальной сферы 400 620 910 940 1640 2350 3420 5260 6990 7640 7820 8000

ЗО:6 Весь капитал социальной сферы ( ЗО:4+ЗО:5 ) 450 700 1020 1060 1840 2640 3850 5920 7860 8590 8800 9000

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

ЗО:7 Капиталовооружённость труда 6 10,7273 12,32 14,5714 24,7742 24 34,9189 34,8 36 39,2558 40 36

ЗО:8 Коэф. завис. производит.труда от кап-вооружённости 5 9 10,57 11,75 16,23 16 19,16 19,13 19,4 19,89 20 19,4

ЗО:9 Капитал социальной сферы на душу населения 2,25 3,18 4,08 3,79 5,94 7,76 10,41 14,8 18,71 19,98 20 18

ЗО:Ю Коэф.завис.производит. труда от капитала соц. сферы 2,13 2,59 3,02 2,9 3,49 3,94 4,34 4,74 4,94 5 5 4,9

ЗО:11 Степень использования промышл.кап. в прошлом цикле 1 1,1 1,04 1,06 1,1 1,1 1,1 1,06 1,03 1,1 1,05 1

ЗО:12 Производство товаров в прошлом цикле 3000 3250 7800 11950 14650 26500 32350 45300 53000 59750 62100 68600

ОО:13 Экспорт товаров в прошлом цикле 0 0 1350 1700 500 1000 5300 8680 15800 18580 21580 26000

ЗО:14 Импорт товаров в прошлом цикле 500 2640 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

ЗО:15 Ожидаемое пр-во товаров при пошой обеспеч. энерг. 3100 7400 11500 13750 25350 30950 44400 52350 58100 61750 63550 68600

ЗО:16 Товары, имеющиеся в этом цикле 3500 5890 7800 11950 14650 26500 32350 45300 53000 59750 62100 68600

ЗО:17 Весь выбывающий к концу цикла капитал 430 620 710 1030 1900 2610 3800 4370 4810 5180 5320 5110

РЕШЕНИЕ №5 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КАП-ВЛОЖЕНИЙ В ПРОМЫШЛ. И СОЦ. СФЕРУ

Годы 0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49

31:1 Капиталовложения в промышленность 350 300 400 1100 500 1600 900 1000 1200 1020

3!:2 Капиталовложения в социальную сферу 300 400 150 900 1000 1500 2500 2600 1600 1160

Годы 0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49

РЕСУРСЫ СЕКТОРА

1О:1 Долг к началу этого цикла 0 0 530 500 0 0 0 0 0 0

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

1О:2 Годовая ставка % в этом цикле 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

1О:3 Коэффициент увеличения цены импорта 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

1О:4 Проценты в сумме долга в этом цикле 0 0 180 170 0 0 0 0 0 0

1О:5 Максимально возможный заём в этом цикле 1000 1630 1010 1090 1260 1170 2550 4590 8440 11890

1О:6 Цена единицы импортируемой энергии 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

1О:7 Цена единицы импортируемых товаров 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1

1О:8 Цена единицы импортируемого продовольствия 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1

РЕШЕНИЕ №6 ЭКСПОРТ И ИНОСТРАННАЯ ПОМОЩЬ

11:1 Деньги от иностранной помощи 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

11:2 Деньги от экспорта энергии (=Е!:2) 1600 0 0 0 0 0 0 0 0 0

11:3 Деньги от экспорта товаров (=Р!:5) 0 1350 1700 500 1000 5300 8680 15800 18580 21580

11:4 Деньги от экспорта продовольствия (=Р!:2) 1300 0 0 90 0 0 0 350 200 1250

РЕШЕНИЕ №7 НОВЫЕ ЗАЙМЫ

11:5 Новые займы 0 350 0 0 0 0 0 0 0 0

РЕШЕНИЕ №8 ВЫПЛАТА ДОЛГА

11:6 Выплата долга 0 0 200 500 0 0 0 0 0 0

РЕШЕНИЕ №9 РАЗМЕЩЕНИЕ ДЕНЕГ НА ИМПОРТ

11:7 Деньги на импорт ( !!:1+!!:2+!!:3+!!:4+!!:5-!!:6 ) 2900 1700 1500 90 1000 5300 8680 16150 18780 22830

11:8 Деньги на импорт энергоносителей 0 1100 1000 90 1000 5300 8680 16150 18780 22830

11:9 Деньги на импорт товаров 2900 0 0 0 0 0 0 0 0 0

11:10 Деньги на импорт продовольствия 0 600 500 0 0 0 0 0 0 0

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД

СМЕРТНОСТЬ РОЖДАЕМОСТЬ ^^ТОВАРЫ НА Д.Н. —^ПРОД. НА Д.Н. -Н— КАП. С/С НА Д.Н. КАЧ.СРЕДЫ, % НАСЕЛЕНИЕ

0-4 5-9 10-14 15-1 9 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49

ПРОИЗВОДСТВО НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА

120000 -|------------------------------------------------------------------------------------------

-20000 -I-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49

|СЕЛЬ.ХОЗ. ИПРОМЬШП ■■ ЭНЕРГЕТИКА ВСЕГО НАЦ.ДОХОД . Н/Д НА 100 ЧЕЛ.

СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИЙ

1^— ЭНЕРГОПРОИЗВОДСТВО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ ^^СЕЛЬСКОЕ ХОЗ-ВО ОХРАНА СРЕДЫ ^^СОЦ.СФЕРА —^ПРОМЫШЛЕННОСТЬ I

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РОСТА ЭНЕРГЕТИКИ

I * КАПИТАЛ Э/ПР., ТЫС. ЕД. —► -ПРОИЗВ. ЭНЕРГИИ, ТЫС. ЕД. ■ ИЗБЫТОК (ДЕФИЦИТ), ТЫС. ЕД. II ИМПОРТ ЭНЕРГИИ, ТЫС. ЕД. I ДОЛЯ НАС.В ЭН., %

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РОСТА КАПИТАЛА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

I ■ КАПИТАЛОВООРУЖ. I КАП.С/СФ. НА Д. Н. —Ъ -ПР.ПР-ВО, ТЫС. ЕД. И ВКЛАД ПР-ТИ ТР., ТЫС. ЕД. ОБЕСПЕЧ. ЭНЕРГИЕЙ]

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РОСТА КАПИТАЛА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

■ КАПИТАЛ НА ЕД. ПЛОЩАДИ —л -ПРОИЗВ.,1 0000 ЕД. I ОБЕСПЕЧ .ЭНЕРГИЕЙ

ЗАЩИЩЕННОСТЬ СРЕДЫ —К -КАЧЕСТВО СРЕДЫ

Структура баланса очевидна из пояснений в самой таблице. Показаны источники формирования национального богатства страны и распределение произведенного продукта. Обращает на себя внимание изменение доли национального дохода в общественном продукте: с повышением эффективности производства эта доля постепенно возрастает, но затем, когда резервы роста эффективности исчерпаны, а объем производства нарастает, доля национального дохода снова начинает падать. Страны с наиболее эффективной экономикой сохраняют до конца игры тенденцию к росту этой доли, или, по крайней мере, стабилизируют ее.

Данная страна обошлась без энергетического кризиса. Этот факт также косвенно отразился на балансе. Дело в том, что мы не наблюдаем резких скачков фонда накопления. Именно они, не будучи подкреплены энергетикой, приводят к кризису. Напротив, некоторое ускорение темпов роста накопления у этой страны в 25-29 годах обусловлено опережающим ростом энергетики, который и предупредил возможный кризис. Сокращение фонда накопления к концу игры, особенно в соотношении с фондом потребления, также оправдано. Страна обеспечила запас ресурсов для устойчивого развития.

Очевидно, что страна умеренно пользовалась импортом, что частично спасло ее от неоправданных затрат. И все же затратность высока. Чем это объяснить? Недостаточным уровнем развития энергосбережения (0,35 при максимально возможном уровне 0,3) и медленным ростом социальной сферы. К концу игры ее развитие достигло максимума, но в ходе развития, когда эффективное использование ресурсов становилось источником развития, социальная сфера отставала.

И вот пример одной из лучших стран. Особенно приятно, что он не такой уж давний (2007 г.). Это страна с названием Terra Nova.

I баланс игры |

ІАКТИВ

Годы 0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54

B:1 Капитал энергопроизводства 800 1100 1400 1400 5000 5010 5010 4710 4710 4700 4700

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B:2 Капитал энергосбережения 0 0 620 800 2460 2850 3110 3390 3460 3520 3570

B:3 Капитал сельского хозяйства 800 800 800 800 1600 1600 1600 1600 1600 1600 1600

B:4 Капитал охраны окружающей среды 0 110 970 1070 2880 3090 3270 3270 3270 3270 3260

B:5 Капитал промышленности 300 330 720 930 1600 1840 1980 2160 2160 2160 2160

B:6 Капитал социальной сферы 450 1080 2400 2700 5580 6120 6540 6650 6840 7030 6850

B:7 ИТОГО (B:1+B:2+B:Э+B:4+B:5+B:6) 2350 3420 6910 7700 19120 20510 21510 21780 22040 22280 22140

B:8 Энергоресурсы 15000 14000 18000 18500 22220 27500 36020 47520 59040 71800 85610

B:9 Продовольствие 3300 2200 2500 2850 4250 9500 10000 10100 10250 10350 10450

B:10 Товары 3500 6280 5050 21090 19250 33950 37950 40150 42400 43000 43300

B:11 ИТОГО РЕСУРСОВ В НАЛИЧИИ (B:8+B:9+B:10) 21800 22480 25550 42440 45720 70950 83970 97770 111690 125150 139360

B:12 Сбережения в банках 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Баланс (B:7+B:11+B:12) 24150 25900 32460 50140 64840 91460 105480 119550 133730 147430 161500

ІПАССИВ 1

Годы 0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54

B:13 Национальное богатство к началу цикла 24150 24150 25900 32460 50140 64840 91460 105480 119550 133730 147430

B:14 Совокупный общественный продукт: 0 19300 25550 36650 42000 70950 75450 77750 79650 80350 80750

B:15 а) Фонд возмещения 0 12830 14150 12130 14370 22520 23480 24580 25220 25250 25280

B:16 б) Национальный доход (В:14 - В:15): 0 6470 11400 24520 27630 48430 51970 53170 54430 55100 55470

B:17 - штраф 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

B:18 - потери от импорта 0 320 0 580 0 0 0 0 0 0 0

B:19 - процент за кредит 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

B:20 - фонд потребления 0 4400 4840 6260 12930 21810 37950 39100 40250 41400 41400

B:21 в) Фонд накопления (В:16 - В:17 - В:18 - В:19 - В:20): 0 1750 6560 17680 14700 26620 14020 14070 14180 13700 14070

B:22 Иностранная помощь 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

B:23 Внешний долг 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Баланс (B:13+B:21+B:22+B:23): 24150 25900 32460 50140 64840 91460 105480 119550 133730 147430 161500

| МИНИСТР НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ I Страна Terra Nova

Годы 0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 В. Р.

РЕСУРСЫ СЕКТОРА

РО:1 Население 200 220 250 280 310 330 340 350 360 360 360 500

РО:2 Имеющееся продовольствие (произв. и имп. пр. цикла) 3300 2200 2500 2850 4250 9500 10000 10100 10250 10350 10450 12500

РО:3 Имеющиеся товары ( произв. и импорт пр. цикла ) 3500 6280 5050 21090 19250 33950 37950 40150 42400 43000 43300 68600

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

РО:4 Продовольствие на душу насел, в год, прошлый цикл 2 2 2 2 2,04 2,74 5 5 5 5 5 5

РО:5 Смертность в этом цикле ( на 1000 чел. в год ) 18 18 18 18 18 14 10 10 10 10 10 10

РО:6 Товары на душу населения в год в прошлом цикле 2 2 2 2,5 6 9,44 15 15 15 15 15 15

РО:7 Капитал соц. сферы на душу насел. в этом цикле 2,25 4,91 9,6 9,64 18 18,55 19,24 19 19 19,53 19,03 18

РО:8 Рождаемость в этом цикле ( на 1000 чел. в год ) 41 41 39 36 33 23 17 13 11 10 10 10

РЕШЕНИЕ №1 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИМЕЮЩЕГОСЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

Годы 04 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49

Р!:1 Продовольствие для населения ( всего на этот цикл ) 2000 2200 2500 2850 4250 8250 8500 8750 9000 9000

Р!:2 Продовольствие на экспорт 1300 0 0 0 0 1250 1500 1350 1250 1350

ВСЕГО: PI:1+PI:2=PO:2 3300 2200 2500 2850 4250 9500 10000 10100 10250 10350

РЕШЕНИЕ №2 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ ТОВАРОВ

Годы 0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49

Р!:3 Товары для населения ( всего на этот цикл ) 2000 2200 3130 8400 14630 24750 25500 26250 27000 27000

Р!:4 Товары на капиталовложения 1500 4080 1920 12690 4620 4460 3890 3920 3930 3580

Р!:5 Товары на экспорт 0 0 0 0 0 4740 8560 9980 11470 12420

ВСЕГО: PI :3+PI :4+P! :5=PO:3 3500 6280 5050 21090 19250 33950 37950 40150 42400 43000

Годы 0-4 5-9 ’ 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 В. Р.

РЕСУРСЫ СЕКТОРА

ЕО:1 Выбывающий капитал энергопроизводства 160 220 280 280 1000 1000 1000 940 940 940 940 1200

ЕО:2 Остающийся капитал энергопроизводства 640 880 1120 1120 4000 4010 4010 3770 3770 3760 3760 4800

ЕО:3 Весь капитал энергопроизводства ( ЕО:1+ЕО:2 ) 800 1100 1400 1400 5000 5010 5010 4710 4710 4700 4700 6000

ЕО:4 Выбывающий капитал энергосбережения 0 0 120 160 490 570 620 680 690 700 710 840

ЕО:5 Остающийся капитал энергосбережения 0 0 500 640 1970 2280 2490 2710 2770 2820 2860 3360

ЕО:6 Весь капитал энергосбережения ( ЕО:4+ЕО:5 ) 0 0 620 800 2460 2850 3110 3390 3460 3520 3570 4200

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

ЕО:7 Вся имеющаяся в этом цикле энергия 15000 14000 18000 18500 22220 27500 36020 47520 59040 71800 85610 56000

ЕО:8 Энергия на единиц товаров населению 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2

ЕО:9 Энергия населению в прошлом цикле 400 400 440 630 1680 2930 4950 5100 5250 5400 5400 7500

ЕО:10 Коэффициент энергосбережения 1 1 0,49 0,45 0,34 0,32 0,32 0,31 0,31 0,31 0,31 0,4

ЕО:11 Энергия, потребляемая единицей с/х капитала 12,5 12,5 6,1 5,6 4,3 4 4 3,9 3,9 3,9 3,9 5

ЕО:12 Все энергетические потребности сельского хозяйства 10000 10000 4900 4500 6800 6400 6400 6200 6200 6200 6200 12500

ЕО:13 Энергия, потребляемая единицей промышл. капитала 20 20 9,8 9 6,8 6,4 6,4 6,2 6,2 6,2 6,2 8

ЕО:14 Все энергетические потребности промышленности 6000 6600 7050 8350 10900 11800 12650 13400 13400 13400 13400 36000

ЕО:15 Общие энергетические потребности производства 16000 16600 11950 12850 17700 18200 19050 19600 19600 19600 19600 48500

ЕО:16 Планируемое произв. энергии на ед. капит. энергопр. 17,5 16,4 13,2 13,2 5,5 5,5 5,5 5,7 5,7 5,7 5,7 5

ЕО:17 Произв.энергии в этом цикле (доступна в следующем) 14000 18000 18500 18500 27500 27500 27500 27000 27000 27000 27000 30000

ЕО:18 Экспорт энергии в прошлом цикле 0 2200 0 6370 0 0 0 0 0 0 0 0

ЕО:19 Импорт энергии в прошлом цикле 1000 0 0 0 0 0 5990 10060 11330 12720 13770 26000

РЕШЕНИЕ №3 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВСЕЙ ИМЕЮЩ ЕЙСЯ ЭНЕРГИИ

Е1:1 Энергия на нужды населения ( ЕО:8”Р!:3 ) 400 440 630 1680 2930 4950 5100 5250 5400 5400

Е1:2 Энергия на экспорт 2200 0 6370 0 0 0 0 0 0 0

Е!:3 Энергия, резервируемая на следующий цикл 0 0 0 3720 0 2530 9960 20710 32080 44840

Е!:4 Энергия, направляемая в производственные сектора 12400 13560 11000 13100 19290 20020 20960 21560 21560 21560

ВСЕГО: EI:1+EI:2+EI:3+EI:4=EO:7 15000 14000 18000 18500 22220 27500 36020 47520 59040 71800

РЕШЕНИЕ №4 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ МЕЖДУ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ СЕКТОРАМИ

Е!:5 Энергия, направляемая в сельское хозяйство 6400 7150 3900 4600 7300 7040 7040 6820 6820 6820

Е!:6 Энергия, направляемая в промышленность 6000 6410 7100 8500 11990 12980 13920 14740 14740 14740

ВСЕГО: В:5+В:6=В:4 12400 13560 11000 13100 19290 20020 20960 21560 21560 21560

РЕШЕНИЕ №5 РАСПРЕД КУ И ГЕТИ ЕРГ Н Э В 'S И Н Е ЖЕ О Л В О ИТАЛО ПИ Е И ЕНИ ЕЛЕ

Е!:7 Капиталовложения в энергопроизводство 460 | 520 280 3880 | 1010 1000 700 940 930 | 940

Е!:8 Капиталовложения в энергосбережение 0 | 620 300 1820 | 880 830 900 750 750 | 750

ІМИНИСТР СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ОХРАНЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ I °1рана Те™

Годы 0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 В. Р.

РЕСУРСЫ СЕКТОРА

РО:1 Выбывающий сельскохозяйственный капитал 160 160 160 160 320 320 320 320 320 320 320 500

РО:2 Остающийся сельскохозяйственный капитал 640 640 640 640 1280 1280 1280 1280 1280 1280 1280 2000

РО:3 Весь сельскохозяйственный капитал ( РО:1+РО:2 ) 800 800 800 800 1600 1600 1600 1600 1600 1600 1600 2500

РО:4 Выбывающий природоохранный капитал 0 20 160 180 480 520 550 550 550 550 540 670

РО:5 Остающийся природоохранный капитал 0 90 810 890 2400 2570 2720 2720 2720 2720 2720 3330

РО:6 Весь природоохранный капитал ( РО:4+РО:5 ) 0 110 970 1070 2880 3090 3270 3270 3270 3270 3260 4000

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

РО:7 Качество природной среды в этом цикле 0,69 0,7 0,71 0,83 0,89 0,91 0,92 0,93 0,94 0,95 0,95 0,8

РО:8 Отношение с/х капитала к площади угодий в этом цикле 0,8 0,8 0,8 0,8 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 2,5

РО:9 Ожидаемое производство продовольств. в этом цикле 3450 3500 3550 4150 8900 9100 9200 9300 9400 9500 9500 12500

РО:Ю Обеспеченность энергией в прошлом цикле 1 0,64 0,72 0,8 1,02 1,07 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1

РО:11 Производство продовольствия в прошлом цикле 3300 2200 2500 2850 4250 9500 10000 10100 10250 10350 10450 12500

РО:12 Экспорт продовольствия в прошлом цикле 1550 1300 0 0 0 0 1250 1500 1350 1250 1350 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РО:13 Импорт продовольствия в прошлом цикле 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

РЕШЕНИЕ №5 РАСПРВДЕЛЕНИЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ В С.Х. И ОХРАНУ П.С.

Годы 0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49

|Р!:1 Капиталовложения в сельское хозяйство 160 160 160 960 320 320 320 320 320 320

|р!:2 Капиталовложения в охрану природной среды 110 880 260 1990 690 700 550 550 550 540

ІМИНИСТР ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ Страна Terra Nova

Годы 0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 В. Р.

РЕСУРСЫ СЕКТОРА

ЗО:1 Выбывающий промышленный капитал 60 70 140 190 320 370 400 430 430 430 430 900

ЗО:2 Остающийся промышленный капитал 240 260 580 740 1280 1470 1580 1730 1730 1730 1730 3600

ОО:3 Весь промышленный капитал ( ЗО:1+ЗО:2 ) 300 330 720 930 1600 1840 1980 2160 2160 2160 2160 4500

ЗО:4 Выбывающий капитал социальной сферы 50 120 270 300 620 680 730 740 760 780 760 1000

ЗО:5 Остающийся капитал социальной сферы 400 960 2130 2400 4960 5440 5810 5910 6080 6250 6090 8000

ЗО:6 Весь капитал социальной сферы ( ЗО:4+ЗО:5 ) 450 1080 2400 2700 5580 6120 6540 6650 6840 7030 6850 9000

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

ЗО:7 Капиталовооружённость труда 6 6 11,52 13,2857 20,6452 22,303 23,2941 24,6857 24 24 24 36

ЗО:8 Коэф. завис. производит.труда от кап-вооружённости 5 5 9,87 11,08 14,66 15,32 15,72 16,21 16 16 16 19,4

ЗО:9 Капитал социальной сферы на душу населения 2,25 4,91 9,6 9,64 18 18,55 19,24 19 19 19,53 19,03 18

ЗО:10 Коэф.завис.производит. труда от капитала соц. сферы 2,13 3,23 4,24 4,25 4,9 4,93 4,96 4,95 4,95 4,98 4,95 4,9

ЗО:11 Степень использования промышл.кап. в прошлом цикле 1 1 0,97 1,01 1,02 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1

ЗО:12 Производство товаров в прошлом цикле 3000 3100 5050 15300 19250 33950 37950 40150 42400 43000 43300 68600

ОО:13 Экспорт товаров в прошлом цикле 0 0 0 0 0 0 4740 8560 9980 11470 12420 26000

ЗО:14 Импорт товаров в прошлом цикле 500 3180 0 5790 0 0 0 0 0 0 0 0

ЗО:15 Ожидаемое пр-во товаров при полной обеспеч. энерг. 3100 5150 15100 19050 32150 36000 38250 40550 41150 41400 41150 68600

ЗО:16 Товары, имеющиеся в этом цикле 3500 6280 5050 21090 19250 33950 37950 40150 42400 43000 43300 68600

ЗО:17 Весь выбывающий к концу цикла капитал 430 590 1130 1270 3230 3460 3620 3660 3690 3720 3700 5110

МИНИСТР ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Страна Terra Nova

Годы 0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 В. Р.

РЕСУРСЫ СЕКТОРА

ЗО:1 Выбывающий промышленный капитал 60 70 140 190 320 370 400 430 430 430 430 900

ЗО:2 Остающийся промышленный капитал 240 260 580 740 1280 1470 1580 1730 1730 1730 1730 3600

ОО:3 Весь промышленный капитал ( ЗО:1+ЗО:2 ) 300 330 720 930 1600 1840 1980 2160 2160 2160 2160 4500

ЗО:4 Выбывающий капитал социальной сферы 50 120 270 300 620 680 730 740 760 780 760 1000

ЗО:5 Остающийся капитал социальной сферы 400 960 2130 2400 4960 5440 5810 5910 6080 6250 6090 8000

ЗО:6 Весь капитал социальной сферы ( ЗО:4+ЗО:5 ) 450 1080 2400 2700 5580 6120 6540 6650 6840 7030 6850 9000

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

ЗО:7 Капиталовооружённость труда 6 6 11,52 13,2857 20,6452 22,303 23,2941 24,6857 24 24 24 36

ЗО:8 Коэф. завис. производит.труда от кап-вооружённости 5 5 9,87 11,08 14,66 15,32 15,72 16,21 16 16 16 19,4

ЗО:9 Капитал социальной сферы на душу населения 2,25 4,91 9,6 9,64 18 18,55 19,24 19 19 19,53 19,03 18

ЗО:Ю Коэф.завис.производит. труда от капитала соц. сферы 2,13 3,23 4,24 4,25 4,9 4,93 4,96 4,95 4,95 4,98 4,95 4,9

ЗО:11 Степень использования промышл.кап. в прошлом цикле 1 1 0,97 1,01 1,02 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1

ЗО:12 Производство товаров в прошлом цикле 3000 3100 5050 15300 19250 33950 37950 40150 42400 43000 43300 68600

ОО:13 Экспорт товаров в прошлом цикле 0 0 0 0 0 0 4740 8560 9980 11470 12420 26000

ЗО:14 Импорт товаров в прошлом цикле 500 3180 0 5790 0 0 0 0 0 0 0 0

ЗО:15 Ожидаемое пр-во товаров при пошой обеспеч. энерг. 3100 5150 15100 19050 32150 36000 38250 40550 41150 41400 41150 68600

ЗО:16 Товары, имеющиеся в этом цикле 3500 6280 5050 21090 19250 33950 37950 40150 42400 43000 43300 68600

ЗО:17 Весь выбывающий к концу цикла капитал 430 590 1130 1270 3230 3460 3620 3660 3690 3720 3700 5110

РЕШЕНИЕ №5 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КАП-ВЛОЖЕНИЙ В ПРОМЫШЛ. И СОЦ. СФЕРУ

Годы 0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49

31:1 Капиталовложения в промышленность 90 460 350 860 560 510 580 430 430 430

3!:2 Капиталовложения в социальную сферу 680 1440 570 3180 1160 1100 840 930 950 600

ІМИНИСТР финансов 1 Ст,ана Terra Nova

Годы 0-4 5-9 ■ 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 В. Р.

РЕСУРСЫ СЕКТОРА

IO:1 Долг к началу этого цикла 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

I0:2 Годовая ставка % в этом цикле 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

I0:3 Коэффициент увеличения цены импорта 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

I0:4 Проценты в сумме долга в этом цикле 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

I0:5 Максимально возможный заём в этом цикле 1000 1830 1220 2940 1960 1310 2870 5270 7290 9100 10660 26000

I0:6 Цена единицы импортируемой энергии 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

I0:7 Цена единицы импортируемых товаров 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1

I0:8 Цена единицы импортируемого продовольствия 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1

РЕШЕНИЕ №6 ЭКСПОРТ И ИНОСТРАННАЯ ПОМОЩЬ

II:1 Деньги от иностранной помощи 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

II:2 Деньги от экспорта энергии (=Е!:2) 2200 0 6370 0 0 0 0 0 0 0

II:3 Деньги от экспорта товаров (=Р!:5) 0 0 0 0 0 4740 8560 9980 11470 12420

II:4 Деньги от экспорта продовольствия (=Р!:2) 1300 0 0 0 0 1250 1500 1350 1250 1350

РЕШЕНИЕ №7 НОВЫЕ ЗАЙМЫ

II:5 Новые займы 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

РЕШЕНИЕ №8 ВЫПЛАТА ДОЛГА

II:6 Выплата долга 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

РЕШЕНИЕ №9 РАЗМЕЩЕНИЕ ДЕНЕГ НА ИМПОРТ

II:7 Деньги на импорт ( !!:1+!!:2+!!:3+!!:4+!!:5-!!:6 ) 3500 0 6370 0 0 5990 10060 11330 12720 13770

II:8 Деньги на импорт энергоносителей 0 0 0 0 0 5990 10060 11330 12720 13770

II:9 Деньги на импорт товаров 3500 0 6370 0 0 0 0 0 0 0

II:10 Деньги на импорт продовольствия 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД

^ КАЧ СРЕДЫ, %^— НАСЕЛЕНИЕ

^ КОЭФ. Э/СБЕР.

ПРОИЗВОДСТВО НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА

(^■СЕПЬ.ХОЗ.^ШПРОМЫШП.^ИЭНЕРГЕТИКА НВСЕГО НАЦ.ДОХОД ^^СУМ. Н/Д НА 100 ЧЕЛ.

СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИЙ

1000 -

0 -0 1 4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 ЭНЕРГОПРОИЗВОДСТВО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ ^^СЕПЬСКОЕ ХОЗ-ВО ОХРАНА СРЕДЫ1 ^^СОЦ.СФЕРА —^ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РОСТА ЭНЕРГЕТИКИ

| * КАПИТАЛ 3/ПР.. ТЫС ЕД. —I- - ПРОИЗВ. ЭНЕРГИИ, ТЫС. ЕД. ИЗБЫТОК (ДЕФИЦИТ), ТЫС. ЕД. «и ИМПОРТ ЭНЕРГИИ, ТЫС ЕД. ДОЛЯ НАС.В ЭН., %~

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РОСТА КАПИТАЛА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

I ■ КАПИТАЛОВООРУЖ. I КАП.С/СФ. НА Д. Н. —а -ПР.ПР-ВО, ТЫС. ЕД. >1 ВКЛАД ПР-ТИ ТР., ТЫС. ЕД. ■*— ОБЕСПЕЧ. ЭНЕРГИЕЙ]

ЭФФЕКТНОСТЬ РОСТА КАПИТАЛА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

I ■ КАПИТАЛ НА ЕД. ПЛОЩАДИ -ПРОИЗВ.,10000 ЕД. ОБЕСПЕЧ ЭНЕРГИЕЙ I

__________________________ЗАЩИЩЕННОСТЬ СРЕДЫ —к -КАЧЕСТВО СРЕДЫ

У данной страны мы наблюдаем постоянный рост до конца игры доли национального дохода в продукте страны. Был сильный скачок фонда накопления в 15-19 годах. Он объясняется разовыми большими капиталовложениями в производство энергии. Дело в том, что Terra Nova - пока единственная страна в СТРАТЕГЕМЕ-1, которая обошлась без энергетического кризиса и обес-

печила высокий уровень развития всех сторон экономики, экологии и социальной сферы без опережающего развития энергетики (за исключением указанного периода). В принципе, такая стратегия создает возможность энергетического кризиса. Правительство страны предвидело опасность энергетического кризиса и парировало ее весьма эффективным способом - созданием разового запаса энергии. Это временное отвлечение средств оказалось более выгодным, нежели массированные вложения в энергетику.

На протяжении всех остальных периодов все остальные отрасли опережала социальная сфера. Как результат, страна имеет самую низкую ресурсо-емкость - 35,1 коп. на единицу получаемых ресурсов. Это, прежде всего, определяется высокой эффективностью развития промышленности, у данной страны самая дешевая промышленная продукция (а это и есть результат первоочередного внимания к социальной сфере).

Легко видеть, что опережающее развитие капитала социальной сферы достигается не только увеличением вложений в него (в конечном счете он ограничен - 20 единиц капитала на душу населения). Как ни парадоксально, есть и другой способ - тормозить вложения в другие капиталы, что и было сделано. Капитал энергопроизводства в конце игры не достигает даже 5 тыс. единиц при максимуме 10 тыс. Капиталовооруженность в промышленности составляет 24 единицы, т.е. 0,6 от максимума. Капитал сельского хозяйства вырос всего в 2 раза. Но всего этого оказалась достаточно для подержания экономики и обеспечения приемлемого уровня жизни для населения.

С этим умеренным наращиванием производительных сил - ничего лишнего - сочетается вопрос о национальном богатстве. В обоих примерах оно практически равно, но у второй страны оно немного, примерно на 1000 единиц, больше. Национальное богатство определяется не только суммой капиталов, но и эффективностью их использования. Уступая по сумме капиталов, вторая страна сумела лучше их использовать и накопить ресурсы для устойчивого развития, в частности, значительный стратегический запас энергетических ресурсов. Это нашло отражение и в индексе устойчивости - соответственно 9 и 14%.

Но ведь национальное богатство должно включать и природный капитал. Стало быть, в него следует ввести не только добытые и запасенные энергетические ресурсы, но и ту их часть, которая не была добыта и, следовательно, также достанется будущим поколениям. Terra Nowa добыла энергии в 2 раза меньше, чем могла за время своего существования. Меньше ее произвели энергии только страны, не имевшие средств для вложения в энергетику вследствие того, что они не сумели за 50 лет достичь сколько-нибудь приемлемого уровня развития.

Таким образом, Terra Nowa реализовала исключительно перспективный сценарий - устойчивое развитие на базе социальной экономики и роста производительности труда при экономном расходовании природных ресурсов. На наш взгляд, он может иметь значение не только для нашей игры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Крюков М.М. Деловая игра простой структуры для исследования экономических процессов // Использование деловых игр в анализе и совершенствовании систем управления / М.М. Крюков. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1985. С. 201-216.

2. Медоуз Д.Л. Стратиджем-1 (Микрокомпьютерная обучающая управленческая игра о взаимодействиях между энергетикой и окружающей средой). Руководство по использованию / Д.Л. Медоуз, Ф. Тот. Riga: University of Latvia Ecological Center, 1993.

КРЮКОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ - доцент кафедры экономики природопользования экономического факультета Московского государственного университета. Автор ряда работ по теории, методике и практике разработки и применения эколого-экономических имитационных игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.