УДК 3271
Гарусова Лариса Николаевна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия
Имиджи России и США как фактор международных отношений
В статье исследуются современные международные имиджи России и США. Автор анализирует имидж России, сложившийся в Соединенных Штатах, а также образы Америки и американцев, сформированные в российском обществе. Рассматривается феномен антиамериканизма, анализируются его причины. Восприятие россиянами и американцами друг друга влияет на межгосударственные отношения РФ и США.
Ключевые слова и словосочетания: имидж, общественное мнение, Россия, США , антиамериканизм, международные отношения.
Формирование позитивного имиджа страны - субъекта международных отношений - задача непростая, но необходимая для успешной внешней политики любого государства. Имидж - искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж любой страны во внешнем мире является важным средством практического решения международных задач. Россия и Соединенные Штаты Америки не исключение в этом смысле. Долгое время эти две державы были главными субъектами международных отношений. Несмотря на то, что за последние 20 лет наша стран была оттеснена на их периферию, российская элита и общество по-прежнему, как и во времена «холодной войны», придают особое значение российско-американским отношениям и интересуются Соединенными Штатами в большей степени, чем другими странами. Российские средства массовой информации постоянно обсуждают деятельность американцев в мире, внешнюю и внутреннюю политику США и не всегда дружелюбно интерпретируют американский образ жизни и менталитет.
Такое излишнее внимание к США в российском обществе свидетельствует не только о доминировании этой страны в мире, но и о нашей психологической зависимости от нее современной, а также от нашего с ней общего прошлого. Складывается впечатление, что Россия стремится привлечь к себе внимание Америки даже через критику, требуя ее заинтере-
сованности и, особенно, уважения к себе. Некоторые эксперты [1] связывают такое поведение с психологией догоняющей страны.
С другой стороны, позиционирование Соединенными Штатами своей некой «исключительности» на международной арене вызывает недовольство и раздражение в других странах. Сегодня американские политологи ищут причины недовольства Америкой и американцами в мире. Одна из причин очевидна - чрезмерная амбициозность Соединенных Штатов, их вера в свою «исключительность». Данной проблеме, например, посвящено исследование профессора международных отношений Гарвардского университета С. Уолта с красноречивым названием «Миф об американской исключительности». Автор пытается доказать, что «внешняя политика США, вероятно, была бы более эффективной, если бы американцы были менее убеждены в своих собственных уникальных достоинствах и менее усердно заявляли о них» [2].
Современные образы России и США за рубежом довольно противоречивы, хотя и узнаваемы, и оказывают влияние на международные отношения Кремля и Белого дома. Разумеется, основным заказчиком «благоприятного образа» своей страны и для зарубежного, и для местного потребления является ее элита. Привлекательный образ государства и своего стиля управления важен политическим лидерам и для осуществления успешной внешнеполитической деятельности, и для эффективного регулирования процессов в обществе. В свою очередь, населению любой страны также не безразлично, что о нем думают во внешнем мире и как воспринимают его образ жизни.
Важнейшим инструментом формирования имиджа своего и чужого государства выступают средства массовой информации. СМИ создают этнокультурные стереотипы восприятия любой страны. Например, для большинства россиян Америка - это звездно-полосатый флаг, доллар и «дядя Сэм». СМИ в состоянии сделать образ любой страны узнаваемым в нужной для заказчика интерпретации. Опросы общественного мнения являются индикатором тех представлений, которые существуют у людей о самих себе, своих властях, своей стране и других государствах. Благоприятному имиджу государства, вопреки усилиям СМИ, могут помешать реалии жизни, и, наоборот, попытки дискредитировать образ другой страны ослабляются очевидными успехами последней в экономике, политике, культуре.
Иногда СМИ успешнее справляются с задачей создания благоприятного образа государства для «внутреннего потребления», т. е. для своего населения, нежели для мирового сообщества. Так, РЯ (пиар), которым сегодня «зачарована» российская элита, успешен в России и не работает во внешней среде. Благодаря ему многие россияне, вопреки реалиям и мнению мирового сообщества, убеждены в том, что Россия уже восстановила свой
статус великой державы на международной арене. Например, в 2007 -
2008 гг. на фоне глобального финансового кризиса под влиянием отечественных СМИ многие россияне поверили в то, что Россия уже достигла (или вот-вот достигнет) уровня великих мировых держав, прежде всего США и Китая. По данным ВЦИОМ, в 2008 г. 50% россиян были уверены, что Россия станет великой державой в ближайшие 10 - 15 лет; еще 16% считали, что Россия уже сейчас является супердержавой. В 2010 г. доля таких оптимистов возросла до 18%. В 2008 г. 82% населения России полагало, что главной задачей для России является возвращение статуса супердержавы (37%), который был у СССР, или статуса экономически и политически влиятельной страны мира (45%). Лишь 5% россиян думали, что страна не должна стремиться ни к каким глобальным целям [3].
С подобными оптимистичными настроениями можно было бы вполне согласиться, если бы не реальное положение дел. Так, доля США в мировом ВВП и в период кризиса, и в настоящее время остается на уровне 20 -21%. Для сравнения, вклад России в мировой ВВП в 2008 г., как и в 2012 г, составляет менее 3%, это примерно столько же, сколько в ВВП мира «вкладывают» Великобритания или Бразилия. Очевидно, что российская «заявка» на статус мировой сверхдержавы пока не соответствует ее реальным возможностям.
К сожалению, Россия еще больше отстает от «главной сверхдержавы» по уровню ВВП на душу населения: Соединенные Штаты занимают на протяжении последних нескольких лет 7 - 8-е место по данному показателю, Россия - 55 - 58-е, пребывая примерно на уровне периферийных Литвы, Чили и Малайзии [4]. Поэтому Запад, прежде всего США, не понимает претензий России на державный статус. По их представлениям Россия сегодня не является даже региональным центром мировой экономики и политики. Россия не международный центр, не полюс мирового притяжения, а обычное периферийное государство. Западная ментальность в отношении России уже сложилась и имеет четкие стереотипы. Для многих иностранцев, включая американцев, Россия и сегодня остается страной непредсказуемой, полукриминальной, автократической, малокультурной, страной «вечного холода и тьмы, где все хлещут водку и властвует КГБ» [1].
Социологические опросы, проводимые в различных странах мира, включая США, свидетельствуют о том, что их население сегодня настроено в целом скептически по отношению к России. Так, по результатам ежегодных опросов общественного мнения, проводимых социологической службой ВВС, в 2011 г. сложилась следующая картина (табл. 1) [5].
В 2010 г. Россия занимала 29-е место в аналогичном рейтинге, а в 2011 г. поднялась до 13-го, что, безусловно, отражает позитивные тенденции в ее имидже. Однако, только 34% от всех опрошенных выразили свои симпатии к России и заметно больше (38%) отозвались о ней нега-
тивно. Такое скромное место России воспринимается на официальном уровне почти с восторгом, приписывая растущие имиджевые успехи нашей страны деятельности официального российского англоязычного телеканала Russia Today. Любопытно, что в рейтинге экономической свободы в 2011 г., согласно данным Фонда Наследия (Heritage Foundation) -исследовательского института Республиканской партии США, Россия занимала 143-е место [6], имея высокий уровень коррупции, несправедливые суды и неудобное для работодателя трудовое законодательство - показатели особенно важные для бизнеса. Однако эти недостатки не повлияли на международный имидж страны в глазах рядовых граждан мира, отдавших России 13-е место.
Таблица 1
Позитивное и негативное отношение к различным странам мира
в 2010 - 2011 гг.
Страна Позитивное мнение, % Негативное мнение, % Позитивные изменения в 2011 г. по сравнению с 2010 г. Негативные изменения в 2011 г. по сравнению с 2010 г.
Г ермания 62 15 3 2
Великобритания 58 17 5 -2
Канада 57 12 5 -1
ЕС 57 18 4 1
Япония 57 20 4 -1
Франция 52 19 3 1
Бразилия 49 20 9 -3
США 49 (45%) 31 (34%) 4 -3
Китай 44 38 4 0
ЮАР 42 27 7 0
Индия 42 29 6 -1
Южная Корея 36 27 4 2
Россия 34 (29%) 38 (37%) 5 1
Израиль 21 49 2 0
Пакистан 17 56 1 5
Северная Корея 16 55 0 6
Иран 16 59 1 3
США занимают 8-е место с очевидным положительным балансом мнений: 49% симпатизирующих Америке против 31% ею недовольных. Китай по популярности уступает США и занимает 9-е место с 44% симпатий и 38% отрицательных мнений (баланс все-таки положительный, в пользу Китая). В международном общественном мнении о России и Китае есть сходство: 38% респондентов во всем мире одинаково плохо относится к обеим странам.
Обзор ВВС показал, что из 27 «опрошенных» стран только 9 высказались позитивно в отношении России, 11 - негативно и в 7 странах мнение разделилось. Наиболее теплые чувства к России испытывают в Индии - 58% опрошенных положительно отзываются о нашей стране (что на 26% выше, чем в 2010 г.). При этом Россия понесла весьма существенные потери в симпатиях такой страны, как Китай (в Китае удвоились (до 40%) негативные оценки России), что выглядит парадоксально на фоне усиления в последние годы «стратегического партнерства» двух государств. Мнение канадцев о России разделилось: 37% высказались о ней позитивно, чуть больше (38%) - негативно. Австралия (любимая страна населения Дальнего Востока, согласно современным региональным социологическим опросам) и австралийцы придерживаются стойкого негативного мнения о нашей стране: 43% негативных против 37% позитивных оценок.
Негативные оценки России, преобладающие над позитивными, характерны для Японии - 38% и Филиппин - 52%. В Европе к России и россиянам хуже всего относятся в Г ермании - здесь всего 20% симпатизирующих нашей стране. И это несмотря на германофильство Президента РФ В. Путина. Весьма умеренно, хотя и по нарастающей, проявляются симпатии к России в других европейских государствах, например, в Португалии - 28%, Испании - 30%, Турции - 37% , Италии - 41% опрошенных симпатизируют России.
Выросло число позитивно относящихся к России американцев -до 38% (+14%). В 2009 г. их количество составляло только 18% от всего населения Соединенных Штатов [5]. Другие социологические опросы, проведенные в США в 2011 г., продемонстрировали большее количество симпатий к России. Так, по данным института Гэллапа, к России благоприятно относились 47% американцев и 45% неблагоприятно [7]. Таким образом, для большинства американцев Россия, разумеется, не является фаворитом, но и не вызывает каких-то массовых негативных эмоций -ненависти и антирусских настроений.
В свою очередь, США по результатам опроса ВВС, занимают 8-е место в международном рейтинге симпатий и антипатий, - 49%, добившись позитивной оценки для себя почти у половины опрошенных представителей различных народов мира. При этом отрицательно Америку воспринимают 31% респондентов (что неудивительно после конфронтации с Ираком, Афганистаном, Ираном и т.д.). В целом «международный» баланс симпатий и антипатий в отношении Америки - положительный. Тенденция к возрастанию позитивного восприятия США характерна для всех регионов мира. США улучшили свои позиции даже в некоторых исламских государствах, таких, как, Индонезия и Турция. Самые многочисленные положительные отзывы (от 74 до 90%) США имеют среди своих традиционных союзников в Азии - это Филиппины и Южная Корея,
а также африканские страны (Г ана, Нигерия). Выросли симпатии к США в Бразилии - до 64%, в Индонезии - до 58%.
В 2011 г. заметно улучшилось отношение россиян к США и американцам: симпатии возросли до 38% (+13%), а негативное мнение снизилось до 31% (-19%), что можно связать с улучшением российско-американских отношений в результате политики «перезагрузки». Таким образом, по количеству взаимных симпатий Россия и США сравнялись - 38%. Для сравнения, по данным ВЦИОМ (сентябрь 2011 г.), в «основном хорошо» к США относится 52 - 54%, а не 38% россиян [7].
Разумеется, есть страны с тенденцией к росту негативизма в отношении США. Так, в Египте (по результатам «Арабской весны») негативное восприятие Америки выросло на 21% и составило 50%. Негативное восприятие Соединенных Штатов характерно и для Китая - 53%, что вполне объяснимо как с точки зрения давней коммунистической традиции страны, так и в контексте современной конкуренции двух стран за мировое лидерство. Парадоксальным кажется преимущественно негативное восприятие Соединенных Штатов их давними союзниками на Американском континенте - Канадой и Мексикой. В Канаде - 47% канадцев высказали отрицательное мнение о своем соседе и партнере - США, в Мексике -38%, при этом только 23% мексиканцев воспринимают Соединенные Штаты с симпатией [5].
В целом в контексте международных предпочтений 2011 года симпатии россиян и американцев по отношению друг к другу совпадали. Существенно различаются в количественном отношении их антипатии. По результатам социологического опроса, проведенного в США в феврале 2012 г. Институтом Гэллапа - Американским институтом общественного мнения, только 2% респондентов увидели в России главного «врага» Америки. Сегодня основную опасность для Соединенных Штатов американцы видят в набирающем мощь Китае и потенциальной ядерной угрозе в лице Ирана и КНДР (табл. 2) [8].
Результаты данного опроса свидетельствуют о том, что американцы не воспринимают Россию в качестве своего врага. Более того, они вообще проявляют мало интереса ко всему тому, что происходит в России. Анализ публикаций в двух влиятельных и популярных американских газетах -Washington Post и USA Today - за полгода (август 2011 - январь 2012 г.) свидетельствует, что не более 5% их статей было посвящено каким-то событиям в России [9].
В отличие от американцев, современное российское общество воспринимает США как внешнюю угрозу более серьезно. Как выяснилось в ходе опроса общественного мнения, проведенного Фондом Общественного Мнения в конце июля 2011 г., США и Китай воспринимаются российским обществом в качестве главной угрозы национальным интересам
и безопасности России. На вопрос социологов, существуют ли страны, которые в настоящее время представляют реальную угрозу для России, 47% респондентов ответили утвердительно. Из них 26% называли главным противником России Соединенные Штаты Америки. На втором месте в рейтинге внешних угроз России оказался Китай - 13% опрошенных (намного ниже враждебного отношения к Китаю в Америке). Далее идут Грузия - 5%, Япония - 3%, государства арабского мира (2%) и страны НАТО (1%) [10].
Таблица 2
Страны, воспринимаемые американцами в качестве главного врага США, % (2012 г.)
Страна Негативные упоминания, %
Иран 32
Китай 23
Северная Корея 10
Афганистан 7
Ирак 5
Россия 2
Пакистан 2
США 1
Япония 1
Саудовская Аравия 1
Другие страны 3
Нет врагов 1
Затрудняюсь ответить 11
Антиамериканские настроения в России весьма ощутимы. По расчетам известного американиста Э.Я. Баталова около 20 - 22% россиян проявляют антиамериканские настроения, но из них только примерно 7% являются «истинными антиамериканцами», подлинными «ненавистниками США» [11]. По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в сентябре 2011 г. (последний опрос на эту тему), 7% россиян признались в «очень плохом» отношении к Америке. В «основном плохо» к США относятся 22% россиян, в «основном хорошо» - относятся 52 - 54% и «очень хорошо» 3 - 5% респондентов [7]. В таких масштабах антиамериканизм в России (около 30% населения) - это почти массовое явление.
При анализе антиамериканских настроений в России в расчет следует принимать амбивалентность общественного мнения россиян, делающую общую картину антиамериканизма неоднозначной и противоречивой. Например, даже в 1999 г. в период максимального подъема антиамериканских настроений в России (72% опрошенных негативно относились к США) 59% россиян высказывались за укрепление сотрудничества с Америкой [12].
Многие эксперты считают, что страхи россиян в отношении США сформированы, прежде всего, самими российскими властями. Кроме того, США давно, еще с времен «холодной войны», выступают главным противником в массовом сознании россиян. Причины антиамериканизма в современном российском обществе во многом носят ситуативный (реактивный) характер; антиамериканизм как реакция на «неправильные», с точки зрения россиян, действия США. Это, например, бомбардировки силами НАТО и США Белграда в 1999 г., поддержка Вашингтоном Грузии в грузино-осетинском конфликте в 2008 г., участие США в свержении правящего режима в Ливии в 2011 г. и т.д. После такого рода акций средний уровень «позитивного и умеренно-позитивного отношения» к Америке опускается в России с традиционных 50 до 22 - 25%. И наоборот, уровень негативного отношения к Америке поднимается со стабильных 30 - 35 до 70 - 75% [17].
Динамика антиамериканских настроений в российском обществе напрямую зависит от состояния российско-американских отношений. Поскольку взаимоотношения между Россией и США развиваются «циклообразно», с продолжительностью цикла в 3 - 4 лет (доброжелательнопартнерские отношения сменяются недоверием и взаимным отторжением сторон), то и общественное мнение россиян об американцах подвержено таким же колебаниям [14]. В настоящее время начинается очередной цикл ухудшения российско-американских отношений и, следовательно, можно прогнозировать оживление антиамериканизма в российском обществе.
Недоверие и даже враждебность к Америке вызывают следующие причины:
- неоднозначность и нестабильность самих российско-американских отношений, расхождение интересов РФ и США по многим проблемам мировой политики;
- сложное социально-экономическое положение, в которое попала Россия в 1990-е гг., согласившись с предложенной Западом и США моделью реформирования страны, стали прочно ассоциироваться у населения со «злонамеренными» происками Америки, закрепляя образ врага, сформированный еще в советское время;
- устойчивое присутствие в российском массовом сознании с времен «холодной войны» иррациональных компонентов в виде антиамериканских мифов и стереотипов, дополненных аналогичными мифами современной постсоветской истории (и подкрепленными антиамериканской пропагандой);
- чувство уязвленной национальной гордости после распада СССР и превращения России во второстепенную, периферийную державу, великодержавные и имперские амбиции россиян на фоне зависти к более успешной мировой державе;
- антиамериканские настроения, особенно популярные в российской политической элите, транслируются СМИ в обществе и формируют массовые антиамериканские настроения россиян.
Надежды на улучшение российско-американских отношений многие россияне оптимистично возлагали на президентство Барака Обамы. В декабре 2008 г., накануне его вступления в должность более 38% российских респондентов заявляли об этом [14]. В 2010 г. 46% россиян отметили это улучшение, однако уже в 2011 г. доля таких оптимистов снизилась до 34%. На первое место (49%) вышло мнение, что никаких изменений не произошло [15].
Любопытно, что и в самих Соединенных Штатах политика «перезагрузки» в отношении России вызвала разочарование и неоднократно подвергалась критике за «чрезмерную уступчивость». В настоящее время усилилась критика Б. Обамы со стороны представителей Республиканской партии - его главных конкурентов на президентских выборах 2012 г. Показательны в этом смысле публикации известного американского блоггера и комментатора Ким Зигфилд (сайт La Russophobe), которая обвиняет американского президента в «односторонних уступках России по вопросу о размещении американской системы ПРО в Европе», сделанных, чтобы «доказать Медведеву, что Америка не угрожает России» [16].
Общественное мнение россиян отражает уже в целом сформированный в России имидж Соединенных Штатов. Имидж США, как и имидж России в Америке, имеет не так уж много общего с реальностью, хотя и отражает какие-то её аспекты. В российских СМИ Соединенные Штаты Америки занимают первое место по количеству упоминаний, а второе место - по количеству негативных упоминаний. Причем все остальные страны уже идут с большим отрывом. Например, в первой половине
2009 г. негативных сообщений по поводу США имелось 9000, а про следующую за ними Великобританию - 1700 [17]. (По негативизму США могут опережать в отдельные периоды другие страны, с которыми резко обостряются отношения, например, Грузия в 2008 г.)
К основными имиджевым чертам США в российских СМИ относят следующие:
- США - эгоистическое государство, стремящееся решить свое проблемы за счет других (наводнили весь мир необеспеченными долларами, проблему своего внешнего долга пытаются решить за счет остального мира, являются причиной глобального экономического кризиса 2008 - 2009 гг. и т.д.);
- США - страна, претендующая на эталон демократии, не соответствует этому эталону. США - это полицейское государство, демократия здесь декоративная. Доказательства приводятся любые: от уничтожения коренного населения - индейцев до полицейского контроля над гражда-
нами. Активнее и жестче, чем СМИ, в духе истинного антиамериканизма в России эту идею отстаивает блогосфера - пользователи Интернета;
- США - страна, навязывающая всему миру свои правила и представления, в том числе и силой;
- США - потенциальный агрессор, от силового нажима которого Россию спасает только ядерный щит.
В целом США продолжают позиционироваться в российских СМИ как государство, заинтересованное в экономическом и политическом ослаблении России, а также в снижении ее влияния на постсоветском пространстве. Американская культура в российском восприятии практически тождественна понятию массовая культура, которая предполагает усред-ненность и снижение эстетического уровня ее потребителей. Сами американцы - амбициозны, наглы и уверены в своем превосходстве над остальными народами и всем миром. Подобные представления об Америке и американцах россияне черпают не только из российских СМИ, но и из американских фильмов. Голливуд - второй по значимости «источник информации» о США для россиян. То, что показывается в американском кино, нередко воспринимается как реальная жизнь в Америке (распространенные клише - драки, бандитские «разборки», аморальное поведение женщин и т.д.).
Исследование на основе опроса общественного мнения 87 российских студентов и аспирантов, обучавшихся в России (65 человек) и в США (22 человека), проведенного в 2007 г. в рамках научного проекта Американской Национальной Ассоциации по коммуникациям, выявило некоторые закономерности. Российские студенты из вузов в г. Ростове-на-Дону (или «русские русские» по терминологии исследования) в большей степени воспринимали американцев как людей, склонных к насилию, а американских женщин - к аморальным поступкам, изменам в браке и т.д., чем русские студенты, обучавшиеся или стажировавшиеся в США («американские русские») [18]. При этом основным источником таких представлений студентов в России являлись голливудские фильмы и СМИ, прежде всего телевидение. «Американские русские» студенты, непосредственно соприкасавшиеся с американским образом жизни, были настроены к США и американцам более позитивно и лояльно, чем их русские сверстники, обладавшие «более ограниченными знаниями о Соединенных Штатах» [18].
Автостереотип американской нации безусловно положителен, самооценка американцев исключительно высока. По мнению известного российского политолога-американиста А. Д. Богатурова, уверенность в превосходстве - первая и, возможно, главная черта американского мирови-дения [19]. На ней базируется весь американский патриотизм. Его сущность сводится к следующему: Америка, несмотря на все свои недостат-
ки, бесспорно, лучшая страна в мире. К концу XIX века в США полностью сформировалось «мессианское видение» роли Америки в мире. Соединенные Штаты должны нести остальным народам «свет свободы и демократии», даже если те пока еще не понимают их ценности. Америка просто обязана поделиться с остальным миром своей демократией - лучшим, что она имеет, как «богоизбранная» страна. Идеи мессианства и ценности американской демократии для всего мира, став основой современной американской внешней политики, вызывают раздражение и в России, и во многих других странах.
Россию и россиян в Америке воспринимают несколько критично, хотя и без ненависти. Американцы отмечают такие качества русских людей, как гостеприимство, безответственность, беззаботность, сообразительность, отсутствие чувства меры, душевность, доброта, дружелюбие, коллективизм, доверчивость, чувство юмора, лень, щедрость, патриотизм, терпеливость, тяга к алкоголю, к риску, гордость, недоверие к властям. По мнению Ольги Каменчук, директора по коммуникациям ВЦИОМ, для американского общественного мнения о России и сегодня типичны упрощенные образы, которые можно свести к триаде: водка, балалайка и Достоевский [17]. С одной стороны, это признание роли русской культуры и духовности (Достоевский), с другой - Россия это полудикая, криминальная страна (водка). Балалайка - это просто международный стереотип в восприятии России, как шапка ушанка или матрешка.
Россия в американских СМИ критикуется:
- за неуважение к личности и собственности,
- за неэффективную систему управления, коррупцию и бюрократию;
- за агрессивность и стремление доминировать на мировой арене.
По мнению Роуз Геттемюллер, американского дипломата
и политолога, «в глазах американцев Россия предстает одномерной страной, в которой мало что заслуживает положительных отзывов, но очень многое вызывает тревогу. Автократия, коррупция, высокий уровень преступности, разрушение окружающей среды, развал здравоохранения и демографический кризис - все эти проблемы в первую очередь приходят на ум американцам при упоминании о сегодняшней России. Даже богатства, которыми она обладает, становятся причиной для беспокойства, поскольку огромные нефтяные и газовые ресурсы зачастую воспринимаются не как источник взаимной выгоды, а как инструмент, позволяющий оказывать давление на соседей и запугивать их» [20].
Как правило, причины антироссийских настроений в США сводятся к следующему:
- память о «холодной войне», когда считалось, что Советский Союз стремится к мировому господству, бросая вызов Соединенным Штатам;
- поведение российских лидеров на международной арене (их публичные угрозы Западу);
- отход России от демократических политических и экономических реформ.
Однако следует помнить, что общественное мнение в США также подвижно, как и в России. Оно следует логике взаимоотношений Белого дома и Кремля. Если в 2007 г. 68% американцев выражали неодобрение российской внешней политике, то «перезагрузка» российско-американских отношений сказалась позитивно на восприятии России американцами. По данным опроса Института Гэллапа и СКК в марте 2012 г. 61% американцев относятся к России в целом дружелюбно [16].
Американские и российские эксперты задаются вопросом, каким образом можно побудить американцев отказаться от давних и привычных установок в отношении России и посмотреть на эту страну свежим взглядом. Многие уверены, что общественное мнение россиян и американцев друг о друге улучшится, если оба народа поймут, что их жизнь в чем-то похожа. Один из способов, который уже был испробован состоит в акцентировании внимания на тех областях, где Россия и Соединенные Штаты сегодня сотрудничают более интенсивно, чем когда-либо прежде. Это космические исследования, сокращение стратегических наступательных вооружений и нераспространение ядерного оружия. По мнению Роуз Гет-темюллер, внимание и симпатии американцев могут привлечь три сюжета из жизни новой России, отвечающие традиционным ценностям населения Америки:
- Москва больше не является «центром притяжения» для россиян, усиливается влияние и привлекательность российских регионов;
- формирование среднего класса в России;
- развитие социальной благотворительности.
Знакомство двух народов с этнокультурными стереотипами друг друга также может стать фактором позитивного изменения имиджа каждой из стран во внешней среде. Нельзя судить об иной культуре с позиций собственной. Такой подход, как и расширение знаний о культуре соседей, помогает отказаться от мифологизированной картины внешнего мира и выстроить более разумные и продуктивные отношения с зарубежными партнерами в условиях глобализации.
Однако самым радикальным и эффективным средством изменения международного образа России могли бы стать реальные позитивные перемены во всех сферах жизни российского общества. Это демократизация политической системы, повышение эффективности российской экономики, борьба с коррупцией, развитие отечественного бизнеса, гарантии иностранным компаниям, повышение уровня и улучшения качества жизни
населения, гуманизация социальной сферы и оптимизация внешней политики страны, прежде всего в отношении США.
1. Алексева Т. Россия в пространстве глобального восприятия
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.intertrends.ru/
fourteen/005.htm.
2. Walt St. M. The Myth of American Exceptionalism / M. St. Walt // Foreign Policy. - November 2011. URL: http://www.foreignpolicy.com/ articles/2011/10/11/the_myth_of_american_exceptionalism/.
3. Цели России в мире: развитие или сверхдержавность?: пресс-выпуск. - 2010. - №1576 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://wci om.ru/index.php?i d=459&uid=13799.
4. Рейтинг стран по объему ВВП на душу населения (2010 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/r_gdp_imf.pdf;
http ://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_ВВП_(ППС)_на_душу_населения.
5. Views of US Continue to Improve in 2011 BBC Country Rating Poll, March 7, 2011. URL: http://www.worldpublicopinion.org/pipa/articles/views_ on_countriesregi ons_bt/680.php.
6. Михайлов А. Международный имидж РФ стремительно улучшается. Russia Today заставила забыть о медведях, КГБ и несоблюдении прав человека. - 9 марта 2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.specletter.com/politika/2011-03-09/russia-today-zastavil-zabyt-o-medvedjah-kgb-i-nesobljudenii-prav-cheloveka.html
7. Статистика вражды. Политики США неприятно поражены антиамериканской риторикой российских властей. - 13 марта 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazeta.ru/comments/2012/03/ 13_e_4089809.shtml.
8. Gallup Politics. February 20, 2012. Frank Newport. Americans Still Rate Iran Top U.S. Enemy. May 5, 2012. URL: http://www.gallup.com/poll/ 152786/americans-rate-iran-top-enemy.aspx.
9. Ковалева Ю. Имидж России в США: по материалам американской прессы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e.mail.ru/cgi-bin/msglist# readmsg?id=13380972200000000499&folder=0.
10. Россияне назвали своих врагов - в первой тройке две сверхдержавы и Грузия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://newsru.com/russia/ 15jul2011/ugrozy.html.
11. Баталов Э.Я. Любим ли мы Америку / Э.Я. Баталов // США - Канада: экономика, политика, культура. - 2002. - №2. - С. 30.
12. Фом-Инфо. - 1999. - № 53. - С. 57 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// classic.fom. ru/week/t1042_1. html#8.
13. Гарусова Л.Н. Российско-американские отношения и феномен антиамериканизма в постсоветской России / Л. Н. Гарусова // Россия и АТР. - 2010. - № 1. - С. 81.
14. ВЦИОМ: пресс-выпуск. - 2008. - №1114 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/1195.html? no_cache= 1&cH...
15. «Президентство Барака Обамы: россияне подводят первые итоги» // ВЦИОМ: пресс-выпуск. - 2011. - №1845 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111983.
16. Kim Zigfeld. Obama Suckering America into Loving Russia // American Thinker. - May 5, 2012. URL: http://www.americanthinker.com/2012/04/ obama_suckering_america_into_loving_russia.html
17. «Имиджи России и США накануне перезагрузки отношений»: Стенограмма круглого стола, 27.09.2009 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stratagema.org/russia-image/item_320.html.
18. Kononova Anastasia. Attitudes of Russian students toward the United States: how "Russian Russians" differ from "Americanized Russians" / National Communication Association, 2007. URL: http://connection.ebscohost.com/c/ articles/35505790/attitudes-russian-students-toward-united-states-how-russian-russians-differ-from-americanized-russians.
19. Богатуров А.Д. Истоки американского поведения / А.Д. Богатуров // Россия в глобальной политике. - 2004. - № 6. - С. 6.
20. Роуз Геттемюллер Как выглядит Россия глазами американцев / Р. Геттемюллер // Newsland, 2009 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newsland.ru/ news/detail/id/381054/.