Научная статья на тему 'Имиджи России и сша как фактор международных отношений'

Имиджи России и сша как фактор международных отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2330
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / РОССИЯ / США / АНТИАМЕРИКАНИЗМ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / IMAGE / PUBLIC OPINION / RUSSIA / THE UNITED STATES / ANTI-AMERICANISM / AND INTERNATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гарусова Лариса Николаевна

В статье исследуются современные международные имиджи России и США. Автор анализирует имидж России, сложившийся в Соединенных Штатах, а также образы Америки и американцев, сформированные в российском обществе. Рассматривается феномен антиамериканизма, анализируются его причины. Восприятие россиянами и американцами друг друга влияет на межгосударственные отношения РФ и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of Russia and the United States as a factor in international relations

The article investigates the current international image of Russia and the United States. The author analyzes the image of Russia, developed in the United States, as well as images of America and Americans, formed in the Russian society. The phenomenon of anti-Americanism and its causes. Perceptions of 305 Summary Americans and Russians each other affects interstate relations between Russia and the United States.

Текст научной работы на тему «Имиджи России и сша как фактор международных отношений»

УДК 3271

Гарусова Лариса Николаевна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия

Имиджи России и США как фактор международных отношений

В статье исследуются современные международные имиджи России и США. Автор анализирует имидж России, сложившийся в Соединенных Штатах, а также образы Америки и американцев, сформированные в российском обществе. Рассматривается феномен антиамериканизма, анализируются его причины. Восприятие россиянами и американцами друг друга влияет на межгосударственные отношения РФ и США.

Ключевые слова и словосочетания: имидж, общественное мнение, Россия, США , антиамериканизм, международные отношения.

Формирование позитивного имиджа страны - субъекта международных отношений - задача непростая, но необходимая для успешной внешней политики любого государства. Имидж - искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж любой страны во внешнем мире является важным средством практического решения международных задач. Россия и Соединенные Штаты Америки не исключение в этом смысле. Долгое время эти две державы были главными субъектами международных отношений. Несмотря на то, что за последние 20 лет наша стран была оттеснена на их периферию, российская элита и общество по-прежнему, как и во времена «холодной войны», придают особое значение российско-американским отношениям и интересуются Соединенными Штатами в большей степени, чем другими странами. Российские средства массовой информации постоянно обсуждают деятельность американцев в мире, внешнюю и внутреннюю политику США и не всегда дружелюбно интерпретируют американский образ жизни и менталитет.

Такое излишнее внимание к США в российском обществе свидетельствует не только о доминировании этой страны в мире, но и о нашей психологической зависимости от нее современной, а также от нашего с ней общего прошлого. Складывается впечатление, что Россия стремится привлечь к себе внимание Америки даже через критику, требуя ее заинтере-

сованности и, особенно, уважения к себе. Некоторые эксперты [1] связывают такое поведение с психологией догоняющей страны.

С другой стороны, позиционирование Соединенными Штатами своей некой «исключительности» на международной арене вызывает недовольство и раздражение в других странах. Сегодня американские политологи ищут причины недовольства Америкой и американцами в мире. Одна из причин очевидна - чрезмерная амбициозность Соединенных Штатов, их вера в свою «исключительность». Данной проблеме, например, посвящено исследование профессора международных отношений Гарвардского университета С. Уолта с красноречивым названием «Миф об американской исключительности». Автор пытается доказать, что «внешняя политика США, вероятно, была бы более эффективной, если бы американцы были менее убеждены в своих собственных уникальных достоинствах и менее усердно заявляли о них» [2].

Современные образы России и США за рубежом довольно противоречивы, хотя и узнаваемы, и оказывают влияние на международные отношения Кремля и Белого дома. Разумеется, основным заказчиком «благоприятного образа» своей страны и для зарубежного, и для местного потребления является ее элита. Привлекательный образ государства и своего стиля управления важен политическим лидерам и для осуществления успешной внешнеполитической деятельности, и для эффективного регулирования процессов в обществе. В свою очередь, населению любой страны также не безразлично, что о нем думают во внешнем мире и как воспринимают его образ жизни.

Важнейшим инструментом формирования имиджа своего и чужого государства выступают средства массовой информации. СМИ создают этнокультурные стереотипы восприятия любой страны. Например, для большинства россиян Америка - это звездно-полосатый флаг, доллар и «дядя Сэм». СМИ в состоянии сделать образ любой страны узнаваемым в нужной для заказчика интерпретации. Опросы общественного мнения являются индикатором тех представлений, которые существуют у людей о самих себе, своих властях, своей стране и других государствах. Благоприятному имиджу государства, вопреки усилиям СМИ, могут помешать реалии жизни, и, наоборот, попытки дискредитировать образ другой страны ослабляются очевидными успехами последней в экономике, политике, культуре.

Иногда СМИ успешнее справляются с задачей создания благоприятного образа государства для «внутреннего потребления», т. е. для своего населения, нежели для мирового сообщества. Так, РЯ (пиар), которым сегодня «зачарована» российская элита, успешен в России и не работает во внешней среде. Благодаря ему многие россияне, вопреки реалиям и мнению мирового сообщества, убеждены в том, что Россия уже восстановила свой

статус великой державы на международной арене. Например, в 2007 -

2008 гг. на фоне глобального финансового кризиса под влиянием отечественных СМИ многие россияне поверили в то, что Россия уже достигла (или вот-вот достигнет) уровня великих мировых держав, прежде всего США и Китая. По данным ВЦИОМ, в 2008 г. 50% россиян были уверены, что Россия станет великой державой в ближайшие 10 - 15 лет; еще 16% считали, что Россия уже сейчас является супердержавой. В 2010 г. доля таких оптимистов возросла до 18%. В 2008 г. 82% населения России полагало, что главной задачей для России является возвращение статуса супердержавы (37%), который был у СССР, или статуса экономически и политически влиятельной страны мира (45%). Лишь 5% россиян думали, что страна не должна стремиться ни к каким глобальным целям [3].

С подобными оптимистичными настроениями можно было бы вполне согласиться, если бы не реальное положение дел. Так, доля США в мировом ВВП и в период кризиса, и в настоящее время остается на уровне 20 -21%. Для сравнения, вклад России в мировой ВВП в 2008 г., как и в 2012 г, составляет менее 3%, это примерно столько же, сколько в ВВП мира «вкладывают» Великобритания или Бразилия. Очевидно, что российская «заявка» на статус мировой сверхдержавы пока не соответствует ее реальным возможностям.

К сожалению, Россия еще больше отстает от «главной сверхдержавы» по уровню ВВП на душу населения: Соединенные Штаты занимают на протяжении последних нескольких лет 7 - 8-е место по данному показателю, Россия - 55 - 58-е, пребывая примерно на уровне периферийных Литвы, Чили и Малайзии [4]. Поэтому Запад, прежде всего США, не понимает претензий России на державный статус. По их представлениям Россия сегодня не является даже региональным центром мировой экономики и политики. Россия не международный центр, не полюс мирового притяжения, а обычное периферийное государство. Западная ментальность в отношении России уже сложилась и имеет четкие стереотипы. Для многих иностранцев, включая американцев, Россия и сегодня остается страной непредсказуемой, полукриминальной, автократической, малокультурной, страной «вечного холода и тьмы, где все хлещут водку и властвует КГБ» [1].

Социологические опросы, проводимые в различных странах мира, включая США, свидетельствуют о том, что их население сегодня настроено в целом скептически по отношению к России. Так, по результатам ежегодных опросов общественного мнения, проводимых социологической службой ВВС, в 2011 г. сложилась следующая картина (табл. 1) [5].

В 2010 г. Россия занимала 29-е место в аналогичном рейтинге, а в 2011 г. поднялась до 13-го, что, безусловно, отражает позитивные тенденции в ее имидже. Однако, только 34% от всех опрошенных выразили свои симпатии к России и заметно больше (38%) отозвались о ней нега-

тивно. Такое скромное место России воспринимается на официальном уровне почти с восторгом, приписывая растущие имиджевые успехи нашей страны деятельности официального российского англоязычного телеканала Russia Today. Любопытно, что в рейтинге экономической свободы в 2011 г., согласно данным Фонда Наследия (Heritage Foundation) -исследовательского института Республиканской партии США, Россия занимала 143-е место [6], имея высокий уровень коррупции, несправедливые суды и неудобное для работодателя трудовое законодательство - показатели особенно важные для бизнеса. Однако эти недостатки не повлияли на международный имидж страны в глазах рядовых граждан мира, отдавших России 13-е место.

Таблица 1

Позитивное и негативное отношение к различным странам мира

в 2010 - 2011 гг.

Страна Позитивное мнение, % Негативное мнение, % Позитивные изменения в 2011 г. по сравнению с 2010 г. Негативные изменения в 2011 г. по сравнению с 2010 г.

Г ермания 62 15 3 2

Великобритания 58 17 5 -2

Канада 57 12 5 -1

ЕС 57 18 4 1

Япония 57 20 4 -1

Франция 52 19 3 1

Бразилия 49 20 9 -3

США 49 (45%) 31 (34%) 4 -3

Китай 44 38 4 0

ЮАР 42 27 7 0

Индия 42 29 6 -1

Южная Корея 36 27 4 2

Россия 34 (29%) 38 (37%) 5 1

Израиль 21 49 2 0

Пакистан 17 56 1 5

Северная Корея 16 55 0 6

Иран 16 59 1 3

США занимают 8-е место с очевидным положительным балансом мнений: 49% симпатизирующих Америке против 31% ею недовольных. Китай по популярности уступает США и занимает 9-е место с 44% симпатий и 38% отрицательных мнений (баланс все-таки положительный, в пользу Китая). В международном общественном мнении о России и Китае есть сходство: 38% респондентов во всем мире одинаково плохо относится к обеим странам.

Обзор ВВС показал, что из 27 «опрошенных» стран только 9 высказались позитивно в отношении России, 11 - негативно и в 7 странах мнение разделилось. Наиболее теплые чувства к России испытывают в Индии - 58% опрошенных положительно отзываются о нашей стране (что на 26% выше, чем в 2010 г.). При этом Россия понесла весьма существенные потери в симпатиях такой страны, как Китай (в Китае удвоились (до 40%) негативные оценки России), что выглядит парадоксально на фоне усиления в последние годы «стратегического партнерства» двух государств. Мнение канадцев о России разделилось: 37% высказались о ней позитивно, чуть больше (38%) - негативно. Австралия (любимая страна населения Дальнего Востока, согласно современным региональным социологическим опросам) и австралийцы придерживаются стойкого негативного мнения о нашей стране: 43% негативных против 37% позитивных оценок.

Негативные оценки России, преобладающие над позитивными, характерны для Японии - 38% и Филиппин - 52%. В Европе к России и россиянам хуже всего относятся в Г ермании - здесь всего 20% симпатизирующих нашей стране. И это несмотря на германофильство Президента РФ В. Путина. Весьма умеренно, хотя и по нарастающей, проявляются симпатии к России в других европейских государствах, например, в Португалии - 28%, Испании - 30%, Турции - 37% , Италии - 41% опрошенных симпатизируют России.

Выросло число позитивно относящихся к России американцев -до 38% (+14%). В 2009 г. их количество составляло только 18% от всего населения Соединенных Штатов [5]. Другие социологические опросы, проведенные в США в 2011 г., продемонстрировали большее количество симпатий к России. Так, по данным института Гэллапа, к России благоприятно относились 47% американцев и 45% неблагоприятно [7]. Таким образом, для большинства американцев Россия, разумеется, не является фаворитом, но и не вызывает каких-то массовых негативных эмоций -ненависти и антирусских настроений.

В свою очередь, США по результатам опроса ВВС, занимают 8-е место в международном рейтинге симпатий и антипатий, - 49%, добившись позитивной оценки для себя почти у половины опрошенных представителей различных народов мира. При этом отрицательно Америку воспринимают 31% респондентов (что неудивительно после конфронтации с Ираком, Афганистаном, Ираном и т.д.). В целом «международный» баланс симпатий и антипатий в отношении Америки - положительный. Тенденция к возрастанию позитивного восприятия США характерна для всех регионов мира. США улучшили свои позиции даже в некоторых исламских государствах, таких, как, Индонезия и Турция. Самые многочисленные положительные отзывы (от 74 до 90%) США имеют среди своих традиционных союзников в Азии - это Филиппины и Южная Корея,

а также африканские страны (Г ана, Нигерия). Выросли симпатии к США в Бразилии - до 64%, в Индонезии - до 58%.

В 2011 г. заметно улучшилось отношение россиян к США и американцам: симпатии возросли до 38% (+13%), а негативное мнение снизилось до 31% (-19%), что можно связать с улучшением российско-американских отношений в результате политики «перезагрузки». Таким образом, по количеству взаимных симпатий Россия и США сравнялись - 38%. Для сравнения, по данным ВЦИОМ (сентябрь 2011 г.), в «основном хорошо» к США относится 52 - 54%, а не 38% россиян [7].

Разумеется, есть страны с тенденцией к росту негативизма в отношении США. Так, в Египте (по результатам «Арабской весны») негативное восприятие Америки выросло на 21% и составило 50%. Негативное восприятие Соединенных Штатов характерно и для Китая - 53%, что вполне объяснимо как с точки зрения давней коммунистической традиции страны, так и в контексте современной конкуренции двух стран за мировое лидерство. Парадоксальным кажется преимущественно негативное восприятие Соединенных Штатов их давними союзниками на Американском континенте - Канадой и Мексикой. В Канаде - 47% канадцев высказали отрицательное мнение о своем соседе и партнере - США, в Мексике -38%, при этом только 23% мексиканцев воспринимают Соединенные Штаты с симпатией [5].

В целом в контексте международных предпочтений 2011 года симпатии россиян и американцев по отношению друг к другу совпадали. Существенно различаются в количественном отношении их антипатии. По результатам социологического опроса, проведенного в США в феврале 2012 г. Институтом Гэллапа - Американским институтом общественного мнения, только 2% респондентов увидели в России главного «врага» Америки. Сегодня основную опасность для Соединенных Штатов американцы видят в набирающем мощь Китае и потенциальной ядерной угрозе в лице Ирана и КНДР (табл. 2) [8].

Результаты данного опроса свидетельствуют о том, что американцы не воспринимают Россию в качестве своего врага. Более того, они вообще проявляют мало интереса ко всему тому, что происходит в России. Анализ публикаций в двух влиятельных и популярных американских газетах -Washington Post и USA Today - за полгода (август 2011 - январь 2012 г.) свидетельствует, что не более 5% их статей было посвящено каким-то событиям в России [9].

В отличие от американцев, современное российское общество воспринимает США как внешнюю угрозу более серьезно. Как выяснилось в ходе опроса общественного мнения, проведенного Фондом Общественного Мнения в конце июля 2011 г., США и Китай воспринимаются российским обществом в качестве главной угрозы национальным интересам

и безопасности России. На вопрос социологов, существуют ли страны, которые в настоящее время представляют реальную угрозу для России, 47% респондентов ответили утвердительно. Из них 26% называли главным противником России Соединенные Штаты Америки. На втором месте в рейтинге внешних угроз России оказался Китай - 13% опрошенных (намного ниже враждебного отношения к Китаю в Америке). Далее идут Грузия - 5%, Япония - 3%, государства арабского мира (2%) и страны НАТО (1%) [10].

Таблица 2

Страны, воспринимаемые американцами в качестве главного врага США, % (2012 г.)

Страна Негативные упоминания, %

Иран 32

Китай 23

Северная Корея 10

Афганистан 7

Ирак 5

Россия 2

Пакистан 2

США 1

Япония 1

Саудовская Аравия 1

Другие страны 3

Нет врагов 1

Затрудняюсь ответить 11

Антиамериканские настроения в России весьма ощутимы. По расчетам известного американиста Э.Я. Баталова около 20 - 22% россиян проявляют антиамериканские настроения, но из них только примерно 7% являются «истинными антиамериканцами», подлинными «ненавистниками США» [11]. По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в сентябре 2011 г. (последний опрос на эту тему), 7% россиян признались в «очень плохом» отношении к Америке. В «основном плохо» к США относятся 22% россиян, в «основном хорошо» - относятся 52 - 54% и «очень хорошо» 3 - 5% респондентов [7]. В таких масштабах антиамериканизм в России (около 30% населения) - это почти массовое явление.

При анализе антиамериканских настроений в России в расчет следует принимать амбивалентность общественного мнения россиян, делающую общую картину антиамериканизма неоднозначной и противоречивой. Например, даже в 1999 г. в период максимального подъема антиамериканских настроений в России (72% опрошенных негативно относились к США) 59% россиян высказывались за укрепление сотрудничества с Америкой [12].

Многие эксперты считают, что страхи россиян в отношении США сформированы, прежде всего, самими российскими властями. Кроме того, США давно, еще с времен «холодной войны», выступают главным противником в массовом сознании россиян. Причины антиамериканизма в современном российском обществе во многом носят ситуативный (реактивный) характер; антиамериканизм как реакция на «неправильные», с точки зрения россиян, действия США. Это, например, бомбардировки силами НАТО и США Белграда в 1999 г., поддержка Вашингтоном Грузии в грузино-осетинском конфликте в 2008 г., участие США в свержении правящего режима в Ливии в 2011 г. и т.д. После такого рода акций средний уровень «позитивного и умеренно-позитивного отношения» к Америке опускается в России с традиционных 50 до 22 - 25%. И наоборот, уровень негативного отношения к Америке поднимается со стабильных 30 - 35 до 70 - 75% [17].

Динамика антиамериканских настроений в российском обществе напрямую зависит от состояния российско-американских отношений. Поскольку взаимоотношения между Россией и США развиваются «циклообразно», с продолжительностью цикла в 3 - 4 лет (доброжелательнопартнерские отношения сменяются недоверием и взаимным отторжением сторон), то и общественное мнение россиян об американцах подвержено таким же колебаниям [14]. В настоящее время начинается очередной цикл ухудшения российско-американских отношений и, следовательно, можно прогнозировать оживление антиамериканизма в российском обществе.

Недоверие и даже враждебность к Америке вызывают следующие причины:

- неоднозначность и нестабильность самих российско-американских отношений, расхождение интересов РФ и США по многим проблемам мировой политики;

- сложное социально-экономическое положение, в которое попала Россия в 1990-е гг., согласившись с предложенной Западом и США моделью реформирования страны, стали прочно ассоциироваться у населения со «злонамеренными» происками Америки, закрепляя образ врага, сформированный еще в советское время;

- устойчивое присутствие в российском массовом сознании с времен «холодной войны» иррациональных компонентов в виде антиамериканских мифов и стереотипов, дополненных аналогичными мифами современной постсоветской истории (и подкрепленными антиамериканской пропагандой);

- чувство уязвленной национальной гордости после распада СССР и превращения России во второстепенную, периферийную державу, великодержавные и имперские амбиции россиян на фоне зависти к более успешной мировой державе;

- антиамериканские настроения, особенно популярные в российской политической элите, транслируются СМИ в обществе и формируют массовые антиамериканские настроения россиян.

Надежды на улучшение российско-американских отношений многие россияне оптимистично возлагали на президентство Барака Обамы. В декабре 2008 г., накануне его вступления в должность более 38% российских респондентов заявляли об этом [14]. В 2010 г. 46% россиян отметили это улучшение, однако уже в 2011 г. доля таких оптимистов снизилась до 34%. На первое место (49%) вышло мнение, что никаких изменений не произошло [15].

Любопытно, что и в самих Соединенных Штатах политика «перезагрузки» в отношении России вызвала разочарование и неоднократно подвергалась критике за «чрезмерную уступчивость». В настоящее время усилилась критика Б. Обамы со стороны представителей Республиканской партии - его главных конкурентов на президентских выборах 2012 г. Показательны в этом смысле публикации известного американского блоггера и комментатора Ким Зигфилд (сайт La Russophobe), которая обвиняет американского президента в «односторонних уступках России по вопросу о размещении американской системы ПРО в Европе», сделанных, чтобы «доказать Медведеву, что Америка не угрожает России» [16].

Общественное мнение россиян отражает уже в целом сформированный в России имидж Соединенных Штатов. Имидж США, как и имидж России в Америке, имеет не так уж много общего с реальностью, хотя и отражает какие-то её аспекты. В российских СМИ Соединенные Штаты Америки занимают первое место по количеству упоминаний, а второе место - по количеству негативных упоминаний. Причем все остальные страны уже идут с большим отрывом. Например, в первой половине

2009 г. негативных сообщений по поводу США имелось 9000, а про следующую за ними Великобританию - 1700 [17]. (По негативизму США могут опережать в отдельные периоды другие страны, с которыми резко обостряются отношения, например, Грузия в 2008 г.)

К основными имиджевым чертам США в российских СМИ относят следующие:

- США - эгоистическое государство, стремящееся решить свое проблемы за счет других (наводнили весь мир необеспеченными долларами, проблему своего внешнего долга пытаются решить за счет остального мира, являются причиной глобального экономического кризиса 2008 - 2009 гг. и т.д.);

- США - страна, претендующая на эталон демократии, не соответствует этому эталону. США - это полицейское государство, демократия здесь декоративная. Доказательства приводятся любые: от уничтожения коренного населения - индейцев до полицейского контроля над гражда-

нами. Активнее и жестче, чем СМИ, в духе истинного антиамериканизма в России эту идею отстаивает блогосфера - пользователи Интернета;

- США - страна, навязывающая всему миру свои правила и представления, в том числе и силой;

- США - потенциальный агрессор, от силового нажима которого Россию спасает только ядерный щит.

В целом США продолжают позиционироваться в российских СМИ как государство, заинтересованное в экономическом и политическом ослаблении России, а также в снижении ее влияния на постсоветском пространстве. Американская культура в российском восприятии практически тождественна понятию массовая культура, которая предполагает усред-ненность и снижение эстетического уровня ее потребителей. Сами американцы - амбициозны, наглы и уверены в своем превосходстве над остальными народами и всем миром. Подобные представления об Америке и американцах россияне черпают не только из российских СМИ, но и из американских фильмов. Голливуд - второй по значимости «источник информации» о США для россиян. То, что показывается в американском кино, нередко воспринимается как реальная жизнь в Америке (распространенные клише - драки, бандитские «разборки», аморальное поведение женщин и т.д.).

Исследование на основе опроса общественного мнения 87 российских студентов и аспирантов, обучавшихся в России (65 человек) и в США (22 человека), проведенного в 2007 г. в рамках научного проекта Американской Национальной Ассоциации по коммуникациям, выявило некоторые закономерности. Российские студенты из вузов в г. Ростове-на-Дону (или «русские русские» по терминологии исследования) в большей степени воспринимали американцев как людей, склонных к насилию, а американских женщин - к аморальным поступкам, изменам в браке и т.д., чем русские студенты, обучавшиеся или стажировавшиеся в США («американские русские») [18]. При этом основным источником таких представлений студентов в России являлись голливудские фильмы и СМИ, прежде всего телевидение. «Американские русские» студенты, непосредственно соприкасавшиеся с американским образом жизни, были настроены к США и американцам более позитивно и лояльно, чем их русские сверстники, обладавшие «более ограниченными знаниями о Соединенных Штатах» [18].

Автостереотип американской нации безусловно положителен, самооценка американцев исключительно высока. По мнению известного российского политолога-американиста А. Д. Богатурова, уверенность в превосходстве - первая и, возможно, главная черта американского мирови-дения [19]. На ней базируется весь американский патриотизм. Его сущность сводится к следующему: Америка, несмотря на все свои недостат-

ки, бесспорно, лучшая страна в мире. К концу XIX века в США полностью сформировалось «мессианское видение» роли Америки в мире. Соединенные Штаты должны нести остальным народам «свет свободы и демократии», даже если те пока еще не понимают их ценности. Америка просто обязана поделиться с остальным миром своей демократией - лучшим, что она имеет, как «богоизбранная» страна. Идеи мессианства и ценности американской демократии для всего мира, став основой современной американской внешней политики, вызывают раздражение и в России, и во многих других странах.

Россию и россиян в Америке воспринимают несколько критично, хотя и без ненависти. Американцы отмечают такие качества русских людей, как гостеприимство, безответственность, беззаботность, сообразительность, отсутствие чувства меры, душевность, доброта, дружелюбие, коллективизм, доверчивость, чувство юмора, лень, щедрость, патриотизм, терпеливость, тяга к алкоголю, к риску, гордость, недоверие к властям. По мнению Ольги Каменчук, директора по коммуникациям ВЦИОМ, для американского общественного мнения о России и сегодня типичны упрощенные образы, которые можно свести к триаде: водка, балалайка и Достоевский [17]. С одной стороны, это признание роли русской культуры и духовности (Достоевский), с другой - Россия это полудикая, криминальная страна (водка). Балалайка - это просто международный стереотип в восприятии России, как шапка ушанка или матрешка.

Россия в американских СМИ критикуется:

- за неуважение к личности и собственности,

- за неэффективную систему управления, коррупцию и бюрократию;

- за агрессивность и стремление доминировать на мировой арене.

По мнению Роуз Геттемюллер, американского дипломата

и политолога, «в глазах американцев Россия предстает одномерной страной, в которой мало что заслуживает положительных отзывов, но очень многое вызывает тревогу. Автократия, коррупция, высокий уровень преступности, разрушение окружающей среды, развал здравоохранения и демографический кризис - все эти проблемы в первую очередь приходят на ум американцам при упоминании о сегодняшней России. Даже богатства, которыми она обладает, становятся причиной для беспокойства, поскольку огромные нефтяные и газовые ресурсы зачастую воспринимаются не как источник взаимной выгоды, а как инструмент, позволяющий оказывать давление на соседей и запугивать их» [20].

Как правило, причины антироссийских настроений в США сводятся к следующему:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- память о «холодной войне», когда считалось, что Советский Союз стремится к мировому господству, бросая вызов Соединенным Штатам;

- поведение российских лидеров на международной арене (их публичные угрозы Западу);

- отход России от демократических политических и экономических реформ.

Однако следует помнить, что общественное мнение в США также подвижно, как и в России. Оно следует логике взаимоотношений Белого дома и Кремля. Если в 2007 г. 68% американцев выражали неодобрение российской внешней политике, то «перезагрузка» российско-американских отношений сказалась позитивно на восприятии России американцами. По данным опроса Института Гэллапа и СКК в марте 2012 г. 61% американцев относятся к России в целом дружелюбно [16].

Американские и российские эксперты задаются вопросом, каким образом можно побудить американцев отказаться от давних и привычных установок в отношении России и посмотреть на эту страну свежим взглядом. Многие уверены, что общественное мнение россиян и американцев друг о друге улучшится, если оба народа поймут, что их жизнь в чем-то похожа. Один из способов, который уже был испробован состоит в акцентировании внимания на тех областях, где Россия и Соединенные Штаты сегодня сотрудничают более интенсивно, чем когда-либо прежде. Это космические исследования, сокращение стратегических наступательных вооружений и нераспространение ядерного оружия. По мнению Роуз Гет-темюллер, внимание и симпатии американцев могут привлечь три сюжета из жизни новой России, отвечающие традиционным ценностям населения Америки:

- Москва больше не является «центром притяжения» для россиян, усиливается влияние и привлекательность российских регионов;

- формирование среднего класса в России;

- развитие социальной благотворительности.

Знакомство двух народов с этнокультурными стереотипами друг друга также может стать фактором позитивного изменения имиджа каждой из стран во внешней среде. Нельзя судить об иной культуре с позиций собственной. Такой подход, как и расширение знаний о культуре соседей, помогает отказаться от мифологизированной картины внешнего мира и выстроить более разумные и продуктивные отношения с зарубежными партнерами в условиях глобализации.

Однако самым радикальным и эффективным средством изменения международного образа России могли бы стать реальные позитивные перемены во всех сферах жизни российского общества. Это демократизация политической системы, повышение эффективности российской экономики, борьба с коррупцией, развитие отечественного бизнеса, гарантии иностранным компаниям, повышение уровня и улучшения качества жизни

населения, гуманизация социальной сферы и оптимизация внешней политики страны, прежде всего в отношении США.

1. Алексева Т. Россия в пространстве глобального восприятия

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.intertrends.ru/

fourteen/005.htm.

2. Walt St. M. The Myth of American Exceptionalism / M. St. Walt // Foreign Policy. - November 2011. URL: http://www.foreignpolicy.com/ articles/2011/10/11/the_myth_of_american_exceptionalism/.

3. Цели России в мире: развитие или сверхдержавность?: пресс-выпуск. - 2010. - №1576 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://wci om.ru/index.php?i d=459&uid=13799.

4. Рейтинг стран по объему ВВП на душу населения (2010 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/r_gdp_imf.pdf;

http ://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_ВВП_(ППС)_на_душу_населения.

5. Views of US Continue to Improve in 2011 BBC Country Rating Poll, March 7, 2011. URL: http://www.worldpublicopinion.org/pipa/articles/views_ on_countriesregi ons_bt/680.php.

6. Михайлов А. Международный имидж РФ стремительно улучшается. Russia Today заставила забыть о медведях, КГБ и несоблюдении прав человека. - 9 марта 2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.specletter.com/politika/2011-03-09/russia-today-zastavil-zabyt-o-medvedjah-kgb-i-nesobljudenii-prav-cheloveka.html

7. Статистика вражды. Политики США неприятно поражены антиамериканской риторикой российских властей. - 13 марта 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazeta.ru/comments/2012/03/ 13_e_4089809.shtml.

8. Gallup Politics. February 20, 2012. Frank Newport. Americans Still Rate Iran Top U.S. Enemy. May 5, 2012. URL: http://www.gallup.com/poll/ 152786/americans-rate-iran-top-enemy.aspx.

9. Ковалева Ю. Имидж России в США: по материалам американской прессы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e.mail.ru/cgi-bin/msglist# readmsg?id=13380972200000000499&folder=0.

10. Россияне назвали своих врагов - в первой тройке две сверхдержавы и Грузия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://newsru.com/russia/ 15jul2011/ugrozy.html.

11. Баталов Э.Я. Любим ли мы Америку / Э.Я. Баталов // США - Канада: экономика, политика, культура. - 2002. - №2. - С. 30.

12. Фом-Инфо. - 1999. - № 53. - С. 57 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// classic.fom. ru/week/t1042_1. html#8.

13. Гарусова Л.Н. Российско-американские отношения и феномен антиамериканизма в постсоветской России / Л. Н. Гарусова // Россия и АТР. - 2010. - № 1. - С. 81.

14. ВЦИОМ: пресс-выпуск. - 2008. - №1114 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/1195.html? no_cache= 1&cH...

15. «Президентство Барака Обамы: россияне подводят первые итоги» // ВЦИОМ: пресс-выпуск. - 2011. - №1845 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111983.

16. Kim Zigfeld. Obama Suckering America into Loving Russia // American Thinker. - May 5, 2012. URL: http://www.americanthinker.com/2012/04/ obama_suckering_america_into_loving_russia.html

17. «Имиджи России и США накануне перезагрузки отношений»: Стенограмма круглого стола, 27.09.2009 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stratagema.org/russia-image/item_320.html.

18. Kononova Anastasia. Attitudes of Russian students toward the United States: how "Russian Russians" differ from "Americanized Russians" / National Communication Association, 2007. URL: http://connection.ebscohost.com/c/ articles/35505790/attitudes-russian-students-toward-united-states-how-russian-russians-differ-from-americanized-russians.

19. Богатуров А.Д. Истоки американского поведения / А.Д. Богатуров // Россия в глобальной политике. - 2004. - № 6. - С. 6.

20. Роуз Геттемюллер Как выглядит Россия глазами американцев / Р. Геттемюллер // Newsland, 2009 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newsland.ru/ news/detail/id/381054/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.