\
"РОДИНА-МАТЬ" В СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РОССИЯН
Т.Б. Рябова, А.А. Романова
Рябова Татьяна Борисовна (Иваново, Россия) — доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и управления персоналом Ивановского государственного университета; Email: [email protected]
Романова Анастасия Алексеевна (Иваново, Россия) — аспирант кафедры социологии и управления персоналом Ивановского государственного университета; Email: [email protected]
«РОДИНА-МАТЬ» КАК КуЛЬТуРНО-СЕМИОТИЧЕСКИЙ РЕСУРС СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО АНТИАМЕРИКАНИЗМА1
Исследуется роль символа «Родина-мать» в современном российском антиамериканизме. Автор характеризует причины, формы и ресурсы антиамериканизма, одним из которых является культурно-семиотический. Материалами исследования выступили результаты интервью, а также обсуждение монумента «Родина-мать зовет!» в апреле - мае 2015 г. Автор делает вывод о том, что важными элементами национальной идентичности, призванными подчеркнуть особенности национального сообщества, являются не только сам материнский символ России, но и специфика отношения россиян к стране как к Родине-матери. В сегодняшней России этот символ включается в практики обоснования антиамериканских настроений; его использование способствует актуализации большинства характеристик, которые составляют негативный стереотип американца.
Ключевые слова: «Родина-мать», российский антиамериканизм, монумент «Родина-мать зовет!», символическая политика, постсоветская Россия
T. B. Riabova, А.А. Romanova
Tatiana Riabova (Ivanovo, Russia) — Doctor of Sociological Sciences, Professor at Ivanovo State University, Department of Sociology; Email: [email protected]
Anastasiia Romanova (Ivanovo, Russia) — Postgraduate Student at Ivanovo State University, Department of Sociology; Email: [email protected]
THE «MOTHERLAND» AS А CULTURAL AND SEMIOTIC RESOURCE OF THE CONTEMPORARY RUSSIAN ANTI-AMERICANISM
1 Работа выполнена в рамках исследовательского проекта РГНФ 15-03-00010 «Символ 'Родины-матери' в символической политике современной России».
Г
"РОДИНА-МАТЬ" В СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РОССИЯН
The article deals with the role of the symbol of the Motherland in the contemporary Russian Anti-Americanism. The author characterizes reasons, forms, and resources of Anti-Americanism, including cultural and semiotic resources. The materials of the research consist of the results of interview as well as the discussion on the monument «The Motherland Calls!» (April - May 2015) in Russia. The author points out that not only the maternal symbol of Russia but also Russians' treatment of their own country as «Mother Russia» are interpreted as specific characteristics of Russian culture, diacritics, and thus serve as important parts of the Russian national identity. In contemporary Russia the maternal symbol of the country is involved in practices of legitimation of anti-American attitudes and contributes to actualization of most characteristic which form the negative stereotype of Americans.
Keywords: the symbol of the Motherland, Russian Anti-Americanism, monument «The Motherland Calls!», symbolic politics, the Post-Soviet Russia
В конце апреля 2015 г. американский еженедельник «Business Insider» опубликовал список «самых абсурдных строений советской эпохи», в число которых включил и монумент «Родина-мать зовет!», установленный на Мамаевом кургане в Волгограде [50]. Это вызвало в России сотни гневных откликов политиков, деятелей культуры и чиновников, журналистов, блогеров и комментаторов на интернет-форумах. Предметом обсуждения стала, в первую очередь, специфика отношения к родине — американцев и россиян.
В данной статье нашей целью будет анализ оценок особенностей российского и американского отношения к родине. Кроме того, нас будет интересовать, как эти оценки используются в современном российском антиамериканизме, включающим в себя постулирование существенных отличий россиян от американцев и наделение последних негативными по преимуществу характеристиками [45]. Антиамериканизм формируется под влиянием различных факторов, одним из которых является культурно-семиотический. Его можно определить как содержащиеся в культуре идеи, образы и символы, составляющие, если пользоваться терминологией М. Фуко, «архив» дискурса антиамериканизма. Одним из важнейших символов российской культуры и является «Родина-мать» [25], который широко используется и в политических процессах сегодняшней России [напр.: 28]. Сначала мы остановимся на роли антиамериканизма в национальной идентичности России, а также в практиках легитимации власти. Далее речь пойдет о том, как россияне оценивают различия российского и американского отношения к родине. Наконец, мы проанализируем оценку материнского символа родины в контексте российского антиамериканизма. Материалами послужат результаты интервью, посвященного отношению россиян к США и американцам, проведенного в г. Иваново в 2014 г., а также данные case-study, анализа обсуждения вышеуказанной статьи в российском интернет-пространстве за двухнедельный период после публикации (29 апреля — 14 мая 2015 г.).
Высокий уровень антиамериканских настроений характерен в последние десятилетия для самых различных регионов мира [42; 43; данные социологических опросов см. в: 48; 51]; «столетием антиамериканизма» назвали нынешний век И. Крастев [46]. Основная часть причин подобных настроений связана с политикой США в условиях однополярного мира; однако антиамериканизм может иметь и внутриполитические причины, обусловленные специфическими потребностями страны (П. Холландер отмечал среди них национализм, антикапитализм, страх ядерной войны [34, с.734]). Антиамериканизм нередко становится востребованным в легитимации власти. Его популярность объясняется и тем, что он оказывается эффективным ресурсом в поддержании позитивной коллективной идентичности, в том числе национальной.
437
1
"РОДИНА-МАТЬ" В СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РОССИЯН
Последнее в значительной степени относится к современной России.
Формирование и поддержание национальной идентичности, как правило, идет с помощью политики идентичности, направленной на интеграцию национального сообщества, на объединение со «своими» и на дифференциацию его от значимых Других. Отношение между «своими» и «чужими» — ключевой элемент коллективной идентичности [44]. «Чужой» важен в обеспечении процесса идентификации, поскольку качества и характеристики «своих» и «чужих» взаимообусловлены. Характеристики, нормы и ценности «чужих», как правило, противопоставляются характеристикам, нормам и ценностям «своих» и при этом оцениваются ниже; Г. Тэджфел связывал это со стремлением индивидов и групп к позитивной идентичности [см. подробнее: 49]. Обоснование преимущества «своих» над «чужими», четкое обозначение символических границ между ними ведет к консолидации нации, к укреплению национальной идентичности.
В постсоветской России важнейшим Другим выступают США. Представления граждан РФ об американском политическом и социальном порядке, нормах и ценностях, образе жизни воздействуют на макрополитическую идентичность России, определяют содержание россий-скости, влияют на самооценку россиян и на их оценку своей страны.
Отношение к США в постсоветские десятилетия претерпело значительные изменения. В перестроечные годы «воображаемая Америка» выступала не просто универсальным референтом, но эталоном практически во всех сферах. Образ США связывался с высоким уровнем жизни, возможностью самостоятельно добиться успеха, техническим прогрессом, наукой и др. [22]. В лице США видели дружественную страну, союзника, на чью поддержку можно рассчитывать [1]. В дискурсе либеральной оппозиции такой образ во многом сохраняется и сегодня.
С конца 1990-х гг. в стране наблюдается устойчивый рост антиамериканских настроений, а к середине 2000-х США прочно заняли лидирующую позицию в списке «врагов» России [1]. Анализируя развитие антиамериканизма в постсоветской России, Д.Волков показал, что можно выделить четыре резких всплеска негативного отношения к США (в 1998, 2003, 2008 и 2014-2015 гг.), связанные с реакцией россиян на события, соответственно, в Косово, Ираке, Грузии и на Украине [1]. Последний период знаменуется беспрецедентно высоким ростом уровня антиамериканизма; именно на США, в первую очередь, возлагается ответственность за украинский кризис и за ухудшение отношений России и Запада в результате этого кризиса [см. данные Левада-центра: 23; 21; 20].
Данные общероссийских социологических служб показывают, что в сентябре 2014 г. «плохо» и «очень плохо» к США относились 73 % россиян, в сентябре 2015 г. — 68 % [12]. Согласно данным ВЦИОМа, в январе 2015 г. индекс отношения россиян к США за последние пять лет достиг максимально отрицательных значений [отношение к США за последние 5 лет стало крайне негативным]. Опрос Левада-центра зафиксировал исторический максимум антиамериканских настроений в феврале 2015 г. (81%); число россиян, называющих отношения России и США враждебными, составило 42 % [15; 2]. В июле 2015 г., как показало исследование фонда «Общественное мнение», лишь 3 % россиян оценили отношения России и США как хорошие [13]. Изменилось за последние несколько лет и отношение к работе на посту президента США Б. Обамы. В 2010 г. к нему, согласно опросам ВЦИОМа, более половины россиян относились положительно, и лишь 8 % питали антипатию; в 2014 г. он получил позитивную оценку лишь от 5% опрошенных; негативно относились к нему 81 % наших сограждан [11]. Схожие оценки деятельности президента США получил в ходе опросов в 2014 г. и Левада-центр. [32; 10]. Нередко именно на Б. Обаму возлагается в российских медиа персональная ответственность за
Г
"РОДИНА-МАТЬ" В СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РОССИЯН
ухудшение отношений между двумя странами [см. подробнее: 27].
Еще одним важным показателем современного российского антиамериканизма является то, что его объектом является не только сфера политики, но и сфера морали. Россияне отвергают американские ценности, считая США аморальной, бездуховной страной, страной «высокой преступности и морального упадка», где «в отношениях между людьми нет человеческой теплоты» [22]. Более трети наших соотечественников (37 %) сочли США и лично Обаму «главными врагами нашей культуры и ценностей» [3; 9].
Высокий уровень антиамериканизма в современной России объясняется различными причинами. Важнейшие из них связаны со сложностями взаимоотношений двух стран на международной арене, особенно в последние годы. Однако есть и причины, коренящиеся во внутриполитических потребностях России2, и одна из них заключается в необходимости поддержания позитивной национальной идентичности россиян.
Как было отмечено, позитивная идентичность предполагает проведение символических границ между «своими» и «чужими» и обоснованием преимущества первых над вторыми. По мнению Ф. Барта, символические границы создаются при помощи особых маркеров — элементов культуры, отбираемых (иногда достаточно произвольно) самими членами группы для подчеркивания своих отличий от окружающих (скажем, одежда, язык, стиль жизни) [38, р. 14]. Эффективные символические пограничники должны, во-первых, маркировать границу и быть узнаваемыми; во-вторых, делать границу «непреодолимой», легитимируя ее, придавая ей видимость законности, вечности, «естественности»; в-третьих, акцентировать различные черты двух сообществ и игнорировать сходные [26, с. 117].
Оценки россиянами США и американцев выступают в качестве таких маркеров идентичности, «символических пограничников» [см. подробнее: 26]. Эти оценки участвуют в формировании представлений о том, что такое Россия, какими должны быть россияне, каковы основополагающие ценности российской культуры; кроме того, они поддерживают уверенность в превосходстве «своих» над «чужими». Социологическое исследование (интервью), проведенное нами в 2012 г. [см. подробнее: 19], подтвердило этот тезис. «Авторитарной и агрессивной» политике США информанты противопоставляли «справедливую», «заботящуюся о интересах жителей других стран» российскую внешнюю политику; «примитивной масскультуре» американцев — «высокую культуру» России; американскому «специализированному и узкому» образованию - превосходящее его по качеству российское, «более широкое и дающее более высокую квалификацию». Приоритет США перед Россией отдавался лишь в экономической и, по большей части, в социальной сфере [19]. Как показали другие исследования, предпочтение "своим" оказывается и в оценке характеристик американцев и россиян. Так, российских женщин оценивают как более женственных, чем западных (и американок, и европеек), а российских мужчин — как более мужественных [см. об этом: 30; 35], что имеет длительную историческую традицию [см., напр.: 24].
Маркером идентичности, указывающим на значимые различия россиян и американцев, является также специфика отношения представителей двух народов к своей родине. В 2014 г. мы провели социологическое исследование (интервью)3, одной из целей которого было проанализировать, как россияне оценивают американский и российский патриотизм. Интервью показало, что информанты считают, что отношение к своей стране американцев и россиян /
2 Заметим, некоторые исследователи эти причины считают важнейшими [напр.: 4, С. 44].
3 Интервью проводилось в сентябре-октябре 2014 г. в городе Иваново (М =26). Авторы выражают признательность Е. Лебедевой за работу с информантами.
439
Лабиринт
#4/2015
1
"РОДИНА-МАТЬ" В СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РОССИЯН
русских различается достаточно заметно, и эти различия они часто характеризуют с помощью понятия родины. Информанты расходились в оценке того, кто - американцы или россияне -являются большими патриотами, однако подавляющее число опрошенных были убеждены в том, что чувства граждан США направлены, скорее, на государство, а не на родину. Отношения граждан к своей стране как к родине, по их мнению, является особенностью России4. Подчеркнем, что характеризуя отношение американцев и россиян к своей стране, информанты часто самостоятельно, без подсказки, прибегали к материнской метафоре, ассоциируя Родину с матерью.
«Россию наши люди воспринимают как мать...потому что она очень сильная и заботливая. Американцы не относятся к своей стране так же».
Елена 62 года
«Нет, у них [американцев] родины-матери нет, есть только государство».
Артур 30 лет
В ответ на вопрос о том, почему в России к Родине относятся как к матери, информанты давали сходные ответы, делая акцент на материнских характеристиках страны: силе, заботе о своих детях, защите, которую она проявляет по отношению к ним.
«Потому что она сильная, заботливая, она дает защиту, но и ее нужно защищать, любить и оберегать, как мать».
Ольга 42 года.
"Потому что мать вырастила и выкормила весь русский народ, она сильная и заботящаяся обо всех своих детях".
Алексей 35 лет.
У некоторых информантов материнство России-Родины ассоциировалось, прежде всего, с образами Великой Отечественной войны.
«[Родина-это Мать], потому что это связано с войной, «Родина-мать зовет!», страну нужно защищать, как и родную мать».
Татьяна 55 лет.
Опрошенные почти единодушно согласились, что именно России материнский образ подходит в наибольшей степени. (Конечно, Россия — это женщина, мать. «Русь матушка». Сильная баба: и в огонь, и в воду). Защитит и утешит. Анастасия 24 года). Лишь один из информантов высказал убеждение в том, что представление Родины в виде матери - это всего лишь традиционный для России ассоциативный ряд. Сравнивая российский образ Родины-матери с образами Америки, популярными, по мнению информантов, среди американцев, некоторые предлагали развернутые объяснения, обосновывая преимущество российского символа над американскими.
4 Сходные данные были получены и в ходе интервью 2012 г., участники которого высказывали мнение, что патриотизм американцев более политизирован; те «идут на войну по призыву государства или в результате политических игр». А вот русские, полагала значительная часть информантов, являются настоящими патриотами, «готовыми защищать родную землю до конца» [19].
150
Г
"РОДИНА-МАТЬ" В СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РОССИЯН
«Потому что есть Родина-мать. Мать никогда не предаст, никогда не откажется от своих детей, потому что она сильная и заботливая. В США, например, образ супергероя. И это глупо. По моему мнению, США выдумывает какие-то свои сверхспособности и то, что она всех побеждает. Складывается ощущение, что у них нет реально существующих героев. Зато они есть в России, и никакие 'Капитаны Америки' России не нужны. Образ матери подходит лучше».
Юлия 39 лет.
«Материнский образ более привычен, и Родина — это нечто большее, чем какой-то [американский] супергерой».
Артур, 30 лет.
Стоит подчеркнуть, что оценки информантами политики, экономики и социальной сферы США, которые были даны в ходе интервью, в значительной степени различались в зависимости от их политических взглядов. Однако в вопросе об отношении россиян и американцев к родине мнение опрошенных было практически консолидированным.
Все это объясняет, почему тема «абсурдности» монумента на Мамаевом кургане, поднятая к тому же американским изданием накануне 70-летия Великой Победы, получила в России большой резонанс. В опубликованный журналом «Business Insider» список вошли здания и памятники, построенные в середине XX века, когда, по мнению составителей рейтинга, архитекторы «бывших коммунистических стран Европы и Средней Азии получили возможность строить все, что им вздумается» [50]. Текст публикации содержал фотографии памятников и зданий с короткими пояснениями. В числе этих строений советской эпохи фигурировали здания и монументы из бывших республик СССР, СФРЮ и социалистических стран: Хорватии, Грузии, Болгарии и Польши. Четверть упомянутых в рейтинге строений находятся в России, в том числе и волгоградский монумент.
Публикация американского еженедельника подняла в России волну негодования, что отразилось в комментариях самых разных людей, которые предлагали собственное объяснение появления подобного рейтинга. Невысоким уровнем американской культуры объяснил эту публикацию министр культуры В. Мединский: «Смысл, заложенный в 'Родину-мать', вообще понятен... каждому цивилизованному человеку в любой стране мира. Нам нечего обсуждать с теми, кто знаком с мировой культурой преимущественно по комиксам и кому наши памятники кажутся 'бессмысленными'. Неандерталец, пожалуй, тоже в этих памятниках увидел бы лишь то, что их нельзя съесть» [7]. Глава комитета ГД РФ по международным делам А. Пушков на своей страничке в Твиттере подчеркнул, что этот поступок американских журналистов не следует считать случайностью, напомнив об аналогичном случае - помещении в 2014 г. телеканалом CNN в список «самых уродливых памятников» монумента «Мужество», посвященного защитникам Брестской крепости [17]. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре И.Кобзон высказался предельно жестко: американцы не имеют права оскорблять наши памятники, «не их [американцев] свинячье дело - обсуждать архитектуру великой державы, которую мы потеряли». «Потрясающему комплексу Вучетича» он противопоставил «типичные европейские сити», которые, по его мнению, и следовало бы назвать абсурдными [6]. Осудили публикацию и другие представители общественности, включая, например, директора музея-заповедника «Сталинградская битва» А. Васина5, вице-президента Международного
5 А. Васин заявил: «Назвать этот памятник нелепым — то же самое, что оскорбить икону. Эти американские журналисты прекрасно понимали, что делают, выставляя наш сакральный символ на посмешище. Во всем мире
Лабиринт
#4/2015
}
"РОДИНА-МАТЬ" В СОЦИАЛЬНыХ пРЕДСТАВЛЕНИЯХ РОССИЯН
благотворительного фонда «Сталинградская битва» Д. Белова и других [37].
Тема мгновенно стала популярной и в интернет-пространстве; она обсуждалась в блогах, в социальных сетях, в комментариях к данной новости на сайтах информационных агентств. Негодующие отклики можно было встретить не только на веб-порталах России, но и на интернет-ресурсах русскоязычных СМИ других стран. К примеру, 67% посетителей сайта израильского русскоязычного телевизионного канала «9 Канал Израиль» отметили, что были возмущены данной новостью [39]6.
Можно выделить несколько направлений обсуждения рейтинга в российском интернет-пространстве. В контексте нашего исследования важнейшим является то, что, во-первых, тема поднималась для характеристики особенностей отношения к родине в России и США, во-вторых, образ Родины-матери послужил маркером идентичности, помогающим отличить «своих» от «чужих» и обосновать преимущество первых над вторыми
Что касается первого, то следует подчеркнуть, что для авторов комментариев отношение к памятнику выступила критерием патриотизма. В спорах с американским изданием они обосновывали значение «Родины-матери» для России и россиян; сакральность этого символа, прежде всего, связывалась с коллективной памятью о миллионах павших на войне солдат, которая свята для каждого.
«... добавив в него (в рейтинг - Т.Р.) Родину-мать, - вы плюнули в душу России. Есть вещи, которые нельзя трогать. В России это Великая Отечественная война и Родина» [Комментарий на: 50].
«Скульптурный ансамбль героям Сталинграда на Мамаевом кургане с монументом Вучетича в центре - это дань великому подвигу народа. Это память о погибших солдатах и символ доблести. Это образ Родины, которая зовет своих сыновей на бой с врагом» [Комментарий на: 5].
Однако «Родина-мать», как явствует из обсуждения, для многих важна в контексте не столько военного прошлого страны, сколько современности, выступая одним из важнейших символов сегодняшней России, несущим огромный эмоциональный заряд. В такой перспективе американская публикация расценивалась как удар не только по памяти о войне, но и по национальной идентичности россиян.
«Для нас это действительно больше, чем просто памятник. Это символ чего-то незыблемого и неизменного, как отношение к памяти погибших, уверенности в том, что ни при каких обстоятельствах Россия не подчинится чужой воле» [Комментарий на: 41].
Еще одно измерение символа Родины-матери заключается в том, что он воплощает не только мощь России, но и силу духа народа, является свидетельством его патриотизма.
«Это необыкновенно замечательный монумент, в нем огромная энергия, мощь и сила духа русского народа». [Комментарий на: 16].
«'Родина-мать!' - самый Великий и самый могущественный памятник, который я видела в своей жизни. Когда подходишь к подножью монумента и смотришь на нее - дух захватывает и по телу мурашки, восхищаешься её величием и той мо-
знают, что 'Родина-мать' — это икона страны» [8].
6 Заметим, что после такого резонанса редакция «Business Insider» достаточно оперативно исключила памятник из своего рейтинга [40].
142
Лабиринт
#4/2015
Г
"РОДИНА-МАТЬ" В СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РОССИЯН
щью духа нашего народа, которую она олицетворяет». [Комментарий на: 41]. Помимо того, что символ Родины-матери, показывая специфику российского отношения к стране, проводит границу между «своими» и «чужими», он помогает обосновать преимущество первых над вторыми. Обсуждая рейтинг, авторы сравнивают Россию с США, россиян — с американцами, а Родину-мать — со статуей Свободы.
Опубликовавших рейтинг американских журналистов, российские комментаторы обвиняли не только в некомпетентности, но и в нравственной ущербности, беспринципности и продажности.
«Даже не предполагал, насколько тупые, необразованные и безнравственные американские журналисты» [Комментарий на: 50];
«Какой там рейтинг, просто написали то, за что им чуть баксов отвалили. Шавки на поводке» [Комментарий на: 36].
Следует подчеркнуть и то, что нередко появление публикации накануне Дня Победы в комментариях связывают с сознательным намерением «ударить побольнее Россию накануне святого для нее дня».
«Это - вещи, составляющие базис нации, поэтому бьют именно туда». [Комментарий на: 41].
О том, что выбор времени публикации был на редкость бестактен, напоминает и ряд новостных заголовков [см. подробнее: 14]. При этом, заметим, что многие отклики на публикацию расценивают ее как вполне сознательную попытку американских журналистов умалить «роль русского народа в победе над фашизмом»7.
В контексте нашего исследования значение имеет то, что авторы многих комментариев рассматривают поступок журнала «Business Insider» в качестве проявления типичных черт американской культуры и менталитета американцев в целом. Интерес представляет, какие объяснительные схемы используют комментаторы для обоснования преимуществ «своих» над «чужими». Одно из наиболее распространенных объяснений - «у американцев нет ничего святого», то есть их культура в принципе лишена уважения к сакральному.
«А чему удивляться! У Америки ничего святого: ни РОДИНЫ, ни МАТЕРИ! Только доллары» [Комментарий на: 18].
Кроме того, американцев характеризуют, по мнению ряда комментаторов, черствость, неспособность сопереживать чужой боли.
«Американцам никогда не понять нашей боли. Но они могли бы уважать наше горе» [Комментарий на: 50].
Включение «Родины-матери» в рейтинг является следствием «бескультурья» американцев - такая объяснительная схема также используется нередко. Эта же характеристика встречается и в более резкой форме: американцам приписываются дикость и варварство.
«Наш памятник Родина-мать красивее и свободнее статуй свободы, оказывается амеры отстали от нас достаточно серьезно и в культурном развитии» [Ком-
7 Одно из российских интернет-изданий приводит комментарий зав. отделом Московского городского совета ветеранов по работе с молодежью И. Харькова; тот характеризует рейтинг как проявление стремления США извратить историю войны с целью представить победителем себя [37].
443
}
"РОДИНА-МАТЬ" В СОЦИАЛЬНыХ пРЕДСТАВЛЕНИЯХ РОССИЯН
ментарий на: 18].
Но чаще за двумя монументами видят две различные системы ценностей.
«В чем абсурд [Родины-матери]? Наш памятник, посвящен великой борьбе народа в великой войне против нечисти. А что символизирует здоровая амерская рогатая дура в балахоне? Просветили бы! Свободу однополых отношений, свободу убивать аборигенов, свободу устраивать бойни в любой точке мира?» [Комментарий на: 18].
В последнем комментарии, как мы видим, затрагивается еще одно важнее измерение антиамериканских (и в целом антизападных) настроений в сегодняшнем российском обществе - гендерное. Как было показано в ряде исследований, важным «символическим пограничником» в современной России, позволяющим отделить ее от Запада, является тема гендерной девиантности «Гейропы» [31; 47]. Обсуждаемый монумент символизирует для комментаторов приверженность российской цивилизации традиционным ценностям, культу семьи и материнства - что и вызывает негативные чувства в американских СМИ; «Родина-мать» в этом случае представляет «нормальность», которую не может оценить Запад.
«Конечно, лучше писающие мальчики. В Скандинавии вон памятник двум однополым влюбленным воздвигли. И никакого абсурда. Там не только русофобия, там вообще постепенное смещение мозгов к противоположному «полюсу». («Нижнему полюсу», - добавил еще один комментатор [Комментарий на: 33]).
Таким образом, отношение к волгоградскому монументу является для комментаторов показателем того, как в двух культурах в целом воспринимают родину, и некоторые из них отказывают гражданам США в чувстве родины в принципе.
«Почему америкосов колбасит от Родины-матери? Потому, что у них нет родины» [комментарий на : 16];
«Что ж тут непонятного? ... потому и колбасит, что у них ... ПОНЯТИЯ (Родины - Т.Р.) такого нет. Как и [понятия] совести» [комментарий на : 16].
Наконец, отметим еще один любопытный, на наш взгляд, поворот темы. Симпатии к Западу российских либералов никогда не являлись тайной, но в ситуации, когда они превращаются в оппозицию власти (особенно во время протестов 2011 - 2013 гг., т.н. Болотной революции), это становится основанием для обвинений их в нелояльности стране, а то и в национальном предательстве. Их западность теперь расценивается как свидетельство и зависимости от Запада, и ненормальности во многих отношениях (например, в гендерном [47]). В рассматриваемом случае обсуждения публикации в «Business Insider» используется для обвинений их в нравственной ущербности. Иными словами, внешняя символическая граница используется в проведение границы внутри самого российского общества. Интернет-комментаторы предполагают, что либеральная оппозиция будет непременно поддерживать акцию еженедельника из США.
«С точки зрения американских барбосов, весь СССР был сплошным абсурдом. Но нынче точка зрения этих барбосов интересует только их местных холуев. Зато репост материала про абсурдные постройки на ресурсах либерального гетто обеспечен )))» [Комментарий на: 33].
Г
"РОДИНА-МАТЬ" В СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РОССИЯН
Подведем итоги. Наше исследование позволяет сделать вывод о том, что важным элементом национальной идентичности является не только сам материнский образ России, но и специфика отношения к стране как к Родине-матери. Отношение к России как к матери становится маркером идентичности, «символическим пограничником», позволяющим, во-первых, выявить особенности национального сообщества и, во-вторых, обеспечить позитивную идентичность.
Мы отметили высокий уровень антиамериканских настроений в современном российском обществе, который обусловлен рядом факторов, включая и внутриполитические. США играют роль значимого Другого в макрополитической идентичности России, и антиамериканизм занимает важное место в политике идентичности, проводимой различными акторами сегодняшней России.
Данные проведенного нами интервью, а также обсуждение публикации в еженедельнике «Business Insider», показали, как материнский символ страны может включаться в практики обоснования антиамериканских настроений: неуважительное отношение американцев к монументу на Мамаевом кургане объясняют не только их неспособностью понять цену победы во Второй мировой войне, но и тем, что они как нация лишены чувства родины.
Тем самым «Родина-мать» показывает отличия «своих» от «чужих» и превосходство первых над вторыми. Еще один принципиальный вывод заключается в том, что включение в дискурс «Родины-матери» способствует актуализации большинства характеристик, которые составляют стереотип американца, распространенный в сегодняшней России - эгоцентризм, убежденность в собственность исключительности, равнодушие к чужому горю, меркантилизм, бездуховность, невысокий уровень культуры, девиантность гендерных отношений и др. [29; 19]. Это дает основания расценивать материнский образ Родины как один из культурно-семиотических факторов современного российского антиамериканизма.
Библиография
1. Волков Д. История российского антиамериканизма: почему в России стали считать США врагом. Московский центр Карнеги. 08.06.2015. http://carnegie.ru/publications/?fa=60220.
2. Временное потепление. Левада-Центр. 28.09.2015. http://www.levada.ru/old/28-09-2015/vremennoe-poteplenie.
3. ВЦИОМ: Отношение к США в России радикально изменилось за последние 25 лет // Настоящее время. 31.08.2015. http://www.currenttime.tv/content/article/27217814.html.
4. Гудков Л.Д. Отношение к США в России и проблема антиамериканизма // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2002. № 2 (58). — С. 32-48.
5. За гранью понимания: американцы включили "Родину-Мать" в список абсурдных памятниковhttp:// planeta.moy.su/news/za_granju_ponimanija_amerikancy_vkljuchili_rodinu_mat_v_spisok_absurdnykh_ pamjatnikov/2015-05-01-40596.
6. Кобзон: Не американское свинячье дело - критиковать Родину-мать // НСН. Национальная служба новостей 30.04.2015. http://nsn.fm/culture/ne-ikh-svinyache-delo-kritikovat-rodinu-mat.php
7. Мединский: оценивать "Родину-мать" надо с учетом истории и культуры // РИАновости. 30.04.2014. http://ria.ru/society/20150430/1061923413.html#14466444973684&message=resize&relto=login&action=re moveClass&value=registration.
8. «Назвать «Родину-мать» нелепой — то же самое, что оскорбить икону» // Известия. 1.05.2015 http:// izvestia.ru/news/586099.
9. Опрос: Жители России главным врагом страны считают Обаму // Взгляд: 29.07.2015. http://vz.ru/
445
}
"РОДИНА-МАТЬ" В СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РОССИЯН
news/2015/6/25/752697.html.
10. Отношение к европейским лидерам и президенту США. Левада-центр. 05.11.2014. http://www. levada.ru/05-11-2014/otnoshenie-k-evropeiskim-lideram-i-prezidentu-ssha.
11. Отношение к США за последние 5 лет стало крайне негативным. ВЦИОМ. 28.01.2015. http://ria.ru/ society/20150128/1044695509.html.
12. Отношение россиян к другим странам. Левада-центр. 29.09.2015. http://www.levada.ru/28-09-2015/ monitoring-otnosheniya-rossiyan-k-drugim-stranam-sentyabr.
13. Отношения между Россией и США: Оценка российско-американских отношений и прогноз относительно их развития. ФОМ 13.08.2015. http://fom.ru/Mir/12277.
14. Перед 9 мая американское издание включило мемориал «Родина-мать» в список самых абсурдных строений // RT на русском. 29.04.2015. http://russian.rt.com/article/88753/.
15. Поговорим по-мужски? Почему россияне рады холодной войне. Левада-центр. 11.02.2015. http:// www.levada.ru/11-02-2015/pogovorim-po-muzhski-pochemu-rossiyane-rady-kholodnoi-voine.
16. Почему америкосов колбасит от Родины-Матери. Комментарии. http://obshestvomt.ru/ blog/43035915390/Pochemu-amerikosov-kolbasit-ot-Rodiny?tmd=1.
17. Пушков А. Твиттер. Личная страница. 29.04.2015. URL. https://twitter.com/alexey_pushkov/ status/593506830401216512.
18. Пушков вступился за "Родину-мать", которую высмеял Business Insider: РИАНОВОСТИ. 30.04.2015. http://ria.ru/world/20150430/1061787229.html#14466524006334&message=resize&relto=login&action=rem oveClass&value=registration/
19. Романова А.А. Современный российский антиамериканизм в контексте национальной идентичности ( на материале социологического исследования в г. Иваново) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 2 (34). — С. 93-98.
20. Россияне винят США в кровопролитии на Украине. Левада-центр. 15.08. 2014. http://www.levada. ru/15-08-2014/rossiyane-vinyat-ssha-v-krovoprolitii-na-ukraine.
21. Россияне признали отношения с США и ЕС рекордно плохими. Левада-центр. 21.10.2014. http:// www.levada.ru/21-10-2014/rossiyane-priznali-otnosheniya-s-ssha-i-es-rekordno-plokhimi.
22. Россияне считают США аморальной, бездуховной и расистской страной - ВЦИОМ // Ведомости. 30. 08.2015. http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/08/31/606776-rossiyane-schitayut-ssha-amoralnoi-bezduhovnoi-i-rasistskoi-stranoi#/galleries/140737492404648/normal/1.
23. Россияне считают, что политику Украины определяют США и Евросоюз. Левада-центр. 22.11.2014. http://www.levada.ru/21-11-2014/rossiyane-schitayut-chto-politiku-ukrainy-opredelyayut-ssha-i-evrosoyuz.
24. Рябов О.В. 'Мистер Джон Ланкастер Пек': Американская маскулинность в советском кинематографе Холодной войны (1946-1963) // Женщина в российском обществе. 2012. № 4 (65). — С. 44-57.
25. Рябов О. В. «Родина-Мать» в истории визуальной культуры России // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. 2014. № 1. — С. 90—113.
26. Рябов О.В., Константинова М.А. «Русский медведь» как символический пограничник // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. 2011. № 6. — С. 114-123.
27. Рябова Т.Б. 'Путин vs Обама': Противопоставление национальных маскулинностей как фактор современного российского антиамериканизма // Женщина в российском обществе. 2014. № 4. — С. 63-71.
28. Рябова Т.Б. «Родина-мать» в практиках политической мобилизации современной России // Женщина в российском обществе. 2015. № 3-4. — C.124-137.
29. Рябова Т.Б., Лямина А.А. «Антиамериканизм по-ивановски»: к вопросу о гендерном измерении этнических стереотипов // Женщина в российском обществе. 2007. № 1. — С. 50-57.
30. Рябова Т. Б., Романова А. А. Гендерное измерение российского антиамериканизма (К постановке проблемы) // Женщина в российском обществе. 2012. № 3. — C. 21-35.
31. Рябова Т.Б. Рябов О.В. «Гейропа»: Гендерное измерение образа Европы в практиках политической мобилизации // Женщина в российском обществе. 2013. № 3 (68). — С. 31-39.
Г
"РОДИНА-МАТЬ" В СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РОССИЯН
32. 76 % россиян негативно относятся к Обаме. Левада-центр. 06.11.2014. http://www.levada.ru/06-11-2014/76-rossiyan-negativno-otnosyatsya-k-obame.
33. Сталинградская «Родина-мать» и другие памятники архитектуры: о единстве формы и содержания // Однако. 1.05.2015. http://www.odnako.org/blogs/stalingradskaya-rodina-mat-i-drugie-pamyatniki-arhitekturi-o-edinstve-formi-i-soderzhaniya/.
34. Холландер П. Антиамериканизм рациональный и иррациональный. СПб.: Лань, 2000. — 864 с.
35. Цалко Е.О., Рябова Т.Б. Русскость и европейскость сквозь призму гендерных идентификаторов // Женщина в российском обществе. 2010. № 2. — С. 57-65.
36. Чем не угодила американцам наша Родина-мать // Newsland. 30.04.2015. http://newsland.com/news/ detail/id/1538855/.
37. Эксперт: Назвать «Родину-мать» нелепой - невежество со стороны СМИ США // Lifenews. 30.04.2015. http://lifenews.ru/news/153282.
38. Barth F. Introduction // Ethnic Groups and Boundaries : the Social Organization of Culture Difference / ed. by F. Barth. — London ; Bergen, 1969. — P. 9—38.
39. Business Insider высмеял "Родину-мать". 29.04.2015. http://9tv.co.il/news/2015/04/29/202905.html.
40. Business Insider исключил мемориал «Родина-мать» из списка самых абсурдных строений // RT на русском. 30.04.2015. http://russian.rt.com/article/88783.
41. Business Insider убрал "Родину-мать" из списка абсурдных построек // РИА-новости . 30.04.2015. URL. http://ria.ru/society/20150430/1061821917.html.
42. Chiozza G. Anti-Americanism and the American World Order. — Johns Hopkins University Press, 2009. — 256 p.
43. Friedman M. P. Rethinking Anti-Americanism: The History of an Exceptional Concept in American Foreign Relations. Cambridge University Press, 2012. — 374 p.
44. Jenkins R. Social Identity. London ; New York : Routledge, 1996. — 206 p.
45. Keohane R.O., Katzenstein P.J. Varieties of anti-Americanism: a framework for analysis // Anti-Americanism in World politics / ed. by R.O. Keohane, P.J. Katzenstein. Ithaca: Cornell Univ. Press, 2006. — P. 9-38.
46. Krastev I. The Anti-American Century? // The Anti-American Century / Ed. by I. Krastev, A. McPherson. Budapest; New York: Central European University, 2007. — P. 7-26.
47. Riabov O., Riabova T. Remasculinization of Russia? Gender, Nationalism and Legitimation of Power under Vladimir Putin // Problems of Post-Communism. 2014. Vol. 61. No. 02. — P. 23-35.
48. 7 charts on how the world views President Obama. PewResearchCenter. 24.06.2015. URL. http://www. pewresearch.org/fact-tank/2015/06/24/7-charts-on-how-the-world-views-president-obama/
49. Tajfel H. Social Identity and Intergroup Relations. — Cambridge; New York: Cambridge University Press; Paris: Editions de la Maison des sciences de l'homme, 1982.
50. The 12 most absurd Soviet-era buildings that are still standing // Business Insider. 2015. 29 April. http:// www.businessinsider.com/soviet-buildings-from-the-mid-20th-century-2015-4#.
51. Which countries don't like America and which do. PewResearchCenter. 15.07.2015. URL. http://www. pewresearch.org/fact-tank/2014/07/15/which-countries-dont-like-america-and-which-do/
References
1. Volkov D. Istoriia rosiiskogo antiamerikanizma: pochemu v Rossii stali schitat' SSHA vragom. Moskovskii tsentr Karnegi. 08.06.2015. http://carnegie.ru/publications/?fa=60220.
2. Vremennoe poteplenie. Levada-tsentr. 28.09.2015. http://www.levada.ru/old/28-09-2015/vremennoe-poteplenie.
3. VCIOM: Otnoshenie k SSHA v Rossii radikal'no izmenilos' za poslednie 25 let, Nastoiashchee vremiia. 31.08.2015. http://www.currenttime.tv/content/article/27217814.html.
4. Gudkov L.D. Otnoshenie k SSHA v Rossii v problema antiamerikanizma // Monitoring obshchestvennogo mneniia: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. 2002. № 2 (58). — S. 32-48.
}
"РОДинА-МАТь" в социальных представлениях россиян
5. Za gran'iu ponimanii: amerikantsy vkliuchili "Rodinu-Mat'" v spisok absurdnykh pamitnikov. http:// planeta.moy.su/news/za_granju_ponimanija_amerikancy_vkljuchili_rodinu_mat_v_spisok_absurdnykh_ pamjatnikov/2015-05-01-40596.
6. Kobzon: Ne amerikanskoe sviniach'ie delo - kritikovat' Rodinu-mat' // NSN. Natsional'naia sluzhba novostei. 30.04.2015. http://nsn.fm/culture/ne-ikh-svinyache-delo-kritikovat-rodinu-mat.php
7. Medinskii: otsenivat' "Rodinu-mat'" nado s uchiotom istorii i kultury // RIAnovosti. 30.04.2014. http://ria. ru/society/20150430/1061923413.html#14466444973684&message=resize&relto=login&action=removeClass &value=registration.
8. «Nazvat' 'Rodiny-mat'» nelepoi — to zhe samoe, chto oskorbit ikonu» // Izvestiia. 1.05.2015 http://izvestia. ru/news/586099.
9. Opros: Zhiteli Rossii glavnym vragom strany schitaiut Obamu // Vzgliad. 29.07.2015. http://vz.ru/ news/2015/6/25/752697.html.
10. Otnoshenie k evropeiskim lideram i prezidentu SSHA. Levada-tsentr. 05.11.2014. http://www.levada. ru/05-11-2014/otnoshenie-k-evropeiskim-lideram-i-prezidentu-ssha.
11. Otnoshenie k SSHA za poslednie 5 let stalo kraine negativnym. VCIOM. 28.01.2015. http://ria.ru/ society/20150128/1044695509.html.
12. Otnoshenie rossiian k drugim stranam. Levada-tsentr. 29.09.2015. http://www.levada.ru/28-09-2015/ monitoring-otnosheniya-rossiyan-k-drugim-stranam-sentyabr.
13. Otnosheniia mezhdu Rossiei i SSHA: Otsenka rossiisko-amerikanskikh otnoshenii i prognoz otnositel'no ikh razvitiia. FOM. 13.08.2015. http://fom.ru/Mir/12277.
14. Pered 9 maia amerikanskoe izdanie vkliuchilo memorial «Rodina-mat'» v spisok samykh absurdnykh stroenii // RT na russkom. 29.04.2015. http://russian.rt.com/article/88753/.
15. Pogovorim po-muzhski? Pochemu rossiiane rady kholodnoi voine. Levada-tsentr. 11.02.2015. http://www. levada.ru/11-02-2015/pogovorim-po-muzhski-pochemu-rossiyane-rady-kholodnoi-voine.
16. Pochemu amerikosov kolbasit ot Rodiny-materi: Kommentarii. http://obshestvomt.ru/blog/43035915390/ Pochemu-amerikosov-kolbasit-ot-Rodiny?tmd=1.
17. Pushkov A. Twitter. Lichnaia stranitsa. 29.04.2015. URL. https://twitter.com/alexey_pushkov/ status/593506830401216512.
18. Pushkov vstupilsia za "Rodinu-mat', kotoruiu vysmeial Business Insider // ..RIAnovosti. 30.04.2015. http:// ria.ru/world/20150430/1061787229.html#14466524006334&message=resize&relto=login&action=removeCl ass&value=registration/
19. Romanova A.A. Sovremennyi rossiiskii antiamerikanizm v kontekste natsional'noi identichnosti (na materiale sotsiologicheskogo issledovaniia v g.Ivanovo // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Ser. Sotsial'nye nauki. 2014. № 2 (34). — S. 93-98.
20. Rossiiane viniat SSHA v krovoprolitii na Ukraine. Levada-tsentr. 15.08. 2014. http://www.levada.ru/15-08-2014/rossiyane-vinyat-ssha-v-krovoprolitii-na-ukraine.
21. Rossiiane priznali otnosheniia s SSHA i ES rekordno plokhimi. Levada-tsentr. 21.10.2014. http://www. levada.ru/21-10-2014/rossiyane-priznali-otnosheniya-s-ssha-i-es-rekordno-plokhimi.
22. Rossiiane schitaiyut SSHA amoral'noi, bezdukhovnoi i rasistskoi stranoi - VCIOM. Vedomosti. 30. 08.2015. http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/08/31/606776-rossiyane-schitayut-ssha-amoralnoi-bezduhovnoi-i-rasistskoi-stranoi#/galleries/140737492404648/normal/1.
23. Rossiiane schitaiuyt, chto pokitiku Ukrainy opredeliaiut SSHA i Evrosoiuz. Levada-tsentr. 22.11.2014. http://www.levada.ru/21-11-2014/rossiyane-schitayut-chto-politiku-ukrainy-opredelyayut-ssha-i-evrosoyuz.
24. Riabov O.V. 'Mister Dzhon Lankaster Pek': Amerikanskaia maskulinnost' v sovetskom kinematografe Kholodnoi voiny (1946-1963) // Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2012. № 4 (65). — S. 44-57.
25. Riabov O. V. «Rodina-mat'» v istorii vizualnoi kultury Rossii // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Istoriia. 2014. No.1. — S. 90-113.
26. Riabov O.V., Konstantinova M.A. «Russkii medved'» kak simvolicheskii pogranichnik // Trudy Karel'skogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. 2011. № 6.— S. 114-123.
15S
Г
"РОДИНА-МАТЬ" В СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РОССИЯН
27. Riabova T. B. 'Putin vs Obama': Protivopostavlenie natsional'nykh maskulinnostei kak faktor sovremennogo rossiiskogo antiamerikanizma // Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2014. № 4. — S. 63-71.
28. Riabova T. B. «Rodina-mat'» v praktikakh politicheskoi mobilizatsii sovremennoi Rossii // henshchina v rossiiskom obshchestve. 2015. № 3—4. — S. 124-137.
29. Riabova T. B., Liamina A.A. «Antiamericanizm po-ivanovski»: k voprosu o gendernom izmerenii etnicheskikh stereotipov // Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2007. № 1. S. 50-57.
30. Riabova, T.B., Romanova, A.A. Gendernoe izmerenie rosiiskogo antiamerikanisma // Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2012. No.3. — S. 21-35.
31. Riabova T. B., Riabov O.V. «Geiropa»: Gendernoe izmerenie obraza Evropy v praktikakh politicheskoi mobilizatsii // Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2013. № 3. — S. 31-39.
32. 76 % rossiian negativno otnosiatsia k Obame. Levada-tsentr. 06.11.2014. http://www.levada.ru/06-11-2014/76-rossiyan-negativno-otnosyatsya-k-obame.
33. Stalingradskaia "Rodina-mat' i drugie pamiatniki arkhitektury : o edinstve formy i soderzhaniia // Odnako. 1.05.2015. http://www.odnako.org/blogs/stalingradskaya-rodina-mat-i-drugie-pamyatniki-arhitekturi-o-edinstve-formi-i-soderzhaniya/.
34. Hollander P. Antiamerikanizm ratsional'nyi i irratsional'nyi. Spb.: Lan', 2000. — 864 s.
35. Tsalko E.O., Riabova T.B. Russkost i evropeiskost' skvoz prizmu gendernykh identifikatorov // Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2010. No. 2. — P. 57-65.
36. Chem ne ugodila amerikantsam nasha Rodina-mat' // Newsland. 30.04.2015. http://newsland.com/news/ detail/id/1538855/.
37. Ekspert: Nazvat' «Rodiny-mat'» nelepoi - nevezhestvo so storony SMI SSHA // Lifenews. 30.04.2015. http://lifenews.ru/news/153282.
38. Barth F. Introduction // Ethnic Groups and Boundaries : the Social Organization of Culture Difference / ed. by F. Barth. London ; Bergen, 1969. — P. 9—38.
39. Business Insider vysmeial "Rodinu-mat'". 29.04.2015. http://9tv.co.il/news/2015/04/29/202905.html.
40. Business Insider iskliuchil memorial "Rodina-mat'" iz spiska samykh absurdnykh stroenii // RT na russkom. 30.04.2015. http://russian.rt.com/article/88783.
41. Business Insider ubral "Rodiny-mat' iz spiska absurdnykh // RIA-novosti. 30.04.2015. URL. http://ria.ru/ society/20150430/1061821917.html.
42. Chiozza G. Anti-Americanism and the American World Order. - Johns Hopkins University Press, 2009.
— 256 p.
43. Friedman M. P. Rethinking Anti-Americanism: The History of an Exceptional Concept in American Foreign Relations. Cambridge University Press, 2012. — 374 p.
44. Jenkins R. Social Identity. London; New York : Routledge, 1996. — 206 p.
45. Keohane R.O., Katzenstein P.J. Varieties of anti-Americanism: a framework for analysis // Anti-Americanism in World politics / ed. by R.O. Keohane, P.J. Katzenstein. — Ithaca: Cornell Univ. Press, 2006. — P. 9-38.
46. Krastev I. The Anti-American Century? // The Anti-American Century / Ed. by I. Krastev, A. McPherson.
— Budapest; New York: Central European University, 2007. — P. 7-26.
47. Riabov O., Riabova T. Remasculinization of Russia? Gender, Nationalism and Legitimation of Power under Vladimir Putin // Problems of Post-Communism. 2014. Vol. 61. No. 02. — P. 23-35.
48. 7 charts on how the world views President Obama. PewResearchCenter. 24.06.2015. URL. http://www. pewresearch.org/fact-tank/2015/06/24/7-charts-on-how-the-world-views-president-obama/
49. Tajfel H. Social Identity and Intergroup Relations — Cambridge; New York: Cambridge University Press; Paris: Editions de la Maison des sciences de l'homme, 1982.
50. The 12 most absurd Soviet-era buildings that are still standing // Business Insider. 2015. 29 April. http:// www.businessinsider.com/soviet-buildings-from-the-mid-20th-century-2015-4#.
51. Which countries don't like America and which do. PewResearchCenter. 15.07.2015. URL. http://www. pewresearch.org/fact-tank/2014/07/15/which-countries-dont-like-america-and-which-do/.
449