Научная статья на тему 'Имиджевая политика организации: системно-структурный анализ'

Имиджевая политика организации: системно-структурный анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1880
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имиджевая политика организации / социально-психологическая система имиджевой политики / структура имиджевой политики организации / image policy organizations / socio-psychological system image policy / the structure of image policy organization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ободкова Евгения Александровна

В статье впервые представлен авторский системно-структурный анализ имиджевой политики организации с точки зрения социальной психологии. Предложено социально-психологическое определение имиджевой политики организации как социально-психологических условий и порядков условий имиджевой деятельности организации, формирующих социально-психологическое пространство, в рамках которого осуществляется управление отношениями между организацией и целевыми аудиториями посредством имиджа. Рассмотрены социально-психологическая система имиджевой политики организации, структура и связи элементов. Делается заключение, что предложенная социально-психологическая система имиджевой политики организации призвана решить вопрос управления отношением общества (целевой аудитории) к организации, через управление имиджем организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE POLICY OF THE ORGANIZATION: SYSTEM AND STRUCTURAL ANALYSIS

The article presents the author's system-structural analysis of the image policy organization like psychology phenomenon. Proposed socio-psychological definition of image policy organization, as a socio-psychological conditions and orders of image of the organization, forming a socio-psychological space in which manages the relationship between the organization and the target audience via the image. Describe the social-psychological system image policy organization, structure and communication elements. It is concluded that the proposed socio-psychological system image policy organization is to solve the issue relationship management company (the target audience) to the organization, through the management of the organization's image.

Текст научной работы на тему «Имиджевая политика организации: системно-структурный анализ»

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

УДК 159.99

ИМИДЖЕВАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ:

СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Е.А. Ободкова

Аннотация. В статье впервые представлен авторский системно-структурный анализ имиджевой политики организации с точки зрения социальной психологии. Предложено социально-психологическое определение имиджевой политики организации как социально-психологических условий и порядков условий имиджевой деятельности организации, формирующих социально-психологическое пространство, в рамках которого осуществляется управление отношениями между организацией и целевыми аудиториями посредством имиджа. Рассмотрены социально-психологическая система имиджевой политики организации, структура и связи элементов. Делается заключение, что предложенная социально-психологическая система имиджевой политики организации призвана решить вопрос управления отношением общества (целевой аудитории) к организации, через управление имиджем организации.

Ключевые слова: имиджевая политика организации, социально-психологическая система имиджевой политики, структура имиджевой политики организации.

IMAGE POLICY OF THE ORGANIZATION:

SYSTEM AND STRUCTURAL ANALYSIS

Е. Obodkova

Abstract. The article presents the author's system-structural analysis of the image policy organization like psychology phenomenon. Proposed socio-psychological definition of image policy organization, as a sociopsychological conditions and orders of image of the organization, forming a socio-psychological space in which manages the relationship between the organization and the target audience via the image. Describe the social-psychological system image policy organization, structure and communication elements. It is concluded that the proposed socio-psychological system image policy organization is to solve the issue relationship management company (the target audience) to the organization, through the management of the organization's image.

Keywords: image policy organizations, socio-psychological system image policy, the structure of image policy

organization.

Актуальность темы, представленной в данной статье, обусловлена как внутренними и внешними изменениями, происходящими с организацией, так и тенденциями развития общества.

Современные тенденции развития общества обуславливаются такими феноменами, как глобализация, информатизация, виртуализация, повышение ценности времени и т.д. Становится очевидным, что организации становится необходимым пересмотр своих базовых положений (целей, задач, способов достижения целей, пересмотра основ базовых видов деятельностей в организации и прочее) для возможности удержания

конкурентоспособности в современных рыночных отношениях.

Тенденции виртуализация, информатизация, глобализация и др. создают условия, в которых информационное перенасыщение,

информационная открытость и др. очевидны, организации становится все сложенее решить вопросы, связанные с управлением своим

имиджем, с управлением деятельностью в компании, которая занимается управлением отношениями с целевыми аудиториями (имиджевая деятельность).

Констатируем, что в глобальном информационном потоке организации становится все сложнее формировать и удерживать нужные отношения с целевыми аудиториями, недостаточно создание конкретного имиджа или целой имиджевой деятельности в организации, необходима разработка базовых направлений для имиджевой деятельности организации, позволяющих выстраивать социально-психологическое

пространство имиджевой политики организации, в котором происходит управление «нужными» отношениями между организацией и целевыми аудиториями посредством имиджа организации.

В настоящее время создание социально -психологической концепции имиджевой

политики организации является крайне актуальной, отсутствуют научные работы, комплексно описывающие условия,

154

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

детерминанты, механизмы, закономерности управления имиджем социального объекта (организации), построения имиджевой политики в организации. Полагаем, что проведение системно-структурного анализа объекта исследования - имиджевой политики организации, позволит более тонко изучить предмет исследования - социальнопсихологические закономерности

возникновения, функционирования и управления имиджем организации в современных условиях рынка.

Основоположниками системного подхода в науке являются Л. Берталанфи, И.В. Блауберг, Н.И. Садовский, А.Д. Холл, Р.И. Фейджин, Э.Г. Юдин [2, с. 4], понимающие под системой направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы, как целостного комплекса взаимосвязанных элементов совокупности взаимодействующих объектов, как совокупности сущностей и отношений.

Системно-структурный анализ включает в себя два объединённых термина - система и структура. Рабочим определением системы для нашего анализа имиджевой политики организации выберем следующее: система — это совокупность связанных между собой элементов, совместно выполняющих общую функцию, т.е. для выполнения этой общей функции и предназначено существование системы. Система -это необходимое условие целенаправленной реализации функции. Система имеет сложное строение и состоит из элементов. Для достижения общей цели каждый элемент выполняет свою роль, свою функцию, но для этого он должен быть взаимосвязан с остальными элементами, определёнными отношениями. Набор элементов и связи между ними образуют структуру системы. Каждый из элементов, в свою очередь, может сам иметь свои элементы, которые также взаимосвязаны как с внешними, так и с внутренними элементами. Итак, все элементы системы определённым образом взаимосвязаны. Эти связи имеют свою направленность и логику, взаимно соподчинены.

Особенностью системно-структурного

анализа является исследование не только конкретных объектов, но и отношений между ними. При этом эти отношения могут изучаться вне зависимости от самих объектов, вступающих в отношение [3, с. 1].

Таким образом, системно-структурный анализ - это анализ, связанный с анализом общей социально-психологической структуры

имиджевой политики организации, выделением ее элементов и их функций, выявлением связей.

Под социально-психологической структурой имиджевой политики организации понимаем -набор социально-психологических элементов имиджевой политики и их связей.

Социально-психологическая система

имиджевой политики организации, с нашей точка зрения, это необходимое условие целенаправленной реализации функции (управление отношениями организация -общество посредством имиджа организации). То есть под социально-психологической системой имиджевой политики организации понимаем ограниченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов (социальнопсихологических условий, наложенных на имиджевую деятельность), реализующих общую цель (управление отношениями между обществом и организацией посредством управления имиджем организации).

Для реализации системно-структурного анализа важность приобретают такие понятия как: цель социально-психологической системы имиджевой политики организации, элемент социально-психологической системы

имиджевой политики организации,

межэлементные связи социально-

психологической системы имиджевой политики организации, структура социально-

психологической системы имиджевой политики организации.

Последовательно рассмотрим основные понятия системно-структурного анализа имиджевой политики организации.

Цель социально-психологической системы имиджевой политики организации. Цель -системообразующий фактор, ради реализации которого выделяются и функционируют элементы. Цель предполагает определенную направленность развития системы: от хаоса к высшей форме ее организации. В нашем случае цель социально-психологической системы имиджевой политики организации - управление отношениями между организацией и целевыми аудиториями посредством имиджа организации.

Элемент социально-психологической

системы имиджевой политики организации. Элементы - строительные блоки системы, они выполняют частные функции в отношении общей целевой функции системы. Основанием для выделения элементов социальнопсихологической структуры имиджевой политики организации служит рабочее определение имиджевой политики организации.

155

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

Под имиджевой политикой организации мы будем понимать социально-психологические условия и порядки условий имиджевой деятельности организации, формирующие социально-психологическое пространство, в рамках которого осуществляется управление отношениями между организацией и целевыми аудиториями посредством имиджа.

Пространственно получается, что имиджевая политика организации - это социально-

психологическое пространство, образованное социально психологическими условиями на имиджевую деятельность и задающее (управление) расположение имиджа

организации [1, с.67].

Социально-психологическая структура имиджевой политики организации (рисунок 1).

Рисунок 1. - Социально-психологическая структура имиджевой политики организации

Таким образом, исходя из определения, мы полагаем, что существуют социальнопсихологические векторы, накладывающие условия и порядки на имиджевую деятельность организации. В качестве социально-психологических условий,

полагаем, выступают такие элементы системы как:

- Целостность имиджевой политики организации.

- Вовлеченность в отношения с организацией целевой аудитории.

- Глубина передачи смыслов.

Содержание данных элементов, описание

функций, связей, описание оснований для их выделения будет раскрыто ниже.

Межэлементные связи социальнопсихологической системы имиджевой политики организации. Все три элемента имиджевой политики связаны отношениями «взаимного дополнения». Это означает, что любой шаг, любое изменение в имидже организации (как продукте целевой функции системы) в процессе реализации имиджевой деятельности можно рассматривать как изменение одновременно во всех трех множествах [4, с.3]. Если попытаться

упорядочить все элементы множеств (например, от простого к сложному, от мало проявленного к сильно проявленному и т.д.), то можно прийти к облику социально-

психологического пространства имиджевой политики организации (рисунок 2). Социально-психологическое пространство управления имиджем организации задает возможность существования разных траекторий управления имиджем организации.

В этом пространстве:

- Целостность имиджевой политики -это социально-психологическое условие имиджевой деятельности, направленное на управление уровнем самовосприятия (рефлексии) топ-менеджментом организации имиджевой деятельности.

- Вовлеченность в отношения - это

социально-психологическое условие

имиджевой деятельности, направленное на управление уровнем вовлеченности в отношения организации целевых аудиторий.

- Глубина передачи смыслов - это

социально-психологическое условие

имиджевой деятельности, направленное на управление передачей смыслов целевым аудиториям.

Предложенное социально-психологическое пространство имиджевой политики

организации (пространство управления имиджем организации) задает возможность реализации разных траекторий управления имиджем (рисунокЗ).

156

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

Целостность имиджевой политики

Глубина передачи смыслов

Рисунок 2. - Социально-психологическое пространство имиджевой политики организации

Рисунок 3. - Проектные линии управления имиджем организации

Представленная социально-психологическая система имиджевой политики организации решает ряд задач (теоретических, методологических и практических):

- Определяет социально-психологический предмет нашего исследования - социальнопсихологические закономерности управления имиджем организации (как продукт целевой функции системы).

- Определяет структуру имиджевой политики организации.

- Рассматривает элементы структуры с точки зрения порядков (например, от простого к сложному), что обеспечивает изучение социально-психологического пространства имиджевой политики организации.

- Определяет связи между элементами системы.

- Определяет социально-психологические функции элементов системы.

Таким образом, представленная социальнопсихологическая система имиджевой политики организации является необходимым условием целенаправленной реализации функции (управление отношениями организация -общество посредством имиджа организации) и служит решению научной проблемы -управления отношениями между организацией и целевой аудиторией посредством изучения, создания проектных траекторий и «итоговой точки» в пространстве политики имиджа организации.

157

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

Литература :

1. Ободкова Е.А. Имиджевая политика организации как управление отношениями // Журнал «Ученые записки российского государственного социального университета». - № 4(126).- Т. 1. - 2014. - С. 67-86.

2. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. - М.: «Наука».- 1974. - 280 с.

3. Системно-структурный анализ.

Абстракции. Источник:ййр://тейип1уег.сот/Мей1са1 /Psixo1ogy/708.htm1MedUniver

4. Теслинов А.Г. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем. -СПб.: Питер.- 2009. - 288 с.

References:

1. Obodkova E.A. Imidzhevaja politika organizacii kak upravlenie otnoshenijami // Zhurnal «Uchenye zapiski rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta». - № 4(126). - T. 1. - 2014. -

S. 67-86.

2. Sadovskij V.N. Osnovanija obshhej teorii

sistem. Logiko-metodologicheskij analiz. - M.:

«Nauka».- 1974. - 280 s.

3. Sistemno-strukturnyj analiz. Abstrakcii. Istochnik: http://meduniver.com/ Medical/Psixology /708.html MedUniver

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Teslinov A.G. Konceptual'noe myshlenie v razreshenii slozhnyh i zaputannyh problem. - SPb.: Piter. - 2009. - 288 s.

Сведения об авторе:

Ободкова Евгения Александровна (г. Ярославль, Россия), кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой социологии и психологии ФГБОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова», e-mail: obodok@mail.ru

Data about the author:

E. Obodkova (Yaroslavl, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor, head of Department of Sociology and Psychology of State Academy of Industrial Management named after N. Pastukhov, e-mail: obodok@mail.ru

158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.