УДК 379.85 Л. Н. Цой
КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - РЕСУРС И МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ИМИДЖА ЯКУТИИ
Раскрываются современные особенности деятельности по формированию благоприятного имиджа региона как субъекта Российской Федерации на примере Республики Саха (Якутия). Обосновывается актуальность поиска инновационных технологий имиджевого позиционирования территории, новых идей и проектов для эффективного продвижения региона во внешней и внутренней среде с учетом потребностей целевой аудитории. Определяется роль и значение общественных коммуникаций в разрешении проблемы неадекватной презентации Якутии в международном, российском и республиканском информационном поле. Сформулированы задачи современного этапа имиджевой политики Республики Саха (Якутия), в том числе обоснована необходимость разработки институциональных форм сотрудничества республиканских государственных, общественных, коммерческих, образовательных, исследовательских, информационных структур в сфере создания и реализации имиджевых проектов, а также организации научно-исследовательской и образовательной базы для реализации исследовательских и прикладных проектов в области республиканской имиджевой политики.
Описаны успешные PR-практики влияния на внутренний имидж Якутии. Представленные проекты реализуют основные цели и задачи краеведения как мощного имидж-ресурса, направленного на повышение благоприятного образа региона, активизацию научно-просветительской работы среди населения республики и решение проблем патриотического воспитания молодёжи. Сделан вывод о значимости краеведческих PR-проектов в социально-культурной жизни многонационального региона.
Ключевые слова: связи с общественностью, имиджевая политика, внутренний имидж, регион, PR-технологии, PR-практика, краеведение, научно-просветительская деятельность, социально-культурная сфера, патриотическое воспитание.
L. N. Tsoi
The Local History Movement - Resource and Mechanism of Formation of Yakutia's Inner Image
The modern peculiarities of the activity on formation of a favorable image of the region as a constituent territory of the Russian Federation on the example of the Republic of Sakha (Yakutia) are revealed. The actuality of search of innovative technologies of an image positioning of the territory, new ideas and projects for an effective promotion of the region in the external and internal environment subject to demands of the target audience is established. The role and meaning of public relations in resolution of the problem of an inadequate presentation of Yakutia in the international, Russian and republican information field are estimated. The tasks of the modern phase of the image policy of the Republic of Sakha (Yakutia) have been formulated, also the necessity of development of institutional forms of cooperation of republican state, public, commercial, educational, exploratory, informational structures in the sphere of creation and realization of image projects, and also of the organization of a research and educational basis for realization of research and applied projects in the sphere of the republican image policy has been substantiated.
The successful PR-practices of the influence on the inner image of Yakutia have been illustrated. The presented projects realize the main aims and tasks of the local history as a powerful image-resource, aimed at increasing of a favorable image of the region, activating of scientific-educative work among the population of the republic and solving of problems of a patriotic education of the youth. A conclusion about the significance of local history PR-projects in the social-cultural life of the multinational region has been drawn.
Key words: public relations, image policy, inner image, region, PR-technologies, PR-practice, local history, scientific-educative activity, social-cultural sphere, patriotic education.
ЦОЙ Людмила Николаевна - к. филол. н., доцент, директор Байкальского государственного университета экономики и права в г. Якутске E-mail: [email protected]
TSOI Lyudmila Nikolaevna - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Director of the Baikal State University of Economics and Law in Yakutsk. E-mail: [email protected]
Введение
Имиджевая политика Республики Саха (Якутия): основные этапы развития
Последние семь лет деятельность по разработке и реализации имиджевой политики Республики Саха (Якутия) является одним из стратегических проектов взаимодействия государственных и общественных структур регионального, российского, международного уровней. Исследователи, журналисты, студенты, РЯ-технологи совместно с представителями государственных структур ежегодно встречаются для обсуждения проблем республиканского брендинга и имиджирования, представления новых информационных и коммуникационных проектов, обучения современным технологиям в области связей с общественностью, обмена опытом с российскими и зарубежными специалистами. Результатом каждой такой встречи становится новый опыт профессионального общения, открытие новых имен и направлений, обретение концептуальных решений конкретных практических задач. По мере развития данного научно-практического дискурса меняется актуальность его аспектов [1-3]. На первом этапе перед инициаторами и организаторами этого дискурса стояла задача привлечь внимание специалистов и широкой общественности к проблеме неадекватной презентации российских регионов, в том числе Якутии, в российском и зарубежном информационном поле. На втором этапе необходимо было создать условия для межсекторной и межотраслевой дискуссии по обозначенной проблеме, найти и объединить единомышленников, определить приоритетные направления приложения их совместных усилий в практике имиджирования республики. В рамках третьего этапа одновременно решалось несколько задач: во-первых, разработка институциональных форм сотрудничества республиканских государственных, общественных, коммерческих, образовательных, исследовательских, информационных структур в сфере создания и реализации имиджевых проектов; во-вторых, разработка программных документов, которые указывают на субъекты, принципы, цели, задачи, механизмы, ресурсы имиджевой политики Республики Саха (Якутия); в-третьих, организация научно-исследовательской и образовательной базы для реализации исследовательских и прикладных проектов в области республиканской имиджевой политики. Филиалом Байкальского государственного университета экономики и права в г. Якутске (филиал БГУЭП в г. Якутске) и кафедрой рекламы и связей с общественностью Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) деятельность по формированию имиджа республики была включена в образовательный, воспитательный, научно-исследовательский процессы. Основной задачей четвертого этапа стало интерактив-
ное освоение опыта российских и зарубежных ведущих РЯ-технологов, специалистов в области брендинга и имиджирования территорий как в формате их участия в республиканских научно-практических мероприятиях, так и в формате проводимых ими на базе филиала БГУЭП в г. Якутске и кафедры рекламы и связей с общественностью СВФУ мастер-классов и обучающих семинаров. Первостепенной задачей современного этапа реализации имиджевой политики Республики Саха (Якутия), с нашей точки зрения, должна стать прикладная задача, а именно формирование внутреннего имиджа Якутии.
Краеведение как технологический ресурс имиджирования региона
Как в зарубежных, так и в отечественных работах под имиджем территории понимается некая совокупность представлений о территории, присущая массовому сознанию. В зависимости от того, какая целевая аудитория является носителем данных представлений, выделяют внешний и внутренний имидж. И. С. Глебова предлагает определять внутренний имидж территории как образ региона в представлении населения, проживающего на данной территории, а внешний - в представлении населения, проживающего за пределами данной территории [4]. Как отмечает исследователь, чаще всего внешний и внутренний имидж не совпадают из-за того, что внутренний всегда более объективен. Однако и внешний, и внутренний имидж как относительно субъективны, так и относительно объективны, так как представляют собой субъективизацию объективных характеристик территории. Так, Д. В. Визгалов выделяет три составляющие имиджа территории: характеристики территории, отражающие объективную действительность; личный опыт и личное представление о территории; чужие мнения, стереотипы и слухи о территории [5]. Результат личного опыта взаимодействия с территорией может быть различным, поскольку зависит от обоих факторов - личности и территории. Поэтому, например, негативный образ территории, сформировавшийся в сознании личности или группы, может быть отражением не объективных характеристик территории, а субъективных характеристик личности или группы.
Опыт взаимодействия с территорией может быть эмоционально позитивным или негативным, многоаспектным или локальным, частым или эпизодическим, вообще отсутствовать. Как показывают результаты социологических исследований, люди могут родиться в определенном городе, прожить в нем всю жизнь и не знать год его образования. Даже собственное население в массе может владеть знаниями о своей территории только на уровне удовлетворения повседневных потребностей. В связи
с тем, что за советский период история, культура, национальные традиции многих территориальных образований подверглись полной или частичной деструкции, проблема ограниченности опыта взаимодействия населения со своей собственной территорией как с историко-культурным и природным объектом стоит наиболее остро. Недостаточное знание о природе, культуре, истории, социальной ситуации в своем крае становится одной из основных причин негативного, во-первых, внутреннего, а во-вторых, внешнего имиджа территории. Поэтому, с нашей точки зрения, одним из главных социокультурных ресурсов и механизмов формирования территории является краеведческое движение.
Согласно определению председателя Союза краеведов России (СКР) С. О. Шмидта, «краеведение - это и научная, и научно-популяризаторская деятельность определенной проблематики: прошлое и настоящее какого-либо края, определенной местности...» [6, с. 12]. По мнению Д. С Лихачева, краеведение в системе наук занимает исключительное место [7]. Во-первых, краеведение является комплексной наукой, так как представляет собой область знаний о природе, истории, культуре, жизнедеятельности какого-либо края. Во-вторых, краеведение представляет собой ту область знания, которая одинаково доступна как для академических ученых, так и для широкой аудитории. В рамках краеведения могут проводиться как фундаментальные научные исследования, так и школьные викторины и кружковые экспедиции. В-третьих, краеведение - наука воспитательная, и воспитывает она любовь не только к своей малой родине, ее истории, к поколениям и людям, созидавшим и сохранившим этот край для современников. Краеведение учит «любить знание о своих (и не только «своих») местах. Занятие краеведением не только требует знаний в области истории, искусствоведения, литературоведения, природоведения и пр., но приучает людей всем этим интересоваться и повышать свой культурный уровень, создавать новые и пополнять старые музейные и архивные хранилища, связываться со специалистами, читать научную литературу» [8, с. 73]. Другими словами, краеведение на уровне личности и на уровне общества созидает культуру отношения к своему месту обитания. Причем не только в пространстве, но и во времени: человек «учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности - нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего» [9, с. 83]. Краеведение учит знать, хранить, познавать, приобщаться, делиться с другими природным и культурным наследием своего края. В-четвертых,
краеведение - это не только область знаний, это и деятельность. С одной стороны, деятельность, направленная на символическое обогащение конкретной территории, придание ей смысла, значения в контексте отношений человек - природа, человек - история, человек - цивилизация, человек - народ, человек - государство, человек - человек. В этом аспекте задачи краеведения и имиджирования территории отчасти схожи, отчасти различны. Схожи в том, что результатом их деятельности является символический образ местности. Различны методы его обретения: в краеведении образ познается, в имиджировании он конструируется. И в том, и в другом случае познающие и конструирующие не остаются пассивными потребителями этого образа, а сохранителями и созидателями. В этом выражается второе направление деятельностной функции краеведения - развитие активной гражданской позиции личности, ее доброхотного повседневного участия в политической, социальной, культурной жизни своего края. В-пятых, краеведческая деятельность объединяет земляков, составляет основу для земляческих общественных объединений и союзов. Оно создает условия для социокультурной интеграции населения, повышения уровня политического и социального доверия. В-шестых, результатом краеведческой активности становятся собранные усилиями энтузиастов музейные коллекции, обретшие вторую жизнь историко-культурные артефакты, сохраненные природные ландшафты и народные сказания. В краеведении образ территории созидается не только на ментальном, но и на эмпирическом уровне. Он становится объективным, эмпирически познаваемым и переживаемым объектом, в том числе материальной культуры. В качестве седьмой функции краеведения следует выделить его способность воспроизводства ценностей, традиций, повседневных практик, культурных образцов на уровне краевой, региональной культуры путем приобщения к ней новых поколений, то есть функцию межпоколенческой трансляции территориальной/региональной идентичности. Таким образом, краеведение в контексте рассмотренных его функций представляет собой науку, научно-просветительскую деятельность, общественное движение.
Как указывают исследователи, научные основы краеведения в России были заложены уже в XVIII веке в трудах М. В. Ломоносова, Г. Ф. Миллера, П. И. Рычкова, В. Н. Татищева. Важнейшим событием в истории российского краеведения стало создание в 1845 г. Императорского русского географического общества, ставшего духовным и научным центром «всестороннего изучения родной земли». Основы краеведческого принципа обучения нашли свое отражение в научных и педагогических трудах Д. Д. Семенова, разработавшего учебное пособие и
хрестоматию в 6 томах «Отечествоведение». Термин «краеведение» был введён в 1914 г. историком
B. Я. Улановым и географом И. Д. Маньковым. Институциализация краеведения как общественного движения происходила в первой четверти XX века через создание общественных и академических структур, оформление научных журналов, научной краеведческой школы. Так, в 1921 г. был проведен первый общероссийский краеведческий научный форум - Всероссийская конференция научных обществ по изучению местного края. В январе 1922 г. было создано Центральное бюро краеведения (ЦБК), председателем которого стал академик
C. Ф. Ольденбург. Начали издаваться журналы «Краеведение» (1923-1929), «Известия Центрального бюро краеведения» (1925-1929) и «Советское краеведение» (1930-1936) [8]. Сегодня краеведческое движение в России представлено различными организационными формами: школьными кружками, краеведческими региональными обществами и ассоциациями. На общегосударственном уровне республиканские, областные и краевые краеведческие организации представлены Союзом краеведов России (СКР), председателем которого является отечественный историк академик С. О. Шмидт.
Начало становления краеведения в Якутии исследователи связывают с открытием в 1739 г. навигацкой школы в г. Якутске, у истоков которой стоял В. И. Беринг [9]. В период Х\Ш-Х1Х вв. Якутия стала центром многочисленных научно-исследовательских экспедиций, в составе которых были В. И. Беринг, А. И. Чириков, Г. Ф. Миллер, И. Г. Гмелин, С. П. Крашенинников, Э. В. Толль, И. Д. Черский, Ф. П. Врангель, А. В. Колчак и другие. В 1891 г. по инициативе А. И. Попова, статского советника, действительного члена Императорского Русского географического общества, одного из организаторов краеведения в дореволюционной Якутии, был открыт Якутский областной музей -один из первых краеведческих музеев Сибири и Дальнего Востока. В начале XX вв. в Якутске было открыто отделение общероссийского Общества изучения Сибири и улучшения ее быта, а в 1913 г. -Якутский отдел Императорского Русского географического общества. Первым председателем Якутского отдела Императорского Русского географического общества был избран губернатор Якутии И. И. Крафт. На момент образования отдела в нём было зарегистрировано 45 членов. В 2013 г. Якутское региональное отделение Русского географического общества отметило столетие со дня образования. Таким образом, как в России, так и в Якутии существуют вековые традиции краеведческого движения, и эти традиции являются уникальным ресурсом внутреннего имиджирования республики.
На современном этапе предлагаем организацию республиканского краеведческого молодежного движения «Искатели», призванного комплексно решать актуальные для современной Якутии задачи:
- целенаправленное системное просвещение общественности в вопросах современной жизни Республики Саха (Якутия);
просвещение современной зрительской аудитории по вопросам истории, культуры Якутии как территории со своеобразным культурно-историческим типом цивилизации, особыми географическими, природно-климатическими условиями, традиционно сложившимися формами хозяйственной и духовной жизни населения;
- популяризация деятельности людей, внесших неоценимый вклад в развитие истории, культуры, науки Республики Саха (Якутия);
- патриотическое воспитание молодежи посредством обогащения ее позитивных представлений об истории и современном состоянии республики;
- обогащение информационных потоков, связанных с имиджированием региона;
- создание новых коммуникационных каналов для продвижения информации о жизни республики на внешний рынок;
- осуществление изысканий и распространение научных знаний в области краеведения;
- проведение учебной и производственной практики студентов профильных специальностей.
На развитие традиций краеведческого движения в Якутии направлены проекты, разработанные филиалом БГУЭП в г. Якутске совместно со Студией креатива Андрея И (Хорошева) «Навигатор» [10]. Например, проект «Шоу «Штурм Шахты Шергина»: после шестидесятипятилетнего забвения» (последний спуск научной экспедиции был совершен в 1942 г.) группа штурма - автор проекта и телеведущий Андрей И (Хорошев), режиссер Марина Калинина и начальник аэромобильного отряда Службы спасения РС (Я) Евгений Золкин - осуществили спуск в шахту на глубину 104 метра. Видеоматериалы спуска участников проекта в Шахту Шергина были размещены в Интернете. По результатам удачной экспедиции прошла пресс-конференция, на которой обсуждался вопрос о будущем шахты. «Штурм Шахты Шергина» стал акцией, положившей начало большому проекту «Восстановление исторического памятника «Шахта Шергина». Основная цель мероприятия была достигнута - знакомство местной и зарубежной общественности с уникальным природно-культурным памятником Якутии.
По итогам проекта «Штурм Шахты Шергина» был снят документальный фильм «Шахта Шергина», который стал одним из фильмов цикла познавательных краеведческих программ «Искатели Якутии»,
посвященных историческим и природным тайнам Республики Саха (Якутия), наряду с фильмами «Тайна Абакаяды», «Большая белая рыба», «Загадка якутских рун», «Путь якутской лайки», «В поисках якутского доспеха», «В погоне за временем», «Ледяная трасса. Алсиб», «Вечная ссылка Василия Трощанского» и др. В 2012 г. на канале «ТНТ» вышла новая передача «Таинственное захоронение» из цикла «Искатели Якутии». В основу её сюжета легли поиски имени человека, погребённого в могиле, которую съёмочная группа «Искателей Якутии» во главе с Андреем И несколько лет назад обнаружила у подножия Брюнгадинской горной цепи. «Окно в Якутию» -второй телевизионный проект филиала Байкальского университета, направленный на освещение обычаев, культуры, истории народов, населяющих Якутию. Содержание отдельных передач посвящено загадочным природным объектам Якутии, уникальным личностям, внесшим особый вклад в культуру республики. Уже вышли в эфир передачи «Хава Нагила. Давайте радоваться!», «Хачкар на якутской земле», «Люди из страны утренней свежести», «Якутский занавес над московской сценой», «Страна Верхоянье». Готовятся передачи, посвященные жизни и быту приленских ямщиков, эвенов, татар. В подобной краеведческой работе участвует и учащаяся молодёжь республики. Так, студенты филиала БГУЭП в г. Якутске принимают активное участие в работах Андрея И, планируется организация краеведческих проектов совместно со школьниками столицы Якутии.
Заключение
Современные реалии жизни требуют разработки и реализации системы неотложных мер по формированию долгосрочной внутренней имиджевой политики многонациональной, поликультурной, многоконфессиональной Якутии. Этот процесс предполагает не только разработку внешних визуальных атрибутов, широкую пропаганду государственной символики, брендовых символов республики, но, прежде всего, тех ценностей, убеждений, представлений, которые формируют республиканскую идентичность, объединяют людей и таким образом становятся самой важной составляющей благоприятного образа территории в первую очередь для граждан Якутии и других регионов России. Исключительную важность при этом обретает идея дальнейшего развития краеведческого движения в Республике Саха (Якутия), миссия которого заключается в формировании уважения населения к месту проживания и работы, стимулированию подлинного патриотизма населения как «нравственной основы внутреннего имиджа территории» [11]. Такое отношение к родине можно созидать только на деятельном и заинтересованном изучении своего края. Участие населения в краеведческих проектах «способствует процветанию
гражданского общества ... и усиливает их привязанность к месту, где они живут, работают и отдыхают» [12, с. 28].
Л и т е р а т у р а
1. Социальные аспекты имиджевой политики региона: Коллективная монография / Под науч. ред. Цой Л. Н. - М.: Изд-во «Спутник», 2011. - С. 278-303.
2. Продвижение Республики Саха (Якутия) в контексте общей государственной стратегии развития Восточной Сибири и Дальнего Востока: сб. научных тр. / М-во образования и науки РФ; Якут. представительство Росс. Ассоц. по связям с общественностью; ФГБОУ ВПО «Байк. гос. ун-т экономики и права», ФГАОУ ВПО «СВФУ имени М.К. Аммосова». - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013. - 197 с.
3. Современные проблемы региональных общественных коммуникаций. Часть 9: Материалы международной научно-практической конференции «Факторы влияния и тенденции развития общественных коммуникаций субъектов Азиатско-Тихоокеанского региона» (30 июня - 1 июля 2013 г.) / под ред. Цой Л. Н., Залуцкой С. Ю., Корниловой В. В. - Якутск: Филиал ИПК СВФУ, 2013. - 60 с.
4. Глебова И. С. Имидж республики Татарстан сегодня и завтра // PR-технологии в информационном обществе: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 10-12 ноября 2004 г. - СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2004.
- С. 59-61.
5. Визгалов Д. Маркетинг города. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. - 110 с.
6. Шмидт С. О. Краеведение - дело, значение которого не может быть преувеличено // Памятники Отечества, 1989.
- № 1. - С. 12-18.
7. Краеведение // Избранное: мысли о жизни, истории, культуре / сост. Д. С. Бакун. - М.: Рос. фонд культуры, 2006.
- С. 71-87.
8. Соболев В. С. Академия наук и краеведческое движение // Вестник РАН, 2000. - Т. 70, № 6. - С. 535-541.
9. Пахомова Л. С. Развитие географического краеведения в школах Якутии // Вестник ЯГУ. - 2008. - Т. 5, № 2.
- С. 46-50.
10. Имидж-моделирование региона в контексте современного развития России: сб. науч. тр. - Якутск: Якутский край, 2012. - 312 с.
11. Концепция имиджевой политики Республики Саха (Якутия) на 2012-2020 годы [электронный ресурс] // М1р:/Л1ос8. pravo.ru/document/view/20685663/19729359/ (дата обращения: 25. 02. 2014 г.).
12. Динни К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики / Под ред. Кейта Динни; пер. с англ. Веры Сечной.
- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 336 с.
К е f е г е п с е 8
1. Sotsial'nye а8реИу imidzhevoi роШк regiona:
Kollektivnaia monografiia / Pod nauch. red. Tsoi L. N. - M.: Izdatel'stvo «Sputnik», 2011. - S. 278-303.
2. Prodvizhenie Respubliki Sakha (Iakutiia) v kontekste obshchei gosudarstvennoi strategii razvitiia Vostochnoi Sibiri i Dal'nego Vostoka: sb. nauchnykh tr. / M-vo obrazovaniia i nauki RF; Iakut. predstavitel'stvo Ross. Assots. po sviaziam s obshchestvennost'iu; FGBOU VPO «Baik. gos. un-t ekonomiki i prava», FGAOU VPO «SVFU imeni M.K. Ammosova». -Irkutsk: Izd-vo BGUEP, 2013. - 197 s.
3. Sovremennye problemy regional'nykh obshchestvennykh kommunikatsii. Chast' 9: Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Faktory vliianiia i tendentsii razvitiia obshchestvennykh kommunikatsii sub"ektov Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona» (30 iiunia - 1 iiulia 2013 g.) / pod red. Tsoi L. N., Zalutskoi S. Iu., Kornilovoi V. V. - Iakutsk: Filial IPK SVFU, 2013. - 60 s.
4. Glebova I. S. Imidzh respubliki Tatarstan segodnia i zavtra // PR-tekhnologii v informatsionnom obshchestve: Materialy II Vseros. nauch.-prakt. konf. Sankt-Peterburg, 10-12 noiabria 2004 g. - SPb.: Izd-vo politekhn. un-ta, 2004. -S. 59-61.
5. Vizgalov D. Marketing goroda. - M.: Fond «Institut ekonomiki goroda», 2008. - 110 s.
6. Shmidt S. O. Kraevedenie - delo, znachenie kotorogo ne mozhet byt' preuvelicheno // Pamiatniki Otechestva, 1989. - № 1.
- S. 12-18.
7. Kraevedenie // Izbrannoe: mysli o zhizni, istorii, kul'ture / sost. D. S. Bakun. - M.: Ros. fond kul'tury, 2006. - S. 71-87.
8. Sobolev V. S. Akademiia Nauk i kraevedcheskoe dvizhenie // Vestnik RAN, 2000. - T. 70, № 6. - S. 535-541.
9. Pakhomova L. S. Razvitie geograficheskogo kraevedeniia v shkolakh Iakutii // Vestnik IaGU, 2008. - T. 5, № 2. - S. 46-50.
10. Imidzh-modelirovanie regiona v kontekste sovremennogo razvitiia Rossii: sb. nauch. tr. - Iakutsk: Iakutskii krai, 2012.
- 312 s.
11. Kontseptsiia imidzhevoi politiki Respubliki Sakha (Iakutiia) na 2012-2020 gody [elektronnyi resurs] // http://docs. pravo.ru/document/view/20685663/19729359/ (dzata obrashche-niia: 25. 02. 2014 g.).
12. Dinni K. Brending territorii. Luchshie mirovye praktiki / Pod red. Keita Dinni; per. s angl. Very Sechnoi. - M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2013. - 336 s.
^SMir^îr