Научная статья на тему 'Имиджеобразующая роль метафоры в образовательном дискурсе'

Имиджеобразующая роль метафоры в образовательном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
359
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ГОРОДА / МЕТАФОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИСКУРС / IMAGE OF THE CITY / METAPHORICAL MODELS / THE EDUCATIONAL DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вершинина Евгения Николаевна

Статья посвящена вопросам лексического моделирования имиджа университетов в текстах СМИ. В частности рассмотрено, посредством каких метафорических моделей формируется имидж университетов в текстах всероссийской газеты «Поиск» и как он влияет на имидж города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image-modelling role of the metaphor in educational discourse

Today the image of the city has not been studied sufficiently. However, there are a number of works about methods of constructing region's image in Russian linguistics. In these researches we can find a detailed analysis of advertising and communication technologies, which can be used in the creating of region's or country's images. Basing on generalization of theoretical works on the problem of researching the regional image-making, the author distinguishes a number of factors, which can cause changes in region's image, and which can be applied to the study of the city's image. Among them are: the political specificity, economic features, intellectual and human resources, research and innovation. The latter two components are dominant for the image of Tomsk. That is why in this article we considered the educational discourse of the city, in particular, the discourse of higher education institutions. This article gives the analysis of the specific metaphorical models, using which journalists form the image of universities in media texts. This article also raises the question of how the image of the university influences the image of the city. The material for the study included 74 publications varying in genre, selected from a specialized weekly "Поиск" (Poisk, "Search"). We analysed 49 metaphors. Among them are floral, military, physiological, mechanical, sport, space and physical metaphors, those of kinship, of home. All these metaphors represent Tomsk as a city with a mature and developing scientific community, where young scientists ''grow''. In newspaper texts Tomsk is compared with a large sturdy house with a solid foundation; all its inhabitants are in close mutually beneficial relations of cooperation, or even kinship. The newspaper creates the image of a city with a competitive and innovative environment, the center of "educational universe" in Siberian region. It is surrounded by a range of customers and partners. Tomsk looks like a strong city, the strength of which is in the research potential of young professionals coming to Tomsk universities to get higher education and to work here successfully. Also the studied texts show the relationship between universities and industrial enterprises of Tomsk. These relationships help journalists to model the image of Tomsk as a city with a developed economy.

Текст научной работы на тему «Имиджеобразующая роль метафоры в образовательном дискурсе»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 377. С. 12-15

УДК 81'373.612.2

Е.Н. Вершинина

ИМИДЖЕОБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ МЕТАФОРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ДИСКУРСЕ

Статья посвящена вопросам лексического моделирования имиджа университетов в текстах СМИ. В частности рассмотрено, посредством каких метафорических моделей формируется имидж университетов в текстах всероссийской газеты «Поиск» и как он влияет на имидж города.

Ключевые слова: имидж города; метафорические модели; образовательный дискурс.

Город является сложным объектом изучения, общим для разного рода дисциплин. Город - это клубок процессов и людей, неразрывно связанных друг с другом. В настоящее время имидж города изучен недостаточно. Вместе с тем существует ряд работ, касающихся моделирования имиджа региона: влияния имиджа на различные сферы жизни региона [1]; рекламнокоммуникационных технологий, позволяющих создать имидж региона и страны [2]. Структурная модель формирования имиджа страны и отдельного региона представлена в работах [3-5]. В частности, И. А. Сушненко-ва [5] на основе анализа теоретических работ, обращенных к проблеме регионального имиджмейкинга, выделяет ряд имиджеобразующих факторов региона, которые могут быть применены в полной мере и к исследованию имиджа города. Среди них политическая специфика, экономические характеристики, интеллектуальный и кадровый потенциал, научный и инновационный потенциал. Последние два компонента являются доминирующими для имиджа Томска. Именно поэтому в рамках данной статьи будет рассмотрен образовательный дискурс города, в частности дискурс высших учебных учреждений.

В работе будет проанализировано, посредством каких метафорических моделей формируется имидж университетов в текстах СМИ и как он влияет на имидж города. Метафорические модели были выбраны в качестве объекта исследования ввиду того, что метафора является эффективным средством когнитивного моделирования дискурса [6. С. 9]. Материалом для исследования послужили 74 публикации, различные по своей жанровой принадлежности, выбранные из специализированной еженедельной газеты «Поиск».

Современная лингвистика рассматривает метафору как способ мышления. Основа такого понимания заложена в теории концептуальной метафоры, трактующей метафору как модель концептуальной ассоциации (Дж. Лакофф и М. Джонсон, 1980).

Анализ метафор является важным при анализе имиджа в целом, поскольку метафоры формируют «модель восприятия действительности, в которой - как в зеркале - отражаются представления о роли и месте действующего субъекта» [7. С. 15].

О. С. Иссерс рассматривает метафору как средство дискредитации объекта, поскольку «перенос наименования с одного объекта на другой, сходный с первым в каком-либо отношении, позволяет характеризовать последний, выразить к нему отношение» [8. С. 169170]. Механизм действия метафоры таков и в том случае, когда она используется для создания положительного имиджа объекта. По мнению А.Н. Баранова [7],

метафора обладает аргументативным потенциалом. Он реализуется в том, что между участниками коммуникации существует некоторое соглашение, которое определяет связь между метафорической моделью и объектом понимания, для описания которого она используется [Там же. С. 189].

Особое внимание анализу метафоры как средству создания имиджа уделяет О.В. Булгакова [9]. Она называет метафору «наиболее продуктивным средством моделирования имиджа на лексическом уровне» [Там же. С. 189], в силу того, что метафора в «полной мере отражает когнитивную природу процесса моделирования, с ее помощью происходит осмысление новых явлений действительности» [Там же. С. 64].

В процессе работы были проанализированы материалы газеты «Поиск» за 2012-2013 гг., посвященные деятельности томских вузов. В данных текстах образовательного дискурса было выделено 49 метафор. Все они были классифицированы с опорой на типологию, предложенную А.П. Чудиновым. За основу данной классификации были взяты исходные понятийные сферы выделенных метафорических моделей. В тексте статьи сами модели и их анализ представлены в соответствии с частотностью их употребления в исследуемых текстах СМИ: от самых популярных к встречающимся наименее часто. Анализ выявленных моделей позволил посмотреть на Томск через призму метафорики и сделать выводы о их роли в формировании имиджа города в образовательном дискурсе.

Наиболее часто в текстах газеты «Поиск» актуализируются фитоморфные метафоры. В их основе «лежат базовые метафоры, связанные с архетипическим восприятием мира: мира, в котором все имеет корни и плоды, происходит из каких-то семян и зерен» [10. С. 150].

«Создание условий для выращивания готовых инженеров-проектировщиков, способных воплотить свои идеи в востребованный рынком продукт, привлечение работодателей к участию в образовательном процессе - ключевые задачи современного инженерного образования в России». № 49 (2011). Использование данной метафоры необходимо для передачи идеи о том, что процесс подготовки кадров подобен работе садовода. Выращивание предполагает создание оптимальной среды для роста и развития, наличие усилий со стороны наставников. Вырастить - значит вложить что-либо в продукт своей деятельности. Приведенная метафора дает читателю представление о том, что процесс подготовки кадров является длительным и кропотливым.

«Но и такого сравнительно небольшого времени Томскому государственному университету систем управления и радиоэлектроники хватило, чтобы войти

в пору активной зрелости, приобрести черты, которые выгодно выделяют его среди многих высших учебных заведений страны». № 37 (2012). Зрелость - это этап в жизненном цикле растения, когда оно готово к качественно новым изменениям, например фрукт после его созревания можно употреблять в пищу. Данная метафора содержит указание на то, что университет готов к выходу на новый уровень развития, за рамки своей привычной сферы деятельности.

«Есть заказчик высокого уровня развития и есть исполнитель, обладающий соответствующими возможностями, причем не только кадрами, которые могут учить параллельному программированию, но и ресурсами, которые могут участвовать и в образовании, и в разработке. Вот тогда этот симбиоз дает синергию». № 46 (2011). Анализируемая метафора может рассматриваться и как фитоморфная, и как зооморфная. Метафора «симбиоз заказчика и исполнителя» призвана продемонстрировать естественность сотрудничества двух сторон - ТГУ и Газпрома - и взаимную выгоду от него.

Фитоморфные метафоры в проанализированном корпусе текстов выражены лексемами «рост», «выращивание», «ветвь», «поле», «наращивание», «плод», «симбиоз». Наибольшей частотностью обладает лексема «рост» - выявлено семь случаев использования данной лексемы. Использование подобных метафор дает возможность представить университетское сообщество как постоянно развивающуюся разветвленную структуру, которая расширяет территорию своего влияния. Метафоры позволяют отразить динамику развития и его этапы.

На втором месте по частотности употребления находятся милитарные метафоры. «При описании закономерностей функционирования милитарных метафор важно учитывать два фактора: когнитивную укорененность военных образов в национальном сознании и дискурсивную специфику функционирования метафорической модели» [11. С. 29].

«Мы уверены, что часть этой многотысячной армии студентов выберет Томский политехнический университет». № 36 (2012). Метафорическое наименование общности студентов как армии используется для того, чтобы показать, что они представляют собой, во-первых, большую массу людей, во-вторых, силу, как и любая армия.

«Расчет на расчеты. Новый центр обеспечит прорыв в проектировании». № 16 (2013). Данная метафора одновременно указывает на несколько важных черт предстоящих изменений: они будут кардинальными, будут носить положительный характер и произойдут быстро.

«А вот лидерам руководством страны было сделано заманчивое, но крайне ответственное предложение: побороться за попадание в ограниченный круг российских университетов, которым государство окажет поддержку в продвижении на пути в Топ-100 мировых вузов». № 10 (2013). Милитарная метафора характеризует существующую между университетами конкуренцию как очень жесткую. Пространственная метафора позволяет сформулировать цель университета - попасть в ограниченную, элитарную, закрытую общность передо-

вых университетов и отразить динамику продвижения университета к достижению этой цели.

Выявленные милитарные метафоры выражены следующими лексемами: «прорыв», «перевооружение», «бороться», «борьба», «полигон», «армия», «завоевать». Большая часть метафор образована при помощи лексемы «прорыв». Милитарные метафоры отражают несколько важных характеристик современных томских университетов: высокую степень конкуренции между ними и готовность к качественным кардинальным изменениям в их работе. Именно с последней характеристикой связаны «метафоры прорыва».

Достаточно часто авторы газеты «Поиск» прибегают к использованию физиологических метафор, представленных лексемами «возраст», «омоложение», «не безголовый». «Физиологическая метафора - одна из наиболее традиционных и детально структурированных» [10. С. 61]. Метафоры, связанные с категориями возраста, применяются для характеристики этапов развития, на которых находятся университеты и наука. В отношении науки акцент чаще всего ставится на качественно новом витке ее развития, ее новой «молодости».

«Стратегия-2020 торопит омоложение науки». № 44-45 (2011). Автор статьи сравнивает новый виток развития науки с процессом возвращения молодости живому организму. Омоложение подразумевает привлечение новых молодых кадров, применение новейших средств и технологий для проведения научных исследований.

«- Ну, ваши томские вузы безголовыми не назовешь...» № 31-32 (2011). Интервьюер с помощью данной метафоры высказывает мысль о том, что деятельность томских вузов является осмысленной и продуманной.

Следующими по частотности употребления являются метафоры дома - шесть метафор в проанализированном корпусе текстов. Они реализованы в рассмотренных материалах при помощи лексемы «фундамент». Дом является важнейшим концептом человеческой культуры. Н.Д. Арутюнова отмечает, что метафора дома «позволяет выделить в обществе базис (фундамент), различные структуры (инфраструктуры, надстройки), несущие опоры, блоки, иерархические лестницы» [12. С. 14-15]. Метафоры такого рода призваны показать, что за каждым университетом и его исследованием стоит определенная база, опираясь на которую, он может осуществлять дальнейшее развитие. Университеты представляются сильными структурами.

«Разработки ученых ТГУ становятся крепким фундаментом для создания технологических линий и наукоемких производств». № 22 (2013). Результаты труда сотрудников университета представлены как необходимая основа для развития производства.

«Традиции - фундамент будущих побед». № 22 (2013). Метафора выражает идею о том, что ТГУ имеет возможность для развития, в том числе потому что уже обладает историей и авторитетом. Без фундамента нельзя построить здание, а без крепкой, проработанной базы, традиций и годами выработанных стандартов научной работы невозможно сделать качественный скачок в исследованиях.

Механистические и физические метафоры менее частотны - выявлено пять случаев их использования.

Метафоры представлены в текстах газеты «Поиск» следующими лексемами: «локомотив», «формула», «магнит», «конвейер», «капсула».

«Университеты сегодня становятся локомотивами экономического развития: то новое знание, которое они генерируют, должно преобразовываться в новые технологии, решения, продукты». № 16 (2013). Данная метафора позволяет охарактеризовать университет как движущую силу, достаточно мощную, имеющую направление и цель. Закрепленная в сознании характеристика локомотива быть всегда первым помогает создать при помощи данной метафоры образ уни-верситетов-лидеров. Механистическая метафора дает представление об университете как о слаженном продуманном механизме, где все работает согласно созданному плану.

«Приоритетные исследования, которые вел вуз, перспективы, открывавшиеся перед его выпускниками и сотрудниками, стали магнитом для талантливых и целеустремленных молодых людей. Благодаря этому в ТУСУР сформировался уникальный коллектив специалистов, создавших собственные научные школы и направления». № 37 (2012). Магнит обладает силой притяжения. Физическая метафора создает эффект естественности процесса концентрации молодых ученых вокруг ТУСУРа, так законы физики действуют в соответствии с природой, они являются постоянными и непреложными.

Механистические метафоры обладают позитивным прагматическим потенциалом и представляют университеты как отлаженные механизмы, способные выдержать сопротивление среды.

Достаточно употребительными являются пространственные метафоры, они выражены лексемами «путь», «лестница», «круг», «пояс».

«В 2011 году малое предприятие “инновационного пояса" ТГУ ООО “Компахим" получило статус участника Инновационного центра “Сколково"».

№ 50 (2011). «Инновационный пояс» - совокупность предприятий, применяющих разработки университета и работающих на его базе. Пространственная метафора создает образ университета-вселенной, центром которой он является.

«Купить зарубежный пакет такого ПО - не столь просто. Это очень дорогое удовольствие, но мы все-таки двигаемся по этому пути: уже приобретены, установлены и используются два коммерческих пакета - ANSYS и FLUENT». № 46 (2011). Метафора показывает динамику в решении университетами проблемы использования лицензионного программного обеспечения.

«Вокруг ТПУ сформировался устойчивый круг заказчиков на специалистов, однако в последнее время наметилась тенденция к снижению запросов на прием выпускников в ряд компаний». № 13 (2013). Подобные метафоры позволяют представить ТПУ как единый центр, общую точку, объединяющую предприятия промышленного комплекса.

Пространственные метафоры дают возможность проиллюстрировать динамику развития университетов. Метафоры «пояса» и «круга» делают возможным их изображение как отдельных вселенных, центрами ко-

торых они являются. Их спутники в такой модели -предприятия, компании и университеты других городов России и мира.

Метафоры родства встречаются в текстах выбранной нами тематики довольно редко и представлены лексемами «сватать» и «родня».

«Лучших “сватают ” в магистратуру ТПУ уже с 3-4 курсов». № 44-45 (2011). В данном примере процесс выбора аспирантов университетом уподобляется процессу выбора родителями пары своему ребенку. Метафора дает возможность передать несколько очень важных характеристик процесса отбора аспирантов. Во-первых, сотрудники ТПУ относятся к этому с большим вниманием и ответственностью, знакомство с будущими аспирантами является не формальным, а личным, и союз аспиранта и университета предстает длительным и обдуманным. Подобные метафоры позволяют охарактеризовать подход томских университетов к сотрудничеству и выбору коллег не как формальный, а как продуманный, индивидуальный и ориентированный на длительные периоды времени.

«Томский политехнический и Томский государственный архитектурно-строительный университеты - дружная родня». № 52 (2012). Метафора родства показывает, насколько тесным является сотрудничество университетов в рамках конкретного проекта, и содержит указание на историческую традиционность подобного сотрудничества.

Спортивные метафоры выражены лексемами «планка», «прыгать», «гнаться» и представляют университетскую среду города как соревновательную, а ее членов - как самодисциплинированных и самокритичных спортсменов, стремящихся к новым результатам.

«Сегодня число МИП, использующих результаты исследований ученых ТГУ, превысило три десятка, из них 17 созданы в соответствии с ФЗ № 217. При этом уни -верситет не гонится за количеством, все созданные им предприятия добиваются результата на рынке». № 50 (2011). Спортивная метафора указывает на то, что соперничество университетов подобно спортивному. Внешне оно напоминает гонку, но содержательно эти процессы различаются. Метафора передает соревновательный дух существования университетов в городе.

Таким образом, в текстах газеты «Поиск» было выявлено восемь типов метафор: фитоморфные, милитар-ные, физиологические, метафоры дома, механистические и физические метафоры, метафоры родства, спортивные и пространственные. При помощи них в проанализированных текстах формируется имидж томских вузов. Вузы, в свою очередь, являются неотъемлемой частью Томска, влияют на его имидж. Через призму метафор образовательного дискурса Томска предстает как город со зрелой и развивающейся научной средой, город, где «взращиваются» молодые кадры. Томск уподобляется в текстах газеты «Поиск» большому крепкому дому с основательным фундаментом, все жители этого дома находятся в близких взаимовыгодных отношениях сотрудничества или даже родства.

На страницах газеты создается имидж города с соревновательной и инновационной средой, города, который является определенным центром «образовательной вселенной» Сибирского региона. Он окружен поясом заказ-

чиков и партнеров. Томск предстает сильным городом, мощь которого заключается в исследовательском потенциале молодых специалистов, приезжающих в томские университеты для получения высшего образования и воз-

можности вести активную научную деятельность. В текстах прослеживается связь между университетами и промышленными предприятиями Томска и региона, что создает имидж экономически развитого города.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шабалин И А. Имидж региона как информационно-политический ресурс : дис. ... канд. полит. наук. М., 2005.

2. Рожков ИЯ. Бренды и имидж: страна, регион, город, отрасль, предприятие / И.Я. Рожков, В.Г. Кисмерешкин. М. : РИП-холдинг, 2006.

3. Гавра Д.П. Феномен имиджа: сущность и основные характеристики // Капитал страны. 2009.

4. Глазычев В Л. Город без границ. М. : Территория будущего, 2011.

5. Сушненкова И А. Лингвокогнитивное исследование регионального имиджа : дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2011.

6. Демешкина ТА., Верхотурова НА., Крюкова Л Б, Курикова НВ. Лингвистическое моделирование ситуации восприятия в региональном и

общероссийском дискурсе / под ред. Т.А. Демешкиной. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2006. 194 с.

7. Баранов АН, Караулов ЮН. Русская политическая метафора. Материалы к словарю. М. : Ин-т русского языка АН СССР, 1991.

8. Иссерс О.С. Коммуникативные тактики и стратегии русской речи. М. : Издательство ЛКИ, 2008. 5-е изд.

9. Булгакова О.В. Лингвистическое моделирование имиджа в экономическом издании: на материале приложения «Бизнес» к газете «Красное

знамя» : дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2009.

10. Чудинов АП. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000 гг.). Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2001.

11. Будаев ЭВ. Военная метафорика в дискурсе СМИ // Acta Lingüistica. Sofia : Eurasia Academic Publishers, 2008. Vol. 2, N° 1.

12. АрутюноваН.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры / общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. М. : Прогресс, 1990.

Статья представлена научной редакцией «Филология» 5 ноября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.