Научная статья на тему 'Имидж региона в практике управления социально-экономическим развитием территории (на примере Тюменской области)'

Имидж региона в практике управления социально-экономическим развитием территории (на примере Тюменской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
527
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ИМИДЖ РЕГИОНА / ИМИДЖ ТЕРРИТОРИИ / IMAGE / THE IMAGE OF THE REGION / THE IMAGE OF THE TERRITORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Леканова Анна Сергеевна

В статье представлен анализ позиционирования имиджа территории в СМИ (на примере Тюменской области), описаны основные имиджобразующие факторы с позиции управления социально-экономическим развитием области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of the region in the practice of socio-economic development of the territory (for example, the Tyumen region)

The article presents an analysis of the territory’s image positioning in the media (for example, the Tyumen Region), describes the main factors of image from a position of socio-economic development of the region

Текст научной работы на тему «Имидж региона в практике управления социально-экономическим развитием территории (на примере Тюменской области)»

УДК 332.142

А.С. Леканова

Тюменский государственный университет Тюмень. Россия

Имидж региона в практике управления социально-экономическим развитием территории (на примере Тюменской области)

В статье представлен анализ позиционирования имиджа территории в СМИ (на примере Тюменской области), описаны основные имиджобразующие факторы с позиции управления социально-экономическим развитием области.

Ключевые слова и словосочетания: имидж, имидж региона, имидж территории.

A.S.Lekanova

Tyumen State University Tyumen. Russia

The image of the region in the practice of socio-economic development of the territory (for example, the Tyumen region)

The article presents an analysis of the territory's image positioning in the media (for example, the Tyumen Region), describes the main factors of image from a position of socio-economic development of the region.

Keywords: image, the image of the region, the image of the territory.

Несколько лет назад, в начале XXI века, можно было утверждать, что проблема имиджа территории практически не изучена, поэтому особенно важным для научной общественности, занимающейся разработкой и продвижением идей имиджмейкинга в социальной и политической сферах, представлялось донести до людей «на местах» актуальность этой проблемы и необходимость ее целенаправленного изучения и применения на практике. Сегодня ситуация изменилась кардинально. Должностные лица, представители власти не только осознают важность и значимость этой темы, но в некоторых случаях даже сами выступают авторами и инициаторами разработки проектов имиджа территории, проводят научные исследования на эту тему и публикуют их результаты. на практике же это отражается в развитии и содержательной наполняемости компонентов имиджа

Леканова Анна Сергеевна - магистрант по направлению «Государственное и муниципальное управление» Института права, управления и экономики; e-mail: lekanova25@mail.ru.

территории и в достаточно грамотном позиционировании результатов своей деятельности через СМИ и прочие каналы.

Так, например, интересным представляется то, что контент-анализ статей, публикаций и, в частности, посланий губернаторов различных регионов РФ позволяет говорить о том, что в описании современной ситуации в регионах представители власти четко обозначают и содержательно описывают пункты, соответствующие структурным компонентам имиджа территории или факторам, определяющим имидж региона. Во всех материалах обязательно говорится об инновационном потенциале, инвестиционной привлекательности, социально-экономической стабильности, инфраструктуре, кадрах и человеческих ресурсах.

Именно эти позиции становятся объектом внимания и описания в публичных выступлениях, интервью для сми, посланиях.

В послании губернатора Тюменской области В.В. Якушева областной думе «О положении дел в области и перспективах ее развития» 2014 г. мы можем увидеть следующее. «В Тюменской области создан прочный, комплексный потенциал уверенности в собственных силах. Так, мы обоснованно гордимся темпами социально-экономического развития области... региональный индекс промышленного производства в последние годы устойчиво находится в диапазоне от 110 до 116 процентов. Динамично развивается - не только количественно, но и качественно - социальная сфера. Последние два года Тюмень лидирует среди регионов российской Федерации по одному из важнейших показателей - по объемам ввода жилья в расчете на одного человека. Поставленная Президентом России задача - к 2020 году строить по одному квадратному метру жилья на человека в год - нами была выполнена уже в прошлом году. Насыщается и уплотняется сеть социальных объектов. В среднем за последние восемь лет ежемесячно - ежемесячно! -передавалось в эксплуатацию (новым строительством, капитальным ремонтом, реконструкцией, установкой модульных конструкций) в образовании 11 объектов, в здравоохранении - 8, в спорте - 5, в культуре - 2. Причем среди этих объектов не только рядовые, но и истинные жемчужины: «Медицинский город», ялуторовский ледовый каток, уватский биатлонный комплекс, областная научная библиотека, тюменский и тобольский драматические театры. А главный компонент нашего «запаса прочности» - тот огромный капитал личного, социального, политического доверия, который я уже называл главной особенностью тюменского духа, тюменской истории, тюменского характера» [4].

Таким образом, видим, что стабильность социально-политической и экономической ситуации в регионе обоснована, представлена достаточность финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционного спроса в экономической, социальной и культурной сферах региона: «Мы сохраняем все долгосрочные программы и все основные мероприятия в их составе. Более того, мы сохраняем в неприкосновенности наш базовый стратегический ориентир - очередное удвоение областной экономики к 2020 году (по отношению к 2012 г.). Именно для того, чтобы не отказываться от достижения этой амбициозной цели, мы провели инвентаризацию и сокращение второстепенных, факультативных позиций и статей расходов. Как

говорят в спортивном мире, «высушили мускулатуру». Новый бюджет более «мускулистый», чем любой из прошлых. И при этом он по-прежнему социально ориентирован! Расходы на социальную сферу составляют половину общего объема бюджетных затрат.... В числе безусловных приоритетов сохранилось исполнение майских (2012 года) указов Президента Российской Федерации, на их реализацию в ближайшее трехлетие будет направлено порядка 30 млрд рублей» [4].

Тюменская область - одна из самых больших в Российской Федерации, ее площадь составляет 8,4% территории страны. Тюменская область входит в первые семь регионов России и сопоставима с рядом развитых стран, таких, как Канада, Норвегия, Германия. За старейшими русскими городами Зауралья - Тюменью и за Тюменской областью навсегда закрепилось название «Ворота Сибири», а за городом, бывшим ранее столицей Губернии - Тобольском - «Жемчужина Сибири». В последние годы Тобольск позиционируется как культурная, духовная столица, туристический центр Западной Сибири.

Культурная составляющая в стратегии имиджа региона очень важна: «Интенция эстетической эмоциональной привлекательности носит универсальный характер, поскольку входит в программу конструирования самых разнообразных имиджей. Активную роль в реализации данной интенции играет дискурс дизайна, художественного творчества, а также шоу-дискурса». Ежегодно в регионе растет число событий и мероприятий, в том числе туристических, культурных и спортивных, многие из них российского и международного уровня. Некоторые среди них становятся уже брендовыми. Так, проводимые летом 2015 года «Выходные в Тобольске», в рамках которых состоялись одни из самых брендовых мероприятий области - фестиваль исторической реконструкции «Абалакское поле» и музыкальный фестиваль «Лето в Тобольском кремле», собрали более 20 тысяч гостей. Ежегодный (с 2011 г.) Международный фестиваль спортивного танца «Золотые ворота Сибири» усиливает культурный имидж Тюмени. В 2013 г. впервые прошел танцевальный турнир Rasputin Cup, который также стал традиционным. Для организаторов, устроивших шоу, была важна имиджевая характеристика этого культового героя. Имя Распутина создает прочный ассоциативный ряд с Тюменской землей, духом Сибири.

Тюменская область борется за спортивный имидж. Сегодня в Тюмени около 700 спортивных сооружений мирового уровня: спортивный комплекс «Жемчужина Сибири» принимает высочайшего уровня биатлонистов. Спортивные объекты области позволяют проводить соревнования международного уровня. Особое внимание уделяется деятельности этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири. Примером может служить ежегодный форум, организатором которого выступает министерство культуры РФ. В рамках этого форума на площадке археологического музея-заповедника на оз. Андреевском организована постоянная выставка изделий декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Севера, проводятся мастер-классы по музыкальному, хореографическому и изобразительному направлениям, проходят фестивали-концерты этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В единый комплекс проблем, связанных с формированием и продвижением имиджа территории, входят меры по повышению уровня жизни в регионе, развитию инфраструктуры инновационной деятельности, осуществлению национальных проектов, соответствующих приоритетным направлениям стратегии инновационного развития страны.

Осознавая роль и значение инновационного потенциала в процессе развития экономики региона, органы исполнительной власти Тюменской области осуществляют политику, направленную на поддержку научно-технической и инновационной деятельности, создание и развитие единого объединенного комплекса науки и производства. С 2010 г. в Тюмени проводится ежегодный Форум «НЕФТЬГАЗТЭК», посвященный определению механизмов инновационного развития отраслей топливно-энергетического комплекса, обсуждению и поиску решений, созданию благоприятных условий для развития инновационных проектов. Ежегодный тюменский форум является авторитетной дискуссионной площадкой по развитию нефтегазовой отрасли в России, имеет высокий статус и актуальность, созвучен общей стратегии развития инновационного направления в россии. основной целью деятельности в данном направлении является создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающих устойчивую динамику экономического развития региона за счет роста конкурентоспособности продукции, эффективного использования научно-технического потенциала для решения задач социально-экономического развития.

значимой для развития региона также является возможность создания условий для кадрового обеспечения и развития инновационных процессов в сфере науки, производства и управления. В недавнем прошлом Правительство Тюменской области и Тюменский государственный университет стали лауреатами премии Skolkovo Trend Awards 2015 за совместную подготовку и реализацию образовательной программы по развитию человеческого капитала. «сегодня наш регион, как и весь мир, живет в условиях быстрых и глубоких перемен, - говорит ректор ТюмГУ Валерий Фальков. - Его главной ценностью и ресурсом являются люди, а определяющей чертой - сохранение и приумножение человеческого капитала. одним из значимых результатов программы стало более эффективное взаимодействие представителей органов власти и вузовского сообщества в интересах региона. В результате совместной работы появились проекты, способные стать новыми «точками роста» и дать мощный толчок развитию вузов в регионе» [5].

Программа, подготовленная и проведенная «сколково» с сотрудничестве с ТюмГУ, ставила цель выявить основные проблемы территории и предложить реальные проекты их решений. В результате кропотливых поисков было разработано семь проектов. Как заверил ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов, многие предложения могут быть модельными для всей России [5].

Таким образом, мы можем отметить, что правительство Тюменской области формирует достаточные резервы для использования интеллектуального потенциала в разумном обновлении базы научных исследований с целью формирования

инвестиционной привлекательности территории, совершенствования механизмов управления инновационными процессами.

Так сложилось, что в последнее время конкуренция между регионами, проявляющаяся в различных сферах деятельности, особенно заметна именно в инновационности. Экономический и инвестиционные показатели имиджа привлекательности Тюменской области позиционируются в отчетах губернатора и правительства как многоотраслевой, диверсифицированный хозяйственный комплекс, «драйвером» развития которого стали инновационные технологии, а конкурентоспособность экономики достигла мирового уровня.

В рейтинге Министерства регионального развития РФ за 2013 г. Тюменский регион признан лидером в реальном секторе экономики, в состоянии бюджетной сферы и в привлечении инвестиций, в сфере занятости населения и удерживает эти позиции и до сегодняшнего дня. Следует отметить, что Тюменская область стала единственным зауральским регионом в первой десятке. среди регионов-лидеров, в основном, финансово-экономические центры либо регионы с развитой промышленностью, расположенные в европейской части страны [3].

Такие результаты, безусловно, связаны с развитостью механизмов политического влияния на инвестиционные процессы и формирование инвестиционной привлекательности территориального образования. Тюменский регион отличается наличием системы управления инновационными процессами, сочетающей в себе механизмы государственного регулирования и свободу выбора приоритетных направлений деятельности на уровне регионального менеджмента и способной обеспечить переход от прямого государственного распределения инвестиционных ресурсов к использованию рыночных механизмов привлечения инвестиций в регион.

«современные производства возникают в Тюменской области не посредством модернизации старых, а путем создания новых «в чистом поле», - отмечает заместитель губернатора Тюменской области В.М. Вахрин. Это значит, что применяются самые современные технологии, отвечающие, в том числе, высоким экологическим стандартам. Иллюстрацией такого подхода стали Антипинский нефтеперерабатывающий завод, «Электросталь Тюмени», «Тобольск-Полимер», «ЗапСибНефтехим» и др. [1].

По мнению заместителя главы региона В.М. Вахрина, главное кроется в отношении губернатора к своему делу, в умении формировать общественно-экономическую среду, стимулирующую движение вперед. «Благодаря усилиям Владимира Владимировича Якушева в регионе создан очень хороший инвестиционный климат, а частные инициативы находят поддержку власти» [1].

Одним из значимых субъективных факторов имиджа региона является личность руководителя. В этом отношении Тюменская область также не отпускает лидирующих позиций. По данным исследований ФоРГО (Фонд развития гражданского общества), губернатор Тюменской области относится к первой группе лидеров, в последнем рейтинге произошел заметный рост показателей (плюс 4 показателя). Благодаря деятельности В.В. Якушева начала функционировать новая модель

системы государственного управления «сложносоставного» субъекта федерации -Тюменская область, ХМАО, ЯНАО [3]. При составлении данного рейтинга использовались данные фонда «общественное мнение», Федеральной службы государственной статистики РФ, Национальной службы мониторинга, показатели социального самочувствия регионов России, а также оценки федеральных и региональных экспертов. В 2014 г. прошли выборы главы региона. Владимир Якушев набрал максимальное количество голосов на юге Тюменской области, в хМАО и ЯНАО. Учитывая этот результат, Владимира Владимировича по праву считают народным губернатором.

Особую роль в позиционировании региона играет столица области. Тюмень стала лучшим городом России по качеству жизни. После нее оказались Москва и Казань, Краснодар и Санкт-Петербург. Рейтинг составлял департамент социологии Финансового университета при правительстве России. В исследовании участвовали 37 городов с населением более 500 тысяч человек. Анализировались система здравоохранения и безопасность населения, работа образовательных учреждений, материальное благополучие горожан, работа ЖКХ, благоустройство города, дороги и миграция населения. Учитывалась также удовлетворенность населения жизнью, самооценка их уровня доходов и готовность к переезду. Как подчеркнули социологи, оказалось, что нет прямой зависимости между экономическим потенциалом, размером города и качеством жизни. Примечательно, что Тюмень по качеству здравоохранения и обеспечения безопасности стоит на 25-м месте, а по качеству образования - на первом. По состоянию и качеству обслуживания жилья и дорог Тюмень оказалась на втором месте, уступив только Набережным Челнам.

Вот как комментирует эту ситуацию заместитель губернатора области: «Город (Тюмень) чистый, прибранный, средние доходы населения выше, чем по стране, безработица находится на самом низком уровне. Основной работодатель - бюджет, соответственно, кадры - с хорошим интеллектуальным потенциалом. Сельское хозяйство также на высоте. Тарифы на коммуналку - одни из самых низких в государстве. При таких обстоятельствах у населения нет особенного повода для протеста. Люди живут с хорошим настроением и, главное, доверяют власти. А власть, в свою очередь, ценит это доверие и создает условия, при которых сами тюменцы называют свой город лучшим на Земле» [1].

Подводя итоги проведенного исследования, мы можем отметить, что в менеджменте имиджа Тюменской области достаточно серьезное внимание уделяется проблеме развития институтов гражданского общества и эффективности использования информационно-коммуникативных механизмов, обеспечивающих связь между органами власти и общественностью региона.

1. Город, в котором хочется жить [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://Итп. ru/persons/interview/gorod-v-kotorom-khochetsya-zhit-4136300.html (дата обращения 20.10.2015).

2. Исследование «РИА Рейтинг»: Рейтинг качества жизни регионов России в 2014 году // Центр гуманитарных технологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// gtmarket.ru/news/2014/12/22/7021 (дата обращения 9.06.2015).

3. Минрегион составил рейтинг эффективности губернаторов // Известия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/548899 (дата обращения 10.09.2015).

4. Послание губернатора Тюменской области В.В. Якушева областной думе «О положении дел в области и перспективах ее развития» 2014 г. // Тюменская область. Официальный портал органов государственной власти [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://admtyumen.ru/ogv_ru/block/important/poslanie2014.htm (дата обращения 21.06.2015).

5. Проект Тюменской области стал лауреатом престижной премии // Тюменская область. Официальный портал органов государственной власти [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://admtyumen.ru/ogv_ru/news/subj/more.htm?id=11336318@egNews (дата обращения 22.10.2015).

© Леканова, А.С., 2016

Для цитирования: Леканова, А.С. Имидж региона в практике управления социально-экономическим развитием территории (на примере Тюменской области) / А.С. Леканова // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2016. - № 1. - С. 190-196.

For citation: Lekanova, A.S. The image of the region in the practice of socio-economic development of the territory (for example, the Tyumen region / A.S. Lekanova // Т1те Territory Of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. - 2016. -№ 1. - P. 190-196.

Дата поступления: 16.12.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.