УДК 353
DOI 10.23672/v7779-5336-2058-z
Евстратова Татьяна Анатольевна
кандидат социологических наук, доцент факультета управления, Российский государственный социальный университет [email protected]
Кабанова Елена Евгеньевна
кандидат социологических наук,
доцент кафедры управления бизнесом
и сервисных технологий,
Московский государственный университет
пищевых производств
Tatiana A. Evstratova
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Faculty of Management, Russian State Social University [email protected]
Elena E. Kabanova
Candidate of Sociological Sciences,
Assistant Professor
at the Department of Business
Management and Service Technologies,
Moscow State University
of Food Production
Ekaterina A. Vetrova
Candidate of Sociological Sciences, Assistant Professor
of the Department of Business Management
and Service Technologies,
Moscow State University of Food Production
The image of the political party
of the moscow regional regional branch of «united russia»
Ветрова Екатерина Александровна
кандидат экономических наук,
доцент кафедры управления бизнесом
и сервисных технологий,
Московский государственный университет
пищевых производств
Имидж политической партии
московского областного регионального отделения «единой россии»
Аннотация. Политическая партия обладает сложной структурой, в которой наблюдается синтез политических идей, лидеров, программ, отдельных партийных членов. Зачастую, при голосовании электорат не задумывается об этом комплексе взаимосвязей. В первую очередь, избиратель основывает свой выбор на имидже партии. В любые времена политические лидеры отводили имиджу большое значение. В современном обществе значение имиджа для различных элементов политических институтов повышается многократно в связи с тем, что возникает необходимость оказания влияния на большие группы с учетом огромных информационных массивов о конкурентах, также стремящихся к победе. Формирование имиджа политической партии зависит от целого ряда факторов. В частности, от понимания установок, требований и настроений своих настоящих или будущих сторонников. При этом избиратель далеко не во всех случаях может установить личный контакт с политиком. Для того, чтобы обеспечить победу партии на предстоящих выборах, необходимы шаги, направленные на повышение ее имиджа. В частности, способствовать этому могут инициативы, направленные на сглаживание острых социально-экономических проблем. Также, необходимо брать во внимание на то, что в процессе научно-технического прогресса скорость
Annotation. A political party has a complex structure in which there is a synthesis of political ideas, leaders, programs, and individual party members. Often, when voting, the electorate does not think about this complex of relationships. First of all, the voter bases his choice on the image of the party. At any time, political leaders have given great importance to the image. In modern society, the importance of image for various elements of political institutions increases many times due to the fact that there is a need to influence large groups, taking into account the huge information arrays about competitors who are also striving for victory. The formation of the image of a political party depends on a number of factors. In particular, it depends on understanding the attitudes, requirements and moods of their current or future supporters. At the same time, a voter can not always establish personal contact with a politician. In order to ensure the victory of the party in the upcoming elections, steps are needed to improve its image. In particular, initiatives aimed at smoothing out acute socioeconomic problems can contribute to this. It is also necessary to take into account the fact that in the process of scientific and technological progress, the speed of dissemination of public opinion increases many times, which can contribute not only to an increase in the rating of a political party, but also to its fall. An attractive image of an organization is the most important
распространения общественного мнения увеличивается многократно, что может способствовать не только возрастанию рейтинга политической партии, но и его падению. Привлекательный имидж организации - это важнейшее условие ее политического успеха, способствующий привлечению электората на ее сторону.
Ключевые слова: общественная организация, политическая партия, имидж, партия «Единая Россия».
condition for its political success, which helps to attract the electorate to its side.
Keywords: public organization, political party, image, United Russia party.
Московское областное региональное отделение Партии «Единая Россия» находится по адресу: Московская область, г. Реутов, Юбилейный проспект, 54. Юридический адрес: Московская область, г. Реутов, Проспект Мира, 17.
Основополагающим внутренним нормативно-правовым актом общественной организации является Устав. В Уставе Партии «Единая Россия» определяются основы деятельности партии, общие моменты, цели и задачи [5].
В настоящее время в рядах отделения числятся 75325 членов партии и почти 31625 сторонников. Местных отделений партии - 61.
Секретарь Регионального отделения - Брынцалов Игорь Юрьевич.
Руководитель Регионального исполнительного комитета - Перепелицын Денис Александрович [2].
Для того, чтобы одержать победу на выборах, любая политическая партия, вкупе со своими региональными отделениями, должна участвовать в деятельности, которая может способствовать укреплению ее имиджа. Одним из таких видов деятельности является реализация партийных проектов.
Реализация партийных проектов на территории Московской области является своеобразным фундаментом, на котором выстраивается вся деятельность регионального отделения партии. И именно повышение качества и уровня жизни граждан Московской области признается в качестве одной из приоритетных задач регионального отделения партии.
К 2017 г. Московским областным региональным отделением Партии «Единая Россия» были приняты к исполнению 15 федеральных проектов, благодаря чему был выбран партийный проектный курс вплоть до окончания 2025 г. При этом число проектов, сформированных на региональном уровне, является намного более скромным -за последние пять лет их число составило всего 2 проекта [3].
В 2018-20 гг. наблюдается падение доверия к Партии «Единая Россия», в том числе, и на
уровне региональных отделений партии. Имидж партии становится менее привлекательным, в связи тем, что «Единая Россия» является публичным представителем власти. Политтехнолог В. Перевозчиков в интервью, данном «Новой газете», высказался по этому поводу следующим образом: «С учетом того, что депутатов от «Единой России» в Госдуме большинство, негативную реакцию на любые новые законы партия берет на себя. Мы с вами видим, как избиратель относится к пенсионной реформе, мусорной реформе, образовательной реформе, медицинской реформе» [4].
Для того, чтобы определить пути повышения имиджа Московского областного регионального отделения Партии «Единая Россия», необходимо выяснить каков имидж организации в данный момент времени. Был проведен социологический опрос, направленный на выявление имиджа общественной организации.
Цель настоящего опроса - выявление отношения населения к Московскому областному региональному отделению Партии «Единая Россия».
Дата проведения опроса - 15.02.2020-20.03.2020.
Тип выборки: репрезентативная.
Число респондентов - 1000 человек. В опросе приняли участие 500 совершеннолетних мужчин и 500 совершеннолетних женщин.
Метод проведения опроса - интервьюирование.
Рассмотрим основные результаты, которые стали известны в ходе проведения опроса.
Первый вопрос звучал следующим образом: «Вы интересуетесь деятельностью Московского областного регионального отделения партии «Единая Россия»?
Опрос показал, что интерес к Московскому региональному отделению Партии «Единая Россия» проявляется не слишком явственно. Так, в ходе опроса стало ясным, что из 1000 человек интерес к деятельности регионального отделения проявляют лишь 260 человек, что нельзя считать хорошим результатом (рис. 1).
Ф Проявляют интерес # Не проявляют интерес
Рисунок 1 - Уровень интереса к Московскому региональному отделению Партии «Единая Россия»
Безусловно, данный показатель нельзя считать высоким, что говорит нам о необходимости корректировки существующего на сегодняшний момент имиджа.
Далее перед респондентами прозвучал вопрос: «Из каких источников вам было бы наиболее удобно узнавать о деятельности Московского областного регионального отделения Партии «Единая Россия»? При этом подразумевалось, что данный вопрос звучал достаточно широко, т.е., он был адресован не только тем респондентам, которые интересуются деятельностью партии на регулярной основе.
В результате были названы следующие ответы:
- Благодаря официальному сайту отделения, группам в социальных сетях - 580 человек.
- Посредством местных СМИ (газетные издания, телевидение) - 410 человек.
- От знакомых - 10 человек.
Мы видим, что наиболее часто местные жители узнают о Московском областном региональном отделении Партии «Единая Россия» посредством сети «Интернет». Также, востребованным способом, способствующим распространению информации о деятельности рассматриваемого отделения, являются средства массовой информации. Примечательно, что публикации в СМИ о Московском региональном отделении «Единая Россия» происходят после его активной деятельности, например, после принятия решения о реализации того или иного социального проекта, либо после отчета о его реализации или промежуточных результатах.
Потом респондентам был задан вопрос: «Знаете ли вы о проектах, реализуемых Московским областным региональным отделением Партии «Единая Россия»? В результате стало ясно, что о проектах, реализуемых Московским областным региональным отделением Партии «Единая Россия», несмотря на значимость для социума реализуемых проектов, не известно широким слоям
населения - утвердительный ответ предоставили всего 190 человек.
На основании вышеизложенное можно сказать, что в настоящий момент имидж регионального отделения Партии «Единая Россия» не позволяет говорить о широком интересе к деятельности отделения среди местного населения. Следовательно, необходима разработка инструментария и механизмов, способных решить обозначенную проблему.
Важным в опросе является следующий вопрос: «Что вы можете сказать об имидже Московского областного регионального отделения Партии «Единая Россия»?
Результаты оказались следующими:
Имидж самой крупной партии в РФ - 620 человека.
Имидж бюрократов, пособников олигархов -110 человек.
Имидж сторонников действующего президента РФ - 200 человек.
Имидж реализаторов национальных проектов РФ -70 человек. Графически вышеизложенная информация изображена на рисунке 2.
Ответы, полученные от респондентов, позволяют сделать вывод о том, что мнение об имидже Московского регионального отделения Партии «Единая Россия» складывается не столько на основании деятельности непосредственно самого отделения, а на основании отношения к Партии «Единая Россия», в целом. В частности, на этом может указывать ответ об имидже самой крупной партии в РФ. Следовательно, необходимо принятие таких мер, которые позволили бы сформировать непосредственно имидж самого рассматриваемого нами отделения.
Следующий вопрос, предлагаемый респондентам: «На ваш взгляд, какие бы проекты могли улучшить имидж Московского областного регионального отделения партии «Единая Россия?».
Рисунок 2 - Имидж Московского областного регионального отделения Партии «Единая Россия» В результате были получены следующие ответы:
Проекты в области здравоохранения - 380 человек.
Проекты в области образования - 290 человек.
Проекты в области благоустройства дворов и строительства детских площадок - 210 человек.
Проекты в области газификации частного сектора -70 человек.
Проекты в области помощи многодетным семьям -30 человек.
Проекты в области развития спорта - 20 человек (рис. 3).
Рисунок 3 - Области реализации проектов, позволяющие повысить имидж Московского областного регионального отделения Партии «Единая Россия»
Ответы, данные респондентами, показывают, что они действительно знают очень мало о проектах, реализуемых Московским областным региональным отделением Партии «Единая Россия». Это можно подтвердить тем, что области, которые респонденты выбрали в качестве желаемых для реализации партийных проектов, уже охвачены проектной деятельностью регионального отделения. Исключение составляет лишь газификация частного сектора.
В результате ответа на вопрос «Могли бы принимать личное участие в реализации социально значимых инициатив, выдвигаемых Московским областным региональным отделением Партии «Единая Россия»?» результаты получены следующие:
- Нет - 820 человек.
- Да - 180 человек.
Ответы, данные респондентами, позволяют судить о политической и социальной пассивности большей части населения. Данный фактор необходимо учитывать при рекомендациях по улучшению имиджа посредством партийных проектов.
На вопрос: «Благодаря какому источнику вам было бы удобнее узнавать о проектах, реализуемых Московским областным региональным отделением партии «Единая Россия»?» были получены следующие ответы:
- Социальные сети - 560 человек.
- Новостные ленты в сети Интернет - 280 человек.
- Рекламный щит (билборд) - 60 человек.
- Телевидение - 50 человек.
- Газетные издания - 50 человек.
Безусловно, сказывается влияние всеобщей циф-ровизации общества. При этом наиболее предпочтительными для опрошенных оказались социальные сети. Проблема же заключается в том, что Московское областное региональное отделение Партии «Единая Россия» не ведет активных пиар-кампаний в социальных сетях. Более того, в социальной сети «Одноклассники» отсутствует группа (сообщество) изучаемого регионального отделения партии, что является проблемой для формирования позитивного имиджа. При этом в иных социальных сетях (В контакте, Instagram и т.д.) группы Московского областного регионального отделения Партии «Единая Россия» имеются.
И последний вопрос опроса звучал так: «Насколько, по вашему мнению, влияет общий имидж Партии «Единая Россия» на имидж Московского областного регионального отделения партии «Единая Россия»?
Ответы распределены следующим образом:
- Значительно в любых случаях - 640 человек.
- Значительно в ситуациях, когда на федеральном уровне партия «Единая Россия» продвигает законопроекты, отрицательно воспринимаемые населением - 320 человек.
- Не влияет - 40 человек.
Тенденция, установленная в ходе обозначенного выше вопроса, является крайне негативной для имиджа Московского областного регионального отделения «Единая Россия», так как большинство респондентов могут отрицательно относиться к региональному отделению партии в связи со сформировавшимся имиджем Партии «Единая Россия» на федеральном уровне.
Во-первых, Московское областное региональное отделение Партии «Единая Россия» реализует достаточно большое число партийных проектов, направленных на повышение качества жизни населения Московской области. При этом проекты являются довольно разнообразными, они призваны решать различные социальные и иные проблемы граждан [1]. Подавляющее большинство проектов, реализуемых региональным отделением партии, исходят из федерального уровня. И лишь небольшая часть проектов была выработана непосредственно региональным отделением партии. Среди проектов, рассмотренных в качестве направлений деятельности Московского областного регионального отделения Партии «Единая Россия», был такой, как «Безопасные дороги». Главной целью данного проекта является повышение уровня безопасности дорожного движения. Определяя значимость данного
Литература:
1. Evstratova T.A. The image of municipalities. International Journal of Criminology and Sociology / T.A. Evstratova [et al.]. 2020. Vol. 9. P. 2711-2717.
проекта для формирования имиджа, хотелось бы указать на то, что в рамках его реализации члены партийного отделения налаживали активную коммуникацию с населением, что могло способствовать формированию их благоприятного имиджа. Однако такая коммуникация была налажена не во всех мероприятиях. Кроме того, многие мероприятия не получили широкой огласки СМИ, из-за чего они не имели решающего значения при формовании имиджа Московского областного регионального отделения Партии «Единая Россия».
Во-вторых, при анализе имиджа Московского областного регионального отделения Партии «Единая Россия» были определены некоторые негативные тенденции, связанные с рядом факторов. В результате, население зачастую не знает о том, что Московским областным региональным отделением Партии «Единая Россия» реализуется ряд социально значимых проектов. Более того, негативно на имидж регионального отделения партии может сказывать имидж Партии «Единая Россия», который сложился на федеральном уровне. Следовательно, возникает потребность в поиске путей совершенствования имиджа Московского областного регионального отделения Партии «Единая Россия».
Вывод.
Обобщив вышеизложенное, можно прийти к выводу о том, что укрепление имиджа Московского областного регионального отделения Партии «Единая Россия» должно носить комплексный, системный характер. Прежде всего, необходимо предпринять меры по разграничению имиджа регионального отделения партии от имиджа Партии «Единая Россия» в целом. Для этого рекомендуется задействование визуальных элементов с указанием не просто символа «Единой России», а регионального отделения партии. Также, рекомендуется более активное задействование символики партии с указанием регионального отделения на одежде активистов, непосредственно реализующих партийные проекты. Целесообразным нам представляется и такой шаг, как разработка большего числа проектов, реализуемых на уровне региона, т.е., федеральные проекты не должны быть существенно преобладающими. Необходимым нам представляется задействование таргетированной рекламы, освещение деятельности в социальных сетях и в региональных новостях.
Реализация партийных проектов - это значимый инструмент формирования имиджа политических организаций, что удалось доказать на примере Московского областного регионального отделения Всероссийской политической Партии «Единая Россия».
Literature:
1. Evstratova T.A. The image of municipalities. International Journal of Criminology and Sociology / T.A. Evstratova [et al.]. 2020. Vol. 9. P. 2711-2717.
2. Официальный сайт Московского областного регионального отделения Партии «Единая Россия». 2021. URL : https://www.list-org.com/com pany/3227835 (дата обращения 04.05.2021).
3. Московская область. Проекты в регионе // Единая Россия. 2021. URL : https://proekty.er.ru/ node/19 (дата обращения 05.05.2021).
4. Козлова Д. Россия, которую нам обещали. Какое будущее единоросы сулили стране почти два десятилетия, и что из этого вышло на самом деле / Д. Козлова // Новая газета. 2020. URL : https://novayagazeta.ru/articles/2020/01/24/83603-rossiya-kotoruyu-nam-obeschali (дата обращения 05.05.2021).
5. Устав Партии «Единая Россия».
2. Official site of the Moscow regional regional branch of the United Russia Party. 2021. URL : https://www.list-org.com/company/3227835 (date of application 05/04/2021).
3. Moscow region. Projects in the region // United Russia. 2021. URL : https://proekty.er.ru/node/19 (date of application 05.05.2021).
4. Kozlova D. Russia, which we were promised. What kind of future did United Russia people promise the country for almost two decades, and what actually came of it / D. Kozlova // Novaya Gazeta. 2020. URL : https://novayagazeta.ru/articles/2020/01/24/ 83603-rossiya-kotoruyu-nam-obeschali (date of application 05.05.2021).
5. Charter of the Party «United Russia».