Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РОССИИ'

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
891
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политические партии / многопартийность / партия / имидж партии / общество / гражданское общество / плюрализм / демократия / political parties / multiparty / party / party image / society / civil society / pluralism / democracy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аверкина София Григорьевна, Ермаков Дмитрий Николаевич

В данной статье политические партии рассмотрены как один из ключевых инструментов в формировании гражданского общества России. Партийная система выступает единовременно частью гражданского общества и государственного аппарата, является каналом передачи интересов гражданского общества к государству. В современном мире политическая партия связывается с гражданским обществом как узаконенная его часть, развитие которой сравнивается с развитием самого общества. Консолидируя политические интересы граждан, партии способствуют формированию политической воли народа и гражданского общества. В развитии партийной системы и гражданского общества значимую роль имеет имидж партии важнейший составляющий элемент стратегии партии. Благодаря имиджу парти, становится возможным составить электорату не только определенное мнение о партии, ее деятельности, лидере, но и путем привлечения новых приверженцев развивать гражданское общество страны. Наличие многопартийности свидетельствует о разностороннем развитии государства, о различных интересах в обществе, о противоречиях – обо всём, что способствует движению и не позволяет допустить стагнацию политического и социального развития. Подтверждение тому, что политическая система более других оказывает содействие плавной координации разнородных социальных интересов, не позволяет уменьшить политический потенциал государства, положительно влияет на эффективность функционирования всех сфер жизни. Для развития и укрепления гражданского общества политические партии должны систематически участвовать в разрешении различного рода политических вопросов государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL PARTIES IN THE FORMATION OF RUSSIAN CIVIL SOCIETY

In this article, political parties are considered as one of the key tools in the formation of civil society in Russia. The party system is simultaneously a part of civil society and the state apparatus, and is a channel for transferring the interests of civil society to the state. In the modern world, a political party is associated with civil society as a legalized part of it, the development of which is compared with the development of society itself. By consolidating the political interests of citizens, parties contribute to the formation of the political will of the people and civil society. The image of the party plays a significant role in the development of the party system and civil society, which is an important component of the party’s strategy. Thanks to the image of the party, it becomes possible to make the electorate not only a certain opinion about the party, its activities, and the leader, but also by attracting new adherents – to develop the country’s civil society. The existence of a multiparty system testifies to the versatile development of the state, to various interests in society, to contradictions – everything that contributes to the movement and prevents the stagnation of political and social development. Confirmation that the political system contributes more than others to the smooth coordination of heterogeneous social interests, does not reduce the political potential of the state, and positively affects the efficiency of functioning of all spheres of life. In order to develop and strengthen civil society, political parties must systematically participate in resolving various political issues of the state.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РОССИИ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10603

АВЕРКИНА София Григорьевна,

магистр менеджмента, помощник депутата Государственной Думы ФС РФ

по Московской области e-mail: sofiya.averkina@gmail.com

Научный руководитель: ЕРМАКОВ Дмитрий Николаевич,

доктор политических наук, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры истории общественных движений и политических партий МГУ им. М.В. Ломоносова

е-mail: dermakow@mail.ru

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО

ОБЩЕСТВА РОССИИ

Аннотация. В данной статье политические партии рассмотрены как один из ключевых инструментов в формировании гражданского общества России. Партийная система выступает единовременно частью гражданского общества и государственного аппарата, является каналом передачи интересов гражданского общества к государству. В современном мире политическая партия связывается с гражданским обществом как узаконенная его часть, развитие которой сравнивается с развитием самого общества. Консолидируя политические интересы граждан, партии способствуют формированию политической воли народа и гражданского общества. В развитии партийной системы и гражданского общества значимую роль имеет имидж партии - важнейший составляющий элемент стратегии партии. Благодаря имиджу парти, становится возможным составить электорату не только определенное мнение о партии, ее деятельности, лидере, но и путем привлечения новых приверженцев развивать гражданское общество страны. Наличие многопартийности свидетельствует о разностороннем развитии государства, о различных интересах в обществе, о противоречиях - обо всём, что способствует движению и не позволяет допустить стагнацию политического и социального развития. Подтверждение тому, что политическая система более других оказывает содействие плавной координации разнородных социальных интересов, не позволяет уменьшить политический потенциал государства, положительно влияет на эффективность функционирования всех сфер жизни. Для развития и укрепления гражданского общества политические партии должны систематически участвовать в разрешении различного рода политических вопросов государства.

Ключевые слова: политические партии, многопартийность, партия, имидж партии, общество, гражданское общество, плюрализм, демократия.

AVERKINA Sofiya Grigoryevna,

master of management, assistant to the Deputy of the State Duma the Federal Assembly of the Russian Federation

for the Moscow region

ERMAKOV Dmitry Nikolaevich,

doctor of political science, doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of history of social movements and political parties

at Lomonosov Moscow state University

POLITICAL PARTIES IN THE FORMATION OF RUSSIAN CIVIL SOCIETY

I Annotation. In this article, political parties are considered as one of the key tools in the formation of civil society in Russia. The party system is simultaneously a part of civil society and the state

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

apparatus, and is a channel for transferring the interests of civil society to the state. In the modern world, a political party is associated with civil society as a legalized part of it, the development of which is compared with the development of society itself. By consolidating the political interests of citizens, parties contribute to the formation of the political will of the people and civil society. The image of the party plays a significant role in the development of the party system and civil society, which is an important component of the party's strategy. Thanks to the image of the party, it becomes possible to make the electorate not only a certain opinion about the party, its activities, and the leader, but also by attracting new adherents - to develop the country's civil society. The existence of a multiparty system testifies to the versatile development of the state, to various interests in society, to contradictions - everything that contributes to the movement and prevents the stagnation of political and social development. Confirmation that the political system contributes more than others to the smooth coordination of heterogeneous social interests, does not reduce the political potential of the state, and positively affects the efficiency of functioning of all spheres of life. In order to develop and strengthen civil society, political parties must systematically participate in resolving various political issues of the state.

Key words: political parties, multiparty, party, party image, society, civil society, pluralism, democracy.

Партийная система в Российском государстве является достаточно сложным политическим институтом. Среди практиков дискуссионным является вопрос о взаимосвязи политических партий с гражданским обществом.

Ведущая роль в формировании гражданского общества в мировом политическом процессе и на территории России в ХХ-ХХ1 вв. отводится именно политическим партиям. В условиях глобализации партийная система выступает единовременно частью гражданского общества и государственного аппарата, является каналом передачи интересов гражданского общества к государству.

Партии как основной институт демократической политической системы, обеспечивающие участие граждан в политических процессах общества, в политическом взаимодействии гражданского общества и государства, в открытой и легальной борьбе на основе принципов равноправия, а также политического плюрализма - стремятся влиять на государственную власть, участвовать в формировании органов власти и в контроле за их деятельностью. В противовес иных объединений, которые действуют на политической арене, партии преследуют установленные индивидуальные политические цели, открыто борются за места в парламенте и правительстве. Тем самым, партии намереваются приобрести возможность осуществлять управление государством, а через него - всем обществом государства. Консолидируя политические интересы граждан, партии способствуют формированию политической воли народа.

Конкурентная борьба партий за приверженцев сформированных ценностей и за политическую власть в стране должна обеспечиваться необходимым демократическим климатом, кото-

рый позволит многонациональному российскому народу, согласно Конституции, как носителю суверенитета и единственному источнику власти в Российской Федерации - осознанно выбрать наилучшие пути развития общества и государства, а также достичь гражданского согласия.

На сегодняшний день, по данным Министерства юстиции РФ, в стране официально существует 49 политических партий. Предоставленная государственной структурой информация последний раз обновлялась 28 февраля 2020 г. [1]. Данные партии представляют все возможные идеи, кроме фашизма, национализма и те, которые призывают к вражде между народами и представителями различных верований. Запрещаются партии, которые занимаются отрицанием общечеловеческих качеств и ценностей, и тех, что пропагандируют деятельность, подрывающую моральные устои.

Из всех действующих политических партий на территории Российской Федерации в 2020 г. можно выделить 10 самых крупнейших, которые имеют наибольшее количество членов и последователей. Самыми большими общественными объединениями являются:

«Единая Россия», идеология - правый демократический центризм;

«Коммунистическая партия Российской Федерации», идеология - левый центризм;

«ЛДПР», идеология - либерализм, ультраправая;

«Патриоты России», идеология - левый центризм;

«Яблоко», идеология - социал-демократия;

«Справедливая Россия», идеология - социал-демократия;

«Партия Роста», идеология - правая консервативная;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

«Партия народной свободы», идеология -правый центризм, либерализм;

«Демократическая партия России», идеология - правый центризм, либерализм;

«Партия Прогресса», идеология - социальный либерализм;

иные политические партии.

В Государственной Думе VII созыва в ходе выборов были избраны депутаты от 6 политических партий. Как известно, для принятия закона необходимо более 50% голосов всех депутатов (больше 225). В Госдуме VII созыва находятся:

«Единая Россия» - 343 представителя;

«КПРФ» - 42 представителя;

«ЛДПР» - 39 представителей;

«Справедливая Россия» - 23 представителя;

«Родина» - 1 представитель;

«Гражданская платформа» - 1 представитель.

Примечательно, что, согласно приведенным цифрам, «Единая Россия» без поддержки других фракций может принять не только любой федеральный закон, но и федеральный конституционный закон, для утверждения которого необходимо согласие 300 депутатов. Это даёт основание именовать данную партию «правящей». Таким образом, члены партии, которые поддерживают ценности и цели партии, имеют возможность косвенно влиять на государственное управление, а также укреплять гражданское общество, способное влиять на повышение качества жизни населения.

Согласно традиции, которая сформировалась в мировой политической науке, с учетом политической и идеологической ориентации, все существующие отечественные партии следует подразделить на три группы: правые, левые и центристские. При этом, несмотря на то, что многопартийность - достаточно новое явление для России, это не мешает появлению новых политических партий и укреплению ранее сформированных.

Если еще в 90-е годы большинство населения не понимало генезиса партий, не могло четко охарактеризовать их идеологию, имидж, то современное общество осознанно реализует свой выбор в пользу той или иной политической организации, и имеет возможности оказания влияния на исполнение политическими партиями своих обязательств, которые для каждого из нас сводятся первостепенно к представлению интересов граждан и их защите.

Известным является постулат о том, что политические партии, конкурирующие между собой, - это основной институт демократической системы страны. Партийная система связывается с гражданским обществом как узаконенная его

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

часть, развитие которой сравнивается с развитием самого общества [2]. Ученые отмечают, что независимые ассоциации, под которыми понимаются непосредственно партии, есть источник информированного знания и гражданской компетентности, поскольку с развитием партийности в гражданском обществе появляется ряд возможностей, как-то - ведение дискуссий на различные политические тематики [3]. Партии оказывают значительное влияние на становление гражданского обществ, и это обосновывается рядом обстоятельств.

Во-первых, партии зарождаются в обществе, они не могут существовать вне гражданского общества, соответственно, начиная с момента своего создания, любая партия вступает в тесную взаимосвязь с социумом и впоследствии оказывает влияние на него.

Во-вторых, политические партии в своей совокупности объединяются и образуют политические платформы, нацеленные на претворение в жизнь определенных общественных интересов.

В-третьих, деятельность политических партий легитимирована в России, а также является частью законодательной системы.

В-четвертых, реализовывая свои функции, партия влияет на государственное управление и важнейшие направления в жизни людей - не только на политическую, но и экономическую, духовную, социальную стороны.

В-пятых, партийная система обладает широкими возможностями и множеством механизмов, способных воздействовать на организацию и развитие гражданского общества.

Если политическую партию воспринимать в качестве социального объединения, в первую очередь, усматривается ее непосредственное участие в гражданских правоотношениях, следовательно, политическая партия вполне справедливо может именоваться субъектом гражданского общества. Такое рассуждение логично, между тем, требует своего подтверждения, поскольку система гражданского общества объединяет в себе отношения людей вне политики, в том числе она представляет частные интересы, поэтому в подобном контексте политические партии не вписываются в приведенную гражданскую социальную систему. В связи с этим считаем необходимым изучить роли не только партии, но и гражданского общества.

Существующее в Российской Федерации гражданское общество - это система, сложно организованная с элементами различных институтов. На схеме ниже представлена для наглядного понимания структура гражданского общества (рис. 1)

Рис. 1. Структура гражданского общества

Данная структура обобщает несколько институтов в единую общественную систему. В центре данной системы находится народ, который мы можем назвать главным субъектом гражданского общества. Остальные структурные элементы взаимосвязаны с народом, в т.ч., политические партии. Фактически, мы можем именовать их производным субъектом гражданского общества.

На сегодняшний день российские партии предпочитают использовать при реализации своих программ имеющиеся в ее распоряжении различные механизмы, с помощью которых идет взаимодействие с гражданским обществом. Так, партии в своей деятельности с целью создания и увеличения электората применяют финансовые средства, манипулятивные техники посредством средств массовой информации, иные технологии, используемые политиками. Если партия не имеет больших материальных запасов, что чаще относится к оппозиции, они привлекают социальные массы, при этом вовлекая их в свою деятельность зачастую не самыми законными и честными спо-

собами - применяется даже подкуп граждан, который по факту таковым является, но юридически оформляется в качестве благотворительности или не оформляется вовсе. Кроме прочего, оппозиционные партии активно работают с профсоюзами, концентрируют внимание на работе с пенсионерами, детьми-сиротами и иными социально незащищёнными категориями граждан. Профсоюзная работа - характерный отличительный признак всех существующих партий социал-демократического спектра. Однако не всегда выбранные направления приводят к желаемым результатам. Так, на наш взгляд, низкоэффективной является работа с профсоюзами, поскольку авторитет профсоюзов в российском обществе сегодня чрезвычайно мал [4]. Профсоюзы в их традиционном представлении не способны эффективно отстаивать права наемных работников, во многом их деятельность ограничивается лишь сбором взносов, организацией подарков. Известны случаи, когда профсоюзы не смогли отстоять интересы незаконно уволенных работников [5].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

Отсюда все чаще среди теоретиков и практиков возникает дискуссия о необходимости качественно нового перестроения стратегии профсоюзных организаций, которые в действительности способствовали бы эффективной защите прав и интересов работников перед работодателями. В этой части некоторые партии вносят на рассмотрение в законодательные органы предложения о внесении соответствующих поправок относительно профсоюзов в трудовое законодательство Российской Федерации [6].

Однако наиболее тесная форма взаимосвязи между гражданским обществом и политическими партиями проявляется в период организации и проведения выборов. Проблематика состоит в том, что партиям достаточно сложно привлечь избирателей в период проведения выборов на территории России для участия в предвыборной кампании, или же работы в политических партиях. Это объясняется тем, что избиратели до сих пор ориентированы в своем выборе не на партию как таковую, ее программу, стратегию, а на конкретного лидера. И если позиции лидера в обществе не высоки, он не пользуется авторитетом, то сотрудничество по схеме «избиратель - партия» намного усложняются.

Таким образом, обобщая изложенное, мы можем сделать вывод, что политическая партия есть субъект гражданского общества, однако как субъекту ей потребуется достаточно время, чтобы утвердить себя в качестве авторитетного лидера - юридического, а не физического лица.

При этом одной из важнейших задач в деятельности партии как субъекта гражданского общества считаем укрепление доверия электората, вовлечение в свою деятельность новых сторонников, укрупнение (для оппозиционных партий) своего влияния, т.е. по факту - стремление к равноправию в той степени, в которой данный термин можно применить к деятельности политических партий, а в итоге - обретение комплексного базиса, твердой основы, представленной гражданским обществом.

Каждая партия должна разрабатывать собственную стратегию с целью достижения необходимых результатов при выступлении на выборах, в своей деятельности в целом. Стратегия как таковая предполагает наличие индивидуальной линии поведения политической партии в рамках взаимодействия с гражданским обществом, электоратом, государством. В принципе, это относится к стратегии любой рекламной деятельности [7]. Именно здесь, для эффективности осуществления названных действий, на первое место выходит такой элемент стратегии, как имидж политической партии. Чтобы имидж партии работал на партию, а не против нее, исследователи обобщили и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

выделили несколько предъявляемых к нему требований [8].

1. Реалистичность. Имидж политической партии должен быть реален, не являть собой продукт мечтаний и фантазий, а максимально соотноситься с действительностью. Данное требование раскрывается через характер политической партии, при этом необходимо, по нашему мнению, сделать акцент на то, что партия пришла к власти путем прохождения этапа демократических выборов. Если же партия преподносится электорату как организация, не совсем соотносимая с демократическими принципами, то, по мнению (надо сказать, справедливому) ученых, перспективы такой партии в политике нельзя считать положительными. Иными словами, имидж политической партии должен прочно увязываться с существующими реалиями жизни государства, общества, функционированием политической системы.

2. Востребованность. Это требование приходится одним из основных. Имидж должен соответствовать ожиданию людей. Здесь необходимо учитывать результаты социологических опросов, психологических тестов, которые раскрывали бы потребности людей, их желания, опасения и прочие аспекты. Через категорию востребованности имиджа политические партии реализуют функцию дисмеризма социальных интересов [9]. Лишь через выражение потребностей общества, защиту интересов партия содействует благоприятному влиянию имиджа на свою деятельность.

3. Программно-идеологическая составляющая. Требование заключается в формировании партией собственной программы с указанием целей деятельности и желаемых результатов, которые должны наступить в определенный период. Партия, лишенная идеологии, не является таковой по своей сути, поскольку будет лишена политического смысла. Программа идентифицирует политическую партию, раскрывая перед электоратом основные направления ее деятельности.

4. Имидж политической партии должен быть прозрачен, т.е. понятен для обывателей. Слишком сложные формулировки, большое количество характеристик «перегружают» образ партии и способствуют достижению обратного эффекта - электорату становится неинтересно, он не может соотносить данный имидж со своими интересами и потребностями.

5. Обеспечение деятельности политических партий. Данное требование означает, что любая партия регулярно должна участвовать в политической жизни государства, инициировать различные политические и иные события, мероприятия, распространять соответствующую своей деятельности информацию среди населения.

6. Личностная составляющая. Многие отечественные политологи неоднократно указывали на тот факт, что в России преобладает доминирование не самой партии, а его лидера. Если лидер партии неактивен, не являет собой пример в реализации определенных задач, не способен увлекать людей, он не является харизматической личностью и скорее всего либо произойдет смена лидера (что чаще), либо деятельность партии будет неактивной, неэффективной, в конечном счете приведет к ее прекращению [10]. Лидер -это лицо партии. Именно с лидером ассоциируется партия. Одним из ярчайших примеров лидеров партии в России является В.В. Жириновский, возглавляющий партию «ЛДПР». Несмотря на его эксцентричное порой поведение, он притягателен для людей, он способен влиять на принятие решений определенными группами лиц, ставить задачи и доводить их до логического завершения. Иметь схожие черты должен каждый лидер политической партии: быть заметным, запоминающимся, уверенным в себе (отдельное поведение не учитывается, а рассматривается как пиар конкретной личности [11]), далеко не каждая партия способна предложить электорату такого человека.

Во многих партиях в регионах достаточно остро стоит проблема поиска яркой личности, способной умело руководить, распределять роли среди членов партии и успешно реализовывать партийную программу.

7. В качестве последнего составляющего требования к имиджу называется внешняя составляющая. Данный критерий характеризуется как совокупность визуальных способов, оказывающих влияние на внешнюю среду при создании имиджа партии [12]. В частности, сюда относится дизайн агитационных материалов, единый стиль прочих атрибутов, полиграфической продукции и др.

Таким образом, обобщая исследованные требования, предъявляемые к имиджу политических партий, мы можем сделать вывод, что имидж партий - важнейший составляющий элемент стратегии партии, позволяющий электорату составить определенное мнение о партии, ее деятельности, лидере. Использование благоприятного имиджа, который сочетал бы в себе все проанализированные нами критерии, есть необходимость эффективного осуществления политической партией своей деятельности, а также активного формирования гражданского общества.

Наличие нескольких партий в стране - многопартийность, свидетельствует о развитии страны, о различных интересах в обществе, о противоречиях - обо всём, что способствует движению и не позволяет допустить стагнацию. Данная система более других оказывает содействие плавной координации разнородных социальных

интересов, не позволяет уменьшить политический потенциал государства, положительно влияет на эффективность функционирования всех сфер жизни.

На сегодняшний день в России не в полной мере упорядочены отношения «партии - гражданское общество». Отсюда видится весьма актуальным установление между партийной системой, гражданским обществом и самим государством упорядоченных отношений.

Рассмотрев роль политической партии в работе государственного аппарата, есть основание утверждать, что политическая партия - это субъект гражданского общества, одной из важнейших задач в деятельности которого следует считать укрепление доверия электората, вовлечение в свою деятельность новых сторонников, укрупнение своего влияния. Политические партии для поддержания стабильности своего существования должны систематически участвовать в разрешении различного рода политических вопросов. Возможность их практического решения находится в зависимости не только от того, является ли политическая партия правящей, но и от степени политической активности и заинтересованности ее отдельных членов, от зрелости и развитости гражданского общества страны.

Список литературы:

[1] Автоматизированная информационная система «Статистика» Министерства юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://statistics.minjust.ru/ (дата обращения: 15.06.2020).

[2] Исаков А.К. Гражданское общество и политические партии в России. - М.: Дело, 2018. -С. 19-21.

[3] Калюжная Н.С. Партийность и демократия // Власть. - 2019. - № 3. - С. 18-24.

[4] Тимченко А.Ю. Гражданское общество и политические партии: соотношение, взаимосвязь // Вестник Тамбовского ун-та. Сер.: Право. - 2018. - № 6. - С. 89-96.

[5] Зайцева В.В. Современное гражданское общество: возможность и действительность // Гуманитарные науки. - 2019. - № 1. - С. 38-44.

[6] Варанян М.М. Гражданское общество // Социальный вестник. - 2020. - № 1. - С. 12-19.

[7] Герасимов Н.И. Эффективная реклама в России. - М.: ЭКСМО, 2019. - С. 78.

[8] Омельченко Г.Е. Социология политики: имидж и общество: учеб. для вузов. - М.: Статус, 2018. - С. 98.

[9] Беличенко В.С. Прогнозирование электорального поведения в России // Политические преобразования современности. - 2018. - № 1. - С. 67-72.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

[10] Гринберг Т.Э. Рекламный политический портрет в системе массовой коммуникации: авто-реф. дис. - М., 1995. - С. 9.

[11] Замащенко А.В. Политический лидер и его имидж // Психологический вестник. - 2017. - № 4. - С. 11-17.

[12] Державин А.С. Как победить на выборах в России. - М.: Норма, 2018. - С. 28.

Spisok literatury:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Avtomatizirovannaja informacionnaja sistema «Statistika» Ministerstva justicii Rossijskoj Fed-eracii [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http:// statistics.minjust.ru/ (data obrashhenija: 15.06. 2020)

[2] Isakov A.K. Grazhdanskoe obshhestvo i politicheskie partii v Rossii. - M.: Delo, 2018. - S. 19 - 21.

[3] Kaljuzhnaja N.S. Partijnost' i demokratija // Vlast'. - 2019. - № 3. - S. 18 - 24.

[4] Timchenko A. Ju. Grazhdanskoe obshhestvo i politicheskie partii: sootnoshenie, vzaimosvjaz' // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Pravo. -2018. - № 6. - S. 89 - 96.

[5] Zajceva V.V. Sovremennoe grazhdanskoe obshhestvo: vozmozhnost' i dejstvitel'nost' // Guman-itarnye nauki. - 2019. - № 1. - S. 38 - 44.

[6] Varanjan M.M. Grazhdanskoe obshhestvo // Social'nyj vestnik. - 2020. - № 1. - S. 12 - 19.

[7] Gerasimov N.I. Jeffektivnaja reklama v Rossii. - M.: JeKSMO, 2019. - S. 78.

[8] Omel'chenko G.E. Sociologija politiki: imi-dzh i obshhestvo: ucheb. dlja vuzov. - M.: Status, 2018. S. 98.

[9] Belichenko V.S. Prognozirovanie jelek-toral'nogo povedenija v Rossii // Politicheskie preo-brazovanija sovremennosti. - 2018. - № 1. - S. 67 -72.

[10] Grinberg T. Je. Reklamnyj politicheskij portret v sisteme massovoj kommunikacii: - avtoref. dis -. M., 1995. - S. 9.

[11] Zamashhenko A.V. Politicheskij lider i ego imidzh // Psihologicheskij vestnik. - 2017. № 4. - S. 11 - 17.

[12] Derzhavin A.S. Kak pobedit' na vyborah v Rossii. - M.: Norma, 2018. - S. 28.

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.